Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл
от 6 февраля 2004 г. N А-38-5060-17/20-2004
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 апреля 2004 г. N А38-5060-17/20-2004 настоящее решение оставлено без изменения
Некоммерческое партнерство "Марийское республиканское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" (далее по тексту - НП "МРАПБ") обратилось в Арбитражный суд РМЭ с заявлением к Инспекции МНС РФ по г.Йошкар-Оле о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения N 18/422 от 12.11.03 (л.д.3-4).
В судебном заседании заявитель требования поддержал полностью, просил обязать налоговый орган выдать организации уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения в 2004 г.
Инспекция МНС РФ по г.Йошкар-Оле в отзыве на заявление сообщила, что считает уведомление налогового органа законным и обоснованным, по тем основаниям, что в соответствии с пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В судебном заседании ответчик просил отказать в удовлетворении требований заявителя (л.д.16-17).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.10.03 НП "МРАПБ" обратилось в Инспекцию МНС РФ по г.Йошкар-Оле с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.04, в качестве объекта налогообложения выбраны доходы. В заявлении указано, что доход организации за девять месяцев 2003 г. составил 362000 руб., средняя численность работников - двенадцать человек, стоимость амортизируемого имущества - ноль, в соглашениях о разделе продукции не участвует, иные условия и ограничения, предусмотренные ст.346.12 НК РФ соблюдены (л.д.9).
Инспекция МНС РФ по г.Йошкар-Оле уведомлением от 12.11.03 N 18/422 отказала НП "МРАПБ" в переходе на упрощенную систему налогообложения по тем основаниям, что в соответствии с пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (л.д.10).
По мнению налогового органа, под участием организации в других организациях понимается любое участие в создании и деятельности юридического лица, независимо от того, имеют ли участники имущественные права в отношении созданного ими лица. Поскольку из девяти учредителей НП "МРАПБ" восемь являются юридическими лицами, доля их участия составляет примерно 88%, следовательно, налогоплательщик не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
НП "МРАПБ", не согласившись с принятым решением, полагая, что не подпадает под действие нормы права, содержащейся в пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления налоговой инспекции от 12.11.03 о невозможности перевода на упрощенную систему налогообложения недействительным.
Оценив фактические обстоятельства дела, арбитражный суд считает, что налоговым органом при направлении НП "МРАПБ" уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения неправильно истолкованы положения пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ, исходя из следующего.
Как следует из представленных документов, НП "МРАПБ" является некоммерческой организацией созданной в форме некоммерческого партнерства. Учредителями партнерства являются восемь юридических лиц и одно физическое лицо. На момент обращения в Инспекцию МНС РФ по г.Йошкар-Оле с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения членами партнерства были шесть юридических лиц и одно физическое лицо (л.д.7-8, 18-19, 25-31).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспаривается, что НП "МРАПБ" является юридическим лицом, доход от реализации товаров (работ, услуг) за 9 месяцев 2003 г. не превысил 11 млн. рублей. Следовательно, общие требования, установленные п.2 ст.346.12 НК РФ, при подаче организацией заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения соблюдены.
Пунктом 3 указанной статьи установлены исключения из общего правила, ограничивающие переход на упрощенную систему налогообложения для определенной категории юридических лиц (предпринимателей).
Направляя НП "МРАПБ" уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, налоговый орган в качестве основания указал пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
Однако из системного толкования указанного пункта следует, что он применяется в отношении коммерческих организаций, учредители которых имеют обязательственные права, пропорционально размеру вкладов в уставной капитал организации. Данный вывод подтверждается имеющейся в рассматриваемом пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ ссылкой на то, что ограничение, установленное этим подпунктом, не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Виды юридических лиц, в уставном капитале которых в силу прямого указания может быть установлена доля учредителей (других юридических лиц), должны определяться по правилам гражданского законодательства. Указанное положение закреплено в п.1 ст.11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно ст.48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Тем самым, в соответствии с нормами гражданского законодательства допускается процентное закрепление доли участия в уставном капитале только в отношении коммерческих организаций, каждый участник которого наделен правом требования к юридическому лицу о выплате части прибыли пропорционально доле в уставном капитале.
В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.
Таким образом, некоммерческая организация не является юридическим лицом с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Члены некоммерческого партнерства обязательственными правами по отношению к организации не обладают. Доля их участи в имуществе партнерства не устанавливается уставом и не имеет коммерческого содержания.
Следовательно, ограничения, определенные в пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ, не применяются при решении вопроса о праве некоммерческой организации на применение упрощенной системы налогообложения, так как распространяются только на коммерческие организации.
Иных оснований, исключающих право НП "МРАПБ" перейти на упрощенную систему налогообложения, налоговым органом не указано, арбитражным судом не установлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела, арбитражный суд признает, что оспариваемое уведомление противоречит нормам гл.26.2 НК РФ, требование НП "МРАПБ" о признании недействительным уведомления налогового органа от 12.11.03 N 18/422 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения подлежит удовлетворению. Арбитражный суд обязывает Инспекцию МНС РФ по г.Йошкар-Оле в срок до 23.02.04 выдать НП "Марийское республиканское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения в 2004 г.
В соответствии с правилами ст.102, 110 АПК РФ госпошлина в размере, определенном п.2 ст.4 Закона РФ "О государственной пошлине", относится на ответчика. Принимая во внимание, что налоговые органы как учреждения, финансируемые из федерального бюджета, в соответствии со ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине" освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании не рассматривается. Государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная НП "МРАПБ" при подаче заявления, подлежит возврату за счет средств федерального бюджета.
Резолютивная часть решения объявлена 03.02.04. Текст решения в полном объеме изготовлен 06.02.04, указанная дата в соответствии со ст.176 АПК РФ является днем принятия решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Марий Эл решил:
Заявление Некоммерческого партнерства "Марийское республиканское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" удовлетворить.
Признать недействительным как противоречащее Налоговому кодексу РФ уведомление Инспекции МНС РФ по г.Йошкар-Оле N 18/422 от 12.11.03 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, выданное НП "Марийское республиканское агентство поддержки малого и среднего бизнеса".
Обязать Инспекцию МНС РФ по г.Йошкар-Оле выдать НП "Марийское республиканское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения в 2004 г.
Возвратить Некоммерческому партнерству "Марийское республиканское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" за счет средств федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб. На возврат государственной пошлины выдать справку.
Решение подлежит исполнению в срок до 23.02.04 и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2004 г. N А-38-5060-17/20-2004 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Марий Эл по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании