Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл
от 28 октября 2004 г. N А-38-4561-14/661-04
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 апреля 2005 г. N А38-4561-14/661-2004 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29 декабря 2004 г. N А-38-4561-14/661-04 настоящее решение оставлено без изменения
Марийское республиканское отделение Российской транспортной инспекции Минтранса РФ обратилось в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю Г. о привлечении к административной ответственности, с учетом уточнений, сделанных им в ходе рассмотрения дела, за совершение четырех правонарушений квалифицированных по ч.3 ст.14.1. КоАП РФ (л.д.5-8; протокол судебного заседания от 28.10.2004 г.).
По мнению заявителя, ответчиком совершены следующие административные правонарушения: 1. не соблюдается режим труда и отдыха водителей; 2. не соблюдается порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности; 3. не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей; 4. регулярные пассажирские перевозки осуществляются с нарушением правил перевозки пассажиров в связи с отсутствием паспортов маршрутов и схем движения.
Просил привлечь предпринимателя к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Ответчик в письменном отзыве на заявление требование не признал, указал, что режим труда и отдыха водителей не нарушался, расхождения по времени, указанному в табеле и подсчитанному по путевым листам, не свидетельствует о нарушении режима труда и отдыха водителей. Правонарушение по послерейсовому медицинскому осмотру устранено, паспорта маршрутов и схемы движения опасных участков имеются. Заявил, что МРО РТИ нарушен п.4 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (л.д.54-55; 82-86).
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения заявителя, лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражный суд находит обоснованным требование о привлечении индивидуального предпринимателя Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1. КоАП РФ по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Г. зарегистрирован 19.02.2003 г. в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, что подтверждается свидетельством, выданным Государственной регистрационной палатой РМЭ (л.д.18).
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01. N 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование в этой области на основании постановления Правительства РФ N 135 от 11.02.02. "О лицензировании отдельных видов деятельности" является Минтранс РФ.
Марийское республиканское отделение Российской транспортной инспекции является территориальным органом Министерства транспорта РФ и выдает лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом в соответствии с Положением о Марийском республиканском отделении Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации.
09.04.2003 г. индивидуальному предпринимателю Г. Марийским республиканским отделением Российской транспортной инспекции (далее по тексту - МРО РТИ) выдана лицензия на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации (л.д.78).
Пунктами 1, 8 Положения о Российской транспортной инспекции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.02. N 515, предусмотрено, что Российская транспортная инспекция осуществляет контроль за исполнением субъектами транспортного комплекса, осуществляющими лицензируемую деятельность, федеральных законов, иных нормативных актов РФ, а также лицензионных требований и условий.
Согласно ст.2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01. N 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.02. N 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности;
б) соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации;
в) соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом;
г) наличие в штате должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.
В соответствии с ч.2, 4 статьи 18, статьей 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995. N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
обеспечить прохождение транспортными средствами технического обслуживания и ремонта, отвечающего требованиям, регламентирующим техническое обслуживание и ремонт;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленных законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей;
анализировать и устранять причины ДТП и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. N 27 и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.97. N 2 на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены следующие обязанности:
проводить служебное расследование, учет и анализ дорожно-транспортных происшествий;
устанавливать режимы труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей;
обеспечивать проведение стажировки и профессионального мастерства водителей путем организации занятий;
обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или болезненном состоянии, для чего организовывать проведение предрейсовых, межрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Минздравом РФ;
обеспечить проведение работ по техобслуживанию и ремонту транспортных средств;
составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;
разрабатывать графики движения, которыми обеспечить каждого водителя и организовать контроль за соблюдением указанных графиков.
Согласно приказу Министерства транспорта РФ "Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте" от 30.03.1994. N 15 на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены следующие обязанности:
обеспечить надежность водительского состава за счет организации стажировок водителей, вновь принятых на работу, регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах ДТП, обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки, организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний профессионального мастерства водителей;
соблюдать установленный режим труда и отдыха водителей;
обеспечить условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии;
обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, для чего перед началом регулярных перевозок обязаны проводить обследование маршрутов движения, вести учет рабочего времени водителей, обеспечивать водителей необходимыми путевыми документами.
Планом проведения инспекционных проверок, утвержденным приказом руководителя Марийского республиканского отделения РТИ N 89 от 26.07.2004 г., запланировано осуществление проверки деятельности индивидуального предпринимателя Г.
Во исполнение названного приказа, приказом руководителя Марийского республиканского отделения РТИ N 09/406 от 11.08.2004 г. государственному транспортному инспектору Ш. поручено осуществление проверки предпринимателя Г. в части соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров (л.д.12).
По результатам проверки составлен акт от 13.09.2004 и протокол по делу об административном правонарушении от 13.09.2004. (л.д.10-16), на основании которых заместителем руководителя МРО РТИ вынесено определение N 68 по делу об административном правонарушении. В соответствии с указанными документами индивидуальный предприниматель Г. допустил осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Указанные нарушения выразились в следующем.
1. Предпринимателем не соблюдается установленный законодательством режим труда и отдыха водителей. Правонарушение выразилось в следующем.
В табеле учета рабочего времени указывается ежедневный 9 часовой рабочий день, что не соответствует фактическому времени работы водителей на линии согласно путевых листов. Как следует из заключенных с работниками трудовых договоров, водителям установлена сменная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, продолжительностью смены не более 10 часов по скользящему графику, общая продолжительность перерыва для отдыха и питания не более 2 часов.
Согласно путевой документации в июне-июле 2004 г. ежедневное время в работе водителей К., Н. без учета времени на подготовительно-заключительные операции и на нулевой пробег составляет более 11 часов.
Так, согласно путевому листу N 934 от 19.07.2004 года время выезда на линию водителя К. - 5 ч. 52 мин., время возвращения - 20 ч. 00 мин. Таким образом, время в работе составило 13 ч. 08 мин., с учетом времени для отдыха в количестве 2 часов, фактическое время в работе составило 11 ч. 08 мин. (л.д.35). Согласно путевому листу N 877 от 24.06.2004 года время выезда на линию водителя К. - 7 ч. 03 мин., время возвращения - 21 ч. 20 мин. Таким образом, время в работе составило 14 ч. 17 мин., с учетом времени для отдыха в количестве 2 часов, фактическое время в работе составило 12 ч. 17 мин (л.д.34). В соответствии с п.3.1 трудового договора, заключенного ИП Г. с К. установлена сменная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, продолжительностью смены не более 10 часов по скользящему графику, общая продолжительность перерыва для отдыха и питания не более 2 часов (л.д.6).
Согласно путевому листу N 928 от 16.07.2004 года время выезда на линию водителя Н. - 6 ч. 40 мин., время возвращения - 20 ч. 40 мин. Таким образом, время в работе составило 14 ч. 00 мин., с учетом времени для отдыха в количестве 2 часов, фактическое время в работе составило 12 ч. 00 мин (л.д.35). В соответствии с п.3.1 трудового договора, заключенного ИП Г. с Н., установлена сменная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, продолжительностью смены не более 10 часов по скользящему графику, общая продолжительность перерыва для отдыха и питания не более 2 часов (л.д.77).
Довод ответчика о том, что для указанных водителей установлен суммированный учет рабочего времени опровергается представленными в материалы дела и указанными выше трудовыми договорами, в которых указание на суммированный учет рабочего времени отсутствует. Кроме того, в случае наличия суммированного учета рабочего времени, ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 10 часов. В указанных случаях, ежедневная продолжительность рабочего времени превышала 10 часов.
В соответствии с пунктами 5-8 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 25.06.99. N 16 в течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в данном случае, в связи с отсутствием в трудовых договорах, заключенных с водителями, условий о суммированном учете рабочего времени, суммированный учет рабочего времени для водителей установлен не был. Согласно трудовых договоров продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 10 часов. Из представленных заявителем и ответчиком доказательств, описанных в решении выше, следует, что фактически продолжительность рабочего времени водителей превышала 10 часов. Кроме того, в любом случае, при наличии суммированного учета рабочего времени или без его наличия продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
Таким образом, в ходе проверки на основе первичной учетной документации установлено и в судебном заседании документально подтверждено совершение ответчиком правонарушения в виде несоблюдения установленного режима труда и отдыха водителей, что является нарушением лицензионных условий и требований. Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.
Предпринимателем нарушены ст.20 ФЗ "О безопасности дорожного движения N 196-ФЗ от 10.12.95., п.3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. N 27, п.2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.97. N 2, п.2.3.6., 2.6.2. Требований по обеспечению БДД, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.94. N 15, Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. постановлением Минтруда РФ от 25.06.99. N 16, что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
2. Не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Факт совершения указанного правонарушения в момент проведения проверки ответчиком признан в отзыве и в судебном заседании (протокол судебного заседания от 21-28.10.2004 г.).
В соответствии со ст.23 ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Согласно п.3.3.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. N 27 ответчик обязан обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего:
- организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
Как следует из п.2.2; 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.97. N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся в том числе регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.
В материалы дела представлены доказательства организации проведения послерейсовых медицинских осмотров водителей. Ответчик считает, что он не может быть привлечен к административной ответственности за указанное правонарушение в связи с его устранением до вынесения решения арбитражным судом. Однако довод ответчика не соответствует действующему административному законодательству.
Указанное правонарушение является длящимся. В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня обнаружения длящегося правонарушения.
В соответствии с п.19 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. В данном случае днем выявления правонарушения арбитражный суд считает день составления акта проверки - 13.09.2004 г. Давностный срок в целях применения административной ответственности, не пропущен.
Таким образом, в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения предприниматель может быть привлечен к административной ответственности.
Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда, в силу подп.2 п.1 ст.4.2 КоАП РФ, являются обстоятельствами, смягчающими ответственность.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, перечислены в ст.24.5 КоАП РФ. Устранение правонарушения после его обнаружения, в перечне обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, отсутствует. Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, арбитражным судом признается установленным и доказанным совершение индивидуальным предпринимателем Г. двух правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, выражающихся в нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Каждого из указанных правонарушений достаточно для привлечения ответчика к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд первой инстанции не находит в действиях ответчика состава административного правонарушения в виде не соблюдения установленного приказом Министерства транспорта РФ порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности. В акте проверки указано, что событие правонарушения выразилось в том, что в путевых листах диспетчером не указывается номер графика, по которому работает автомобиль. В протоколе об административном правонарушении такое правонарушение отсутствует. В судебном заседании заявитель указал, что данное правонарушение выразилось в том, что ответчиком неверно заполнен раздел 1 "Работа водителя автобуса" не заполнены графы "Откуда", "Куда", в них указано лишь, что перевозка осуществляется по городскими маршрутами N 28, 19 (л.д.26, 27, 33-35).
По мнению заявителя, ответчиком нарушены положения приказа Минтранса РФ от 30 июня 2000 г. N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".
Согласно пункту 9 приказа Минтранса РФ от 30 июня 2000 г. N 68 путевой лист заполняется следующим образом.
9.1. В строке "Путевой лист" проставляется его учетный номер.
9.2. Под названием документа проставляется дата, в течение которой он действителен (число, месяц, год).
9.3. В разделе "Предприниматель" указываются сведения, идентифицирующие предпринимателя, а именно:
- фамилия, имя, отчество, домашний адрес и номер телефона предпринимателя.
9.4. В строках "Водитель" и "Номер водительского удостоверения" записываются фамилия и инициалы водителей, работающих по данному путевому листу, и номера их водительских удостоверений на право управления автотранспортным средством.
9.5. В строке "Лицензионная карточка" указывается вид лицензионной карточки и ее регистрационный номер.
9.6. В строках, идентифицирующих автотранспортное средство, указывается марка автотранспортного средства и прицепа, их регистрационные номера.
9.7. В строке "Водитель по состоянию здоровья к управлению допущен" проставляется подпись работника органов здравоохранения, привлеченного для проведения предрейсового медицинского осмотра, удостоверяющая состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством.
9.8. В строке "Автомобиль технически исправлен. Выезд разрешен" при выезде водителя на линию проставляется подпись лица, отвечающего соответствующим квалификационным требованиям на проведение предрейсового технического осмотра.
9.9. В строках "Выезд" и "Возврат" указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства.
9.10. В разделе I отражается выполнение транспортных услуг в течение рабочей смены при осуществлении предпринимательской деятельности.
9.11. Раздел II заполняется предпринимателем на основании результатов транспортной работы за весь период действия путевого листа.
9.12. Путевой лист при окончании работы заверяется личной подписью предпринимателя.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив представленные заявителем в качестве доказательств путевые листы, не находит нарушений, допущенных предпринимателем при заполнении путевой документации. Требований по указанию в путевых листах номера графика движения Положение не содержит. Заполнение раздела I соответствует пункту 9.10 Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, учитывая положения п.1 ст.210 АПК РФ о возложении на административный орган бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявителем не доказано наличие в действиях ответчика административного правонарушения в виде не соблюдения установленного приказом Министерства транспорта РФ порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции также не находит в действиях ответчика состава административного правонарушения в виде нарушений правил перевозки пассажиров, которое, по мнению заявителя, выразилось в отсутствия утвержденных паспортов маршрутов и схем движения по следующим основаниям.
В материалы дела на основании определения арбитражного суда из администрации города Йошкар-Олы поступили: паспорт автобусного маршрута N 19, утвержденный администрацией города Йошкар-Олы 9.10.2002 г.; паспорт автобусного маршрута N 28, утвержденный администрацией города Йошкар-Олы 7.10.2002 г.; паспорт автобусного маршрута N 18, утвержденный администрацией города Йошкар-Олы 12.07.2002 г.; паспорт автобусного маршрута N 33, утвержденный администрацией города Йошкар-Олы 07.10.2002 г. (л.д.88-139). Кроме того, в материалы дела ответчиком представлены схемы движения и опасных участков маршрутов, согласованные с УГИБДД МВД РМЭ в 2002 году, которыми, по утверждению ответчика, были снабжены водители.
Заявитель указывает на нарушение ответчиком п.5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27; п.5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2; п.2.6.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30 марта 1994 г. N 15.
В соответствии с п.5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27, на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест.
Согласно п.5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2, владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Как следует из п.2.6.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30 марта 1994 г. N 15, перед началом регулярных перевозок пассажиров в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.69 N 12, и Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.81 N 200, обязательно проводят обследования маршрутов движения. При выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности движения, предприятие до устранения недостатков в зависимости от результатов обследования: не открывает движение на маршруте перевозок; прекращает движение на действующем маршруте или изменяет маршрут; устанавливает пониженные скоростные режимы движения на маршруте; снабжает водителей информацией о наличии опасных участков.
Как следует из п.5.10 Положения об организации обслуживания населения на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" маршрутным пассажирским транспортом, утвержденного решением XXVII сессии Йошкар-Олинского городского Собрания от 24.06.2004 г. N 500-III, паспорта городских маршрутов оформляются в одном экземпляре и хранятся в администрации города Йошкар-Олы, которая ведет единый реестр маршрутов. Перевозчикам выдается надлежащим образом заверенная копия паспорта маршрута (л.д.81).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "N 504-III"
Таким образом, нормативными актами, на нарушение которых ссылается заявитель, установлена обязанность составить и утвердить паспорт маршрута и обеспечить водителей схемами движения с указанием опасных участков.
Установленные обязанности ответчиком исполнены. События и составы административных правонарушений в действиях ответчика отсутствуют.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции установил в действиях ответчика составы административных правонарушений в виде не соблюдения установленного законодательством режима труда и отдыха водителей, ответчиком также не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя составлен уполномоченным лицом, в установленный законом срок, права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ предприниматель Г. участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, проведении проверки и составлении акта проверки.
Довод ответчика о том, что проверка не могла быть проведена ранее чем через три года с момента государственной регистрации индивидуального предпринимателя со ссылкой на п.4 ст.7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" является необоснованной в связи со следующим.
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона, его действие на лицензионный контроль не распространяется.
На основании изложенного, арбитражного суда первой инстанции делает вывод о том, что при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки, составлении протокола процессуальные права и законные интересы лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административным органом полностью соблюдены.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции считает доказанными два состава административных правонарушений, совершенных ответчиком, каждого из которых достаточно для его квалификации по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с п.3 ст.14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективных обстоятельств, препятствующих ответчику в соблюдении установленных законодательством требований к режиму труда и отдыха водителей, организации послерейсового осмотра водителей арбитражным судом не установлено.
Руководствуясь имеющимися в деле доказательствами и ст.ст.2.1., 2.2. КоАП РФ, арбитражный суд признает индивидуального предпринимателя Г. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 cт.14.1. КоАП РФ.
В силу примечания к ст.2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с ч.2 ст.4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания предпринимателю арбитражный суд, учитывая совершение правонарушения впервые, организацию послерейсового медицинского контроля, считает возможным назначить предпринимателю Г. наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в размере 30 МРОТ, что соответствует 3000 руб.
Государственная пошлина взысканию не подлежит, так как федеральным законом не предусмотрено взимание госпошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя Г., г.Йошкар-Ола, к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 3000 рублей по ч.3 ст.14.1. КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28 октября 2004 г. N А-38-4561-14/661-04 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Марий Эл по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании