Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 г. N 605 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 сентября 2008 г. N 251 в постановление внесены изменения
Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 31 июля 2006 г. N 175
"Об основных направлениях подготовки кадров органов местного самоуправления на 2007-2009 годы"
4 июля 2007 г., 22 сентября 2008 г.
В целях повышения профессиональной подготовки кадров органов местного самоуправления в Республике Марий Эл для решения задач муниципальной реформы Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию профессионального обучения муниципальных служащих в Республике Марий Эл на 2007-2009 годы;
Основные направления подготовки кадров органов местного самоуправления в Республике Марий Эл на 2007-2009 годы.
2. Считать целесообразным осуществлять профессиональное обучение муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, по программам подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в Системе подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления, созданной в рамках. федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих руководствоваться положениями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации.
4. Министерству финансов Республики Марий Эл при расчете прогноза консолидированного бюджета Республики Марий Эл на соответствующий год учитывать расходы на профессиональное обучение кадров органов местного самоуправления.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Руководителя Администрации Президента Республики Марий Эл, Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Турчина Д.И.
Глава Правительства |
Л.Маркелов |
Концепция
профессионального обучения муниципальных служащих в Республике Марий Эл на 2007-2009 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2006 г. N 175)
Серьезные функциональные и структурные преобразования, начатые в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 4 марта 2005 года N 3-З "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл", требуют соответствующего кадрового обеспечения деятельности органов муниципального управления. На момент вступления в силу указанных законодательных актов профессионально-квалификационная структура кадров местных администраций Республики Марий Эл характеризуется следующими показателями. Среди муниципальных служащих Республики Марий Эл лица с высшим профессиональным образованием составляют 67 процентов, со средним специальным профессиональным образованием - 25 процентов. Основное профессиональное ядро в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления республики составляют лица старше 40 лет (68 процентов). Свыше 80 процентов муниципальных служащих имеют опыт муниципальной службы и стаж работы по соответствующей специальности, каждый пятый имеет профессиональный опыт в сфере муниципального управления свыше 10 лет. Среди муниципальных служащих, имеющих высшее образование, 19,6 процента имеют образование педагогического профиля, 13,1 процента - технического профиля, 13,2 процента - финансово-экономического профиля, 7,1 процента сельскохозяйственного профиля. Медленно увеличивается число муниципальных служащих, имеющих юридическое и управленческое образование. На 1 января 2006 г. доля муниципальных служащих, имеющих высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" и "Юриспруденция", составила соответственно 5,3 процента и 4,2 процента.
Приведенные данные, а также состояние дел в отдельных муниципальных образованиях свидетельствуют о наличии следующих негативных тенденций:
старение кадров муниципального управления, незначительный приток молодежи, приводящие к потерям позитивных управленческих традиций и оказывающие негативное влияние на стили управленческой деятельности, на взаимодействие муниципальной власти и населения;
несоответствие уровня профессиональной компетентности большинства муниципальных служащих квалификационным требованиям по замещаемой должности, а также сложности и креативности решаемых социальных задач;
высокая сменяемость муниципальных кадров, ведущая к потере преемственности в управлении и к нарушению горизонтальных и вертикальных управленческих связей;
практическое отсутствие какой-либо ротации муниципальных кадров;
слабое влияние административных структур на кадровые процессы, происходящие в муниципальных образованиях;
недостаточный приток специалистов, имеющих образовательную подготовку в области государственного и муниципального управления, отсутствие работы по замещению муниципальных должностей специалистами, получившими высшее профессиональное образование по целевому направлению муниципальных органов власти.
Реформирование местного самоуправления и появление новых задач на уровне муниципальных образований, изменившаяся система отношений между органами государственной и муниципальной власти выдвигают на первый план задачу совершенствования системы подготовки и переподготовки специалистов муниципального управления в Республике Марий Эл.
По статистическим данным, сегодня в органах местного самоуправления Республики Марий Эл на постоянной основе исполняют должностные обязанности 2062 человека, из которых 2041 (99 процентов) замещают муниципальные должности муниципальной службы. При таком соотношении становится очевидным, что эффективность начатых реформ на местном уровне, социальное самочувствие населения в определяющей степени зависят от профессионализма и квалификации муниципальных служащих. Решение этой важной социальной задачи видится в создании и развитии системы непрерывного профессионального обучения муниципальных кадров.
Указанная система должна функционировать как на региональном, так и на местном уровнях, включая и уровень конкретного органа местного самоуправления. При всем многообразии форм и методов профессионального развития персонала муниципальных органов приоритет должен принадлежать основным видам дополнительного профессионального образования, реализуемым в республиканских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и соответствующую лицензию.
Опыт организации такого обучения в Республике Марий Эл показывает, что наиболее эффективно обучение должностных лиц органов местного самоуправления проходит в рамках централизованной республиканской системы подготовки управленческих кадров. Одним из явных преимуществ такой системы является знание профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений социально-экономических проблем территорий и, соответственно, возможность максимально приблизить теоретические представления к конкретным задачам и проблемам населения муниципальных образований. В этом контексте наиболее эффективно себя зарекомендовала система получения дополнительного профессионального образования муниципальными служащими, действующая в республике с 1998 года, особенно такие ее виды как профессиональная переподготовка (очно-заочная форма обучения) и среднесрочное повышение квалификации (с отрывом от основной деятельности). За указанный период дополнительное профессиональное образование получили более тысячи человек из числа лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы, а также зачисленных в соответствующий кадровый резерв.
Между тем организационно-структурные изменения, проведенные на местном уровне в соответствии с законодательством Республики Марий Эл по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", потребовали изменения профессионально-квалификационной структуры кадрового состава органов местного самоуправления и, прежде всего, местных администраций. Так, за период подготовки к муниципальной реформе, связанный с формированием местных администраций на поселенческом уровне и созданием финансовых органов муниципальных образований, численность муниципальных служащих в Республике Марий Эл увеличилась почти на 25 процентов, сменяемость кадров составила более 12 процентов. В результате по состоянию на 1 июля 2006 г., в органах местного самоуправления республики только 359 человек (17 процентов) прошли соответствующее обучение в системе дополнительного профессионального образования, среди муниципальных служащих доля прошедших обучение еще ниже и составляет 15 процентов. Таким образом, за ближайшие 3 года предстоит обучить в системе дополнительного профессионального образования 1642 муниципальных служащих и 114 человек из числа лиц, замещающих выборные муниципальные должности на постоянной основе. Следовательно, в течение этого периода необходимо ежегодно обучать 583 человека.
Решить эту важную и сложную социальную задачу представляется возможным при реализации следующих условий:
1) разработка и реализация основных направлений профессиональной подготовки кадров органов местного самоуправления Республики Марий Эл в среднесрочной перспективе;
2) организация дополнительного профессионального образования муниципальных служащих на базе регионального образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию и лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и включенного в общефедеральную Систему подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления, созданную в рамках федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований (далее - региональное образовательное учреждение);
3) формирование административной структуры управления инновациями в системе дополнительного профессионального образования и увеличение ежегодного количества обучаемых по программам повышения квалификации за счет внедрения дистанционных технологий обучения;
4) паритетное финансирование обучения муниципальных кадров, предусматривающее оплату образовательных услуг за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, а оплату командировочных и иных расходов - за счет средств местных бюджетов муниципальных образований.
В целях снижения организационных и финансовых издержек, повышения оперативности и актуальности получаемых знаний в систему дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в среднесрочной перспективе должны все в большей степени внедряться инновационные технологии обучения, реализуемые на базе электронных учебно-методических комплексов. Сегодня оснащенность республиканских органов местного самоуправления современными ПЭВМ в основном позволяет посредством комбинаций различных образовательных схем и технологий наладить процесс обучения муниципальных кадров непосредственно в местных администрациях. При этом ведущая роль в организационно-методическом сопровождении формирующейся системы дистанционного обучения будет принадлежать региональному образовательному учреждению, как представителю федеральной Системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления.
С учетом изложенного в основу настоящей Концепции закладываются требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", федеральных законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Закона Республики Марий Эл "О муниципальной службе в Республике Марий Эл", а также федеральной программы развития образования до 2010 года.
См. Закон Республики Марий Эл от 31 мая 2007 г. N 25-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы"
Анализ тенденций общественного развития показывает, что наиболее значимыми чертами современной системы образования становятся фундаментальность подготовки специалиста, ориентация на творческие способности личности, применение новых информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний. При этом первостепенная роль отводится дисциплинарным и междисциплинарным курсам, которые содержат наиболее основательные знания и тем самым являются базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям.
Образование становится социальным институтом, позволяющим учиться непрерывно, получать послевузовское и дополнительное образование, повышать квалификацию. Для этого необходимо обеспечить переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь". Успешное воплощение этого принципа требует формирования условий для образования каждого человека на всех этапах его жизненного пути, для всех уровней его интеллектуального, физического и духовного развития. Особенно это важно для подготовки управленческих кадров.
Роль дополнительного профессионального образования в становлении современной системы местного самоуправления в Республике Марий Эл определяется ответственностью этого института за обновление и обогащение интеллектуального потенциала руководителей и специалистов органов местного самоуправления, создание возможностей для их непрерывного образования, что должно обеспечить компетентное решение проблем населения муниципальных образований. Первоочередной задачей является превращение системы дополнительного профессионального образования в мощный фактор стимулирования профессионального развития муниципальных кадров, их воспитания, усиления мотивации служащих к творческому и высокопроизводительному труду на благо всего муниципального сообщества.
Реализация принципов "образование для всех" и "образование через всю жизнь" для муниципальных кадров возможна при условии их включения в единую республиканскую систему открытого непрерывного образования опережающего характера, интегрированную в общефедеральную Систему подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления, входящую в единое образовательное пространство Российской Федерации. Очевидно, что функция интегратора здесь принадлежит централизованной республиканской системе дополнительного профессионального образования. Именно для этого она создается. Отсюда же вытекают и основные цели системы дополнительного профессионального образования кадров для местного самоуправления в Республике Марий Эл:
постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;
обеспечение соответствующего профессионального уровня руководителей и специалистов органов местного самоуправления, удовлетворяющего требованиям законодательства и сложности вопросов местного значения;
увеличение, совместно с другими звеньями профессионального образования, совокупного интеллектуального и духовного потенциала республики, развитие творческих способностей человека.
Цели системы дополнительного профессионального образования определяют базовые принципы ее построения и развития, которые должны основываться на опережающем характере содержания обучения людей по отношению к требованиям общества, ориентации на развитие служащего как личности, индивидуализации учебного процесса, гуманизации и демократизации образования. К числу таких принципов относятся:
системность;
открытость и доступность;
научность и прагматическая ориентация;
информационность и прогностичность;
перманентность или непрерывность;
индивидуальность и дифференциация обучения.
Принцип системности означает, прежде всего, что система дополнительного профессионального образования для местного самоуправления в Республике Марий Эл в процессе ее проектирования, функционирования и развития рассматривается как единая сложная социально-экономическая система с предельно строгим описанием ее структуры, функций, связей, процессов, управления. Важный аспект этого принципа - постоянное и актуальное взаимодействие системы дополнительного профессионального образования с окружающими ее другими социально-экономическими системами различного уровня. По отношению к внутренним процессам системы дополнительного профессионального образования принцип системности реализуется, прежде всего, в отраслевом подходе к структурированию многоуровневого содержания дополнительного профессионального образования.
Реализация принципа открытости и доступности, во-первых, определяет динамичное развитие системы дополнительного профессионального образования для различных категорий кадров местного самоуправления в Республике Марий Эл за счет включения новых элементов, образования новых связей и генерации тех образовательных, консалтинговых и иных процессов, которые наиболее оптимально обеспечивают выполнение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также текущий социальный заказ местного сообщества. Во-вторых, открытость и доступность системы дополнительного профессионального образования для любого представителя органов местного самоуправления должны быть не просто декларированной теоретической возможностью. В процессах системы должны присутствовать механизмы стимуляции потребности человека в профессиональном обучении в течение всей его служебной карьеры, а также механизмы адаптации человека к рынку образовательных услуг и продуктов.
Принцип научности и прагматической ориентации означает, что, с одной стороны, содержание обучения в системе дополнительного профессионального образования для кадров местного самоуправления в Республике Марий Эл должно формироваться на основе нового научного знания, отражающего современные научные и технико-технологические парадигмы постиндустриальной эпохи. С другой стороны, педагогические технологии по формированию содержания обучения на любом уровне должны быть ориентированы на достижение вполне конкретных результатов, определяемых текущими и прогнозными требованиями сферы профессиональной деятельности и поддающихся качественной и количественной оценке.
Принцип информационности и прогностичности реализуется через проектирование и координацию всех организационных и структурных связей, процессов и отношений управления в системе дополнительного профессионального образования персонала органов местного самоуправления в Республике Марий Эл на основе современных информационно-коммуникационных технологий и интеллектуальных систем. Это позволит сделать реально управляемыми процессы в системе обучения, обеспечить их мониторинг, создать надежные постоянно действующие механизмы контроля и прогноза.
Принцип перманентности, базирующийся на консультативном характере системы дополнительного профессионального образования для местного самоуправления в Республике Марий Эл, обеспечивает непрерывность поддержки человека указанной системой на протяжении всей его профессиональной жизни. Реализация этого принципа является важным условием выполнения системой дополнительного профессионального образования своих основных социальных функций по созданию в органах местного самоуправления Республики Марий Эл высокопрофессионального кадрового ядра.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения фокусирует все возможности и средства системы дополнительного профессионального образования на конкретном должностном лице муниципального управления. В процессе его реализации выстраивается индивидуальная образовательная траектория каждого обучающегося, а также соответствующий ей дифференцированный педагогический проект обучения.
Система дополнительного профессионального образования кадров для органов местного самоуправления в Республике Марий Эл включает в себя две функционально связанные структуры: управляющую и исполнительную.
Основными элементами управляющей структуры являются подсистема заказа образовательных услуг и подсистема управления профессиональным развитием муниципальных служащих.
Подсистема заказа образовательных услуг включает органы местного самоуправления Республики Марий Эл в качестве заказчиков таких услуг, государственные образовательные стандарты и собственно муниципальный заказ, как задание местного сообщества на профессиональную подготовку муниципальных кадров.
Подсистема управления призвана решать следующие основные задачи:
координация деятельности субъектов системы дополнительного профессионального образования кадров муниципального управления и обеспечение государственной поддержки в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров в интересах более полной реализации требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
совершенствование и развитие соответствующей законодательной и нормативной правовой базы, включая законодательное закрепление норм об обязательном повышении квалификации муниципальными служащими и лицами, замещающими выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления на постоянной основе;
организация образовательной деятельности в соответствии с реальными потребностями органов местного самоуправления, применение современных технологий обучения, взаимосвязь содержания обучения с практическими потребностями социально-экономического развития территорий;
информационно-аналитическое обеспечение профессионально-квалификационного развития муниципальных кадров, включающее создание, поддержку и сопровождение базы данных системы дополнительного профессионального образования должностных лиц местного самоуправления;
организация постоянно действующих учебно-методических семинаров для преподавателей, занятых в сфере дополнительного профессионального образования;
консолидация бюджетных и внебюджетных источников финансирования, обеспечение финансовой поддержки системы дополнительного профессионального образования кадров местного самоуправления.
Основным субъектом управляющей системы, координирующим вопросы обучения муниципальных кадров, должна стать Администрация Президента Республики Марий Эл или соответствующее подразделение в ее структуре с четко обозначенной сферой компетенции.
В исполнительную структуру системы дополнительного профессионального образования кадров местного самоуправления в Республике Марий Эл включаются кадровые службы соответствующих муниципальных образований, региональное образовательное учреждение, информационно-методический консультационный центр с сетью муниципальных консультационно-методических пунктов (представительств), а также профессорско-преподавательский состав и высококвалифицированные специалисты-практики по соответствующим направлениям развития муниципальных образований, приглашаемые преподаватели и эксперты из других регионов Российской Федерации. На начальном этапе реализации настоящей Концепции возможно создание пилотных межмуниципальных методических центров, обеспечивающих сопровождение профессионального развития и практической деятельности муниципальных служащих в текущем режиме.
Основным результатом реализации настоящей Концепции в среднесрочной перспективе должна стать профессиональная готовность муниципальных кадров к реализации требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полном объеме.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 сентября 2008 г. N 251 настоящее приложение изложено в новой редакции
Основные направления
подготовки кадров органов местного самоуправления в Республике Марий Эл на 2007-2009 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2006 г. N 175 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 22 сентября 2008 г. N 251))
4 июля 2007 г., 22 сентября 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2006 г. N 175 "Об основных направлениях подготовки кадров органов местного самоуправления на 2007-2009 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 августа 2006 г. N 8 ст.359
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 г. N 605 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 сентября 2008 г. N 251
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 июля 2007 г. N 168