Закон Республики Марий Эл от 26 октября 2007 г. N 60-З
"О республиканской целевой программе "Развитие мировой юстиции в Республике Марий Эл" на 2008-2010 годы"
Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 18 октября 2007 года
Законом Республики Марий Эл от 27 апреля 2009 г. N 19-З настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона
Президент |
Л. Маркелов |
г. Йошкар-Ола
26 октября 2007 года
N 60-З
Республиканская целевая программа
"Развитие мировой юстиции в Республике Марий Эл" на 2008-2010 годы
(утв. Законом Республики Марий Эл от 26 октября 2007 г. N 60-З)
Паспорт
республиканской целевой программы "Развитие мировой юстиции в Республике Марий Эл" на 2008-2010 годы
Наименование Программы - республиканская целевая программа "Развитие
мировой юстиции в Республике Марий Эл" на
2008-2010 годы
Основание для разработки - Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N
Программы 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской
Федерации";
Закон Республики Марий Эл от 10 апреля 2000
года N 21-З "О мировых судьях в Республике
Марий Эл";
Закон Республики Марий Эл от 21 декабря 2000
года N 51-З "О создании должностей мировых
судей и судебных участков в Республике Марий
Эл";
постановление Правительства Российской
Федерации от 21 сентября 2006 года N 583 "О
федеральной целевой программе "Развитие
судебной системы России" на 2007-2011 годы"
Руководитель Программы - Департамент по обеспечению деятельности
мировых судей в Республике Марий Эл (далее -
Департамент)
Основные разработчики - Департамент
Программы
Основная цель Программы - повышение качества правосудия, уровня
судебной защиты прав и законных интересов
граждан
Основные задачи Программы - повышение доверия к правосудию, в том числе
путем повышения эффективности и качества
рассмотрения дел;
создание необходимых условий для
осуществления правосудия, обеспечение его
доступности;
обеспечение открытости и прозрачности
правосудия
Целевые индикаторы - доля граждан, положительно относящихся к
Программы деятельности мировых судей;
доля граждан, считающих организацию работы
судебных участков мировых судей
удовлетворительной;
сокращение количества дел, рассмотренных
мировыми судьями с нарушением процессуальных
сроков
Показатели - создание оптимальной организационной
результативности структуры судебных участков;
мероприятий Программы повышение квалификации мировых судей и
государственных гражданских служащих
Департамента (человек);
общая площадь помещений, приходящихся на
один судебный участок мирового судьи (кв.
метров);
количество помещений судебных участков
мировых судей, в которых внедрены
технические средства охраны (процентов);
внедрение информационной системы судов общей
юрисдикции "Государственная
автоматизированная система Российской
Федерации "Правосудие" (далее - ГАС
"Правосудие") (процентов);
приобретение лицензионного программного
обеспечения (процентов)
Сроки реализации - 2008-2010 годы
Программы
Перечень основных - проведение регулярного мониторинга отношения
мероприятий Программы граждан к работе мировых судей;
совершенствование системы кадрового
обеспечения мировых судей и государственных
гражданских служащих Департамента;
создание оптимальной организационной
структуры судебных участков;
размещение судебных участков мировых судей в
помещениях, соответствующих требованиям по
отправлению правосудия, с проведением
капитального или текущего ремонта;
создание системы информационного обеспечения
деятельности мировых судей;
обеспечение технической укрепленности и
охраны помещений судебных участков мировых
судей
Исполнители основных - Департамент
мероприятий Программы
Объемы и источники - финансирование Программы осуществляется за
финансирования Программы счет средств республиканского бюджета
Республики Марий Эл в размере 17575,6 тыс.
рублей,
в том числе:
в 2008 году - 7678 тыс. рублей;
в 2009 году - 4976,7 тыс. рублей;
в 2010 году - 4920,9 тыс. рублей
Система организации - общее руководство и контроль за выполнением
управления и контроля за Программы осуществляет Департамент
выполнением Программы
Ожидаемые конечные - увеличение числа граждан, положительно
результаты реализации относящихся к деятельности мировых судей с
Программы 30 до 70 процентов;
увеличение числа граждан, считающих
организацию работы судебных участков мировых
судей удовлетворительной с 50 до 90
процентов;
повышение квалификации мировых судей и
государственных гражданских служащих
Департамента в количестве 60 человек;
создание оптимальной организационной
структуры судебных участков мировых судей, в
том числе введение должностей помощников
мировых судей в количестве 35 человек;
увеличение площади служебных помещений в
расчете на один судебный участок с 82,4 до
110 кв. метров;
обеспечение технической укрепленности и
охраны помещений судебных участков мировых
судей - 100 процентов;
приобретение лицензионного программного
обеспечения для всех судебных участков
мировых судей - 100 процентов;
внедрение ГАС "Правосудие" на всех судебных
участках мировых судей - 100 процентов;
сокращение количества дел, рассмотренных с
нарушением процессуальных сроков, с 4,8 до
2,8 процента
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращение его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Одним из направлений решения этой задачи является проводимая в стране судебная реформа.
В рамках реформирования судебной системы в Республике Марий Эл в 2000 году был образован институт мировых судей, призванный обеспечивать реализацию права граждан, общества и государства в законном, справедливом и быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
В настоящее время в Республике Марий Эл действуют 34 судебных участка мировых судей.
Анализ их деятельности показывает, что на многих судебных участках мировых судей нагрузка на одного мирового судью значительно превышает нагрузку судьи общей юрисдикции.
Если в 2003 году среднемесячная нагрузка на одного мирового судью в Республике Марий Эл составила 75 дел, в 2004 году - 101 дело, в 2005 году - 104 дела, то в 2006 году среднемесячная нагрузка на одного мирового судью составила уже 131 дело. Для сравнения: среднемесячная нагрузка на федерального судью составила: в 2005 году - 15,8 дела, в 2006 году - 16,8 дела (приложение N 1, таблица 1).
Тенденция роста количества обращений граждан к мировым судьям о защите своих прав и законных интересов и, следовательно, увеличения нагрузки на мировых судей сохраняется.
Существует острая необходимость в повышении квалификации и переподготовке мировых судей и работников аппаратов судебных участков.
Штатная численность работников аппарата мировых судей не соответствует реально необходимому количеству. Для снижения нагрузки и сокращения сроков рассмотрения дел, обеспечения надлежащей подготовки к рассмотрению судебных дел необходимо введение в штат должности помощника мирового судьи, на которого легла бы задача оказания помощи мировому судье в подготовке к судебному разбирательству, подбору нормативных актов и материалов по судебной практике, составлению проектов процессуальных документов по рассматриваемым делам и материалам.
Существующая в настоящее время повышенная нагрузка на работников аппаратов мировых судей снизится в случае дополнительного выделения ежегодно до двенадцати ставок помощников судей, введенных Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, утвержденным Указом Президента Республики Марий Эл от 18 мая 2006 года N 88.
Возникают проблемы, связанные с отсутствием соответствующих площадей в арендуемых помещениях, выделенных для судебных участков. В ближайшее время планируется увеличение числа мировых судей, а следовательно, и судебных участков в Республике Марий Эл на 6 единиц.
Оснащенность судебных участков мировых судей охранно-пожарной сигнализацией и централизованной охраной составляет 35 процентов.
В целях создания единой системы информационного обеспечения деятельности мировых судей требуется решение таких проблем, как установка лицензионного программного обеспечения и внедрение ГАС "Правосудие".
Существующие условия размещения, уровень материально-технической базы, структура аппаратов и обслуживающего персонала не способствуют эффективному функционированию и развитию института мировых судей (приложение N 1, таблица 2). Все это не позволяет им использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает медлительность в осуществлении судопроизводства и влечет за собой нарушение сроков рассмотрения дел. Подобное положение затрудняет восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывает их веру в правосудие, порождает нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.
Все это обуславливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судебных участков мировых судей.
Настоящая Программа разработана на основании федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы. Реализация настоящей Программы позволит комплексно решить проблемы обеспечения доступности, открытости и прозрачности деятельности мировых судей, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, а также создания оптимальных условий для осуществления деятельности мировых судей.
Основные проблемы, затрагиваемые настоящей Программой, приведены в приложении N 1 к Программе.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан.
Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи:
повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;
обеспечение открытости и прозрачности правосудия.
Применительно к поставленным задачам Программа предусматривает осуществление основных мероприятий.
Программу предполагается осуществить в 2008-2010 годах.
2.1. Кадровое обеспечение
Анализ деятельности мировых судей в Республике Марий Эл в 2003-2006 годах показал, что нагрузка на них ежегодно возрастает. При этом повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Все это обуславливает повышенные требования к уровню профессиональной подготовки мировых судей и работников их аппаратов.
В условиях постоянного роста нагрузки эффективность деятельности мировых судей во многом зависит от качества работы их аппаратов.
Необходимо создать структуру аппаратов мировых судей, аналогичную структуре аппаратов федеральных районных (городских) судов, поскольку она обоснована многолетней практикой их работы и рекомендуемыми нормативами обеспечения мировых судей штатной численностью государственных служащих и обслуживающего персонала, утвержденными Научно-экспертным советом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Для повышения эффективности организации работы на судебном участке в штат аппарата мирового судьи необходимо ввести должность помощника мирового судьи, поэтапно в течение трех лет по 11-12 штатных единиц в год.
В соответствии со статьей 20.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" мировой судья имеет право на повышение квалификации один раз в три года в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственные гражданские служащие Департамента обязаны повышать свою квалификацию не реже чем один раз в три года.
Повышение квалификации государственных гражданских служащих Департамента будет осуществляться по государственному заказу Республики Марий Эл на повышение квалификации государственных гражданских служащих Республики Марий Эл на соответствующий год.
Повышение квалификации мировых судей, секретарей судебных заседаний и секретарей судебных участков по направлениям обучения, непосредственно связанным с их профессиональной деятельностью, образовательными учреждениями Республики Марий Эл не осуществляется, в связи с этим их обучение будет проводиться в учреждениях профессионального образования Российской Федерации, имеющих лицензию на повышение квалификации мировых судей и государственных гражданских служащих Департамента. Отбор указанных учебных заведений будет осуществляться на конкурсной основе. Ориентировочная стоимость обучения мирового судьи составляет 4,65 тыс. рублей, государственного гражданского служащего Департамента - 4,25 тыс. рублей. Командировочные расходы государственных гражданских служащих Департамента составят примерно 7,0 тыс. рублей на одного человека. Командировочные расходы мировых судей в соответствии с законодательством компенсируются за счет средств федерального бюджета Управлением Судебного департамента в Республике Марий Эл.
Ежегодно планируется обучать десять мировых судей, десять государственных гражданских служащих Департамента.
2.2. Размещение судебных участков в помещениях, соответствующих установленным требованиям по отправлению правосудия, с проведением капитального или текущего ремонта
В настоящее время все судебные участки мировых судей в Республике Марий Эл обеспечены отдельными помещениями для работы. Однако некоторые из них не соответствуют в полной мере требованиям по организации и проведению судебного процесса либо из-за отсутствия достаточных площадей, либо по причине их неудовлетворительного состояния, либо вследствие удаленности.
Качественное осуществление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппаратов судебных участков, залов судебных заседаний.
Средний размер общей площади служебных помещений, приходящейся на одного мирового судью в Республике Марий Эл, составляет 82,4 кв. метра, в то время как, согласно нормативам, утвержденным Научно-экспертным советом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, средний размер площади должен составлять 245 кв. метров.
Необходимо обеспечить мировых судей служебными помещениями исходя из минимальной потребности 110 кв. метров, как это предусмотрено федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы, а также выделить средства на их капитальный или текущий ремонт.
Так, судебные участки N 1 и 2 мировых судей в Горномарийском муниципальном районе располагаются на производственной территории муниципального унитарного предприятия "Коммунальник", находятся вдали от центра и занимают недостаточную для отправления правосудия площадь. Планируется увеличить площадь указанных участков и судебного участка по г.Козьмодемьянску с 85 до 340 кв. метров.
В Сернурском районе выставлено на продажу здание, в котором располагается судебный участок мирового судьи. Занимаемая площадь - 106 кв. метров, планируется увеличение до 200 кв. метров.
В Моркинском районе судебные участки мировых судей расположены в полуподвальном помещении общей площадью 134 кв. метра в здании средней школы. Планируется размещение данных участков в другом помещении с увеличением площади до 240 кв. метров.
Планируется размещение в других помещениях судебных участков мировых судей в Мари-Турекском районе (по причине удаленности), в городе Йошкар-Оле (увеличение площадей для действующих участков мировых судей).
Одновременно потребуется ремонт и реконструкция этих помещений для приведения их в соответствие с требованиями по отправлению правосудия.
2.3. Создание системы информационного обеспечения
Отсутствие целевого финансирования затрудняет создание системы информационного обеспечения мировых судей. Имеющиеся у них разрозненные средства вычислительной техники не позволяют использовать в работе современные информационные технологии, не обеспечивают оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике, не дают возможности организовать оперативный обмен информацией.
На каждом участке мирового судьи требуется создать компьютерные автоматизированные рабочие места мировых судей и работников их аппаратов, оснащенные ГАС "Правосудие", лицензионным программным обеспечением.
2.4. Обеспечение технической укрепленности и охраны помещений судебных участков мировых судей
В настоящее время безопасность мировых судей и установленный порядок их деятельности в нерабочее время обеспечивается отделами вневедомственной охраны. Монтаж средств охранно-пожарной сигнализации и кнопок тревожной сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел и постановкой на техническое обслуживание произведен на 14 судебных участках мировых судей, что составляет 35 процентов от общего количества помещений судебных участков.
Все помещения должны быть оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, централизованной охраной, металлическими дверями, оконными решетками и рольставнями, стационарными или ручными металлодетекторами.
Реализация настоящей Программы позволит решить проблему обеспечения безопасности судебных участков мировых судей и установленного порядка их деятельности, повысит надежность охраны служебных помещений в нерабочее время.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия содержат следующие разделы:
1. Проведение регулярного мониторинга отношения граждан к работе мировых судей.
2. Совершенствование системы кадрового обеспечения мировых судей и государственных гражданских служащих Департамента.
3. Создание оптимальной организационной структуры судебных участков мировых судей.
4. Размещение судебных участков мировых судей в помещениях, соответствующих установленным требованиям по отправлению правосудия, с проведение
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Марий Эл от 26 октября 2007 г. N 60-З "О республиканской целевой программе "Развитие мировой юстиции в Республике Марий Эл" на 2008-2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Марийская правда" от 31 октября 2007 г. N 206 (22600) (без программы), в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 ноября 2007 г. N 11 (1) ст.504
Законом Республики Марий Эл от 27 апреля 2009 г. N 19-З настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона