Постановление Мэра города Йошкар-Олы Республики Марий Эл
от 27 июня 2008 г. N 1540
"Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам"
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования муниципальных финансов городского округа "Город Йошкар-Ола" (2007-2009 гг.), утвержденной решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 13.12.2007 N 512-IV, во исполнение решения Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 17.06.2008 N 591-IV "О порядке предоставления налоговых льгот по местным налогам", постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Йошкар-Ола".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города Йошкар-Олы Юдину Н.М.
Мэр города Йошкар-Олы |
О.Войнов |
Порядок
оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам
(утв. постановлением мэра города Йошкар-Олы)
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола".
1.2. Настоящий Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (далее - Порядок) определяет объекты оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к использованию полученных результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволит обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".
1.3. Настоящий Порядок распространяется на предоставленные решениями Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола", а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы).
1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и определения:
оценка эффективности - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
категория налогоплательщиков - группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, и по которому объем реализованной продукции (товаров, услуг) составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализации;
бюджетная эффективность - оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола";
социальная эффективность - социальные последствия предоставления налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения города в результате осуществления деятельности организаций - получателей льгот.
В отдельных случаях социальная эффективность может определяться как сумма экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения отдельными категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан.
Иные понятия и определения используются в значениях, определяемых действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл и городского округа "Город Йошкар-Ола".
2. Порядок проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам
2.1. Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
2.2. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (далее - предоставления налоговых льгот) в разрезе отдельных видов местных налогов, в отношении каждой из предоставленных (планируемых к предоставлению) льгот, и по каждой категории их получателей в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности) производится финансовым управлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - финансовое управление) с привлечением отдела экономики администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и иных отраслевых структурных подразделений администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
2.3. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:
2.3.1. по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот;
2.3.2. по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.
2.4. Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные инспекции ФНС по городу Йошкар-Оле о льготах по местным налогам, отчет о базе налогообложения по основным видам налогов по форме 5-МН и иная налоговая отчетность, предоставляемая в рамках заключенного соглашения между администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" и инспекцией ФНС по городу Йошкар-Оле в соответствии с приказом Минфина РФ N 28н от 25.02.2005 г., Федеральной налоговой службы РФ N САЭ-3-10/58 от 25.02.2005 г. "Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года N 410".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "форма N 5-НБН"
При отсутствии необходимых данных в указанных формах отчетности (или их недоступности), используются данные налоговой отчетности и отчетности, предоставляемой финансовым управлением и отделом экономики администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - отдел экономики), и иные виды информации, включая оценки экспертов и данные, предоставленные получателями налоговых льгот или претендующими на их получение по запросу отдела экономики.
2.5. При проведении оценки эффективности налоговых льгот финансовым управлением используются следующие показатели:
2.5.1. налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;
2.5.2. ставка налога;
2.5.3. льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);
2.5.4. сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;
2.5.5. фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
2.5.6. стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
2.5.7. сумма начисленных налогов в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола";
2.5.8. сумма уплаченных налогов в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола";
2.5.9. сумма задолженности по уплате налогов в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола";
2.5.10. сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
2.5.11. использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению.
2.6. Оценка эффективности налоговых льгот производится финансовым управлением в четыре этапа.
2.7. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" налоговых льгот.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие изменения.
2.8. На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола", обусловленные предоставлением налоговых льгот.
Оценка потерь производится по следующим формулам:
2.8.1. в случае если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части базы налога:
, где
Спб - сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета,
Сснб - сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот;
НС - действующая в период предоставления льгот ставка налога,
Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот (Сснб) представляет собой:
- по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по более низкой налоговой ставке;
- по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
2.8.2. в случае если предоставление льготы заключается в обложении части базы налога по пониженной налоговой ставке:
, где
Спб - сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета;
БНл - размер базы налога, на которую распространяется действие льготной ставки;
НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления льгот базовая ставка налога,
НСл - льготная ставка налога.
Сводная оценка потерь бюджета при использовании налоговых льгот осуществляется по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
2.9. На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.
2.9.1. Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:
,
где БЕ - сумма бюджетной эффективности налоговых льгот, тыс.руб.;
ДН - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;
ДТ - увеличение фонда оплаты труда;
X (1, 2) - соответствующая ставка налога;
Э - снижение расходов бюджета города.
Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (ДН) определяется как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода (Нк) и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода (Нн) в тыс.руб.:
.
Увеличение фонда оплаты труда определяется как разница между размером фонда оплаты труда на конец отчетного периода (Тк) и фондом оплаты труда на начало отчетного периода (Тн) в тыс.руб.
.
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
2.9.2 Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков рассчитывается в зависимости от отраслей экономики, которым предоставляется льгота:
2.9.2.1. при предоставлении налоговой льготы организациям, функционирующим в отрасли, предоставляющей работы и услуги населению, социальная эффективность (СЕ) налоговой льготы рассчитывается по формуле:
, где
Р1 - стоимость предоставляемой услуги (работ) на начало периода оценки;
К1 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых на территории города на текущий момент. Рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде;
К2 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организаций. Рассчитывается на основе данных организаций;
Т1 - годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент на территории города. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
Т2 - потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на территории города на момент завершения предоставления льгот. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям К1, К2, Т1, Т2, N, Z, Р1 либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
2.9.2.2. при предоставлении налоговой льготы отраслям, не предоставляющим услуги населению, эффективность рассчитывается по формуле:
, где
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям N и Z, либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
2.9.2.3. при предоставлении налоговых льгот физическим лицам социальный эффект принимается равным сумме предоставленной налоговой льготы.
2.10. На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых льгот путем сопоставления суммы потерь (суммы недополученных доходов) бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола", обусловленных предоставлением льгот, с суммой бюджетной и (или) социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.
Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:
, где
ДС - сумма бюджетной и (или) социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. рублей;
Спб - сумма потерь бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" по данному налогу, тыс. рублей.
Сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. Если значение графы 5 меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 - эффективность высокая.
Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами потерь бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола", вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.
2.11. При выявлении фактов низкой эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот отдел экономики осуществляет подготовку отрицательного заключения о возможности предоставления соответствующих налоговых льгот.
2.12. При выявлении фактов низкой эффективности предоставляемых налоговых льгот отдел экономики осуществляет подготовку отрицательного заключения о возможности пролонгации предоставления соответствующих налоговых льгот и предложения в Собрание депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" об отмене соответствующих предоставленных налоговых льгот.
2.13. Отдел экономики в месячный срок осуществляет подготовку соответствующих заключений по результатам оценки эффективности налоговых льгот и проектов решений об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот. Заключение и проекты решений согласуются с финансовым управлением, отраслевыми подразделениями администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и вносятся на рассмотрение Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола".
3. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот
3.1. По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот отделом экономики составляется аналитическая записка, которая представляется:
3.1.1. по налоговым льготам за истекший финансовый год - мэру города Йошкар-Олы, в финансовое управление и в Собрание депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" в срок до 10 июня года, следующего за отчетным;
3.1.2. по планируемым к предоставлению налоговым льготам - мэру города Йошкар-Олы, в финансовое управление в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.
3.2. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:
3.2.1. полный перечень предоставленных на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" налоговых льгот;
3.2.2. полную информацию о потерях бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" (планируемых и фактических) по причине предоставления льгот;
3.2.3. сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот в динамике по годам (за период не менее 3-х лет);
3.2.4. предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки бюджетной и социальной эффективности;
3.2.5. обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые или бюджетные кредиты).
3.3. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:
3.3.1 полную информацию о прогнозируемых потерях бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" в случае принятия решения о предоставлении льгот;
3.3.2. прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу (за период не менее 3-х лет),
3.3.3. обоснованные предложения (на основании данных финансового управления) по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые или бюджетные кредиты);
3.3.4. другие формы муниципальной поддержки, предоставленные в настоящий момент данной категории налогоплательщиков.
3.4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот могут использоваться для:
3.4.1. разработки проекта бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" на очередной финансовый год и плановый период,
3.4.2 своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот,
3.4.3. разработки предложений структурными подразделениями администрации города Йошкар-Олы по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков,
3.4.4 введения новых видов налоговых льгот (внесения изменений в существующую систему налоговых льгот).
3.5. Информация о результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот публикуется на официальном сайте администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и (или) в сети Интернет ежегодно в срок до 15 июня года, следующего за отчетным.
4. Мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот
4.1. Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга отделом экономики в сроки, установленные пунктом 2.3. настоящего Порядка.
4.2. В процессе мониторинга отдел экономики направляет дополнительные запросы получателям налоговых льгот по категориям налогоплательщиков для получения информации по следующим показателям мониторинга:
4.2.1. фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
4.2.2. стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
4.2.3. сумма начисленных налогов в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола";
4.2.4. сумма уплаченных налогов в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола";
4.2.5. сумма задолженности по уплате налогов в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола";
4.2.6. сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
4.2.7. использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению;
4.2.8. иные сведения, необходимые для оценки эффективности налоговых льгот.
Отдел экономики администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" составляет перечень получателей налоговых льгот, подлежащих мониторингу.
4.3. В целях проведения мониторинга эффективности налоговых льгот структурные подразделения администрации города Йошкар-Олы и получатели налоговых льгот, - объекты мониторинга, - в обязательном порядке предоставляют в отдел экономики ответы на запросы в установленные сроки.
4.4. Полученная информация используется отделом экономики для проведения оценки эффективности фактически предоставленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, по каждому виду льгот в разрезе отраслей экономики.
Приложение N 1
к Порядку оценки бюджетной и
социальной эффективности
предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот
по местным налогам
Реестр
предоставленных налоговых льгот по местным налогам по состоянию на "__" __________ 200__ года
N п/п |
Вид налога |
Содержание льготы |
Условия предоставления льготы |
Категория получателей, отрасли экономики (виды деятельности) |
Нормативный правовой акт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 2
к Порядку оценки бюджетной и
социальной эффективности
предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот
по местным налогам
Сводная оценка потерь
бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" при использовании налоговых льгот по местным налогам
по состоянию на "__" ___________ 200__ г.
Вид налога ________________________________________
Содержание налоговой льготы _______________________
Категория получателей льготы (наименование отраслей экономики (видов деятельности), на которые распространяется налоговая льгота) _____________________________________________________________
N п/п |
Показатель |
Значения показателя по годам (за период не менее трех лет*) |
Примечание |
1 |
Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс.руб. |
|
|
2 |
Размер сокращения налоговой базы по налогу за период с начала года, тыс.руб. |
|
При освобождении от налогообложения части базы налога |
3 |
Базовая ставка налога, зачисляемого в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола", % |
|
|
4 |
Льготная ставка налога, зачисляемого в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола", % |
|
При применении пониженной ставки налога |
5 |
Сумма потерь бюджета города (сумма недополученных доходов) по причине предоставления налоговых льгот, тыс.руб. |
|
|
Приложение N 3
к Порядку оценки бюджетной и
социальной эффективности
предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот
по местным налогам
Сводная оценка бюджетной эффективности
предоставления налоговых льгот по местным налогам
по состоянию на "__" _______ 200__ г.
Вид налога ________________________________________
Содержание налоговой льготы _______________________
Категория получателей льготы (наименование отраслей экономики (видов деятельности), на которые распространяется налоговая льгота) _____________________________________________________________
N п/п |
Показатель |
Значения показателя по годам (за период не менее трех лет*) |
Примечание |
1 |
Налоговая база по налогу на начало года, тыс.руб. |
|
|
2 |
Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс.руб. |
|
|
3 |
Стоимость основных средств по состоянию на начало года, тыс.руб. |
|
|
4 |
Стоимость основных средств по состоянию на отчетную дату, тыс.руб. |
|
|
5 |
Фонд оплаты труда на начало года, тыс.руб. |
|
|
6 |
Фонд оплаты труда за период с начала года, тыс.руб. |
|
|
7 |
Снижение расходов бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" в год, тыс.руб. |
|
|
8 |
Сумма бюджетной эффективности от предоставления налоговых льгот, тыс.руб. |
|
|
Приложение N 4
к Порядку оценки бюджетной и
социальной эффективности
предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот
по местным налогам
Сводная оценка эффективности
предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам
по состоянию на "__" _________ 200__ г.
Заполняется на основе данных форм приложений N 2, N 3.
N п/п |
Наименование категории налогоплательщиков |
Сумма потерь бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" по годам (за период не менее трех лет*) |
Сумма бюджетной (социальной) эффективности по годам (за период не менее трех лет*) |
Оценка эффективности налоговых льгот по годам (за период не менее трех лет*) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Представление данных по соответствующим показателям и информации за период, составляющий не менее трех лет, осуществляется в указанном объеме по мере истечения соответствующего срока с момента вступления в силу Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра города Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 27 июня 2008 г. N 1540 "Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Йошкар-Ола" от 7 июля 2008 г. N 28 (918) (спецвыпуск)
Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 19 февраля 2020 г. N 167 настоящее постановление признано утратившим силу с 26 февраля 2020 г.