Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Методике расчета объема
возможного привлечения новых
долговых обязательств
республиканским бюджетом
Республики Марий Эл
Методика
по оценке резервов на возможные потери по государственным гарантиям
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика определяет механизм формирования резерва на покрытие возможных потерь по предоставленным государственным гарантиям (далее - резерв).
1.2. Резерв учитывается при планировании предоставления государственной гарантии (далее - гарантия) на основе объема и условий гарантируемого обязательства и оценки уровня кредитного риска (риска наступления гарантийного случая), присущего предоставляемой гарантии (далее - качество гарантии). Резерв формируется в пределах суммы обязательств гаранта по предоставленной гарантии, возникающих у гаранта в случае наступления гарантийного случая.
1.3. В момент предоставления гарантии качество гарантии оценивается на основе финансового положения гарантополучателя и качества исполнения им обязательств по существующим на момент оценки заимствованиям, гарантированным гарантом.
1.4. В течение срока действия гарантии величина резерва может изменяться в случае изменения качества гарантии, а также при изменении объема гарантированных обязательств. Расчет нового объема резерва производится в соответствии с настоящей Методикой на основе финансового положения гарантополучателя и качества исполнения им обязательств по заимствованию, на которое выдана гарантия, принимая во внимание погашение и обслуживание других существующих на момент анализа обязательств, гарантированных гарантом.
1.5. В целях определения размера резерва производится классификация гарантий по уровню качества. Любая гарантия может быть отнесена к одной из пяти категорий:
- I (высшая) категория качества (стандартные гарантии) - величина кредитного риска признается несущественной;
- II категория качества (нестандартные гарантии) - величина кредитного риска является незначительной;
- III категория качества (сомнительные гарантии) - величина кредитного риска является значительной;
- IV категория качества (проблемные гарантии) - соответствует высокому кредитному риску;
- V (низшая) категория качества (безнадежные гарантии) - соответствует чрезмерно высокому кредитному риску: вероятность исполнения обязательств по заимствованию, на которое выдана гарантия, близка к нулю в силу неспособности или отказа гарантополучателя выполнять обязательств# по заимствованию.
1.6. Оценка качества гарантии по каждой предоставленной гарантии и размера резерва проводиться# гарантом в следующих случаях:
- при предоставлении гарантии;
- после получения данных годовой бухгалтерской отчетности гарантополучателя и иной периодической информации, требуемой для оценки резерва и предоставляемой гарантополучателем по условиям договора об условиях предоставления гарантии;
- в случае появления оперативной информации, влияющей на уровень кредитного риска, связанного с гарантией.
2. Оценка финансового положения гарантополучателя
2.1. Оценка финансового положения гарантополучателя проводится в два этапа:
- на первом этапе находится предварительная оценка финансового состояния на основе количественных финансовых показателей. Методика оценки финансового состояния гарантополучателя приведена в приложении 2 к Методике расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств республиканским бюджетом Республики Марий Эл;
- на втором этапе оценка корректируется в соответствии с качественным анализом, описанном в пунктах 2.2-2.4 настоящего порядка.
2.2. Качественный анализ основывается на анализе дополнительной информации о гарантополучателе, находящейся в свободном доступе или предоставляемой гарантополучателем. По результатам анализа этой информации финансовое положение гарантополучателя может быть оценено как хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.
2.2.1. Финансовое положение гарантополучателя может быть оценено как хорошее, если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности его основной деятельности (производства или реализации товаров, проведения работ, предоставления услуг), положительной величине чистых активов, хорошей рентабельности и платежеспособности, и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость гарантополучателя в перспективе (в течение срока действия гарантии). К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение поступлений от основной деятельности предприятия, ухудшение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.
Финансовое положение гарантополучателя не может быть оценено как хорошее, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты любых уровней, наличие просроченных долговых обязательств, наличие любой просроченной кредиторской задолженности перед работниками предприятия или контрагентами;
- наличие у гарантополучателя скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;
- выявлены случаи неисполнения в течение последнего года гарантополучателем обязательств по иным договорам с гарантом либо прекращение гарантополучателем обязательств по иным договорам с гарантом предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано гарантом в течение 180 календарных дней или более;
- убыточная деятельность гарантополучателя, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (по сравнению с их максимальным уровнем за последние 5 лет).
2.2.2. Финансовое положение гарантополучателя оценивается как удовлетворительное, если комплексный анализ деятельности гарантополучателя или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению. Тем не менее, существуют негативные явления (тенденция), которые до окончания срока действия гарантии могут привести к появлению финансовых трудностей, если гарантополучателем не будут приняты необходимые превентивные меры.
2.2.3. Финансовое положение гарантополучателя оценивается как неудовлетворительное, если гарантополучатель признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо существует угроза признания его банкротом, то есть предприятие является устойчиво неплатежеспособным, или анализ гарантополучателя свидетельствует об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых могут явиться устойчивая неплатежеспособность гарантополучателя в ближайшем будущем. К негативным явлениям могут быть отнесены: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов выручки от основной деятельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.
2.3. В случае если имеющаяся информация в силу расхождений, неполноты или необъективности позволяет сделать двоякие выводы, то для оценки используется наиболее пессимистичный вывод.
3. Оценка обслуживания гарантополучателем предоставленной гарантии
3.1. В зависимости от истории обслуживания гарантополучателем своих обязательств по заимствованию, на которое предоставлена гарантия, все предоставленные ему гарантии относятся в одну из трех категорий качества обслуживания: хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное:
- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, может быть признано хорошим, если погашение и обслуживание обязательства осуществляется гарантополучателем своевременно и в полном объеме.
- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, признается удовлетворительным, если имеется единичный случай просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства сроком до 15 календарных дней, который не повлек возникновение гарантийного случая;
- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, признается неудовлетворительным, если имеется более одного просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства, или имеется хотя бы один случай просроченного платежа сроком свыше 15 календарных дней, и во всех случаях нарушение сроков не повлекло наступление гарантийного случая.
3.2. Если при оценке качества обслуживания заимствования, фактические операции по нему не совершались, то качество оценивается как:
- хорошее, если финансовое положение оценивается как хорошее;
- удовлетворительное, если финансовое положение оценивается как удовлетворительное;
- неудовлетворительное, если финансовое положение оценивается как неудовлетворительное.
4. Оценка качества гарантии
4.1. Определение качества гарантии, осуществляется на основе оценки финансового положения (часть 2) и качества обслуживания заимствования (часть 3) в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1. Определение категории качества гарантии с учетом финансового положения гарантополучателя и качества обслуживания заимствования
Обслуживание обязательства |
Хорошее |
Удовлетворительное |
Неудовлетворительное |
Финансовое положение | |||
Хорошее |
стандартные (I категория качества) |
нестандартные (II категория качества) |
сомнительные (III категория качества) |
Удовлетворительное |
нестандартные (II категория качества) |
сомнительные (III категория качества) |
проблемные (IV категория качества) |
Неудовлетворительное |
сомнительные (III категория качества) |
проблемные (IV категория качества) |
безнадежные (V категория качества) |
4.2. Если в течение года отсутствует информация о финансовом положении гарантополучателя, требуемая для оценки качества гарантии, то такая гарантия классифицируется не выше чем сомнительная (III категория качества).
Оценка размера резерва
5. Размер резерва по гарантии определяется на основе качества гарантии в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2. Величина резерва по возможной финансовой ответственности гарантополучателя по предоставленным гарантиям
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва в процентах от суммы гарантируемых обязательств |
I категория качества (высшая) |
стандартные |
0% |
II категория качества |
нестандартные |
от 1% до 20% |
III категория качества |
сомнительные |
от 21% до 50% |
IV категория качества |
проблемные |
от 51% до 100% |
V категория качества (низшая) |
безнадежные |
100% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.