Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методика
расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств республиканским бюджетом Республики Марий Эл
(утв. приказом Министерства финансов Республики Марий Эл от 27 мая 2005 г. N 49 о/д)
Настоящая методика предназначена для использования при среднесрочном и текущем планировании привлечения новых долговых обязательств республиканским бюджетом Республики Марий Эл.
Настоящая методика разработана с учетом методических рекомендаций по управлению государственным и муниципальным долгом, подготовленных Экономической экспертной группой и международным рейтинговым агентством Fitch Rating в рамках проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне".
1. Принцип, цели и этапы планирования
Планирование принятия новых долговых обязательств республиканским бюджетом Республики Марий Эл осуществляется исходя из принципа исполнения всех обязательств за счёт поступлений от доходов и приватизации республиканского бюджета Республики Марий Эл и принципа поддержания платежеспособности в пределах заданного уровня.
В целях технической реализации принципа исполнения всех принятых обязательств за счет поступлений от доходов республиканского бюджета и средств от приватизации республиканской собственности Республики Марий Эл применяется понятие долговой емкости бюджета. Расчёт долговой емкости республиканского бюджета осуществляется по следующей процедуре.
Весь интервал времени, на котором производится расчёт, разбивается на периоды расчёта. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом графика может быть день, неделя, месяц, квартал или год.
В каждом i-м периоде расчёта на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов с учетом поступлений от продажи имущества находящегося в государственной собственности над текущими расходами республиканского бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ДЕi:
,
где: - доходы, поступившие в республиканский бюджет в i-ом периоде;
- поступления в бюджет в i-ом периоде от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- текущие расходы республиканского бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение кредиторской задолженности и резервирования средств под возможную ответственность по гарантиям, произведённые в i-ом периоде.
Сумма для всех периодов представляет собой долговую емкость республиканского бюджета на выбранном интервале времени ДЕ = {}, i = 1,..., N, где N - число периодов в интервале расчёта.
Долговая емкость бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из пессимистичного и оптимистичного сценария социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Процесс планирования долговых обязательств состоит из трех этапов.
1) планирование расходов по погашению и обслуживанию уже имеющихся долговых обязательств;
2) планирование объёмов вновь привлекаемых долговых обязательств;
3) оценка уровня платежеспособности бюджета на основе плановых параметров бюджета и долговых обязательств.
2. Процедуры планирования
2.1. Процедура планирования расходов по погашению и обслуживанию уже имеющихся долговых обязательств
Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся долговых обязательств является оценка возможности их исполнения за счёт доходов республиканского бюджета в планируемом интервале времени.
Исходной информацией для расчетов являются:
- объём и условия привлечения имеющихся долговых обязательств;
- долговая ёмкость бюджета.
На основе данных об объёме и условиях привлечения существующих долговых обязательств, составляется сводный график платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по государственным гарантиям.
Расчёт расходов осуществляется по следующей формуле:
- весь интервал времени, на котором производится расчёт, разбивается на периоды расчёта;
- для каждого i-го периода расчёта определяется суммарный объём платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств и резервирования финансовых средств под возможную ответственность по принятым государственным гарантиям в данном периоде, :
,
где:
- расходы на погашение долгового обязательства j в i-ом периоде;
- расходы на обслуживание долгового обязательства j в i-ом периоде;
- объем резерва по ожидаемой финансовой ответственности (возможные потери) по k-ой государственной гарантии в i-ом периоде.
Методика по оценке резервов на возможные потери по государственным гарантиям приведена в приложении 1 к настоящей Методике.
Методика оценки финансового состояния гарантополучателя приведена в приложении 2 к настоящей Методике.
Если погашение или обслуживание обязательства не произведено в срок, то при построении сводного графика исполнение всех просроченных обязательств относится на следующий период. При таком подходе погашение всей неурегулированной просроченной задолженности относится к текущему году.
Сумма для всех периодов представляет собой сводный график погашения и обслуживания долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по государственным гарантиям, VP = {}, i = 1,..., N , где N - число периодов в интервале расчёта.
Результатом планирования погашения и обслуживания имеющихся долговых обязательств являются:
- сводный график погашения и обслуживания существующих долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по принятым государственным гарантиям, СГ;
- потребность в заимствованиях на цели рефинансирования имеющихся долговых обязательств;
- доступная долговая емкость республиканского бюджета для новых заимствований, ДДЕ.
Сводный график обслуживания и погашения обязательств передается в систему бюджетного планирования, а остальные результаты данного этапа планирования используются системой управления долгом при планировании вновь привлекаемых долговых обязательств.
2.2. Процедура планирования вновь привлекаемых долговых обязательств
При планировании вновь привлекаемых долговых обязательств учитываются следующие ограничения:
- ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл;
- ограничения, накладываемые доступной долговой емкостью бюджета ДДЕ для новых заимствований;
- ограничения показателей платежеспособности, утвержденных Методологией расчета платежеспособности республиканского бюджета Республики Марий Эл (приложение 1 к настоящему Приказу).
Доступная долговая емкость для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью республиканского бюджета и сводным графиком погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению государственных гарантий, ():
, для каждого i = 1,... N,
где:
- долговая емкость в i-ом периоде;
- платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по принятым государственным гарантиям;
i - период расчёта, N - число периодов расчёта в интервале планирования.
Сумма для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость республиканского бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕ = {}, i = 1,..., N.
При средне- и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с более мелким временным периодом.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами республиканского бюджета, которые могут быть направлены на:
- финансирование инвестиционной программы;
- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет.
Значения доступной долговой ёмкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых обязательств.
Если доступная долговая ёмкость для новых заимствований положительна на всём интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая ёмкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два случая:
- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости республиканского бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается.
- если доступная долговая ёмкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв республиканского бюджета. Кассовый разрыв республиканского бюджета в этом случае может быть устранён с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств, либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Планирование привлечения производится раздельно по видам обязательств.
При этом доступная долговая ёмкость для новых заимствований, ДДЕ, делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования.):
,
где:
- часть доступной долговой ёмкости республиканского бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым государственным гарантиям;
- часть доступной долговой ёмкости республиканского бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;
- неиспользуемая (страховочная) часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности республиканского бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.
2.3. Планирование новых государственных гарантий
Планирование государственных гарантий представляет собой процесс отбора планируемых к выдаче государственных гарантий в объёмах допускаемых ограничениями федерального и республиканского законодательства, ограничениями по долговой емкости, ограничениями по платежеспособности. Отбор осуществляется из списка планируемых государственных гарантий, упорядоченного по приоритетности.
Планирование вновь принимаемых государственных гарантий состоит из следующих этапов:
1. Из упорядоченного списка гарантий, начиная с первой, поочередно выбираются гарантии, которые могут быть предоставлены. Для выбранной гарантии k определяется объем резерва по ожидаемой ответственности, . Этот объем вычитается из ДДЕу, образуя новые значения доступной долговой емкости, отводимой на покрытие ответственности по новым гарантиям:
2. Если после выбора очередной гарантии, k, из списка оказывается положительной на всём интервале планирования, то гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.
3. Процедура повторяется для следующей по списку гарантии пока:
- список гарантий не исчерпается, или
- для очередной гарантии, k, значение хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным.
Результатом данной процедуры планирования является список планируемых к принятию в будущем периоде государственных гарантий, а также требуемый объем резерва ожидаемой финансовой ответственности по этим гарантиям.
2.4. Планирование заимствований
2.4.1. Заимствования осуществляются по следующим направлениям:
- на рефинансирование - привлекаемые заимствования с целью рефинансирования для погашения уже существующих обязательств;
- на покрытие кассовых разрывов республиканского бюджета - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на покрытие кассовых разрывов бюджета;
- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов республиканского бюджета и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены.
Потребность в рефинансировании возникает, когда объемы погашения и обслуживания уже существующих обязательств выходят за установленные ограничения. Потребность в таком заимствовании удовлетворяется в первоочередном порядке.
2.4.2. Процедура планирования инвестиционных заимствований и заимствований на рефинансирование включает следующие этапы:
Потребность в заимствованиях на рефинансирование определяется системой управления долгом на стадии планирования погашения и обслуживания уже имеющихся долговых обязательств.
Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется при формировании инвестиционной программы Республики Марий Эл.
На первом этапе планируются заимствования на рефинансирование. Заимствования планируются таким образом, чтобы сводный график погашения и обслуживания обязательств и ожидаемой ответственности по государственным гарантиям с учетом рефинансирования не выходил за установленные ограничения.
Объемы операций по рефинансированию вычитаются из доступной долговой емкости. Результатом этого этапа является новая доступная долговая емкость бюджета для долговых обязательств.
Затем определяется объём инвестиционных заимствований.
Сумма, необходимая для реализации инвестиционной программы, в пределах доступной долговой емкости бюджета для долговых обязательств , определяет объем инвестиционных заимствований, сроки которых определяются в соответствии со сроками реализации инвестиционных проектов.
Результатом процедуры определения возможных объёмов заимствований являются предельно допустимые объёмы заимствований с разными сроками до погашения.
Заёмные обязательства выбираются на основе трёх следующих критериев, приведённых в порядке снижения их приоритетности.
- Величина рисков. Основным риском является риск процентной ставки, который оценивается на этапе выбора заимствования.
- Поэтапные сроки погашения. Главное требования к срочности - это реализация графика погашения и обслуживания, определённого на предыдущем этапе.
- Стоимость заимствований. При доступности на рынке заимствований с приемлемыми уровнем риска и сроками до погашения, определяющим критерием становится стоимость заимствования. Сравнение стоимости заимствований производится на основе приведённой стоимости.
2.4.3. Процедура планирования заимствований на финансирование кассовых разрывов на планируемый год включает следующие этапы.
1. Определение потребности в заимствованиях. Потребность формулируется в рамках системы бюджетного планирования и передается в систему управления долгом в форме величины и длительности кассовых разрывов.
2. Выбор заимствований для финансирования осуществляется на основании следующих критериев:
- сроки привлечения определяются длительностью кассовых разрывов;
- стоимость заимствований должна быть минимальной.
2.5. Оценка уровня платежеспособности бюджета на основе плановых параметров бюджета и долговых обязательств
Производится оценка уровня платежеспособности бюджета по Методологии расчета платежеспособности республиканского бюджета Республики Марий Эл , утвержденной приложением N 1 к настоящему приказу на основе прогнозных параметров бюджета и заимствований. В случае превышения предельных значений платежеспособности производится следующая итерация планирования заимствований с целью корректировки параметров бюджета и заимствований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.