Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 4 июня 2010 г. N 159
"О республиканской целевой программе "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010-2012 годы"
28 июня, 3 ноября 2010 г., 23 сентября 2011 г., 5 июля 2012 г.
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010-2012 годы (далее - Программа).
2. Финансирование Программы начиная с 2010 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.
3. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл ежеквартально и по итогам года направлять в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчеты о ходе работ по реализации Программы.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23 сентября 2011 г. N 305 пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра здравоохранения Республики Марий Эл Шишкина В.В.
И.о. Главы Правительства |
Н. Куклин |
Республиканская целевая программа
"Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 июня 2010 г. N 159)
28 июня, 3 ноября 2010 г., 5 июля 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2012 г. N 242 в паспорт настоящей республиканской целевой программы внесены изменения
Паспорт
республиканской целевой программы "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010-2012 годы
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010-2012 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- |
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; Закон Республики Марий Эл от 9 ноября 2005 года N 42-З "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл"
|
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
|
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет" (по согласованию); общественная организация "Человек и закон" (по согласованию)
|
Основные цели Программы |
- |
формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям; повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях; повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей; обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств
|
Важнейшие целевые показатели Программы |
- |
удельный вес детей, охваченных социально-реабилитационным процессом; удельный вес преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, к общему числу преступлений; удельный вес несовершеннолетних, получивших адекватную помощь, пострадавших от семейного насилия; процент несовершеннолетних, получивших знания о возможных рисках и опасностях, связанных с проблемой насилия, возможности получения помощи; количество информационных материалов по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми
|
Основные задачи Программы |
- |
своевременное выявление фактов жестокого обращения с детьми в семьях, в том числе в замещающих семьях, в детских учреждениях, и оперативное принятие мер по выявленным фактам; повышение уровня информированности населения о проблемах насилия и жестокого обращения, проведение просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей защищенного детства; уменьшение уровня преступлений, связанных с жестоким обращением в отношении несовершеннолетних; создание межведомственной системы выявления и формирование единой информационной электронной системы учета семей, оказавшихся в социально опасном положении, и детей, подвергшихся жестокому обращению; обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших детей; повышение качества оказываемой семьям социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи; расширение спектра социальных услуг; организация отдыха, оздоровления и занятости указанной категории детей; повышение методического обеспечения работы субъектов системы профилактики безнадзорности по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми; разработка и внедрение методик работы по профилактике насилия в отношении детей, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам, и их семей; ресоциализация несовершеннолетних с асоциальным поведением; формирование толерантного поведения подростков; повышение компетентности детей по вопросам безопасного поведения, а также возможности получения помощи в случае насилия или преступных посягательств; повышение информированности населения о разнообразии форм помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе жертвам насилия и жестокого обращения
|
Сроки реализации Программы
|
- |
2010-2012 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
проведение республиканской акции "Защитим детство"; освещение мероприятий Программы в средствах массовой информации; проведение ревизии существующих банков данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении, внесение корректив в систему выявления и учета детей, подвергшихся жестокому обращению; создание межведомственной системы выявления и формирование единой информационной электронной системы учета семей, оказавшихся в социально опасном положении, и детей, подвергшихся жестокому обращению; выработка и документальное оформление порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних и информационному обмену сведениями по выявленным фактам жестокого обращения с детьми; разработка стандарта действий специалистов субъектов профилактики при выявлении жестокого обращения с детьми и издание методических рекомендаций для специалистов; проведение цикла радио- и телепередач, направленных на профилактику насилия; организация в библиотеках выставок литературы "Нет насилию и злу"; организация работы междисциплинарной команды "Детство без насилия и жестокости" на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие"; открытие комнаты психологической реабилитации для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию, на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие"; создание и организация работы междисциплинарной команды "Детство без насилия и жестокости" в городских округах "Город Волжск" и "Город Козьмодемьянск"; развитие социально-психологических услуг и совершенствование оказания экстренной психологической помощи детям, ставшим жертвами насилия и жестокого обращения, на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие"; разработка и реализация профильных социально-реабилитационных программ, ориентированных на различные целевые группы детей и семей, на базе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; организация работы социальной гостиницы для женщин и детей, подвергшихся насилию и оказавшихся в экстремальной ситуации, на базе государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям"; организация работы выездной бригады врачей-специалистов государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница"; отработка технологии комплексной социальной реабилитации детей школьного возраста из социально неблагополучных семей, в которых выявлены факты семейного насилия, на базе государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям"; организация проведения специальных смен для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; проведение бесед, лекций о правах и законных интересах детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств; оборудование и открытие экспериментальной комнаты для опросов несовершеннолетних, ставших жертвами и участниками преступлений; реализация социальных проектов "Мост" и "Трудными детьми не рождаются, им просто вовремя не помогли" на базе государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Волжский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Козьмодемьянский центр социальной помощи семье и детям"; разработка и издание методических рекомендаций, пособий по реабилитации детей, подвергшихся насилию, для специалистов по работе с семьей и детьми; разработка и издание буклетов для детей и родителей; разработка и внедрение методики оказания психологической помощи подросткам с аутоагрессивным поведением на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие"; направление на стажировку и курсы повышения квалификации специалистов, занимающихся профилактической работой с семьей и детьми; проведение межрегиональной конференции "Насилие в семье как социальная проблема" |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет" (по согласованию); общественная организация "Человек и закон" (по согласованию)
|
Объем и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 6 059,142 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 3 003,478 тыс. рублей; 2011 год - 1 257,724 тыс. рублей; 2012 год - 1 797,94 тыс. рублей. Объем финансирования мероприятий Программы по источникам составляет: средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 3 169,142 тыс. рублей (при условии выделения средств из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), в том числе: 2010 год -1 713,478 тыс. рублей; 2011 год - 397,724 тыс. рублей; 2012 год - 1 057,94 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Марий Эл 2 890,0 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 1 290,0 тыс. рублей; 2011 год - 860,0 тыс. рублей; 2012 год - 740,0 тыс. рублей
|
Система организации управления и контроля за исполнением Программы
|
- |
контроль за выполнением Программы осуществляет Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
формирование общественного мнения о недопустимости жестокого обращения с детьми и насилия над ними; снижение уровня преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних; укрепление межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми; функционирование межведомственной системы выявления и формирование единой информационной электронной системы учета семей, оказавшихся в социально опасном положении, и детей, подвергшихся жестокому обращению; обобщение и внедрение актуального опыта работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми и насилия над ними, по защите их прав и законных интересов; повышение уровня методического обеспечения работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; увеличение количества разработанных и апробированных адресных реабилитационных программ; увеличение числа информационных материалов по проблемам жестокого обращения с детьми и насилия над ними |
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2012 г. N 242 в раздел 1 настоящей республиканской целевой программы внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Республике Марий Эл осуществляется комплекс мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства несовершеннолетних, защиту детей от любых форм насилия.
В целях комплексного решения проблем семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, действовала республиканская комплексная программа профилактики правонарушений в Республике Марий Эл на 2009-2012 годы и реализована республиканская целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы".
Реализация данных программ позволила создать в республике условия для профилактики социального сиротства, обеспечения социальных гарантий и защиты прав детей и подростков. Уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении: 2007 год - 2049 семей, 2008 год - 1792 семьи, 2009 год - 1620 семей. Снизилось количество несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств: 2007 год - 1284 человека, 2008 год - 763 человека, 2009 год - 587 человек.
Итоги реализации указанных программ свидетельствуют о целесообразности продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем: предупреждения безнадзорности, выявления неблагополучия на ранней стадии, принятия дополнительных превентивных мер по защите детей от преступных посягательств и насилия. К тому же ситуация по работе с указанной категорией детей остается достаточно острой и требует незамедлительного принятия дополнительных мер для ее решения. Основные проблемы Республики Марий Эл, затрагиваемые Программой, приведены в приложении N 1.
При снижении количества детей, пострадавших от преступных посягательств, не уменьшается число детей, страдающих от побоев и оскорблений. Лидирующие места занимают побои (с 80 случаев, зафиксированных органами внутренних дел, в 2002 году до 218 случаев в 2008 году) и оскорбления (с 9 случаев в 2002 году до 192 случаев в 2008 году). В большинстве случаев несовершеннолетние становятся жертвами преступлений корыстной направленности - это кражи, мошенничества, грабежи. То есть, как минимум 1,5 тыс. детей в год в республике сталкиваются с физическим или психологическим насилием.
Органами внутренних дел в 2007 году выявлено 55 фактов жестокого обращения с детьми, в 2008 году - 58, в 2009 году - 82.
Возрастает количество случаев жестокого обращения с детьми, выявленных Министерством образования и науки Республики Марий Эл.
Так, в 2006 году было выявлено 17 случаев, в 2007 году - 15, в 2008 году - 36 (Форма N 103-РИК раздел 5. Защита прав детей в возрасте до 18 лет.).
В 2008 году зарегистрированы 223 факта самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе 106 - из семей, 117 - из учреждений системы образования и социальной защиты, в 2009 году зарегистрировано 58 фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе: 32 - из семей, 26 - из учреждений.
В 2007 году лишены родительских прав 163 человека, в 2008 году - 120 человек, в 2009 году -132 человека.
Продолжает оставаться значительным число родителей, привлеченных к различным мерам административной и уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей и жестокое обращение с детьми.
Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях. Во многом латентный характер насилия над детьми, отсутствие широкой практики применения технологий раннего выявления, дефицит квалифицированных кадров ведут к невозможности оказания несовершеннолетнему своевременной помощи и реабилитации, тяжелым последствиям для здоровья и личности ребенка.
В 2009 году по инициативе Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл и при поддержке Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл проведена республиканская акция "Защитим детство". В ходе только одной акции было выявлено 9 случаев жестокого обращения с детьми, изъято из семей и помещено в специализированные учреждения для несовершеннолетних 28 детей, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности было привлечено 106 родителей.
Для привлечения общественного внимания к проблемам жестокого обращения с детьми и своевременного выявления таких фактов в семьях, в том числе в замещающих семьях, в детских учреждениях, и оперативного принятия мер по выявленным фактам в качестве программного мероприятия предусмотрено ежегодное проведение республиканской акции "Защитим детство".
В настоящее время возможности получать психологическую помощь в отдаленных уголках республики нет, потребность в психологических услугах в районах Республики Марий Эл велика. Поэтому общение с психологом посредством радиопередач - единственная возможность для сельских жителей в получении услуг психопросветительской направленности.
Для решения данных проблем в настоящей Программе предусмотрен ряд мероприятий, направленных на информирование населения о проблемах насилия и жестокого обращения, проведение просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей защищенного детства.
Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл сформирован ведомственный банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, в который входят все районы и города республики. Хотя наблюдается тенденция к сокращению количества семей, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания населения, количество выявляемых и поставленных на учет семей в учреждениях социального обслуживания населения продолжает оставаться значительным.
Сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в учреждениях социального облуживания# населения
Год |
Состоит на учете семей |
В них детей |
Поставлено на учет семей |
В них детей |
2007 год |
2049 |
3773 |
399 |
616 |
2008 год |
1792 |
3256 |
344 |
638 |
2009 год |
1620 |
2973 |
319 |
565 |
Единая информационная система учета детей и семей, находящихся в социально опасном положении, между субъектами профилактики в связи с отсутствием технических возможностей функционирует не в полном объеме. Поэтому в Программе предусмотрено мероприятие "Создание межведомственной системы выявления и формирование единой информационной электронной системы учета семей, оказавшихся в социально опасном положении, и детей, подвергшихся жестокому обращению".
Важным условием для решения обозначенных проблем является координация усилий всех заинтересованных министерств и ведомств в функционировании единой системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних и выявлении фактов жестокого обращения с детьми. Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность межведомственного взаимодействия в работе с детьми и семьями в республике за счет того, что специалисты начнут действовать на основе единого понимания проблем и путей их преодоления.
Настоящая Программа направлена на обеспечение развития межведомственного взаимодействия и координацию действий, направленных на оказание помощи семьям и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Особое внимание предполагается уделить оказанию помощи детям, страдающим от жестокого обращения взрослых, а также привлечению внимания общества к вопросам защиты детей от такого обращения.
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие" оказывает помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Доминирующими проблемами, с которыми обращаются несовершеннолетние в центр, являются взаимоотношения со сверстниками, в семье, сексуальное и психологическое насилие.
Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению населению с 2003 года является партнером Нижегородского ресурсного центра "Детство без насилия и жестокости".
В целях предотвращения насилия и оперативного реагирования на выявленные факты насилия в отношении детей создана междисциплинарная команда в составе психологов, педагогов-психологов, медицинского работника, юриста. Данная команда проходит обучение на семинарах, проводимых Нижегородским ресурсным центром "Детство без насилия и жестокости", основным тематическим направлением которых является профилактика жестокого обращения с детьми, с целью распространения приобретенного опыта в Республике Марий Эл.
В Программе предусмотрено проведение мероприятия "Организация работы междисциплинарной команды "Детство без насилия и жестокости" на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие", направленного на повышение качества оказываемой детям социальной, медицинской, психолого-педагогической помощи.
На территории городских округов "Город Волжск" и "Город Козьмодемьянск" предусмотрено мероприятие "Создание и организация работы междисциплинарной команды "Детство без насилия и жестокости", направленное на расширение географии оказания помощи детям, подвергшимся жестокому обращению, и обеспечение доступности услуг для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию.
В Республике Марий Эл целенаправленную работу по оказанию экстренной квалифицированной социально-психологической помощи детям ведет служба "телефон доверия" при государственном бюджетном учреждении Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие". Служба успешно работает и пользуется большим спросом у населения, обращения несовершеннолетних составляют более 30 процентов от общего числа обратившихся. Однако существующая материально-техническая база службы "телефон доверия" уже не отвечает современным требованиям.
В Программе предусмотрено мероприятие, направленное на развитие этой службы и расширение спектра социально-психологических услуг, совершенствование оказания экстренной психологической помощи детям, ставшим жертвами насилия и жестокого обращения.
Планируется ввести дополнительные ставки психологов с оборудованием рабочих мест для работы с детьми, подвергшимися жестокому обращению.
Основная роль в защите законных прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, принадлежит специализированным учреждениям для несовершеннолетних, - социальному приюту для детей и социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних, которые выполняют защитную, профилактическую, коррекционно-развивающую, оздоровительную функции.
Количество несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с каждым годом увеличивается: в 2006 году - 543 несовершеннолетних, в 2007 году - 568, в 2008 году - 684, в 2009 году - 634. Причем растет количество детей, поступающих в специализированные учреждения из семей, находящихся в социально опасном положении, в 2006 году - 155 несовершеннолетних, в 2007 году - 160, в 2008 году - 180, в 2009 году - 181.
Большинство поступающих в социально-реабилитационные учреждения - дети из неблагополучных семей с асоциальным образом жизни, в каждом третьем случае дети были лишены систематического медицинского наблюдения. Часть детей, поступающих в учреждения, ранее не обучалась или утеряла связь с учебными заведениями. 33 процента воспитанников имеют социально-педагогическую запущенность, 53 процента - низкий уровень познавательных процессов, 42 процента - высокий уровень тревожности. Практически каждый третий несовершеннолетний, поступающий в специализированные учреждения, испытывал жестокое обращение. Специализированные учреждения имеют положительный опыт в разработке и реализации профильных реабилитационных программ, ориентированных на различные группы несовершеннолетних и их семьи, в том числе, испытывающих насилие. Поэтому целесообразно продолжать работу по разработке профильных программ, включающих в себя комплексную диагностику, лечение и восстановление физического и психического здоровья, профилактические мероприятия и развивающие занятия, повышающие адаптацию к новым условиям жизни.
Помощь неблагополучным семьям, прежде всего, будет сочетаться с активизацией ресурсов семьи, с поддержкой собственных усилий ее членов по выходу из кризиса. Преодоление неблагополучия возможно только в сотрудничестве специалистов и членов семьи. В Программе предусмотрено мероприятие "Организация работы социальной гостиницы на базе государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям" для женщин и детей, подвергшихся насилию и оказавшихся в экстремальной ситуации, направленное на обеспечение беспрепятственного доступа этой категории женщин и детей к социальным услугам.
В целях возможности оказания специализированной медицинской помощи детям, проживающим в отдаленных районах Республики Марий Эл, при выявлении скрытых фактов жестокого обращения с детьми будет организована работа выездной бригады врачей государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница".
Для расширения спектра социальных услуг, оказания помощи, направленной на реабилитацию семей, в которых выявлены факты семейного насилия, предполагается отрабатывать технологии по комплексной социальной реабилитации детей школьного возраста из социально неблагополучных семей, в которых выявлены такие факты.
В Программе предусмотрено мероприятие, направленное на организацию отдыха, оздоровления детей из социально неблагополучных семей, семей, в которых родители не выполняют надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, детей, находящихся в социально опасном положении, детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств.
Для повышения компетентности несовершеннолетних в вопросах помощи в случае насилия или преступных посягательств будут проведены беседы, лекции о правах и законных интересах несовершеннолетних с различными целевыми группами детей во всех типах детских учреждений.
Настоящая Программа ориентирована на создание единого реабилитационного пространства на уровне Республики Марий Эл, создание межведомственной системы выявления, диагностики, оценки степени социального неблагополучия; пресечение преступности против несовершеннолетних; социальную реабилитацию детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказание всесторонней помощи детям, подвергшимся насилию.
В Программе предусмотрен раздел, направленный на ресоциализацию несовершеннолетних с асоциальным поведением. Несовершеннолетние участвуют в уголовном процессе наравне со взрослыми. Для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних - жертв и участников преступлений предполагается открыть экспериментальную комнату для опросов несовершеннолетних - жертв и участников преступлений, что позволит создать условия для проведения опросов несовершеннолетних участников преступлений, а также нетравмирующую среду в процессе опросов для жертв преступлений.
В большинстве случаев в основе асоциального поведения подростков лежит насилие, корни которого кроются в семье. Родители подростков с противоправным поведением устранились от воспитания и содержания своих детей, в результате некоторые подростки попадают на улицу, где либо сами становятся объектом насилия, либо совершают насилие над другими. Для формирования установок толерантного поведения подростков будут реализованы социальные проекты "Мост" и "Трудными детьми не рождаются, им просто вовремя не помогли" на базе государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Волжский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Козьмодемьянский центр социальной помощи семье и детям".
В Республике Марий Эл количество самоубийств среди несовершеннолетних превысило средние показатели по суициду среди взрослых. Феномен детского, подросткового насилия, направленного против собственной жизни и здоровья, прежде всего, является следствием нарушения детско-родительских отношений. Поэтому в Программе предусмотрено мероприятие, направленное на разработку и внедрение методики оказания психологической помощи несовершеннолетним с аутоагрессивным поведением. В ходе реализации мероприятия будут созданы условия для эффективного оказания психологической помощи несовершеннолетним с аутоагресивным# поведением.
При разработке Программы учитывались республиканский и российский опыт профилактики жестокого обращения с детьми, социального сиротства, предложения министерств и ведомств, научных и практических работников.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются:
формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;
повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях; повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.
Программа предусматривает решение следующих задач:
своевременное выявление фактов жестокого обращения с детьми в семьях, в том числе в замещающих семьях, в детских учреждениях, и оперативное принятие мер по выявленным фактам;
повышение уровня информированности населения о проблемах насилия и жестокого обращения, проведение просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей защищенного детства;
уменьшение уровня преступлений, связанных с жестоким обращением в отношении несовершеннолетних;
создание межведомственной системы выявления и формирование единой информационной электронной системы учета семей, оказавшихся в социально опасном положении, и детей, подвергшихся жестокому обращению;
обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших детей;
повышение качества оказываемой семьям социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи;
расширение спектра социальных услуг;
организация отдыха, оздоровления и занятости указанной категории детей;
повышение методического обеспечения работы субъектов системы профилактики безнадзорности по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми;
разработка и внедрение методик работы по профилактике насилия в отношении детей, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам, и их семей;
ресоциализация несовершеннолетних с асоциальным поведением;
формирование толерантного поведения подростков;
повышение компетентности детей по вопросам безопасного поведения, а также возможности получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;
повышение информированности населения о разнообразии форм помощи и поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе жертв насилия и жестокого обращения.
Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы разделов "Организационно-информационные мероприятия по выполнению Программы", "Профилактика жестокого обращения в отношении детей, социального сиротства", "Ресоциализация несовершеннолетних с асоциальным поведением", "Методическое обеспечение системы профилактики насилия и жестокого обращения с детьми".
Срок реализации Программы 2010-2012 годы. Реализация Программы рассчитана на трехлетний период с учетом наличия значительного количества долгосрочных мероприятий и вследствие необходимости постоянного совершенствования форм и методов работы с детьми - жертвами насилия и жестокого обращения, профилактики социального сиротства.
В соответствии с поставленными целями и задачами в ходе реализации Программы и по итогам ее выполнения проводится индикативная оценка реализации программных мероприятий.
Важнейшие целевые показатели, отражающие результаты реализации Программы приведены в таблице.
Важнейшие целевые показатели,
отражающие результаты реализации республиканской целевой программы "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010-2012 годы
|
Задача |
Индикаторы оценки результатов |
Базовый показатель 2009 год (процентов) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
(процентов) | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Своевременное выявление фактов жестокого обращения с детьми в семьях, в том числе в замещающих семьях, в детских учреждениях, и оперативное принятие мер по выявленным фактам |
удельный вес детей, охваченных социально-реабилитационным процессом |
65,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
2. |
Уменьшение уровня преступлений, связанных с жестоким обращением в отношении несовершеннолетних |
удельный вес преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, к общему числу преступлений |
4,5 |
4,3 |
4,0 |
3,4 |
3. |
Создание межведомственной системы выявления и формирование единой информационной электронной системы учета семей, оказавшихся в социально опасном положении; детей, подвергшихся жестокому обращению |
количество вновь созданных структур в учреждениях социального обслуживания семьи и детей по ведению администрирования банка данных семей, оказавшихся в социально опасном положении, и детей, повергшихся# жестокому обращению |
0 |
56,5 |
100 |
100 |
4. |
Повышение качества оказываемой семьям социальной, медицинской, психолого-педагогической помощи; расширение спектра социальных услуг; организация отдыха, оздоровления указанной категории детей |
удельный вес пострадавших от семейного насилия, получивших адекватную помощь, увеличение количества детей, охваченных отдыхом и оздоровлением |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
75,0 |
5. |
Повышение методического обеспечения работы субъектов системы профилактики безнадзорности по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми |
процент специалистов, прошедших различные формы повышения квалификации по профилактике жестокого обращения с детьми |
20 |
40 |
60 |
80 |
6. |
Разработка и внедрение методик работы с семьями по профилактике насилия в отношении детей, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам, и их семей |
наличие разработанных и апробированных методик по профилактике жестокого обращения с детьми и реабилитации жертв насилия |
10 |
12 |
14 |
16 |
7. |
Повышение компетентности несовершеннолетних по вопросам безопасного поведения, а также возможности получения помощи в случае насилия или преступных посягательств |
процент детей, получивших знания о возможных рисках и опасностях, связанных с проблемой насилия, о возможности получения помощи |
40 |
45 |
60 |
80 |
8. |
Повышение информированности населения о разнообразии форм помощи и поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе жертв насилия и жестокого обращения |
увеличение числа информационных материалов по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми |
150 |
200 |
250 |
300 |
3. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы является совокупностью мер министерств, ведомств, общественности, направленных на создание единого реабилитационного пространства в Республике Марий Эл.
Для достижения целей и решения основных задач, предусмотренных Программой, в нее включены мероприятия межотраслевого характера. Система программных мероприятий приведена в приложении N 2.
Программные мероприятия сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей и задач, подкреплены необходимым объемом, источниками финансирования.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2012 г. N 242 раздел 4 настоящей республиканской целевой программы изложен в новой редакции
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 6 059,142 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 год - 3 003,478 тыс. рублей;
2011 год - 1 257,724 тыс. рублей;
2012 год - 1 797,94 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы по источникам составляет:
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 3 169,142 тыс. рублей (при условии выделения средств из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), которые зачисляются на счет Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл по учету средств, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, в том числе:
2010 год - 1 713,478 тыс. рублей;
2011 год - 397,724 тыс. рублей;
2012 год - 1 057,94 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Марий Эл - 2 890,0 тыс. рублей, в том числе:
2010 год -1 290,0 тыс. рублей;
2011 год - 860,0 тыс. рублей;
2012 год - 740,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год и на плановый период исходя из его возможностей.
Объемы и источники финансирования Программы представлены в приложениях N 3 и 4.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2012 г. N 242 в раздел 5 настоящей республиканской целевой программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках соответствующих мероприятий, направленных на оказание помощи детям, страдающим от жестокого обращения взрослых, а также на привлечение внимания общества к вопросам защиты детей от такого обращения.
Государственным заказчиком Программы является Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.
Основными разработчиками Программы являются Министерство образования и науки Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл (по согласованию), ФГБОУ ВПО "ПГТУ" (по согласованию), общественная организация "Человек и закон" (по согласованию).
Основными разработчиками и исполнителями мероприятий Программы осуществляются в установленном порядке меры по выполнению мероприятий Программы.
Исполнители Программы:
приказом определяют из своего состава лицо, ответственное за реализацию мероприятий Программы в части, их касающейся;
ежегодно представляют государственному заказчику предложения по уточнению показателей результативности реализации программных мероприятий на соответствующий год;
ежегодно, до 20 января, представляют государственному заказчику отчеты о ходе реализации мероприятий Программы и об использовании финансовых средств;
ежеквартально, до 20 января, представляют государственному заказчику отчеты о ходе реализации мероприятий Программы и об использовании финансовых средств;
ежегодно, до 1 июня, представляют государственному заказчику бюджетную заявку с обоснованием потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов Программы;
несут ответственность за реализацию комплекса закрепленных за ними мероприятий Программы, обеспечивают использование средств, выделяемых на их реализацию.
Государственный заказчик Программы:
осуществляет общий контроль за исполнением Программы, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, механизм реализации Программы, состав исполнителей и вносит предложения по их изменению в Правительство Республики Марий Эл, осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации;
информирует Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств за текущий квартал до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
ежегодно, до 1 февраля, представляет в Правительство Республики Марий Эл и в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл информацию о ходе реализации Программы за отчетный период;
ежегодно, до 1 июля, представляет сводную бюджетную заявку с обоснованием потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов Программы в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл и Министерство финансов Республики Марий Эл.
По окончании срока реализации Программы государственный заказчик до 1 февраля 2013 г. представляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл доклад об итогах выполнения Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, включая оценку фактически достигнутых значений годовых целевых индикаторов и показателей.
6. Организация управления Программой, контроль за ходом и оценка эффективности ее реализации
Общее руководство и контроль за выполнением Программы, организация взаимодействия между исполнителями программных мероприятий возлагаются на Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл для координации деятельности исполнителей по осуществлению мероприятий Программы создает координационный совет из основных разработчиков Программы.
В результате реализации мероприятий Программы ожидается улучшение ситуации по следующим основным направлениям:
формирование общественного мнения о недопустимости жестокого обращения с детьми и насилия;
снижение уровня преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних;
укрепление межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по проблемам жестокого обращения с детьми и насилия над ними;
функционирование единой межведомственной информационной электронной системы выявления и учета семей, оказавшихся в социально опасном положении, и детей, испытывающих жестокое обращение;
обобщение и внедрение актуального опыта работы по профилактике социального сиротства, жесткого обращения и насилия над детьми, по защите их прав и законных интересов несовершеннолетних;
повышение уровня организационно-методического обеспечения работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
увеличение количества разработанных и апробированных адресных реабилитационных программ;
увеличение числа информационных материалов по проблемам жестокого обращения с детьми# насилия над ними.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Детство без насилия и жестокости:
профилактика семейного
неблагополучия, социального
сиротства и безнадзорности детей"
на 2010-2012 годы
Основные проблемы
Республики Марий Эл, затрагиваемые республиканской целевой программой "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010-2012 годы
|
Наименование, краткое описание проблемы |
Количественная характеристика проблемы в 2010 году |
|||||
в Республике Марий Эл |
в среднем по России |
в Чувашской Республике |
|||||
общее количество, единиц |
удельный вес от общего количества детского населения, процентов |
общее количество, единиц |
удельный вес от общего количества детского населения, процентов |
общее количество, единиц |
удельный вес от общего количества детского населения, процентов |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Количество зарегистрированных правоохранительными органами преступлений по фактам неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, сопряженных с жестоким обращением (количество возбужденных уголовных дел по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации) |
37 |
0,025 |
6473 |
0,024 |
44 |
0,017 |
2. |
Количество несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств |
724 |
0,49 |
57821 |
0,21 |
954 |
0,38 |
3. |
Количество родителей, лишенных родительских прав |
356 |
0,27 |
62597 |
0,23 |
246 |
0,08 |
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2012 г. N 242 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Детство без насилия и жестокости:
профилактика семейного неблагополучия,
социального сиротства и
безнадзорности детей" на 2010 - 2012 годы
(в редакции постановления
Правительства Республики Марий Эл
от 5 июля 2012 г. N 242)
Система
мероприятий республиканской целевой программы "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010 - 2012 годы
3 ноября 2010 г., 5 июля 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2012 г. N 242 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Детство без насилия и жестокости:
профилактика семейного неблагополучия,
социального сиротства и
безнадзорности детей" на 2010 - 2012 годы
(в редакции постановления
Правительства Республики Марий Эл
от 5 июля 2012 г. N 242)
Объемы и источники
финансирования республиканской целевой программы "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010 - 2012 годы
28 июня 2010 г., 5 июля 2012 г.
(тыс. рублей, в ценах года утверждения Программы)
Источник и направление финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе на весь период реализации (тыс. рублей) |
В том числе по годам |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего |
6 059,142 |
3 003,478 |
1 257,724 |
1 797,94 |
в том числе: |
|
|
|
|
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
3 169,142 |
1 713,478 |
397,724 |
1 057,94 |
республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
2 890,0 |
1 290,0 |
860,0 |
740,0 |
Капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
- |
- |
- |
- |
республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
- |
- |
- |
- |
НИОКР |
- |
- |
- |
|
в том числе: |
|
|
|
|
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
- |
- |
- |
- |
республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
- |
- |
- |
- |
Прочие нужды |
6 059,142 |
3 003,478 |
1 257,724 |
1 797,94 |
в том числе: |
|
|
|
|
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
3 169,142 |
1 713,478 |
397,724 |
1 057,94 |
республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
2 890,0 |
1 290,0 |
860,0 |
740,0 |
------------------------------
* Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2012 г. N 242 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Детство без насилия и жестокости:
профилактика семейного неблагополучия,
социального сиротства и
безнадзорности детей" на 2010 - 2012 годы
(в редакции постановления
Правительства Республики Марий Эл
от 5 июля 2012 г. N 242)
Объемы и источники поэтапного финансирования мероприятий республиканской целевой программы "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010 - 2012 годы
28 июня 2010 г., 5 июля 2012 г.
(тыс. рублей, в ценах года утверждения Программы)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях формирования в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям, повышения информированности детей о возможных рисках и опасностях, повышения ответственности родителей за действия, направленные против детей, обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств республиканской целевой программой "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей"на 2010-2012 годы" предусмотрен ряд мероприятий.
В результате реализации программы ожидается снижение уровня преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних; укрепление межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми; увеличение числа информационных материалов по проблемам жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 июня 2010 г. N 159 "О республиканской целевой программе "Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 22 июля 2010 г. N 7 ст. 353
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2012 г. N 242
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 сентября 2011 г. N 305
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 ноября 2010 г. N 297
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 июня 2010 г. N 174