Постановление Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл
от 30 декабря 2009 г. N 3953
"Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы "Экологическая безопасность города Йошкар-Олы на 2010-2014 годы"
Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 12 ноября 2013 г. N 2765 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях обеспечения экологической безопасности на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" и создания благоприятных условий проживания жителей постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую долгосрочную программу "Экологическая безопасность города Йошкар-Олы на 2010-2014 годы".
2. Финансирование мероприятий программы предусматривать при разработке проектов бюджетов городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2010-2014 годы.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Йошкар-Ола".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра города Йошкар-Олы Титова В.М.
Мэр города Йошкар-Олы |
О. Войнов |
Муниципальная целевая долгосточная программа
"Экологическая безопасность города Йошкар-Олы на 2010-2014 годы"
(утв. постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30 декабря 2009 г. N 3953)
По-видимому, в тексте названия программы допущена опечатка. Название программы следует читать как "Муниципальная целевая долгосрочная программа "Экологическая безопасность города Йошкар-Олы на 2010-2014 годы"
1. Паспорт целевой программы
Наименование Программы |
- |
Муниципальная целевая долгосрочная программа "Экологическая безопасность города Йошкар-Олы на 2010-2014 годы" (далее - Программа)
|
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
Постановление мэра г. Йошкар-Олы от 17.03.2009 N 628 "Об утверждении Концепции муниципальной целевой программы "Экологическая безопасность города Йошкар-Олы на 2010-2014 годы"
|
Заказчик Программы
|
- |
Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола"
|
Исполнитель-координатор Программы
|
- |
Комитет экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
|
Разработчик Программы |
- |
Комитет экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
|
Исполнители Программы |
- |
Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола", муниципальные предприятия, промышленные предприятия, общественные объединения и организации
|
Цель Программы |
- |
обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду путем разработки и реализации стратегических направлений деятельности природоохранных служб по созданию безопасной, качественной и комфортной жизни населения города, по оздоровлению экологической обстановки городского округа "Город Йошкар-Ола"
|
Основные задачи Программы |
- |
снижение вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения, стабилизация обстановки с обеспечением экологической безопасности и ее улучшение, последовательное повышение качества окружающей среды; |
|
- |
формирование экономических, нормативных и правовых механизмов муниципального регулирования в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности; |
|
- |
формирование муниципальной системы комплексного мониторинга и организационно-оперативного управления за соблюдением установленных правил по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды; |
|
- |
предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; |
|
- |
нормирование и снижение антропогенного воздействия на природные среды, осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей среды; |
|
- |
получение достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, водных ресурсов и почвогрунтов, проведение мероприятий по ликвидации возможных очагов загрязнения; |
|
- |
создание системы управления обращения с отходами производства и потребления с максимальным вовлечением образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья, с ликвидацией несанкционированного размещения отходов; |
|
- |
сохранение и восстановление целостности природных комплексов, ландшафтного и биологического разнообразия; |
|
- |
сохранение и реконструкция зеленых насаждений, увеличение озелененных территорий общего пользования; |
|
- |
совершенствование механизма деятельности по обеспечению экологической безопасности, внедрение в производство передовых, экологически чистых, ресурсосберегающих технологий; |
|
- |
снижение показателей негативного воздействия на окружающую среду (объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты, размещение отходов) действующими хозяйствующими субъектами до нормативного уровня; |
|
- |
развитие системы непрерывного экологического воспитания, повышение уровня знаний населения, профессиональной подготовки руководителей и специалистов-экологов, пропаганда экологических знаний; |
|
- |
обеспечение доступа общественности к информации в сфере безопасности жизнедеятельности; |
|
- |
повышение экологической культуры населения и активности в области обеспечения качества окружающей среды, формирование нового мировоззрения жителей, соответствующего принципам и идеям устойчивого развития города
|
Основные целевые индикаторы Программы
|
- |
Индикаторы оценки конечных результатов Программы даны в каждой из подпрограмм |
Сроки реализации Программы
|
- |
2010-2014 годы
|
Перечень подпрограмм |
- |
"Охрана и рациональное использование природных и земельных ресурсов"; "Отходы производства и потребления"; "Восстановление зеленых насаждений, развитие особо охраняемых природных территорий"; "Охрана атмосферного воздуха"; "Охрана и рациональное использование водных ресурсов"; "Экологическое воспитание и пропаганда"
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Общий объем финансирования на реализацию Программы - 254850 тыс. рублей, в том числе: |
- |
средства бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола", необходимые для реализации Программы, - 19700 тыс. рублей, из них по годам: 2010 г. - 3700 тыс. рублей; 2011 г. - 4000 тыс. рублей; 2012 г. - 4000 тыс. рублей; 2013 г. - 4000 тыс. рублей; 2014 г. - 4000 тыс. рублей; |
|
- |
средства предприятий, необходимые для реализации Программы, - 235150 тыс. рублей (при условии выделения средств от предприятий), из них по годам: 2010 г. - 47336 тыс. рублей; 2011 г. - 44361 тыс. рублей; 2012 г. - 49123 тыс. рублей; 2013 г. - 46901 тыс. рублей; 2014 г. - 47429 тыс. рублей;
|
|
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
- |
общее руководство и контроль за ходом реалиизации# Программы осуществляет исполнитель-координатор Программы; |
- |
ежегодно производится уточнение первоочередных мероприятий Программы на очередной календарный год и разработка перечня мероприятий на последующий год; |
|
- |
контроль за ходом реализации Программы представляет собой систему ежеквартального мониторинга действий исполнителей мероприятий Программы.
|
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
развитие принципа комплексного подхода в решении проблем экологической безопасности; |
- |
оптимальное сочетание интересов города и хозяйствующих субъектов при осуществлении мероприятий, непосредственно связанных с обеспечением экологической безопасности, с воздействием жилищно-коммунальных, производственных, транспортных и других объектов города на жизнедеятельность населения; |
|
- |
повышение эффективности деятельности по обеспечению экологической безопасности, оздоровление экологической обстановки, формирование благоприятного общественного климата в городе; |
|
- |
консолидация средств бюджета города и предприятий для решения задач развития социальной инфраструктуры города в соответствии с нормами обеспечения экологической безопасности населения; |
|
|
- |
решение проблемы обеспечения населения услугами по безопасному обращению с отходами; |
|
- |
использование возможностей средств массовой информации в развитии эффективной системы экологической безопасности, в формировании благоприятных условий жизнедеятельности населения; |
|
- |
повышение грамотности населения в сфере безопасности жизнедеятельности, поддержка и осведомленность общественности о задачах безопасности, привлечение к мероприятиям различных категорий населения, профилактическая деятельность в совершенствовании нравственного развития и профилактика асоциального поведения учащейся молодежи. |
II. Основное содержание
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Территория города Йошкар-Олы - 5,6 тыс.га. Численность жителей в 2009 году составляла 257,5 тысяч человек. В городе сосредоточено около 60% промышленного производства, транспортного и коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
Ранжированный список проблем экологической безопасности города Йошкар-Олы включает в себя:
аккумулированное загрязнение почвы, истощение и деградация почв;
загрязнения окружающей среды от постоянно увеличивающихся объемов отходов производства и потребления;
обострение проблемы сохранения биологического разнообразия из-за антропогенных нагрузок, сноса зеленых насаждений, изменения природных ландшафтов;
загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта и от промышленных предприятий;
загрязнение поверхностных водных объектов сбросами.
Анализ показателей в сфере обеспечения экологической безопасности в сравнении с показателями по городам.
N п/п |
Наименование, краткое описание проблемы |
Количественная характеристика проблемы |
|||
Значение в городе |
В среднем по ПФО |
В среднем по России |
В других городах |
||
1. Управление безопасностью жизнедеятельности, улучшение условий хозяйствования, регулирование качества и мониторинг окружающей среды | |||||
1.1 |
Нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности |
Неудовл. |
Удовл. |
Удовл. |
Хорошее в Н-Новгороде, Казани |
1.2 |
Использование возможностей природоохранной деятельности в решении экономических и социальных проблем |
Неудовл. |
Удовл. |
Удовл. |
Хорошее в Чебоксарах, Казани |
1.3 |
Финансирование природоохранной деятельности |
Неудовл. |
Хорошее |
Удовл. |
Лучше в Казани, Чебоксарах |
2. Охрана и рациональное использование природных и земельных ресурсов | |||||
2.1 |
Пополнение гумуса |
Не ведется |
Ведется |
Ведется |
Налажено в Чебоксарах |
3. Отходы производства и потребления | |||||
3.1 |
Система индустрии раздельного сбора, переработки, утилизации ТБО |
Отсутствует |
Решается в приоритетном порядке |
Решается в приоритетном порядке |
|
3.2 |
Обезвреживание ртутьсодержащих отходов |
Не получилось |
Проблема решена |
Проблема решена |
|
4. Восстановление зеленых насаждений, развитие особо охраняемых природных территорий | |||||
4.1 |
Питомник для саженцев |
Ликвидирован |
|
|
|
4.2 |
Посадка деревьев и кустарников |
Малое количество |
Ведется |
Ведется |
Хорошая в Чебоксарах, Казани |
5. Охрана атмосферного воздуха | |||||
5.1 |
Оборудование стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха |
Неудовл. |
Удовл. |
Удовл. |
Есть в Н.Новгороде и Казани |
5.2 |
Контроль за отработанными газами автомашин |
Неудовл. |
Удовл. |
Удовл. |
Налажен в Н.Новгороде |
6. Охрана и рациональное использование водных ресурсов | |||||
6.1 |
Очистка сброса ливневых и талых вод |
Проблема не решается |
Решается взиманием платы |
Проблема решается |
|
7. Экологическое воспитание и пропаганда | |||||
7.1 |
Экологическое воспитание и пропаганда |
Свертывается |
Развивается |
|
|
7.2 |
Выпуск ежемесячных экологических изданий |
Прекращен |
Ведется во всех городах |
Ведется во всех городах |
Ведется в Казани, Чебоксарах |
7.3 |
Общественное экологическое движение |
Слабо развито |
Развито |
Развито |
Развито в Н.Новгороде |
Социальная значимость проблем обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации мероприятий, направленных на повышение показателей безопасности жизнедеятельности населения, успех которых возможен при взаимодействии с промышленными предприятиями города.
Использование программного метода решения проблем города Йошкар-Олы в области обеспечения экологической безопасности позволит обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета города Йошкар-Олы и средств предприятий.
В реализации экологической политики города важное место отводится органам власти, которые играют ключевую роль в создании, эксплуатации и обслуживании экономической, социальной и экологической инфраструктуры. Они несут ответственность за формулирование местной экологической политики и правил.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Целью программы является обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду путем разработки и реализации стратегических направлений деятельности природоохранных служб по созданию безопасной, качественной и комфортной жизни населения города, по оздоровлению экологической обстановки городского округа "Город Йошкар-Ола".
Задачи Программы:
снижение вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения, стабилизация обстановки с обеспечением экологической безопасности, последовательное повышение качества окружающей среды;
формирование экономических, нормативных и правовых механизмов муниципального регулирования в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;
формирование муниципальной системы комплексного мониторинга и организациионно-оперативного# управления за соблюдением установленных правил по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нормирование и снижение антропогенного воздействия на природные среды, осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей среды;
получение достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, водных ресурсов и почвогрунтов, проведение мероприятий по ликвидации возможных очагов загрязнения;
создание системы управления обращения с отходами производства и потребления с максимальным вовлечением образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья, с ликвидацией несанкционированного размещения отходов;
сохранение и восстановление целостности природных комплексов, ландшафтного и биологического разнообразия;
сохранение и реконструкция зеленых насаждений, увеличение озелененных территорий общего пользования;
совершенствование механизма деятельности по обеспечению экологической безопасности, внедрение в производство перспективных, передовых, экологически чистых, ресурсосберегающих технологий;
снижение показателей негативного воздействия на окружающую среду (объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты, размещение отходов) действующими хозяйствующими субъектами до нормативного уровня;
развитие системы непрерывного экологического воспитания, повышение уровня знаний населения, профессиональной подготовки руководителей и специалистов-экологов, пропаганда экологических знаний;
обеспечение доступа общественности к информации в сфере безопасности жизнедеятельности;
повышение экологической культуры населения и активности в области обеспечения качества окружающей среды, формирование нового мировоззрения жителей, соответствующего принципам и идеям устойчивого развития.
Программа по срокам реализации рассчитана на пять лет. Реализация программных мероприятий предусматривается с 2010 по 2014 год.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя формирование стратегии, нормативно-правовых механизмов и мероприятий по оптимизации экологической обстановки в городском округе "Город Йошкар-Ола".
В Программе предусматривается реализация семи подпрограмм. В рамках каждой из подпрограмм обеспечивается выполнение взаимосвязанных программных мероприятий по решению конкретных задач с достижением планируемых значений целевых индикаторов.
Обоснование мероприятий в рамках подпрограмм изложены# в следующем порядке:
содержание проблемы;
основные цели, задачи подпрограммы;
ресурсное обеспечение подпрограммы;
программные мероприятия;
индикаторы оценки результатов;
эффективность реализации подпрограммы.
Подпрограмма
"Управление безопасностью жизнедеятельности, улучшение условий хозяйствования, регулирование качества и мониторинг окружающей среды"
Насыщенность предприятиями строительной, машиностроительной, дорожно-транспортной, фармацевтической, пищевой отраслей, физическое и моральное старение инженерных коммуникаций, загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы, изменение условий отдыха, труда, образа жизни определяют характерные для города проблемы обеспечения экологической безопасности, оказывают влияние на процесс формирования здоровья жителей города, причем наиболее стойкие изменения отмечаются среди детей и подростков, которые быстрее реагирует на любые изменения окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и развития.
Цели подпрограммы:
сохранение и развитие системы обеспечения экологической безопасности городского хозяйства;
осуществление организационных и практических мер по улучшению санитарно-экологической обстановки в зависимости от приоритетных факторов загрязнения окружающей среды;
получение достоверной информации для принятия управленческих решений органами власти.
Задачи подпрограммы:
комплексная оценка территории города, выявление экологически неблагоприятных зон;
создание эффективной системы предупреждения, снижения рисков и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, природно-антропогенного и антропогенного характера;
содействие внедрению предприятиями и организациями города систем экологического менеджмента;
снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения и на животный мир факторов среды обитания, прежде всего химического загрязнения;
сохранение и восстановление биологического разнообразия животного мира за счет реализации научно-обоснованных мер по их рациональному использованию и охране;
проведение мероприятий по обследованию, выявлению и устранению ртутных загрязнений;
организация мониторинга влияния промышленных предприятий, автотранспортных средств и др. на окружающую среду; формирование мероприятий, обеспечивающих контроль за качеством воздуха, воды и почвы, выявление очагов загрязнения с последующей их ликвидацией;
осуществление в приоритетном порядке учета интересов населения, обеспечения безопасности и снижения риска воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проектировании и эксплуатации объектов;
обеспечение населения, органов власти, общественных организаций достоверной информацией о качестве окружающей среды, уровне экологической безопасности в городе Йошкар-Оле.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 12640 тысяч рублей, в т.ч. средства бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола" - 840 тыс.руб., средства предприятий - 11800 тыс.руб.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении 1.
Ожидаемая динамика целевых индикаторов оценки конечных результатов подпрограммы дана в таблице.
Целевые индикаторы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Выполнение мероприятий, предусмотренных подпрограммой, % |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы заключается в создании системы мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды, в концентрации усилий, направленных на снижение уровня правонарушений в сфере обеспечения экологической безопасности, ликвидации очагов загрязнения окружающей среды и оптимизации проживания на территории городского округа.
Подпрограмма
"Охрана и рациональное использование природных и земельных ресурсов"
Рост техногенного влияния на геологическую среду, увеличение потерь воды при транспортировке, связанное с неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей приводит к весьма существенным изменениям ее составных элементов, в частности состава и качества подземных вод.
Деградация и загрязнение почв и недр, захламление земель и лесных массивов, образование несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов, запыленность городских территорий, сокращение содержания гумуса в почвах и на придорожных газонах, подтопление территорий влияет на экологическую безопасность, на качество жизни и здоровье населения.
Цели подпрограммы:
обеспечение безопасности систем водоснабжения;
охрана почв города Йошкар-Олы от истощения, загрязнения;
обеспечение воспроизводства почвенного плодородия и улучшение состояния земельного фонда города Йошкар-Олы;
Задачи подпрограммы:
обеспечение населения города качественной питьевой водой из защищенных подземных источников;
обеспечение безопасного использования геологической среды;
рекультивация нарушенных и загрязненных земель с возвратом землепользователям для использования по целевому назначению;
развитие системы мониторинга земель в условиях техногенного загрязнения;
поддержание оптимального фитосанитарного состояния почв за счет окультуренности почв на газонах.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 33470 тысяч рублей, в т.ч. средства бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола" - 1560 тыс.руб., средства предприятий - 31910 тыс.руб.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении 2.
Ожидаемая динамика целевых индикаторов оценки конечных результатов подпрограммы дана в таблице.
Целевые индикаторы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Количество площадок для смета, рекультивированных и используемых по целевому назначению |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Площадь восстановленных придорожных газонов, га |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
Количество ликвидированных несанкционированных навалов ТБО |
50 |
45 |
40 |
35 |
30 |
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы заключается в предотвращении вредного воздействия на геологическую среду инженерно-хозяйственной деятельности, в улучшении качества почв и в целом окружающей среды.
Подпрограмма
"Отходы производства и потребления"
В городском округе "Город Йошкар-Ола" ежегодно образуется около 500 тыс.куб.м ТБО, основная часть которых захоранивается на свалке ТБО МУП "Город" площадью 34 га в районе д. Кучки, которая стала источником загрязнения регионального масштаба. Послойная изоляция отходов инертными материалами не проводится, имеются факты возгораний отходов, стаи птиц семейства врановых используют свалки для кормления, после чего возвращаются на городские территории и создают неудобства жителям.
Не создана отвечающая современным требованиям система санитарной очистки города. Сложившаяся ситуация с размещением отходов негативно влияет на состояние природной среды и санитарно-эпидемиологическую обстановку как в целом по городу, так и вблизи его особенно.
Сложная ситуация сложилась с обезвреживанием отходов 1 класса опасности - люминисцентных#, ртутьсодержащих ламп и приборов, с утилизацией многотоннажных отходов городских очистных сооружений, отходов, образующихся в результате зачистки резервуаров для хранения мазутного топлива и нефтепродуктов, с использованием древесных отходов.
Мусоросортировочный комплекс ООО "Чистый город" пока не вышел на проектную мощностью 100 тыс. тонн в год (или 275 тонн в день).
Актуальны утилизация крупногабаритных отходов, вопросы селективного сбора отходов, переработки и вовлечения вторичных ресурсов в промышленное производство.
В 2008-2009 году приобретено 18 новых мусоровозов, что сказалось на качестве вывоза ТБО в места утилизации.
Цель Подпрограммы - повышение эффективности системы управления и мониторинга для обеспечения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в городе, для снижения негативного влияния на окружающую среду и на человека, возникающего при обращении с отходами производства и потребления .
Задачи Подпрограммы:
разработка и внедрение нормативно-правовой базы и механизмов проведения санитарно-реабилитационных мероприятий, муниципального регулирования систем и комплексов по утилизации отходов, направленных на минимизацию количества размещаемых на свалке отходов путем внедрения комплексных, инновационных, ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования для сбора, транспортировки, сортировки и переработки отходов жилого и нежилого секторов, индивидуального жилого сектора и коллективных садов;
организация раздельного сбора пищевых и растительных отходов для компостирования, обустройство площадок компостирования с целью получения плодородной почвы для озеленения газонов;
решение вопроса об утилизации наиболее проблемных для города Йошкар-Олы видов отходов: нефтешламов, осадков сточных вод, медицинских, биологических, строительных отходов.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 10380 тысяч рублей, в т.ч. средства бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола" - 6600 тыс.руб., средства предприятий - 3780 тыс.руб.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении 3.
Ожидаемая динамика целевых индикаторов оценки конечных результатов подпрограммы дана в таблице.
Целевые индикаторы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Объемы размещенных на свалке отходов производства и потребления, тыс.т. |
90 |
89 |
88 |
87 |
86 |
Доля собранных вторичных материальных ресурсов от общей массы их образования, % |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы заключается в создании системы, снижающей объемы размещаемых, в т.ч. несанкционированно, отходов производства и потребления.
Подпрограмма
"Восстановление зеленых насаждений, развитие особо охраняемых природных территорий"
В 2009 году общая площадь всех зелёных насаждений в пределах городского округа, составляла 1441 га, в том числе:
а) городские леса, всего, 846 га, в том числе: лесопарк "Сосновая роща" - 356 га, лесопарк "Дубовая роща" - 149 га, участок "Нагорный" - 53 га, учебно-опытный лесхоз МарГТУ - 288 га;
б) Ботанический сад-институт МарГТУ - 72,7 га;
в) насаждения общего пользования, всего - 145,3 га, в том числе:
парки - 83,6 га, скверы, сады - 22,7 га, бульвары - 39 га;
г) придорожные газоны - 152 га;
д) внутри дворовые озелененные территории - 205 га;
е) озелененные санитарно-защитные зоны предприятий - 20 га.
Объекты ограниченного пользования и специального назначения (озелененные территории школ, детских садов, индивидуальных домов, кладбищ, садоводческих товариществ, предприятий) занимают площадью 552,57 га.
Озелененность территории составляет 19,71% при норме 55%.
Система городских зеленых зон в настоящее время не сформирована как единый природно-рекреационный комплекс. Большая их часть сосредоточена на крупных площадях по периферии городской территории.
Материалы инвентаризации отдельных озелененных территорий и насаждений по магистральным улицам характеризуют их состояние как неудовлетворительное, в первую очередь за счет потенциально аварийного и старовозрастного состояния, малоценного породного состава, отсутствия надлежащего ухода. Значительная часть насаждений высажена с нарушениями строительных норм, в охранных зонах линий электропередач.
Соотношение между количеством снесенных (9000 ед.) и вновь посаженных (1500 ед.) деревьев за последние пять лет, составляет 6:1.
Состояние особо охраняемых природных территорий (ООПТ) вызывает серьезные опасения по причине нарушения их природного ландшафта и отсутствия на них охранного режима.
Неэффективная работа коммунальных служб, осуществлявших уходные работы за зелеными насаждениями, их постоянная реорганизация, отсутствие бюджетного финансирования, слабое развитие производственно-технической база требуют принятия новых решений и механизмов в сфере сохранения и развития объектов городского озеленения с созданием новых специализированных предприятий, в том числе и для оперативного управления лесами в пределах городской черты, осуществления уходных и противопожарных мероприятий.
Решение вопросов по развитию зеленого фонда города требует выработки новых программных подходов, обеспечения стабильного и достаточного финансирования, квалифицированного и эффективного управления.
Цель подпрограммы - обеспечение восстановления и развития зеленых насаждений, повышение их роли в эколого-социально-экономическом развитии города, создание комфортных условий для жизнедеятельности населения.
Задачи подпрограммы:
разработка нормативных, организационно-правовых и экономических форм и методов, направленных на сохранение зеленых насаждений, на оптимизацию правил ведения объектов озеленения, на эффективное освоение территорий, предназначенных под зеленое строительство, на регулирование хозяйственной деятельности на территориях природных комплексов, на юридическое оформление пользования озелененными территориями;
создание объективных данных о площадях, занятых городскими зелеными насаждениями, их породном составе, возрастном и санитарном состоянии, совершенствование проектирования и строительства зеленых насаждений общего пользования;
разработка мер по повышению эффективности городского озеленения, устранение комплекса причин, вызывающих угнетение и деградацию зеленых насаждений, уменьшение нагрузок на природные комплекс;
внедрение современных технологий и комплекса машин и механизмов для ухода за зелеными насаждениями;
сохранение и восстановление экологического потенциала зеленых насаждений города Йошкар-Олы, их биологического разнообразия;
организация действенного муниципального и общественного надзора за проводимыми мероприятиями по восстановлению и разведению зеленых насаждений;
обеспечение устойчивого функционирования ООПТ в качестве рекреационных зон за счет использования современных методов сохранения многообразия растительного и животного мира, обустройства границ.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 105120 тыс. рублей, в т.ч. средства бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола" - 4800 тыс.руб., средства предприятий - 100320 тыс. руб.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении 4.
Ожидаемая динамика целевых индикаторов оценки конечных результатов подпрограммы дана в таблице:
Целевые индикаторы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Степень озеленения города, % |
19,71 |
19,74 |
19,76 |
19,78 |
19,80 |
Количество вновь организованных скверов площадью не менее 0,1 га каждый |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Соотношение между количеством снесенных и вновь посаженных зеленых насаждений |
4:1 |
3:1 |
2:1 |
1:1 |
1:2 |
Количество посаженных кустарников, шт. |
600 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
Реконструкция, обновление старовозрастных деревьев на территории города, шт. |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы заключается в обеспечении квалифицированного и своевременного ухода за зелеными насаждениями, озелененными территориями общего пользования, приостановлении деградации зеленых насаждений, улучшении их видового состава, увеличении площади озелененных территорий городского округа, обновлении его эстетического вида, уменьшении антропогенной нагрузки на особо охраняемые природные территории, выполняющие не только природоохранную, но и эколого-просветительскую и научную функции, превращении зеленых насаждений в решающий фактор стабилизации природной среды и обеспечения экологической безопасности территории города.
Подпрограмма "Охрана атмосферного воздуха"
Степень загрязнения атмосферного воздуха относится к числу приоритетных факторов, определяющих экологическую безопасность и здоровье человека.
Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников 340 предприятий города в 2009 году составили 43,08 тыс.т., при этом 55% выбросов приходится на теплоэнергетические предприятия, а степень улавливания загрязняющих веществ составляет 43%.
Доля выбросов от транспорта в общей массе выбросов - 85%. Сами выбросы составляют 65%, а 20% - это продукты возгонки и терморазложения масел, 9% - испарение бензина и 6% - продукты износа резины и металла.
Цель подпрограммы - создание устойчивой тенденции снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и от передвижных источников выбросов и улучшение тем самым условий проживания населения.
Задачи подпрограммы:
повышение эффективности муниципального экологического мониторинга за соблюдением законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха;
дальнейшее оснащение источников выбросов в атмосферный воздух высокоэффективными газопылеулавливающими установками;
поэтапная замена устаревшего технологического оборудования на современное, внедрение в производство ресурсосберегающих технологий;
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 48606 тысяч рублей, в т.ч. средства бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола" - 1000 тыс.руб., средства предприятий - 47606 тыс.руб.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении 5.
Ожидаемая динамика целевых индикаторов оценки конечных результатов подпрограммы дана в таблице.
Целевые индикаторы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками, тыс.т |
42,0 |
41,5 |
41,0 |
40,5 |
40,0 |
Доля уловленных загрязняющих веществ в общей массе выбросов в атмосферный воздух, проценты |
44 |
46 |
48 |
50 |
52 |
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу передвижными источниками, тыс.т. |
37,9 |
38,2 |
38,4 |
38,7 |
39,0 |
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы заключается в снижении загрязнения воздушного бассейна на территории города до уровня нормативных требований.
Подпрограмма
"Охрана и рациональное использование водных ресурсов"
Гидрографический бассейн города Йошкар-Олы представлен водохранилищем объемом 4500 тыс.куб.м. и площадью зеркала воды 45,5 га.
В 2008-2009 годах качество вод в реке М.Кокшага варьировалось по классам качества в пределах "чистая" и "частично загрязненная".
Не обращается должного внимания на состояние рек Шойка, Семеновка, водоемов в районе Чихайдарово. На реках идет заиление русла, в прибрежных зонах периодически выявляются стихийные свалки.
Талые, дождевые, поливомоечные, нормативно-чистые воды промышленных предприятий, грунтовые и дренажные воды практически не подвергаются очистке перед выпуском в водоем и наносят экологический ущерб больший, чем хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды.
Сети ливневой канализации на предприятиях города проходят по площадкам хранения мазута или в непосредственной близости от них.
Отсутствуют резервные боны для улавливания нефтесодержащих веществ в случаях их выхода по сетям ливневой канализации.
На ОСК МУП "Водоканал" принимаются производственно-загрязненные стоки от предприятий города, ливневые стоки с части городской территории.
Из-за неудовлетворительной эксплуатации ГТС они являются объектами повышенной опасности и создают угрозу подтопления населенных пунктов и производственных объектов, расположенных в опасной зоне. Плотина городского водохранилища построена давно и требует постоянного наблюдения.
Эрозия береговой линии реки М.Кокшаги в ряде мест (район ГСК "Юбилейный" и др.) может привести к обрушению объектов застройки.
В условиях подтопления находится значительная часть территории города.
За счет внедрения систем оборотного и повторно-последовательного (с 74,48 млн.куб.м. в 2003 г. до 100,69 млн.куб.м. в 2007 г.) использования воды на промышленных предприятиях, рационального водопользования с переходом на приборный учет забора и расходования воды достигнуто сокращение на 4,83 млн.куб. метров, или на 11,3%, фактического объема водопотребления из поверхностных и подземных источников (с 42,76 млн.куб.м. в 2003 г. до 37,93 млн.куб.м. в 2007 г.).
Цель подпрограммы - обеспечение рационального использования водных ресурсов города Йошкар-Олы, устойчивого водопользования, благоприятного экологического состояния водных объектов, безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса.
Задачи подпрограммы:
изучение, разработка предложений по оптимизации использования и улучшению санитарно-экологического состояния водных объектов;
содействие созданию системы мониторинга поверхностных вод, своевременного оповещения и определения источника загрязнения, подготовки управленческих решений и прогнозирования негативных процессов;
осуществление мероприятий, направленных на предотвращение вредного воздействия вод, в том числе берегоукрепительных и противоэрозионных мероприятий, обеспечение эксплуатационной надежности состояния водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;
приведение в порядок городских территорий водоохранных зон, выполнение мероприятий по очистке, оздоровлению и обустройству территорий прибрежных полос водных объектов;
вынос объектов-загрязнителей из водоохранных зон;
увеличение пропускной способности водных объектов, в т.ч. очистка, дноуглубление, спрямление русел рек;
установление границ водоохранных зон и прибрежных полос, зон санитарной охраны родников, используемых в питьевых целях;
использование в промышленном производстве водосберегающих технологий, в том числе внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов, оборотных систем охлаждения, систем повторного использования очищенных стоков в производстве, замкнутых систем водопользования, максимального снижения использования питьевой воды на производственные нужды;
разработка генеральной схемы сетей ливневой канализации города;
реконструкция и расширение ОСК, биологических очистных сооружений с внедрением новых технологий очистки;
обеспечение применения на водопроводах эффективных и надежных технологий водоподготовки, адекватных степеням загрязнения водоисточников;
сокращение сбросов загрязненных сточных вод путем рационализации водопользования в промышленности и ЖКХ, внедрение ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих замкнутое водопользование.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 41378 тысяч рублей, в т.ч. средства бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола" - 2000 тыс. рублей, средства предприятий - 39378 тыс. рублей.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении 6.
Ожидаемая динамика целевых индикаторов оценки конечных результатов подпрограммы дана в таблице:
Целевые индикаторы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Объем водопотребления, млн.куб.м. |
38,7 |
38,9 |
39,2 |
39,4 |
39,7 |
Удельное водопотребление на душу населения, куб.м. в день на 1 человека |
151 |
152,5 |
154 |
155,5 |
157 |
Объем сброса загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных), млн.куб.м. |
34,15 |
34,4 |
34,65 |
34,9 |
35,15 |
Объем оборотного и повторно-последовательного использования воды, млн.куб.м. |
105 |
110 |
115 |
120 |
125 |
Эффективность от реализации мероприятий подпрограммы заключается в преодолении негативных тенденций в состоянии водных объектов, оздоровлении водных объектов.
Подпрограмма
"Экологическое воспитание и пропаганда"
Воздействие администрации города, общества и средств массовой информации на жителей с целью формирования общественно значимых стереотипов культуры и повышения правосознания осуществляется недостаточно. Ситуация усугубляется из-за всеобщего правового нигилизма, безразличного отношения к возможным последствиям экологических правонарушений, отсутствия адекватного понимания причин возникновения негативного воздействия на окружающую среду, недостаточного привлечения населения к деятельности по предупреждению экологических правонарушений.
Цель подпрограммы - обеспечение необходимых методических, организационных и других условий для развития экологического воспитания и пропаганды в учреждениях всех типов и видов, для практического использования полученных знаний в деле обеспечения экологической безопасности.
Задачи подпрограммы:
формирование и развитие муниципальной системы и механизмов непрерывного экологического образования и пропаганды, уровня знаний, профессиональной подготовки руководителей и специалистов-экологов;
создание комплексной системы повышения экологической культуры населения, уровня гражданского самосознания и активности в области обеспечения качества окружающей среды;
поддержка детских и молодежных организаций и объединений, участвующих в реализации проектов в сфере охраны окружающей среды.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 3256 тысяч рублей, в т.ч. средства бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола" - 2900 тыс.руб., средства предприятий - 356 тыс.руб.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении 7.
Ожидаемая динамика целевых индикаторов оценки конечных результатов подпрограммы дана в таблице:
Целевые индикаторы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Количество организаций и объединений, численностью не менее 10 человек, участвующих в реализации проектов в сфере охраны окружающей среды |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выпуск информационной продукции (ед. в год) |
|
|
|
|
|
- издание "Экологического вестника столицы"; |
4 |
6 |
6 |
8 |
8 |
- социальная экологическая реклама; |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
- рубрики в газетах; |
10 |
12 |
15 |
18 |
20 |
- выступления на телевидении. |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы заключается в повышении уровня экологического сознания населения, в изменении мировоззрения людей по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
4. Ресурсное обеспечение целевой программы
Источником финансирования основных направлений программы является бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола" - 19700 тыс. рублей и средства предприятий - 235150 тыс. рублей.
Средства бюджета ГО "Город Йошкар-Ола", тыс. рублей | ||||||
Подпрограммы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
164 |
169 |
169 |
169 |
169 |
840 |
|
"Охрана и рациональное использование природных и земельных ресурсов" |
400 |
290 |
290 |
290 |
290 |
1560 |
1100 |
1100 |
1050 |
1640 |
1710 |
6600 |
|
"Восстановление зеленых насаждений, развитие особо охраняемых природных территорий" |
1020 |
1030 |
1120 |
810 |
820 |
4800 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
1000 |
|
220 |
595 |
595 |
345 |
245 |
2000 |
|
596 |
616 |
576 |
546 |
566 |
2900 |
|
Итого |
3700 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
19700 |
Средства предприятий, тыс. рублей | ||||||
Подпрограммы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
3100 |
3200 |
3500 |
1000 |
1000 |
11800 |
|
"Охрана и рациональное использование природных и земельных ресурсов" |
4572 |
5178 |
6134 |
7448 |
8578 |
31910 |
605 |
750 |
1035 |
655 |
735 |
3780 |
|
"Восстановление зеленых насаждений, развитие особо охраняемых природных территорий" |
20140 |
20040 |
20040 |
20045 |
20055 |
100320 |
10464 |
7608 |
10668 |
9648 |
9218 |
47606 |
|
8425 |
7535 |
7705 |
7925 |
7788 |
39378 |
|
30 |
50 |
41 |
180 |
55 |
356 |
|
Итого |
47336 |
44361 |
49123 |
46901 |
47429 |
235150 |
Общий объем финансирования на весь период реализации программы до 2014 года составит 254850 тыс. рублей.
Источники финансирования |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
Бюджет города Йошкар-Олы |
3700 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
19700 |
Средства предприятий |
47336 |
44361 |
49123 |
46901 |
47429 |
235150 |
Итого |
51036 |
48361 |
53123 |
50901 |
51429 |
254850 |
Статья расходов бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола", с которой направляются средства на реализацию данной программы, формируется за счет:
средств, поступающих от природопользователей городского округа "Город Йошкар-Ола" в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду (40% от общего поступления платежей);
денежных взысканий (штрафы) за нарушение природоохранного законодательства;
доходов, поступающих в счет оплаты компенсационной стоимости снесенных зеленых насаждений.
Содержание мероприятий Программы и объем их финансирования должны корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей доходной части бюджетов на соответствующий год, и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов бюджетов.
5. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется заказчиком, который в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, действующим федеральным законодательством, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, законами Республики Марий Эл, нормативно-правовыми актами местного самоуправления.
Базовый принцип, определяющий построение механизма реализации целевой программы, - принцип "баланса интересов" всех исполнителей.
Заказчик Программы - администрация городского округа "Город Йошкар-Ола", создает условия для реализации мероприятий Программы, осуществляет общее руководство и контроль за исполнением программы, а также нормативное и финансовое обеспечение программы, проводит контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодную разработку рабочих документов: первоочередных мероприятий на текущий год, проведение конкурсов на выполнение работ, заключение договоров с исполнителями по итогам конкурсов.
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Заказчик и координатор программы - комитет экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", который организует и координирует всю работу по реализации программных мероприятий, обеспечивает подготовку промежуточных отчетов и предложений по объемам, срокам и условиям предоставления средств бюджета городского округа, организует информационно-разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач программы.
Ввиду большого количества разноплановых мероприятий, включенных в программу, большого числа исполнителей различных форм собственности и ряда других факторов, механизм реализации конкретных мероприятий программы будет вырабатываться и осуществляться индивидуально. В том случае, если для реализации отдельных мероприятий потребуется дополнительно принятие нормативных актов органов местного самоуправления, комитет экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" выступит инициатором их принятия, либо окажет содействие в подготовке.
7. Оценка эффективности реализации программы
Выполнение мероприятий программы улучшит экологическую обстановку в городском округе и условия проживания населения с планомерным их приближением к оптимальным показателям качества окружающей среды и нормативам обеспеченности зелеными насаждениями.
Социально-экологический эффект будет достигнут в виде определенного результата, связанного с улучшением экологической ситуации в городском округе, оздоровлением окружающей природной среды и условий проживания населения.
Экономический эффект от реализации программы ожидается в виде предотвращенного экологического ущерба за счет снижения негативных воздействий на составляющие окружающей среды, предупреждения деградации природных комплексов городского округа, совершенствования системы природопользования, оздоровления санитарно-экологической обстановки в городском округе.
В результате реализации Программы будет обеспечено:
развитие принципа комплексного подхода в решении проблем экологической безопасности;
содействие со стороны администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обеспечению экологической безопасности города;
оптимальное сочетание интересов города и хозяйствующих субъектов при осуществлении мероприятий, непосредственно связанных с обеспечением экологической безопасности, с воздействием жилищно-коммунальных, производственных, транспортных и других объектов города на жизнедеятельность населения;
разработка и принятие нормативно-правовой базы системы обеспечения экологической безопасности в соответствии с новыми социально-экономическими условиями;
повышение эффективности деятельности по обеспечению экологической безопасности, оздоровление экологической обстановки, формирование благоприятного общественного климата в городе;
консолидация средств бюджета города и предприятий для решения задач развития социальной инфраструктуры города в соответствии с нормами обеспечения экологической безопасности населения;
решение проблемы обеспечения населения услугами по безопасному обращению с отходами;
снижение показателей экологически зависимых заболеваний;
использование возможностей средств массовой информации в развитии эффективной системы экологической безопасности, в формировании благоприятных условий жизнедеятельности населения;
создание условий для открытости и подконтрольности деятельности органов власти гражданскому обществу;
повышение грамотности населения в сфере безопасности жизнедеятельности, поддержка и осведомленность общественности о задачах безопасности, привлечение к мероприятиям различных категорий населения, профилактическая деятельность в совершенствовании нравственного развития и профилактика асоциального поведения учащейся молодежи;
Это позволит городу Йошкар-Оле приблизиться к уровню обеспечения экологической безопасности, характерному для городов с развитой системой охраны окружающей среды, снизив показатели негативного воздействия на окружающую среду и, тем самым, уменьшив социальную остроту проблемы.
Программа является необходимым условием поддержания системы безопасности города, имеет практический и реализационный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 30 декабря 2009 г. N 3953 "Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы "Экологическая безопасность города Йошкар-Олы на 2010-2014 годы"
Текст постановления размещен на официальном сайте городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл в сети Internet (http://www.i-ola.ru)
Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 12 ноября 2013 г. N 2765 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.