Постановление Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл
от 23 ноября 2010 г. N 3401
"Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2011-2014 годы"
12 апреля 2012 г.
Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 5 ноября 2013 г. N 2697 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную муниципальную целевую программу "Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2011-2014 годы" (далее - Программа).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Йошкар-Ола".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города Йошкар-Олы М.Я. Никитенко.
Мэр города Йошкар-Олы |
О. Войнов |
Долгосрочная муниципальная целевая программа
"Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2011-2014 годы"
(утв. постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 23 ноября 2010 г. N 3401)
12 апреля 2012 г.
Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 г. N 859 в паспорт настоящей долгосрочной муниципальной целевой программы внесены изменения
I. Паспорт долгосрочной муниципальной целевой Программы "Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2011-2014 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Здоровье детей - это важнейший вопрос обеспечения будущего нации.
Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Организация школьного питания, обеспечивающая охрану здоровья обучающихся, является неотъемлемой частью здоровьесберегающей школьной среды.
Культура здорового питания детей и подростков в любом обществе в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Это связано, в первую очередь, с тем, что питание - один из факторов среды обитания, оказывающих непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. Нарушение качества и организации питания в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, становится причиной обменных нарушений и хронических патологий.
Проблема питания требует комплексного, системного подхода и должна решаться в рамках четко определенных задач при поддержке государства.
Задачи по сохранению и укреплению здоровья школьников, связанные с совершенствованием организации школьного питания, четко обозначены в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Новая школа - это современная инфраструктура - со столовой, с вкусной и здоровой едой, новые санитарные правила и нормативы питания, сбалансированное горячее питание.
Решением XVII сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" 23.11.2006 года была утверждена целевая программа "Школьное питание в муниципальных образовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2007-2010 гг.". В рамках реализации данной программы произведена частичная замена устаревшего технологического оборудования пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений. Но этого недостаточно. Решением XXXIII сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 09.12.2008 года целевая программа "Школьное питание в муниципальных образовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2007-2010 гг." утратила силу с 1 января 2009 года. Часть вопросов по организации питания обучающихся включена в ведомственную целевую программу "Развитие образования в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2009-2011 годы", утвержденную постановлением мэра города Йошкар-Олы от 02.12.2008 г. N 3109.
Нормативное обеспечение организации школьного питания осуществляется в соответствии со следующими основными документами:
- Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1;
- постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 31 августа 2006 г. N 30 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях";
- постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 23.07.2008 г. N 45 Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Особое значение приобретает правильное школьное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.
В управлении образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" ежемесячно ведется мониторинг охвата горячим питанием обучающихся.
За последние 3 года наблюдается рост числа обучающихся, получающих горячее питание. В 2009-2010 учебном году питанием в общеобразовательных учреждениях города было охвачено 70% обучающихся.
2007-2008 уч.г.г. |
2008-2009 уч.г.г. |
2009-2010 уч.г.г. |
66% |
67% |
70% |
В основном увеличение охвата питанием идет за счет средств родителей, но недостаточно охвачены организованным питанием обучающиеся старших классов, они в большинстве используют буфетную продукцию.
В городском округе "Город Йошкар-Ола" 30 муниципальных общеобразовательных учреждений, где обучается 19300 школьников. На участие в проекте по совершенствованию организации школьного питания заявлены 29 муниципальных общеобразовательных учреждений с контингентом 18847 обучающихся.
Питание в муниципальных общеобразовательных учреждениях города организуют 2 муниципальных комбината питания - "Школьник" и "Заречный".
Однако в этой сфере имеется ряд отрицательно воздействующих факторов, негативных тенденций.
Устаревшая материально-техническая база и высокая степень износа технологического оборудования (более 80%) пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции.
Холодильное, тепловое и технологическое оборудование эксплуатируется уже более 20-30 лет и требует полной замены.
Существует необходимость в проведении реконструкции и капитального ремонта помещений с заменой коммуникаций: систем канализации, вентиляции, электро-тепло-водоснабжения, так как большинство муниципальных общеобразовательных учреждений были построены более 40 лет назад. В некоторых учреждениях столовые расположены в реконструированных актовых залах. Обеденные залы столовых требуют ремонта.
Столовые муниципальных общеобразовательных учреждений работают как заготовочные столовые (с полным циклом производства), не имея для этого необходимых помещений.
К основным проблемам организации питания в г. Йошкар-Оле относятся:
1. Крайне ограниченное бюджетное финансирование на ремонт пищеблоков, обеденных залов, замену торгово-технологического оборудования.
2. Недостаточные площади обеденных залов в школьных столовых в соответствии с типовыми проектами зданий и в связи с этим их низкая пропускная способность, непривлекательность обеденных залов.
3. Устаревшее торгово-технологическое оборудование.
Рацион питания школьников оставляет желать лучшего. Преобладает углеводистая модель питания. Не уделяется должного внимания научным рекомендациям, не выдерживаются принципы сбалансированности, не обеспечиваются потребности школьников в пищевых веществах, макро- и микронутриентах. Объясняется это тем, что меню составляется с учетом, главным образом, стоимости продуктов питания, а не соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков.
Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний. В структуре заболеваний среди школьников продолжает расти удельный вес болезней желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, обмена веществ.
За последние три года наблюдается рост заболеваемости обучающихся города Йошкар-Олы по болезням расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета - в 1,5 раза; язве желудка и двенадцатиперстной кишки - в 1,7 раза.
В структуре болезней органов пищеварения ведущее место занимают гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, функциональные расстройства желудка.
Основными причинами высокой заболеваемости органов пищеварения среди обучающихся являются:
- во-первых, недостаточно организованное и несбалансированное питание. Структура питания детей школьного возраста характеризуется сниженным потреблением наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца, фрукты, при этом увеличивается потребление хлеба и хлебопродуктов. Рационы характеризуются дефицитом большинства витаминов, недостаточным поступлением ряда микро и макронутриентов, таких как кальций, железо, йод, фтор, селен и т.д.;
- во-вторых, недостаточный охват обучающихся горячим питанием. Обучающиеся старших классов в основном питаются буфетной продукцией в школьных столовых, заменяя горячее питание, что не восполняет энергетическую потребность детского организма;
- в-третьих, у детей, подростков, их родителей не сформирована устойчивая мотивация к ведению здорового образа жизни и практической реализации принципов рационального питания;
- в-четвертых, слабая материально-техническая база. Не проводится замена устаревшего механического, теплового и холодильного оборудования.
Нарушение режима структуры питания в общеобразовательных учреждениях - негативный фактор, влияющий на здоровье ребенка.
Очень важный аспект качества и структуры питания - его регулярность. Оптимальный режим питания - 3-5-кратный прием пищи в течение дня. С возрастом отказ обучающихся от завтрака становится более распространенным явлением. 50% обучающихся констатируют факт, что они не завтракают дома. Питание в школе составляет 60-70% ежедневного рациона для обучающихся.
Согласно расписаниям занятий только 8,2% обучающихся покидают школу до 13.00 часов, 26,3% уходят из школы в 14.00 часов. 32% обучающихся задерживаются до 14.30 часов. 22% детей задерживаются в школе до 15.00 часов и 11,5% - до 15.30 часов. Как показывают данные, более 70% обучающихся питаются в школе: при этом 60% обучающихся питаются в школе один раз, а 10% - два раза и более. Из числа опрошенных обучающихся старших классов 15% ответили, что их не устраивает школьное меню.
Невысок профессиональный уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания.
Необходимо шире освещать вопросы здорового питания детей в СМИ, в специальных газетных рубриках и телепередачах для родителей; повышать грамотность и активность родителей в вопросах организации сбалансированного питания детей.
Анализ данных проблем позволяет сделать вывод о назревшей необходимости системных действий, применения эффективных, согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации.
Таким образом, реализация Программы позволит обновить технологическое оборудование, повысить качество питания, укрепить здоровье школьников через оптимизацию процессов приготовления блюд и их раздачи.
Программа развития питания должна стать организационной основой проведения государственной политики в данной сфере. Необходимо сформировать эффективную систему школьного питания с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, форм и методов обслуживания, усилить контроль качества и безопасности продуктов.
2. Основные цели, задачи и сроки Программы
Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков через реализацию комплекса мер по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола": повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания, улучшение рациона питания обучающихся в городском округе "Город Йошкар-Ола".
Задачи Программы:
- реорганизация системы питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе современных технологий производства продукции школьного питания;
- ремонт и полное оснащение пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений современным технологическим оборудованием;
- обеспечение контроля и мониторинга качества организации школьного питания;
- формирование культуры школьного питания;
- организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы школьного питания.
Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период с 2011 года по 2014 год.
Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 г. N 859 в раздел 3 настоящей долгосрочной муниципальной целевой программы внесены изменения
3. Система программных мероприятий
Таблица 1
4. Ресурсное обеспечение Программы
Таблица 2
(тыс. рублей, в ценах года утверждения Программы)
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Федеральный бюджет (для сведения) |
23300,0 |
23362,5 |
- |
- |
Бюджет Республики Марий Эл (для сведения) |
15950,0 |
15967,2 |
- |
- |
Бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола" (для сведения) |
7350,0 |
7395,3 |
5300,0 |
5400,0 |
Всего: |
104025,0 |
5. Механизм реализации Программы
Заказчиком программы является администрация городского округа "Город Йошкар-Ола".
Выполнение поставленных в программе задач представляет собой осуществление целостного комплекса мероприятий, составляющих функциональное единство. Исполнение программы осуществляется на основе развития конкурентных начал, информационной открытости, прозрачности финансирования.
Механизм реализации программных мероприятий:
- разработчик программы (управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола") разрабатывает конкретные мероприятия с указанием сроков проведения, определяет непосредственных исполнителей, источники финансирования, формы и методы реализации мероприятий;
- в исполнении программы участвуют администрация городского округа "Город Йошкар-Ола", общеобразовательные учреждения, муниципальные комбинаты питания;
- исполнители мероприятий несут ответственность за их своевременную реализацию, успешное решение поставленных задач, рациональное и целевое использование выделенных средств в соответствии с действующим законодательством.
Общий контроль и руководство за реализацией программы осуществляет мэр города Йошкар-Олы.
Текущее руководство осуществляет управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", которое уточняет целевые индикаторы по программным мероприятиям, механизм реализации программы, несет ответственность за достижение конечных результатов Программы, целевое использование средств, выделяемых на её выполнение.
Бюджетная заявка на ассигнования из бюджета для финансирования программы разрабатывается управлением образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и представляется в установленном порядке в финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Управление образования ежеквартально осуществляет анализ показателей результативности (целевых индикаторов) реализации Программы. По итогам года проводится мониторинг эффективности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств.
Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в установленном порядке обеспечивает представление необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в отдел экономики администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
При отсутствии финансирования мероприятий программы заказчик и ответственные исполнители вносят предложения об изменении сроков их реализации либо снятии их с контроля.
Ход и результаты реализации программы освещаются в средствах массовой информации.
Внесение изменений в Программу осуществляется постановлением мэра города Йошкар-Олы.
6. Организация управления Программой, контроль за ходом её реализации и оценка эффективности её реализации
Для организации управления Программой, контроля за ходом её реализации и оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы и показатели, соответствующие разделам Программы и демонстрирующие возможное изменение в результате реализации программных мероприятий по годам реализации Программы.
Текущее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Основные функции руководства и контроля:
- координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности;
- непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий;
- подготовка отчетов о реализации программы;
- внесение предложений мэру города Йошкар-Олы.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы
Таблица 3
N п/п |
Целевые индикаторы Программы |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1. |
Охват обучающихся 1-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа "Город Йошкар-Ола" всеми видами питания (горячие завтраки, обеды, полдники, альтернативное питание, буфетное питание) (%) |
80 |
85 |
90 |
100 |
2. |
Доля пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений, использующих в рационе продукты питания, обогащенные витаминами и микронутриентами (%) |
80 |
85 |
90 |
100 |
3. |
Доля квалифицированных специалистов пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений (4-5 разряд) в общей численности работников пищеблоков (%) |
80 |
85 |
90 |
100 |
4. |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, выполнивших капитальный ремонт пищеблоков (%) |
50 |
100 |
- |
- |
5. |
Удельный вес полностью оснащенных пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений современным технологическим оборудованием в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (%) |
50 |
100 |
- |
- |
6. |
Удельный вес столовых муниципальных общеобразовательных учреждений, оснащенных новой мебелью (%) |
50 |
100 |
- |
- |
Реализация настоящей Программы позволит добиться результатов в социальной и экономической областях, а также в сфере управления.
Социальные эффекты:
- увеличение охвата горячим питанием обучающихся всех возрастных групп;
- улучшение качества питания, его безопасность за счет использования современных технологий производства пищевой продукции, повышения уровня квалификации специалистов, занятых в сфере школьного питания;
- повышение уровня здоровья обучающихся благодаря научно обоснованному рациону оптимального питания, адекватного их возрастным и физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии;
- формирование у обучающихся культуры питания и чувства ответственности за своё здоровье;
- повышение доступности питания для более широкого контингента обучающихся, предоставление горячего питания всем желающим школьникам.
Экономические эффекты:
- полный ремонт и обновление материально-технической базы пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений;
- снижение затрат на производство единицы продукции;
- сокращение потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции вследствие применения высокотехнологичного оборудования;
- уменьшение энергопотребления.
- достижение соответствия современным требованиям к организации питания за счет полного переоснащения технологического оборудования, изменения режима, стиля, форм и методов работы персонала.
Всё это позволит снизить уровень заболеваемости среди обучающихся, в первую очередь заболеваемость желудочно-кишечного тракта, сохранить и укрепить здоровье детей и подростков.
Оценка эффективности реализации Программы определяется на основе использования системы целевых индикаторов, представленных выше и отражающих степень обеспеченности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений качественным сбалансированным питанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков через реализацию комплекса мер по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола".
Программа реализуется в период с 2011 года по 2014 год.
Общий объем финансирования Программы составляет на 2011-2014 годы 104025,0 тыс.руб.
Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
Постановление Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 23 ноября 2010 г. N 3401 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2011-2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.
Текст постановления опубликован в газете "Йошкар-Ола" от 30 ноября 2010 г. N 48 (1047)
Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 5 ноября 2013 г. N 2697 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 г. N 859