Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 2 февраля 2011 г. N 36
"О республиканской программе "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы"
21 июля 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июля 2012 г. N 276 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл от 3 августа 2010 года N 36-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области государственного регулирования торговой деятельности" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы" (далее - Программа).
2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Марий Эл разработать муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития муниципальных образований Республики Марий Эл.
3. Министерству экономического развития и торговли Республики Марий Эл в срок до 1 марта 2014 г. представить в Правительство Республики Марий Эл отчет о выполнении Программы, эффективности ее реализации.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 июля 2011 г. N 217 пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Якупова И.Г.
Глава Правительства |
Л. Маркелов |
Республиканская программа
"Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 2011 г. N 36)
Паспорт
республиканской программы "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы"
Наименование Программы |
- |
республиканская программа "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы" (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- |
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Закон Республики Марий Эл от 3 августа 2010 года N 36-3 "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области государственного регулирования торговой деятельности"; Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл"
|
Руководитель Программы |
- |
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл
|
Основной разработчик Программы |
- |
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл
|
Основные цели Программы |
- |
реализация политики Республики Марий Эл, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики; повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями; наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности; повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров
|
Основные задачи Программы |
- |
определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте; определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Республики Марий Эл; обеспечение качества и безопасности товаров и совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг; создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли; определение и реализация комплекса мер по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса Республики Марий Эл; создание условий для развития предпринимательской кооперации, интеграции оптовой и розничной торговли; стимулирование притока частных инвестиций в развитие торговли на территории Республики Марий Эл; определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли; развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли
|
Срок и этапы реализации Программы
|
- |
2011-2013 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Марий Эл; повышение экономической доступности товаров для населения Республики Марий Эл; защита прав потребителей, повышение качества и обеспечение безопасности товаров, реализуемых населению Республики Марий Эл; совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли; создание современной инфраструктуры оптовой торговли; стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и их взаимодействие с местными товаропроизводителями; повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли; развитие сельской торговли; внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли; обеспечение занятости и укрепление кадрового обеспечения отрасли
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (по согласованию); администрации муниципальных образований (по согласованию); общественные объединения (по согласованию); хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли (по согласованию)
|
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
- |
текущее управление Программой и контроль за ее реализацией осуществляет руководитель Программы. По итогам реализации Программы руководитель готовит в срок до 1 марта 2014 г. отчет о выполнении Программы, эффективности ее реализации
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
повышение темпа роста оборота розничной торговли Республики Марий Эл до 105,5 процента в сопоставимых ценах к 2013 году; повышение темпа роста оборота оптовой торговли Республики Марий Эл до 102,5 процента в сопоставимых ценах к 2013 году; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли в Республике Марий Эл до 2230 единиц к 2013 году |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сектор торговли в настоящее время является одной из важных сфер жизнеобеспечения населения. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству предоставляемой продукции.
В последнее время торговая отрасль является наиболее доходным и стремительно растущим сегментом экономики, который характеризуется ежегодными устойчивыми темпами наращивания объемов продаж, обеспечением роста экономических и финансовых результатов, активизацией коммерческой и социальной инициативы, укреплением материально-технической базы, кадрового потенциала.
На современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, формирующих валовой региональный продукт, и занимает по итогам 2008 года 12,4 процента объема. В торговой отрасли сохраняется стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, высокий уровень товарной насыщенности рынка.
С 2006 по 2008 год выпуск товаров и услуг по основным видам экономической деятельности демонстрировал один из самых высоких темпов роста, который составил 57,4 процента.
Рост выпуска товаров и услуг по основным видам экономической деятельности за период с 2006 по 2008 год, процентов
"Рост выпуска товаров и услуг по основным видам экономической деятельности за период с 2006 по 2008 год, процентов"
По состоянию на 1 января 2010 г. в республике насчитывалось 4433 хозяйствующих субъекта с видом экономической деятельности "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", в том числе 1810 субъектов малого и среднего предпринимательства. Занятость в отрасли торговли в 2009 году составила 75,2 тыс. человек, или 23,3 процента от общей численности занятого населения в организациях (юридических лицах) республики, из них 13,8 тыс. человек - в малом и среднем предпринимательстве.
В развитии розничной торговли наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, стабильный рост оборота розничной торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.
Оборот розничной торговли за 2009 год составил 39,9 млрд. рублей с ростом к 2008 году в сопоставимых ценах на 0,1 процента. Наблюдается положительная тенденция роста объема оборота розничной торговли.
Оборот розничной торговли Республики Марий Эл, млн. рублей
"Оборот розничной торговли Республики Марий Эл, млн. рублей"
По темпам роста розничного товарооборота за 2009 год Республика Марий Эл среди 14 регионов Приволжского федерального округа заняла 2 место.
Несмотря на быстрые темпы роста оборота розничной торговли в последние годы, по объемам на душу населения Республика Марий Эл по-прежнему отстает от общероссийского показателя в 1,7 раза и в 2,1 раза от Самарской области, занимающей в Приволжском федеральном округе 1 место по данному показателю.
Розничная торговля республики отличается высокой долей частной собственности. Организациями негосударственного сектора за 2009 год сформировано 96,6 процента розничного товарооборота. По итогам 2009 года субъектам малого и среднего бизнеса принадлежит 36,8 процента оборота розничной торговли.
Среднедушевой денежный доход населения в 2009 году составил 9209,7 рубля (в 2008 году - 7843,4 рубля, в 2007 году - 6087,3 рубля). Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2007 годом в 1,2 раза, что обеспечивает поддержку высокого потребительского спроса на товары. На покупку товаров и оплату услуг в 2009 году приходилось 71,3 процента всех денежных доходов среднестатистического жителя республики. Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабильное экономическое положение, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в республике. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий сферы потребительского рынка.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли, удовлетворяют растущий спрос на продовольственные и промышленные товары. За 2009 год в структуре оборота розничной торговли увеличилась продажа пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 3,3 процента по сравнению с прошлым годом. В связи с этим в макроструктуре розничного товарооборота удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2009 году составил 51,1 процента, непродовольственных товаров - 48,9 процента.
В республике работают операторы розничной сети регионального уровня: "Перекресток", "Евроспар", "Магнит", "Эльдорадо", "М.видео", "Детский мир", "Евросеть", "585" и др. Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширяет географию сбыта для производителей. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность на территории республики, в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения, решению проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Структура оборота розничной торговли, процентов от общего объема
"Структура оборота розничной торговли, процентов от общего объема"
В условиях растущей конкуренции предприятия торговли приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров, внедряют прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методы обслуживания: продажа по предварительным заказам, образцам, каталогам, с использованием дисконтных карт, осуществление торговли в кредит, проведение сезонных распродаж, акций, предоставление услуг по доставке товара на дом, установке сложнобытовой техники. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок". Крупными продовольственными супермаркетами и универсамами, оснащенными современным оборудованием, являются сети супермаркетов: "Наш" (удельный вес в общем розничном товарообороте 2009 года 8,2 процента), "Радуга" (1,9 процента), "Перекресток" (1,3 процента), "Кувшинка" (1,1 процента), "Магнит" (1,0 процента). Ввиду активного развития розничной торговли, сопровождающегося расширением торговых сетевых структур, для реализации конкурентной политики, направленной на выравнивание условий конкуренции между хозяйствующими субъектами, создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах, улучшение качества жизни населения в Республике Марий Эл, принято постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 апреля 2010 г. N 114 "О республиканской программе "Развитие конкуренции в Республике Марий Эл на 2010-2012 годы".
В настоящее время потребительские товары реализуются как в магазинах, так и на розничных рынках, при этом активность стихийных форм торговли на рынках постепенно снижается вследствие приведения розничных рынков в соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами. С 1 января 2013 г. деятельность всех рынков на территории Российской Федерации должна осуществляться в капитальных зданиях и сооружениях. Использование временных сооружений (палатки, лотки, прилавки, открытые торговые ряды) для организации деятельности по продаже товаров на рынках будет запрещено. По состоянию на 1 декабря 2010 г. в Республике Марий Эл функционирует 7 розничных рынков. В 2009 году оборот торговли на розничных рынках и ярмарках составил 2,3 млрд. рублей. Оборот розничной торговли организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), за 2009 год составил 94,3 процента.
Также наблюдается постепенное сокращение мелкорозничной торговли (ларьков, павильонов, киосков) в пользу стационарной сети при сохранении объектов специализированной сети: "Мороженое", "Пресса", "Цветы", оказывающих традиционные для этого вида торговли услуги населению, особенно в местах отдыха, парках, скверах.
В целом розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие Республики Марий Эл.
Характерной чертой развития оптовой торговли Республики Марий Эл является повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы становятся организаторами торгового оборота. Субъекты малого и среднего предпринимательства сужают поле своей деятельности и сосредотачиваются на оказании клиентам специализированных услуг в сфере торговли.
В 2009 году наблюдалось снижение объема оптовых продаж по Республике Марий Эл, который составил 31,3 млрд. рублей, на 11,9 процента по сравнению 2008 годом. При этом оборот организаций с основным видом деятельности "Оптовая торговля" составил 88,7 процента в общем обороте оптовой торговли.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "по сравнению" пропущен предлог "с"
Оборот оптовой торговли Республики Марий Эл, млн. рублей
"Оборот оптовой торговли Республики Марий Эл, млн. рублей"
В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. Стадия становления характеризуется малым размером розничных компаний, что делает оптовиков и дистрибьюторов критически значимыми, поскольку они обеспечивают эффект масштаба в системе. На этапе роста появляются первые крупные розничные сети и производители, которые работают напрямую друг с другом. Рынок посредников постепенно сужается. На стадии зрелости розничная торговля консолидируется, на долю посредников остаются узкие продуктовые ниши, а также малые и отдаленные населенные пункты и малый торговый бизнес. На стадии насыщения крупные розничные сети или производители охватывают большинство регионов, посредники уходят с рынка или меняют бизнес-модель.
В настоящее время республиканский сектор оптовой торговли, так же, как и розничной, находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.
Таким образом, сектор торговли Республики Марий Эл представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны в первую очередь с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса и кооперации в торговле, развитием дистанционной торговли.
Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Марий Эл (приложение N 1 к Программе).
Кроме того, существует ряд угроз, которые необходимо нивелировать для максимальной реализации потенциальных положительных эффектов:
1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Марий Эл, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты - дороги, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых компаний, оказывающих логистические услуги, дистрибьюторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации, наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.
Основными недостатками в развитии инфраструктуры торговой отрасли являются нерациональность и отсутствие схем размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения.
Слабо развито звено организаторов оптового оборота. В настоящее время потребительский рынок и сфера услуг базируются на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах.
Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответствующей ей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, необходимых для установления справедливых цен на потребительские товары и услуги. Процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.
Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности.
Существующие проблемы замедляют динамику роста инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг.
2. Низкая привлекательность отдельных территорий.
В Республике Марий Эл отдаленные от городов сельские районы характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и недостаточно развитой инфраструктурой.
Среди основных проблем можно выделить отсутствие:
платежеспособного спроса;
развитой инфраструктуры;
предложения логистических услуг;
квалифицированных кадров среднего и высшего звена.
3. Недостаточный уровень качества и безопасности товаров, реализуемых населению на территории Республики Марий Эл.
4. Отсутствие единой системы информационного обеспечения в сфере торговли в Республике Марий Эл.
Существующая система статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка не позволяет проводить в полном объеме мониторинг и анализ развития сферы торговли, правильно спрогнозировать ее развитие и обеспечить создание единого информационного пространства для современного динамичного функционирования сферы торговли, формирование реестра объектов сферы торговли и т.п.
5. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.
По состоянию на 1 января 2010 г. в республике насчитывалось 1810 субъектов малого и среднего предпринимательства. Занятость малого и среднего предпринимательства в отрасли торговли в 2009 году составила 13,8 тыс. человек.
В период кризиса ликвидности наблюдается сокращение активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые являются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из них могут прекратить свое существование.
6. Дефицит кадров.
Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения республики. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые вызваны, главным образом, быстрым ростом сферы торговли в последние годы, невысоким социальным престижем низкоквалифицированных работ в сфере торговли.
Персонал в сфере розничной торговли условно можно разделить на три категории:
низкоквалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;
сотрудники средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;
топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низкоквалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны в первую очередь с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии.
7. Недостаточный уровень использования информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли.
Программно-целевой метод, применяемый для решения проблемы развития торговли на территории Республики Марий Эл, характеризуется следующими основными положениями:
развитие потребительского рынка и услуг является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Марий Эл, определенных в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл";
проблема развития торговли на территории Республики Марий Эл носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решении поставленных задач органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, необходимости высокой степени координации функционирования и развития всех отраслей экономики Республики Марий Эл.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Целью настоящей Программы является реализация политики Республики Марий Эл, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики, повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров на территории Республики Марий Эл.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Республики Марий Эл;
обеспечение качества и безопасности товаров и совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг;
создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли, в том числе: увеличение количества торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств; развитие внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам); модернизация и реконструкция функционирующих торговых объектов; приведение технологии торговли в соответствие с современными европейскими стандартами; повышение технического уровня предприятий торговли; построение на территории Республики Марий Эл современной торговой инфраструктуры в соответствии с установленными нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Марий Эл, соразмерного распределения торговых площадей в жилых районах, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения на территории Республики Марий Эл, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;
развитие торговли в сельской местности;
определение и реализация комплекса мер по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса в Республике Марий Эл;
создание условий для развития предпринимательской кооперации между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, местными сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей, интеграции оптовой и розничной торговли;
стимулирование притока частных инвестиций в развитие торговли на территории Республики Марий Эл;
определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, определение комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли, обеспечению условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли;
развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли.
Срок реализации настоящей Программы - 2011-2013 годы.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий разработана на основе анализа современного состояния и тенденций развития торговли исходя из принципа преемственности уже имеющейся системы государственного регулирования и определяет основные меры, на осуществлении которых должны сосредоточиться исполнители Программы для достижения ее целей.
Система программных мероприятий представлена десятью разделами (согласно приложению N 2 к Программе).
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам, целям и направлениям действия исполнителей Программы.
Механизм реализации Программы включает также организационную, экономическую и правовую составляющие, обеспечивающие управление Программой и реализацию программных мероприятий, учет и контроль исполнения.
5. Организация управления Программой, контроль за ходом и оценка эффективности ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит проведение целенаправленной государственной политики, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики, повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам, в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров на территории Республики Марий Эл.
Экономическая эффективность Программы будет выражена в увеличении целевых индикаторов ожидаемой эффективности ее реализации.
Целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы
|
Наименование показателей эффективности реализации Программы (целевые индикаторы) |
Единица измерения |
Показатели и значение на момент разработки Программы |
Изменение значений по годам реализации |
|||
2009 факт |
2010 оценка |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Темп роста оборота розничной торговли на территории Республики Марий Эл |
процентов |
100,1 |
104,0 |
104,5 |
105,0 |
105,5 |
2. |
Темп роста оборота оптовой торговли на территории Республики Марий Эл |
процентов |
88,1 |
101,0 |
101,5 |
102,0 |
102,5 |
3. |
Темп роста оборота розничной торговли продовольственными товарами в сопоставимых ценах на территории Республики Марий Эл |
процентов |
103,3 |
103,8 |
104,0 |
104,5 |
105,0 |
4. |
Темп роста оборота розничной торговли непродовольственными товарами в сопоставимых ценах на территории Республики Марий Эл |
процентов |
96,8 |
104,0 |
104,5 |
105,0 |
105,5 |
5. |
Рост объема продаж товаров на одного жителя Республики Марий Эл |
процентов |
110,7 |
110,0 |
109,9 |
110,4 |
110,1 |
6. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли Республики Марий Эл |
единиц |
1810 |
1620 |
1823 |
2026 |
2230 |
7. |
Темп роста оборота розничной торговли по крупным и средним предприятиям Республики Марий Эл |
процентов |
96,7 |
103,0 |
104,0 |
105,0 |
106,0 |
8. |
Темп роста оборота оптовой торговли организаций с основным видом деятельности "Оптовая торговля" Республики Марий Эл в сопоставимых ценах |
процентов |
88,7 |
92,0 |
95,0 |
97,0 |
100,0 |
9. |
Темп роста оборота розничной торговли по средним предприятиям Республики Марий Эл в сопоставимых ценах |
процентов |
96,1 |
97,0 |
98,0 |
99,0 |
99,5 |
10. |
Темп роста оборота розничной торговли по малым (включая микро) предприятиям Республики Марий Эл в сопоставимых ценах |
процентов |
104,5 |
105,0 |
105,5 |
106,0 |
106,5 |
11. |
Темп роста оборота розничной торговли системообразующих предприятий Республики Марий Эл |
процентов |
96,5 |
115,5 |
112,0 |
112,5 |
113,0 |
12. |
Темп роста оборота оптовой торговли системообразующих предприятий Республики Марий Эл |
процентов |
98,3 |
114,5 |
115,0 |
115,5 |
116,0 |
13. |
Доля торговой отрасли в производстве валового регионального продукта Республики Марий Эл |
процентов |
10,2 оценка |
12,6 |
12,7 |
12,8 |
12,9 |
14. |
Объем привлеченных инвестиций в развитие торговой инфраструктуры и торговли Республики Марий Эл |
млн. рублей |
161,6 |
140,0 |
150,0 |
160,0 |
170,0 |
15. |
Индекс потребительских цен на товары на территории Республики Марий Эл |
процентов |
110,4 |
106,5 |
107,0 |
107,5 |
108,0 |
16. |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю на территории Республики Марий Эл |
процентов |
40,8 |
40,1 |
40,3 |
40,5 |
40,6 |
17. |
Торговая площадь торговой сети на территории Республики Марий Эл на 1 января |
тыс.кв.м |
300 |
339 |
350 |
360 |
370 |
Достижение к 2013 году целевых индикаторов, предусмотренных Программой, позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней и обеспечить вклад в увеличение валового регионального продукта.
Реализация Программы обеспечит положительный социальный эффект посредством улучшения здоровья населения в результате повышения качества и безопасности реализуемых товаров, повышения уровня знаний населения о защите своих прав, а также снижения стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения.
Контроль за реализацией Программы осуществляет руководитель Программы - Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Исполнители мероприятий Программы ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным, представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл в срок до 1 марта 2014 г. представляет в Правительство Республики Марий Эл отчет о выполнении Программы, эффективности ее реализации.
Приложение N 1
"Развитие торговли в
Республике Марий Эл
на 2011-2013 годы"
Основные проблемы отрасли торговли Республики Марий Эл
|
Наименование проблемы/показатель, характеризующий состояние отрасли торговли Республики Марий Эл |
Количественная характеристика проблемы по состоянию на 1 января 2009 г. |
|||
по Республике Марий Эл |
в среднем по Приволжскому федеральному округу |
в среднем по России |
по Республике Мордовия |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры торговли |
|
|
|
|
|
Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли (тыс. единиц) |
4,4 |
16,1 |
22,5 |
3,1 |
|
Инвестиции в основной капитал в сферу торговли (млрд. рублей) |
0,9 |
2,5 |
3,5 |
0,1 |
|
2. Низкая привлекательность отдельных территорий |
|
|
|
|
|
Среднедушевые денежные доходы населения (тыс. рублей) |
7,8 |
12,4 |
14,9 |
8,4 |
|
3. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в сфере торговли |
|
|
|
|
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в отрасли торговли (тыс. единиц) |
2,2 |
7,3 |
7,2 |
1,8 |
|
Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в отрасли торговли (процентов) |
50,0 |
45,3 |
32,0 |
58,1 |
|
4. Дефицит кадров |
|
|
|
|
|
Занятость в отрасли торговли (тыс. человек) |
67,9 |
170,9 |
148,4 |
51,0 |
Приложение N 2
"Развитие торговли в
Республике Марий Эл
на 2011-2013 годы"
Система программных мероприятий
|
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Ожидаемые количественные и качественные эффекты от мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Марий Эл | ||||
1.1. |
Проведение мониторинга обеспеченности населения Республики Марий Эл площадью торговых объектов с выявлением проблемных зон |
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Марий Эл площадью торговых объектов |
1.2. |
Открытие новых, реконструкция и модернизация объектов розничной торговли и крупных торговых объектов в целях устранения диспропорции в размещении торговых объектов на территории Республики Марий Эл |
администрации муниципальных образований (по согласованию), хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
повышение качества оказываемых услуг, обеспечение территориальной доступности товаров, развитие конкуренции |
1.3. |
Разработка и утверждение на муниципальном уровне схем размещения нестационарных торговых объектов |
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011 год |
упорядочение размещения объектов мелкорозничной сети с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов |
1.4. |
Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" упорядочение торговли на рынках, реконструкция и преобразование их в современные торгово-сервисные комплексы |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 год |
улучшение качества услуг, оказываемых на розничных рынках, создание условий для развития агропромышленного комплекса |
1.5. |
Содействие организации торговли с использованием автоматов в местах работы и учебы, а также в других объектах административного значения |
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
обеспечение территориальной доступности товаров, повышение качества оказываемых услуг для различных категорий граждан |
1.6. |
Содействие организации "собственного производства" на предприятиях торговли, развитие магазинов кулинарии и отделов кулинарии |
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
расширение ассортимента и улучшение качества предоставляемых услуг на предприятиях торговли |
1.7. |
Организация торгового обслуживания жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов |
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
обеспечение территориальной доступности товаров |
2. Повышение экономической доступности товаров для населения Республики Марий Эл | ||||
2.1. |
Обеспечение систематического мониторинга потребительских цен на продовольственные товары, в том числе торговых наценок |
Маристат (по согласованию), Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
определение экономической доступности товаров для населения |
2.2. |
Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок "выходного дня" по реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной предприятиями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, организациями потребительской кооперации, гражданами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство |
Минсельхоз Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары и предотвращение монополизации отдельных сегментов рынка |
3. Защита прав потребителей, повышение качества и обеспечение безопасности товаров, реализуемых населению Республики Марий Эл | ||||
3.1. |
Обеспечение контроля безопасности и качества пищевых продуктов, непродовольственных товаров и услуг |
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) |
постоянно |
обеспечение защиты прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
3.2. |
Совершенствование системы контроля качества продукции и услуг в торговой отрасли, обеспечение эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора) |
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию), Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию) |
постоянно |
обеспечение защиты прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
4. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли | ||||
4.1. |
Реализация государственной политики в области торговой деятельности, а также в сфере оборота отдельных видов товаров, в том числе лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции |
4.2. |
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Республики Марий Эл, в том числе в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли |
4.3. |
Обеспечение защиты прав потребителей, развитие системы информирования и правовой помощи потребителям в случаях нарушения их прав, координация действий организаций, занимающихся защитой прав потребителей на территории Республики Марий Эл, в том числе через Консультативный совет по защите прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию), администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
4.4. |
Формирование единого информационного пространства взаимодействия органов управления сферой торговли на территории Республики Марий Эл: во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" ведение торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории Республики Марий Эл |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011 год |
формирование единого информационного пространства, полной, достоверной и актуальной информации о различных категориях хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность |
4.5. |
Обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, при проведении государственного контроля (надзора) федеральных органов |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) |
постоянно |
устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли |
5. Создание современной инфраструктуры оптовой торговли | ||||
5.1. |
Развитие объектов оптовой торговли и складской инфраструктуры на территории Республики Марий Эл |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
сбалансированное развитие всех элементов комплекса оптовой торговли, обеспечивающих формирование эффективной системы товародвижения на территории Республики Марий Эл |
5.2. |
Расширение объема услуг и привлечение инициативного капитала хозяйствующих субъектов в развитие инфраструктуры оптовой торговли товарами потребительского назначения |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
обеспечение эффективной системы товародвижения на территории Республики Марий Эл, повышение качества предоставляемых услуг на предприятиях оптовой торговли, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности |
6. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и их взаимодействие с местными товаропроизводителями | ||||
6.1. |
Организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организующего характера в целях продвижения продукции местных товаропроизводителей через товаропроводящую систему субъектов малого и среднего предпринимательства |
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
оказание поддержки местным товаропроизводителям и увеличение доли продажи товаров, производимых на территории Республики Марий Эл, в организациях розничной торговли |
7. Повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли | ||||
7.1. |
Содействие развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, в том числе оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в участии в выставочных мероприятиях на региональном и межрегиональном уровнях |
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
оказание содействия в становлении субъектов малого и среднего предпринимательства в современных рыночных условиях |
7.2. |
Информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, в том числе организация и проведение семинаров, освещение предпринимательской деятельности в средствах массовой информации по вопросам, касающимся сферы торговли |
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
повышение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам, касающимся сферы торговли, улучшение качества и безопасности услуг |
8. Развитие сельской торговли | ||||
8.1. |
Содействие в создании и развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности |
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
обеспечение территориальной доступности товаров, развитие конкуренции |
8.2. |
Развитие розничной торговой сети в сельской местности за счет расширения развозной торговли, а также дистанционной торговли (в том числе по заказам) |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
обеспечение территориальной доступности товаров, прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
8.3. |
Рациональное использование имеющихся площадей торговых объектов в сельской местности на основе преобразования их в магазины-приемозаготовительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и непродовольственными потребительскими товарами продажей продукции общественного питания, лекарственных средств, оказанием бытовых услуг населению, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, изделий народных промыслов и др. |
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
обеспечение территориальной доступности товаров, прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
8.4. |
Содействие строительству в сельской местности торговых объектов современных форматов |
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2011-2013 гг. |
повышение качества услуг, оказываемых на предприятиях торговли |
9. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли | ||||
9.1. |
Создание на основе торговых реестров системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, удовлетворенность населения качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, структуру покупок по местам продаж, обеспеченность площадью торговых объектов, другие показатели |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
создание единого информационного пространства, формирование показателей для анализа состояния организации торговли продукцией, производимой в Республике Марий Эл |
9.2. |
Формирование инфраструктуры электронной торговли, включающей региональные информационные системы |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
расширение ассортимента и качества услуг в сфере торговли Республики Марий Эл |
9.3. |
Внедрение новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
Повышение качества услуг на предприятиях торговли Республики Марий Эл |
10. Обеспечение занятости и укрепление кадрового обеспечения отрасли | ||||
10.1. |
Поддержка учебных заведений, осуществляющих обучение основным торговым специальностям (контролер-кассир, продавец) по полным курсам и сокращенным программам, содействие внедрению современных технологий в процессы подготовки персонала для торговли |
Минобрнауки Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
повышение уровня профессионального образования кадров |
10.2. |
Формирование системы переподготовки и повышения квалификации работников торговли |
Минобрнауки Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
повышение профессионального мастерства работников сферы торговли |
10.3. |
Содействие участию специалистов сферы торговли во всероссийских и региональных конкурсах, смотрах профессионального мастерства, организации конкурсов профессионального мастерства среди работников сферы торговли, в том числе "Лучшее предприятие торговли" |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию), общественные объединения (по согласованию) |
постоянно |
повышение профессионального мастерства работников сферы торговли и имиджа рабочих профессий, повышение конкуренции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является реализация политики Республики Марий Эл, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики, повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями.
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
В результате реализации Программы ожидается: повышение темпа роста оборота розничной торговли Республики Марий Эл до 105,5% в сопоставимых ценах к 2013 году; повышение темпа роста оборота оптовой торговли Республики Марий Эл до 102,5% в сопоставимых ценах к 2013 году; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли в Республике Марий Эл до 2230 единиц к 2013 году.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 2011 г. N 36 "О республиканской программе "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 марта 2011 г. N 3 (195) ст. 141, в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 1 апреля 2011 г. N 12 (62)
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июля 2012 г. N 276 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 июля 2011 г. N 217