См. Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола, 22 сентября 2011 г.)
Стороны социального партнерства (далее - Стороны): Правительство Республики Марий Эл (далее - Правительство), Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл (далее - Профсоюзы), республиканское объединение работодателей (далее - Работодатели) заключили настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне в 2010-2012 годах, и совместные действия Сторон по его реализации.
Договаривающиеся Стороны, заключая Соглашение, руководствуются Трудовым кодексом Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Условия Соглашения обеспечивают минимальный уровень прав и гарантий работников, который не может быть изменен в сторону снижения социальной защищенности работников.
Соглашение является основой для заключения территориальных (в муниципальных образованиях республики), отраслевых (наряду с общероссийскими тарифными соглашениями) соглашений, а также коллективных договоров организаций.
Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Стороны признают необходимым участвовать в согласовании проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл по трудовым и социально-экономическим вопросам, и при необходимости рассматривать их на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия).
I. В сфере экономики
Стороны
1.1. Осуществляют взаимодействие при выработке приоритетов и разработке программ социально-экономического развития республики.
1.2. Обеспечивают достижение стратегических целей социально-экономического развития республики: повышение уровня и качества жизни населения, создание условий, обеспечивающих конкурентоспособность и рост экономики.
1.3. Разрабатывают и вносят предложения, направленные на сохранение и развитие предприятий, создание оптимальных условий хозяйствования, развитие инновационного и инвестиционного потенциала республики.
1.4. Участвуют в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также "Развитие агропромышленного комплекса" в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, мероприятий по улучшению демографической ситуации, федеральных и республиканских целевых программ, осуществляют контроль за эффективным использованием выделяемых средств на их реализацию.
1.5. Содействуют созданию благоприятных условий для развития организаций малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, становлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Участвуют в реализации республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2009-2011 годы".
Проводят конкурсы на лучшее малое и среднее инновационное предприятие, лучшее предприятие высокой социальной эффективности и так далее, направленные на распространение передового опыта по решению социальных и экономических вопросов.
Регулярно на совместных мероприятиях, семинарах и конференциях обсуждают административные и экономические барьеры, проблемы малого и среднего предпринимательства Республики Марий Эл, пути их разрешения.
1.6. Систематически анализируют состояние дел и прогнозируют социально-экономическую ситуацию в республике.
1.7. Организуют выставки, ярмарки, смотры-конкурсы производимой в республике продукции, конкурсы профессионального мастерства по ведущим профессиям отраслей экономики.
Правительство
1.8. Принимает меры по достижению прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2010-2012 годы и на период до 2016 года.
1.9. Проводит комплекс мер, направленных на стимулирование работы предприятий, обеспечивающих рост производства и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание новых производств на базе передовых технологий, сохранение и создание рабочих мест с достойной оплатой, оказывает им государственную поддержку в реализации эффективных инвестиционных проектов.
1.10. Совершенствует республиканскую нормативную и правовую базу по вопросам налогообложения малых и средних предприятий, принимает меры по улучшения налогового администрирования, обеспечения доступа к нежилым помещениям и т.д.
Развивает инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
Содействует развитию кредитно-инвестиционных механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.
1.11. Реализует механизм государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на развитие производства, оказывает государственную поддержку сельского хозяйства в рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 годы", а также малого и среднего предпринимательства в рамках республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2009-2011 годы".
1.12. Содействует интеграции сельских товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности, совершенствованию механизма их экономических взаимоотношений.
1.13. Оказывает содействие организациям республики в решении социально значимых проблем, в том числе путем предоставления льгот для соответствующих категорий налогоплательщиков в рамках действующего налогового и бюджетного законодательства.
1.14. Обеспечивает целевое рациональное использование бюджетных ассигнований, трансфертов.
1.15. Содействует организациям всех форм собственности и физическим лицам в формировании и проведении региональных, общероссийских и международных выставочно-ярмарочных и иных мероприятий и участии в них, а также организации переговорных процессов с иностранными партнерами.
1.16. Принимает меры по сокращению дифференциации по уровню жизни населения, проживающего в различных муниципальных образованиях республики, формированию системы государственной поддержки развития территорий, обеспечивающей условия для ускоренного развития муниципальных образований, социально-экономические показатели которых ниже среднереспубликанских.
1.17. Совершенствует систему управления республиканской собственностью, механизм усиления ответственности руководителей организаций за эффективное управление ею, рекомендует администрациям муниципальных образований осуществлять аналогичную работу в отношении муниципальной собственности.
1.18. Осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных естественных монополий в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, с учетом мнения Комиссии, не допуская превышения темпов их роста над темпами роста заработной платы и денежных доходов населения, а также установленных предельных уровней тарифов.
Работодатели
1.19. Разрабатывают перспективные планы социально-экономического развития предприятий, информируют трудовые коллективы об их исполнении.
1.20. Реализуют меры, направленные на техническое перевооружение предприятий, поиск и привлечение инвесторов, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
1.21. Обеспечивают сохранение и рост объемов выпускаемой продукции, работ, услуг.
1.22. Разрабатывают инвестиционные проекты, принимают участие в отборе инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку в виде субсидирования части лизинговых платежей и части процентных расходов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов, а также в торгах, связанных с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
1.23. Изучают потребительский спрос населения с целью увеличения на рынке товаров качественной и доступной по цене широким слоям населения продукции.
1.24. Содействуют развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, расширению их взаимодействия с крупными и средними предприятиями.
1.25. Способствуют увеличению объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих и оборудования для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории республики.
1.26. Реализуют меры, направленные на рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и энергосбережение.
1.27. Обеспечивают полное и своевременное перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
1.28. Участвуют в решении социально значимых проблем региона и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
1.29. Обеспечивают участие представителей работников в управлении организациями в соответствии со статьей 53 Трудового кодекса Российской Федерации.
Профсоюзы
1.30. Содействуют реализации программ, направленных на сохранение и рост объемов выпускаемой продукции, работ, услуг, способствуют соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
1.31. Разрабатывают и вносят в органы исполнительной власти, работодателям, в Комиссию предложения, направленные на развитие экономического потенциала республики и организаций.
1.32. Принимают участие в подготовке предложений при разработке программ социально-экономического развития и республиканских целевых программ, содействуют их реализации.
1.33. Выступают инициаторами заключения отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров, способствуют формированию социального пакета организаций, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный производственный процесс.
1.34. Осуществляют профсоюзный контроль и правовую защиту членов профсоюзов в вопросах приема, увольнения, труда, отдыха, занятости населения. Оказывают бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов по вопросам трудового и жилищного законодательства, социального страхования, пенсионного обеспечения.
1.35. Представляют интересы членов профсоюзов при разрешении трудовых споров, конфликтов, принимают меры по защите их законных прав.
II. В сфере обеспечения занятости и развития рынка труда
Стороны
2.1. Принимают участие в реализации Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2009-2011 годы, предусматривающей меры, направленные на создание и сохранение рабочих мест, развитие предпринимательской деятельности, самозанятости, организацию обучения и переобучения кадров, опережающее обучение работников, подлежащих увольнению, смягчение негативных последствий сокращения рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, обратив особое внимание на принятие мер в связи с ликвидацией и реорганизацией бюджетных учреждений.
Не допускают превышения уровня регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении от экономически активного населения в 2010 году - 1,7 процента, в 2012 году - 1,57 процента.
Ежегодно рассматривают на заседании Комиссии ход выполнения Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2009-2011 годы, положение дел на рынке труда и его прогноза.
Участвуют в реализации республиканской целевой программы "Рабочие кадры Республики Марий Эл на 2009-2012 годы".
2.2. Вырабатывают согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением в республику иностранной рабочей силы.
Проводят консультации сторон с целью безусловного приоритета для местных работников.
2.3. Содействуют обеспечению временной занятости подростков и молодежи в свободное от учебы время, в том числе в структурах малого и среднего бизнеса.
2.4. Содействуют трудоустройству выпускников школ, учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.
2.5. Считают критериями массового увольнения:
высвобождение работников в результате ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
сокращение численности или штата работников в результате реорганизации предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
Правительство
2.6. При формировании проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл предусматривает, а органам местного самоуправления рекомендует предусматривать при разработке проектов бюджетов муниципальных образований, выделение необходимых средств на реализацию Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2009-2011 годы.
2.7. Проводит мониторинг ситуации на рынке труда, принимает меры по обеспечению занятости населения в населенных пунктах, уровень безработицы которых значительно превышает среднереспубликанское значение.
Регулярно рассматривает результаты мониторинга на заседаниях рабочей группы Правительства Республики Марий Эл по контролю ситуации на рынке труда и выплате заработной платы.
2.8. Устанавливает предприятиям и организациям республики независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоту для приема на работу инвалидов в соответствии с действующим законодательством.
2.9. Содействует повышению трудовой и профессиональной мобильности рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда путем совершенствования системы профессионального обучения и переобучения безработных граждан.
2.10. Публикует в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка труда республики, наличии рабочих мест, возможности профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан.
2.11. Предусматривает меры по трудоустройству высвобождаемых работников в связи с реорганизацией и ликвидацией бюджетных учреждений, рекомендует администрациям муниципальных образований принимать аналогичные меры.
2.12. Создает экономические условия для развития предпринимательства, самозанятости.
2.13. Реализует меры, направленные на развитие профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения, совершенствование услуг государственной службы занятости, предоставляемых гражданам и работодателям.
2.14. Оказывает стимулирование участия работодателей в развитии учебно-материальной базы республиканских учреждений профессионального образования.
Работодатели
2.15. Разрабатывают и реализуют меры по сохранению и развитию производства, предусматривающие рациональное использование кадрового потенциала, создание новых рабочих мест, обеспечение полной занятости работников.
2.16. Принимают меры, направленные на развитие персонала, системы внутрипроизводственной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
2.17. Своевременно информируют службу занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу безработных, возможности организации общественных работ и временной занятости.
Информируют службу занятости населения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также приостановке производства в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
2.18. Принимают меры по недопущению массового сокращения работников, а в случае его угрозы не менее чем за три месяца информируют службу занятости населения, профсоюзные органы, администрации муниципальных образований. Совместно с заинтересованными сторонами разрабатывают меры, направленные на смягчение социальных последствий предстоящего увольнения.
2.19. Предоставляют увольняемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
2.20. При проведении процедуры банкротства организации сохраняют максимально возможное число работников в организации, создаваемой на базе подвергнувшейся банкротству.
2.21. При ликвидации организации или сокращении численности работников организаций внебюджетного сектора предупрежденным об увольнении работникам оплачивают время для поиска нового места работы в соответствии с заключенными коллективными договорами.
2.22. Участвуют в организации и проведении ярмарок вакансий.
2.23. Обеспечивают трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с действующим законодательством и установленными квотами.
Содействуют трудоустройству выпускникам учреждений профессионального образования, ищущим работу впервые.
Профсоюзы
2.24. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением действующего законодательства в области занятости населения, предоставлением гарантий и компенсаций при высвобождении работников.
Вносят предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников.
2.25. Добиваются через коллективные договоры и отраслевые соглашения сохранения и создания новых рабочих мест, обеспечения подготовки и переподготовки кадров, предоставления работникам дополнительных гарантий и компенсаций.
2.26. Оказывают бесплатную правовую помощь членам профсоюзов в вопросах приема на работу и увольнения, занятости.
2.27. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения муниципальных образований через своих представителей.
III. В сфере оплаты труда, доходов и уровня жизни населения
Стороны
3.1. Проводят согласованную политику по совершенствованию систем оплаты труда, повышению уровня заработной платы, уменьшению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
3.2. Обеспечивают контроль за своевременной оплатой труда в организациях независимо от форм собственности, принимают меры по ликвидации и предотвращению задолженности по выплате заработной платы.
Регулярно рассматривают на заседаниях Комиссии, Межведомственной комиссии по вопросам укрепления дисциплины оплаты труда и уплаты единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию состояние выплаты и уровня заработной платы в отраслях и организациях республики.
3.3. Добиваются повышения минимальной заработной платы в республике, приближения ее величины к уровню прожиточного минимума трудоспособного человека в регионе.
3.4. В целях дифференциации уровня заработной платы работников бюджетной сферы квалифицированного и неквалифицированного труда, оплата труда которых производится по 4-8 разрядам единой тарифной сетки, до перехода на новые условия труда рекомендуют руководителям организаций по согласованию с выборным профсоюзным органом устанавливать надбавки квалифицированным специалистам в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на оплату труда.
Правительство
3.5. Своевременно и в полном объеме выделяет средства на выплату заработной платы работникам организаций и учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, обеспечивает их целевое использование.
3.6. В трудовых договорах с руководителями государственных организаций предусматривает их ответственность за нарушения в организации и оплате труда работников.
Рекомендует принимать аналогичные меры администрациям муниципальных образований при заключении трудовых договоров с руководителями муниципальных организаций.
Принимает меры, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, в отношении руководителей организаций, занижающих реальный размер заработной платы.
3.7. Утверждает и совершенствует отраслевые системы оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл исходя из финансовых возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл с учетом мнения Профсоюзов.
Принимает меры по приближению ее размеров к уровню заработной платы в производственных видах экономической деятельности.
3.8. Определяет в полном объеме фонд оплаты труда для работников государственных бюджетных учреждений исходя из окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
3.9. Обеспечивает своевременность и полноту дополнительных выплат отдельным категориям работников здравоохранения и образования в рамках реализации приоритетных национальных проектов.
3.10. При формировании консолидированного бюджета республики предусматривает расходы на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы исходя из возможностей бюджета в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
3.11. Ежеквартально утверждает и публикует в средствах массовой информации величину прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения.
Работодатели
3.12. Обеспечивают определенный трудовым законодательством порядок выплаты заработной платы в установленные коллективным договором сроки.
В случае нарушения установленного срока выплачивают денежную компенсацию в размерах, определенных коллективным договором, но не ниже предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Погашают задолженность за предыдущие периоды в соответствии с графиками, согласованными с профкомами, создают условия для предотвращения ее в дальнейшем.
3.13. Принимают меры, обеспечивающие установление минимального размера тарифной ставки (минимальной оплаты труда) работников организаций внебюджетной сферы в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека в республике и минимальной заработной платы, установленной республиканским трехсторонним соглашением.
3.14. Обеспечивают уровень средней заработной платы работников предприятий и организаций внебюджетной сферы не ниже средней величины, сложившейся в республике, ежегодные темпы ее роста не ниже 15-20 процентов.
3.15. Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен в порядке и размерах, установленных отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами.
3.16. Обеспечивают ежегодное повышение заработной платы работников малых и средних предприятий не ниже среднереспубликанского уровня в целях повышения социальной защищенности работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве.
3.17. Предусматривают в коллективных договорах в соответствии с действующим законодательством оплату праздничных нерабочих дней сдельщикам, а также повременщикам с часовой оплатой труда исходя из расчета средней заработной платы.
3.18. Оплачивают время вынужденного простоя, а также время приостановки работником работы, ввиду задержки работодателем выплаты ему заработной платы на срок более 15 дней, если работник известил работодателя о начале простоя в соответствии с коллективным договором, как простой по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
3.19. При работе в режиме неполного рабочего времени, а также в случае, если работник находился на больничном, в ежегодном отпуске оплата труда проводится пропорционально отработанному работником времени из расчета не менее минимального размера оплаты труда.
Условия и порядок установления заработной платы в зависимости от минимального размера оплаты труда должны быть отражены в отраслевом соглашении, коллективном договоре, локальном нормативном акте организации.
3.20. При заключении коллективных договоров предусматривают соотношение тарифной части заработка на уровне не ниже 60 процентов от общего его размера, увеличение доли оплаты труда в структуре затрат на производство продукции, оказание услуг.
3.21. Предоставляют Сторонам по их обращению информацию о величине средней заработной платы, в том числе по категориям работников, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по погашению долгов по оплате труда.
Профсоюзы
3.22. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами действующего законодательства по оплате труда, взаимодействуя с государственными контрольными и надзорными органами.
3.23. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, оплате труда, в досудебном и судебном решении трудовых споров.
3.24. Принимают меры по приведению условий коллективных договоров, в том числе по уровню оплаты труда и порядку индексации, в соответствии с региональными, отраслевыми тарифными соглашениями.
IV. В сфере социальной политики
Стороны
4.1. Проводят согласованную политику по улучшению социальных условий жизни работников и членов их семей, соблюдению пенсионных прав работающих граждан в республике в условиях пенсионной реформы, осуществляют меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения.
4.2. Сохраняют и укрепляют систему санаторно-курортного лечения. Содействуют сохранению и увеличению финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и проведению оздоровительных мероприятий для работников и членов их семей из средств социального страхования, республиканского бюджета Республики Марий Эл, работодателей.
4.3. Организуют оздоровление, отдых и занятость детей и подростков в период летних каникул, в первую очередь детей из семей, особо нуждающихся в социальной поддержке.
4.4. Совершенствуют механизм государственной молодежной политики, включая оказание молодым семьям помощи в решении жилищной проблемы, формирование советов молодых специалистов на предприятиях.
4.5. Участвуют в реализации целевых программ, направленных на решение проблем материнства и детства.
4.6. Содействуют развитию различных форм привлечения в строительство жилья кредитных ресурсов, ипотечного кредитования и средств населения.
4.7. Рассматривают на заседаниях Комиссии:
вопросы организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков;
информацию о поступлении и расходовании страховых средств внебюджетных государственных фондов;
обоснованность установления величины республиканских стандартов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
4.8. Добиваются поэтапного снижения норматива максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Правительство
4.9. Разрабатывает и обеспечивает реализацию программ социальной поддержки отдельных категорий населения, их финансирование и адресную направленность.
4.10. При формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл по отраслям социальной сферы предусматривает расходы:
на оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
других социальных расходов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл;
оплату коммунальных услуг в соответствии с лимитами потребления и утвержденными тарифами на тепловую и электрическую энергию для организаций социальной сферы;
других расходов в соответствии с индексами-дефляторами на очередной финансовый год.
Совместно с социальными партнерами рассматривает статьи проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл по социальным вопросам.
4.11. Осуществляет финансирование государственных учреждений здравоохранения, образования, культуры, обеспечивающее сохранение объемов и качества бесплатно предоставляемых услуг по лечению, образованию, занятию физической культурой, спортом и туризмом, приобщению к культурным ценностям.
4.12. Осуществляет меры по реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также "Развитие агропромышленного комплекса" в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, мероприятий по улучшению демографической ситуации, федеральных и республиканских целевых программ и софинансированию мероприятий.
4.13. Принимает меры по участию в федеральных целевых социальных программах, в том числе по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, молодых семей,
4.14. Принимает меры по внедрению новых технологий обучения, развитию единой образовательной информационной среды, оснащению образовательных учреждений современной компьютерной техникой, школьными автобусами.
4.15. Реализует в установленном порядке меры по социальной защите детей, нуждающихся в социальной поддержке.
4.16. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин.
4.17. Реализует меры, обеспечивающие повышение доступности для граждан ипотечных, образовательных, потребительских кредитов. Предусматривает в республиканском бюджете Республики Марий Эл средства на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство и приобретение жилья.
4.18. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг работникам отдельных бюджетных отраслей в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с действующим законодательством.
4.19. Сохраняет уровень предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, включая специалистов, проживающих и работающих в сельской местности.
4.20. Сохраняет и обеспечивает действующие льготы на проезд в общественном пассажирском транспорте учащимся и студентам.
4.21. Осуществляет поддержку молодых специалистов, направленных после окончания учреждений высшего и среднего профессионального образования на работу в учреждения бюджетных отраслей.
Работодатели
4.22. Своевременно и в полном объеме осуществляют уплату налоговых платежей в бюджетную систему, страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Фонды медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхованию, а также перечисляют дополнительные страховые взносы застрахованных лиц и участвуют в уплате взносов работодателя в пользу своих работников на накопительную часть трудовой пенсии по обязательному пенсионному страхованию, обеспечивают погашение задолженности прошлых лет.
4.23. Обеспечивают своевременную и качественную подготовку и предоставление в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений на работников, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонды медицинского страхования, а также реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Организации, численность работников которых превышает 50 человек, представляют вышеперечисленные документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме.
Содействуют функционированию в организациях комиссии по пенсионным вопросам.
4.24. Обеспечивают сохранение, хозяйственное обслуживание имеющихся в организациях учреждений социально-культурной сферы, в том числе детских оздоровительных лагерей, осуществляют их своевременную подготовку к оздоровительному сезону.
4.25. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях выделение денежных средств на организацию отдыха детей и подростков во время школьных каникул, санаторно-курортное лечение работников, приобретение новогодних подарков для детей работников; полную или частичную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях, оказание поддержки неработающим пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и неполным семьям, инвалидам.
4.26. Содействуют организации физкультурно-спортивной, культурно-массовой работы, осуществляют отчисление первичной профсоюзной организации денежных средств из внебюджетных источников на ее проведение в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.
4.27. Способствуют созданию в организациях молодежных организаций (молодежных советов, комиссий), реализуют меры по закреплению молодых работников на производстве, поддержке молодежных инициатив.
4.28. Предусматривают в коллективных договорах выделение денежных средств за счет прибыли на строительство и приобретение жилья, предоставление льготных ссуд и кредитов работникам организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Принимают участие в реализации приоритетных национальных проектов по обеспечению работников доступным жильем, в том числе молодых специалистов на селе.
Профсоюзы
4.29. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением действующего жилищного законодательства, формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, учетом и распределением жилья, построенного или приобретенного за счет средств государственных, муниципальных организаций, своевременным и полным перечислением работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расходованием средств социального страхования, работой общественного пассажирского транспорта.
4.30. Сохраняют и развивают сеть профсоюзных учреждений санаторно-курортного лечения и отдыха.
4.31. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения и реализации положений, предусматривающих дополнительные социальные льготы и компенсации работникам, неработающим пенсионерам, ветеранам труда, инвалидам, многодетным и неполным семьям, молодежи, совмещающей работу с обучением.
4.32. Содействуют созданию и функционированию в организациях молодежных объединений.
4.33. Совместно с работодателями организуют на предприятиях физкультурно-спортивную, культурно-массовую работу.
V. В области условий и охраны труда, экологической безопасности
Стороны
5.1. Проводят целенаправленную работу но обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и государственным санитарным правилам.
5.2. Добиваются организации работы и управления охраной труда в соответствии с требованиями федерального законодательства.
5.3. Проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в организациях республики и разрабатывают предложения по их предупреждению. Распространяют передовой опыт работы, организуют научно-практические конференции, семинары, выставки по охране труда.
5.4. Принимают меры по повышению информированности работников об условиях и охране труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в организациях республики и о требованиях санитарного законодательства.
5.5. Обеспечивают скоординированную работу органов исполнительной власти республики, структур федерального надзора и контроля, профсоюзных организаций в области улучшения условий, охраны труда и окружающей среды.
5.6. Организуют и проводят республиканские семинары, смотры, конкурсы, тематические выставки прогрессивной организации работы по охране труда и экологии.
5.7. Участвуют в реализации республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Марий Эл на 2007-2010 годы.
Правительство
5.8. Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда, федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда и финансирование республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Марий Эл на 2007-2010 годы.
5.9. Обеспечивает подготовку, направление Сторонам и другим заинтересованным органам ежегодного доклада о состоянии условий и охраны труда работников в Республике Марий Эл и принимаемых мерах по их улучшению.
5.10. Рекомендует администрациям муниципальных образований:
организовать деятельность территориальных координационных советов по охране труда;
обеспечить разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.
Работодатели
5.11. Организуют работу по охране труда в организациях в соответствии с федеральным законодательством. Разрабатывают и утверждают положения об организации работы по охране труда в соответствии с Межгосударственным стандартом "Системы управления охраной труда".
5.12. Ежегодно проводят расчет потребности в средствах на финансирование мероприятий по охране труда, совместно с профсоюзным комитетом определяют приоритеты и заключают соглашения по охране труда на предстоящий финансовый год.
5.13. Обеспечивают своевременное выполнение планово-предупредительных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности производства, технологических процессов и рабочих мест, на улучшение условий и охраны труда, экологии и санитарно-бытового обслуживания работников, бесплатное обеспечение их не ниже установленных норм спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, моющими и дезинфицирующими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.
5.14. Обеспечивают своевременное финансирование мероприятий по охране труда в необходимом объеме, но не ниже 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
5.15. Принимают меры по выводу из эксплуатации оборудования, производственных зданий и сооружений, угрожающих жизни и здоровью работников, внедрению технологических процессов, исключающих воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.
5.16. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и обеспечивают реализацию разработанных мероприятий, в первую очередь, на работах с вредными и опасными условиями труда.
5.17. Обеспечивают организацию и эффективное функционирование внутриведомственного административного контроля и надзора за безопасностью труда в организациях и их подразделениях.
5.18. Совместно с профсоюзными организациями, а в случае отсутствия профсоюзной организации с иным представительным органом работников на паритетной основе создают совместные комиссии по охране труда, внедряют систему административно-общественного контроля за охраной труда.
5.19. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.
5.20. Обеспечивают выполнение требований экологической безопасности, санитарного законодательства, разработку и внедрение мероприятий по оздоровлению и улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в организациях, осуществляют сбор, хранение, переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.
5.21. Обеспечивают своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Профсоюзы
5.22. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда силами собственной инспекции и уполномоченных лиц профсоюзных комитетов.
5.23. Взаимодействуют с государственными органами в работе по контролю за соблюдением правил и норм охраны труда, предоставлением гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях.
5.24. Участвуют в реализации программ и мероприятий по охране труда и окружающей среды.
5.25. Принимают участие в создании и работе комиссий по охране труда в организациях республики.
5.26. При разработке и заключении коллективных договоров и соглашений добиваются включения мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников.
5.27. Вносят представления работодателям об устранении выявленных нарушений по охране труда.
5.28. Участвуют в согласовании проектов локальных нормативных актов об охране труда на предприятии.
5.29. Защищают права и интересы работников по охране труда. Участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональное заболевание.
VI. Условия труда и социальные гарантии молодежи
Стороны
6.1. В работе с молодежью Стороны считают приоритетными задачами обеспечение защиты и социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий, стимулирующих к созидательному, активному участию в жизни организации, города (района), в профсоюзном, молодежном движении.
6.2. Поддерживают молодежь на этапе социального, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания и укрепления семьи.
6.3. Реализуют республиканские целевые, муниципальные молодежные программы, совершенствуют нормативно-правовую базу государственной и общественной поддержки, а также защиты прав и интересов молодых граждан Республики Марий Эл.
6.4. Принимают долевое участие в финансировании городских (районных) мероприятий по реализации молодежных программ, проводимых в городе (районе).
6.5. Рассматривают на заседаниях территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений вопросы работы с молодежью и меры по улучшению социально-экономической и правовой защиты молодых людей.
6.6. Оказывают содействие формированию и развитию структур по работе с молодежью на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
6.7. Оказывают содействие молодым семьям в приобретении жилья, улучшении жилищных условий в рамках реализации Республиканской целевой программы "Жилье для молодой семьи" на 2004-2010 годы.
6.8. Содействуют возрождению шефства организаций над учреждениями профессионального образования.
Правительство
6.9. Разрабатывает и реализует республиканские целевые программы в области молодежной политики, занятости молодежи физической культурой и спортом, улучшения жилищных условий молодых семей.
6.10. При формировании бюджета предусматривает выделение средств на реализацию республиканских целевых программ в области молодежной политики, поддержку творческих инициатив молодежи, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде.
6.11. Разрабатывает и реализует меры по поддержке инициатив молодых граждан по созданию молодежных жилищных кооперативов, других молодежных объединений по строительству доступного жилья для молодежи.
6.12. Обеспечивает меры по поддержке молодых граждан в области охраны труда и здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.
6.13. Контролирует предоставление гарантированных законодательством льгот и социальных гарантий молодежи.
Работодатели
6.14. Предусматривают в коллективных договорах разделы о работе с молодежью с предоставлением для молодежи гарантий и льгот (квотирование рабочих мест, возможности повышения квалификации и получения специальности, предоставление льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях, помощь при рождении ребенка, предоставление краткосрочного отпуска для отца при выписке ребенка из роддома и другое).
6.15. Обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования.
6.16. Проводят конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
6.17. Создают и развивают институт наставничества.
6.18. Способствуют организации работы с молодежью, проживающей в общежитиях.
6.19. Содействуют организации спортивных, культурно-массовых, оздоровительных мероприятий.
6.20. Предусматривают в коллективных договорах выделение денежных средств для работы с молодежью.
Профсоюзы
6.21. Участвуют в разработке и реализации программ по поддержке молодежи, занятости и профессионального обучения.
6.22. Формируют специальные разделы по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи в коллективных договорах организаций.
6.23. Совместно с работодателем участвуют в организации трудового соперничества среди молодежи, содействуют созданию советов молодых специалистов, бригад, звеньев, участвуют в организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи.
6.24. Участвуют в создании и развитии в организациях института наставничества.
6.25. Создают в профкомах первичных профсоюзных организаций молодежные советы.
6.26. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюзов, показывают им роль профсоюзов для молодежи в области защиты социально-трудовых прав и интересов.
6.27. Организуют массовые трудовые, культурно-массовые, спортивные мероприятия для молодежи, а также участвуют в организации их отдыха и досуга.
VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения
Стороны
Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности. В этих целях:
7.1. Проводят трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации основных направлений социально-экономического развития и бюджетной политики республики.
7.2. Обеспечивают эффективную работу Комиссии, регулярное проведение ее заседаний.
7.3. Совместно рассматривают проекты законодательных актов, нормативных правовых актов органов исполнительной власти республики в сфере труда, программ социально-экономического развития по вопросам:
социальная направленность бюджета;
оплата и нормирование труда работников;
занятость населения;
охрана труда;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
регулирование цен и тарифов на социально-значимые товары и услуги, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта;
государственное социальное страхование;
организация санаторно-курортного лечения работающих, отдыха детей;
социальная поддержка отдельных категорий граждан.
7.4. Содействуют развитию социального партнерства на всех уровнях, заключению отраслевых, территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях всех форм собственности, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса.
Проводят мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом и территориальном уровнях, а также работы органов социального партнерства.
7.5. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров, возникающих в сфере социально-трудовых отношений, принимают все зависящие от них меры по их урегулированию в порядке, установленном действующим законодательством.
7.6. Предоставляют друг другу на бесплатной основе статистические данные и информацию, необходимую для контроля за выполнением Соглашения, в том числе по вопросам доходов и уровня жизни населения, занятости, охраны труда, обеспеченности жильем, соблюдения трудового законодательства, использования средств государственных внебюджетных фондов.
7.7. Содействуют повышению эффективности работы и организационному укреплению Сторон социального партнерства, расширению охвата системой социального партнерства основной массы хозяйствующих субъектов и прямого действия на них данного Соглашения.
7.8. Считают необходимым усиление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в организациях, где отсутствует внутренний общественный контроль в лице профсоюза и нет принятого с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации коллективного договора.
7.9. В целях освещения хода реализации Соглашения и деятельности Комиссии Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в республике.
Правительство
7.10. Регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения республики и информирует о тенденциях их изменения Комиссию.
7.11. Обеспечивает участие представителей Сторон в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов социальной направленности, в работе комиссий, рабочих групп, образованных для рассмотрения социально-значимых вопросов.
Работодатели
7.12. Принимают локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а в случае отсутствия профсоюзной организации с иным представительным органом работников в соответствии с действующим законодательством.
7.13. Содействуют инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов в организациях всех форм собственности, в том числе малых и средних.
Гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзных организаций, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с действующим законодательством.
7.14. Обеспечивают ежемесячное бесплатное перечисление на счета профсоюзных организаций членских профсоюзных взносов одновременно с выдачей заработной платы в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором.
7.15. Безвозмездно предоставляют выборным профсоюзным органам первичной профсоюзной организации необходимые условия для осуществления уставной деятельности, предусмотренные действующим законодательством и коллективным договором.
7.16. Предоставляют профсоюзным комитетам информацию по вопросам, включенным в коллективный договор, и затрагивающим интересы работников.
7.17. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
7.18. Создают объединения работодателей на уровне отраслей, муниципального образования.
Профсоюзы
7.19. Содействуют созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе малых и средних,
7.20. Инициируют заключение коллективных договоров и соглашений.
Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, имеющей профсоюзную организацию.
7.21. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам социального партнерства в трудовых отношениях.
VIII. Заключительные положения
8.1. Настоящее Соглашение заключено на три года, вступает в действие с 1 января 2010 года.
В случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении настоящего Соглашения.
8.2. Стороны принимают на себя обязательства соблюдать все условия настоящего Соглашения и нести предусмотренную действующим законодательством ответственность за нарушение и невыполнение его положений.
8.3. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон решением Комиссии.
8.4. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется заключившими его Сторонами в соответствии с действующим законодательством. Ход его реализации рассматривается на заседаниях Комиссии в согласованные сроки.
8.5. Текст Соглашения в 10-дневный срок после подписания публикуется в средствах массовой информации.
8.6. Совершено в г. Йошкар-Оле 19 августа 2009 г. в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Соглашение подписали:
От Правительства Республики Марий Эл
Заместитель |
Л.А. Гаранин |
от Объединения организаций профсоюзов Республики Марий Эл
Председатель Объединения |
О.Н. Цветкова |
от республиканского объединения работодателей
Председатель |
Е.И. Бобров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл и республиканским объединением работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2010-2012 годы (г. Йошкар-Ола, 19 августа 2009 г.)
Настоящее Соглашение заключено на 3 г., вступает в действие с 1 января 2010 г.
Текст Соглашения официально опубликован не был