Конституционный суд Республики Марий Эл в составе Председателя З.В. Эргубаева, судей А.В. Бабина, A.M. Баранова,
с участием представителя Главы Республики Марий Эл И.Н. Шемахина, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Е.П. Поповой,
руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92, 93 и 96 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл отдельных положений Закона Республики Марий Эл от 04 октября 2006 года N 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина И.Г. Александрова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемые заявителем положения Закона Республики Марий Эл от 04 октября 2006 года N 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл".
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Бабина, объяснения представителей Государственного Собрания Республики Марий Эл и Главы Республики Марий Эл, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл - Е.С. Бастраковой, от Министерства финансов Республики Марий Эл - Н.В. Ковиной, от Прокурора Республики Марий Эл - Н.В. Волкова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл установил:
1. Гражданин И.Г. Александров обратился в Отдел социальной защиты населения и труда в Мари-Турекском районе с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда Республики Марий Эл". В удовлетворении заявления Александрову было отказано со ссылкой на недостаточность трудового стажа, составляющего для заявителя 42 года. Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл И.Г. Александрову были даны разъяснения порядка и условий присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл".
В своей жалобе в Конституционный суд Республики Марий Эл И.Г. Александров просит проверить конституционность положений пункта "б" части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 04 октября 2006 года N 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл". Закон принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 28 сентября 2006 года, подписан Президентом Республики Марий Эл 04 октября 2006 года, опубликован в газете "Марийская правда" от 11 октября 2006 г. N 190, действует с изменениями, внесенными Законами Республики Марий Эл от 03 августа 2010 года N 38-З и 02 августа 2011 года N 41-З.
Закон устанавливает условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", а также учреждает звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" и определяет условия и порядок присвоения данного звания.
Пунктом "б" части 2 статьи 3 Закона установлено, что звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" присваивается при условии подачи в орган социальной защиты населения по месту жительства заявления о присвоении звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" с приложением документов, подтверждающих назначение трудовой пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца и наличие трудового стажа не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин - лицами, указанными в подпункте "б" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона.
По мнению И.Г. Александрова, условие присвоения звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" в части необходимого трудового стажа не менее 45 лет для мужчин противоречит конституционному принципу равенства прав и свобод граждан перед законом, исключает возможность реализации гарантированного Конституцией Республики Марий Эл права граждан на социальное обеспечение по возрасту. Кроме того, оспоренная норма закона предполагает нарушение государством конституционной обязанности по защите детства, поскольку в качестве одного из условий предоставления звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" определяет необходимость начала трудовой деятельности до достижения совершеннолетия.
Как полагает заявитель, приведенная аргументация свидетельствует о несоответствии оспоренных законодательных положений Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 19, 38 и 39.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются нормативные положения пункта "б" части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 04 октября 2006 года N 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл" в той мере, в какой ими в качестве условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" устанавливается требование о наличии трудового стажа не менее 45 лет для мужчин.
Согласно статье 70 (части вторая и третья) Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" Конституционный суд Республики Марий Эл принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд Республики Марий Эл принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством (статья 7) и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Не устанавливая конкретные объемы и способы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. При этом законодатель вправе определять круг лиц, которым предоставляется социальная поддержка, условия ее предоставления, а также изменять правовое регулирование в указанной сфере.
В силу приведенных выше конституционных положений в Российской Федерации установлена двухуровневая система нормативно-правового регулирования правоотношений по вопросам оказания мер социальной поддержки ветеранов: на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (действующий в редакции от 16 ноября 2011 года) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Республиканский законодатель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, принял оспоренный закон, которым, наряду с определением условий и порядка присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", дополнительно учреждено звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" и определены условия и порядок присвоения данного звания.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" ветеранам труда оказывается бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощью и предоставляются иные меры социальной поддержки компенсационного характера.
3. Статьей 9 Конституции Республики Марий Эл установлено, что социальная политика Республики Марий Эл направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления пособий и иных гарантий социальной защиты. Этим положениям корреспондируют требования Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в соответствии с которыми каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22).
Цели социальной политики Республики Марий Эл предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии граждан, их социальной защищенности. Если в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам человек не может трудиться и содержать себя, он имеет право на получение соответствующей помощи со стороны государства и общества. Следовательно, развитие системы социальной защиты населения является необходимым условием осуществления государством своих функций.
Социальное обеспечение, предоставляемое человеку государством, может охватывать различные виды социальной помощи, однако по смыслу конституционной нормы, содержащейся в статье 39 Конституции Республики Марий Эл, основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении средств к существованию гражданину, по тем или иным причинам не имеющему возможности самостоятельного заработка.
Принцип равноправия, установленный статьей 19 Конституции Республики Марий Эл, не препятствует законодателю вводить правовые различия в регулировании вопросов дополнительной социальной поддержки для различных категорий граждан. Республиканский законодатель установил звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" и увязал возможность его предоставления с рядом условий, одним из которых является продолжительность трудового стажа, для мужчин составляющего 45 лет. Присвоение звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" по своему содержанию является актом признания трудовых заслуг гражданина перед Республикой Марий Эл, а связанные с этим меры социальной поддержки направлены на повышение уровня социальной защиты дополнительно к предусмотренным федеральным законом категориям граждан. Отсутствие этого звания для гражданина не означает лишения его права на социальное обеспечение со стороны государства. При этом ни буквальный смысл нормы, закрепленной в пункте "б" части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл", ни смысл, придаваемый этой норме правоприменительной практикой, не свидетельствуют о необходимости начала трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте, либо обязательности прекращения трудовой деятельности по достижении возраста 60 лет для мужчин.
Таким образом, положения пункта "б" части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 04 октября 2006 года N 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл" соответствуют Конституции Республики Марий Эл.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл", Конституционный суд Республики Марий Эл постановил:
1. Признать соответствующими Конституции Республики Марий Эл нормативные положения пункта "б" части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 04 октября 2006 года N 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл", действующего с изменениями, внесенными Законами Республики Марий Эл от 2 августа 2011 г. N 41-З и от 3 августа 2010 г. N 38-З, в той мере, в какой они устанавливают в качестве условия предоставления звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" 45-летнего трудового стажа для мужчин.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.
|
Конституционный суд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Марий Эл от 15 мая 2012 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта "б" части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 04 октября 2006 года N 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл" в связи с жалобой гражданина Александрова Ивана Григорьевича"
Текст постановления размещен (опубликован) на интернет-портале Республики Марий Эл в Internet (http://www.portal.mari.ru) 22 мая 2012 г. N 15052012050001, в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 15 июня 2012 г. N 23 (123)