Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл
от 1 августа 2012 г. N 1063
"Об утверждении Порядка и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
11 октября, 24 декабря 2012 г.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок осуществления подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Марий Эл Иванова А.В.
И.о. министра |
Т. Гусакова |
Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 9 августа 2012 г.
Регистрационный N 120520120035
Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 11 октября 2012 г. N 1475 настоящий Порядок изложен в новой редакции
Порядок
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 августа 2012 г. N 1063 (в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 11 октября 2012 г. N 1475))
11 октября 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в замещающие родители).
1.2. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится по программе в количестве 69 академических часов, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
1.3. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется органами опеки и попечительства или образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими полномочия по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители на основании договора с органом опеки и попечительства (далее - Организации).
1.4. Информирование граждан об Организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в замещающие родители, осуществляется путем размещения такой информации в помещениях органов опеки и попечительства, соответствующих Организаций, Министерства образования и науки Республики Марий Эл, а также на официальных сайтах органов опеки и попечительства, соответствующих Организаций, Министерства образования и науки Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В информации об Организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в замещающие родители, указывается наименование Организаций, места их расположения, контактные данные и режим работы.
1.5. Финансирование расходов, связанных с подготовкой кандидатов в замещающие родители, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
2. Подготовка кандидатов в замещающие родители
2.1. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится при их обращении непосредственно в орган опеки и попечительства, а в случае осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов в замещающие родители Организацией - при их обращении непосредственно в Организацию (далее - Органы) по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), утвержденной Министерством образования и науки Республики Марий Эл.
2.2. Кандидаты в замещающие родители, обратившиеся в Орган для прохождения подготовки, подают заявление о приеме на подготовку, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места регистрации и дают согласие на обработку персональных данных.
Кандидаты в замещающие родители, обратившиеся в Орган для прохождения подготовки, вправе дать письменное согласие на проведение их психологического обследования для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
При обращении в Орган кандидаты в замещающие родители предъявляют паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иной документ, удостоверяющий их личность.
2.3. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они проживают, их подготовка организуется в соответствии с настоящим Порядком.
Кандидаты в замещающие родители, не владеющие русским языком и желающие пройти соответствующую подготовку кандидатов в замещающие родители, в Орган обращаются с переводчиком.
2.4. Орган:
2.4.1. Определяет дату и время проведения курсов подготовки кандидатов в замещающие родители, исходя из количества кандидатов в замещающие родители, и формирует из них группы численностью не более 25 человек. Исходя из занятости и возможностей кандидатов в замещающие родители по посещению курсов подготовки кандидатов в замещающие родители, в случае организационных возможностей Органа, подготовка кандидатов в замещающие родители по части тем, разделов Программы может быть проведена в меньших по численности группах или в индивидуальном порядке.
Период ожидания гражданами начала проведения курсов подготовки кандидатов в замещающие родители не должен превышать двух месяцев, период курса подготовки - не более трех месяцев.
Исходя из занятости и возможностей кандидатов в замещающие родители по посещению курсов подготовки кандидатов в замещающие родители, в случае организационных возможностей Органа, график проведения курсов подготовки кандидатов в замещающие родители может предусматривать возможность прохождения кандидатами в замещающие родители подготовки в вечернее время и в выходные дни.
2.4.2. Знакомит кандидатов в замещающие родители с правами, обязанностями и ответственностью опекунов, попечителей, усыновителей, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.
2.4.3. Организует подготовку кандидатов в замещающие родители в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний по очной и очно-заочной форме. В случае наличия у Органа и кандидатов в замещающие родители организационных и технических возможностей, при проведении подготовки кандидатов в замещающие родители в очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется на русском языке и в случае, если гражданин не владеет русским языком, подготовка осуществляется с привлечением переводчика.
2.4.4. С письменного согласия кандидатов в замещающие родители проводит их психологическое обследование для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
2.4.5. Привлекает к проведению подготовки кандидатов в замещающие родители социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников и иных необходимых специалистов. Приоритетом пользуются специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющим навыками обучения взрослых.
2.4.6. Выдает кандидатам в замещающие родители, прошедшим психологическое обследование для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью, заключение о психологическом обследовании кандидата в замещающие родители по форме, утвержденной Органом.
2.4.7. Организует итоговую аттестацию кандидатов в замещающие родители после прохождения программы подготовки в форме собеседования.
2.4.8. Выдает кандидату в замещающие родители в течение 3 рабочих дней со дня успешной сдачи им итоговой аттестации свидетельство о прохождении подготовки (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
2.4.9. В случае утери свидетельства или непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения на основании письменного заявления кандидата в замещающие родители в течение 5 рабочих дней со дня подачи указанного выше заявления выдает дубликат свидетельства.
2.4.10. Ведет журнал учета и выдачи свидетельств, дубликатов свидетельств, письменных заявлений кандидатов в замещающие родители о желании пройти подготовку.
2.4.11. Утверждает материалы, сроки проведения собеседования, состав аттестационной комиссии, формы журналов учета и выдачи свидетельств, дубликатов и заявлений кандидатов в замещающие родители, форму заключения о психологическом обследовании кандидата в замещающие родители.
2.4.12. Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.4.13. Представляет ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в отдел социальной защиты детства, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Марий Эл информацию о результатах подготовки кандидатов в замещающие родители.
Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 24 декабря 2012 г. N 1901 настоящая Программа изложена в новой редакции
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 августа 2012 г. N 1063 (в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 24 декабря 2012 г. N 1901))
11 октября, 24 декабря 2012 г.
|
Темы |
Количество академических часов |
||
Всего |
Лекции |
Семинары-тренинги |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел I "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители" |
4 |
1 |
3 |
1. |
Задачи, содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители |
1 |
1 |
- |
2. |
Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки |
1 |
- |
1 |
3. |
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей |
1 |
- |
1 |
4. |
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
- |
1 |
|
Раздел II "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей" |
6 |
- |
6 |
1. |
Потребности развития ребенка и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать |
2 |
- |
2 |
2. |
Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы |
2 |
- |
2 |
3. |
Оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций |
2 |
- |
2 |
|
Раздел III "Этапы развития ребенка" |
6 |
2 |
4 |
1. |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) |
4 |
2 |
2 |
2. |
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность |
2 |
- |
2 |
|
Раздел IV "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка" |
6 |
4 |
2 |
1. |
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка |
2 |
2 |
- |
2. |
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия |
2 |
2 |
- |
3. |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение |
2 |
- |
2 |
|
Раздел V "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей" |
6 |
- |
6 |
1. |
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка |
2 |
- |
2 |
2. |
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") |
2 |
- |
2 |
3. |
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка |
2 |
- |
2 |
|
Раздел VI "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи" |
6 |
- |
6 |
1. |
Особенности ожидания приемных семей: страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Этапы адаптационного периода: чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации |
4 |
- |
4 |
2. |
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье |
2 |
- |
2 |
|
Раздел VII "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка" |
6 |
- |
6 |
1. |
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм |
4 |
- |
4 |
2. |
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка |
2 |
- |
2 |
|
Раздел VIII "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка" |
5 |
5 |
- |
1. |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни |
1 |
1 |
- |
2. |
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах |
2 |
2 |
- |
3. |
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка |
2 |
2 |
- |
|
Раздел IX "Особенности полового воспитания приемного ребенка" |
3 |
- |
3 |
1. |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения |
1 |
- |
1 |
2. |
Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности Способы защиты ребенка от сексуального насилия |
2 |
- |
2 |
|
Раздел X "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка" |
8 |
- |
8 |
1. |
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи |
4 |
- |
4 |
2. |
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка |
4 |
- |
4 |
|
Раздел XI "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан" |
8 |
8 |
- |
1. |
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства |
2 |
2 |
- |
2. |
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка |
2 |
2 |
- |
3. |
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства |
2 |
2 |
- |
4. |
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семье ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье, порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации |
2 |
2 |
- |
|
Раздел XII "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям" |
2 |
- |
2 |
1. |
Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом |
1 |
- |
1 |
2. |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом |
1 |
- |
1 |
|
Раздел XIII "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители" |
3 |
- |
3 |
1. |
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание |
1 |
- |
1 |
2. |
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию). Зачет в форме собеседования |
2 |
- |
2 |
|
Всего |
69 |
20 |
49 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ранее граждане, желающие стать опекунами или попечителями несовершеннолетних россиян, проходили соответствующую подготовку только по желанию. Теперь введена обязательная подготовка потенциальных замещающих родителей. Цель - обеспечить психолого-педагогическую и правовую готовность лиц к приему в свою семью названного ребенка.
Определена процедура подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Подготовка кандидатов проводится по программе в количестве 110,5 часов.
Финансирование расходов, связанных с подготовкой кандидатов в замещающие родители, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Приведена Программа подготовки кандидатов.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 августа 2012 г. N 1063 "Об утверждении Порядка и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 9 августа 2012 г.
Регистрационный N 120520120035
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
Текст приказа опубликован в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 18 апреля 2014 г. N 15 (217)
Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 3 августа 2022 г. N 709 настоящий документ признан утратившим силу с 23 августа 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 24 декабря 2012 г. N 1901
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 11 октября 2012 г. N 1475