Решение Верховного Суда Республики Марий Эл
от 15 февраля 2012 г. N 3-2/2012
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Токаревой А.С.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А.,
представителей Главы Республики Марий Эл: Плотникова А.В. (доверенность от 31 января 2012 г. N 01/30-494), Демидовой Л.А. (доверенность от 25 января 2012 г. N 01/30-462),
представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Поповой Е.П. (доверенность от 30 марта 2011 г. N 492),
представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл Хлебниковой А.Г. (доверенность от 12 декабря 2010 г. N 29),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл о признании противоречащим федеральному закону и недействующим с момента вынесения решения суда Закона Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" (в редакции закона от 28 июля 2011 г. N 31-З), установил:
заместитель прокурора Республики Марий Эл Громов В.В. обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному закону и недействующим с момента вынесения решения суда Закона Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" (в редакции закона от 28 июля 2011 г. N 31-З). В обоснование заявления были приведены следующие доводы и обстоятельства.
Государственным Собранием Республики Марий Эл 28 апреля 2011 г. принят Закон Республики Марий Эл N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований". Закон опубликован в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник", N 18, от 13 мая 2011 г. Статьей 4 Закона Республики Марий Эл от 28 июля 2011 г. N 31-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" изменена дата вступления в силу названного Закона - с 1 октября 2011 г.
По утверждению заявителя, положения названного Закона противоречат федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "в", "г" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
В силу статьи 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как указывается в заявлении, названный Закон определяет земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в собственность муниципального образования "Звениговский муниципальный район (статья 1), муниципального образования "Сернурский муниципальный район" (статья 2), муниципального образования "Юринский муниципальный район" (статья 3), муниципального образования "Городское поселение Советский" (статья 4), муниципального образования "Исменецкое сельское поселение" (статья 5), муниципального образования "Кокшамарское сельское поселение" (статья 6), муниципального образования "Кужмаринское сельское поселение" (статья 7).
В силу статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральный законодатель, определяя двухуровневое нормативное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предоставляет субъекту Российской Федерации принять "опережающее законодательство", но не произвольно, а в случае, если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Субъект Российской Федерации, а также органы местного самоуправления сельских поселений (как это указано в оспариваемом Законе) не обладают полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Прокурором Республики Марий Эл в адрес Государственного Собрания Республики Марий Эл 26 октября 2011 г. принесен протест, который оставлен без удовлетворения.
В дополнении к заявлению заместитель прокурора Республики Марий Эл Громов В.В. указывает, что возложение на органы местного самоуправления полномочий по управлению и распоряжению государственными землями носит временный характер и будет осуществляться до окончания процедуры разграничения государственных земель, что свидетельствует об отсутствии у органов местного самоуправления вещного права на земельные участки. Отнесение земельных участков к собственности муниципальных образований возможно путем принятия закона Республики Марий Эл, принимаемого в соответствии с федеральным законом. Такой федеральный закон не принят. Поэтому этими земельными участками временно (до разграничения государственной собственности) вправе распоряжаться исключительно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В письменном отзыве председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Минаков Ю.А. выражает несогласие с заявлением заместителя прокурора, указывая, что Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 28 апреля 2011 г. с соблюдением требований по процедуре его принятия - большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, опубликован в источниках официального опубликования: газета "Марийская правда. Официальный еженедельник", от 13 мая 2011 г., Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011 г., N 6, ст. 309. Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З не содержит правовых норм по распоряжению Республикой Марий Эл или органами местного самоуправления городских, сельских поселений земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также правовых норм по передаче земельных участков в собственность муниципальных образований. Данный Закон принят в целях разграничения государственной собственности на землю, утверждает перечни земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относящихся к собственности семи муниципальных образований. Как указывается в отзыве, Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения (пункты "в", "г" и "к" части 1). Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право субъектов Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю принимать законы об отнесении земельных участков к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. Принятие указанных законов в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ является основанием для призвания указанных земельных участков относящимися к муниципальной собственности, а в дальнейшем - для реализации муниципальными образованиями полномочий собственника по распоряжению данным имуществом. В силу статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральный законодатель, определяя двухуровневое нормативное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предоставляет право субъекту Российской Федерации принять "опережающее законодательство" в случае, если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом. Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З принят в рамках опережающего законотворчества, то есть в отсутствие федерального закона, предусмотренного абзацем четвертым пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, устанавливающего порядок разграничения государственной собственности на землю и отнесения помимо перечисленных в абзацах втором и третьем данного пункта иных земельных участков к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. Принятие Закона Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З основано на положениях статьи 16 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 г. N 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл".
В письменном отзыве и дополнениях к нему Демидова Л.А. - представитель Главы Республики Марий Эл с заявлением заместителя прокурора не согласилась, привела следующие доводы.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы разграничения государственной собственности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данными федеральными законами в течение трех месяцев. Статьей 19 Земельного кодекса РФ установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло, в том числе при разграничении государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
К федеральным законам, в соответствии с которыми принят Закон от 10 мая 2011 г. N 25-З, предусматривающий отнесение при разграничении государственной собственности на землю иных земельных участков к муниципальной собственности, относятся: Земельный кодекс РФ (пункты 1 и 3 статьи 19), Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (статья 3.1), Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 15, 16, 50). Руководствуясь указанными правовыми нормами, субъект Российской Федерации вправе законом субъекта провести разграничение в муниципальную собственность земельных участков:
1) на которые не зарегистрированы право собственности Российской Федерации, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
2) по которым отсутствуют основания регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Закон от 10 мая 2011 г. N 25-З, разграничивший в муниципальную собственность некоторых муниципальных образований земельные участки, принят в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 г. N 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношении в Республики Марий Эл". Указанная норма регулирует разграничение земель и земельных участков, не отнесенных федеральными законами к собственности Российской Федерации, собственности субъектов, собственности муниципальных районов, городских округов или городских, сельских поселений.
В материалах, обусловливающих принятие Закона от 10 мая 2011 г. N 25-З, имеется письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл от 25 апреля 2011 г. N 04-1449, в котором содержатся сведения о том, что земельные участки, указанные в перечнях, в собственности Российской Федерации не находятся, оснований для отнесения указанных участков к собственности Российской Федерации не имеется.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" статья 19 Земельного кодекса РФ дополнена новым пунктом 5, согласно которому земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы в муниципальную собственность в целях предоставления гражданам бесплатно. Этим федеральный законодатель подтвердил, что для целей предоставления гражданам бесплатно, в том числе для жилищного строительства, земельные участки могут находиться в муниципальной собственности.
Пункт 5 статьи 19 Земельного кодекса РФ регулирует вопросы безвозмездной передачи в муниципальную собственность земельных участков, на которые уже имеется право Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Дополнив статью 19 Земельного кодекса РФ пунктом 5, федеральный законодатель сохранил действие пункта 3 статьи 19. Следовательно, можно сделать вывод, что пункт 3 статьи 19 Земельного кодекса регулирует отношения с землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Целью разграничения земельных участков в муниципальную собственность Законом от 10 мая 2011 г. N 25-З являются муниципальные нужды - объективная необходимость муниципальных образований в использовании земельных участков для решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению органов местного самоуправления.
Принятие Закона от 10 мая 2011 г. N 25-З было обусловлено инициативой органов местного самоуправления, обеспечило в рамках разграничения государственной собственности на земли возможность регистрации права собственности отдельных муниципальных образований на земельные участки для решения вопросов жизнедеятельности населения, развития населенных пунктов и жилищного строительства. Действующим земельным законодательством органам местного самоуправления городских и сельских поселений не предоставлено право осуществлять распоряжение не разграниченными земельными участками, что в соответствии с бюджетным законодательством влияет на объем финансирования деятельности этих органов по обеспечению муниципальных нужд, решению вопросов местного значения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, как федеральный отраслевой орган исполнительной власти.
В отзыве на заявление заместителя прокурора руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл Цепкина А.Е. указывает, что на запрос Мингосимущества республики было сообщено, что земельные участки, указанные в перечнях - приложениях к проекту Закона Республики Марий Эл "О земельных участках, относимых к собственности некоторых муниципальных образований", к собственности Российской Федерации не относятся и оснований, установленных статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", для их отнесения к собственности Российской Федерации не имеется. Разрешение дела оставляет на усмотрение суда.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Назаров А.А. заявление поддержал, просил признать оспариваемый закон недействующим с момента вступления в силу решения суда, привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении и дополнении к нему, пояснил, что по вопросам, указанным в заявлении, от граждан и муниципальных образований обращения не поступали, заявление обосновано, в том числе необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, позицию Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл до обращения в суд с заявлением прокуратура не выясняла, земельные участки переданы органом власти, который не имел права их передавать, органам местного самоуправления, которые не могли их принимать.
В судебном заседании Плотников А.В. - представитель Главы Республики Марий Эл с заявлением не согласился, пояснил, что процедура разграничения собственности на землю носит длительный характер, в этом вопросе есть неопределенность, что порождает много проблем на уровне городских и сельских поселений. В частности, муниципальные поселения своими землями не распоряжаются, так как у них их нет. Критерий для отнесения земельных участков к муниципальной собственности содержится в ч. 3 ст. 19 Земельного кодекса РФ. Оспариваемый закон принимался для того, чтобы отнести к собственности сельских поселений земельные участки, необходимые для дальнейшего развития муниципальных образований. Большинство этих участков предназначено для индивидуального жилищного строительства. Поселенческий уровень местного самоуправления остается без доходов, хотя на их территориях значительное количество неразграниченных земельных участков. Это накладывает негативный отпечаток на формирование бюджетов сельских поселений.
Демидова Л.А. - представитель Главы Республики Марий Эл с заявлением не согласилась, просила в удовлетворении требований заместителю прокурора отказать, пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в отзывах. Демидова Л.А. также пояснила, что оспоренный закон принят в пределах компетенции Республики Марий Эл, регулирует отношения по разграничению государственной собственности, а не по распоряжению ею. Закон был принят по предложению органов местного самоуправления, на основании решений сессий представительных органов муниципальных образований, в целях решения вопросов местного значения. В настоящее время запущен процесс реализации полномочий собственников земельных участков. Во всех муниципальных образованиях земельные участки регистрируются на праве собственности за муниципальными образованиями, что подтверждается письмом администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" от 27 января 2012 г. N 286, принимаются решения о предоставлении земельных участков гражданам.
Представитель Государственного Собрания Республики Марий Эл Попова Е.П. с заявлением заместителя прокурора не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве Государственного Собрания Республики Марий Эл. Дополнительно Попова Е.П. пояснила, что оспариваемый закон принят в целях разграничения государственной собственности на землю, относит земельные участки к собственности отдельных муниципальных образований, закон принят на основании предложений органов местного самоуправления этих муниципальных образований, не ограничивает и не нарушает права органов местного самоуправления. Указанные в законе земельные участки не относятся к федеральной собственности, что подтверждается письмом Территориального управления ФАУФИ. Закон направлен на урегулирование и реализацию прав органов местного самоуправления поселенческого уровня, увеличение доходной части их бюджетов.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл Хлебникова А.Г. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве территориального управления, пояснила, что законом субъекта Российской Федерации могут быть урегулированы отношения по разграничению государственной собственности на землю, в случае принятия федерального закона закон субъекта должен быть приведен в соответствие с ним, в настоящее время законом Республики Марий Эл права Российской Федерации не нарушены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" (в редакции закона от 28 июля 2011 г. N 31-З), как указано в его преамбуле, принят в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 г. N 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" и на основании предложений органов местного самоуправления определяет земельные участки, относящиеся к собственности отдельных муниципальных районов, городских и сельских поселений.
Статьями 1-7 названного Закона утверждены перечни земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "Звениговский муниципальный район" (приложение N 1), муниципального образования "Сернурский муниципальный район" (приложение N 2), муниципального образования "Юринский муниципальный район" (приложение N 3), муниципального образования "Городское поселение Советский" (приложение N 4), муниципального образования "Исменецкое сельское поселение" (приложение N 5), муниципального образования "Кокшамарское сельское поселение" (приложение N 6), муниципального образования "Кужмаринское сельское поселение" (приложение N 7).
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Марий Эл от 28 июля 2011 г. N 31-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" вступил в силу с 1 октября 2011 г.
Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" (далее по тексту - названный Закон) опубликован в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник", от 13 мая 2011 г., N 18, Собрании законодательства Республики Марий Эл, 2011 г., N 6, ст. 309.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Марий Эл от 26 января 1996 г. N 314-III "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл" Собрание законодательства Республики Марий Эл, периодическое печатное издание "Марийская правда. Официальный еженедельник" являются официальными периодическими печатными изданиями Республики Марий Эл, в которых публикуются законы Республики Марий Эл.
С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункты 9, 21), названный Закон по своему содержанию, форме и предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке.
Судом принято во внимание, что по мотивам нарушения установленной процедуры принятия нормативного правового акта Государственным Собранием Республики Марий Эл, его обнародования названный Закон заявителем не оспаривается.
Учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункты 17-19), суд по своей инициативе проверяет, соблюдена ли процедура принятия и обнародования названного Закона.
Согласно части 2 статьи 6 Конституции Республики Марий Эл органами государственной власти в Республике Марий Эл являются Государственное Собрание Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, Конституционный Суд Республики Марий Эл и иные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл - парламент Республики Марий Эл - является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.
Согласно части 1 статьи 65 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл состоит из 52 депутатов.
Статьей 73 Конституции Республики Марий Эл предусмотрено, что Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий. Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 11 Закона Республики Марий Эл от 7 декабря 2001 г. N 45-З "О Государственном Собрании Республики Марий Эл" предусмотрено, что проекты законов рассматриваются Государственным Собранием не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Собрания.
В подтверждение соблюдения установленной процедуры при принятии названного Закона суду представлена стенограмма от 28 апреля 2011 г. Семнадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва, из которой следует, что проект закона о земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований, был внесен Правительством Республики Марий Эл, законопроект рассмотрен и поддержан всеми комитетами Государственного Собрания Республики Марий Эл, прошел правовую экспертизу, рассмотрен в двух чтениях, принят единогласно, за что проголосовали 38 депутатов, о чем вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 7 названного Федерального закона законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях.
В соответствии со статьей 75 Конституции Республики Марий Эл, статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" названный Закон подписан и обнародован Главой Республики Марий Эл.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" принят Государственным Собранием Республики Марий Эл с соблюдением установленной процедуры, обнародован без нарушения порядка, предусмотренного действующим федеральным и республиканским законодательством.
По утверждению заместителя прокурора Республики Марий Эл, как это конкретизировано в дополнении к заявлению, названный Закон противоречит федеральному законодательству: пункту 9 части 1 статьи 1, статье 19 Земельного кодекса РФ, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Проверяя содержание названного Закона на его соответствие актам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "в", "г" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Одним из федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, является Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, что подтверждается содержанием статьи 2 данного Кодекса.
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определяет порядок вступления в действие Земельного кодекса РФ, устанавливает переходные положения и признает утратившими силу отдельные нормативные правовые акты, то есть регулирует земельные отношения, поэтому данный закон также относится к федеральным законам, изданным по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства отнесено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9).
Согласно статье 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (пункт 1). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (пункт 1).
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу статьи 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (пункт 1).
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований (пункт 3).
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ (пункт 5).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).
С учетом правового регулирования, изложенного в подпункте 9 пункта 1 статьи 1, статьях 16-19 Земельного кодекса РФ, статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в совокупности этих правовых норм разграничение государственной собственности на землю в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований должно осуществляться: федеральными законами применительно к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации; федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации применительно к муниципальной собственности. При этом в последнем случае федеральными законами должны быть установлены правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю.
До 1 июля 2006 г. действовал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", которым в соответствии с его преамбулой были определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В редакции пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент вступления в силу названного Федерального закона, имелась ссылка на Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", как на единственный нормативный правовой акт, на основании которого осуществляется разграничение государственной собственности на землю.
После признания Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" утратившим силу в результате принятия Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, которым одновременно была изменена на существующую в настоящее время редакция пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса РФ, а Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, иного федерального закона с аналогичным предметом регулирования общественных отношений не было принято.
Таким образом, в настоящее время отсутствует федеральный закон общего характера, которым были бы установлены правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю.
Вместе с тем, в сфере разграничения государственной собственности на землю действуют ряд специальных, отраслевых федеральных законов, например, Земельный кодекс РФ (статьи 16-19), Лесной кодекс РФ (статья 8), Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (статья 7), Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 2).
Как следует из обстоятельств дела, земельные участки, указанные в перечнях земельных участков, которые определены в собственность муниципальных образований приложениями к Закону Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований", не подпадают под действие вышеуказанных федеральных законов, они также не заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципальных образований, не предоставлены органам местного самоуправления муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления.
В связи с этим, следует признать, что в отношении вышеперечисленных земельных участков не было осуществлено разграничение из государственной собственности в муниципальную собственность, то есть земельные участки на момент вступления в силу названного Закона находились в государственной собственности.
Данное обстоятельство признавалось заинтересованными лицами в ходе судебного разбирательства, подтверждается содержанием преамбулы названного Закона, пояснительной запиской к проекту Закона Республики Марий Эл "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований", подписанной министром государственного имущества Республики Марий Эл Хайрулловой Н.А., а также документами органов местного самоуправления муниципальных образований "Звениговский муниципальный район", "Сернурский муниципальный район", "Юринский муниципальный район", "Городское поселение Советский", "Исменецкое сельское поселение", "Кокшамарское сельское поселение", "Кужмаринское сельское поселение", подготовленными в целях обоснования необходимости разграничения государственной собственности на землю в отношении конкретных земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, только вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Целью разграничения государственной собственности на землю является определение принадлежности конкретных земельных участков к следующим формам собственности: федеральная собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная собственность.
Правовым последствием разграничения государственной собственности на землю является установление конкретных собственников земельных участков, к которым в полном объеме переходят права владения, пользования и распоряжения этими земельными участками.
В результате разграничения государственной собственности на землю земельные участки, определенные в муниципальную собственность, выбывают из государственной собственности, следовательно, в дальнейшем исключается возможность разграничения этих участков в федеральную собственность.
В рассматриваемой ситуации разграничение государственной собственности на землю в муниципальную собственность законом субъекта Российской Федерации в отсутствие федерального закона, которым были бы определены правовые основы и порядок такого разграничения, является вмешательством в компетенцию Российской Федерации, нарушает права Российской Федерации, как одного из субъектов права государственной собственности на неразграниченные земельные участки.
С учетом изложенного нельзя признать основанными на законе возражения заинтересованных лиц о том, что Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" принят субъектом Российской Федерации в порядке так называемого "опережающего законодательного регулирования".
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в статьях 26.1, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункт 18).
Согласно пункту 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В силу пункта 2 статьи 3 названного Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Право субъектов Российской Федерации в отсутствие федеральных законов либо в случаях неурегулирования в федеральном законе тех или иных общественных отношений принимать законы по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в порядке так называемого "опережающего законодательного регулирования" при условии соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными, например, в постановлении от 15 декабря 2003 г. N 19-П, судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (например, определения от 23 мая 2007 г. N 56-Г07-9, от 26 мая 2010 г. N 81-Г 10-8, от 25 августа 2010 г. N 80-Г10-12).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне. В указанных случаях суду необходимо проверять, принят ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт 18).
Как было отмечено выше, Законом Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" в отсутствие федерального закона, которым субъекту Российской Федерации были бы предоставлены соответствующие полномочия, урегулирован вопрос о разграничении государственной собственности (в том числе федеральной собственности) на конкретные земельные участки в муниципальную собственность, что повлекло исключение конкретных объектов недвижимости из государственной собственности в отсутствие соответствующего решения об этом одного из собственников (федерального закона). В этом случае предпринятое субъектом Российской Федерации законодательное регулирование нарушает федеральное законодательство, вмешивается в компетенцию Российской Федерации.
Позиция, избранная Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл в отношении земельных участков, указанных в перечнях-приложениях к проекту Закона Республики Марий Эл "О земельных участках, относимых к собственности некоторых муниципальных образований", согласно которой эти участки к собственности Российской Федерации не относятся и оснований, установленных статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", для отнесения их к собственности Российской Федерации не имеется, не свидетельствует о соблюдении Республикой Марий Эл компетенции при принятии названного Закона. Данная позиция, по мнению суда, высказана в отношении земельных участков, по которым ранее было осуществлено разграничение государственной собственности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В нарушение данных положений федерального закона Законом Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" утверждены перечни земельных участков, передаваемых в собственность муниципальных образований "Городское поселение Советский", "Исменецкое сельское поселение", "Кокшамарское сельское поселение", "Кужмаринское сельское поселение", которые относятся к поселениям, а не к муниципальным районам, городским округам.
В связи с этим муниципальные районы, в границах которых находятся указанные поселения, утрачивают право распоряжения земельными участками, что нарушает их полномочия и компетенцию, установленные федеральным законодательством.
Суд считает ошибочным позицию заинтересованных лиц, что названный Закон был принят в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 17 июля 2003 г. N 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", пунктом 3 статьи 16 которого предусмотрено следующее:
"Если земельные участки не отнесены федеральными законами к собственности Российской Федерации, собственности Республики Марий Эл, собственности муниципальных районов, городских округов или городских, сельских поселений, то такие земельные участки могут быть отнесены к собственности соответствующего муниципального образования принимаемым в соответствии с федеральными законами законом Республики Марий Эл, которым утверждаются перечни земельных участков, являющихся собственностью соответствующих муниципальных образований.
Такие перечни земельных участков формируются органами местного самоуправления муниципального образования, к собственности которого предлагается отнести земельные участки, с приложением кадастровых паспортов земельных участков.
Указанные перечни земельных участков, предлагаемых для отнесения к собственности соответствующего муниципального образования, вносятся на рассмотрение и одобрение в представительный орган муниципального района (городского округа).
После одобрения перечня земельных участков, предлагаемых для отнесения к собственности соответствующего муниципального образования, орган местного самоуправления, сформировавший указанный перечень, представляет его с приложением решения представительного органа муниципального района (городского округа) уполномоченному органу исполнительной власти для подготовки соответствующего проекта закона.".
Как отмечено выше, на момент принятия Закона Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" отсутствовал соответствующий федеральный закон, которым были бы урегулированы правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на земельные участки. Необходимость принятия данного федерального закона предусмотрена непосредственно статьей 16 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 г. N 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл".
Суд соглашается с доводами, изложенными в отзыве Демидовой Л.А. - представителя Главы Республики Марий Эл в обоснование того, что разграничение земельных участков в собственность городских и сельских поселений осуществлено по инициативе этих муниципальных образований и в их интересах, поскольку влечет увеличение доходов местных бюджетов. Однако данное обстоятельство не исключает того, что, как было отмечено выше, разграничение земель в муниципальную собственность из государственной собственности должно осуществляться законом субъекта Российской Федерации, но в порядке, установленном федеральным законом.
Нельзя признать состоятельной ссылку в отзыве на пункты 3, 5 статьи 19 Земельного кодекса РФ, которыми установлено, что в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований; земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ.
По смыслу закона под землями, находящимися в государственной собственности, которые могут передаваться в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития, следует понимать земли, в отношении которых произведено разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, что подтверждается письмом Минэкономразвития РФ от 13 марта 2009 г. N Д 23-651.
С учетом вышеизложенного суд приходит к итоговому выводу о том, что заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл подлежит удовлетворению в полном объеме. Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" (в редакции закона от 28 июля 2011 г. N 31-З) противоречит федеральному законодательству, поэтому на основании части 2 статьи 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
При разрешении вопроса об определении момента, начиная с которого названный Закон подлежит признанию недействующим, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и учитывает, что заявителем не ставится вопрос о признании названного Закона недействующим с момента его принятия (опубликования).
Как следует из пояснений Демидовой Л.А. - представителя Главы Республики Марий Эл, во всех муниципальных образованиях земельные участки регистрируются на праве собственности за муниципальными образованиями, что подтверждается письмом администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" от 27 января 2012 г. N 286, принимаются решения о предоставлении земельных участков гражданам.
С учетом изложенного имеются основания для вывода о том, что названный Закон до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Оснований для признания названного Закона недействующим с момента вынесения решения суда, как указывается в заявлении, то есть по существу для приведения решения суда к немедленному исполнению (ст. 212 ГПК РФ) не имеется. Заявителем не приведены доводы в обоснование того,. что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для заявителя, иных лиц либо сделать невозможным исполнение решения. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Назаров А.А. уточнил заявленное требование и просил признать оспариваемый Закон недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Поскольку Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" был официально опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл, периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник", настоящее решение или сообщение о нем подлежит опубликованию в этих изданиях.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 г. N 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований" (в редакции закона от 28 июля 2011 г. N 31-З).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Судья |
Попов Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2012 г. N 3-2/2012
Текст решения размещен (опубликован) на интернет-портале Республики Марий Эл в Internet (http://www.portal.mari.ru/pravo) 6 сентября 2012 г. N 15022012050004