Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 3 октября 2012 г. N 383
"О республиканской целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 ноября 2013 г. N 361 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы начиная с 2014 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований в Республике Марий Эл:
разработать и принять муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года;
обеспечить реализацию мероприятий Программы, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Егошина А.Я.
Председатель Правительства |
Л. Маркелов |
Республиканская целевая программа
"Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 383)
Паспорт
республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее -Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" |
Руководитель Программы (государственный заказчик) |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл |
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл |
Основные цели Программы, важнейшие целевые показатели |
- |
создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций; повышение уровня и качества жизни сельского населения, преодоление существенных социально-экономических различий между городом и селом; важнейшие целевые показатели: ввод (приобретение) 20,9 тыс.кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 10,3 тыс.кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе; ввод в действие общеобразовательных учреждений на 180 мест; открытие 2 фельдшерско-акушерских пунктов; строительство и реконструкция учреждений культурно-досугового типа на 120 мест; повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 81 процента; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 47 процентов; комплексная компактная застройка и благоустройство 1 сельского поселения |
Основные задачи Программы |
- |
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня социально-инженерного обустройства села; поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2014 - 2020 годы. Этапы реализации: I этап - 2014 - 2017 годы II этап - 2018 - 2020 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности; поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл; органы местного самоуправления муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 1 271,925 млн. рублей, в том числе средства: федерального бюджета (при условии выделения из федерального бюджета) - 568,997 млн. рублей; республиканского бюджета Республики Марий Эл - 476,189 млн. рублей; местных бюджетов (при условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления) - 92,807 млн. рублей; внебюджетных источников (при условии поступления средств из внебюджетных источников) - 133,932 млн. рублей. Объемы бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период исходя из его возможностей |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
- |
руководитель Программы осуществляет общее руководство и контроль за реализацией Программы. Исполнители основных мероприятий Программы - исполнительные органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления в Республике Марий Эл (по согласованию) представляют руководителю Программы информацию о ходе выполнения Программы в виде ежемесячных отчетов. Руководитель Программы представляет информацию о ходе выполнения Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 300 сельских семей; привлечь для проживания на селе более 150 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их жильем; ввести в эксплуатацию около 175 километров распределительных газовых сетей низкого давления, повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 81 процента; расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов; повысить обеспеченность сельского населения питьевой водой до 47 процентов; улучшить демографическую ситуацию на селе; обеспечить агропромышленный комплекс квалифицированными кадрами; повысить территориальную доступность объектов социальной сферы села; активизировать участие сельского населения в культурных и спортивных мероприятиях, физическое и нравственное оздоровление сельского социума, повысить гражданскую активность жителей села; повысить общественную оценку сельскохозяйственного труда и привлекательность сельского образа жизни |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Реализация республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и других мер государственной поддержки оказали положительное влияние на изменения в социально-трудовой сфере села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда. Однако разрыв в уровне и качестве жизни в сельской местности в сравнении с городом по-прежнему остается ощутимым.
Наряду с достаточно низкой заработной платой в сельском хозяйстве совокупное неблагополучие в состоянии сельской социально-территориальной составляющей общества тормозит создание надлежащих условий для здорового образа жизни, повышения позитивной активности, работоспособности и результативной деятельности, а в итоге - для укрепления престижности аграрного труда и сельского места жительства.
В Республике Марий Эл в сельской местности проживает 250,9 тыс. человек, что составляет 36,2 процента от всего населения республики.
Сельский жилищный фонд в Республике Марий Эл (по состоянию на 1 января 2012 г.) составляет 5 291,8 тыс.кв. метров общей площади, из них 90,8 процента приходится на частное домовладение.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 33,3 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 54,1 процента, канализацией - 26,2 процента, горячим водоснабжением - 16,0 процента.
В Республике Марий Эл удельный вес общей площади, оборудованной в сельской местности водопроводом, составляет 33,3 процента, в то время как в среднем по России - 46,8 процента, а в Республике Татарстан - 60,2 процента.
В настоящее время в сельской местности Республики Марий Эл действуют 248 фельдшерско-акушерских пунктов. Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств. За последнее десятилетие в республике реорганизованы во врачебные амбулатории 13 участковых больниц (45 процентов), сокращено 90 фельдшерско-акушерских пунктов (25,7 процента). С целью своевременного оказания врачебной помощи в срок до 2020 года планируется ввести дополнительно 2 фельдшерско-акушерских пункта.
На начало 2011 - 2012 учебного года в республике функционировали 192 сельские общеобразовательные школы различного типа с контингентом учащихся 22 206 человек.
По сравнению с 2007 - 2008 учебным годом количество сельских общеобразовательных школ сократилось на 46 единиц, а численность учащихся на 4 781 человека.
За последнее десятилетие число сельских клубов и Домов культуры сократилось, значительно уменьшился библиотечный фонд. Слабо функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.
Природный газ становится неотъемлемой частью деревенского быта, что важно как в экономическом, так и в социальном плане для будущего развития села. Проведенная в Республике Марий Эл за последние годы работа по газификации сельских населенных пунктов позволила снять остроту этой жизненно важной проблемы. За период действия республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 апреля 2009 г. N 96 (далее - республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"), введено более 600 км распределительных газовых сетей. Выполнение намеченных мероприятий в рамках Программы позволит поднять уровень газификации сельской местности до 87 процентов.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно. В результате большая часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Положительные тенденции в развитии индивидуального жилищного строительства, социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности еще недостаточны для преодоления разрыва в уровне и качестве жизни городского и сельского населения и нормализации демографической ситуации.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения граждан пожилого возраста, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Одним из ключевых преимуществ настоящей Программы является использование при ее разработке положительного опыта применения программно-целевого метода при решении социальных проблем сельского развития в рамках реализации республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". За период 2003 - 2011 годов в рамках указанной программы введено 125,89 тыс.кв. метров жилья, улучшили свои жилищные условия более 1 332 сельских семей, в том числе около 205 молодых семей и молодых специалистов. Активно проводились мероприятия по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности: введены в эксплуатацию 640,6 километра распределительных газовых сетей, около 112,92 километра локальных водопроводов, построены 11 артезианских скважин. Результаты реализации указанных программных мероприятий свидетельствуют об эффективности использования бюджетных средств для достижения целевых показателей и индикаторов: уровень газификации вырос с 23,2 процента в 2003 году до 64 процентов в 2012 году, обеспеченность сельского населения питьевой водой - соответственно с 26,3 до 42 процентов.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) обусловлена:
а) социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
б) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления.
Особенностью существующей системы расселения в сельской местности является удаленность сельских населенных пунктов от районных центров, которая предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских поселений.
В основе необходимости комплексного подхода к проблеме сельского обустройства лежит принцип дифференциации решения с учетом типа сельского поселения, количества и возрастной структуры проживающего в нем населения, наличия транспортной инфраструктуры, что в совокупности предопределяет различный набор объектов социальной сферы как по мощности, так и по функциональной направленности.
Основные проблемы отрасли экономики Республики Марий Эл, затрагиваемые разрабатываемой Программой, отражены в приложении N 1 к Программе.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих целей:
создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций;
повышение уровня и качества жизни сельского населения, преодоление существенных социально-экономических различий между городом и селом.
Основными задачами Программы являются:
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
повышение уровня социально-инженерного обустройства села;
поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития.
Основные целевые индикаторы и показатели Программы отражены в приложении N 5 к Программе:
ввод и приобретение 20,9 тыс.кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 10,3 тыс.кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе;
введение в действие общеобразовательных учреждений на 180 мест;
открытие 2 фельдшерско-акушерских пунктов;
строительство и реконструкция учреждений культурно-досугового типа на 120 мест;
ввод в действие плоскостных спортивных сооружений площадью 7,5 тыс.кв. метров;
ввод в эксплуатацию 170 километров распределительных газовых сетей низкого давления;
повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 81 процента;
повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 47 процентов;
реализация пилотного проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских территории.
Срок реализации Программы 2014 - 2020 годы. Реализация настоящей Программы с учетом ресурсных возможностей обеспечения программных мероприятий будет осуществляться в два этапа.
На I этапе (2014 - 2017 годы) предусматривается расширение состава направлений и форм государственной поддержки, увеличение ее объемов. Это обеспечит повышение уровня занятости и доходов сельского населения, улучшение жилищных и других условий жизни.
На II этапе (2018 - 2020 годы) предполагается рост ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села в рамках реализации настоящей Программы.
III. Система программных мероприятий
Мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий сгруппированы по следующим направлениям:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Расширение доступности улучшения жилищных условий граждан с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях агропромышленного комплекса, осуществляется за счет консолидации средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов, а также привлечения внебюджетных источников финансирования (в том числе собственных и заемных средств граждан).
Социальные выплаты гражданам - участникам мероприятий, молодым семьям и молодым специалистам предусматривается предоставлять в размере не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Финансирование оставшейся части стоимости строительства (приобретения) жилья осуществляется за счет собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов.
2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности
Мероприятия по развитию в сельской местности социальной и инженерной инфраструктуры предлагается осуществлять по следующим направлениям:
1) развитие на селе дошкольного и общего образования.
Данное направление включает строительство и реконструкцию в сельской местности детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ. Реализация направления позволит обновить материально-техническую базу учреждений образования;
2) улучшение медицинского обслуживания сельского населения и привлечение его к занятиям физической культурой и спортом.
В рамках реализации данного направления финансируется строительство и реконструкция в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений и площадок.
Целью реализации направления является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов, а также создание условий для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха, вовлечение в активные занятия физической культурой сельской молодежи.
В результате реализации данного направления будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения и привлечение к занятиям физической культурой и спортом сельской молодежи;
3) развитие культурно-досуговой деятельности сельского населения. В рамках реализации данного направления финансируется строительство и реконструкция учреждений культурно-досугового типа, оснащение клубов и библиотек передвижными специализированными комплексами (автоклубами). Это позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельских поселениях и приобщить сельское население к культурно-историческому наследию;
4) развитие газификации в сельской местности. Данное направление предусматривает строительство распределительных газовых сетей.
Целями реализации направления в области газификации являются:
повышение доли газового топлива в общем энергопотреблении села;
сокращение отставания социально-экономического уровня жизни, комфортности труда и быта в сельской местности и создание современной среды обитания для сельского населения.
Реализация направления по развитию газификации в сельской местности позволит:
значительно улучшить экологическую среду;
улучшить условия быта сельского населения;
сократить грузопотоки и затраты на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном транспорте;
повысить уровень газификации в сельской местности до 81 процента;
5) обеспечение сельского населения питьевой водой.
В рамках данного направления финансируется строительство в сельской местности локальных водопроводов.
Развитие направления по улучшению состояния водоснабжения населенных пунктов в сельской местности вызвано необходимостью улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и уровня жизни сельского населения. Реализация направления позволит повысить обеспеченность сельского населения питьевой водой до 47 процентов.
Средства федерального бюджета на указанные цели будут предоставляться в форме субсидий для софинансирования расходных обязательств по реализации мероприятий по обеспечению строительства и (или) реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
3. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений
Целью реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений является создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи объектов агропромышленного производства.
Указанное направление будет осуществляться в рамках отбираемых на конкурсной основе пилотных проектов, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях массового жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, привлекаемых для проживания на территории комплексной застройки.
Система программных мероприятий представлена в приложении N 2 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы на период с 2014 по 2020 год составит 1 271,925 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 46,200 млн. рублей
2015 год - 73,833 млн. рублей
2016 год - 100,215 млн. рублей
2017 год - 149,461 млн. рублей
2018 год - 294,885 млн. рублей
2019 год - 332,921 млн. рублей
2020 год - 274,410 млн. рублей;
2014 из них:
федеральный бюджет (при условии выделения средств из федерального бюджета) - 568,997 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 18,760 млн. рублей
2015 год - 31,015 млн. рублей
2016 год - 42,569 млн. рублей
2017 год - 65,437 млн. рублей
2018 год - 136,277 млн. рублей
2019 год - 153,034 млн. рублей
2020 год - 121,905 млн. рублей;
республиканский бюджет Республики Марий Эл - 476,189 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 16,3 00 млн. рублей
2015 год - 27,172 млн. рублей
2016 год - 37,558 млн. рублей
2017 год - 56,879 млн. рублей
2018 год - 102,758 млн. рублей
2019 год - 129,488 млн. рублей
2020 год - 106,034 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований (при условии выделения средств из бюджетов муниципальных образований) - 92,807 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 2,460 млн. рублей
2015 год - 3,841 млн. рублей
2016 год - 5,010 млн. рублей
2017 год - 8,559 млн. рублей
2018 год - 33,519 млн. рублей
2019 год - 23,547 млн. рублей
2020 год - 15,871 млн. рублей;
внебюджетные источники (при условии поступления средств из внебюджетных источников) - 133,932 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 8,680 млн. рублей
2015 год - 11,805 млн. рублей
2016 год - 15,078 млн. рублей
2017 год - 18,586 млн. рублей
2018 год - 22,331 млн. рублей
2019 год - 26,852 млн. рублей
2020 год - 30,600 млн. рублей.
Средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Марий Эл, подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период исходя из его возможностей.
Средства, выделяемые из федерального бюджета, подлежат ежегодному уточнению после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся средства:
государственных и негосударственных предприятий, организаций и объединений, осуществляющих хозяйственную деятельность на селе;
государственных и негосударственных предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в городах и размещающих в сельской местности производственные, социальные и рекреационные объекты; создающих садоводческие, огороднические, животноводческие, дачные товарищества и кооперативы;
интегрированных сельско-городских хозяйственных структур (холдингов), включающих промышленные, финансовые, агросервисные и сельскохозяйственные организации;
акционерных обществ, осуществляющих деятельность по инженерному обустройству села;
организаций потребительской кооперации;
государственных и муниципальных организаций социально-культурной сферы сельских поселений, получаемые за счет оказания населению платных услуг и другой хозяйственно-финансовой деятельности;
кредиты банков и другие заемные средства, в том числе собственные средства территориальных фондов поддержки индивидуального жилищного строительства, газификации и благоустройства села;
личные средства граждан.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляется руководителем Программы.
Объемы и источники финансирования Программы представлены в приложении N 3 к Программе, объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий - в приложении N 4 к Программе.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, сельского населения, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (государственный заказчик) осуществляет координацию деятельности исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Руководитель Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом.
VI. Организация управления Программой, контроль за ходом и оценка эффективности ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл ежеквартально, до 20 числа, следующего за отчетным периодом, и по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл представляет ежегодно бюджетные заявки с обоснованиями потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов Программы в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл и Министерство финансов Республики Марий Эл.
По итогам последнего года реализации Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчет о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться с использованием показателей выполнения Программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения Программы и выбрать правильное управленческое решение.
В результате реализации настоящей Программы будут сформированы необходимые условия для устойчивого развития сельских территорий: на основе стимулирования развития несельскохозяйственных форм занятости произойдет улучшение инвестиционного климата, будет создана экономическая основа для расширения налогооблагаемой базы экономики сельских территорий и повышения доходов сельского населения, улучшится структура занятости и расширится рынок труда на селе.
В результате интенсивного развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, использования инструментов повышения доступности улучшения жилищных условий произойдут коренные изменения в качестве жизни сельского населения, повышении престижности сельскохозяйственного труда и проживания в сельской местности.
По прогнозным оценкам, в сельских поселениях к 2020 году будет создана минимально необходимая среда жизнедеятельности, сельские граждане приблизятся к городским по уровню обеспеченности услугами в области охраны здоровья, образования, культуры, жилищной сферы, инженерного обустройства:
более 300 сельских семей и более 150 молодых семей и молодых специалистов на селе улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень коммунальных услуг;
будет введено около 175 километров распределительных газовых сетей низкого давления;
обеспеченность сельского населения водой питьевого качества возрастет до 47 процентов;
возрастут привлечение к занятиям спортом и популяризация здорового образа жизни среди сельской молодежи;
повысится гражданская активность сельского населения.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в этой сфере, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, адаптированной к требованиям рыночной экономики, формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
Экономический эффект реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на основе:
повышения качества трудового потенциала отрасли в результате укрепления здоровья работающих, улучшения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания благоприятных жилищных и рекреационных условий, увеличения свободного времени для отдыха и восстановления способности к труду;
сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью, поездками за товарами и услугами и в целях сбыта продукции личного подсобного хозяйства;
сокращения грузопотоков и затрат на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте в результате газификации села.
Реализация мероприятий настоящей Программы будет способствовать созданию фундаментальной основы повышения престижности проживания в сельской местности.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Основные проблемы
отрасли экономики Республики Марий Эл, затрагиваемые республиканской целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
|
Наименование, краткое описание проблемы |
Количественная характеристика проблемы (2011 год) |
|||
по Республике Марий Эл |
в среднем по Приволжскому Федеральному округу |
в среднем по России |
по Республике Чувашия |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Состояние сельского жилищного фонда |
удельный вес домохозяйств, не удовлетворенных своими жилищными условиями, - 50,6%; состоят на учете по улучшению своих жилищных условий 17,8% домохозяйств. Удельный вес общей площади, оборудованной в сельской местности водопроводом, - 31,5%, газом (сетевым, сжиженным) - 84,3% |
удельный вес общей площади, оборудованной в сельской местности водопроводом, - 47,3%, газом (сетевым, сжиженным) - 87,2% |
удельный вес общей площади, оборудованной в сельской местности водопроводом, 46,8%, газом (сетевым, сжиженным) - 74,4% |
84,5% жилищного фонда находится в сельской местности, одновременно всеми видами удобств (водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электрическими плитами) в сельской местности оборудовано 10,8% |
2. |
Состояние учреждений первичной медико-санитарной помощи |
число ФАПов за последнее десятилетие сократилось на 92 единицы, по состоянию на 1 января 2011 г. в республике действуют 247 ФАПов на 1450 тыс. посещений в год |
обеспеченность врачами сельского населения регионов в 4,5 раза ниже, чем городского; обеспеченность больничными койками на 10 000 населения составляет 94,4 единицы |
обеспеченность больничными койками на 10 000 населения составляет 96,8 единицы |
обеспеченность больничными койками на 10 000 населения составляет 90,1 единицы |
3. |
Состояние общеобразовательных учреждений в сельской местности |
по сравнению с 2000 - 2001 учебным годом количество сельских общеобразовательных школ сократилось на 125 единиц, количество детских дошкольных учреждений - на 40 единиц, материально-техническая база образовательных учреждений требует значительного укрепления |
в последние годы строительство сельских общеобразовательных учреждений наиболее высокими темпами ведется в Республике Башкортостан, детских дошкольных учреждений - в Республике Башкортостан и Республике Татарстан |
по сравнению с 2000 - 2001 учебным годом количество сельских общеобразовательных школ сократилось на 12,9 тыс. единиц. Ежегодное сокращение числа сельских школ обостряет проблему доступности общего образования. Вследствие сокращения числа сельских общеобразовательных учреждений и численности учащихся уменьшился кадровый потенциал сельских школ и нагрузка на преподавателей. Число детских образовательных учреждений сократилось на 4,2 тыс. единиц, в то время как число детей на 100 мест в ДОУ увеличилось с 62 до 88 человек |
по сравнению с 2000 - 2001 учебным годом количество сельских общеобразовательных школ увеличилось на 10 единиц, количество детских дошкольных учреждений сократилось на 10 единиц |
4. |
Состояние культурно-досуговых учреждений в сельской местности |
число учреждений культурно-досугового типа в сельской местности за последнее десятилетие сократилось на 12%. Большая часть клубных учреждений требует капитального ремонта или находится в ветхом и аварийном состоянии. Слабо функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры |
уровень развития культурно-досуговой деятельности на селе остается низким. Среди регионов строительство учреждений культурно-досугового типа и библиотек на селе более высокими темпами ведется в Республике Башкортостан и Республике Татарстан |
строительство учреждений культуры клубного типа в последние годы наиболее высокими темпами ведется в Приволжском федеральном округе (56,5 процента). Материально-техническое оснащение остается в неудовлетворительном состоянии |
за последние четыре года введено в действие учреждений культуры клубного типа в сельской местности на 150 мест |
5. |
Развитие газификации в сельской местности |
уровень газификации в сельской местности составляет 64%, за последние четыре года в сельской местности введено в действие 334,1 км газовых сетей |
среди регионов Поволжья наибольшие темпы строительства газовых сетей в Республике Удмуртии - построено 2 450 км за четыре года |
в сельской местности газифицировано 75% площади жилых домов |
за последние четыре года в сельской местности введено в действие 230 км газовых сетей |
6. |
Развитие водоснабжения в сельской местности |
уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой составляет 37,9%, за последние четыре года построено 98,33 км водопроводных сетей, 5 водонапорных башен |
удельный вес общей площади, оборудованной в сельской местности водопроводом, - 47,3%, в Приволжском федеральном округе с 2006 года построен водопровод в 646 сельских населенных пунктах, что составляет 3 069 км водопроводных сетей |
удельный вес общей площади, оборудованной в сельской местности водопроводом, - 46,8% |
за последние пять лет в сельской местности построен водопровод в 80 населенных пунктах, или 355 км водопроводных сетей |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Система
программных мероприятий
(млн. рублей)
|
Наименование мероприятия |
Объем финансирования мероприятия - всего |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Ожидаемые количественные, качественные и стоимостные эффекты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих сельской местности |
200,798 |
Минсельхоз Республики Марий Эл, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2014 - 2020 гг. |
улучшение жилищных условий жителей сельской местности, включая работников здравоохранения, образования, социальной сферы обслуживания и культуры, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
|
в том числе молодых семей и молодых специалистов |
136,563 |
|
|
|
2. |
Развитие на селе дошкольного и общего образования |
135,0 |
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2014 - 2020 гг. |
развитие на селе дошкольного и общего образования (строительство и реконструкция в сельской местности детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ) |
3. |
Улучшение медицинского обслуживания сельского населения и привлечение его к занятиям физической культурой и спортом |
31,2 |
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2014 - 2020 гг. |
развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и улучшение первичной доврачебной медицинской помощи в сельской местности |
4. |
Развитие культурно-досуговой деятельности сельского населения |
43,0 |
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минкультуры Республики Марий Эл, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2014-2020 гг. |
активизация культурной деятельности на селе, повышение уровня обеспеченности учреждениями клубного типа в сельской местности, улучшение культурного обслуживания жителей отдаленных сел |
5. |
Развитие газификации в сельской местности |
303,547 |
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2014 - 2020 гг. |
повышение уровня газификации жилого фонда |
6. |
Обеспечение сельского населения питьевой водой |
438,38 |
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2014 - 2020 гг. |
ввод в действие локальных водопроводов, повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой |
7. |
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений |
120,00 |
Минсельхоз Республики Марий Эл, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2014 - 2020 гг. |
создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства |
|
Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе на весь период реализации |
1 271,925 |
|
|
|
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Объемы и источники
финансирования республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
(млн. рублей)
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования Программы |
В том числе по годам |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
1271,925 |
46,20 |
73,833 |
100,215 |
149,461 |
294,885 |
332,921 |
274,410 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет* |
568,997 |
18,76 |
31,015 |
42,569 |
65,437 |
136,277 |
153,034 |
121,905 |
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
476,189 |
16,30 |
27,172 |
37,558 |
56,879 |
102,758 |
129,488 |
106,034 |
местные бюджеты*** |
92,807 |
2,46 |
3,841 |
5,010 |
8,559 |
33,519 |
23,547 |
15,871 |
внебюджетные источники**** |
133,932 |
8,68 |
11,805 |
15,078 |
18,586 |
22,331 |
26,852 |
30,600 |
Капитальные вложения |
1271,925 |
46,20 |
73,833 |
100,215 |
149,461 |
294,885 |
332,921 |
274,410 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет* |
568,997 |
18,76 |
31,015 |
42,569 |
65,437 |
136,277 |
153,034 |
121,905 |
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
476,189 |
16,30 |
27,172 |
37,558 |
56,879 |
102,758 |
129,488 |
106,034 |
местные бюджеты*** |
92,807 |
2,46 |
3,841 |
5,010 |
8,559 |
33,519 |
23,547 |
15,871 |
внебюджетные источники**** |
133,932 |
8,68 |
11,805 |
15,078 |
18,586 |
22,331 |
26,852 |
30,600 |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет* |
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
|
|
|
|
|
|
|
|
местные бюджеты*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники**** |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет* |
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
|
|
|
|
|
|
|
|
местные бюджеты*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники**** |
|
|
|
|
|
|
|
|
------------------------------
* Подлежат ежегодному уточнению после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
** Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей и уровня инфляции.
*** При условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления.
**** При условии поступления средств из внебюджетных источников.
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Объемы и источники
поэтапного финансирования программных мероприятий
(млн. рублей)
|
Наименование мероприятия, этапы его реализации |
Объем финансирования - всего |
В том числе |
|||
федеральный бюджет* |
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
муниципальные бюджеты*** |
внебюджетные источники**** |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Итого по всем мероприятиям |
1271,925 |
568,997 |
476,189 |
92,807 |
133,932 |
|
2014 год |
46,200 |
18,760 |
16,300 |
2,460 |
8,680 |
|
2015 год |
73,833 |
31,015 |
27,172 |
3,841 |
11,805 |
|
2016 год |
100,215 |
42,569 |
37,558 |
5,010 |
15,078 |
|
2017 год |
149,461 |
65,437 |
56,879 |
8,559 |
18,586 |
|
2018 год |
294,885 |
136,277 |
102,758 |
33,519 |
22,331 |
|
2019 год |
332,921 |
153,034 |
129,488 |
23,547 |
26,852 |
|
2020 год |
274,410 |
121,905 |
106,034 |
15,871 |
30,600 |
1. |
Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов |
200,798 |
70,280 |
60,239 |
10,040 |
60,239 |
|
2014 год |
20,800 |
7,280 |
6,240 |
1,040 |
6,240 |
|
2015 год |
22,608 |
7,914 |
6,782 |
1,130 |
6,782 |
|
2016 год |
25,280 |
8,848 |
7,584 |
1,264 |
7,584 |
|
2017 год |
28,050 |
9,817 |
8,415 |
1,403 |
8,415 |
|
2018 год |
30,960 |
10,836 |
9,288 |
1,548 |
9,288 |
|
2019 год |
35,800 |
12,530 |
10,740 |
1,790 |
10,740 |
|
2020 год |
37,300 |
13,055 |
11,190 |
1,865 |
11,190 |
|
в том числе молодых семей и молодых специалистов |
136,563 |
47,797 |
40,969 |
6,828 |
40,969 |
|
2014 год |
10,000 |
3,500 |
3,000 |
0,500 |
3,000 |
|
2015 год |
12,058 |
4,220 |
3,617 |
0,603 |
3,617 |
|
2016 год |
15,800 |
5,530 |
4,740 |
0,790 |
4,740 |
|
2017 год |
19,800 |
6,930 |
5,940 |
0,990 |
5,940 |
|
2018 год |
24,080 |
8,428 |
7,224 |
1,204 |
7,224 |
|
2019 год |
26,850 |
9,398 |
8,055 |
1,343 |
8,055 |
|
2020 год |
27,975 |
9,791 |
8,393 |
1,399 |
8,393 |
2. |
Развитие на селе дошкольного и общего образования |
135,000 |
67,500 |
54,000 |
13,500 |
- |
|
2019 год |
135,000 |
67,500 |
54,000 |
13,500 |
- |
3. |
Улучшение медицинского обслуживания сельского населения и привлечение его к занятиям физической культурой и спортом |
31,200 |
15,600 |
12,480 |
3,120 |
- |
|
2017 год |
18,700 |
9,350 |
7,480 |
1,870 |
- |
|
2018 год |
12,500 |
6,250 |
5,000 |
1,250 |
- |
4. |
Развитие культурно-досуговой деятельности сельского населения |
43,000 |
21,500 |
17,200 |
4,300 |
- |
|
2020 год |
43,000 |
21,500 |
17,200 |
4,300 |
- |
5. |
Развитие газификации в сельской местности |
303,547 |
136,596 |
121,418 |
15,178 |
30,355 |
|
2014 год |
14,400 |
6,480 |
5,760 |
0,720 |
1,440 |
|
2015 год |
22,965 |
10,334 |
9,186 |
1,148 |
2,297 |
|
2016 год |
32,080 |
14,436 |
12,832 |
1,604 |
3,208 |
|
2017 год |
41,951 |
18,878 |
16,780 |
2,098 |
4,195 |
|
2018 год |
52,500 |
23,625 |
21,000 |
2,625 |
5,250 |
|
2019 год |
63,771 |
28,697 |
25,508 |
3,189 |
6,377 |
|
2020 год |
75,880 |
34,146 |
30,352 |
3,794 |
7,588 |
6. |
Обеспечение сельского населения питьевой водой |
438,380 |
197,521 |
174,852 |
22,669 |
43,338 |
|
2014 год |
11,000 |
5,000 |
4,300 |
0,700 |
1,000 |
|
2015 год |
28,260 |
12,767 |
11,204 |
1,563 |
2,726 |
|
2016 год |
42,855 |
19,285 |
17,142 |
2,142 |
4,286 |
|
2017 год |
60,760 |
27,392 |
24,204 |
3,188 |
5,976 |
|
2018 год |
78,925 |
35,566 |
31,470 |
4,096 |
7,793 |
|
2019 год |
98,350 |
44,307 |
39,240 |
5,068 |
9,735 |
|
2020 год |
118,230 |
53,204 |
47,292 |
5,912 |
11,822 |
7. |
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений |
120,000 |
60,000 |
36,000 |
24,000 |
- |
|
2018 год |
120,000 |
60,000 |
36,000 |
24,000 |
- |
------------------------------
* Подлежат ежегодному уточнению после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
** Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей и уровня инфляции.
*** При условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления.
***** При условии поступления средств из внебюджетных источников.
Приложение N 5
к республиканской целевой программе
"Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
Основные целевые индикаторы и показатели
республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
|
Единица измерения |
2014-2017 годы, всего |
В том числе |
2018 - 2020 годы, всего |
В том числе |
2014 - 2020 годы, всего |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Ввод (приобретение) жилья для граждан в сельской местности |
тыс.кв.м |
8,9 |
1,4 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
12,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
20,9 |
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
тыс.кв.м |
4,3 |
0,6 |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
6,0 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
10,3 |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений |
учебных мест |
- |
- |
- |
- |
- |
180 |
- |
180 |
- |
180 |
Открытие фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики |
единиц |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений |
тыс.кв.м |
7,5 |
- |
- |
- |
7,5 |
- |
- |
- |
- |
7,5 |
Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа |
мест |
- |
- |
- |
- |
- |
120 |
- |
- |
120 |
120 |
Ввод в действие распределительных газовых сетей |
км |
70 |
10 |
15 |
20 |
25 |
105 |
30 |
35 |
40 |
175 |
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом |
процентов |
|
70 |
71 |
73 |
75 |
|
77 |
79 |
81 |
81 |
Ввод в действие локальных водопроводов |
км |
56,1 |
4,4 |
11,5 |
17,2 |
23,0 |
103,4 |
28,7 |
34,5 |
40,2 |
159,5 |
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой |
процентов |
- |
41 |
42 |
43 |
44 |
- |
45 |
46 |
47 |
47 |
Количество сельских поселений, в которых реализованы проекты комплексной компактной застройки |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана для создания благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций, повышения уровня и качества жизни сельского населения, преодоления существенных социально-экономических различий между городом и селом.
Мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий сгруппированы по следующим направлениям:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений.
Общий объем финансирования Программы на период с 2014 по 2020 год составит 1 271,925 млн. рублей.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 383 "О республиканской целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Текст постановления размещен (опубликован) на интернет-портале Республики Марий Эл в Internet (http://www.portal.mari.ru/pravo) 4 октября 2012 г. N 03102012040334
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 ноября 2013 г. N 361 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.