Указ Главы Республики Марий Эл от 8 мая 2015 г. N 113
"О Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл"
В целях реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Республики Марий Эл.
2. Признать утратившими силу:
Указ Президента Республики Марий Эл от 13 декабря 1997 г. N 473 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1998, N 1, ст. 22);
пункт 1 Указа Президента Республики Марий Эл от 23 июля 2010 г. N 140 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2010, N 8, ст. 399).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Временно исполняющий |
Л. Маркелов |
г. Йошкар-Ола
8 мая 2015 года
N 113
Концепция
государственной национальной политики Республики Марий Эл
(утв. Указом Главы Республики Марий Эл от 8 мая 2015 г. N 113)
I. Общие положения
1. Концепция государственной национальной политики Республики Марий Эл (далее - Концепция) представляет собой систематизированную совокупность принципов, целей, основных направлений, задач, приоритетов и механизмов реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений.
2. Концепция строится на основе Конституции Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, а также учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права.
3. Концепция служит основой для координации деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл, государственных органов Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл (далее - органы местного самоуправления), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл.
4. Концепция разработана в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан, интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл.
5. Концепция опирается на исторические традиции народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл, социально-культурные особенности жизни, национальное окружение, опыт взаимоотношений с субъектами Российской Федерации, отражает этносоциальную ситуацию в Республике Марий Эл.
6. Концепция разработана с учетом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, основных положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики Республики Марий Эл.
7. Настоящая Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти Республики Марий Эл, государственных органов Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, этнокультурное взаимообогащение народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл.
8. Вопросами государственной национальной политики Республики Марий Эл являются:
а) сохранение и развитие культур, языков, укрепление духовной общности народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
б) создание условий для сохранения самобытности и развития культуры марийского народа и народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
в) гармонизация межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, профилактика и предотвращение конфликтов на этнической и конфессиональной почве, создание условий для адаптации мигрантов;
г) укрепление статуса Республики Марий Эл как исторического, духовного и этнокультурного центра всего марийского народа;
д) создание условий для осуществления родителями выбора учебных предметов (курсов, дисциплин) по основам духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, основам мировых религий, марийской традиционной религии, включенных в основные общеобразовательные программы;
е) дальнейшее укрепление общероссийской гражданской идентичности, стимулирующей консолидацию общества и его поступательного экономического, социального и этнокультурного развития.
9. Реализация настоящей Концепции призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению единства народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл.
II. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Марий Эл
10. Государственная национальная политика Республики Марий Эл строится на двух фундаментальных приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития марийского народа и укрепления Республики Марий Эл как исторически сложившейся формы его государственности и обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, проживающих в Республике Марий Эл.
11. Особенностью Марий Эл являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимопроникновением традиций народов республики. Ведущая роль в данном процессе традиционно принадлежит русским и марийцам, составляющим большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих на территории республики. В Марий Эл два государственных языка - русский и марийский (горный, луговой). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, население Республики Марий Эл составляет 696 тыс. человек. В Марий Эл проживает более 50 национальностей, в том числе: русские - 45,1 процента, мари - 41,8 процента. Необходимо отметить, что на территории республики компактно проживают татарская - 5,5 процента (38,3 тыс. человек), чувашская - 0,9 процента (6 тыс. человек) и удмуртская 0,3 процента (1,9 тыс. человек) общины. Марийский народ (марий калык) - один из древних финно-угорских народов Среднего Поволжья. Самоназвание народа - мари, мары (человек, мужчина, муж). В Российской Федерации насчитывается 547,6 тыс. человек народа мари. В Республике Марий Эл проживает около половины (290,9 тыс. человек) от общей численности марийского народа. Компактными группами марийцы живут в республиках: Башкортостан (103,7 тыс. человек), Татарстан (18,8 тыс. человек), Удмуртия (8,1 тыс. человек), а также в Кировской (29,6 тыс. человек), Свердловской (23,8 тыс. человек), Нижегородской (6,4 тыс. человек) областях, в Пермском крае (4,1 тыс. человек). Учитывая сложившиеся исторические условия, Республика Марий Эл остается единственным регионом, где имеется уникальный духовный, интеллектуальный, институциональный потенциал в сфере марийской культуры, образования, литературы, науки, издательской деятельности и средств массовой информации. На основании этого государственная национальная политика Республики Марий Эл включает в себя в той или иной степени вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного достояния всего марийского народа.
12. Большое влияние на становление и развитие народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл, оказал русский народ. Общие для всей современной России вопросы этнокультурного развития русского народа являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики Республики Марий Эл. В республике традиционно проживают компактными поселениями и другие народы, которые нуждаются в сохранении и развитии своих этнокультурных и образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.
13. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Марий Эл в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий. Исторически на территории Марий Эл сложился позитивный характер межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания в психологии населения сформировались устойчивые черты добрососедства, межнационального (межэтнического) согласия и сотрудничества. В наше время они закрепились в качестве традиций. Опора на них позволяет успешно противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание. В современных условиях в Марий Эл выстроена устойчивая система взаимодействия в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти и общественным объединениям. В республике создаются необходимые условия для удовлетворения национальных и религиозных потребностей народов.
14. В сфере межнациональных (межэтнических) отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные глубокими общественными преобразованиями в процессе формирования в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики. Все эти обстоятельства оказывают влияние на состояние межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Республике Марий Эл.
15. К проблемам, связанным с трансформацией этнической структуры населения республики, относятся:
а) высокий уровень социального и имущественного неравенства;
б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
в) правовой нигилизм и высокий уровень правонарушений;
г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
е) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов.
III. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики Республики Марий Эл
16. Целями государственной национальной политики Республики Марий Эл являются:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
б) обеспечение равенства прав и свобод всех народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
в) сохранение межнационального (межэтнического) и межконфессионального мира и согласия, развитие традиций добрососедства среди народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
г) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
17. Основными принципами государственной национальной политики Республики Марий Эл являются:
а) признание и защита равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объединениям;
б) соблюдение гражданских прав личности на свободное этническое самоопределение (определение, указание, изменение своей национальности в официальных документах);
в) удовлетворение духовно-нравственных, религиозных и культурно-бытовых потребностей граждан без предъявления каких-либо условий;
г) равноправное участие народов Российской Федерации, проживающих в республике, в решении вопросов государственного устройства и регулирования общественной жизни;
д) защита национальных культур и языков, сохранение традиционного жизненного уклада, обычаев и обрядов;
е) бережное отношение к историческому наследию и национальному достоянию народов;
ж) недопущение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
з) своевременное и мирное разрешение на правовой основе межнациональных (межэтнических) и конфессиональных противоречий и конфликтов;
и) открытость и гласность государственной национальной политики Республики Марий Эл;
к) сотрудничество и взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным за реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики на принципах разделения полномочий в рамках федерального законодательства;
л) обеспечение планомерной интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.
18. Приоритетными направлениями государственной национальной политики Республики Марий Эл являются:
а) повышение эффективности государственного управления в сфере государственной национальной политики Республики Марий Эл;
б) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
в) обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности в республике, формирование ценностей региональной и общероссийской идентичности на основе всестороннего и гармоничного этнокультурного развития народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
г) совершенствование правовой базы для соблюдения конституционных прав всех народов, проживающих в Республике Марий Эл;
д) укрепление единства и духовной общности народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
е) содействие национально-культурному развитию народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл: поддержка языков, национальных культур и образования, этнического уклада жизни;
ж) позиционирование Марий Эл как исторического, духовного и этнокультурного центра марийского народа, создание условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации народа мари, проживающего в Российской Федерации и за рубежом;
з) создание условий для эффективной социально-правовой и культурной адаптации мигрантов к условиям проживания в республике с целью их оптимальной интеграции в общество;
и) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл.
19. Задачи в сфере государственной национальной политики Республики Марий Эл:
а) задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики Республики Марий Эл:
координация усилий органов государственной и муниципальной власти республики, нацеленных на реализацию государственной национальной политики Республики Марий Эл и гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по сохранению и поддержке этнических культур, совершенствованию межнациональных (межэтнических) отношений, развитию государственных языков Республики Марий Эл и языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл, а также по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве;
совершенствование законодательства Республики Марий Эл в части, касающейся гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межконфессионального диалога;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
совершенствование организации местного самоуправления в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех этноконфессиональных групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления;
развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе национально-культурных центров;
разработка государственных программ, в том числе муниципальных, касающихся вопросов реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл;
б) задачи по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Республики Марий Эл:
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, должностей в правоохранительных органах и в судебной системе, формировании кадрового резерва на региональном и муниципальном уровнях;
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными и муниципальными органами власти и организациями своей деятельности;
в) задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
формирование в обществе атмосферы нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности;
принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на реабилитацию этих идей;
определение должностных лиц государственных и муниципальных органов, ответственных за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях;
вовлечение общественных объединений, в том числе этнокультурной направленности, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
создание государственной системы мониторинга и экспертизы состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений и профилактика конфликтных ситуаций;
г) задачи по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл:
создание условий, способствующих вовлечению представителей национальных сообществ в процесс развития торгово-экономических связей с регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющимися их исторической родиной;
содействие в привлечении инвестиций, ориентированных на создание совместных проектов, организацию предпринимательских центров и культурных объектов;
д) задачи по содействию национально-культурному развитию:
обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл, на основе идей единства и дружбы народов;
содействие созданию и восстановлению национально-культурных и культовых объектов, их благоустройству и общественному использованию;
распространение традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, расширение государственной поддержки национальных видов спорта;
содействие созданию национально-культурных центров в местах компактного проживания народа мари в Российской Федерации и за рубежом;
обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл, путем формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям;
развитие добровольческого движения в сфере сохранения культурного наследия;
разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания и распространения произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
е) задачи государственной национальной политики Республики Марий Эл в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения:
развитие поликультурной модели образования и формирование общероссийской гражданской идентичности;
воспитание молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
правовое просвещение граждан и мигрантов в сфере профилактики и противодействия экстремизму и терроризму;
поддержка общественных организаций, работающих с молодежью и ставящих целью своей деятельности сохранение и развитие исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
повышение роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации;
создание правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках;
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан;
создание условий для осуществления родителями выбора учебных предметов (курсов, дисциплин) по основам духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, основам мировых религий, марийской традиционной религии, включенных в основные общеобразовательные программы;
ж) задачи по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Марий Эл и языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл:
создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл;
изучение государственных языков Республики Марий Эл с целью приобщения к историко-культурному наследию народов Российской Федерации, проживающих в Республике Марий Эл, интеграции мигрантов в общественную жизнь;
использование в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия;
создание условий для изучения и преподавания русского и марийского языков в государственных образовательных организациях Республики Марий Эл и муниципальных образовательных организациях, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей - их родного языка;
недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
содействие марийцам, проживающим в Российской Федерации и за рубежом, в сохранении и развитии марийского языка;
з) задачи по формированию системы социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов:
изучение и научно-экспертное обеспечение регулирования процессов миграции в Республике Марий Эл;
содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
совершенствование системы мер, обеспечивающих взаимное уважительное отношение мигрантов и принимающего сообщества в культурно-бытовой сфере;
противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по религиозному и этническому признаку;
и) задачи по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики Марий Эл:
обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках с субъектами Российской Федерации;
формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач настоящей Концепции;
производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Марий Эл;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
к) задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл:
усиление роли общественных советов при государственных и муниципальных органах власти и участие Общественной палаты Республики Марий Эл в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
поддержка национального общественного движения марийского народа, содействие проведению съездов марийского народа и других форумов;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в этноконфессиональной сфере, как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве;
обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере государственной национальной политики Республики Марий Эл, а также совершенствование механизмов их финансовой отчетности;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
л) задачи в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл:
взаимодействие с региональными и всероссийскими национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;
содействие консолидации деятельности объединений марийского народа в Российской Федерации и за рубежом по обеспечению своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;
оказание поддержки народу мари в Российской Федерации и за рубежом в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в Марий Эл;
использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства обеспечения взаимопонимания между народами;
наращивание взаимодействия с международными неправительственными организациями в целях недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод.
IV. Механизмы реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл
20. Настоящая Концепция входит в систему документов государственного стратегического планирования.
21. Инструментом исполнения Концепции являются государственные программы, в том числе муниципальные, касающиеся вопросов реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл. Реализация Концепции осуществляется в том числе путем принятия нормативных правовых актов Республики Марий Эл и муниципальных правовых актов.
22. В Республике Марий Эл на государственном и муниципальном уровнях создаются коллегиальные, совещательные органы (советы, рабочие группы), координирующие вопросы реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл.
23. Вопросы определения приоритетных направлений государственной национальной политики Республики Марий Эл и ее совершенствования рассматриваются Правительственной комиссией по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл.
24. Реализация Концепции осуществляется за счет средств, предоставленных в виде субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл, республиканского бюджета Республики Марий Эл, привлекаемых внебюджетных источников, а также средств местных бюджетов.
25. Межведомственную координацию работы по реализации Концепции осуществляет Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
26. Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл:
а) осуществляет мониторинг и контроль за ходом исполнения государственных программ и мероприятий, разработанных для реализации Концепции, и информирует Правительственную комиссию по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл об их исполнении;
б) оказывает содействие проведению съездов марийского народа;
в) осуществляет мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, базирующийся на диверсификации источников информации и предусматривающий возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в Республике Марий Эл;
г) содействует проведению социологических исследований состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Марий Эл;
д) обеспечивает ежегодное открытое подведение итогов реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл с участием институтов гражданского общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция государственной национальной политики Республики Марий Эл представляет собой систематизированную совокупность принципов, целей, основных направлений, задач, приоритетов и механизмов реализации государственной национальной политики республики в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений.
Особенностью Марий Эл являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимопроникновением традиций народов республики. Ведущая роль в данном процессе традиционно принадлежит русским и марийцам, составляющим большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих на территории республики. В Марий Эл 2 государственных языка - русский и марийский (горный, луговой). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, население республики составляет 696 тыс. человек. В Марий Эл проживает более 50 национальностей, в том числе: русские - 45,1%, мари - 41,8%.
Инструментом исполнения Концепции являются госпрограммы, в том числе муниципальные, касающиеся вопросов реализации государственной национальной политики.
Межведомственную координацию работы по реализации Концепции осуществляет Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Главы Республики Марий Эл от 8 мая 2015 г. N 113 "О Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 8 мая 2015 г., на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 8 мая 2015 г., в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 15 мая 2015 г. N 16 (268)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Марий Эл от 27 декабря 2020 г. N 248
Изменения вступают в силу с 7 января 2021 г.
Указ Главы Республики Марий Эл от 15 июля 2019 г. N 88
Изменения вступают в силу с 16 июля 2019 г.