22 января 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2013 г. N 15 действие настоящего постановления в части определения объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл приостановлено на 2013 г.
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2012 - 2020 годы".
2. Финансирование программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, начиная с 2013 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на эти цели.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 2011 г. N 36 "О республиканской программе "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011 - 2013 годы" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 3, ст. 141);
пункт 34 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 июля 2011 г. N 217 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 8, ст. 440).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Якупова И.Г.
Председатель Правительства |
Л. Маркелов |
Республиканская целевая программа
"Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2012 - 2020 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июля 2012 г. N 276)
Паспорт
республиканской целевой программы "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2012 - 2020 годы"
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2012 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Закон Республики Марий Эл от 3 августа 2010 г. N 36-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области государственного регулирования торговой деятельности"; постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл" |
Руководитель Программы |
- |
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл |
Основной разработчик Программы |
- |
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл |
Основные цели Программы, важнейшие целевые показатели |
- |
повышение благосостояния и уровня жизни населения республики; повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями; наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности; повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров; важнейшие целевые показатели: объем продаж товаров в Республике Марий Эл на 1 человека; количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли Республики Марий Эл; индекс потребительских цен на товары в Республике Марий Эл; обеспеченность населения Республики Марий Эл площадью торговых объектов на 1 тыс. человек |
Основные задачи Программы |
- |
определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте; определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Республики Марий Эл; обеспечение качества и безопасности товаров и совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг; создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли; развитие торговли в сельской местности; определение и реализация комплекса мер по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса в Республике Марий Эл; создание условий для развития предпринимательской кооперации, интеграции оптовой и розничной торговли; стимулирование притока частных инвестиций в развитие торговли на территории Республики Марий Эл; определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли; развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли |
Срок реализации Программы |
- |
2012 - 2020 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Марий Эл; повышение экономической доступности товаров для населения Республики Марий Эл; защита прав потребителей, повышение качества и обеспечение безопасности товаров, реализуемых населению Республики Марий Эл; совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли; создание современной инфраструктуры оптовой торговли; стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и их взаимодействие с местными товаропроизводителями; повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли; развитие сельской торговли; внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли; обеспечение занятости и укрепление кадрового обеспечения отрасли |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию); администрации муниципальных образований (по согласованию); общественные объединения (по согласованию); хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составит 800,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 0,0 тыс. рублей; 2013 год - 250,0 тыс. рублей; 2014 год - 50,0 тыс. рублей; 2015 год - 50,0 тыс. рублей; 2016 год - 50,0 тыс. рублей; 2017 год - 50,0 тыс. рублей; 2018 год - 250,0 тыс. рублей; 2019 год - 50,0 тыс. рублей; 2020 год - 50,0 тыс. рублей |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
- |
управление и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
увеличение объема продаж товаров в Республике Марий Эл на 1 человека до 154,2 тыс. рублей к 2020 году; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли Республики Марий Эл до 3 000 единиц к 2020 году; снижение индекса потребительских цен на товары в Республике Марий Эл до 102,0 процента; достижение к 2020 году показателя обеспеченности населения Республики Марий Эл площадью торговых объектов - 760,0 кв.м на 1 тыс. человек |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сектор торговли в настоящее время является одной из важных сфер жизнеобеспечения населения. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству предоставляемой продукции.
В последнее время торговая отрасль является наиболее доходным и стремительно растущим сегментом экономики, который характеризуется ежегодными устойчивыми темпами наращивания объемов продаж, обеспечением роста экономических и финансовых результатов, активизацией коммерческой и социальной инициативы, укреплением материально-технической базы, кадрового потенциала.
На современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, формирующих валовой региональный продукт, и занимает по итогам 2010 года 9,6 процента объема. В торговой отрасли сохраняется стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, высокий уровень товарной насыщенности рынка.
По состоянию на 1 января 2012 г. в республике насчитывалось 4 313 хозяйствующих субъектов с видом экономической деятельности "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", в том числе 2,4 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Занятость в отрасли торговли в 2010 году составила 69,1 тыс. человек, или 21,7 процента от общей численности занятого населения в организациях (юридических лицах) республики, из них 12,1 тыс. человек - в малом и среднем предпринимательстве.
В развитии розничной торговли наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, стабильный рост оборота розничной торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.
Оборот розничной торговли за 2011 год составил 50,3 млрд. рублей с ростом к 2010 году в сопоставимых ценах на 6,0 процента. Наблюдается положительная тенденция роста объема оборота розничной торговли.
Оборот розничной торговли Республики Марий Эл
Годы | |||||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
млн. рублей | |||||||||
7 622,4 |
8 951,0 |
10 787,3 |
13 952,7 |
20 304,6 |
26 329,5 |
36 189,2 |
39 924,8 |
43 625,7 |
50 282,8 |
Темпы роста, процентов | |||||||||
108,9 |
106,0 |
110,8 |
119,4 |
137,3 |
121,5 |
120,2 |
100,1 |
102,4 |
106,0 |
Несмотря на быстрые темпы роста оборота розничной торговли в последние годы, по объемам на душу населения Республика Марий Эл по-прежнему отстает от общероссийского показателя в 1,8 раза.
Розничная торговля республики отличается высокой долей частной собственности. Организациями негосударственной формы собственности за 2011 год сформировано 94,9 процента розничного товарооборота. По итогам 2011 года субъектам малого бизнеса принадлежит 32,9 процента оборота розничной торговли.
Среднедушевой денежный доход населения в 2011 году составил 11 169,7 рубля (в 2010 году - 10 193,7 рубля, в 2009 году - 9 223,2 рубля). Реальные среднедушевые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2007 годом с учетом индекса потребительских цен в 1,2 раза, что обеспечивает поддержку высокого потребительского спроса на товары. На покупку товаров и оплату услуг в 2011 году приходилось 74,6 процента всех денежных доходов среднестатистического жителя республики. Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабильное экономическое положение, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в республике. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий сферы потребительского рынка.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли, удовлетворяют растущий спрос на продовольственные и промышленные товары. За 2011 год в структуре оборота розничной торговли увеличилась продажа непродовольственных товаров на 8,2 процента по сравнению с прошлым годом. В макроструктуре розничного товарооборота за 2011 год удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 50,1 процента, непродовольственных товаров - 49,9 процента.
В республике работают операторы розничной сети федерального уровня: "Перекресток", "Пятерочка", "Евроспар", "Спар", "Магнит", "Эльдорадо", "М.видео", "Детский мир", "Евросеть", "585" и др. Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширяет географию сбыта для производителей. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность на территории республики, в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения, решению проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Структура оборота розничной торговли
Годы | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Удельный вес продовольственных товаров, процентов | ||||
50,8 |
49,3 |
51,1 |
50,0 |
50,1 |
Удельный вес непродовольственных товаров, процентов | ||||
49,2 |
50,7 |
48,9 |
50,0 |
49,9 |
В условиях растущей конкуренции торговые предприятия приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров, внедряют прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методы обслуживания: продажа по предварительным заказам, образцам, каталогам, с использованием дисконтных карт, торговля в кредит, проведение сезонных распродаж, акций, предоставление услуг по доставке товара на дом, установке сложнобытовой техники. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок". Крупными продовольственными супермаркетами и универсамами, оснащенными современным оборудованием, являются сети супермаркетов: "Наш" (удельный вес в общем розничном товарообороте 2011 года 7,8 процента), "Магнит" (4,1 процента), "Радуга", "Перекресток" (0,8 процента), "Евроспар" (0,6 процента). Ввиду активного развития розничной торговли, сопровождающегося расширением торговых сетевых структур, для реализации конкурентной политики, направленной на выравнивание условий конкуренции между хозяйствующими субъектами, создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах, улучшение качества жизни населения в Республике Марий Эл, принято постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 апреля 2010 г. N 114 "О республиканской программе "Развитие конкуренции в Республике Марий Эл на 2010 - 2012 годы".
В настоящее время потребительские товары реализуются как в магазинах, так и на розничных рынках, при этом активность стихийных форм торговли на рынках постепенно снижается вследствие приведения розничных рынков в соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2013 г. деятельность всех рынков на территории Российской Федерации должна осуществляться в капитальных зданиях и сооружениях. Использование временных сооружений (палатки, лотки, прилавки, открытые торговые ряды) для организации деятельности по продаже товаров на рынках будет запрещено. По состоянию на 1 января 2012 г. в Республике Марий Эл функционировало 5 розничных рынков. В 2011 году оборот торговли на розничных рынках и ярмарках составил 2,9 млрд. рублей, что на 1,7 процента выше уровня 2010 года. Оборот розничной торговли хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), за 2011 год составил 94,3 процента.
Также наблюдается постепенное сокращение мелкорозничной торговли (ларьков, павильонов, киосков) в пользу стационарной сети при сохранении объектов специальной сети: "Мороженое", "Пресса", "Цветы", оказывающих традиционные для этого вида торговли услуги населению, особенно в местах отдыха, парках, скверах.
В целом розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие Республики Марий Эл.
Характерной чертой развития оптовой торговли Республики Марий Эл является повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы становятся организаторами торгового оборота. Субъекты малого и среднего предпринимательства сужают поле своей деятельности и сосредотачиваются на оказании клиентам специализированных услуг в сфере торговли.
В 2011 году наблюдалось заметное увеличение объема оптовых продаж по Республике Марий Эл на 17,7 процента по сравнению с 2010 годом, который составил 48,8 млрд. рублей. При этом оборот хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности "Оптовая торговля" составил 85,0 процента в общем обороте оптовой торговли.
Оборот оптовой торговли Республики Марий Эл
Годы | |||||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
млн. рублей | |||||||||
8597 |
9803 |
10931 |
14545 |
17273 |
26496 |
32497 |
32167 |
37444 |
48782 |
Темпы роста, процентов | |||||||||
97,3 |
104,9 |
98,0 |
123,2 |
112,0 |
137,0 |
111,5 |
90,8 |
108,3 |
117,7 |
В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. Стадия становления характеризуется малым размером розничных компаний, что делает оптовиков и дистрибьюторов критически значимыми, поскольку они обеспечивают эффект масштаба в системе. На этапе роста появляются первые крупные розничные сети и производители, которые работают напрямую друг с другом. Рынок посредников постепенно сужается. На стадии зрелости розничная торговля консолидируется, на долю посредников остаются узкие продуктовые ниши, а также малые и отдаленные населенные пункты и малый торговый бизнес. На стадии насыщения крупные розничные сети или производители охватывают большинство регионов, посредники уходят с рынка или меняют бизнес-модель.
В настоящее время республиканский сектор оптовой и розничной торговли находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.
Таким образом, сектор торговли Республики Марий Эл представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны в первую очередь с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса и кооперации в торговле, развитием дистанционной торговли.
Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в республике. Основные проблемы отрасли торговли в Республике Марий Эл отражены в приложении N 1 к Программе.
Кроме того, существует ряд угроз, которые необходимо нивелировать для максимальной реализации потенциальных положительных эффектов:
1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Марий Эл, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты - дороги, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых компаний, оказывающих логистические услуги, дистрибьюторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации, наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.
Основными недостатками в развитии инфраструктуры торговой отрасли являются нерациональность и отсутствие схем размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения.
Слабо развито звено организаторов оптового оборота. В настоящее время потребительский рынок и сфера услуг базируются на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах.
Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответствующей ей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, необходимых для установления справедливых цен на потребительские товары и услуги. Процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.
Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности.
Существующие проблемы замедляют динамику роста инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг.
2. Низкая привлекательность отдельных территорий.
В Республике Марий Эл отдаленные от городов сельские поселения характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и недостаточно развитой инфраструктурой.
Среди основных проблем можно выделить отсутствие:
платежеспособного спроса;
развитой инфраструктуры;
предложения логистических услуг;
квалифицированных кадров среднего и высшего звена.
3. Недостаточный уровень качества и безопасности товаров, реализуемых населению на территории Республики Марий Эл.
4. Отсутствие единой системы информационного обеспечения в сфере торговли в Республике Марий Эл.
Существующая система статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка не позволяет проводить в полном объеме мониторинг и анализ развития сферы торговли, правильно спрогнозировать ее развитие и обеспечить создание единого информационного пространства для современного динамичного функционирования сферы торговли, формирование реестра объектов сферы торговли и т.п.
5. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.
В период кризиса ликвидности наблюдается сокращение активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые являются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из них могут прекратить свое существование.
6. Дефицит кадров.
Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения республики. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые вызваны, главным образом, быстрым ростом сферы торговли в последние годы, невысоким социальным престижем низкоквалифицированных работ в сфере торговли.
Персонал в сфере розничной торговли условно можно разделить на три категории:
низкоквалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;
сотрудники средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;
топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низкоквалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны в первую очередь с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии.
7. Недостаточный уровень использования информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли.
Программно-целевой метод, применяемый для решения проблемы развития торговли на территории Республики Марий Эл, характеризуется следующими основными положениями:
развитие потребительского рынка и рынка услуг является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Марий Эл, определенных в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл";
проблема развития торговли на территории Республики Марий Эл носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решении поставленных задач органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, необходимости высокой степени координации функционирования и развития всех отраслей экономики Республики Марий Эл.
II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Целью настоящей Программы является реализация политики Республики Марий Эл, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики, повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам, в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров на территории Республики Марий Эл.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Республики Марий Эл;
обеспечение качества и безопасности товаров и совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг;
создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли, в том числе: увеличение количества торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств; развитие внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам); модернизация и реконструкция функционирующих торговых объектов; приведение технологии торговли в соответствие с современными европейскими стандартами; повышение технического уровня предприятий торговли; построение на территории Республики Марий Эл современной торговой инфраструктуры в соответствии с установленными нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Марий Эл, соразмерного распределения торговых площадей в жилых районах, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения на территории Республики Марий Эл, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;
развитие торговли в сельской местности;
определение и реализация комплекса мер по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса в Республике Марий Эл;
создание условий для развития предпринимательской кооперации между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, местными сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей, интеграции оптовой и розничной торговли;
стимулирование притока частных инвестиций в развитие торговли на территории Республики Марий Эл;
определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, определение комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли, обеспечению условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли;
развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли.
Срок реализации Программы 2012 - 2020 годы.
Экономическая эффективность Программы будет выражена в увеличении целевых индикаторов ожидаемой эффективности ее реализации.
Целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы
|
Наименование показателей эффективности реализации Программы (целевые индикаторы) |
Единица измерения |
Факт |
Прогноз |
|||||||||
Годы |
Годы |
||||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1. |
Объем продаж товаров в Республике Марий Эл на 1 человека |
тыс. рублей |
62,6 |
72,5 |
80,5 |
90,1 |
100,4 |
111,5 |
122,2 |
131,9 |
140,3 |
147,1 |
154,2 |
2. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли Республики Марий Эл |
единиц |
2 300 |
2411 |
2 500 |
2 600 |
2 700 |
2 750 |
2 800 |
2 850 |
2 900 |
2 950 |
3 000 |
3. |
Индекс потребительских цен на товары в Республике Марий Эл |
процентов |
107,1 |
109,5 |
106,1 |
105,5 |
105,0 |
104,5 |
104,0 |
103,5 |
103,0 |
102,5 |
102,0 |
4. |
Обеспеченность населения Республики Марий Эл площадью торговых объектов на 1 тыс. человек |
кв.м |
484,9 |
642,1 |
660 |
680 |
700 |
710 |
720 |
730 |
740 |
750 |
760 |
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий разработана на основе анализа современного состояния и тенденций развития торговли исходя из принципа преемственности уже имеющейся системы государственного регулирования и определяет основные меры, на осуществлении которых должны сосредоточиться исполнители Программы для достижения ее целей.
Система программных мероприятий представлена в приложении N 2 к Программе и состоит из следующих разделов:
формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Марий Эл;
повышение экономической доступности товаров для населения Республики Марий Эл;
защита прав потребителей, повышение качества и обеспечение безопасности товаров, реализуемых населению Республики Марий Эл;
совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли;
создание современной инфраструктуры оптовой торговли;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и их взаимодействие с местными товаропроизводителями;
повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли;
развитие сельской торговли;
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли;
обеспечение занятости и укрепление кадрового обеспечения отрасли.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы является республиканский бюджет Республики Марий Эл. Общий объем финансирования Программы на 2012 - 2020 годы составит 800,0 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 0,0 тыс. рублей
2013 год - 250,0 тыс. рублей
2014 год - 50,0 тыс. рублей
2015 год - 50,0 тыс. рублей
2016 год - 50,0 тыс. рублей
2017 год - 50,0 тыс. рублей
2018 год - 250,0 тыс. рублей
2019 год - 50,0 тыс. рублей
2020 год - 50,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Объемы и источники финансирования Программы представлены в приложении N 3 к Программе.
Объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий представлены в приложении N 4 к Программе.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам, целям и направлениям действия исполнителей Программы.
Механизм реализации Программы включает также организационную, экономическую и правовую составляющие, обеспечивающие управление Программой и реализацию программных мероприятий, учет и контроль исполнения.
VI. Организация управления Программой, контроль за ходом и оценка эффективности ее реализации
Управление и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл".
К 2020 году ожидается достижение следующих значений целевых показателей:
объем продаж товаров в Республике Марий Эл на 1 человека составит 154,2 тыс. рублей;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли Республики Марий Эл составит 3 000 единиц;
индекс потребительских цен на товары в Республике Марий Эл составит 102,0 процента;
обеспеченность населения Республики Марий Эл площадью торговых объектов составит 760,0 кв.м на 1 тыс. человек.
Достижение к 2020 году целевых индикаторов позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней и обеспечить вклад в увеличение валового регионального продукта.
Реализация Программы обеспечит положительный социальный эффект посредством улучшения здоровья населения в результате повышения качества и безопасности реализуемых товаров, повышения уровня знаний населения о защите своих прав, а также уменьшения стоимости основных видов товаров путем снижения инфляции.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Развитие торговли в Республике Марий Эл
на 2012 - 2020 годы"
Основные проблемы отрасли торговли Республики Марий Эл
Наименование проблемы/показатель, характеризующий состояние отрасли торговли Республики Марий Эл |
Единица измерения |
Количественная характеристика проблемы по состоянию на 1 января 2011 г. |
|||
по Республике Марий Эл |
в среднем по Приволжскому федеральному округу |
в среднем по России |
по Республике Мордовия |
||
1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры торговли |
|
|
|
|
|
Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли |
тыс. единиц |
4,4 |
16,2 |
22,4 |
3,1 |
Инвестиции в основной капитал в сферу торговли |
млрд. рублей |
0,28 |
1,5 |
3,8 |
0,48 |
2. Низкая привлекательность отдельных территорий |
|
|
|
|
|
Среднедушевые денежные доходы населения |
тыс. рублей |
10,2 |
15,7 |
18,9 |
11,1 |
3. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в сфере торговли |
|
|
|
|
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в отрасли торговли |
тыс. единиц |
2,3 |
7,9 |
8,2 |
2,3 |
Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме субъектов, осуществляющих деятельность в отрасли торговли |
процентов |
52,3 |
48,8 |
36,6 |
74,2 |
4. Дефицит кадров |
|
|
|
|
|
Занятость в отрасли торговли |
тыс. человек |
69,1 |
169,4 |
150,7 |
51,7 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Развитие торговли в Республике Марий Эл
на 2012 - 2020 годы"
Система программных мероприятий
|
Наименование мероприятия |
Объем финансирования мероприятия - всего (тыс. рублей) |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Ожидаемые количественные и качественные эффекты от мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Марий Эл | |||||
1.1. |
Проведение мониторинга обеспеченности населения Республики Марий Эл площадью торговых объектов с выявлением проблемных зон |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Марий Эл площадью торговых объектов |
1.2. |
Открытие новых, реконструкция и модернизация объектов розничной торговли и крупных торговых объектов в целях устранения диспропорции в размещении торговых объектов на территории Республики Марий Эл |
|
администрации муниципальных образований (по согласованию); хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
повышение качества оказываемых услуг, обеспечение территориальной доступности товаров, развитие конкуренции |
1.3. |
Упорядочение торговли на рынках, реконструкция и преобразование их в современные торгово-сервисные комплексы |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 год |
улучшение качества услуг, оказываемых на розничных рынках, создание условий для развития агропромышленного комплекса |
1.4. |
Содействие организации торговли с использованием автоматов в местах работы и учебы, а также на других объектах административного значения |
|
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
обеспечение территориальной доступности товаров, повышение качества оказываемых услуг для различных категорий граждан |
1.5. |
Содействие организации "собственного производства" на предприятиях торговли, развитие магазинов кулинарии и отделов кулинарии |
|
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
расширение ассортимента и улучшение качества предоставляемых услуг на предприятиях торговли |
1.6. |
Организация торгового обслуживания жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов |
|
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
обеспечение территориальной доступности товаров |
2. Повышение экономической доступности товаров для населения Республики Марий Эл | |||||
2.1. |
Обеспечение систематического мониторинга потребительских цен на продовольственные товары, в том числе торговых наценок |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
определение экономической доступности товаров для населения |
2.2. |
Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок "выходного дня" по реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной предприятиями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, организациями потребительской кооперации, гражданами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство |
|
Минсельхоз Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары и предотвращение монополизации отдельных сегментов рынка |
3. Защита прав потребителей, повышение качества и обеспечение безопасности товаров, реализуемых населению Республики Марий Эл | |||||
3.1. |
Обеспечение контроля безопасности и качества пищевых продуктов, непродовольственных товаров и услуг |
|
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) |
постоянно |
обеспечение защиты прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
3.2. |
Совершенствование системы контроля качества продукции и услуг в торговой отрасли, обеспечение эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора) |
|
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию), Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию) |
постоянно |
обеспечение защиты прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
4. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли | |||||
4.1. |
Реализация государственной политики в области торговой деятельности |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований |
2012 - 2020 гг. |
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли |
4.1.1. |
лицензирование розничной продажи алкогольной продукции |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции, направленного на защиту здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечение безопасности указанной продукции; ожидаемое поступление к 2020 году 180,0 млн. рублей в республиканский бюджет Республики Марий Эл в виде государственной пошлины |
4.1.2. |
Декларирование розничной продажи алкогольной продукции |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
2012 - 2020 гг. |
осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции путем сбора деклараций, содержащих достоверные данные о фактическом поступлении и реализации алкогольной продукции на территории Республики Марий Эл |
4.2. |
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Республики Марий Эл, в том числе в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли |
4.3. |
Обеспечение защиты прав потребителей, развитие системы информирования и правовой помощи потребителям в случаях нарушения их прав, координация действий организаций, занимающихся защитой прав потребителей на территории Республики Марий Эл, в том числе через Консультативный совет по защите прав потребителей |
|
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию), администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
4.4. |
Формирование единого информационного пространства взаимодействия органов управления сферой торговли на территории Республики Марий Эл, предполагающее ведение торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров) |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
формирование единого информационного пространства, полной, достоверной и актуальной информации о различных категориях хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность |
5. Создание современной инфраструктуры оптовой торговли | |||||
5.1. |
Развитие объектов оптовой торговли и складской инфраструктуры на территории Республики Марий Эл |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
сбалансированное развитие всех элементов комплекса оптовой торговли, обеспечивающих формирование эффективной системы товародвижения на территории Республики Марий Эл |
5.2. |
Расширение объема услуг и привлечение инициативного капитала хозяйствующих субъектов в развитие инфраструктуры оптовой торговли товарами потребительского назначения |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
обеспечение эффективной системы товародвижения на территории Республики Марий Эл, повышение качества предоставляемых услуг на предприятиях оптовой торговли, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности |
6. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и их взаимодействие с местными товаропроизводителями | |||||
6.1. |
Организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организующего характера в целях продвижения продукции местных товаропроизводителей через товаропроводящую систему субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
оказание поддержки местным товаропроизводителям и увеличение доли продажи товаров, производимых на территории Республики Марий Эл, в организациях розничной торговли |
7. Повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли | |||||
7.1. |
Содействие развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, в том числе оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в участии в выставочных мероприятиях на региональном и межрегиональном уровнях, в том числе в ярмарке по заключению договоров поставки между предприятиями - товаропроизводителями Республики Марий Эл и предприятиями торговли |
400,0 |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, общественные объединения (по согласованию) |
постоянно |
оказание содействия в становлении субъектов малого и среднего предпринимательства в современных рыночных условиях |
7.2. |
Информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, в том числе организация и проведение семинаров, освещение предпринимательской деятельности в средствах массовой информации по вопросам, касающимся сферы торговли |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
повышение уровня информированности субъектов предпринимательства по вопросам, касающимся сферы торговли, улучшение качества и безопасности услуг |
8. Развитие сельской торговли | |||||
8.1. |
Содействие в создании и развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности |
|
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
обеспечение территориальной доступности товаров, развитие конкуренции |
8.2. |
Развитие розничной торговой сети в сельской местности за счет расширения развозной торговли, а также дистанционной торговли (в том числе по заказам) |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
обеспечение территориальной доступности товаров, прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
8.3. |
Рациональное использование имеющихся площадей торговых объектов в сельской местности на основе преобразования их в магазины - приемозаготовительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и непродовольственными потребительскими товарами продажей продукции общественного питания, лекарственных средств, оказанием бытовых услуг населению, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, изделий народных промыслов и др. |
|
Минсельхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
обеспечение территориальной доступности товаров, прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
8.4. |
Содействие строительству в сельской местности торговых объектов современных форматов |
|
администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2012 - 2020 гг. |
повышение качества услуг, оказываемых на предприятиях торговли |
9. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли | |||||
9.1. |
Создание на основе торговых реестров системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, удовлетворенность населения качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, структуру покупок по местам продаж, обеспеченность площадью торговых объектов, другие показатели |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
создание единого информационного пространства, формирование показателей для анализа состояния организации торговли продукцией, производимой в Республике Марий Эл |
9.2. |
Формирование инфраструктуры электронной торговли, включающей региональные информационные системы |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
расширение ассортимента и качества услуг в сфере торговли Республики Марий Эл |
9.3. |
Внедрение новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий |
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
постоянно |
повышение качества услуг на предприятиях торговли Республики Марий Эл |
10. Обеспечение занятости и укрепление кадрового обеспечения отрасли | |||||
10.1. |
Поддержка учебных заведений, осуществляющих обучение основным торговым специальностям (контролер-кассир, продавец) по полным курсам и сокращенным программам, содействие внедрению современных технологий в процессы подготовки персонала для торговли |
|
Минобрнауки Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
повышение уровня профессионального образования кадров |
10.2. |
Формирование системы переподготовки и повышения квалификации работников торговли |
|
Минобрнауки Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл |
постоянно |
повышение профессионального мастерства работников сферы торговли |
10.3. |
Содействие участию специалистов сферы торговли во всероссийских и региональных конкурсах, смотрах профессионального мастерства, организации конкурсов профессионального мастерства среди работников сферы торговли, в том числе "Лучший по профессии" |
400,0 |
Минэкономразвития Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию), общественные объединения (по согласованию) |
постоянно |
повышение профессионального мастерства работников сферы торговли и имиджа рабочих профессий, повышение конкуренции |
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Развитие торговли в Республике Марий Эл
на 2012 - 2020 годы"
Объемы и источники
финансирования республиканской целевой программы "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2012 - 2020 годы"
(тыс. рублей, в ценах года утверждения Программы)
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе на 2012 - 2020 годы |
В том числе по годам |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего |
800,0 |
0,0 |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
800,0 |
0,0 |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
Капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие нужды |
800,0 |
0,0 |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
800,0 |
0,0 |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
------------------------------
* Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период исходя из его возможностей.
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Развитие торговли в Республике Марий Эл
на 2012 - 2020 годы"
Объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий
(тыс. рублей)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 июля 2012 г. N 276 "О республиканской целевой программе "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2012 - 2020 годы"
Текст постановления размещен (опубликован) на интернет-портале Республики Марий Эл в Internet (http://www.portal.mari.ru/pravo) 30 июля 2012 г. N 27072012040243
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2014 г. N 84 настоящее постановление признано утратившим силу, кроме пункта 3
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 мая 2013 г. N 179
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 2013 г. N 94
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2013 г. N 15
Действие настоящего постановления в части определения объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл было приостановлено на 2013 г.