21 октября 2011 г., 14 ноября 2012 г., 25 февраля, 30 мая 2013 г.
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг;
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций;
Порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг.
2. Органам исполнительной власти Республики Марий Эл до 1 июля 2012 г. привести свои административные регламенты предоставления государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций в соответствие с настоящим постановлением.
3. Органам исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственным за утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций:
обеспечить размещение административных регламентов предоставления государственных услуг, а также сведений о государственных услугах в республиканских информационных системах "Реестр государственных услуг Республики Марий Эл" и "Портал государственных услуг Республики Марий Эл" в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл;
ежеквартально представлять информацию о ходе разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
4. Установить, что финансирование расходов органов исполнительной власти Республики Марий Эл, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных на содержание соответствующих органов исполнительной власти Республики Марий Эл.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2006 г. N 258 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2007, N 1 (часть II), ст. 43);
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 февраля 2008 г. N 40 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2006 г. N 258" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2008, N 3, ст. 173);
постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 июля 2009 г. N 159 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2006 г. N 258" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2009, N 8, ст. 372);
постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2009 г. N 176 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2006 г. N 258" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2009, N 9, ст. 391);
пункт 25 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 июля 2010 г. N 186 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2010, N 8, ст. 408).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 мая 2013 г. N 179 пункт 6 изложен в новой редакции
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Милосердову С.И.
Председатель Правительства |
Л. Маркелов |
Порядок
разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 2011 г. N 237)
21 октября 2011 г., 14 ноября 2012 г., 25 февраля 2013 г.
I. Общие положения
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 февраля 2013 г. N 44 в пункт 1 внесены изменения
1. Настоящий Порядок определяет требования к разработке и утверждению органами исполнительной власти Республики Марий Эл административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - регламенты).
Регламентом является нормативный правовой акт органа исполнительной власти Республики Марий Эл, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей (далее - заявитель) в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл и в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон).
Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа исполнительной власти Республики Марий Эл, их должностными лицами, взаимодействия органа исполнительной власти Республики Марий Эл с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
2. Регламенты разрабатываются органами исполнительной власти Республики Марий Эл, предоставляющими государственные услуги, в соответствии с федеральными законами, законами Республики Марий Эл, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, а также с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг.
3. При разработке регламентов орган исполнительной власти Республики Марий Эл предусматривает оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе:
а) упорядочение административных процедур (действий);
б) устранение избыточных административных процедур (действий);
в) сокращение количества документов, представляемых заявителями для предоставления государственной услуги; применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации; снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами органа, предоставляющего государственную услугу, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (в случае их создания) и реализации принципа "одного окна"; использование межведомственных согласований при предоставлении государственной услуги без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
г) сокращение срока предоставления государственной услуги, а также сроков выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной услуги. Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющий подготовку регламента, может установить в регламенте сокращенные сроки предоставления государственной услуги, а также сроки выполнения административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной услуги по отношению к соответствующим срокам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл;
д) ответственность должностных лиц органа исполнительной власти Республики Марий Эл, предоставляющего государственные услуги, за несоблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур (действий);
е) предоставление государственной услуги в электронной форме.
4. Регламенты, разработанные органами исполнительной власти Республики Марий Эл, утверждаются приказами указанных органов исполнительной власти Республики Марий Эл.
5. Если в предоставлении государственной услуги участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Марий Эл, регламент утверждается совместным приказом соответствующих органов исполнительной власти Республики Марий Эл.
6. Исполнение органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федеральных законов и законов Республики Марий Эл с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.
7. В отношении полномочия Республики Марий Эл, переданного в соответствии с законом Республики Марий Эл на осуществление органам местного самоуправления, разработка и утверждение регламента осуществляется в порядке, предусмотренном законом Республики Марий Эл о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В случае если порядок нормативно-правового регулирования указанного полномочия Республики Марий Эл законом Республики Марий Эл не определен, регламент утверждается приказом соответствующего органа исполнительной власти Республики Марий Эл.
8. Проект регламента, пояснительная записка к нему, а также заключение Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл на проект регламента и заключение независимой экспертизы размещаются на официальном сайте разработавшего регламент органа исполнительной власти Республики Марий Эл, находящемся в структуре официального интернет-портала Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.portal.mari.ru (далее - официальный сайт органа исполнительной власти Республики Марий Эл).
9. Проекты регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственный за утверждение регламента, готовит и представляет на экспертизу в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл вместе с проектом регламента пояснительную записку, в которой приводится информация об основных предполагаемых улучшениях предоставления государственной услуги в случае принятия регламента, а также сведения об учете результатов независимой экспертизы.
В случае если в процессе разработки проекта регламента выявляется возможность оптимизации (повышения качества) предоставления государственной услуги при условии соответствующих изменений нормативных правовых актов, то проект регламента направляется на экспертизу в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл с приложением проектов указанных актов.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственный за утверждение регламента, обеспечивает учет замечаний и предложений, содержащихся в заключении Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
10. Приказы об утверждении регламентов представляются органами исполнительной власти Республики Марий Эл на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Марий Эл с заключением Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, заключениями независимой экспертизы и сведениями об учете замечаний и предложений, содержащихся в указанных заключениях, в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, разработавший регламент, в течение 10 календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Марий Эл размещает регламент с указанием даты и номера его государственной регистрации на своем официальном сайте.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, разработавший регламент, в течение 5 календарных дней со дня официального опубликования регламента обеспечивает размещение на своем официальном сайте сведений об источниках его официального опубликования.
11. Изменения в регламент вносятся ответственным за его утверждение органом исполнительной власти Республики Марий Эл:
при изменении законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Республики Марий Эл, регулирующего предоставление соответствующей государственной услуги;
при выявлении несоответствия регламента законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Республики Марий Эл, а также при выявлении в регламенте коррупциогенных факторов;
при изменении структуры органа исполнительной власти Республики Марий Эл, к сфере деятельности которого относится предоставление соответствующей государственной услуги;
по результатам анализа практики применения регламента.
Внесение изменений в регламенты осуществляется:
в случаях, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, - приказом органа исполнительной власти Республики Марий Эл с уведомлением Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл путем направления в его адрес копии приказа об утверждении изменений (при этом соблюдение требований, установленных настоящим постановлением к порядку разработки и утверждения регламентов, не требуется);
в случае, указанном в абзаце пятом настоящего пункта, - в соответствии с требованиями, установленными настоящим постановлением к порядку разработки и утверждения регламентов.
II. Требования к регламентам
12. Наименование регламента определяется органом исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственным за его утверждение, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена государственная услуга.
13. В регламент включаются следующие разделы:
а) общие положения;
б) стандарт предоставления государственной услуги;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
г) формы контроля за исполнением регламента;
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих.
14. Раздел, касающийся общих положений, состоит из следующих подразделов:
а) предмет регулирования регламента;
б) круг заявителей;
в) требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, в том числе:
информация о местах нахождения и графике работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл, предоставляющих государственную услугу, их структурных подразделений и территориальных органов, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, способы получения информации о местах нахождения и графиках работы государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
справочные телефоны структурных подразделений органов исполнительной власти Республики Марий Эл, предоставляющих государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в том числе номер телефона-автоинформатора;
адреса официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Марий Эл и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, содержащих информацию о предоставлении государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, адреса их электронной почты;
порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе с использованием республиканской информационной системы "Портал государственных услуг Республики Марий Эл";
порядок, форма и место размещения указанной в настоящем подпункте информации, в том числе на стендах в местах предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, на официальных сайтах органа исполнительной власти Республики Марий Эл, предоставляющего государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, а также в республиканской информационной системе "Портал государственных услуг Республики Марий Эл".
15. Стандарт предоставления государственной услуги должен содержать следующие подразделы:
а) наименование государственной услуги;
б) наименование органа исполнительной власти Республики Марий Эл, предоставляющего государственную услугу. Если в предоставлении государственной услуги участвуют также иные органы исполнительной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления и организации, то указываются все органы и организации, обращение в которые необходимо для предоставления государственной услуги. Также указываются требования пункта 3 статьи 7 Федерального закона, а именно - установление запрета требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утверждаемый Правительством Республики Марий Эл;
в) описание результата предоставления государственной услуги;
г) срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Марий Эл, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги;
д) перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 октября 2011 г. N 334 в подпункт "е" внесены изменения
е) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления (бланки, формы обращений, заявления и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением государственной услуги, приводятся в качестве приложений к регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Марий Эл предусмотрена свободная форма подачи этих документов);
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 октября 2011 г. N 334 подпункт "ж" изложен в новой редакции
ж) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления (бланки, формы обращений, заявлений и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением государственной услуги, приводятся в качестве приложений к регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Марий Эл предусмотрена свободная форма подачи этих документов). Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении услуги;
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 октября 2011 г. N 334 пункт 15 дополнен подпунктом "ж.1"
ж.1) указание на запрет требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона;
з) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
и) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. В случае отсутствия таких оснований следует прямо указать на это в тексте регламента;
к) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги;
л) порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги;
м) порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы;
н) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, и при получении результата предоставления таких услуг;
о) срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме;
п) требования к помещениям, в которых предоставляются государственная услуга, услуга, предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг;
р) показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2012 г. N 416 в подпункт "с" внесены изменения
с) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме. В настоящем подразделе указывается, что обращение за получением государственной услуги, а также предоставление государственной услуги могут осуществляться с учетом электронных документов, подписанных электронной подписью (с использованием в том числе универсальной электронной карты) в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" и требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Электронные документы, подписанные электронной подписью (с использованием в том числе универсальной электронной карты), признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе, за исключением случаев, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами установлен запрет на обращение за получением государственной услуги в электронной форме. При определении особенностей предоставления государственной услуги в электронной форме указывается перечень классов средств электронной подписи, которые допускаются к использованию при обращении за получением государственной услуги, оказываемой с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, и определяются на основании утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации модели угроз безопасности информации в информационной системе, используемой в целях приема обращений за получением государственной услуги и (или) предоставления такой услуги.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2012 г. N 416 в пункт 16 внесены изменения
16. Раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме, состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при предоставлении государственных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления государственной услуги. В начале раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в нем. В данном разделе отдельно описывается административная процедура формирования и направления межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Описание процедуры должно также содержать положение о составе документов и информации, которые необходимы органу, предоставляющему государственную услугу, и организации, участвующей в предоставлении государственной услуги, но находятся в иных органах и организациях, с указанием порядка подготовки и направления межведомственного запроса и должностных лиц, уполномоченных направлять такой запрос.
Раздел также должен содержать порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием республиканской информационной системы "Портал государственных услуг Республики Марий Эл", следующих административных процедур (действий):
предоставление в установленном настоящим постановлением порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственной услуге;
подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и прием таких запроса и документов;
получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги;
взаимодействие органа исполнительной власти Республики Марий Эл, предоставляющего государственную услугу, с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, в том числе порядок и условия такого взаимодействия;
получение заявителем результата предоставления государственной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
иные действия, необходимые для предоставления государственной услуги, в том числе связанные с проверкой действительности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, использованной при обращении за получением государственной услуги, а также с установлением перечня классов средств удостоверяющих центров, которые допускаются для использования в целях обеспечения указанной проверки и определяются на основании утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации модели угроз безопасности информации в информационной системе, используемой в целях приема обращений за получением государственной услуги и (или) предоставления такой услуги.
17. Блок-схема предоставления государственной услуги приводится в приложении к регламенту.
18. Описание каждой административной процедуры предусматривает:
а) основания для начала административной процедуры;
б) содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;
в) сведения о должностном лице, ответственном за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры. Если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие предоставление государственной услуги, содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте регламента;
г) критерии принятия решений;
д) результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с основанием для начала выполнения следующей административной процедуры;
е) способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры.
19. Раздел, касающийся форм контроля за предоставлением государственной услуги, состоит из следующих подразделов:
а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений;
б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
в) ответственность должностных лиц органа исполнительной власти Республики Марий Эл за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги;
г) положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2012 г. N 416 пункт 20 изложен в новой редакции
20. В разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих, указываются:
а) информация для заявителя о его праве подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа исполнительной власти Республики Марий Эл и (или) его должностных лиц, государственных служащих при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба);
б) предмет жалобы;
в) органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба;
г) порядок подачи и рассмотрения жалобы;
д) сроки рассмотрения жалобы;
е) перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы в случае если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Марий Эл;
ж) результат рассмотрения жалобы;
з) порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы;
и) порядок обжалования решения по жалобе;
к) право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
л) способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы.
III. Организация независимой экспертизы проектов регламентов
21. Проекты регламентов подлежат независимой экспертизе.
22. Предметом независимой экспертизы проекта регламента (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта регламента для заявителей.
Независимая экспертиза проекта регламента может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа исполнительной власти Республики Марий Эл, являющегося разработчиком регламента.
Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта регламента на официальном сайте органа исполнительной власти Республики Марий Эл, являющегося разработчиком проекта регламента. При этом указанный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта регламента на соответствующем официальном сайте органа исполнительной власти Республики Марий Эл.
По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган исполнительной власти Республики Марий Эл, являющийся разработчиком регламента. Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, являющийся разработчиком регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой независимой экспертизы.
23. Непоступление заключения независимой экспертизы в орган исполнительной власти Республики Марий Эл, являющийся разработчиком регламента, в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка и последующего утверждения регламента.
Порядок
разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 2011 г. N 237)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет требования к разработке и утверждению органами исполнительной власти Республики Марий Эл административных регламентов исполнения государственных функций (далее - регламенты).
Регламентом является нормативный правовой акт органа исполнительной власти Республики Марий Эл, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа исполнительной власти Республики Марий Эл при осуществлении государственного контроля (надзора).
Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа исполнительной власти Республики Марий Эл, их должностными лицами, взаимодействия органа исполнительной власти Республики Марий Эл с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции.
2. Регламенты разрабатываются органами исполнительной власти Республики Марий Эл, к сфере деятельности которых относится исполнение государственной функции, в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, а также с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку исполнения государственных функций.
3. При разработке регламентов орган исполнительной власти Республики Марий Эл предусматривает оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций, в том числе:
а) упорядочение административных процедур (действий);
б) устранение избыточных административных процедур (действий);
в) сокращение срока исполнения государственной функции, а также срока выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках исполнения государственной функции (допускается установление в регламенте сокращенного срока исполнения государственной функции, а также сроков выполнения административных процедур (действий) в рамках исполнения государственной функции по отношению к соответствующим срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Марий Эл);
г) ответственность должностных лиц органов исполнительной власти Республики Марий Эл, исполняющих государственные функции, за несоблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур (действий);
д) осуществление отдельных административных процедур (действий) в электронной форме.
4. Регламенты, разработанные органами исполнительной власти Республики Марий Эл, утверждаются приказами указанных органов исполнительной власти Республики Марий Эл.
5. Если в исполнении государственной функции участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Марий Эл, регламент утверждается совместным приказом этих органов.
6. Исполнение органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федеральных законов и законов Республики Марий Эл с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном соответствующим регламентом, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.
7. В отношении полномочия Республики Марий Эл, переданного в соответствии с законом Республики Марий Эл на осуществление органам местного самоуправления, разработка и утверждение регламента осуществляется в порядке, предусмотренном законом Республики Марий Эл о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В случае если порядок нормативно-правового регулирования указанного полномочия Республики Марий Эл законом Республики Марий Эл не определен, регламент утверждается приказом соответствующего органа исполнительной власти Республики Марий Эл.
8. Проект регламента, пояснительная записка к нему, а также заключение Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл на проект регламента и заключение независимой экспертизы размещаются на официальном сайте разработавшего регламент органа исполнительной власти Республики Марий Эл, находящемся в структуре официального интернет-портала Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.portal.mari.ru (далее - официальный сайт органа исполнительной власти Республики Марий Эл).
9. Проекты регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственный за утверждение регламента, готовит и представляет на экспертизу вместе с проектом регламента пояснительную записку, в которой приводится информация об основных предполагаемых улучшениях исполнения государственной функции в случае принятия регламента, сведения об учете рекомендаций независимой экспертизы и предложений заинтересованных организаций и граждан.
В случае если в процессе разработки проекта регламента выявляется возможность оптимизации (повышения качества) исполнения государственной функции при условии соответствующих изменений нормативных правовых актов, то проект регламента направляется на экспертизу в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл с приложением проектов указанных актов.
Заключение на проект регламента, в том числе на проект, предусматривающий внесение изменений в регламент, представляется Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл органу исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственному за утверждение регламента, в срок не более 30 рабочих дней со дня его получения.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственный за утверждение регламента, обеспечивает учет замечаний и предложений, содержащихся в заключении Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Повторного направления доработанного проекта регламента в указанное Министерство на заключение не требуется.
10. Регламенты представляются органами исполнительной власти Республики Марий Эл на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Марий Эл с заключением Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, заключениями независимой экспертизы и сведениями об учете замечаний и предложений, содержащихся в указанных заключениях, в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, разработавший регламент, в течение 10 календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Марий Эл размещает регламент с указанием даты и номера его государственной регистрации на своем официальном сайте.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, разработавший регламент, в течение 5 календарных дней со дня официального опубликования регламента обеспечивает размещение на своем официальном сайте сведений об источниках его официального опубликования.
11. Орган исполнительной власти Республики Марий Эл вносит изменения в регламент:
при изменении законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Республики Марий Эл, регулирующего исполнение соответствующей государственной функции;
при выявлении несоответствия регламента законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Республики Марий Эл, а также при выявлении в регламенте коррупциогенных факторов;
при изменении структуры органа исполнительной власти Республики Марий Эл, к сфере деятельности которого относится исполнение соответствующей государственной функции;
по результатам анализа практики применения регламента.
Внесение изменений в регламент осуществляется:
в случаях, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, - приказом органа исполнительной власти Республики Марий Эл с уведомлением Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл путем направления в его адрес копии приказа об утверждении изменений (при этом соблюдение требований, установленных настоящим постановлением к порядку разработки и утверждения регламентов, не требуется);
в случае, указанном в абзаце пятом настоящего пункта, - в соответствии с требованиями, установленными настоящим постановлением к порядку разработки и утверждения регламентов.
II. Требования к регламентам
12. Наименование регламента определяется органом исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственным за его утверждение, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена государственная функция.
13. В регламент включаются следующие разделы:
а) общие положения;
б) требования к порядку исполнения государственной функции;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц.
14. Раздел, касающийся общих положений, состоит из следующих подразделов:
а) наименование государственной функции;
б) наименование органа исполнительной власти Республики Марий Эл, исполняющего государственную функцию. Если в исполнении государственной функции участвуют также федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, иные органы исполнительной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления, а также организации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то указываются все органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и организации, участие которых необходимо при исполнении государственной функции;
в) перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
г) предмет государственного контроля (надзора);
д) права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора);
е) права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору);
ж) описание результата исполнения государственной функции.
15. Раздел, касающийся требований к порядку исполнения государственной функции, состоит из следующих подразделов:
а) порядок информирования об исполнении государственной функции;
б) сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору) (раздел включается в случае, если в исполнении государственной функции участвуют иные организации);
в) срок исполнения государственной функции.
16. В подразделе, касающемся порядка информирования об исполнении государственной функции, указываются следующие сведения:
а) информация о месте нахождения и графике работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл, исполняющих государственную функцию, их структурных подразделений и территориальных органов, способы получения информации о месте нахождения и графиках работы государственных и муниципальных органов и организаций, участвующих в исполнении государственной функции;
б) справочные телефоны структурных подразделений органов исполнительной власти Республики Марий Эл, исполняющих государственную функцию, и организаций, участвующих в исполнении государственной функции, в том числе номер телефона-автоинформатора;
в) адреса официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Марий Эл, организаций, участвующих в исполнении государственной функции, содержащих информацию о порядке исполнения государственной функции, адреса их электронной почты;
г) порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции, в том числе с использованием республиканской государственной информационной системы "Портал государственных услуг Республики Марий Эл";
д) порядок, форма и место размещения указанной в подпунктах "а - г" настоящего пункта информации, в том числе на стендах в местах исполнения государственной функции, на официальных сайтах органа исполнительной власти Республики Марий Эл, исполняющего государственную функцию, организаций, участвующих в исполнении государственной функции, а также в республиканской государственной информационной системе "Портал государственных услуг Республики Марий Эл";
17. В подразделе, касающемся сведений о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору), указывается информация об основаниях и порядке взимания платы либо об отсутствии такой платы.
18. В подразделе, касающемся срока исполнения государственной функции, указывается общий срок исполнения государственной функции.
19. Раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме, состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при исполнении государственной функции, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках исполнения государственной функции.
В начале указанного раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в этом разделе.
20. Блок-схема исполнения государственной функции приводится в приложении к регламенту.
21. Описание каждой административной процедуры содержит следующие обязательные элементы:
а) основания для начала административной процедуры;
б) содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;
в) сведения о должностном лице, ответственном за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры. Если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение государственной функции, содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте регламента;
г) условия, порядок и срок приостановления исполнения государственной функции в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Марий Эл;
д) критерии принятия решений;
е) результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с основанием для начала выполнения следующей административной процедуры;
ж) способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры.
22. Раздел, касающийся порядка и формы контроля за исполнением государственной функции, состоит из следующих подразделов:
а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами органа исполнительной власти Республики Марий Эл положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений;
б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции;
в) ответственность должностных лиц органа исполнительной власти Республики Марий Эл за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции;
г) положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
23. В разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти Республики Марий Эл, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц указываются:
а) информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции;
б) предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
в) исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;
г) основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
д) права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
е) органы государственной власти и должностные лица, которым может быть адресована жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке;
ж) сроки рассмотрения жалобы;
з) результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования.
III. Организация независимой экспертизы проектов регламентов
24. Проекты регламентов подлежат независимой экспертизе.
25. Предметом независимой экспертизы проекта регламента (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта регламента для граждан и организаций.
Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа исполнительной власти Республики Марий Эл, являющегося разработчиком регламента.
Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта регламента на официальном сайте органа исполнительной власти Республики Марий Эл, являющегося разработчиком проекта регламента. Указанный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта регламента на соответствующем официальном сайте органа исполнительной власти Республики Марий Эл.
По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган исполнительной власти Республики Марий Эл, являющийся разработчиком регламента. Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, являющийся разработчиком регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой независимой экспертизы.
26. Непоступление заключения независимой экспертизы в орган исполнительной власти Республики Марий Эл, являющийся разработчиком регламента, в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка и последующего утверждения регламента.
Порядок
проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 2011 г. N 237)
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - проект регламента), разработанных органами исполнительной власти Республики Марий Эл (далее - экспертиза).
2. Экспертиза проводится Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
3. Предметом экспертизы является оценка соответствия проекта регламента требованиям, предъявляемым к нему Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проекте регламента, в том числе:
а) соответствие структуры и содержания проекта регламента, в том числе стандарта предоставления государственной услуги, требованиям, предъявляемым к ним Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
б) полнота описания в проекте регламента порядка и условий предоставления государственной услуги, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл;
в) оптимизация порядка предоставления государственной услуги, в том числе:
упорядочение административных процедур (действий);
устранение избыточных административных процедур (действий);
сокращение срока предоставления государственной услуги, а также срока выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной услуги;
предоставление государственной услуги в электронной форме.
4. К проекту регламента, направляемому на экспертизу, прилагаются пояснительная записка, блок-схема предоставления государственной услуги и проект нормативного правового акта органа исполнительной власти Республики Марий Эл об утверждении регламента.
5. Заключение на проект регламента должно быть подготовлено Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл в срок не более 30 рабочих дней со дня его получения.
6. Орган исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственный за утверждение регламента, обеспечивает учет замечаний и предложений, содержащихся в заключении Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Повторного направления доработанного проекта регламента в указанное Министерство на заключение не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 2011 г. N 237 "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 сентября 2011 г. N 9 (часть II) ст. 485
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 декабря 2018 г. N 495 настоящее постановление признано утратившим силу с 27 декабря 2018 г., кроме пункта 5
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 июня 2018 г. N 273
Изменения вступают в силу с 26 июня 2018 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2017 г. N 149
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 апреля 2016 г. N 152
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 марта 2015 г. N 142
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2014 г. N 568
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 мая 2013 г. N 179
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 февраля 2013 г. N 44
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2012 г. N 416
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 октября 2011 г. N 334