В соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2006 г. N 258 "Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) в Республике Марий Эл", от 27 февраля 2010 г. N 40 "Об утверждении Положения о Департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками.
2. Специалистам отдела государственной экологической экспертизы и нормирования обеспечить выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками в соответствии с утвержденным Административным регламентом.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Суханкина А.В.
Руководитель Департамента |
В.Н. Карпов |
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по РМЭ 24 января 2011 г.
Регистрационный N RU12000201000746
Административный регламент
Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
(утв. приказом Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 31 декабря 2010 г. N 315)
Раздел I
I. Общие положения
1.1. Наименование государственной услуги - "Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" (далее - государственная услуга).
1.2. Предоставление государственной услуги осуществляется органом исполнительной власти Республики Марий Эл - Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл (далее - Департамент).
1.3. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 36.7; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21, N 52 (часть 1), ст. 6450);
Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 2, ст. 133; 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 25; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012, N 29, (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 11, ст. 1261, N 52 (часть 1) ст. 6450);
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (Собрание законодательства Российской Федерации 2000, N 11, ст. 1180; 2007, N 17, ст. 2045; 2009, N 18 (ч. 2), ст. 2248);
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2006 г. N 258 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) в Республике Марий Эл (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2007, N 1 (часть II), ст. 43, 2008, N 3, ст. 173);
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2010 г. N 40 "О Департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2010, N 3 ст. 148, N 5, ст. 246, N 8, ст. 411);
а также настоящим Регламентом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.5. Результатом предоставления государственной услуги является:
выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - загрязняющих веществ);
переоформление разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
1.6. Заявителями на получение результатов предоставления государственной услуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от их организационно-правовой формы, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При обращении в Департамент интересы Заявителя могут представлять:
руководитель юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Заявителя;
иной представитель, действующий на основании выданной ему Заявителем в установленном порядке доверенности при условии предъявления документа, удостоверяющего его личность.
1.7. Разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) устанавливается количество загрязняющих веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) и в целом по всем производственным территориям юридического лица и индивидуального предпринимателя, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты):
в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы ПДВ);
в пределах установленных временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы).
При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.
При наличии установленных лимитов на выбросы срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.
Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных в составе утвержденной в установленном порядке проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок достижения проектных показателей (но не более 2-х лет).
Раздел II
II. Требования, предъявляемые к порядку предоставления государственной услуги
2.1. Порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги
2.1.1. Информацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить в Департаменте, расположенном по адресу: 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, 103, (8362)-63-03-94, факс (8362)-63-02-88, электронный адрес: debzn@mari-el.ru.
Отдел государственной экологической экспертизы и нормирования Департамента (далее - отдел) расположен по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 41, каб. 415, контактные тел./факс: (8362) 42-99-37, 45-37-43.
Часы работы:
понедельник - пятница - 8:30 - 17:30 (перерыв с 12:30 до 13:30);
суббота, воскресенье - выходные дни.
Прием материалов (заявлений и т.п.) осуществляется:
вторник - 8:45 - 17:15 (перерыв с 12:30 до 13:30).
График приема материалов Заявителя составляется ежемесячно и утверждается руководителем Департамента или его заместителем в соответствие с распределением обязанностей.
2.1.2. Сведения о месте расположения Департамента, часах работы, номерах телефонов для справок и информация о предоставлении государственной услуги размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" http://www.portal.mari.ru/debzn/.
Информация о процедуре предоставления государственной услуги должна содержать следующие сведения:
график (режим) работы, приемные дни, номера телефонов и электронной почты отдела, предоставляющего государственную услугу по выдаче разрешений на выбросы;
процедуру предоставления государственной услуги в текстовом виде;
обязанности Заявителей по получению разрешений на выбросы;
порядок обжалования решения, действия или бездействия органов, участвующих в исполнении государственной услуги, их должностных лиц и работников;
перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы и требования, предъявляемые к этим документам;
основания отказа в выдаче разрешений на выбросы;
извлечения из законодательных и нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной функции;
справочные телефоны отдела, общий справочный телефон;
информацию о местоположении, почтовом адресе Департамента и телефонах сотрудников отдела;
график работы сотрудников отдела;
порядок получения консультаций по процедуре предоставления государственной услуги;
обязанности должностных лиц при ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения граждан или организаций;
порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.
Консультации по вопросам предоставления государственной услуги могут быть получены по адресу и по телефонам, указанным в пункте 2.1.1 настоящего Регламента.
Графики приема посетителей размещаются на информационном стенде отдела.
2.1.3. Консультации по процедуре предоставления государственной услуги могут оказываться:
на личном приеме;
по письменным обращениям;
по телефону.
2.1.4. При осуществлении консультирования на личном приеме специалист Департамента обязан:
представиться, указав должность, фамилию, имя и отчество, наименование отдела Департамента, сотрудником которого он является;
дать ответы на заданные посетителем вопросы. В случае если подготовка ответа на заданные вопросы требует продолжительного времени (более 30 минут), посетителю должно быть предложено, обратиться письменно, либо назначить для получения консультации другое удобное для него время;
в конце разговора специалист Департамента должен кратко подвести итог разговора;
вести разговор в вежливой и корректной форме, лаконично, по существу вопроса.
Если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию Департамента, специалист Департамента информирует посетителя о невозможности предоставления сведений и разъясняет ему возможность обратиться в орган, в компетенцию которого входят ответы на поставленные вопросы.
Время ожидания личного приема в очереди должно составлять не более 30 минут. При этом должен быть обеспечен прием всех обратившихся лиц не позднее, чем за 30 минут до окончания рабочего дня.
2.1.5. При осуществлении консультирования по телефону специалист Департамента обязан:
представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество, должность, наименование отдела Департамента, сотрудником которого он является;
выслушать и уточнить, при необходимости, суть вопроса;
вежливо, корректно и лаконично дать ответ по существу вопроса.
Время консультации по телефону, как правило, не должно превышать 10 минут.
При невозможности в момент обращения ответить на поставленный вопрос самостоятельно специалист должен переадресовать (перевести) телефонный звонок специалисту, обладающему информацией по поставленному вопросу или сообщить обратившемуся гражданину номер телефона, по которому можно получить необходимую информацию, либо собеседнику должно быть предложено, перезвонить в конкретный день и в определенное время и к назначенному сроку подготовить ответ по вышеуказанным вопросам.
Специалист Департамента вправе предложить собеседнику представиться.
2.1.6. В случае если посетитель (собеседник) не удовлетворен информацией, предоставленной ему на устном приеме или по телефону, специалист Департамента может предложить ему подготовить письменное обращение по интересующим его вопросам.
2.1.7. Консультирование по письменным обращениям осуществляется в форме письменных ответов.
Руководитель Департамента или его заместитель в соответствии с распределением обязанностей определяет исполнителя для подготовки ответа по каждому конкретному письменному обращению.
Ответ на письменное обращение должен содержать ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя.
Ответ на письменное обращение подписывается руководителем Департамента или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей и направляется по почте или факсу (при наличии) в зависимости от способа доставки, указанного в письменном обращении заявителя.
Ответ направляется в адрес Заявителя в срок, не превышающий тридцать дней со дня регистрации письменного обращения в Департаменте.
2.1.8. Специалист Департамента при предоставлении консультации информирует Заявителя по следующим вопросам:
о порядке обращения за получением государственной услуги, включая информацию о графике работы и местонахождении Департамента, отдела;
о требованиях к Заявителю;
о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требованиях к их оформлению;
о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги (наименование, дата принятия, номер, источник опубликования);
о сборах, необходимых для предоставления государственной услуги;
о сроках предоставления государственной услуги;
о входящих номерах, под которыми зарегистрированы в системе делопроизводства Департамента заявление и прилагаемые материалы;
информацию о комплектности материалов;
2.1.9. Консультации предоставляются бесплатно.
2.2. Сроки предоставления государственной услуги
2.2.1. Решение о предоставлении государственной услуги, конечным результатом которой является выдача разрешения на выбросы или отказ в выдаче разрешения на выбросы по основаниям, предусмотренным пунктом 2.3.1 (за исключением абзаца второго) настоящего Регламента, принимается в течение тридцати дней со дня регистрации Департаментом материалов.
Решение об отказе в выдаче разрешения на выбросы по причине некомплектности материалов, установленной абзацем вторым пункта 2.5.1 настоящего Регламента, осуществляется в течение пяти дней со дня регистрации материалов.
2.2.2. Решение о переоформлении разрешения на выбросы либо об отказе в переоформлении разрешения на выбросы, принимается в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня регистрации Департаментом материалов.
2.2.3. Время ожидания Заявителя в очереди при подаче заявления об оформлении (переоформлении) разрешения на выбросы, при получении письма об отказе в выдаче разрешения на выбросы, при получении разрешения на выбросы составляет 30 минут.
2.3. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
2.3.1. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на выбросы являются:
несоответствие представленных материалов Заявителя перечню документов, указанных в пункте 2.5.1 настоящего Регламента;
выявления некомплектности материалов Заявителя;
отсутствие утвержденных в установленном порядке сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ;
наличие в документах, представленных Заявителем, недостоверной или искаженной информации;
выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных Заявителем нормативах ПДВ и/или лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке;
выявление превышений установленных нормативов ПДВ и/или лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений;
невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы, утвержденных Департаментом сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ либо не достижение запланированной эффективности реализованных мероприятий;
отсутствие документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
2.3.2. Основаниями для отказа в переоформлении разрешения на выбросы являются:
несоответствие материалов Заявителя перечню документов, указанных в пункте 2.5.3 настоящего Регламента;
выявления некомплектности материалов Заявителя;
наличие в документах, представленных Заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отсутствие документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
2.4. Требования к местам предоставления государственной услуги
2.4.1. Для удобства и комфорта предоставления государственной услуги:
помещение Департамента для непосредственного взаимодействия специалистов Департамента с Заявителями должно быть организовано в виде кабинетов, в которых ведут прием несколько специалистов. Кабинет должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, быть оборудован противопожарной системой, столами, стульями, снабжен табличками с указанием номера кабинета, названия отдела, фамилий, имен, отчеств, должностей специалистов. Каждое рабочее место должно быть оснащено телефонной связью, персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствам;
места ожидания Заявителей должны быть оборудованы стульями, количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но составляет не менее 3 мест;
оборудуется место для оформления Заявителями документов, которое обеспечивается образцами заполнения документов и информационными материалами;
образец заявления на предоставление государственной услуги;
образец оформления платежного документа по оплате государственной услуги с указанием реквизитов получателя;
перечень представляемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
2.5. Перечень необходимых для предоставления государственной услуги документов, их формы, способ получения
2.5.1. Для предоставления государственной услуги, конечным результатом которой является выдача разрешения на выбросы, Заявителем представляются в Департамент следующие документы:
заявление о выдаче разрешения на выбросы в двух экземплярах с описью прилагаемых документов согласно Приложению N 1 к настоящему Регламенту, в котором указываются:
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;
утвержденные в установленном порядке нормативы ПДВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
установленные временно согласованные выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
проект "Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу" в двух экземплярах в печатном виде и в одном экземпляре на электронном носителе;
копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на выброс.
Копии документов, не заверенные нотариально, подаются с одновременным предъявлением оригинала.
При установлении ВСВ юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют утвержденные в установленном порядке план уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ, а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана.
2.5.2. Разрешение на выбросы в течение срока его действия подлежит переоформлению, при условии неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов загрязняющих веществ, в случаях:
изменения наименования, в том числе фирменного наименования юридического лица, места его нахождения - для юридического лица;
изменения фамилии индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
порчи или утраты разрешения на выбросы.
2.5.3. Для предоставления государственной услуги, конечным результатом которой является переоформление разрешения на выбросы, Заявителем предоставляются в Департамент следующие документы:
заявление о переоформлении разрешения на выбросы, оформленное в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Регламенту, с указанием причины необходимости переоформления разрешения на выбросы;
документация, подтверждающая причины необходимости переоформления разрешения на выбросы (не представляется в случае переоформления разрешения в связи с утратой (порчей) оригинала разрешения на выбросы), в том числе:
документ, подтверждающий внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, - для юридического лица;
документ, подтверждающий внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
оригинал выданного ранее Заявителю в установленном порядке разрешения на выбросы (не представляется в случае переоформления разрешения в связи с утратой, порчей оригинала разрешения на выбросы);
справку о неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов загрязняющих веществ, подписанной Заявителем.
2.6. Требования к оплате получателем государственной услуги по выдаче разрешения на выброс
2.6.1. За предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая, глава 25.3).
Раздел III
III. Административные процедуры
3.1. При предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы осуществляются следующие административные процедуры:
прием материалов Заявителя;
назначение ответственного должностного лица (далее - ответственный исполнитель);
рассмотрение материалов Заявителя;
оформление разрешения на выбросы или письма об отказе в выдаче разрешения на выбросы;
выдача разрешения на выбросы и внесение информации о выдаче разрешения на выбросы в соответствующий информационный ресурс (журнал, банк данных).
3.1.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административных процедур, является поступление в Департамент заявления и прилагаемых материалов в соответствии с пунктом 2.5.1 настоящего Регламента. Регистрация материалов Заявителя осуществляется в Департаменте, не позднее дня, следующего за днем их получения. Критерием приема материалов Заявителя и их регистрации является соответствие состава представленных материалов описи и перечню документов, указанных в пункте 2.5.1 настоящего Регламента. Результатом действия являются зарегистрированные в установленном порядке входящие материалы Заявителя. Один экземпляр заявления и описи, подготовленной Заявителем, с отметкой о дате приема направляется (вручается, возвращается) Заявителю. Зарегистрированные материалы Заявителя передаются начальнику отдела для назначения ответственного исполнителя для их рассмотрения.
3.1.2. Ответственным за предоставление государственной услуги, является начальник отдела. Начальник отдела в течение одного рабочего дня принимает решение о назначении ответственного исполнителя с учетом его должностных обязанностей и ставит резолюцию о назначении ответственного исполнителя на материалах Заявителя.
Ответственный исполнитель в течение пяти рабочих дней рассматривает материалы Заявителя на соответствие перечню документов, указанных в пункте 2.5.1 настоящего Регламента, и в случае выявления некомплектности материалов Заявителя или других оснований в соответствие с пунктом 2.3.1 настоящего Регламента, готовит письмо Заявителю об отказе в выдаче разрешения на выбросы согласно Приложению N 3 к настоящему Регламенту, которое передает на визирование начальнику отдела и на подпись руководителю Департамента или его заместителю в соответствии с распределением обязанностей.
При установлении комплектности материалов Заявителя и соответствия требованиям пункта 2.5.1 настоящего Регламента ответственный исполнитель в течение не более тридцати рабочих дней с даты регистрации материалов рассматривает материалы Заявителя, готовит заключение о соответствии представленных материалов нормативным требованиям и оформляет разрешение на выбросы в соответствии с Приложением N 4 настоящего Регламента. Подготовленное разрешение на выбросы визируется в установленном порядке и направляется на подпись руководителю Департамента или его заместителю в соответствии с распределением обязанностей.
Подписанное разрешение на выбросы направляется в отдел, ответственный исполнитель вносит в базу данных входящих документов информацию о подписи разрешения на выбросы и информирует по телефону Заявителя о времени выдачи разрешения на выбросы. Выдача Заявителю оформленного разрешения на выбросы осуществляется ответственным исполнителем.
Ответственный исполнитель в течение одного рабочего дня с даты подписания разрешения на выбросы вносит в базу данных информацию о выданном разрешении на выбросы.
3.1.3. Срок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы - тридцать рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.
3.1.4. Описание последовательности и состава административных процедур отдела при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы, максимальных сроков выполнения административных процедур приводится в Приложении N 5 к настоящему Регламенту.
3.2. При предоставлении государственной услуги по переоформлению разрешения на выброс осуществляются следующие административные процедуры:
прием и регистрация материалов Заявителя;
назначение ответственного исполнителя;
рассмотрение материалов Заявителя;
переоформление разрешения на выбросы, архивирование бланка ранее выданного разрешения на выбросы (оригинала разрешения, представленного Заявителем) или подготовка письма с мотивированным отказом в переоформлении разрешения на выбросы;
информирование и выдача переоформленного разрешения на выбросы;
внесение информации о переоформлении разрешения в соответствующий информационный ресурс (журнал, банк данных, реестр).
3.2.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административных процедур является поступление в Департамент заявления и прилагаемых материалов в соответствии с пунктом 2.5.3 настоящего Регламента. Регистрация материалов Заявителя осуществляется в Департаменте, не позднее дня, следующего за днем их получения. Критерием приема документов Заявителя и их регистрации является соответствие состава документов представленной описи и перечню документов, указанных в пункте 2.5.3 настоящего Регламента. Один экземпляр заявления и описи, подготовленной Заявителем, с отметкой о дате приема направляется (вручается, возвращается) Заявителю. Зарегистрированные материалы Заявителя передаются начальнику отдела.
Начальник отдела, в срок, не превышающий один рабочий день, назначает ответственного исполнителя с учетом его должностных обязанностей, о чем ставит резолюцию на материалах Заявителя. Ответственный исполнитель в соответствии с резолюцией получает материалы для рассмотрения.
3.2.2. Ответственный исполнитель в течение пяти рабочих дней рассматривает материалы Заявителя на соответствие перечню документов, указанных в пункте 2.5.3 настоящего Регламента, и, в случае выявления некомплектности материалов Заявителя, готовит письмо Заявителю об отказе в переоформлении разрешения на выбросы по причине некомплектности материалов согласно Приложению N 3 к настоящему Регламенту, которое передает на визирование начальнику отдела и на подпись руководителю Департамента или его заместителю в соответствие с распределением обязанностей.
При установлении комплектности материалов Заявителя ответственный исполнитель в срок, не превышающий десять рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя, рассматривает материалы Заявителя и оформляет разрешение на выбросы в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Регламенту. Подготовленное разрешение на выбросы визируется ответственным исполнителем, начальником отдела и подписываются руководителем Департамента или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей и заверяется оттиском печати.
3.2.3. Подписанное разрешение на выбросы направляется в отдел, ответственный исполнитель в базу данных входящих документов вносит информацию о подписи разрешения на выбросы и информирует по телефону Заявителя о времени выдачи разрешения на выбросы. Выдача оформленного разрешения на выбросы осуществляется Заявителю или его представителю по доверенности ответственным исполнителем. После подписи переоформленного разрешения на выбросы бланк ранее выданного разрешения на выбросы (оригинала разрешения, представленного Заявителем) прилагается к материалам Заявителя, которые передаются на хранение в архив.
Ответственный исполнитель в течение одного рабочего дня с даты подписания разрешения на выбросы вносит в базу данных информацию о выданном разрешении на выбросы, а также в перечень выданных разрешений на выбросы.
3.2.4. Переоформление разрешения на выбросы допускается только на период действия установленных нормативов ПДВ или лимитов на выбросы. Срок действия переоформленного разрешения на выбросы не должен превышать срок действия переоформляемого разрешения.
3.2.5. Конечным результатом предоставления государственной услуги по переоформлению разрешения на выбросы, является выдача разрешения на выбросы, оформленного в соответствии с Приложением N 4 настоящего Регламента, с присвоением того же регистрационного номера с добавлением соответствующей литеры П и с указанием того же срока действия, которые были указаны в переоформляемом разрешении, и архивирование бланка переоформляемого разрешения на выбросы (оригинала разрешения на выбросы, представленного Заявителем).
3.2.6. Описание последовательности и состава административных процедур и максимальных сроков предоставления государственной услуги по переоформлению разрешения на выбросы, приводится в Приложении N 6 к настоящему Регламенту.
3.2.7. Срок предоставления государственной услуги по переоформлению разрешения на выбросы - десять рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.
IV. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги
4.1. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением специалистами Департамента положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также контроль за принятием решений специалистами Департамента
4.1.1. Контроль за совершением административных процедур (действий) и подготовкой решений в процессе предоставления государственной услуги осуществляют руководитель Департамента или его заместитель в соответствии с распределением обязанностей.
4.1.2. Персональная ответственность в части контроля за исполнением административных процедур возлагается на начальника отдела.
4.1.3. Начальник отдела назначает из числа специалистов ответственного исполнителя по исполнению административной процедуры.
Ответственный исполнитель несет ответственность за правильность и обоснованность оформления документов, соблюдение сроков рассмотрения представленных материалов. Персональная ответственность закрепляется в должностных регламентах и обязанностях соответствующих специалистов Департамента в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4.1.4. Текущий контроль за соблюдением последовательности административных процедур по предоставлению государственной услуги, осуществляется начальником отдела, в соответствии с установленными настоящим Регламентом содержанием и сроками административных процедур.
Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения ответственными исполнителями нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Марий Эл, положений настоящего Регламента.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем Департамента или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.
4.1.5. Для текущего контроля используется служебная корреспонденция Департамента, устная и письменная информация специалистов Департамента, осуществляющих административные процедуры.
4.1.6. Сведения о количестве принятых и рассмотренных материалов, оформленных и выданных разрешений на выбросы, еженедельно представляются руководителю Департамента или его заместителю в соответствии с распределением обязанностей.
4.1.7. О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур ответственные исполнители немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также принимают срочные меры по устранению нарушений.
4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок, полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля над полнотой и качеством предоставления государственной услуги
4.2.1. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения Заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействия) специалистов Департамента.
Порядок и периодичность проведения плановых проверок выполнения специалистами Департамента положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, устанавливаются в соответствии с планом работы Департамента на текущий год.
4.2.2. В случае ненадлежащего исполнения специалистами Департамента служебных обязанностей предусматривается проведение внеплановых проверок на предмет полноты и качества предоставления ими государственной услуги, по результатам которых в отношении виновных специалистов Департамента применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
4.3. Ответственность государственных гражданских служащих Департамента за решения и действия (бездействия), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции
4.3.1. Руководитель Департамента или его заместитель в соответствии с распределением обязанностей (далее - должностные лица) несут персональную ответственность за организацию исполнения государственной функции и принимаемые в ходе ее исполнения решения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.3.1. Ответственные исполнители несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции, в том числе за соблюдение сроков и порядка исполнения административных процедур (действий), за их правильность и обоснованность, законность применяемых мер, соблюдение соответствия применяемых мер совершенным нарушениям.
4.3.2. Персональная ответственность специалистов Департамента, ответственных за исполнение государственной функции (совершение административных процедур (действий), закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.3.2. О мерах, принятых в отношении виновных специалистов Департамента, в десятидневный срок со дня принятия таких мер в письменной форме сообщается Заявителю, права и (или) законные интересы которого нарушены.
V. Обжалование действий (бездействий) должностных лиц в ходе выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы
5.1. Заявитель имеет право на обжалование действий (бездействия) и решений специалистов и должностных лиц Департамента при предоставлении государственной услуги в досудебном и судебном порядке.
5.2. Досудебный порядок обжалования.
5.2.1. Предметом досудебного обжалования могут являться действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) специалистами и должностными лицами Департамента в ходе предоставления государственной услуги на основании настоящего Регламента.
Досудебный порядок обжалования осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5.2.2. Заявитель вправе в досудебном порядке обжаловать действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги специалистами Департамента - должностным лицам Департамента (иному уполномоченному на то лицу Департамента), обратившись с жалобой лично или по почте.
5.2.3. Поступление соответствующего устного или письменного обращения является основанием для начала процедуры досудебного обжалования.
5.2.4. Заинтересованное лицо имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
5.2.5. Личный прием граждан по вопросам обжалования действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги осуществляется должностными лицами Департамента (иным уполномоченным на то лицом Департамента) в часы приема Заявителей.
Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на информационном стенде Департамента.
5.2.6. В ходе личного приема, если изложенные факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия Заявителя может быть дан устно, о чем делается соответствующая запись в карточке личного приема.
В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
5.2.7. Письменное обращение (далее - жалоба) должно содержать следующую информацию:
наименование государственного органа, в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего должностного лица;
фамилию, имя, отчество гражданина (последнее - при наличии), наименование юридического лица, которым подается жалоба, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
суть обжалуемого действия (бездействия) при исполнении конкретных административных процедур, установленных настоящим Регламентом;
причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием), принятым решением;
обстоятельства, на основании которых Заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность в связи с исполнением специалистами и должностными лицами Департамента административных процедур, установленных настоящим Регламентом;
иные сведения, которые Заявитель считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к жалобе прилагаются документы и материалы или их копии. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.
Жалоба подписывается подавшим ее лицом и в ней проставляется дата представления.
5.2.8. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцать календарных дней со дня ее регистрации.
В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении внеплановой проверки в соответствии с настоящим Регламентом, направлении Департаментом запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов) должностные лица Департамента (иное уполномоченное на то должностное лицо Департамента) вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать календарных дней, уведомив Заявителя о продлении сроков ее рассмотрения с указанием причин.
5.2.9. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований Заявителя либо об отказе в их удовлетворении.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы направляется Заявителю.
Ответ на жалобу подписывается руководителем Департамента или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.
5.2.10. Жалоба не рассматривается в следующих случаях:
в жалобе не указаны фамилия гражданина либо наименование юридического лица, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу специалистов и должностных лиц Департамента, а также членам их семей;
текст жалобы не поддается прочтению, о чем в течение семи дней со дня ее регистрации сообщается Заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
жалоба повторяет текст предыдущего обращения, на которое Заявителю давался письменный ответ по существу, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.
В случае поступления такой жалобы Заявителю направляется уведомление о ранее данных ответах или копии этих ответов. Руководитель Департамента в данном случае вправе принять решение о безосновательности очередного обращения с жалобой и прекращении переписки с Заявителем по данному вопросу, о чем Заявителю также направляется письменное уведомление.
5.2.11. Если предметом жалобы является обжалование судебных решений, принятых по действиям (бездействию) или принятым решениям, такая жалоба в течение семи дней со дня ее регистрации возвращается направившему его гражданину или юридическому лицу с разъяснением порядка обжалования судебных решений.
5.2.12. Споры, связанные с действиями (бездействием) и решениями, осуществляемыми (принятыми) в ходе предоставления государственной услуги, в том числе на стадии досудебного обжалования, разрешаются в судебном порядке в арбитражном суде на основании заявления, поданного в течение трех месяцев со дня, когда Заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Приложение N 1
Оформляется на бланке Заявителя (при наличии)
Руководителю
Департамента экологической
безопасности, природопользования и
защиты населения Республики Марий Эл
Заявление
__________________________________________________ просит Вас рассмотреть
(наименование Заявителя)
представленные материалы и выдать разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
Приложение: Опись прилагаемых документов:
1. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
2. Копии документов, подтверждающих факт внесения записи юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц.
3. Копия свидетельства на право собственности или договор аренды (иной документ, подтверждающий право на размещение данной организации: постановление органов местного самоуправления либо администрации республики, договор безвозмездного пользования и т.п.).
4 Проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников в 2 экз. - в печатном виде и 1 экз. - на электронном носителе. Проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу должен иметь утвержденные в установленном порядке нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для каждого конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, хозяйствующего субъекта в целом и по отдельным производственным территориям, установленный срок действия данных нормативов.
5. Копия санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл на соответствие ПДВ санитарно-гигиеническим требованиям.
6. Сведения по инвентаризации выбросов и разработчику проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
7. Сведения о лаборатории, привлекаемой для проведения анализов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (аттестат об аккредитации, область аккредитации).
Ф.И.О., должность и подпись Заявителя
Дата, печать (при наличии)
Приложение N 2
Оформляется на бланке Заявителя (при наличии)
Руководителю
Департамента экологической
безопасности, природопользования и
защиты населения Республики Марий Эл
Заявление
__________________________________________________ просит Вас рассмотреть
(наименование Заявителя)
представленные материалы и переоформить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (указываются причины переоформления).
Приложения: Опись прилагаемых документов:
(приводится перечень прилагаемых документов с указанием количества листов в каждом)
1. Документация, подтверждающая изменение наименования, реквизитов юридического лица, индивидуального предпринимателя.
2. Оригинал выданного ранее Заявителю бланка разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (не представляется в случае утери, порчи бланков разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников).
3. Подготовленная, подписанная и заверенная печатью Заявителя справка о неизменности осуществления хозяйственной или иной деятельности по месту (адресу) осуществления данной деятельности и последующих перспективах.
4. Документация, подтверждающая изменение юридического лица (договоры купли-продажи или переуступки прав собственности, зарегистрированные в установленном законодательством порядке).
5. Документация, устанавливающая право на земельно-имущественные отношения нового юридического лица по месту осуществления деятельности.
6. Подготовленная, подписанная и заверенная печатью Заявителя справка о неизменности осуществления хозяйственной или иной деятельности по месту (адресу) осуществления данной деятельности и последующих перспективах.
7. Один экземпляр инвентаризации и проекта ПДВ на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, переданного Заявителю юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, ранее осуществлявшим хозяйственную или иную деятельность по данному месту (адресу).
8. Оригинал переданного Заявителю юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, ранее осуществлявшим хозяйственную или иную деятельность по данному месту (адресу), бланка разрешения на выбросы загрязняющих веществ.
Ф.И.О., должность и подпись Заявителя
Дата, печать (при наличии)
Приложение N 3
На бланке Департамента
от ____________ N __________
на N __________ от _________
Наименование и адрес
Заявителя
Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты
населения Республики Марий Эл, рассмотрев заявление
_________________________________________________________________________
(наименование заявителя)
отказывает в выдаче (переоформлении) разрешения на выбросы
_________________________________________________________________________
(полное наименование документа)
Причины отказа:
_________________________________________________________________________
Руководитель Департамента Ф.И.О.
Приложение N 4
Условия природоохранной деятельности
1. Разрешение на выбросы подлежит переоформлению при условии неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов загрязняющих веществ, в случаях изменения наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя (их места нахождения), а также порчи или утраты разрешения на выбросы. При переоформлении разрешения представить результаты производственного контроля.
2. Вести производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, согласно плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов.
3. По истечении срока действия установленных нормативов по проекту ПДВ, проект необходимо переработать, получить согласование по установлению новых нормативов и вновь оформить разрешение.
Начальник отдела
государственной экологической
экспертизы и нормирования подпись Ф.И.О.
К разрешению серии А N ______
Перечень загрязняющих веществ,
разрешенных к выбросу в атмосферу для
_________________________________________________________________
(наименование природопользователя и производственной площадки)
Загрязняющее вещество |
Суммарный выброс лимитный (ВСВ) |
Суммарный выброс нормативный (ПДВ) |
Год дос. ПДВ |
||
т/год |
г/сек |
т/год |
г/сек |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по предприятию: |
|
|
|
|
|
По каждому источнику в отдельности величины выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу зафиксированы в книге "Проект нормативов ПДВ в атмосферу для
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование Заявителя)
Специалист-эксперт (главный, ведущий) отдела
государственной экологической
экспертизы и нормирования подпись Ф.И.О.
Приложение N 5
Описание
последовательности и состава административных процедур при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы
Наименование административного действия |
Максимальный срок выполнения административного действия |
1. Прием и регистрация материалов Заявителя |
1 рабочий день |
2. Назначение ответственного исполнителя |
1 рабочий день |
3. Проверка комплектности представленных материалов Заявителя |
3 рабочих дня |
4. Рассмотрение материалов Заявителя |
20 рабочих дней |
5. Принятие решения о выдаче, либо об отказе в выдаче разрешения на выбросы |
2 рабочих дня |
6. Оформление разрешения на выбросы либо подготовка письма о мотивированном отказе |
2 рабочих дня |
7. Ведение информационного ресурса (журнала, базы данных) о выданных разрешениях на выбросы |
1 рабочий день |
Приложение N 6
Описание
последовательности административных процедур при предоставлении государственной услуги по переоформлению разрешений на выбросы
Наименование административного действия |
Максимальный срок выполнения административного действия |
1. Прием и регистрация материалов Заявителя |
1 рабочий день |
2. Назначение ответственного исполнителя |
1 рабочий день |
3. Проверка комплектности представленных материалов Заявителя |
1 рабочий день |
4. Рассмотрение материалов Заявителя |
5 рабочих дней |
5. Переоформление бланка разрешения на выбросы либо подготовка письма о мотивированном отказе в переоформлении разрешения на выбросы. |
1 рабочий день |
6. Ведение информационного ресурса (журнала, базы данных) о переоформленных разрешениях на выбросы |
1 рабочий день |
Приложение N 7
Взаимосвязь административных процедур и блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы
Не приводится.
Приложение N 8
Блок-схема
общей структуры последовательности административных процедур при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы
Не приводится.
Приложение N 9
Блок-схема
общей структуры последовательности действий административных процедур при предоставлении государственной услуги по переоформлению разрешения на выбросы
Не приводится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 31 декабря 2010 г. N 315 "Об утверждении Административного регламента Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл по выдаче (переоформлению) разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору"
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по РМЭ 24 января 2011 г.
Регистрационный N RU12000201000746
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 13 июня 2018 г. N 336 настоящий приказ признан не подлежащим применению с 10 июля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 20 декабря 2017 г. N 234
Изменения вступают в силу с 6 января 2018 г.
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 27 сентября 2017 г. N 179
Изменения вступают в силу с 17 октября 2017 г.
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 28 июня 2017 г. N 125
Изменения вступают в силу с 18 июля 2017 г.
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 13 марта 2017 г. N 42
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 8 февраля 2016 г. N 24
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 22 декабря 2015 г. N 249
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 13 июля 2015 г. N 135
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 13 апреля 2015 г. N 69
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 27 октября 2014 г. N 271
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 5 февраля 2014 г. N 25
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 13 декабря 2013 г. N 252
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 29 мая 2012 г. N 142
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 26 декабря 2011 г. N 307
Приказ Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 5 мая 2011 г. N 104