31 марта 2001 г.
В целях практического осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, сохранения и обновления жилищного фонда и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий в Республике Марий Эл (далее - Концепция).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2001 г. N 101 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл с привлечением органов местного самоуправления городов и районов республики разработать и представить на утверждение Правительством Республики Марий Эл в III квартале 2001 г. республиканскую долгосрочную до 2010 года, в том числе на первую очередь до 2004 года, программу комплексного обновления жилищного фонда и его инженерного оборудования, требующих реконструкции и модернизации с целью снижения затрат на содержание жилищного фонда и сокращения расходов потребляемых энергоресурсов.
Вышеназванной программой предусмотреть выделение необходимых средств на первоочередные мероприятия по реконструкции и модернизации жилого фонда в республиканском и местных бюджетах городов и районов Республики Марий Эл на 2002 год.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 мая 1997 г. N 191 "О разработке адресных (городских, поселковых) программ реконструкции, модернизации и капитального ремонта жилых домов первых массовых серий, ветхого и аварийного жилого фонда".
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2001 г. N 101 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Контроль за исполнением настоящего постановления и реализацией положений Концепции возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
В.Кислицын |
Концепция
реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий в Республике Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 апреля 1999 г. N 179)
31 марта 2001 г.
I. Общие положения
Концепция реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий в Республике Марий Эл разработана Министерством строительства и архитектуры Республики Марий Эл на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 13 февраля 1998 г. N 52 "О ликвидации ветхого жилья и реконструкции жилых домов первых массовых серий" и в соответствии с подпрограммой "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" Государственной целевой программы "Жилище", разработанной Госстроем России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 685.
Одним из главных направлений реализации государственной целевой программы "Жилище" является сохранение и обновление жилищного фонда. В настоящее время капитальный жилой фонд в Республике Марий Эл составляет 8,5 млн.кв.м. общей площади. Жилые дома, построенные из панелей, блоков и кирпича по типовым проектам первых массовых серий, строительство которых велось с середины 50-х и до конца 60-х годов, составляют около 10 процентов от общего количества капитального жилого фонда.
Необходимость решения проблемы реконструкции и модернизации этой части жилищного фонда программным методом объясняется:
социальной значимостью, масштабностью и относительной однородностью фонда жилых домов первых массовых серий;
нормативными сроками проведения капитального ремонта фонда жилых домов первых массовых серий, который был создан в относительно короткие сроки (около 15 лет) и за годы эксплуатации претерпел физический (15-30 процентов) и моральный износ;
согласно правилам технической эксплуатации с середины 80-х годов должно было начаться массовое обновление жилищного фонда типовых зданий, восстановление его ресурса и ликвидация последствий морального износа;
запасами несущей способности типовых домов, позволяющими увеличить их этажность на 1-2 этажа без усиления существующих конструкций стен и фундаментов, что позволит получить за счет этого прирост общей площади до 40 процентов;
экономической целесообразностью наращивания размеров фонда за счет надстройки и пристройки объемов при реконструкции, поскольку стоимость получаемого при этом дополнительного жилья на 20-40 процентов ниже, чем в основном строительстве.
Жилой фонд, подлежащий реконструкции, по республике составляет 821,5 тыс.кв.м. общей площади.
Количество домов - 470 штук, в том числе:
5-этажные - 328
4-этажные - 18
3-этажные - 21
2-этажные - 103
1-этажные - 103
Количество квартир - 25560 штук, в том числе:
1-комнатные квартиры - 3834 или 15 процентов
2-комнатные квартиры - 10224 или 40 процентов
3-комнатные квартиры - 10224 или 40 процентов
4-комнатные квартиры - 1278 или 5 процентов
По физическому износу жилой фонд распределяется следующим образом:
15-20 процентов физического износа - 272625 кв.м
или 33,2 процента;
20-25 процентов физического износа - 224933 кв.м
или 27,6 процента;
25-30 процентов физического износа - 325899 кв.м
или 39,2 процента.
В жилых домах первых массовых серий проживает около 48 тыс. жителей. Обеспеченность общей площадью составляет 17,2 кв.м на человека.
Структура фонда по формам собственности:
муниципальный - 347800 кв.м или 42,3 процента;
ведомственный - 135840 кв.м или 16,5 процента;
общественных организаций - 100 кв.м или 0,1 процента;
кооперативный - 32280 кв.м или 3,9 процента;
приватизированный - 305440 кв.м или 37,2 процента.
II. Критические проблемы жилищного строительства в городах и населенных пунктах Республики Марий Эл
В настоящее время в городах и других населенных пунктах Республики Марий Эл накопился ряд проблем, затрудняющих нормальное развитие жилищного фонда в городах и населенных пунктах Республики Марий Эл. С одной стороны имеется необходимость наращивания площадей жилья и числа квартир, улучшения их потребительских качеств и архитектурного облика домов и застройки, снижения стоимости квартир и эксплуатационных затрат на их содержание. С другой стороны индустриализация городов, политика застройки жилых кварталов и микрорайонов на свободных территориях привели к интенсивному расширению их границ и, как следствие, к нерациональному увеличению протяженности инженерных сетей, коммуникаций, транспортных маршрутов и, в целом, к неэффективной, иррациональной системе городской инфраструктуры.
Исправить это положение можно только одним путем - не расширять границы городов в ближайшие два - три десятилетия. Сосредоточить усилия на завершении и гармонизации существующей застройки. Привести в сбалансированное состояние объемы жилищного фонда, мощности и качество услуг предприятий и объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Практически в этот период предстоит "строить город в городе".
В этих условиях особую актуальность приобретает задача сохранения существующего жилого фонда посредством грамотной его эксплуатации и своевременной реконструкции жилья, особенно жилых домов первых массовых серий, возведенных со второй половины 50-х до конца 60-х годов. Значительную часть этого жилого фонда составляют 4-5 этажные жилые дома, построенные из панелей, блоков и кирпича по типовым проектам первого поколения.
Одной из критических проблем жилищного строительства является необходимость реконструкции жилой застройки, в первую очередь жилых домов первых массовых серий, физический и в большей мере моральный износ которых требует их реконструкции в ближайшие 10 лет, во избежании полного выбытия этой части жилого фонда, а так же реконструкции инженерных сетей и систем, особенно тепловых сетей, в которых теряется до 30 процентов тепловой энергии.
III. Проблема реконструкции и модернизации жилищного фонда первых массовых серий
Характерной особенностью фонда жилых домов первых массовых серий является его ощутимый моральный износ, проявляющийся в несовершенстве планировочных решений квартир (малые размеры комнат, дефицит подсобных помещений, отсутствие встроенной мебели, отсутствие или крайне малые размеры летних помещений), однообразии и невыразительности внешнего облика зданий и сложившейся их застройки. К признакам морального износа относится несоответствие эксплуатационных качеств ограждающих конструкций современным требованиям по тепло- и гидроизоляции жилых помещений, шумозащите.
Физический износ (ветшание) конструкций рассматриваемых зданий, как правило, не превышает 30 процентов. Особенностью, характерной для большинства зданий типовых проектов первого первых массовых серий, является наличие существующих запасов прочности несущих элементов, что позволяет надстраивать типовые "пятиэтажки" одним-двумя этажами без усиления существующих фундаментов, стен или колонн нижних этажей. Эта особенность типовых жилых зданий открывает возможности наращивания объемов жилищного фонда при реконструкции за счет повышения этажности, устройства мансард, пристройки резолитов, летних помещений - приставных балконов, лоджий.
Надстройка "пятиэтажек", в том числе без отселения жильцов, позволит получить без отвода земельных участков новые площади, себестоимость которых на 20-40 процентов ниже чем в новом строительстве.
Характерной особенностью пятиэтажных домов являются низкие потребительские качества квартир первого этажа. Отсутствие летних помещений, затененность комнат, повышенный уровень шума, наличие родонового фона и прочие недостатки резко снижают "престижность" жилья в первых этажах, поэтому часть квартир, расположенных в первых этажах и выходящих на магистральные улицы, может быть преобразована в торговые, конторские и иные нежилые помещения встроенного и встроенно-пристроенного типа.
Обязательным ремонтно-реконструктивным мероприятием в фонде типовых зданий должно быть утепление всех ограждающих конструкций (стен, окон, балконных дверей, покрытий, перекрытий над холодными подпольями) и модернизация систем инженерного оборудования в соответствии с радикально изменившимися нормативными требованиями по теплозащите и энергосбережению.
Снижение теплопотребления (с одновременным повышением температурно-влажностного и воздушного комфорта жилищ) в типовых домах позволит достичь одной из важнейших целей реформы жилищно-коммунального хозяйства - снижение стоимости эксплуатации зданий, будет способствовать ускорению приватизации квартир в типовых "пятиэтажках", образованию в них кооперативов, товариществ собственников и других форм самоуправления жилищным фондом.
Согласно правилам технической эксплуатации с середины 80-х годов должно было начаться массовое обновление жилищного фонда типовых зданий, дальнейшее промедление с решением вопросов восстановления его ресурса и ликвидации последствий морального и физического износа приведет к существенному удорожанию ремонтно-реконструктивных работ.
Неблагополучное положение с сохранением и обновлением рассматриваемой части жилищного фонда связано с несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, не стимулирующих владельцев фонда и финансовые структуры к инвестированию средств в реконструкцию и ремонт жилых зданий. В результате инфляции последних лет плановые накопления жилищно-коммунальных служб, предназначавшиеся на капитальный ремонт, и сбережения населения обесценились, платежеспособный спрос на ремонтно-реконструктивные работы резко сократился. В то же время фонд типовых пятиэтажных зданий отличается благоприятной особенностью - он не обременен кредитными обязательствами. Это позволит рассматривать жилые дома первых массовых серий в качестве залоговой ценности при использовании ипотечного кредитования для нужд реконструкции.
IV. Организационно-экономический механизм реализации программы реконструкции
В основе механизма реализации программы реконструкции должен быть положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в сохранении и обновлении фонда типовых жилых зданий. Правовое, нормативное и методическое регулирование этого процесса направлено на стимулирование инвестиционной, организационно-технической и производственной деятельности владельцев жилищного фонда, подрядных и эксплуатационных организаций и служб.
Координатором всего комплекса работ по реконструкции домов массовых серий должен стать муниципальный фонд реконструкции в городах и районах Республики Марий Эл (далее - фонд реконструкции). Фондами реконструкции должны выполняться, координироваться и контролироваться работы по отбору объектов и их научно-техническому сопровождению, оценке экономической эффективности реконструкции, проектированию, разъяснительной работе с жителями, организации и проведению подрядных торгов, определению формы финансирования, созданию зон комплексной реконструкции.
В качестве основных источников финансирования должны стать территориальные целевые фонды реконструкции жилищ, осуществляющие долгосрочное кредитование владельцев жилищного фонда с низкой процентной ставкой, и часть средств местных бюджетов, направляемых на капитальное строительство.
Экономические меры должны включать систему безвозмездных субсидий для малообеспеченных категорий граждан, льгот в кредитовании, местном налогообложении, страховании, формировании внебюджетных фондов как источников финансирования реконструктивной деятельности.
Перспективным источником финансирования должен явиться ипотечный кредит банков, поскольку жилой фонд домов первых массовых серий не отягощен какими-либо кредитными обязательствами и представляет собой высоколиквидную залоговую ценность.
Безвозмездные адресные субсидии гражданам позволят активизировать привлечение их собственных средств для реконструкции и модернизации жилищ.
Важным источником финансирования реконструкции домов должны стать средства от реализации фондами реконструкции квартир в надстраиваемых и пристраиваемых объемах, а также реконструированных квартир, приобретаемых фондами реконструкции в качестве залоговых обязательств граждан, которые из реконструируемого дома переселяются на постоянное местожительство в другую квартиру.
Увеличение объемов капитального ремонта и модернизации типовых домов может быть достигнуто путем создания целевых накопительных фондов, члены которых могут пользоваться льготным кредитом фонда для обновления своего жилища. Для стимулирования таких накоплений целесообразно производить начисление субсидий - вознаграждений из местных бюджетов или средств фондов реконструкции.
Для привлечения дополнительных средств на цели реконструкции и модернизации жилища может использоваться размещение долговых обязательств - муниципальных жилищных облигаций.
Для преодоления организационно-правовых трудностей в проведении реконструкции или модернизации домов необходимо осуществить меры по ускорению полной приватизации квартир в реконструируемых домах и образование в них кооперативов, кондоминиумов и других видов жилищных товариществ.
Правовые механизмы организации работы по реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий должны быть направлены на защиту интересов и прав всех участников процесса обновления жилищного фонда, включая квартиросъемщиков, обеспечение стабильности и гарантийной надежности финансово-коммерческой деятельности в этой области.
V. Порядок организации работы по реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий
Определяющей доминантой жилищного строительства должна стать гармонизация городской среды, сбалансированное по объемам и качеству строительство жилья и обеспеченные финансовыми ресурсами запросы населения городов.
Комплексная реконструкция существующей застройки городов должна осуществляться по специально разработанным генеральным планам реконструкции и гармонизации городской среды каждого города, ориентированным на завершенность застройки кварталов, микрорайонов, архитектурно-пространственную сопряженность промышленной и жилой застройки, нормализацию транспортных и инженерных коммуникаций, экологическое оздоровление окружающей среды.
Для начала реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий необходимо в каждом городе осуществлять точный учет, оценку технического состояния зданий и классификацию всего типового жилищного фонда по типам, объемам реконструкции или модернизации, необходимости и возможности пристроев и надстроев, по форме реконструкции или модернизации с отселением или без отселения жителей.
На первом этапе целесообразно отобрать жилые дома, требующие минимальных затрат на реконструкцию или модернизацию, работы на которых можно производить без отселения жителей. Это некоторые дома, построенные по типовым сериям I-464-A и I-447-C улучшенной планировки. В этих зданиях минимальными средствами можно улучшить планировку квартир, провести реконструкцию инженерных сетей, произвести работы по утеплению наружных стен, оконных и дверных проемов, утеплить полы первого этажа, улучшить межквартирную звукоизоляцию, а также произвести надстройку мансардного этажа с реконструкцией лестничных клеток при варианте изолированных квартир мансардного этажа или устройства второго уровня для квартир пятого этажа.
На втором этапе программ реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий, построенных по типовым проектам 1-447, 1-467-Д, 1-439, 1-510, К-7, работы должны производиться, как правило, с отселением жителей с максимальным переоборудованием зданий, включающим перепланировку квартир, реконструкцию санитарно-технических систем с установкой приборов учета и контроля расходования энергоресурсов, утепление ограждающих конструкций, пристрой дополнительных объемов с расширением корпуса здания, надстройку одного-двух или более этажей по специально разработанным проектам комплексной реконструкции каждого квартала, микрорайона или группы домов.
Для осуществления реконструкции жилых домов с отселением жителей необходимо создать резервный фонд жилья, который должен использоваться для предоставления квартир переселяемым гражданам из домов, подлежащих очередной реконструкции.
В план очередной реконструкции должен включаться дом с согласия всех жителей данного дома.
Переселение по желанию граждан может производиться на постоянное место жительства либо на период проведения реконструктивных работ рассматриваемого жилого дома.
При переселении граждан на постоянное место жительства в квартиру резервного фонда по желанию жителей квартира может предоставляться либо равноценная по общей площади без дополнительной оплаты, либо большей или меньшей общей площади с соответствующей компенсацией стоимости дополнительной или недостающей площади.
Возмещение гражданами стоимости дополнительной общей площади при переселении на постоянное место жительства производится единовременно до переселения или с оформлением ипотечного кредита на сумму стоимости дополнительной площади под залог части получаемого жилья.
Компенсация гражданам за недостающую общую площадь предоставляемого для переселения жилья производится фондом реконструкции.
Сдаваемые квартиры в жилом доме, подлежащем реконструкции, жители которых переселяются в другие квартиры на постоянное место жительства, переходят в собственность фонда реконструкции, занимающегося реконструкцией жилого дома. После реконструкции эти квартиры реализуются фондом реконструкции на рынке жилья или используются в качестве пополнения резервного фонда жилья для предоставления квартир гражданам из жилого дома, подлежащего очередной реконструкции.
Возмещение затрат на создание дополнительных объемов общей площади в результате реконструкции квартир граждан, переселенных в квартиры резервного фонда на время реконструктивных работ, производится гражданами по договору с фондом реконструкции единовременно до заселения в реконструируемую квартиру или посредством предоставления долгосрочного ипотечного кредита под залог реконструированной квартиры.
Работы по реконструкции и модернизации санитарно-технических систем, утепление ограждающих конструкций, дополнительная звукоизоляция производятся за счет средств фонда реконструкции и средств граждан пропорционально существующей общей площади квартиры до реконструкции и дополнительной общей площади, полученной в результате реконструкции.
Все проектные решения реконструкции жилого дома должны в обязательном порядке согласовываться со всеми жителями при реконструктивных работах без отселения и временно отселяемыми на период реконструкции.
Изолированные квартиры, размещаемые в мансардных и надстраиваемых этажах, строятся за счет средств фонда реконструкции или с привлечением средств граждан, желающих приобрести квартиру, с возможным предоставлением ипотечного кредита на общих основаниях.
Реконструкция и модернизация уличных инженерных и транспортных коммуникаций, а также разработка проектной градостроительной документации на комплексную реконструкцию кварталов, микрорайонов, групп жилых домов должны производиться за счет средств местных бюджетов.
Проектные работы на реконструкцию конкретных жилых домов должны выполняться за счет средств фонда реконструкции и жителей реконструируемых квартир пропорционально занимаемой общей площади и дополнительно получаемой в результате реконструкции.
Все квартиры в жилых домах, подлежащих реконструкции, как правило, должны быть приватизированы.
Неприватизированные квартиры реконструируются за счет средств фонда капитального ремонта и местных бюджетов без взимания дополнительной платы за реконструктивные работы с граждан, занимающих квартиру на праве найма.
VI. Выбор рациональных архитектурно-планировочных решений реконструкции жилых зданий различных конструктивных систем
При выборе архитектурно-планировочных решений, объемов и форм реконструкции необходимо учитывать:
размещение здания в системе городской застройки;
особенности конструктивной схемы здания;
состояние несущих конструкций и основания здания;
потребность в реконструкции, финансовая возможность и согласие всех жителей дома;
возможность расширения кухонь и жилых комнат за счет расширения корпуса здания;
возможность реконструкции санитарно-технических условий;
возможность надстроя мансардных этажей;
необходимость надстроя 2-3 и более этажей;
возможность преобразования квартир первого этажа под объекты социального назначения.
VII. Реконструкция и модернизация инженерного оборудования жилых домов
В связи с радикально изменившимися нормативными требованиями по теплозащите зданий важнейшими мероприятиями по реконструкции и капитальному ремонту жилых домов являются повышение их тепловой эффективности и энергосбережение.
Низкие теплозащитные качества наружных ограждений "пятиэтажек" являются основной причиной того, что удельный расход топлива на 1 кв.м. общей площади в нашей стране превышает аналогичный показатель стран Западной Европы и Северной Америки в 2,5-3 раза. Несовершенство систем отопления и горячего водоснабжения не позволяет службам эксплуатации и жителям оперативно регулировать, контролировать и вести учет фактического теплопотребления и, как следствие, влиять на уровень своих затрат в этой области.
Повышение тепловой эффективности "пятиэтажек" необходимо предусматривать при реконструкции за счет утепления наружных стен, покрытий, перекрытий над холодными подвалами и подпольями, замены окон и балконных дверей с тройным остеклением, устройства тамбуров при входах в подъезды, увеличения ширины корпуса реконструируемого дома посредством пристроев для расширения кухонь, жилых комнат и утепленных летних помещений. В комплексе эти мероприятия позволят снизить теплопотребление на отопление не менее чем на 40 процентов, а в сочетании с модернизацией инженерного оборудования, оснащением его приборами учета, контроля и регулирования расходы тепла на отопление и горячее водоснабжение могут быть сокращены в 2 и более раза. Освещение мест общего пользования (входы, лестничные клетки, придомовая территория) современными высокоэкономичными источниками света позволит снизить расход электроэнергии на эти цели на 50-60 процентов.
Не менее эффективным средством сокращения энергозатрат является реконструкция систем отопления. Неэкономичные в эксплуатации однотрубные вертикальные системы отопления реконструируемых домов необходимо заменить на системы с горизонтальным поквартирным распределением теплоносителя от стояков, устанавливаемых на лестничных клетках. Это позволит организовать наиболее простым и надежным методом поквартирный учет потребляемой тепловой энергии и индивидуальное автоматическое регулирование теплоотдачи отопительных приборов. В результате обеспечивается сокращение потребления тепла на 15-20 процентов.
В каждой квартире при реконструкции инженерных систем необходимо устанавливать приборы учета потребления холодной и горячей воды, а также производить установку кранов с дискретными устройствами подачи воды, так как много воды теряется в квартирах из-за низкого качества запорной арматуры, смывных бачков и изначально ошибочной конструктивной системы кранов, ориентированной на непрерывность подачи воды при пользовании умывальником, раковиной, душем. Как показывает отечественный и зарубежный опыт это позволяет снизить расход воды на одного жителя на 40 процентов.
Необходимо реконструировать местные тепловые пункты в зданиях, оснастить их современным технологическим оборудованием и средствами автоматизации, осуществляющими автоматическое регулирование температуры воды в зависимости от температуры наружного воздуха и изменения температуры теплоносителя по заданной программе: для жилых зданий в ночные часы, а для общественных - в рабочее время. В результате обеспечивается дополнительная экономия тепла в жилых зданиях на 8-15 процентов, а в общественных - 30-40 процентов.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2001 г. N 101 в раздел VIII настоящей Концепции внесены изменения
VIII. Условия реализации Концепции реконструкции жилых домов первых массовых серий в Республике Марий Эл
Реализация Концепции реконструкции жилых домов первых массовых серий в Республике Марий Эл должна осуществляться органами исполнительной власти местного самоуправления городов и районов Республики Марий Эл. С этой целью необходимо разработать и принять комплексные программы реконструкции жилых домов первых массовых серий каждого города и района республики.
Программы должны отразить цели, задачи и методы реконструкции жилых домов первых массовых серий, а также:
уточненный перечень жилых домов, построенных в 50-60-е годы по типовым проектам первых массовых серий I-464-A, I-447-С, 1-467-Д, 1-439, 1-510, К-7;
анализ физического, санитарно-технического, экологического состояния и степень морального износа жилого фонда первых массовых серий, подлежащего реконструкции;
анализ планировочного размещения жилых домов первых массовых серий в системе городской застройки;
схемы размещения жилых домов первых массовых серий в кварталах и микрорайонах городов и других населенных пунктах;
план очередности разработки планировочной документации комплексной реконструкции жилых образований (микрорайонов, кварталов) с определением объемов реконструкции обновления жилого фонда, размещения нового жилья за счет уплотнения застройки, пристроев и надстроев дополнительных этажей и реконструкции инженерных коммуникаций и систем;
план очередности проведения реконструктивных работ без отселения и с отселением жителей;
порядок, сроки и объемы создания резервного фонда жилья для переселения граждан из реконструируемых домов;
организационно-экономический механизм реализации программы реконструкции жилых домов первых массовых серий применительно к конкретным условиям;
решение вопросов создания муниципальных целевых фондов реконструкции жилья;
источники и объемы финансирования реконструктивных работ с учетом привлечения средств местных бюджетов, средств населения, проживающего в жилых домах, подлежащих реконструкции, использования системы ипотечного кредитования и средств балансодержателей жилья, направляемых на содержание и капитальный ремонт жилого фонда;
правовые механизмы на муниципальном уровне организации работы по реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий с учетом защиты интересов и прав всех участников процесса обновления жилищного фонда, включая квартиросъемщиков.
При разработке территориальных программ реконструкции жилых домов первых массовых серий органы исполнительной власти муниципальных образований и разработчики программ должны вести работу под методическим руководством Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и в соответствии с методическими рекомендациями и техническими решениями, предназначенными для предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, для планирования, организации, проектирования и осуществления реконструкции и капитального ремонта жилых зданий и, в первую очередь, домов первых массовых серий.
В состав методических документов, введенных в действие приказом Госстроя России от 10 октября 1998 г. N 8, входят следующие материалы:
1. Методические рекомендации по выбору рациональных архитектурно-планировочных решений реконструкции жилых зданий различных конструктивных систем.
2. Методические рекомендации по реконструкции и модернизации инженерного оборудования жилых домов.
3. Методические рекомендации по технико-экономической оценке эффективности реконструкции жилых зданий и определению сроков окупаемости затрат.
4. Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности.
5. Унифицированные архитектурно-строительные системы мансардных этажей для надстройки реконструируемых домов.
6. Технические решения утепления наружных ограждений домов первых массовых серий.
Указанные методические документы разработаны Центральным научно-исследовательским и проектным институтом жилых и общественных зданий (АО "ЦНИИЭПжилища") 127434, г.Москва, Дмитровское шоссе, 9, корп.Б, тел. (095) 976-41-20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 апреля 1999 г. N 179 "О Концепции реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий в Республике Марий Эл"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 апреля 2006 г. N 80 настоящее постановление признано утратившим силу, кроме пункта 3
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 апреля 2004 г. N 108
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2001 г. N 101