Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 33. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 29 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока, указанных в пункте 23 настоящей статьи, осуществляется соответствующей избирательной комиссией. Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата), сведения об изменениях в данных кандидата, ранее представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 29 и пунктом 3 статьи 29 настоящего Закона, представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, установленное в пунктах 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
3. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. Избирательная комиссия, осуществляющая регистрацию кандидата, проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, сбора подписей, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком.
5. Соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
6. Избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Республики Марий Эл, органов юстиции Республики Марий Эл, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности указанных сведений избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного пунктами 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона количества подписей, необходимого для регистрации кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
Для проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Жеребьевка проводится непосредственно после выдачи подтверждения в письменной форме приема подписных листов. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидат, представивший установленное для регистрации кандидата количество подписей, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидатов. О времени проведения проверки подписных листов соответствующая избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
8. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
10. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Недостоверность их устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
11. Недействительными подписями считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа;
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел Республики Марий Эл либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
в) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата;
г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи избирателей в подписном листе, в случае если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, или его доверенного лица, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, названными уполномоченными представителями, кандидатом или его доверенным лицом;
з) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
и) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
к) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 3, 4 к настоящему Закону.
12. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
13. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
14. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.
15. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 4 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
16. Для регистрации кандидата требуется, чтобы в результате проверки количество достоверных подписей было не менее количества, установленного пунктами 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона.
17. При проведении проверки подписей, представляемых кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов.
18. По решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога.
19. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
20. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда кандидата в размере 15 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.
21. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход местного бюджета. Избирательный залог перечисляется в доход местного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в пункте 35 настоящей статьи обстоятельств или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 78 настоящего Закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
22. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога устанавливается избирательной комиссией муниципального образования в соответствии со статьей 53 настоящего Закона.
23. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
24. Кандидат при проведении одних и тех же выборов депутатов представительного органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
25. Соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней и не позднее чем за 35 дней до дня голосования принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
26. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
27. В случае отказа в регистрации кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", выдвинутых иными общественными объединениями, - требований пункта 2 статьи 31 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог, не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 23 настоящей статьи);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 51 настоящего Закона создание избирательного фонда необязательно);
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный судебным решением факт нарушения кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в течение агитационного периода пункта 2 статьи 49 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
м) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах.
28. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению избирательной комиссии, установленный пунктом 27 настоящей статьи, является исчерпывающим.
29. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
30. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая данного кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации.
Указанный трехдневный срок не распространяется на снятие кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим к тому обстоятельствам, определенным пунктом 37 настоящей статьи.
31. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию муниципального образования, зарегистрировавшую данного кандидата, не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае указанная избирательная комиссия обязана принять решение об отмене его регистрации.
32. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого им по одномандатному или многомандатному избирательному округу, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв может быть произведен не позднее чем за пять дней до дня голосования.
33. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
34. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, голосование на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления проводится по одной кандидатуре, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
35. Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, проведение голосования в данном избирательном округе откладывается по решению соответствующей избирательной комиссии на 65 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, указанных в пункте 34 настоящей статьи.
36. В случае наступления указанных в пункте 35 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные избирательными комиссиями, участвующими в подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
37. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.