Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 18 марта 1996 г. N 97
Положение
о Государственной экологичесуой экспертизе Республики Марий Эл
I. Общие положения
1. Государственная экологическая экспертиза Республики Марий Эл организуется и осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Законом Республики Марий Эл "Об охране и рациональном использовании окружающей природной среды", другими законодательными актами, регулирующими отношения в области государственной экологической экспертизы, охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
2. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы на территории Республики Марий Эл является Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл (далее - Минэкологии).
3. Государственная экологическая экспертиза представляет собой урегулированную законодательными актами деятельность специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы с целью проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества.
Государственная экологическая экспертиза является обязательным этапом хозяйственной деятельности, предшествующим принятию решения, реализация которого может оказать воздействие на окружающую природную среду и здоровье населения.
4. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, научной обоснованности, объективности и законности ее выводов, независимости экспертов, широкой гласности, участия общественности, ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
5. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения государственной экологической экспертизы на территории Республики Марий Эл.
II. Объекты государственной экологической экспертизы
1. Организацию и проведение государственной экологической экспертизы осуществляет Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл.
2. Государственной экологической экспертизе подлежат:
проекты нормативных правовых актов Республики Марий Эл, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду;
проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации, утверждаемые органами государственной власти Республики Марий Эл, в части вопросов охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов;
проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
проекты комплексных схем охраны природы и природопользования;
проекты схем развития и размещения производительных сил и отраслей промышленности и хозяйства на территории Республики Марий Эл;
материалы комплексного обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий;
зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы по реабилитации этих территорий;
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Республики Марий Эл и органов местного самоуправления;
все виды градостроительной документации, в том числе:
1) схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;
2) генеральные планы городов, других поселений и их систем;
3) проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;
4) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей города;
6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;
проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, перепрофилирования, консервации и ликвидации предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности*;
материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, оказывающим воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемые за рубежом;
материалы отвода земельных участков (площадок, трасс) под все виды хозяйственной и иной деятельности;
материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации совместных предприятий с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, организаций, при объеме иностранных инвестиций не более пятисот тысяч долларов;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов на территории Республики Марий Эл, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;
проекты инвестиционных программ республиканского и местного значения;
материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;
проекты нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
1) доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
2) изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального Закона РФ "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы.
III. Требования к документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу
1. Основанием для проведения государственной экологической экспертизы является приказ Министра экологии и природопользования Республики Марий Эл, которым утверждается состав экспертной комиссии, определяются сроки проведения экологической экспертизы.
2. Предплановая, предпроектная и проектная документация представляется на государственную экологическую экспертизу в полном объеме, определенном нормативными документами о порядке ее разработки.
Представленная предпроектная и проектная документация должна содержать в составе раздела "Охрана окружающей природной среды" экологическое обоснование намечаемой деятельности, включая оценку воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), акт выбора площадки (трассы) строительства, оформленной в установленном порядке, а также материалы согласований:
с органами исполнительной власти, надзора и контроля, органами местного самоуправления в части объемов и сроков строительства объектов коммунального хозяйства, социально-бытового назначения, объектов по переработке (захоронению) отходов, требований по охране памятников истории и культуры, условий природопользования;
условий присоединения ко всем видам инженерных коммуникаций.
3. Проектная документация, кроме того, в обязательном порядке должна содержать: декларацию (ходатайство) о намерениях; лицензию на осуществление хозяйственной деятельности (при необходимости: например, при разработке недр лицензию на пользование недрами); заключение ведомственного экспертного органа (в случае проведения ведомственной экспертизы); материалы обсуждения ТЭО (проекта) с общественностью.
4. В случае привлечения к выполнению оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду научно-исследовательских учреждений, на экспертизу представляются их заключительные отчеты о выполненной работе.
5. В состав материалов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ должны быть представлены: техническое задание на разработку, проект технических условий или проект стандарта (изменение стандарта) на разрабатываемую продукцию, проект технологической инструкции (для новых технологий), проект инструкции по эксплуатации (использованию), материалы (протоколы, справки, отчеты) о проведенных предварительных испытаниях (исследованиях), включая оценку воздействия на окружающую среду, заключение ведомственной (отраслевой) экспертизы ( в случае ее проведения).
6. Для получения заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативной, инструктивной и методической документации заказчик представляет следующие материалы: копию технического задания, пояснительную записку, проект документа, сводку отзывов, необходимые согласования.
7. Материалы, обосновывающие получение лицензий (разрешений) на осуществление хозяйственной деятельности, представляемые на экологическую экспертизу, должны содержать:
заявку на получение лицензии (разрешения) с данными о предприятии-заявителе;
копию утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке устава;
данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя;
информацию о его деятельности за последние пять лет;
данные о квалификационном составе специалистов;
экологическое обоснование намечаемой деятельности, включающее данные о видах и степени воздействия, оказываемого на окружающую природную среду при осуществлении указанной деятельности;
сведения о наличии внутрипроизводственной системы контроля качества окружающей природной среды.
8. На государственную экологическую экспертизу представляется документация в количестве экземпляров, обеспечивающем нормальную работу экспертной комиссии, но не менее двух комплектов.
IV. Порядок проведения экологической экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной Минэкологии для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
2. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, а также штатные сотрудники Минэкологии.
3. Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии со статьями 8, 15, 16, 17, 18 Федерального Закона "Об экологической экспертизе".
4. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта документации в полном объеме и количестве, соответствующих требованиям пунктов 1, 2 статьи 14 Федерального Закона "Об экологической экспертизе".
5. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы и составляет:
простая экспертиза - до 30 дней с возможным продлением до 45 дней (проводится в основном силами штатных сотрудников Минэкологии);
сложная экспертиза - до 90 дней с возможным продлением до 120 дней (проводится экспертными комиссиями из внештатных экспертов);
назначение граничных (контрольных) условий - до 3 дней с возможны продлением до 5 дней.
Максимальный срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 6 месяцев.
6. Продолжительность проведения экспертизы материалов, доработанных (переработанных) по замечаниям и предложениям заключения ранее проведенной экспертизы не должна превышать 45 дней.
V. Платность государственной экологической экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.
2. Размер платы за проведение государственной экологической экспертизы зависит от процедуры, сложности, длительности экспертизы и действующего в момент проведения экспертизы размера минимальной оплаты труда. При определении размера платы за проведение государственной экологической экспертизы учитываются коэффициенты сложности рассмотрения документации в соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 10.08.92 N 443-р.
Величины нормативов стоимости и длительности рассмотрения материалов в зависимости от процедуры рассмотрения приведены в таблице.
NN пп |
Процедура рассмотрения | Нормативная длитель- ность рассмотрения, дни |
Нормативная стоимость рассмотрения, единиц минимальной оплаты труда |
1. | Проведение комплексной эколого-социально-эко- номической экспертизы силами внештатных эк- спертов (сложная эк- спертиза) |
90 | 30 |
2. | Простая экспертиза, в основном силами сот- рудников Минэкологии |
30 | 10 |
3. | Проведение экспертного рассмотрения предпро- ектных и проектных ма- териалов по процедуре назначения граничных (контрольных) условий |
3 | 1 |
3. Государственная экологическая экспертиза документации на строительство объектов социально-культурного назначения, заказчиками которой являются бюджетные организации и финансируется из бюджета Республики Марий Эл, проводится бесплатно.
4. В случаях, когда расходы по проведению государственной экологической экспертизы существенно превышают размер первоначально определенной и произведенной оплаты, Минэкологии имеет право выставить соответствующий счет заказчику документации на возмещение дополнительных затрат.
5. За проведение повторной экспертизы проектной документации, доработанной по замечаниям ранее выданного заключения, взимается плата до 50%, за каждую последующую - 20%, но в сумме не более 70% первоначальной стоимости экспертных работ.
6. Средства, поступающие от платы за проведение экологической экспертизы, используются на:
оплату в установленном порядке труда внештатных экспертов и членов Совета государственной экологической экспертизы Минэкологии;
проведение необходимых исследований, измерений, анализов;
материально-техническое обеспечение процесса экологической экспертизы, включая расходы на транспорт, приобретение приборов, оборудования, множительной и вычислительной техники, обеспечение нормативно-методическими документами, оснащение компьютерными базами данных, технологиями и другое;
оплату командировочных расходов и радиотелефонных переговоров внештатных экспертов;
оплату расходов по проведению конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий и участию в них экспертов;
отчисления на договорной основе предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, осуществляющим работу и оказывающим услуги в проведении государственной экологической экспертизы.
7. Плата за проведение экологической экспертизы перечисляется на специальный счет Минэкологии.
Налогообложение средств, поступивших от заказчика за проведение государственной экологической экспертизы, производится в соответствии с действующим законодательством.
8. Расходование средств, полученных за проведение государственной экологической экспертизы, осуществляется в соответствии со сметой, составленной отделом экологической экспертизы Минэкологии и утвержденной министром экологии и природопользования Республики Марий Эл.
9. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
10. Оплата труда штатных сотрудников Минэкологии, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
VI. Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе
1. Нарушениями законодательства об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:
1) непредставление документации на экологическую экспертизу;
2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
4) создание препятствий организаций и проведению экологической экспертизы;
5) уклонение от представления специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
2. Нарушениями законодательства в области экологической экспертизы руководителем специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
1) нарушение установленных Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
2) нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
3) неисполнение установленных Федеральным законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;
4) нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
6) Необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
3. Нарушениями законодательства в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:
1) нарушение требований законодательства об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
4) сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
4. Нарушениями законодательства об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
2) выдача разрешений на специальное природопользование или осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
3) организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
5) незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
5. Нарушениями законодательства об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
6. Лица, виновные в совершении нарушения законодательства об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР.
7. Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в пунктах 1-5 раздела VI настоящего Положения, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях".
8. Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
9. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
10. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
VII. Разрешение споров в области экологической экспертизы
Споры по вопросам экологической экспертизы между специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы и заказчиком (инвестором) разрешаются посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных документов. В случае отсутствия таких решений споры в области экологической экспертизы разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
* Примечание: Выполняются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 585, постановлением Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 29.10.93 N 18-41 и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13.06.94 N 218.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.