Законом Республики Марий Эл от 19 сентября 2001 г. N 39-З в настоящий Закон внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Марий Эл от 31 мая 1994 г. N 114-111
"О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл"
21 декабря 2000 г., 19 сентября 2001 г.
Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутатов представительного органа местного самоуправления - выборных представительных органов местного самоуправления Республики Марий Эл, предусматривает основные правовые и социальные гарантии депутатской деятельности.
I. Общие положения
Статья 1. Депутат представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл
Депутатом представительного органа местного самоуправления является выборный представитель народа, уполномоченный представлять интересы населения, проживающего на территории соответствующего района, города в районном, городском собрании - представительном органе местного самоуправления Республики Марий Эл.
Государство и органы местного самоуправления гарантируют депутату представительного органа местного самоуправления условия для беспрепятственного осуществления его полномочий, защищают его права, честь и достоинство.
Статья 2. Законодательство о статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл
Статус депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Марий Эл определяется Законом Республики Марий Эл "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл", настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Марий Эл, уставом муниципального образования.
Статья 3. Срок полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления
Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются с момента его избрания и прекращаются в момент начала работы районного, городского собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
Статья 4. Удостоверение и нагрудный знак депутата представительного органа местного самоуправления
Депутат представительного органа местного самоуправления имеет удостоверение, подтверждающее его личность и полномочия, а также может иметь специальный нагрудный знак.
Удостоверением и нагрудным знаком депутат представительного органа местного самоуправления пользуется в течение срока своих полномочий.
Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата представительного органа местного самоуправления, содержащее их образцы и описание, утверждается соответствующим представительным органом местного самоуправления.
Статья 5. О несовместимости статуса депутата представительного органа местного самоуправления с должностным положением
Депутатом представительного органа местного самоуправления не могут быть избраны государственные и муниципальные служащие.
Статья 6. Характер деятельности депутатов представительного органа местного самоуправления
Депутат представительного органа местного самоуправления реализует свои полномочия, как правило, не прекращая производственной или служебной деятельности. В соответствии с уставом муниципального образования он может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Депутат, работающий на постоянной основе, не вправе совмещать свою депутатскую деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской или иной творческой деятельности.
Формами осуществления депутатской деятельности являются:
участие в заседаниях районного, городского собрания;
участие в работе постоянных комиссий районного, городского собрания;
участие в выполнении поручений районного, городского собрания и его органов;
участие в работе депутатских групп;
работа с избирателями.
Депутатская деятельность может осуществляется также в иных формах, предусмотренных регламентом районного, городского собрания.
Статья 7. Право депутатов представительного органа местного самоуправления для объединения в депутатские группы
Депутаты представительного органа местного самоуправления численностью не менее трех человек могут объединяться по собственной инициативе в депутатские группы по партийной принадлежности, профессиональным и иным признакам.
Внутренняя деятельность депутатских групп организуется ими самостоятельно.
Порядок образования и деятельности депутатских групп, их права определяются Регламентом соответствующего районного, городского собрания.
Депутаты вправе создавать не подлежащие регистрации временные депутатские группы для совместного выражения мнений и позиций по конкретному вопросу, рассматриваемому районным, городским собранием, или для совместного принятия решения о направлении депутатского запроса, либо об осуществлении иного полномочия, реализация которого возможна лишь при наличии решения части депутатов представительного органа местного самоуправления.
Статья 8. Взаимоотношения депутатов представительного органа местного самоуправления с избирателями
Депутаты представительного органа местного самоуправления поддерживают связь с избирателями.
Депутаты принимают меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривают поступившие к ним предложения, заявления и жалобы в пределах своих полномочий и принимают меры к правильному и своевременному их разрешению, ведут прием граждан, изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы местного самоуправления.
При обеспечении прав, свобод и законных интересов своих избирателей депутаты, избранные в районные, городские собрания, взаимодействуют с депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл.
Депутату представительного органа местного самоуправления обеспечиваются необходимые условия для проведения приема граждан и встреч с избирателями. По просьбе депутата соответствующая администрация поселка, сельсовета, района, города выделяет помещения и извещает граждан о времени и месте приема граждан депутатом или встречи депутата с избирателями.
Статья 9. Ответственность депутата представительного органа местного самоуправления перед избирателями
Депутат представительного органа местного самоуправления ответственен перед избирателями и им подотчетен.
В своей деятельности депутат руководствуется интересами избирателей, законами Российской Федерации и Республики Марий Эл, своими убеждениями и предвыборной программой.
Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с избирателями, а также в средствах массовой информации.
Депутат по своей инициативе, по поручению постоянной комиссии или депутатской группы, в состав которой он входит, информирует на заседании соответственно комиссии или депутатской группы о своей работе с избирателями.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван в установленном Законом порядке.
Статья 10. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления
Депутат представительного органа местного самоуправления может быть отозван избирателями в случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Марий Эл "О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл".
Статья 11. Депутатская этика
Депутат должен строго соблюдать нормы этики и морали. Недопустимо использование депутатом своего статуса в ущерб интересам общества, граждан и государства, а также в своих личных целях.
В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается районным, городским собранием.
Принятое по этому вопросу решение в месячный срок доводится до сведения избирателей округа, от которого избран депутат.
Статья 12. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления
Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:
а) личного заявления депутата о снятии полномочий;
б) роспуска представительного органа местного самоуправления;
в) прекращения гражданства Российской Федерации;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом представительного органа местного самоуправления;
д) отзыва депутата;
е) смерти депутата;
ж) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой несовместимо со статусом депутата представительного органа местного самоуправления.
Решение о прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в указанных случаях принимается соответствующим районным, городским собранием, кроме случая, указанного в пункте "е".
II. Деятельность депутата в районном, городском собрании и его органов
Статья 13. Участие депутата в работе районного, городского собрания
На сессиях районного, городского собрания депутаты рассматривают и решают все вопросы, отнесенные к ведению соответствующего районного, городского собрания.
Статья 14. Права депутата на сессии районного, городского собрания
Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым районным, городским собранием.
Депутат вправе:
избирать и быть избранным в органы соответствующего районного, городского собрания;
предлагать вопросы для рассмотрения районным, городским собранием;
вносить предложения и замечания по повестке дня сессии районного, городского собрания по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить проекты решения по обсуждаемым вопросам и поправки к ним;
высказывать мнение по персональному составу создаваемых районным, городским собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых районным, городским собранием;
участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, требовать ответы и давать им оценку;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
вносить предложения о заслушивании на сессии районного, городского собрания отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного соответствующему районному, городскому собранию;
ставить вопрос о доверии главе администрации, должностным лицам, избранным или утвержденным районным, городским собранием;
оглашать на сессии районного, городского собрания обращения граждан, имеющие общественное значение.
Депутат, не выступивший в прениях, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на сессии районного, городского собрания вопросу. Текст выступления включается в протокол сессии соответствующего собрания;
вправе знакомиться с текстами своих выступлений в протоколах сессии районного, городского собрания и его органов до опубликования.
Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии районного, городского собрания, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии решений. В случае их отклонения депутату дается обоснованный письменный или устный ответ.
Депутат, не согласный с решением районного, городского собрания или его органов, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на сессии собрания.
Депутат не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлениях при голосовании по рассматриваемым вопросам на сессии собрания или заседаниях его органов, если не допускал действий, запрещенных Законом.
Статья 15. Обязанности депутата на сессии районного, городского собрания
Депутат представительного органа местного самоуправления обязан:
лично участвовать в работе сессий районного, городского собрания;
придерживаться регламента выступлений;
выступать по предмету обсуждения;
не допускать оскорбительных высказываний в адрес других депутатов, главы местного самоуправления, должностных лиц, администрации и приглашенных на сессию;
голосовать лично;
выполнять требования Регламента соответствующего районного, городского собрания.
в случае невозможности участвовать в работе сессии депутат извещает об этом председателя районного, городского собрания или его заместителя.
Отсутствие депутата на сессии без уведомления или по неуважительной причине считается неисполнением им депутатских обязанностей.
Статья 16. Депутатский запрос
Депутатский запрос - заявляемое на сессии районного, городского собрания требование к органам местного самоуправления и должностным лицам дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение.
Депутат или группа депутатов, постоянная комиссия районного, городского собрания имеют право обратиться с запросом по фактам нарушения или невыполнения Конституции Республики Марий Эл, Конституции Российской Федерации, законов, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления Республики Марий Эл, Российской Федерации, решений органов местного самоуправления, а также по другим вопросам, имеющим важное значение для жизни населения муниципального образования к главе местного самоуправления, должностным лицам администрации, руководителям отделов и управлений администрации, к руководителям расположенных на территории района, города предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего районного, городского собрания.
Депутатский запрос вносится в письменной или устной форме.
Депутатский запрос не может касаться материалов и дел, находящихся в производстве суда, прокуратуры и органов внутренних дел.
Орган местного самоуправления или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на данной сессии или в тот или иной срок, установленный собранием. Письменный ответ на запрос оглашается на данной сессии соответствующего собрания. Депутат вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения в связи с запросом принимается решение.
По решению собрания запрос, ответ на него и принятое постановление по результатам рассмотрения запроса публикуются в печати.
Статья 17. Порядок рассмотрения предложений и замечаний депутатов
Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии районного, городского собрания или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются собранием и его постоянными комиссиями либо направляются на рассмотрение главы и должностных лиц местной администрации.
Глава местной администрации, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии, обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть эти предложения и замечания и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также председателю собрания.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется председателем и заместителем председателя районного, городского собрания.
Статья 18. Деятельность депутата в органах районного, городского собрания
Депутат, входящий в состав постоянной комиссии и других органов, вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение указанных органов, участвовать в подготовке их к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь решений соответствующего собрания и его органов и в контроле за их исполнением.
Депутат, не согласный с решением органа соответствующего собрания, обязан принимать участие в их работе.
Депутат, не входящий в состав постоянной комиссии, вправе принимать участие в ее заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
III. Деятельность депутата в избирательном округе
Статья 19. Полномочия депутата в связи с работой в избирательном округе
В своем избирательном округе депутат имеет право:
участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
участвовать в организации исполнения решений соответствующего собрания и его органов;
обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, к должностным лицам по вопросам депутатской деятельности;
проводить собрания и встречи с избирателями округа;
осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, принимать личное участие в их рассмотрении.
Должностные лица местной администрации, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его депутатской деятельности.
Статья 20. Рассмотрение депутатом обращений, заявлений и жалоб граждан
Депутат рассматривает поступившие к нему обращения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению, дает ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Регулярно, не реже одного раза в месяц, ведет прием граждан в своем избирательном округе.
По просьбе депутата в проведении им приема избирателей обязаны участвовать руководители и другие должностные лица местной администрации, предприятий, учреждений, организаций.
Статья 21. Содействие депутату в проведении встреч с избирателями
Депутату представительного органа местного самоуправления обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями округа.
По его просьбе администрация поселка, сельсовета, района, города выделяет помещение, извещает граждан о времени и месте проведения встречи депутата с избирателями, направляет для участия во встречах своих представителей, оказывает другую помощь.
По просьбе депутата органы местного самоуправления, должностные лица предприятий, учреждений, организаций предоставляют ему необходимые справочные и информационные материалы по вопросам, отнесенным к ведению районного, городского собрания.
Представители органов местного самоуправления, средства массовой информации, учрежденные соответствующими собраниями, обеспечивают освещение деятельности депутатов.
IV. Основные гарантии депутатской деятельности
Статья 22. Право депутата представительного органа местного самоуправления на внеочередной прием должностными лицами
По вопросам депутатской деятельности депутат представительного органа местного самоуправления пользуется правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и общественными организациями, расположенных на территории района, города, а также правом беспрепятственного, по предъявлении депутатского удостоверения, посещения всех органов государственной власти и общественных организаций, предприятий.
Статья 23. Право обращения депутата представительного органа местного самоуправления к органам государственной власти и общественным организациям, органам местного самоуправления и должностным лицам
Депутат представительного органа местного самоуправления вправе обратиться к органам местного самоуправления, органам государственной власти и общественным организациям, расположенным на территории района, города к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, запрашивать материалы и документы, необходимые для осуществления своих полномочий.
Вмешательство депутата в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия, суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам не допускается.
Статья 24. Право депутата представительного органа местного самоуправления на получение и распространение информации
Соответствующие службы местной администрации обеспечивают депутата документами, принятыми собранием, а также официальными изданиями, информационными материалами собрания и его органов.
При обращении депутата по вопросам, относящимся к ведению районного, городского собрания органы местного самоуправления, другие органы государственной власти и общественные организации, расположенные на территории района, города, а также должностные лица предоставляют необходимую информацию и документы.
Депутаты имеют приимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, учредителями которых является районное, городское собрание.
Материалы, представляемые депутатом по поручению районного, городского собрания, подлежат обязательному опубликованию или передаче средствами массовой информации, учредителями которых является районное, городское собрание, в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения.
Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Статья 25. Неприкосновенность депутата
Депутаты представительного органа местного самоуправления обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий на территории района, города по месту избрания депутатом.
Они не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора республики.
Неприкосновенность распространяется на жилое и служебное помещение депутата, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые депутатом средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
Депутат представительного органа местного самоуправления не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечению срока его полномочий.
Данное положение не распространяется на случаи, когда допускается оскорбление или клевета.
Статья 27. Защита чести, достоинства и личности депутата
Неправомерное воздействие на депутата представительного органа местного самоуправления, членов его семьи, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, публичное оскорбление, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, установленную Законом.
Статья 29. Освобождение депутата представительного органа местного самоуправления от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности
Депутат представительного органа местного самоуправления, как правило, осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время осуществления депутатской деятельности в районном, городском собрании депутат должен быть освобожден от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей производится на основании официального уведомления о вызове в районное, городское собрание. Требование каких-либо других документов не допускается.
Статья 30. Освобождение депутата от исполнения воинских обязанностей
Депутату представительного органа местного самоуправления на срок его полномочий предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, и он освобождается от военных сборов.
Статья 31. Оказание депутату юридической помощи
Местные администрации, юридические консультации оказывают депутатам районных и городских собраний помощь по правовым вопросам, возникающим в их депутатской деятельности.
Статья 31.1. О помощниках депутата представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл
Депутат представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования вправе иметь до двух помощников. Работа помощника депутата представительного органа местного самоуправления выполняется на общественных началах.
Помощники депутата представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, а также государственными и общественными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, оказывают депутату организационно-техническую и научно-консультативную помощь в осуществлении депутатских полномочий.
Депутат представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл несет ответственность за действия своих помощников и вправе в любое время заменить их.
Статья 32. Право депутата представительного органа местного самоуправления на бесплатный проезд
Депутат представительного органа местного самоуправления соответственно на территории района, города пользуется правом бесплатного проезда на автомобильном и водном транспорте республиканского подчинения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по удостоверению депутата представительного органа местного самоуправления.
Расходы транспортного предприятия в этих случаях возмещаются за счет бюджета района, города.
Статья 33. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом представительного органа местного самоуправления его полномочий
Депутату представительного органа местного самоуправления могут возмещаться расходы, связанные с депутатской деятельностью в порядке и размерах, устанавливаемых соответствующим собранием.
Депутату представительного органа местного самоуправления предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 календарных дней за исключением тех случаев, когда законодательством предусматривается более продолжительный отпуск. Отпуск оплачивается применительно к нормам трудового законодательства.
Расходы местных администраций, предприятий, учреждений, организаций, связанные с деятельностью депутатов местных представительных органов, возмещаются финансовыми органами за счет бюджета района, города.
V. Ответственность за невыполнение требований настоящего Закона
Статья 34. Ответственность за нарушение неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления
Нарушение положений настоящего Закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Ответственность за посягательство на честь, достоинство депутата представительного органа местного самоуправления
Публичное оскорбление депутата представительного органа местного самоуправления, а также его личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Ответственность за воздействие на депутата представительного органа местного самоуправления, членов его семьи и родственников
Неправомерное воздействие на депутата представительного органа местного самоуправления, членов его семьи, родственников, выраженное в виде угрозы или насилия, примененное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера в интересах угрожающего, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Ввести настоящий Закон в действие со дня его опубликования.
Президент
Республики Марий Эл |
В.Зотин |
г.Йошкар-Ола,
31 мая 1994 года,
N 114-111
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Марий Эл от 31 мая 1994 г. N 114-111 "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл"
Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Марийская правда" от 16 июня 1994 г. N 113-114, в Ведомостях Государственного Собрания Республики Марий Эл, 1994 г., N 4, ст.75, в Собрании Законодательства Республики Марий Эл, 2001 г., N 1, ст.8, N 10, ст.401, 2003 г., N 1, ст.14, N 4, ст.118
Законом Республики Марий Эл от 4 марта 2005 г. N 3-З настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Марий Эл от 6 июля 2005 г. N 28-З
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Марий Эл от 3 марта 2004 г. N 2-З
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Марий Эл от 6 марта 2003 г. N 9-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 г. N 42-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Марий Эл от 19 сентября 2001 г. N 39-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 г. N 55-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона