В целях осуществления контроля за сохранением памятников археологии, осуществления научно-методического контроля и координации археологических исследований на территории республики Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение об охране и использовании археологического наследия на территории Республики Марий Эл.
2. Научно-исследовательским, научно-образовательным и другим организациям, ведущим археологические раскопки и разведки на территории Республики Марий Эл, проводить согласование археологических работ в установленном законодательством Российской Федерации порядке и в соответствии с Временным положением об охране и использовании археологического наследия на территории Республики Марий Эл.
3. Координацию научных работ по изучению археологических памятников на территории Республики Марий Эл возложить на Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им.В.М.Васильева по согласованию с Республиканским научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - Республиканский центр).
4. Обязать юридические и физические лица проводить строительно-изыскательные и землеустроительные работы на территории Республики Марий Эл после оценки и согласования с Республиканским центром.
5. Главам районных, городских, поселковых и сельских администраций изъятие и предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам для проведения строительно-изыскательных и землеустроительных работ производить после согласования с Республиканским центром.
6. Проектным организациям, ведущим разработку градостроительной документации населенных мест на территории республики, проводить обязательное ее согласование с Республиканским центром.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на службу Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Гаврилова Н.Н.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
В.Кислицын |
Временное положение
об охране и использовании археологического наследия на территории Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 декабря 1997 г. N 419)
I. Общие положения
1. Настоящее Временное положение является нормативно-правовым актом Республики Марий Эл о культурном и природном наследии народов Республики Марий Эл, определяет принципы регулирования отношений в области археологического наследия, регламентирует вопросы выявления и государственного учета археологического наследия, его охраны и использования.
2. Настоящее Временное положение действует на всей территории Республики Марий Эл и обязательно для всех государственных органов, юридических и физических лиц, обладает исключительным (эксклюзивным) преимуществом по вопросам регулирования отношений в области археологического наследия.
3. Археологическим наследием являются материальные объекты или их комплексы, возникшие в результате жизнедеятельности человека, выявление и изучение которых требует применения археологических методов. Археологическое наследие является составной частью культурного наследия, элементом природной среды, видоизмененной деятельностью человека.
4. Археологическое наследие - невосполнимый научный источник по изучению становления и истории человечества. Археологическое наследие - основное свидетельство человеческой деятельности в прошлом.
5. Археологическое наследие включает движимые и недвижимые объекты. Недвижимое археологическое наследие составляют археологические памятники (объекты) с соответствующими территориями. Движимое археологическое наследие составляют археологические предметы.
6. Археологическая территория - участок, включающий археологический памятник (объект) или комплекс их и земли, необходимые для их сохранения.
7. Археологический памятник - объект, возникший в результате жизнедеятельности человека и имеющий следы этой жизнедеятельности. Памятники располагаются на поверхности земли и в земле, на дне естественных и искусственных водоемов.
8. Археологические предметы - отдельные вещи и их комплексы, фрагменты и детали архитектурных сооружений, вещевые и монетные клады, связанные с археологическими памятниками и извлеченные из них при научных раскопках или в процессе хозяйственной деятельности, а также найденные вне археологических памятников, но имеющие научную или культурную ценность.
9. Археологическими памятниками являются:
объекты жилого назначения: древние города, городища, селища, стоянки, жилища, убежища, архитектурно - археологические объекты, их культурные слои;
объекты фортификационного назначения;
объекты религиозного характера: храмы, храмовые комплексы и иные культовые сооружения, монастыри, святые места, священные рощи, святилища, места совершения обрядов;
погребальные комплексы, курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи и другие наземные могильники;
каменные кресты, культовые камни, каменные изваяния, наскальные изображения;
объекты хозяйственного назначения: следы охотничьих и скотоводческих, земледельческих и промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических сооружений (пруды, каналы и т.д.), транспортные артерии и сооружения (следы дорог, мостов, стоянок).
10. Археологическое наследие на территории Республики Марий Эл находится под защитой и охраной государства вне зависимости от форм управления, сохранности и характера использования.
11. Вопросы, связанные с выявлением, государственным учетом, охраной и использованием недвижимых и движимых объектов археологического наследия на территории Республики Марий Эл, регулируются законодательными актами в области истории и культуры Российской Федерации и настоящим Временным положением.
12. Недвижимые объекты археологического наследия (археологические территории и памятники) находятся в собственности государства. Это относится как к поставленным на государственный учет памятникам, так и вновь выявленным.
13. Территория, на которой располагаются вновь выявленные памятники, после их выявления и постановки на государственный учет, объявляется землей историко-культурного назначения, изымается в государственную собственность в соответствии с действующим законодательством и передается в оперативное управление Республиканского центра.
14. Движимые объекты археологического наследия (археологические предметы) могут находиться как в государственной, так и в иных формах собственности. В последнем случае указанные объекты должны быть поставлены на государственный учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
15. Субъектом деятельности по государственному учету и охране археологического наследия в Республике Марий Эл является государственное учреждение культуры - Республиканский центр.
16. Субъектами деятельности по выявлению и использованию археологического наследия в научных целях являются научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, музеи, а также физические лица, получившие в установленном порядке Открытый лист на право производства археологических разведок и раскопок.
17. Государство гарантирует гражданам право на пользование археологическим наследием. Граждане обязаны сохранять археологическое наследие, не причинять ущерба археологическим территориям, памятникам и предметам, способствовать и не препятствовать государственным органам и уполномоченным юридическим и физическим лицам в работе по выявлению, государственному учету, инвентаризации, научным исследованиям и музеефикации археологического наследия.
18. Общественные организации и объединения, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Марий Эл и имеющие в качестве уставных целей охрану, использование, исследование археологического наследия, имеют право:
пользоваться и распоряжаться находящимся в их ведении и собственности археологическим наследием в соответствии с настоящим Временным положением и законодательством Российской Федерации;
вносить предложения о включении объектов археологического наследия в государственные списки культурного и природного наследия;
получать интересующую их информацию об археологическом наследии в Республиканском центре, если эта информация не составляет государственной и коммерческой тайны, не является предметом защиты авторского права и интеллектуальной собственности.
19. Общественные организации и объединения обязаны:
сохранять и не причинять ущерб археологическому наследию;
содействовать государственным органам в их работе по научному исследованию, популяризации, сохранению, учету и восстановлению археологического наследия.
II. Государственные органы охраны и использования археологического наследия
20. Охрана и использование археологического наследия на территории Республики Марий Эл осуществляется самостоятельным государственным учреждением культуры - Республиканским центром.
21. Республиканский центр действует на основании законодательства Российской Федерации, Республики Марий Эл и настоящего Временного положения.
22. Республиканский центр несет ответственность за сохранение и использование археологического наследия, осуществление республиканских программ и федеральных программ в части, касающейся археологического наследия на территории Республики Марий Эл.
23. В компетенцию Республиканского центра в области охраны и использования археологического наследия входит:
подготовка совместно с научными учреждениями нормативных актов, регулирующих охрану и использование археологического наследия;
финансирование и осуществление республиканских программ охраны и использования археологического наследия;
ведение государственного учета археологического наследия;
организация мероприятий по обеспечению сохранности археологического наследия при проектировании и проведении различных видов строительных работ, а также хозяйственной деятельности на территории Республики Марий Эл;
проведение и организация совместно с научно-исследовательскими учреждениями экспертизы программ по охране и использованию археологического наследия на территории Республики Марий Эл;
принятие решений по заключениям экспертиз археологического наследия на территории Республики Марий Эл;
разработка совместно с научно-исследовательскими учреждениями научной и методической базы охраны и использования археологического наследия на территории Республики Марий Эл;
согласование отвода земельных участков и проектов земляных, строительных, мелиоративных, инженерных и иных работ на территории Республики Марий Эл;
утверждение заданий и разработка силами специализированных учреждений проектов зон и режимов охраны и использования археологических памятников;
надзор за проведением строительных, мелиоративных, земляных и иных работ на территории Республики Марий Эл, приостановление или запрет действий, угрожающих сохранности археологического наследия на территории Республики Марий Эл;
внесение на рассмотрение органов государственной власти Республики Марий Эл предложений по формированию программ по охране и использованию археологического наследия, по расходованию бюджетных средств в сфере охраны и использования археологического наследия;
организация совместно с администрацией районов и городов, местных органов системы охраны и использования археологического наследия на территории Республики Марий Эл.
III. Государственный учет археологических памятников
24. Археологические территории и памятники (объекты) как уже известные, так и вновь выявляемые независимо от форм собственности, в которой находится земля, на которой они располагаются, подлежат государственному учету. Археологические предметы независимо от того в чьей собственности они находятся, также подлежат государственному учету.
25. Государственный учет археологических памятников включает выявление памятников, первичное определение их научной и культурной ценности, фиксацию, составление первичной учетной документации (паспорт), включение памятников в государственные списки археологического наследия, являющиеся составной частью государственных списков культурного и природного наследия.
26. Порядок ведения государственного учета археологических памятников определяется государственным органом охраны и использования археологического наследия Российской Федерации.
27. Государственный учет археологического наследия на территории Республики Марий Эл осуществляет Республиканский центр в соответствии с Положением о порядке учета и сохранения археологического наследия.
28. Паспорта на археологические памятники проходят экспертизу в научно-исследовательских учреждениях, определяемых Министерством культуры Российской Федерации для памятников археологии федерального значения и Министерством культуры и по делам национальностей Республики Марий Эл для памятников археологии местного значения.
29. Паспорта на археологические памятники, прошедшие соответствующую экспертизу, являются основанием для включения памятника в государственные списки археологического наследия, являющиеся составной частью государственных списков культурного и природного наследия.
30. Республиканский центр, принимая памятники археологии на учет, определяет границы охранных зон памятников. Данные об археологических памятниках и зонах их охраны вносятся в поземельную книгу.
31. Работа по выявлению археологических памятников на территории Республики Марий Эл с целью их паспортизации и постановки на учет проводится научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, музеями по поручениям Республиканского центра.
32. Информационный центр хранения учетной документации об археологических памятниках на территории Республики Марий Эл, находящихся и находившихся на государственном учете, располагается в Республиканском центре.
Указанный информационный центр открыт в целях использования достижений развития науки и культуры гражданами Российской Федерации и других государств.
33. Снятие археологических памятников с учета допускается в исключительных случаях, производится государственным органом охраны и использования археологического наследия Российской Федерации для памятников археологии федерального значения по ходатайству Республиканского центра, для памятников местного значения при наличии экспертизы, проведенной на месте научно-исследовательскими учреждениями и подтверждающей полное разрушение памятника или полное исчерпание его научными раскопками - Республиканским центром.
34. В целях выявления, паспортизации, организации учета и инвентаризации археологических памятников на территории Республики Марий Эл Республиканский центр совместно с научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями и музеями разрабатывают и осуществляют специальные программы. Указанные программы финансируются за счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов, общественных и иных организаций, связанных с охраной и использованием культурного наследия.
IV. Обеспечение сохранности археологических памятников
35. Все археологические памятники, как известные и поставленные на учет, так и вновь выявленные, находятся под государственной охраной.
36. Целью охраны археологических памятников является предотвращение их от разрушения, расхищения и уничтожения, сохранение памятников для нынешнего и будущего поколений.
37. Охрана археологических памятников реализуется системой мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной и иной деятельности, затрагивающей памятники и их ближайшее окружение, поощрение тех видов деятельности, которые обеспечивают сохранение археологического наследия, физическое сохранение памятников, разъяснение их научной и культурной ценности.
38. На археологических памятниках и в зонах их охраны допускаются лишь те виды хозяйственной и иной деятельности, не связанной с научным их изучением, которые не могут привести к нарушению сохранности и целостности памятника, изменению его внешнего облика, расхищению содержащихся в нем археологических предметов и не противоречат установленному для памятника режиму охраны.
39. Сведения об археологических памятниках, зонах их охраны и режимах охраны в обязательном порядке включаются в качестве особого раздела в состав генеральных планов развития городов, проектов детальной планировки городов и других населенных пунктов, схем развития хозяйства, региональных схем развития, проектов хозяйственного освоения территорий и другой строительной и хозяйственной документации с целью обеспечения сохранности памятников при осуществлении указанных проектов.
40. Все виды земляных, строительных, мелиоративных, дорожных, инженерных и других работ могут проводиться только после разработки и осуществления мероприятий по охране археологического наследия.
Мероприятия по охране археологического наследия должны осуществляться на всех стадиях предпроектных, проектных работ и при всех видах строительства объектов, зданий и сооружений.
41. Предпроектная и проектная документация на проведение земляных, строительных, мелиоративных, дорожных и иных работ, которые могут создавать угрозу для существования археологических памятников, должна содержать в качестве обязательного раздела проект мероприятий по обеспечению сохранности археологических памятников и согласовываться с Республиканским центром.
42. Проекты мероприятий по обеспечению сохранности археологических памятников в зоне земляных, строительных, мелиоративных, дорожных и других работ разрабатываются научными и научно-производственными организациями и учреждениями археологического профиля, высшими учебными заведениями, музеями на основании договоров с юридическими и физическими лицами, ведущими проектирование указанных работ.
43. Разработка проектов указанных мероприятий координируется Республиканским центром.
44. Финансирование разработки проектов мероприятий по обеспечению сохранности археологических памятников в зонах земляных, строительных, мелиоративных, дорожных и других работ производится юридическими и физическими лицами, заказавшими проекты указанных работ или ведущими их проектирование.
45. Обеспечение сохранности археологического наследия при проведении всех видов строительства объектов, зданий и сооружений осуществляется:
запрещением всех видов работ на территории предлагаемого строительства;
изменением территорий строительства;
созданием инженерной защиты археологических территорий и объектов;
музеефикацией археологических территорий, объектов и предметов в составе строительного комплекса;
эвакуацией археологических объектов и предметов;
научным исследованием археологических территорий, объектов и предметов;
иными мероприятиями, необходимыми для защиты и сохранения археологического наследия.
46. Финансирование сохранности археологического наследия при проведении всех видов строительства объектов, зданий и сооружений производится юридическими и физическими лицами, осуществляющими в качестве заказчиков все виды земляных, строительных, мелиоративных, дорожных, инженерных и других работ.
47. За проведением всех видов строительства объектов, зданий и сооружений осуществляется археологический надзор.
Археологический надзор проводится для обеспечения сохранности археологического наследия, осуществления контроля за соблюдением выполнения проекта охраны археологического наследия. При проведении любых видов строительных работ без проектной документации осуществляется археологический надзор за порядком строительства.
48. Республиканский центр имеет право своим решением приостанавливать земляные, строительные, мелиоративные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для археологического наследия и зон его охраны. Указанные работы могут быть возобновлены по решению органа, приостановившего работы, после выполнения охранных мероприятий, устраняющих опасность для археологического наследия и зон его охраны.
49. Финансирование археологического надзора при проведении всех видов строительства объектов, зданий и сооружений производится юридическими и физическими лицами, осуществляющими в качестве заказчиков все виды земляных, строительных, мелиоративных, дорожных, инженерных и других работ.
V. Использование археологических памятников
50. Археологические памятники и земли в пределах их зон охраны используются в целях развития науки, гуманитарного образования и культуры.
Допускается использование археологических памятников и земель в пределах их зон охраны при организации рекреационно-оздоровительной, туристической, религиозной, а также хозяйственной и иной деятельности.
51. Использование археологических памятников и земель в пределах зон их охраны в целях, не связанных с научным изучением памятников, допускается лишь в тех случаях, когда такое использование не наносит ущерба сохранности памятников и их целостности, не может привести к изменению внешнего вида памятников и расхищению содержащихся в них археологических предметов, не нарушает историко-художественной, композиционно-видовой, объемно-пространственной, ландшафтной и экологической их ценности.
52. Деятельность по использованию археологических памятников и земель в пределах их зон охраны, не связанная с научным изучением памятников, производится на основе свидетельства на право собственности, владения и пользования землей, согласованного с Республиканским центром.
53. Учреждения и организации, занимающиеся археологической деятельностью, подлежат льготированию в налогообложении в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации и Республики Марий Эл.
54. Юридические и физические лица, в пользовании которых находятся археологические памятники и земли в пределах зон их охраны, соблюдающие правила охраны и режима использования памятников, в случаях, когда соблюдение последних связано с затруднениями в хозяйственном и ином использовании этих территорий и сокращении прибыли, в соответствии с законодательством Российской Федерации о культурном и природном наследии народов Российской Федерации имеют право на льготы в области налогообложения и кредитования, устанавливаемые соответствующими органами государственной власти.
55. Юридические и физические лица, в использовании которых находятся археологические памятники и земли в пределах их зон охраны, обязаны:
соблюдать правила государственного учета, охраны и использования памятников, изложенные в настоящем Временном положении, а также предусмотренные режимом охраны данного памятника;
проводить работы или иные действия по использованию памятника и земли в пределах зоны его охраны в строгом соответствии со свидетельством на право собственности, владения и пользования землей и содержащимися в нем техническими и иными условиями;
незамедлительно информировать Республиканский центр об обнаружении на землях объектов, не указанных в свидетельстве на право собственности, владения и пользования землей;
способствовать и не препятствовать государственным органам охраны и использования археологического наследия и уполномоченным ими научным организациям и учреждениям, а также отдельным лицам в работе по выявлению, государственному учету, инвентаризации и научному исследованию памятников.
56. Земля в пределах границ зон охраны археологических памятников, находящаяся в пользовании юридических и физических лиц, может быть изъята из их пользования в следующих случаях:
при несоблюдении юридическими и физическими лицами правил государственного учета, охраны и использования археологических памятников, изложенных в настоящем Временном положении, а также предусмотренных режимом охраны памятника;
при проведении юридическими и физическими лицами работ и иных действий по использованию памятника в целях, не предусмотренных свидетельством на право собственности, владения и пользования землей или с нарушением содержащихся в нем технических и иных условий;
при обнаружении в процессе использования памятника объектов, требующих музеефикации по своей научной и культурной значимости.
В последнем случае земля изымается из пользования с компенсацией, предусмотренной действующим законодательством, в первых двух - без компенсации.
Изъятие земли из пользования производится в соответствии с действующим законодательством по представлению Республиканского центра.
VI. Научное исследование археологических памятников
57. Научные исследования археологического наследия являются основным видом его использования, имеют целью получение информации для воссоздания истории и культуры человеческого общества древности и средневековья путем применения специальных приемов и методов изучения археологических памятников и археологических предметов.
58. Научное исследование археологического наследия разделяется на полевое и камеральное. К полевым относятся исследования археологических памятников и содержащихся в них археологических предметов на местности. К камеральным изысканиям относятся архивные, музейные, лабораторные и иные исследования археологических памятников, археологических предметов и других материалов, полученных в результате полевых исследований.
59. Полевые исследования археологических памятников (разведки, раскопки) производятся лишь в научных и охранных целях государственными органами охраны и использования археологического наследия, научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, музеями, общественными организациями и физическими лицами, получившими в установленном порядке Открытый лист на право производства археологических раскопок и разведок.
60. Открытый лист - документ, удостоверяющий право физического лица на проведение той или иной формы научного исследования археологического памятника в полевых условиях.
61. Руководство разведками и раскопками археологических памятников осуществляется лишь подготовленными лицами, способными обеспечить высокий научно-методический уровень ведения указанных работ и их документирования, и только на основе специального разрешения - Открытого листа.
62. Открытые листы на право производства разведок и раскопок археологических памятников на территории Республики Марий Эл выдаются Российской академией наук в лице ее Института археологии по заявкам юридических лиц, имеющих право ведения археологических работ, по согласованию с МарНИИ им.В.М.Васильева.
63. Регламентацию производства археологических разведок и раскопок и контроль за качеством их проведения осуществляет Российская академия наук в лице ее Института археологии.
64. Физические лица, получившие в установленном порядке Открытый лист на право производства археологических разведок и раскопок обязаны:
соблюдать правила государственного учета, охраны и использования памятников, изложенные в настоящем Временном положении, а также предусмотренные режимом охраны конкретных памятников;
регистрировать Открытый лист в Республиканском центре в начале полевых работ, сообщать о завершении раскопок и разведок археологических памятников и их результатах;
проводить разведки и раскопки с соблюдением действующего законодательства, а также условий, предусмотренных Открытым листом;
обеспечивать в процессе исследования сохранность археологических памятников и археологических предметов, получаемых при разведках и раскопках;
при необходимости обеспечивать консервацию археологических и архитектурно-археологических объектов, выявленных в процессе разведок и раскопок;
обеспечивать после завершения исследований рекультивацию земли в местах закладки шурфов и раскопов;
принимать все необходимые меры для предотвращения разрушения памятника после проведения исследований на нем и для постановки на государственный учет выявленных в процессе исследований новых археологических памятников.
По результатам разведок и раскопок представлять:
а) в Институт археологии Российской академии наук один экземпляр научного отчета о проведенных исследованиях, который после экспертизы и утверждения поступает на постоянное хранение в центр научной документации по археологическому наследию Российской Федерации;
б) один экземпляр научного отчета в МарНИИ им В.М.Васильева, который обязан обеспечить постоянное их хранение и доступ к ним ученым научных и научно - образовательных учреждений с учетом закона об авторском праве.
65. Физические лица, получившие в установленном порядке Открытый лист на право производства археологических раскопок, имеют право:
производить полевые археологические исследования в пределах, регламентированных Открытым листом;
производить научную экспертизу археологического наследия, входя в образованные для этих целей комиссии;
публиковать научный отчет о произведенных полевых исследованиях или часть его, а также все материалы, полученные при раскопках и разведках, под своим именем;
приглашать соавторов для таких публикаций и разрешать другим лицам издавать материалы или отдельные вещевые находки из раскопок и разведок;
беспрепятственно работать с вещевой коллекцией из раскопок и разведок, переданной на постоянное хранение в государственные музеи или другие фонды хранения;
останавливать все виды земляных, строительных и иных работ, которые угрожают сохранности археологического наследия, до принятия решения органами охраны и использования археологического наследия.
66. Археологические экспедиции, отряды и группы, возглавляемые исследователем, получившим Открытый лист, находятся под защитой государственных органов всех уровней.
Всем органам государственной власти, государственным, кооперативным, общественным и частным учреждениям и гражданам надлежит в интересах науки оказывать всемерное содействие исследователям, получившим Открытый лист.
67. Юридические лица, перечисленные в пункте 59 настоящего Временного положения и затребовавшие Открытый лист на право производства археологических разведок и раскопок, несут ответственность:
за правильность выбора объекта полевого исследования;
за соответствие характера проведенных исследований, указанному в затребованном ими Открытом листе;
за научно-методический уровень исследований;
за своевременное представление научного отчета для экспертизы и утверждения;
за сохранность коллекций археологических предметов из разведок и раскопок до передачи указанных коллекций на постоянное хранение в музей и другие государственные хранилища.
68. Коллекции археологических предметов, полученные в результате разведок и раскопок археологических памятников, являются собственностью государства.
После камеральной обработки в организациях и учреждениях, проводивших разведки и раскопки археологических памятников, указанные коллекции передаются на постоянное хранение в государственные музеи и другие хранилища, а их использование регулируется Законом Российской Федерации "О музейном фонде Российской Федерации", а также актом о передаче коллекции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название вышеупомянутого Закона следует читать "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
69. Место хранения археологической коллекции определяется договором между Республиканским центром и юридическим или физическим лицом, производящим раскопки и разведки.
70. Организация, проводившая исследования, имеет право на доступ к археологической коллекции и на использование ее в научных целях после передачи ее в государственные музеи и хранилища.
71. Археологические коллекции, хранящиеся в музеях, научных организациях и высших учебных заведениях, не подлежат отчуждению как в целом, так и частями и отдельными предметами.
72. Юридические и физические лица, в пользовании которых находятся археологические памятники и земли в пределах их зон охраны, имеют право на возмещение ущерба, связанного с научными раскопками памятников.
Порядок землеотвода для проведения археологических разведок и раскопок определяется договором между Республиканским центром, руководителем экспедиции (отряда) и держателем свидетельства на право собственности, владения и пользования землей на основании законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл.
VII. Ответственность за нарушение законодательства в области археологического наследия
73. Юридические и физические лица, действия и бездействия которых нанесли ущерб археологическому наследию, несут уголовную, административную и иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
74. Размер убытка, нанесенного археологическому памятнику, определяется Республиканским центром на основании научной и финансовой экспертизы.
75. Размер убытков, нанесенных археологическому наследию, определяется с учетом:
стоимости научного исследования уничтоженной части археологического памятника;
стоимости проведенных на данном памятнике охранных мероприятий;
стоимости восстановительных работ;
оценочной стоимости утраченных в связи с произведенными действиями находок;
стоимости упущенной выгоды от использования археологического памятника и утраченных в связи с его разрушением находок.
76. Договоры и коммерческие сделки, совершенные по поводу археологического наследия:
без разрешения Республиканского центра;
с нарушением законодательства Российской Федерации и настоящего Временного положения;
могущие нанести ущерб археологическому наследию, в установленном законом порядке могут быть признаны недействительными с отнесением расходов и убытков по сделкам на лиц (организации), виновных в нарушении настоящего Временного положения.
77. Проведение археологических раскопок и разведок без Открытого листа сотрудниками научных, научно-производственных учреждений, учебных заведений и музеев является незаконным деянием и влечет административную или уголовную ответственность в зависимости от наступивших последствий.
78. Продажа, скупка, передача археологических коллекций, единичных находок, а также других археологических артефактов, не зарегистрированных в государственных органах охраны и использования археологического наследия, является незаконной. Также незаконной является продажа, скупка и передача указанных, как незарегистрированных, так и зарегистрированных предметов без уведомления государственных органов охраны и использования археологического наследия.
VIII. Права и обязанности иностранных граждан, граждан без гражданства и зарубежных организаций в области археологического наследия. Срок действия настоящего временного положения
79. Положения международных конвенций, пактов, договоров и соглашений, не отвечающих или снижающих уровень требований настоящего Временного положения, не действуют на территории Республики Марий Эл.
80. Предметы археологического наследия не подлежат безвозвратному вывозу за пределы Республики Марий Эл.
81. Порядок временного вывоза предметов археологического наследия за пределы Республики Марий Эл определяется соответствующими нормативными актами.
82. Археологические предметы, являющиеся собственностью международных и зарубежных юридических и физических лиц, временно ввозимые в Республику Марий Эл, охраняются государством и на них распространяются все нормы настоящего Временного положения.
83. Порядок ввоза археологических предметов в Республику Марий Эл определяется соответствующими нормативными актами.
84. Иностранные граждане и граждане без гражданства имеют равные права с гражданами Республики Марий Эл в использовании результатов научного исследования археологического наследия и несут такие же обязанности и ответственность по его охране.
85. Настоящее Временное положение об охране и использовании археологического наследия на территории Республики Марий Эл действует до принятия Закона Республики Марий Эл "Об охране и использовании археологического наследия на территории Республики Марий Эл".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 декабря 1997 г. N 419 "О первоочередных мерах по сохранению археологического наследия на территории Республики Марий Эл"
Текст постановления опубликован в Собрании законодатьства Республики Марий Эл, 2003 г., N 11, ст.419
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2005 г. N 308 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2004 г. N 126
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 сентября 2002 г. N 276