В соответствии с Указом Президента Республики Марий Эл от 19 января 2001 года N 18 "О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о Министерстве социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл;
переченьучреждений и организаций социальной защиты населения, переданных в ведение Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.
2. Признать утратившими силу:
пункт 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 1997 г. N 160 "Вопросы Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1997, N 6, ст.260);
пункт 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 12 октября 1999 г. N 434 "О составе коллегии Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл";
пункт 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2001 г. N 110 "О составе коллегии Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл".
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
Положение
о Министерстве социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 мая 2001 г. N 160)
I. Общие положения
1. Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, обеспечивающим проведение государственной политики в области социальной защиты населения, трудовых отношений и оплаты труда, охраны и экспертизы условий труда и координирующим деятельность по этим направлениям иных органов исполнительной власти республики, территориальных органов социальной защиты населения и учреждений по труду.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл, законами Российской Федерации и Республики Марий Эл, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Марий Эл, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, а также настоящим Положением.
3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами законодательной и исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, внебюджетными фондами, общественными объединениями граждан, сотрудничает с правительственными и неправительственными организациями, занимающимися вопросами социальной защиты населения и труда в установленном законом порядке.
4. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Республики Марий Эл, со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
5. Местонахождение Министерства (юридический адрес): 4240031, г.Йошкар-Ола, ул.Якова Эшпая, д.103.
II. Основные задачи Министерства
6. Основными задачами Министерства являются:
разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики;
организация социальной защиты престарелых, нетрудоспособных граждан; семей с детьми; ветеранов и инвалидов; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; граждан, пострадавших вследствие аварий и катастроф; реабилитированных граждан;
осуществление государственной политики по вопросам трудовых отношений и оплаты труда, социальных гарантий и уровня жизни населения, условий и охраны труда работающих, социального партнерства.
III. Основные функции Министерства
7. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
в области уровня жизни и доходов населения
осуществляет по единой методологии с участием органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления и иных организаций разработку системы потребительских бюджетов, расчет прожиточного минимума на территории республики применительно к различным социально-демографическим группам населения;
проводит мониторинг, анализ и оценку уровня жизни, доходов населения, состояния условий и охраны труда и других показателей развития социально-трудовой сферы республики, готовит по этим вопросам предложения в Правительство Республики Марий Эл и органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры;
разрабатывает республиканские программы в области регулирования труда и социальных вопросов, направленные на улучшение условий труда, социальной поддержки ветеранов, инвалидов и пожилых граждан; семей с детьми и малообеспеченных групп населения; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
организует их выполнение и контролирует использование выделенных на эти цели средств;
вносит совместно с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления предложения об установлении дополнительных компенсационных выплат отдельным категориям населения или о повышении размеров оплаты труда работников бюджетной сферы, пособий, стипендий и других социальных выплат за счет средств местных бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов, а также о создании и совершенствовании механизма защиты (индексации) пособий, сбережений и других доходов населения от инфляционных процессов;
в области социального обслуживания
организует совместно с органами местного самоуправления республики с учетом социально-демографических особенностей городов и районов и потребностей различных категорий и групп населения создание и развитие разветвленной сети государственных, муниципальных и иных комплексных и специализированных служб, осуществляющих адресное социальное обслуживание населения в стационарных и нестационарных условиях: домов-интернатов, центров по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, геронтологических и кризисных центров;
организует помощь гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации, в том числе лицам без определенного места жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам;
участвует в оказании правовой, психолого-педагогической и иной консультативной помощи;
организует учет нуждающихся в адресной социальной помощи граждан и формирует базу данных на основе новейших информационных технологий;
осуществляет в пределах своей компетенции координацию и методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания независимо от их организационно-правовых форм;
участвует в лицензировании деятельности учреждений и служб, физических лиц в области социального обслуживания населения;
осуществляет контроль за соблюдением государственных стандартов в социальной сфере;
в области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи
организует и координирует работу по развитию государственной службы медико-социальной экспертизы и системы реабилитации инвалидов;
участвует в реализации государственной политики в области градостроительства в части обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и пожилых граждан;
содействует созданию и совершенствованию деятельности центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов, независимо от форм собственности;
способствует развитию физической культуры и спортивного движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;
взаимодействует с общественными объединениями инвалидов;
осуществляет контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при протезировании;
содействует увеличению производства и повышению качества изготовления протезно-ортопедических изделий, производству их новых видов;
в области социальной поддержки и материально-бытового обеспечения пожилых граждан, ветеранов и инвалидов
реализует меры по обеспечению инвалидов специальными транспортными средствами, приспособлениями производственного и бытового характера, другими техническими средствами реабилитации инвалидов и ухода за ними;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, льгот и преимуществ, установленных для пожилых граждан, ветеранов и инвалидов законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл;
организует санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;
принимает меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации с использованием современных, в том числе и телекоммуникационных технологий;
в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства
обеспечивает создание и ведение в учреждениях социальной защиты банка данных о семьях с детьми, нуждающихся в социальной поддержке;
координирует в пределах своей компетенции мероприятия по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленные в первую очередь на оказание государственной поддержки наиболее нуждающимся в ней;
участвует в подготовке доклада Правительству Республики Марий Эл о состоянии и мерах по улучшению положения женщин, семьи и детей;
осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл;
разрабатывает программы по социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;
разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления, общественными организациями меры, направленные на устранение детской безнадзорности, социального сиротства, профилактику асоциальных явлений среди подростков, а также меры, связанные с охраной прав детей, созданием нормальных условий для их жизнедеятельности;
участвует в создании системы государственной поддержки одаренных детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей;
обеспечивает совместно с другими органами исполнительной власти и негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей из социально незащищенных семей;
в области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
разрабатывает предложения и организует работу по разрешению социальных проблем граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и координирует взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и субъектов хозяйственной деятельности при реализации программ по социальной адаптации бывших военнослужащих;
обеспечивает организацию социальной поддержки нуждающихся граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку), членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы;
координирует работу по созданию и совершенствованию системы социальной реабилитации инвалидов военной службы;
осуществляет организационно-техническое обеспечение работы республиканской Межведомственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей;
осуществляет информационное и методическое обеспечение деятельности районных и городских органов социальной защиты по вопросам социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
в области обеспечения социальных выплат
реализует совместно с органами местного самоуправления государственную политику в области предоставления гражданам компенсационных выплат, предусмотренных действующим законодательством;
определяет потребность средств на выплату пособий, компенсаций, своевременно уведомляет о ней финансирующие организации, распределяет поступившие от последних средства между городами и районами, обеспечивая при этом равные возможности каждому гражданину для реализации права на получение пособий и других компенсационных выплат;
организует взаимодействие с органами местного самоуправления в целевом использовании средств на выплату пособий, компенсаций и других социальных выплат;
создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты государственных пособий и иных социальных выплат;
в области оплаты и нормирования труда
участвует в работе по тарифному регулированию оплаты труда на основе социального партнерства;
проводит анализ порядка выплаты заработной платы и размеров ее задолженности на предприятиях и в организациях республики, представляет информацию о результатах в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Правительство Республики Марий Эл;
определяет совместно с Министерством государственного имущества Республики Марий Эл условия оплаты труда в рамках контрактов с руководителями государственных унитарных предприятий;
участвует совместно с Министерством финансов Республики Марий Эл в подготовке предложений о внесении изменений в законодательные акты по денежному содержанию государственных служащих, социальным гарантиям и дополнительному пенсионному обеспечению лиц, замещающих государственные должности государственной службы республики;
информирует предприятия и организации об изменении законодательства в области оплаты и нормирования труда, социального партнерства;
осуществляет контроль за соблюдением минимальных государственных гарантий по оплате труда;
в области социального партнерства в трудовых отношениях
участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ведению переговоров, разработке и заключению соглашений между Правительством Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл и объединением работодателей;
подготавливает с участием органов исполнительной власти предложения по совершенствованию механизма социального партнерства и основных направлений его развития, осуществляет организационно-методическое руководство работой по обеспечению договорной системы регулирования трудовых отношений на предприятиях и организациях республики;
изучает причины возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), участвует в их предотвращении и разрешении, принимает меры по их устранению;
осуществляет уведомительную регистрацию республиканских отраслевых соглашений, коллективных договоров предприятий различных форм собственности;
в области условий и охраны труда
координирует работу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда;
координирует работу по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям условий и охраны труда;
организует экспертизу условий труда на производстве, готовит предложения и рекомендации по их улучшению, выдает заключения для установления дифференцированных отчислений в фонд социального страхования в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и состояния других факторов условий труда;
проводит работу по совершенствованию порядка предоставления льгот и компенсаций, установленных законодательством, работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;
разрабатывает предложения о формах государственного содействия организациям в размещении заказов на изготовление специальных одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты;
другие функции
обеспечивает взаимодействие государственных, общественных, религиозных и благотворительных организаций, предприятий и учреждений в работе по социальной защите населения и совершенствованию трудовых отношений, а также по привлечению внебюджетных средств для организации социальной поддержки нуждающихся в ней граждан;
участвует в деятельности межведомственных комиссий, координационных и консультационных органов, создаваемых Правительством Республики Марий Эл;
оказывает помощь учреждениям социальной защиты населения в развитии хозрасчетной деятельности, способствует созданию предприятий, участков, мастерских для производства товаров первой необходимости, ремонта предметов домашнего обихода, в том числе с использованием труда инвалидов, оказания различного рода социальных услуг малообеспеченным гражданам;
занимается организацией материально-бытового обеспечения, медицинского и культурного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в домах-интернатах и других учреждениях социальной защиты населения;
дает разъяснения действующего законодательства по вопросам социальной защиты населения и труда и обеспечивает его единообразное применение;
формирует заявку потребности в бюджетных средствах на очередной финансовый год, осуществляет в установленном порядке экономический анализ деятельности учреждений социальной защиты населения и труда;
принимает меры по повышению эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, снижению непроизводительных затрат;
содействует внедрению элементов нового хозяйственного механизма, передовых форм организации и оплаты труда работников социальной защиты населения;
составляет в установленные сроки и по установленным формам статистическую и бухгалтерскую отчетность;
осуществляет в установленном порядке финансовый контроль за учреждениями и организациями социальной защиты, находящимися в ведении Министерства, организует учет и отчетность;
организует внедрение в деятельность органов социальной защиты, учреждений и организаций средств вычислительной техники и создание на ее основе единой информационной базы;
согласовывает с органами местного самоуправления республики кандидатуры на должности руководителей соответствующих органов социальной защиты населения и труда;
обеспечивает укрепление и развитие материально-технической базы учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства;
осуществляет сотрудничество с регионами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним необходимые меры, организует прием граждан;
изучает формы и методы работы органов, учреждений социальной защиты населения и труда, оказывает им методическую и практическую помощь в совершенствовании своей деятельности;
осуществляет руководство Фондом социальной поддержки населения Республики Марий Эл;
организует массово-разъяснительную работу по вопросам социальной защиты и труда.
IV. Права Министерства
8. В соответствии с возложенными на него задачами и функциями Министерство имеет право:
изучать работу министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Марий Эл, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории республики, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, давать им рекомендации по устранению выявленных при проверках недостатков. Привлекать для проведения проверок специалистов республиканских министерств, ведомств и других органов исполнительной власти.
Должностные лица Министерства в целях выполнения возложенных на Министерство функций в пределах своей компетенции имеют право беспрепятственного доступа в другие органы исполнительной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл, а также на предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности для ознакомления с необходимыми документами по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
заслушивать на заседаниях коллегии Министерства отчеты и доклады руководителей республиканских министерств, ведомств и других организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
запрашивать и получать бесплатно от республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти городов и районов, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности предусмотренные государственной отчетностью материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Министерства;
вносить в установленном порядке в Правительство Республики Марий Эл предложения по вопросам труда и социальной защиты населения для внесения их в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл;
разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию;
организовывать проведение благотворительных акций и программ, связанных с содействием занятости и социальной поддержки граждан;
проверять состояние условий и охраны труда на предприятиях, в организациях независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, давать предписания по устранению выявленных нарушений;
заключать в пределах своей компетенции от своего имени договоры и выступать в судах, государственных органах власти и управления, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести ответственность по своим обязательствам в установленном законом порядке;
представлять по поручению Правительства Республики Марий Эл его интересы в пределах своей компетенции во всех государственных, общественных и иных учреждениях, организациях, предприятиях;
созывать совещания с привлечением руководителей и специалистов других органов исполнительной власти республики, предприятий, организаций, учреждений, проводить конференции, встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию;
привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов к решению проблем, относящихся к его ведению;
выступать учредителем государственных учреждений социальной защиты населения.
V. Организация деятельности Министерства
9. Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Марий Эл.
10. Министр:
осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия, обеспечивает решение и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач;
представляет Президенту Республики Марий Эл для утверждения кандидатуры на должность заместителей министра;
распределяет обязанности между заместителями министра;
издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками Министерства и подведомственными организациями;
распоряжается финансовыми средствами и имуществом Министерства в соответствии с действующим законодательством;
назначает в установленном законодательством порядке на должность и освобождает от должности работников Министерства, руководителей учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству;
утверждает в пределах фонда оплаты труда положение о материальном стимулировании работников аппарата Министерства, вносит в него изменения и дополнения;
принимает решения о поощрении и наложении взыскания на работников аппарата Министерства, устанавливает им надбавки за особые условия прохождения государственной службы в соответствии с действующим законодательством;
утверждает в пределах установленных Правительством Республики Марий Эл фонда оплаты труда и численности работников органов исполнительной власти республики штатное расписание аппарата Министерства и смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований на государственное управление;
утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, должностные инструкции руководителей и работников этих подразделений, определяет степень их ответственности за исполнение должностных обязанностей;
вносит в установленном порядке предложения по представлению работников органов социальной защиты к государственным наградам Российской Федерации, Республики Марий Эл и другим видам поощрения;
согласовывает назначение и увольнение руководителей муниципальных органов социальной защиты;
согласовывает в установленном порядке уставы государственных учреждений системы социальной защиты населения и труда, заключает, изменяет и расторгает договоры с их руководителями;
представляет без доверенности Министерство в государственных, общественных и иных организациях, ведомствах и учреждениях, в том числе зарубежных и международных , по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Марий Эл.
11. Министр имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Главой Правительства Республики Марий Эл.
12. В Министерстве образуется коллегия, возглавляемая министром. Министр и его заместители входят в нее по должности. В состав коллегии могут включаться представители органов исполнительной власти республики, а также другие руководящие работники Министерства, руководители и специалисты отдельных предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, ученые.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Республики Марий Эл по представлению министра.
Коллегия является совещательным органом. Решения коллегии принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколами и реализуются приказами министра или актами Правительства Республики Марий Эл. В случае разногласий между министром и членами коллегии министр принимает решение единолично, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Республики Марий Эл.
Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий Министерства и других республиканских органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами руководителей соответствующих министерств, иных республиканских органов исполнительной власти.
13. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение производится по решению Правительства Республики Марий Эл в установленном порядке.
Перечень
учреждений и организаций социальной защиты населения, переданных в ведение Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 мая 2001 г. N 160)
Республиканское государственное учреждение "Йошкар-Олинский пансионат для престарых и инвалидов";
республиканское государственное учреждение "Карлыганский дом-интернат для престарелых и инвалидов";
республиканское государственное учреждение "Шоя-Кузнецовский психоневрологический дом-интернат";
республиканское государственное учреждение "Кожласолинский психоневрологический дом-интернат для инвалидов";
республиканское государственное учреждение "Кокшайский дом-интернат для престарелых и инвалидов";
государственное учреждение Республики Марий Эл "Колянурский детский дом-интернат для глубоко умственно-отсталых детей";
республиканское государственное учреждение "Красногорский психоневрологический дом-интернат для инвалидов";
республиканское государственное учреждение "Кокшайский дом-интернат "Волга";
республиканское государственное учреждение "Психоневрологический дом-интернат "Таир";
республиканское государственное учреждение "Красностекловарский психоневрологический дом-интернат";
Кундуштурский психоневрологический дом-интернат;
республиканское государственное учреждение "Отарский психоневрологический дом-интернат";
республиканское государственное учреждение "Республиканский территориально-оздоровительный центр "Кичиер" с лечебным профилем";
республиканский центр социально-психологической помощи населению;
Республиканский центр социальной помощи малоимущему населению "Надежда";
государственное учреждение Республики Марий Эл "Республиканский центр реабилитации детей-инвалидов";
Республиканский центр профессиональной реабилитации детей-инвалидов при государственном образовательном учреждении "Профессиональный лицей N 9";
республиканское государственное учреждение "Савинский детский дом-интернат для глубоко умственно-отсталых детей с реабилитационным уклоном";
республиканское государственное учреждение "Социальный приют для детей и подростков";
республиканское государственное учреждение "Зеленогорский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов";
Фонд социальной поддержки населения Республики Марий Эл;
государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Автоинсервис".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 мая 2001 г. N 160 "Вопросы Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 июня 2001 г. N 6 (78) ст.294
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 февраля 2006 г. N 22 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г., кроме пункта 2
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 октября 2005 г. N 244
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2005 г. N 15
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 июня 2004 г. N 168
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12 мая 2003 г. N 129
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 апреля 2003 г. N 95
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2002 г. N 160