Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственная программа Республики Марий Эл
"Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 450 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 г. N 448))
Паспорт
государственной программы Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель Государственной программы |
- |
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл (далее - Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл) |
Соисполнители Государственной программы |
- |
Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство спорта Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл |
Участники Государственной программы |
- |
Министерство государственного имущества Республики Марий Эл; Министерство юстиции Республики Марий Эл; социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию); учреждения социального обслуживания населения Республики Марий Эл; территориальные органы Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл; социально ориентированные некоммерческие организации, зарегистрированные и действующие на территории Республики Марий Эл, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями (по согласованию); Общественная палата Республики Марий Эл (по согласованию) |
Подпрограммы Государственной программы |
- |
"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"; "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"; "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей"; "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"; "Обеспечение реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы" |
Цели Государственной программы |
- |
создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения Республики Марий Эл |
Задачи Государственной программы |
- |
выполнение обязательств государства в отношении граждан - получателей мер социальной поддержки; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы |
- |
доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Республики Марий Эл; доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения Республики Марий Эл |
Этапы и сроки реализации Государственной программы |
- |
в 2013 - 2020 годы без разделения на этапы |
Объемы финансирования Государственной программы |
- |
общий объем финансирования Государственной программы в 2013 - 2020 годах составит 25 512 619,02 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 2 805 481,40 тыс. рублей 2014 год - 3 239 060,42 тыс. рублей 2015 год - 2 993 705,90 тыс. рублей 2016 год - 3 022 032,50 тыс. рублей 2017 год - 3 307 390,30 тыс. рублей 2018 год - 3 335 004,90 тыс. рублей 2019 год - 3 383 560,70 тыс. рублей 2020 год - 3 426 382,90 тыс. рублей; из них за счет средств: республиканского бюджета Республики Марий Эл - 25 467 941,80 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 2 805 481,40 тыс. рублей 2014 год - 3 194 383,20 тыс. рублей 2015 год - 2 993 705,90 тыс. рублей 2016 год - 3 022 032,50 тыс. рублей 2017 год - 3 307 390,30 тыс. рублей 2018 год - 3 335 004,90 тыс. рублей 2019 год - 3 383 560,70 тыс. рублей 2020 год - 3 426 382,90 тыс. рублей; федерального бюджета - 44 677,22 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 0,00 тыс. рублей 2014 год - 44 677,22 тыс. рублей 2015 год - 0,00 тыс. рублей 2016 год - 0,00 тыс. рублей 2017 год - 0,00 тыс. рублей 2018 год - 0,00 тыс. рублей 2019 год - 0,00 тыс. рублей 2020 год - 0,00 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы |
- |
снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления; удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в системе социального обслуживания; обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении; повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Марий Эл; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; обеспечение равных условий свободного доступа к учреждениям в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения |
I. Общая характеристика сферы социальной защиты и социального обслуживания населения Республики Марий Эл
Система социальной защиты и социального обслуживания населения, являясь частью социальной сферы, выполняет функцию оперативного механизма, защищающего граждан при наступлении каких-либо неблагоприятных факторов социальной среды, таких как утрата дохода, являющегося источником средств существования, материальная необеспеченность, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца и т.п.
Сложившаяся в Республике Марий Эл система социальной защиты и социального обслуживания населения направлена на реализацию государственной политики в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, трудовых отношений и охраны труда, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан. Основной задачей Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл (далее - Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл), территориальных органов, подведомственных учреждений социального обслуживания населения является организация социальной защиты престарелых, нетрудоспособных граждан; семей с детьми; ветеранов, инвалидов; граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф; реабилитированных граждан и иных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Развитие системы социальной защиты населения республики, совершенствование механизма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки - главные направления деятельности органов социальной защиты.
Одним из основных направлений деятельности органов социальной защиты населения является государственная поддержка граждан, имеющих детей. В 2012 году органами социальной защиты населения произведена выплата различных видов государственных пособий более 10 тыс. человек. Из общего числа получателей пособий единовременное пособие при рождении ребенка получили 2 226 неработающих родителей. Получателями ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет являлись 7 852 гражданина, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, произведена в 2012 году 181 гражданину. Ежемесячное пособие на ребенка, полномочия по выплате которых отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, получили 27 823 малообеспеченные семьи на 41 988 детей.
Установленный размер ежемесячного пособия на ребенка с 1 января 2012 г. проиндексирован на 6 процентов и составил 154 рубля (в 2011 году - 145 рублей).
Финансирование расходов на выплату компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими общеобразовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с 2010 года осуществляется из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Выплата компенсации произведена в 2012 году 30 165 родителям (законным представителям) на 33 616 детей, посещающих детские дошкольные учреждения.
С 1 января 2012 г. введена дополнительная мера социальной поддержки многодетным семьям в виде единовременной денежной выплаты материнского капитала, осуществляемой в связи с рождением или усыновлением четвертого или последующего ребенка, в размере 50 тыс. рублей. В 2012 году единовременная выплата материнского капитала выплачена 133 семьям.
Законом Республики Марий Эл от 2 августа 2011 г. N 43-З "О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними" с 1 сентября 2011 г. в республике введена дополнительная мера социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями двух и более детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними.
Дополнительная мера социальной поддержки установлена в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 500 рублей, подлежащей ежегодной индексации с учетом инфляции. В 2012 году правом на получение дополнительной меры социальной поддержки воспользовались 38 семей. Общая сумма средств, направленных на выплату, составила 269,0 тыс. рублей.
На обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, выделяются средства из федерального бюджета в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. На предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а также многодетных семей в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" предусматриваются расходы в республиканском бюджете Республики Марий Эл. Меры социальной поддержки в натуральном и денежном выражении льготным категориям граждан предоставляются в полном объеме. В 2012 году меры социальной поддержки предоставлены 66 570 федеральным льготникам, 55 848 гражданам категории ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Компенсацию гражданам при превышении предельного максимального индекса изменения платы населения за коммунальные услуги в 2012 году получили 8 006 человек, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 37 211 семей, или 14,0 процента от общего количества семей, проживающих в регионе. Количество получателей ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" или нагрудным знаком "Почетный донор СССР", по итогам 2012 года составило 3 063 человека, доплат к трудовой пенсии, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, пенсий за выслугу лет отдельным категориям граждан в 2012 году - 1 157 человек.
Особое внимание уделяется социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны в части обеспечения жильем.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. N 256 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл формирует сводный список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Жилищные условия улучшил 121 ветеран Великой Отечественной войны, вставший на учет до 1 марта 2010 г. На 1 января 2013 г. численность ветеранов, нуждающихся в улучшении жилья и вставших на учет после 1 марта 2005 г., составила 2 757 человек. В 2010 - 2012 годах свидетельства получили 2 600 ветеранов, из них реализовали свидетельства 2 597 человек. На 1 января 2013 г. в очередности остаются 157 ветеранов.
В списке ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., числились 911 человек. В 2012 году 31 человек улучшили жилищные условия. Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл формирует сводный реестр по учету данной категории.
В 2012 году 50 инвалидам, получившим автотранспорт по медицинским показаниям, выплачена компенсация страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 ноября 2007 г. N 271 "О порядке обеспечения отдельных категорий граждан санаторно-курортным лечением" в 2012 году санаторно-курортное лечение получили 1 200 региональных льготников, в том числе в санатории "Чародейка" - 600 человек, в санатории "Кичиер" - 600 человек. На 1 января 2013 г. в республиканском реестре числятся 4 492 человека, нуждающиеся по медицинским показаниям в санаторно-курортном лечении.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по запросам Управления Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл в 2012 году представлена информация о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо вида на жительство, на 412 человек.
На оказание адресной социальной помощи в связи с проведением Международного дня пожилых людей одиноким неработающим пенсионерам направляются средства республиканского бюджета Республики Марий Эл. В 2011 году материальную помощь в размере 500 рублей получили 400 человек. Также выделяются средства в комплексные центры социального обслуживания населения в городах и районах республики и в общественные организации инвалидов на проведение мероприятий в рамках декады инвалидов.
В целях повышения престижа профессии социальных работников, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми и инвалидами, для стимулирования профессиональной деятельности социальных работников Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл с 2011 года организовывается ежегодный республиканский конкурс "Лучший работник учреждения социального обслуживания".
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл и подведомственными учреждениями проводится целенаправленная работа по реализации мер социальной поддержки, оказанию социальных услуг и адресной социальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Согласно Закону Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. N 64-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" в республике введена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты (материнского капитала), осуществляемой в связи с рождением (усыновлением) четвертого или последующего ребенка.
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 29 декабря 2011 г. N 83-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" статус многодетной семьи с 1 июля 2012 г. приобрели семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми.
На 1 января 2013 г. в республике проживают 4 450 многодетных семей, которым предоставляются, согласно Закону Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл", следующие меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная компенсация в размере 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг и твердого топлива семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, в пределах нормативов потребления указанных услуг (на 1 января 2013 г. данную меру социальной поддержки получили 2 819 многодетных семей);
ежемесячная денежная выплата на транспортное обслуживание (на 1 января 2013 г. данную меру социальной поддержки получили 7 106 детей);
746 многодетных матерей, достигших возраста 50 лет, родивших и воспитавших пять и более детей, воспользовались мерами социальной поддержки, аналогичными мерам социальной поддержки ветеранов труда.
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл совместно с подведомственными учреждениями принимают меры, направленные на поддержку семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. На базе центров помощи семье и детям в г. Йошкар-Оле и г. Козьмодемьянске созданы дошкольные группы для детей, не посещающих образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в которых воспитываются 35 детей дошкольного возраста.
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл является уполномоченным органом по оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2012 году оздоровление детей было организовано на базе 11 учреждений социального обслуживания населения, а также в республиканских организациях отдыха и оздоровления детей. По линии социальной защиты населения оздоровлены 5 173 ребенка.
Одним из важных направлений деятельности учреждений социального обслуживания является профилактика безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия, оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В системе соцзащиты создан ведомственный банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. На 1 января 2013 г. в нем состоят 1 047 семей, в которых воспитываются 2 019 несовершеннолетних, из них: 38 процентов - неполные семьи, 22 процента - семьи, в которых родители не выполняют свои обязанности, 17 процентов - семьи, имеющие детей и находящиеся в социально опасном положении, 21 процент - многодетные семьи, 2 процента - семьи, в которых отмечено жестокое обращение с детьми.
В 2012 году специализированными учреждениями для несовершеннолетних обслужены 480 несовершеннолетних, 379 воспитанников выбыли после проведения социально-реабилитационных мероприятий, в том числе 71 процент из них возвращены в родные семьи.
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл совместно с государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие" организовало функционирование всероссийского детского "телефона доверия", на который в 2012 году поступило 7 762 звонка, из них от детей и подростков 2 393.
Отделением психолого-педагогической помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию, государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям" оказывается своевременная и эффективная помощь женщинам, подвергшимся психофизическому насилию и нуждающимся во временном приюте. За 2012 год Центром обслужены 282 семьи с проблемами психофизического насилия. Предоставлено временное жилье 7 женщинам и 14 детям.
Семьям, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается адресная социальная помощь. За 2012 год адресную социальную помощь получили 882 семьи.
В целях повышения статуса материнства, значимости семьи и защиты детства Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл организовывает и проводит социально значимые республиканские мероприятия, посвященные Международному дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности, Дню матери.
Совершенствование исполнения государственных социальных обязательств, предоставление качественных государственных услуг широкому кругу получателей невозможно без внедрения новых технологий, инновационных подходов, применения нестандартного решения проблем.
На современном этапе наиболее важные преобразования в сфере социальной защиты населения направлены на внедрение современных информационных технологий при исполнении государственных социальных обязательств и, в первую очередь, использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для улучшения взаимоотношений между государственными учреждениями в сфере социальной защиты населения и гражданами.
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл и его территориальными органами в настоящее время предоставляются 55 государственных услуг. Приказами Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл утверждены административные регламенты предоставления каждой государственной услуги. Четыре государственные услуги предоставляются в электронном виде. В отношении остальных услуг реализованы первый и второй этапы перехода на оказание государственных услуг в электронном виде, которые определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р: на портале государственных услуг Республики Марий Эл размещена информация о данных услугах, а также формы заявлений для граждан и (или) организаций, необходимые для получения государственных услуг.
В настоящее время создана единая информационная среда системы социальной защиты населения Республики Марий Эл и проводятся мероприятия по ее обслуживанию и расширению. По мере появления технической возможности производится подключение интернатных учреждений и специальных домов для одиноких престарелых к корпоративной сети передачи данных, к системе электронного документооборота и к функционирующим сервисам. На 1 декабря 2013 г. к корпоративной сети подключены 30 подведомственных учреждений и 17 территориальных органов Министерства соцзащиты населения и труда Республики Марий Эл, что составляет 64,0 процента всех учреждений системы.
Особое внимание Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл уделяет социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов.
В 2012 году в интернатные учреждения оформлены 225 человек. На 1 января 2013 г. в 13 интернатах (плановая вместимость - 2 092 места) проживают 2 089 человек, в том числе 304 человека - в домах-интернатах общего типа, 1 575 человек - в психоневрологических интернатах, 210 детей - в детском доме-интернате. На учете в определении в интернатные учреждения состоят 60 человек.
В 11 специальных домах для одиноких престарелых (плановая вместимость - 517 мест) на 1 января 2013 г. проживают 413 человек. В 2012 году в учреждения направлены 74 человека. В специальные дома для одиноких престарелых очередности не имеется.
Повышение гарантий доступности и качества социальных услуг требует снижения социальной напряженности в стационарном социальном обслуживании населения. Развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания, предоставление комплекса жизненно важных услуг способствуют решению многих проблем, возникающих у людей пожилого возраста. Зачастую одинокие престарелые граждане стремятся в стационарные учреждения социального обслуживания не в силу нуждаемости в постоянном уходе, а вследствие крайне низких доходов или других социальных причин.
Сохраняющаяся очередность на устройство в стационарные учреждения социального обслуживания населения Республики Марий Эл в дома-интернаты будет сведена к нулю за счет реализации мероприятий перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Марий Эл до 2020 года.
Социальное обслуживание граждан на дому осуществляется на договорной основе в соответствии с Порядком социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 июня 2007 г. N 148 "Вопросы социального обслуживания населения в Республике Марий Эл".
В 53 отделениях социальной помощи на дому при 17 комплексных центрах социального обслуживания населения в городах и районах республики социальными работниками обслужены 5 829 человек из числа инвалидов и граждан преклонного возраста, в том числе за плату - 5 561 человек (95 процентов). На 1 января 2013 г. 750 социальными работниками на дому обслуживаются 4 366 человек, из них за плату - 4 148 человек. В 2012 году оказаны 1 663 653 услуги, в том числе: социально-бытовые - 843 402, социально-медицинские - 201 688, социально-психологические - 38 802, социально-экономические - 1 662, социально-правовые - 7 783.
В отделениях дневного пребывания, функционирующих при 5 комплексных центрах социального обслуживания населения (в Медведевском, Волжском, Звениговском районах и городах Йошкар-Оле и Волжске), в 2012 году проведены 67 смен для 1 521 гражданина пожилого возраста и инвалида. За плату обслужены 1 492 человека.
С января 2012 г. во всех комплексных центрах социального обслуживания населения республики организована работа мобильных бригад для оказания социальных услуг, а также услуг в сфере медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, проживающих в населенных пунктах Республики Марий Эл. При необходимости к работе в составе мобильных бригад привлекаются специалисты отделов образования, здравоохранения, отделений Пенсионного фонда по Республике Марий Эл, администраций муниципальных образований городов и районов (по согласованию). В 2012 году мобильными бригадами осуществлены 1 162 выезда. Кроме того, с января 2012 г. организована работа клубов по интересам, кружковая работа во всех комплексных центрах социального обслуживания населения республики.
Социальные услуги предоставляются в соответствии с перечнем услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 июня 2007 г. N 148 "Вопросы социального обслуживания населения в Республике Марий Эл". При принятии решения о предоставлении клиенту конкретных социальных услуг учитывается индивидуальная потребность клиента, состояние его здоровья, отсутствие способности к самообслуживанию, наличие в населенном пункте социальных и бытовых служб.
Определенное внимание уделяется комплексной реабилитации детей-инвалидов. В 2012 году реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями обслужены 510 детей-инвалидов и 392 воспитывающих их семьи. Службой "социальное такси", созданной на базе Волжского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и Савинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, выполнена 2 041 заявка.
Решение задачи по обеспечению доступности учреждений социальной сферы неразрывно связано с решением задачи по повышению качества и обеспечению доступности предоставляемых этими учреждениями услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
В целях укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения в Республике Марий Эл ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий, включающий в себя капитальный и текущий ремонт объектов, приобретение автотранспорта, медицинского, реабилитационного, бытового оборудования, мебели и компьютерной техники.
Однако, несмотря на укрепление материально-технической базы действующих государственных учреждений в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, а также строительство новых объектов, одним из актуальных вопросов является внедрение современных технологий, передовых методов в предоставлении социальных услуг.
Правильно расставленные приоритеты в развитии тех или иных форм социального обслуживания в рамках Государственной программы "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа) позволят решить задачу по повышению качества и обеспечения доступности государственных услуг.
Необходимо расширить участие общественных организаций и объединений в создании адаптивной среды для инвалидов, проведении социально значимых мероприятиях, акциях# . В общественной среде наблюдается недостаточная информированность населения о правах и возможностях инвалидов и ветеранов, не сформировано необходимое толерантное отношение к ним.
Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения в социально значимые события и различные виды социальной деятельности. Эта проблема требует расширения спектра новых форм оказания услуг, включая мобильные бригады, предоставляющие услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, инновационные формы реабилитации и оздоровления детей и молодых инвалидов.
Как показывает практика, эффективное решение проблем инвалидов и ветеранов республики и их реабилитация возможны только при активной государственной поддержке общественных организаций.
II. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритетами реализуемой в Республике Марий Эл государственной политики в сфере социальной защиты населения являются:
совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения исходя из требований к качеству и доступности;
укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь ветеранов и инвалидов.
Государственная политика Республики Марий Эл в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения направлена на обеспечение социальной защиты уязвимых категорий населения и обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения.
Для реализации основных направлений и приоритетов государственной политики необходима гибкая система социальной защиты населения, максимально направленная на защиту уязвимых категорий населения и предотвращение негативных тенденций в обществе.
Наиболее уязвимые категории граждан, на защиту которых в первую очередь направлена Государственная программа:
семьи с детьми;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
граждане пожилого возраста;
инвалиды, в том числе дети и подростки с ограниченными возможностями.
Положение указанных категорий граждан, несмотря на федеральное и республиканское законодательство в сфере социальной защиты населения, по-прежнему сопряжено с объективным социальным риском, связанным с нестабильностью в экономике, с ограничением жизнедеятельности в пожилом возрасте или в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами.
Исходя из приоритетных направлений государственной социальной политики, определены цели Государственной программы:
создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;
повышение доступности социального обслуживания населения Республики Марий Эл.
Цели Государственной программы соответствуют также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривающей, что социальное благополучие в России будет достигнуто за счет реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения.
Для достижения целей Государственной программы предстоит обеспечить решение следующих задач:
выполнение обязательств государства в отношении граждан - получателей мер социальной поддержки;
обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей.
Комплекс задач охватывает спектр полномочий Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл, отражает государственную политику в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Задачи определяют конечный результат реализации взаимосвязанных мероприятий при осуществлении государственных функций в рамках достижения целей Государственной программы.
III. Сроки и этапы реализации, целевые показатели Государственной программы
Государственная программа реализуется в 2013 - 2020 годах без разделения на этапы, так как основные мероприятия Государственной программы реализуются ежегодно с установленной периодичностью.
Оценка достижения целей Государственной программы производится посредством следующих целевых показателей:
1. Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Республики Марий Эл.
Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством представления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Показатель определяется на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов путем их соизмерения с величиной прожиточного минимума.
Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Государственной программы в целом, так и входящих ее в состав нормативных правовых актов, должны ориентироваться на необходимость и, в конечном счете, способствовать снижению уровня бедности населения в республике на основе социальной поддержки граждан.
Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Государственной программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального и регионального законодательства, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения и социальной поддержки семьи и детей.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
В - численность малоимущих граждан, имеющих низкий уровень индивидуального дохода, получивших в отчетном году денежные выплаты и компенсации (регулярные, разовые), человек;
А - общая численность малоимущих граждан в Республике Марий Эл, обратившихся за год за получением мер социальной поддержки, человек.
2. Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения Республики Марий Эл.
Показатель позволяет оценивать результаты реализации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий учреждениями социального обслуживания населения.
Показатель рассчитываются по формуле:
,
где:
В - общее количество граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения Республики Марий Эл за год, человек.
А - общее количество граждан, обратившихся за получением социальной услуги в учреждения социального обслуживания населения Республики Марий Эл за год, человек.
Источники исходных данных - отчеты о деятельности учреждений социального обслуживания населения Республики Марий Эл.
Реализация Государственной программы в целом, в сочетании с положительной динамикой экономического развития, прежде всего, с увеличением занятости и доходов экономически активного населения, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения, снижению бедности, сокращению дифференциации населения по уровню доходов.
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение цели и решение задач, обеспечивают возможность проверки. Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы, подпрограмм и их значениях представлены в приложении N 1 к Государственной программе.
При формировании перечня показателей учтены требования адекватности показателей, точности, объективности, достоверности, однозначности, сопоставимости. Применяемые показатели основываются на существующей статистической и ведомственной отчетности.
IV. Перечень подпрограмм и характеристика основных мероприятий Государственной программы
Государственная программа определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств и модернизацию сложившихся систем мер социальной поддержки граждан и социального обслуживания населения с целью повышения их эффективности и результативности.
В связи с этим Государственная программа включает пять подпрограмм, выделенных исходя из цели, содержания и с учетом специфики механизмов, применяемых для достижения основных целей Государственной программы и решения программных задач.
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусматривает решение задач, связанных с выполнением обязательств государства по социальной поддержке граждан. Подпрограмма включает в себя одно основное мероприятие "Меры социальной поддержки, предоставляемые отдельным категориям граждан".
В рамках основного мероприятии будут реализованы мероприятия, направленные на:
организацию своевременного и в полном объеме обеспечения прав отдельных категорий граждан на меры социальной поддержки, на совершенствование норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления государственной социальной помощи, а также расширение полномочий по определению категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке исходя из критериев нуждаемости;
совершенствование системы информационного обеспечения предоставления мер социальной поддержки, в том числе учета граждан - получателей мер социальной поддержки, а также на расширение масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению, в том числе путем последовательного внедрения системы социальных контрактов в практику работы.
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" предусматривает решение задач, связанных с повышением уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения. Подпрограмма объединяет девять основных мероприятий:
1. Расходы на социальное обслуживание населения во всех видах и типах социальных учреждений, расходы на функционирование и содержание подведомственных учреждений.
Основное мероприятие включает в себя:
реализацию перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Марий Эл на период до 2020 года;
развитие новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста;
обеспечение доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения;
выполнение государственных заданий по оказанию государственных услуг (выполнению работ);
совершенствование нормативной правовой базы;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы по Республике Марий Эл.
Ожидаемые конечные результаты проведения основного мероприятия:
повышение обеспеченности населения стационарными учреждениями и, как следствие, снижение очередности в стационарные учреждения;
повышение доступности учреждений социального обслуживания населения и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;
предоставление социальных услуг на основе стандартов качества и повышение качества социальных услуг, что позволяет достигнуть выполнения в полном объеме государственных заданий по оказанию государственных услуг (выполнению работ);
предоставление социальных услуг, соответствующих социально-экономическим условиям;
повышение удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых государственных услуг
повышения престижности и привлекательности профессии социального работника.
2. Повышение качества жизни пожилых людей.
Целью основного мероприятия является активизация участия пожилых людей в жизни общества.
Основное мероприятие включает в себя:
обеспечение мер по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей;
кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами.
Ожидаемые конечные результаты основного мероприятия:
увеличение численности граждан пожилого возраста, обученных навыкам работы на ПЭВМ.
3. Повышение квалификации работников учреждений социальной защиты и социального обслуживания.
Целью основного мероприятия является повышение эффективности и профессионализма работников системы социальной защиты населения Республики Марий Эл.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить систематическое повышение квалификации работников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения, что позволит сформировать кадровый состав системы социальной защиты населения, а также удовлетворить потребность в получении новых знаний работниками учреждений для их применения в профессиональной деятельности.
4. Улучшение условий и охраны труда в Республике Марий Эл.
Целью основного мероприятия является сохранение жизни и здоровья работников организаций в Республике Марий Эл в процессе трудовой деятельности, улучшение условий труда на рабочих местах работников организаций в Республике Марий Эл.
В соответствии с поставленной целью задачи реализации основного мероприятия направлены на практическую реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда, формирование нормативной правовой, экономической, организационно-технической, информационно-аналитической основы для функционирования системы государственного управления охраной труда в Республике Марий Эл.
Реализация основного мероприятия позволит:
снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость;
улучшить условия и охрану труда;
снизить общую заболеваемость и трудопотери по временной нетрудоспособности среди работающих;
совершенствовать систему государственного управления охраной труда в Республике Марий Эл;
сократить расходы на выплату компенсаций за неблагоприятные условия труда.
5. Формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Марий Эл.
Целью основного мероприятия является реализация государственной социальной политики в области создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие мероприятия:
формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
совершенствование системы предоставления услуг инвалидам и ресурсное обеспечение специализированных учреждений для инвалидов;
организационно-методическое обеспечение реабилитации инвалидов;
поддержка социальных программ общественных организаций инвалидов.
Основное мероприятие предусматривает решение следующих задач:
организация беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
создание условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении полноценного образования, реализации своего творческого и профессионального потенциала, всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни;
создание условий для полноценного отдыха, активного занятия спортом и посещения учреждений культуры.
Ожидаемые конечные результаты реализации основного мероприятия:
формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Марий Эл;
обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления (по согласованию) при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Марий Эл;
формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Республике Марий Эл;
преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе.
6. Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Целью основного мероприятия является реализация государственной политики в организации системы административных, социально-экономических, медицинских и социально-психологических мероприятий, направленных на комплексную реабилитацию и адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Основное мероприятие предусматривает решение следующих задач:
создание условий для решения вопроса жизнеустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
восстановление социального статуса и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к жизнедеятельности в социальной среде для выполнения ими необходимых в обществе социальных ролей и функций;
формирование условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
создание системы социально-психологической и профессиональной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
совершенствование работы по содействию осужденным, готовящимся к освобождению из исправительных учреждений, в успешной адаптации по избранному местожительству;
улучшение медико-социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
профилактика и предотвращение рецидивной преступности на территории Республики Марий Эл, в том числе среди несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, оказание им действенной социально-психологической помощи.
Ожидаемые конечные результаты реализации основного мероприятия:
создание необходимых условий для обеспечения социально полезных связей лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
повышение уровня профессионального обучения лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
своевременное выявление и лечение лиц, больных социально опасными заболеваниями.
7. Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг.
Целью основного мероприятия является снижение административных барьеров; оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг в Республике Марий Эл.
В результате проведения основного мероприятия ожидается оптимизация порядка предоставления государственных социальных услуг, а также повышение качества и доступности государственных услуг для физических лиц на территории Республики Марий Эл.
8. Профилактика бродяжничества и социальная реабилитация лиц без определенного места жительства в Республике Марий Эл.
Целью основного мероприятия является социальная поддержка лиц без определенного места жительства, а также создание условий для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.
Основное мероприятие предусматривает решение следующих задач:
повышение эффективности профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;
предупреждение правонарушений и преступлений среди лиц без определенного места жительства;
оказание лицам без определенного места жительства социальной, медицинской и иной помощи.
Ожидаемые конечные результаты проведения основного мероприятия:
снижение количества преступлений, совершенных ранее лицами без определенного места жительства;
улучшение социального положения и повышение уровня адаптации лиц без определенного места жительства и занятий;
снижение количества лиц с социально опасными заболеваниями;
снижение количества лиц без определенного места жительства, не имеющих документов, удостоверяющих личность.
9. Мероприятия по укреплению материально-технической базы.
Цель основного мероприятия - создание комфортных условий для проживания граждан старшего поколения, инвалидов и детей на основе дальнейшего развития сети учреждений социального обслуживания, их модернизации и доступности, способствующих активному участию граждан в жизни общества.
Основное мероприятие включает в себя реализацию перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Марий Эл на период до 2020 года.
Ожидаемым конечным результатом проведения основного мероприятия является улучшение состояния материально-технической базы учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения Республики Марий Эл.
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" включает комплекс дифференцированных мер социальной поддержки семьи, материнства и детства, направленных, в первую очередь, на формирование в обществе семейных ценностей, репродуктивных установок, повышение престижа материнства и отцовства, укрепление семьи, развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейного патроната, призванных обеспечить решение проблем беспризорности, социального сиротства, попадания семей в трудную жизненную ситуацию.
Подпрограмма включает в себя шесть основных мероприятий:
1. Меры социальной поддержки семьи и детей.
В целях обеспечения социальной и экономической устойчивости семьи основное мероприятия включает в себя реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки семье и детям.
Реализация мер материальной поддержки материнства и детства будет способствовать росту рождаемости и преодолению на этой основе негативных демографических тенденций.
2. Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Комплекс мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту направлен на профилактику злоупотребления наркотиками.
3. Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл.
Цель основного мероприятия - преодоление негативных тенденций в демографических процессах, происходящих в республике; создание условий для стабилизации численности населения республики, охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, увеличения средней продолжительности жизни; формирование репродуктивной культуры несовершеннолетних; повышение престижа института семьи; обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей для улучшения демографической ситуации в Республике Марий Эл; создание оптимальных условий для эффективного функционирования учреждений социального обслуживания семьи и детей; повышение эффективности деятельности и роли учреждений социального обслуживания семьи и детей в решении актуальных проблем различных категорий семей.
Реализация мероприятий на проведение ежегодного празднования "Дня защиты детей", "Дня матери", "Дня семьи, любви и верности" позволят создать в обществе атмосферу приоритета семейно-нравственных ценностей, включая идеологию сплоченности семьи, ответственности за воспитание детей, а также всестороннего укрепления института семьи.
В результате реализации основного мероприятия планируется достичь следующих результатов:
повышение рождаемости;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
восстановление социальной ценности семьи и брака;
развитие системы государственной поддержки многодетных семей в решении жилищных проблем, содействие в строительстве индивидуального жилья многодетным семьям.
4. Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей.
Целями основного мероприятия являются снижение уровня социального сиротства, сохранение биологической семьи для ребенка за счет внедрения технологии раннего выявления детского и семейного неблагополучия, снижения числа лишений родительских прав в рамках межведомственного взаимодействия субъектов профилактики; поддержка, защита прав и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Комплекс мер профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей направлен на:
развитие межведомственной координации в решении проблем детского неблагополучия;
внедрение успешных моделей социальной работы с семьями с детьми и детьми;
раннюю профилактику семейного неблагополучия, создание системы сопровождения семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
развитие социально-психологической помощи детям, профилактику суицида у детей;
разработку, апробацию и распространение новых методик и технологий, направленных на сокращение детского и семейного неблагополучия, оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
формирование комплексного подхода в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
усиление взаимодействия с некоммерческими, коммерческими организациями, координации работы и объединению ресурсов для осуществления мероприятий и социальных проектов по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
содействие формированию в обществе нетерпимого отношения к любым формам жестокого обращения с детьми и дружественной социальной среды для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
содействие обучению и повышению квалификации специалистов, непосредственно работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе психологов, социальных педагогов и специалистов по социальной работе;
поддержку постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов);
поддержку разработки и внедрения информационных технологий для достижения целей подпрограммы (создание сайтов, программного обеспечения, ведение банков данных и т.п.);
методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
разработку и внедрение научно-методических основ в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей;
проведение конкурсов, фестивалей, направленных на противодействие насилия, жестокости и безнадзорности детей.
Реализация основного мероприятия будет способствовать повышению профилактической работы, сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству.
5. Мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей.
Целью основного мероприятия является организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить постоянное развитие загородной оздоровительной базы, а также повышение качества педагогических услуг, оказываемых в лагерях детям.
6. Мероприятия по борьбе с беспризорностью, по опеке и попечительству.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2005 г. N 525 "О порядке предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений" социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних и социальным приютом для детей и подростков предоставляется государственная услуга по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
В ходе реализации мероприятия будет осуществлено финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, в том числе создание межведомственного банка данных о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних на республиканском уровне с последующим представлением на федеральный уровень и ведение единой статистической отчетности.
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций". В рамках подпрограммы будет реализовано одно основное мероприятие "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл".
Система программных мероприятий, разработанная в соответствии с целями и задачами подпрограммы, является комплексом мер, направленных на развитие институтов гражданского общества и оказание всесторонней поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Республике Марий Эл в решении актуальных социальных проблем.
Основное мероприятие предусматривает решение следующих задач:
совершенствование нормативной правовой базы в области деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл;
повышение уровня информированности населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл и формирование благоприятного информационного пространства в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл;
обеспечение условий увеличения объемов и повышения качества услуг, предоставляемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
укрепление доверия к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны граждан.
Реализация основного мероприятия позволит:
сформировать систему государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл;
активизировать деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл в решении социальных проблем Республики Марий Эл;
повысить профессиональный уровень членов социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл в сфере осуществления социально значимой деятельности;
увеличить количество социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл в общем количестве некоммерческих организаций в Республике Марий Эл; увеличить количество социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл, получивших финансовую поддержку, в общем количестве некоммерческих организаций в Республике Марий Эл;
увеличить удельный вес граждан в Республике Марий Эл, охваченных мероприятиями, реализуемыми социально ориентированными некоммерческими организациями в Республике Марий Эл.
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы" включает в себя одно основное мероприятие "Расходы на содержание центрального аппарата и территориальных органов министерства".
Основное мероприятие включает в себя:
обеспечение деятельности аппарата Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл и его территориальных органов;
проведение республиканских социально значимых мероприятий;
организацию осуществления переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.
Реализация основного мероприятия позволит достигнуть следующих конечных результатов:
эффективное исполнение Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл и его территориальными органами своих полномочий;
активизация участия отдельных категорий граждан в жизни общества, повышение социальной защищенности граждан в Республике Марий Эл;
предоставление государственных услуг и повышение социальной защищенности граждан в Республике Марий Эл.
Реализация мероприятий вышеперечисленных подпрограмм Государственной программы, наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере, будет способствовать достижению целей и решению задач Государственной программы.
Перечень основных мероприятий может корректироваться.
В результате реализации основных мероприятий к 2020 году ожидается достижение запланированных значений целевых показателей.
Перечень основных мероприятий Государственной программы с описанием ожидаемых результатов их реализации приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
К Государственной программе прилагаются: подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (приложение N 8 к Государственной программе), подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" (приложение N 9 к Государственной программе), подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" (приложение N 10 к Государственной программе), подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (приложение N 11 к Государственной программе), подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы" (приложение N 12 к Государственной программе).
V. Основные меры правового регулирования
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении N 3 к Государственной программе.
Совершенствование действующей нормативной правовой базы будет осуществляться регулярно с учетом накопленного опыта правоприменения и последовательного повышения требований, предъявляемых к деятельности, связанной с реализацией мер в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. По мере выявления или возникновения неурегулированных вопросов нормативного правового характера будут подготовлены проекты соответствующих нормативных правовых актов.
Государственная программа предусматривает следующие основные меры по совершенствованию правового регулирования:
внесение изменений в Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл";
внесение изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 июня 2007 г. N 148 "Вопросы социального обслуживания населения в Республике Марий Эл";
внесение изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 апреля 2012 г. N 130 "О вопросах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл";
совершенствование отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Марий Эл в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
VI. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Расходы Государственной программы формируются за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования Государственной программы в 2013 - 2020 годах составит 25 512 619,02 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 2 805 481,40 тыс. рублей
2014 год - 3 239 060,42 тыс. рублей
2015 год - 2 993 705,90 тыс. рублей
2016 год - 3 022 032,50 тыс. рублей
2017 год - 3 307 390,30 тыс. рублей
2018 год - 3 335 004,90 тыс. рублей
2019 год - 3 383 560,70 тыс. рублей
2020 год - 3 426 382,90 тыс. рублей;
из них за счет средств:
республиканского бюджета Республики Марий Эл - 25 467 941,80 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 2 805 481,40 тыс. рублей
2014 год - 3 194 383,20 тыс. рублей
2015 год - 2 993 705,90 тыс. рублей
2016 год - 3 022 032,50 тыс. рублей
2017 год - 3 307 390,30 тыс. рублей
2018 год - 3 335 004,90 тыс. рублей
2019 год - 3 383 560,70 тыс. рублей
2020 год - 3 426 382,90 тыс. рублей;
федерального бюджета - 44 677,22 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 0,00 тыс. рублей
2014 год - 44 677,22 тыс. рублей
2015 год - 0,00 тыс. рублей
2016 год - 0,00 тыс. рублей
2017 год - 0,00 тыс. рублей
2018 год - 0,00 тыс. рублей
2019 год - 0,00 тыс. рублей
2020 год - 0,00 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл представлено в приложении N 4 к Государственной программе.
Прогнозная оценка расходов на реализацию целей Государственной программы на период до 2020 года приведена в приложении N 5 к Государственной программе.
К Государственной программе прилагается прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями Республики Марий Эл по Государственной программе (приложение N 7 к Государственной программе).
VII. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками реализации Государственной программы
Реализация Государственной программы сопряжена, прежде всего, с финансовыми, социальными и непредвиденными рисками.
Финансовые риски связаны с сокращением в ходе реализации Государственной программы предусмотренных объемов бюджетных средств, что потребует внесения изменений в Государственную программу, пересмотра целевых значений показателей и, возможно, отказа от реализации отдельных мероприятий и даже задач Государственной программы. Финансовый риск возникает по причине значительной продолжительности Государственной программы. Управление финансовыми рисками будет обеспечено в рамках организации мониторинга и аналитического сопровождения реализации Государственной программы.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности среди населения ввиду неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях. Управление данной группой рисков будет обеспечено за счет открытости и прозрачности планов мероприятий и практических действий, информационного сопровождения Государственной программы.
Непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Марий Эл, с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, могут привести к концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Государственной программы может оказать реализация финансовых и непредвиденных рисков, которые содержат угрозу срыва реализации Государственной программы.
Поскольку в рамках реализации Государственной программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками за счет:
ежегодного уточнения финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определения приоритетов для первоочередного финансирования;
привлечения внебюджетных источников финансирования.
VIII. Оценка планируемой эффективности реализации Государственной программы
По прогнозным оценкам, реализация предусмотренных Государственной программой мероприятий позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов:
снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в системе социального обслуживания;
обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Марий Эл;
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
обеспечение равных условий свободного доступа к учреждениям в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
Также к 2020 году ожидается достижение целевыми показателями значений, определенных в приложении N 1 к Государственной программе.
По прогнозным оценкам, реализация Государственной программы в соответствии с тенденциями развития сферы социальной защиты и социального обслуживания населения позволит повысить уровень социальной защищенности населения Республики Марий Эл, обеспечивая применение эффективных мер по предотвращению кризисных явлений или снижающих их негативные последствия для граждан в Республике Марий Эл.
В силу специфики выраженного социального характера Государственная программа окажет значительное позитивное влияние на создание условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий граждан, сохранение стабильности социального самочувствия граждан в Республике Марий Эл. Результатом повышения социальной защищенности является удовлетворение потребностей граждан, обратившихся в учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе.
К 2020 году будет обеспечена доступность качественных социальных услуг для всех нуждающихся граждан путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм, предоставляющих социальные услуги.
Реализация государственной программы в полном объеме создаст основу для повышения качества жизни населения.
IX. Мониторинг и контроль хода, отчетность о ходе реализации Государственной программы
Мониторинг, контроль хода реализации Государственной программы осуществляет Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл.
Реализация Государственной программы осуществляется в соответствии с планом реализации Государственной программы (приложение N 6 к Государственной программе). Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл ежегодно, не позднее 1 декабря текущего финансового года, разрабатывает и согласовывает с соисполнителями план реализации Государственной программы и направляет его в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл и Министерство финансов Республики Марий Эл.
В процессе реализации Государственной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации.
Ответственный исполнитель в случае необходимости вправе вносить в Правительство Республики Марий Эл предложения о внесении изменений в объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы.
Отчетность о ходе реализации Государственной программы представляется ответственным исполнителем Государственной программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2011 г. N 435 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Марий Эл".
X. Методика оценки эффективности Государственной программы
Оценка эффективности реализации Государственной программы будет проводиться с использованием показателей выполнения Государственной программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения Государственной программы и выработать правильное управленческое решение.
Методика оценки эффективности Государственной программы (далее - методика) представляет собой алгоритм оценки в процессе (по годам Государственной программы) и по итогам реализации Государственной программы в целом как результативности Государственной программы исходя из оценки соответствия текущих значений показателей их целевым значениям, так и экономической эффективности достижения таких результатов с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы.
Методика включает проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям:
1) степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач) Государственной программы (оценка результативности);
2) степень соответствия фактических затрат республиканского бюджета Республики Марий Эл запланированному уровню (оценка полноты использования бюджетных средств);
3) эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл (оценка экономической эффективности достижения результатов);
4) эффективность реализации Государственной программы.
В дополнение к количественной оценке эффективности будет производиться качественная оценка социальной эффективности Государственной программы на основе анализа достижения ожидаемых результатов Государственной программы.
Степень достижения целей и решения задач Государственной программы осуществляется путем расчета результативности реализации Государственной программы в целом по формуле:
,
где:
Е - показатель результативности реализации Государственной программы, процентов;
- степень достижения i-го показателя государственной программы;
n - количество показателей Государственной программы.
В целях оценки степени достижения запланированных результатов Государственной программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя результативности Е равно или больше 70 процентов, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как высокая;
если значение показателя результативности Е находится в диапазоне 50-70 процентов, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как удовлетворительная;
если значение показателя результативности Е меньше 50 процентов, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как неудовлетворительная.
Расчет результативности по каждому показателю Государственной программы проводится по формуле:
,
где:
- степень достижения i-го показателя Государственной программы, процентов;
- фактическое значение показателя;
- установленное Государственной программой целевое значение показателя.
Расчет степени соответствия фактических затрат республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию Государственной программы запланированному уровню производится по следующей формуле:
,
где:
П - полнота использования бюджетных средств, процентов;
- фактические расходы республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию Государственной программы в соответствующем периоде;
- запланированные республиканским бюджетом Республики Марий Эл расходы на реализацию Государственной программы в соответствующем периоде.
В целях оценки степени соответствия фактических затрат республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию Государственной программы запланированному уровню устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя полноты использования бюджетных средств П равно или больше 70 процентов, то степень соответствия фактических затрат республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию Государственной программы запланированному уровню оценивается как удовлетворительная;
если значение показателя результативности П меньше 70 процентов, то степень соответствия фактических затрат республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию Государственной программы запланированному уровню оценивается как неудовлетворительная.
Расчет эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию Государственной программы производится по следующей формуле:
,
где:
И - эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, процентов;
П - полнота использования бюджетных средств;
Е - показатель результативности реализации Государственной программы.
В целях оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл при реализации Государственной программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл И равно 100 процентам, то такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как высокая;
если значение показателя эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл И меньше 100 процентов, то такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как умеренная;
если значение показателя эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл И больше 100 процентов, то такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как низкая.
Оценка эффективности реализации Государственной программы и достижения запланированных результатов производится по формуле:
,
где:
Е - показатель результативности реализации Государственной программы;
П - полнота использования бюджетных средств;
И - эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В целях оценки эффективности реализации Государственной программы и достижения запланированных результатов устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя Э равно 100 процентам и меньше, то эффективность реализации Государственной программы оценивается как высокая;
если значение показателя Э больше 100 процентов, то такая эффективность реализации Государственной программы оценивается как низкая.
Оценка эффективности Государственной программы осуществляется ответственным исполнителем ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным. Результаты оценки Государственной программы представляются ответственным исполнителем в Правительство Республики Марий Эл, Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл и Министерство финансов Республики Марий Эл в составе годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы.
При необходимости ответственный исполнитель Государственной программы может привлекать независимых экспертов для проведения анализа хода реализации Государственной программы и подготовки предложений по повышению эффективности реализации Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.