Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к государственной программе
Республики Марий Эл
"Социальная поддержка
граждан" на 2013 - 2020 годы
(в редакции постановления
Правительства Республики Марий Эл
от 31 декабря 2013 г. N 448)
Подпрограмма
"Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы
Паспорт
подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство спорта Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл |
Участники подпрограммы |
- |
учреждения социального обслуживания населения Республики Марий Эл |
Цель подпрограммы |
- |
повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения Республики Марий Эл |
Задачи подпрограммы |
- |
укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания Республики Марий Эл; повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы по Республике Марий Эл; развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения Республики Марий Эл; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Марий Эл |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий; соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой по Республике Марий Эл; удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
подпрограмма реализуется в 2013 - 2020 годах без разделения на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы в 2013 - 2020 годах составит 5 990 651,02 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 682 968,00 тыс. рублей 2014 год - 810 318,22 тыс. рублей 2015 год - 676 371,50 тыс. рублей 2016 год - 683 644,30 тыс. рублей 2017 год - 787 162,00 тыс. рублей 2018 год - 775 321,00 тыс. рублей 2019 год - 785 261,00 тыс. рублей 2020 год - 789 605,00 тыс. рублей; из них за счет средств: республиканского бюджета Республики Марий Эл - 5 945 973,8 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 682 968,00 тыс. рублей 2014 год - 765 641,00 тыс. рублей 2015 год - 676 371,50 тыс. рублей 2016 год - 683 644,30 тыс. рублей 2017 год - 787 162,00 тыс. рублей 2018 год - 775 321,00 тыс. рублей 2019 год - 785 261,00 тыс. рублей 2020 год - 789 605,00 тыс. рублей; федерального бюджета - 44 677,22 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 0,00 тыс. рублей 2014 год - 44 677,22 тыс. рублей 2015 год - 0,00 тыс. рублей 2016 год - 0,00 тыс. рублей 2017 год - 0,00 тыс. рублей 2018 год - 0,00 тыс. рублей 2019 год - 0,00 тыс. рублей 2020 год - 0,00 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
решение к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе; обеспечение доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения Республики Марий Эл; повышение престижа профессии "социальный работник", приток молодых специалистов, сокращение дефицита социальных работников в сфере социального обслуживания населения Республики Марий Эл |
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
С целью повышения доступности учреждений социального обслуживания населения и качества оказания социальных услуг населению в Республике Марий Эл разработана подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы (далее - подпрограмма).
Социальное обслуживание населения, как одно из составляющих социальной поддержки населения, представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Действующее федеральное законодательство сыграло важную роль в развитии системы социального обслуживания населения в Республике Марий Эл. На его основе в Республике Марий Эл сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения.
На 1 января 2013 г. в сфере социального обслуживания населения Республики Марий Эл функционируют 56 государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, в том числе: 1 детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, 8 психоневрологических интернатов, 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 17 комплексных центров социального обслуживания населения, 11 специальных домов для престарелых и инвалидов, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 2 центра социальной помощи семье и детям, 4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 1 социальный приют для детей и подростков, 1 центр для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, и лиц, не имеющих определенного места жительства, 1 республиканский центр психолого-педагогической помощи населению, 1 республиканский центр социальной помощи малоимущему населению и 2 санаторных учреждения.
Безусловным государственным приоритетом, определенным Президентом Российской Федерации, является забота о гражданах пожилого возраста. Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения и России и Республики Марий Эл постоянно увеличивается. В последние годы наблюдается изменение возрастной структуры граждан пожилого возраста в сторону увеличения доли населения старших возрастных групп (75 лет и старше).
Для создания более комфортных условий жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов в республике развивается и совершенствуется деятельность стационарных учреждений. На 1 января 2013 г. в стационарных учреждениях проживало 2 089 человек пожилого возраста и инвалидов, в том числе в стационарных учреждениях общего типа 304 человека, психоневрологических домах-интернатах 1 575 человек, в детском 210 человек.
Несмотря на повышение обеспеченности стационарными учреждениями граждан пожилого возраста и инвалидов и снижение очередности на устройство в стационарные учреждения, потребность в стационарном обслуживании удовлетворена не полностью и не обеспечена доступность для всех граждан, нуждающихся в постоянном квалифицированном уходе и помощи. На учете в определении в интернатные учреждения состоят 60 человек.
Для решения существующих проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Марий Эл, повышения качества стационарного социального обслуживания, его доступности и безопасности утверждена перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Марий Эл до 2020 года. К 2020 году потребность населения Республики Марий Эл в получении мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения с учетом прогнозных расчетов численности граждан пожилого возраста, нуждающихся в стационарном обслуживании, а также с учетом постарения граждан, в республике будет удовлетворена.
Реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, транспорта и повышение уровня социальной интеграции инвалидов также является приоритетным направлением долгосрочной социальной политики.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов Организации Объединенных Наций, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В силу целого ряда экономических, социальных, демографических причин наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших инвалидами. В России ежегодно инвалидами признаются около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов и маломобильных групп населения к среде жизнедеятельности порождает серьезные социально-экономические последствия: дестимуляцию трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающуюся на качестве их жизни, вынужденную самоизоляцию инвалидов, ограничение жизнедеятельности маломобильных групп населения. Поэтому обеспечение доступности среды для инвалидов и маломобильных групп населения является одной из важнейших требующих решения проблем. По состоянию на 1 января 2013 г. оснащены пандусами 100,0 процента учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения, но материально-техническая база отдельных действующих учреждений социального обслуживания населения требует улучшения.
Обеспечение комплексного подхода к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в рамках подпрограммы, позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на реализации приоритетных мероприятий.
Дополнительным источником финансовых средств, направляемых на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, является предоставление субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование социальной программы Республики Марий Эл, связанной с укреплением материально-технической базы и оказанием адресной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности. В 2012 году на развитие и укрепление материально-технической базы социальных учреждений направлялись средства Пенсионного фонда Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Марий Эл и внебюджетные средства. Средства в размере 7,272 млн. рублей были направлены на проведение реконструкции крыши жилого корпуса государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей". Кроме того, в 2012 году согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 171-рп из резервного фонда Президента Российской Федерации выделены денежные средства государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Красногорский психоневрологический интернат" на капитальный ремонт здания в размере 8,6 млн. рублей и государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Журавушка" на реконструкцию крыши здания в сумме 2,61 млн. рублей.
В 2012 году на строительство, проведение капитального и текущего ремонтов за счет средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных средств было направлено 88,0 млн. рублей. В учреждениях выполнены работы по замене трубопроводов отопления, холодного и горячего водоснабжения, ремонту кровель. Необходимые работы выполнены в помещениях пищеблоков, бань-прачечных, котельных, водозаборах, жилых корпусах.
В 2012 году продолжена работа по замене оборудования. Всего приобретено 23 автомашины на сумму 16,8 млн. рублей, также приобретено технологическое, реабилитационное, медицинское оборудование.
Обеспечение пожарной безопасности социальных учреждений одна из наиболее значимых задач в деятельности системы соцзащиты в целом. При подготовке к работе в осенне-зимний период 2012 - 2013 годов во всех социальных учреждениях выполнен комплекс противопожарных мероприятий: проревизированы и приведены в соответствие с Нормами и правилами пожарной безопасности системы противопожарного водоснабжения, оповещения о пожаре, автоматической пожарной защиты, электрохозяйства и телефонных сетей, подъездные пути к пожарным водоемам и гидрантам, эвакуационные выходы. Проверены качество огнезащитной обработки деревянных конструкций, состояние средств индивидуальной защиты органов дыхания, проведены дополнительные занятия о правилах и мерах пожарной безопасности с персоналом и проживающими, тренировки по действиям персонала на случай возникновения пожара.
Материально-техническая база противопожарной защиты в территориальных органах и учреждениях социальной защиты и социального обслуживания в целом соответствует требованиям и нормам пожарной безопасности. Все учреждения социальной защиты и социального обслуживания оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Заключены договоры на ее техническое обслуживание с лицензированными организациями. Укомплектованность учреждений первичными средствами пожаротушения соответствует нормам.
На мероприятия по повышению противопожарной устойчивости объектов социальной защиты в 2012 году было направлено 8,1 млн. рублей (4,7 млн. рублей - республиканский бюджет Республики Марий Эл, 3,4 млн. рублей - внебюджетные средства).
В целях оптимизации эффективного расходования бюджетных средств и упорядочения деятельности для государственных учреждений в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения утверждаются государственные задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ). Утвержденный план и контроль за его выполнением обеспечивают выполнение учреждениями государственного заказа на оказание социальных услуг, повышают ответственность сотрудников к качественному исполнению своих обязанностей в части предоставления услуг населению на основе стандартов качества.
Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. В настоящее время организация такой формы обслуживания, как помощь на дому, становится самой востребованной и экономичной, по сравнению со стационарным обслуживанием. Так, в 2012 году стоимость предоставления социальных услуг на дому в расчете на одного человека составляла в среднем 36 868,56 рубля в год, в стационарных условиях - 201 623,95 рубля в год (в 5,5 раза больше).
В 2012 году в 53 отделениях социальной помощи на дому при 17 комплексных центрах социального обслуживания населения в городах и районах республики социальными работниками обслужены 5 829 человек, из числа инвалидов и граждан преклонного возраста, в том числе за оплату - 5 561 человек, бесплатно - 268 человек. От платных услуг получено 12,65 млн. рублей. Нагрузка на одного социального работника в среднем составила 6 человек. На 1 января 2013 г. 756 социальными работниками на дому обслуживались 4 366 человек. В 2012 году оказаны 1 663 653 услуги, в том числе: социально-бытовые - 843 402, социально-медицинские - 201 688, социально-психологические - 38 802, социально-экономические - 1 662, социально-правовые - 7 783. Дополнительно за полную оплату оказаны 570 300 услуг.
С января 2012 г. во всех комплексных центрах социального обслуживания населения республики организована работа мобильных бригад для оказания социальных услуг, а также услуг в сфере медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, проживающих в Республике Марий Эл. Мобильными бригадами организованы 1 152 выезда, обслужены более 26 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, оказаны 30,7 тыс. услуг.
Деятельность государственных учреждений в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения постоянно совершенствуется, чтобы обеспечить соответствие предоставляемых различных форм социального обслуживания с индивидуальными потребностями граждан пожилого возраста. Особый интерес у пожилых людей вызывает работа отделений дневного пребывания, направленная на привлечение пенсионеров к активной деятельности, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. В 2012 году проведены 44 смены для 1 521 гражданина пожилого возраста и инвалида.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, приведшие к стабилизации, развитию и укреплению системы социального обслуживания республики, сфера социального обслуживания населения нуждается в структурной перестройке, реализации комплекса мер по обеспечению доступности, повышению качества и эффективности предоставляемых услуг.
Требуется изменение и совершенствование республиканского законодательства, регулирующего данную сферу, обновление норм и стандартов, определяющих деятельность по оказанию социальных услуг определенным категориям населения.
Сегодня особые требования предъявляются к условиям проживания пожилых граждан, инвалидов и детей граждан в учреждениях социального обслуживания с постоянным круглосуточным пребыванием, обеспечения безопасности их жизнедеятельности.
Из общего числа зданий учреждений социального обслуживания с постоянным круглосуточным пребыванием нуждаются в реконструкции 9 зданий, в капитальном ремонте нуждаются здания спальных и жилых корпусов в 22 учреждениях.
Кроме того, в учреждениях социального обслуживания постоянного обновления требует материально-техническая база по причине высокой амортизации и короткого срока полезного использования, в частности, приобретение и замена кухонного, прачечного, медицинского, культурно-досугового оборудования, автотранспорта (срок полезного использования от 3 до 5 лет), мебели (от 5 до 7 лет). Без обновления материально-технической базы учреждений невозможно предоставление качественных социальных услуг гражданам, отвечающих их потребностям и соответствующих государственным стандартам социального обслуживания.
Нельзя не отметить проблему текучести кадров, что, в первую очередь, связано с низким уровнем оплаты труда социальных работников.
Среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений социальной защиты населения за 2012 год в целом по Республике Марий Эл увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,1 процента и составила 8 476,6 рубля, но при этом остается самой низкой среди отраслей бюджетной сферы Республики Марий Эл (52,7 процента от средней заработной платы по Республике Марий Эл).
Обеспечение устойчивой работы системы социального обслуживания, достижение позитивных результатов в выполнении возложенных задач возможно только при совершенствовании стиля и методов социальной работы, стимулировании к качественному результату труда социальных работников путем повышения профессиональной квалификации и компетентности, совершенствования системы их материального стимулирования.
Значительное увеличение численности инвалидов, в том числе в трудоспособном возрасте, обусловливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление их социальной защищенности, так и на создание условий для активного участия в жизни общества. В силу особенностей, связанных с инвалидизацией, гражданам с ограниченными возможностями трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Необходимость решения существующих проблем предопределяют направления и содержание мероприятий подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Государственной программы.
II. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Показатели, ожидаемые конечные результаты и сроки реализации подпрограммы
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также иными стратегическими документами основными приоритетами направления государственной политики в сфере социального обслуживания определены следующие:
модернизация и развитие сектора социальных услуг;
повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров;
реализация комплекса мер, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл, определена цель подпрограммы - повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения Республики Марий Эл.
Для достижения цели подпрограммы должно быть обеспечено решение следующих задач:
укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания населения Республики Марий Эл;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы по Республике Марий Эл;
развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения Республики Марий Эл;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Марий Эл.
Показатели достижения цели:
1. Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий.
Показатель характеризует состояние материальной базы учреждений социального обслуживания населения в отчетном году, ее пригодность для постоянного проживания и предоставления качественных и безопасных социальных услуг граждан. Снижение показателя в динамике отражает результаты реализации мероприятий, направленных на укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения.
Показатель определяется по формуле:
,
где:
А - общее количество зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий в Республике Марий Эл в отчетном году, единиц;
В - количество зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий в Республике Марий Эл в отчетном году, требующих реконструкции, ремонта зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, единиц.
Снижение значений данного показателя за период реализации Государственной программы будет обеспечиваться, главным образом, за счет реализации мероприятий перспективной схемы размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года, финансируемых за счет республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Также укрепление материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания будет осуществляться в рамках социальной программы Республики Марий Эл, направленной на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, при финансовой поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой по Республике Марий Эл.
Показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предусматривающей повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, до 100 процентов от средней заработной платы по Республике Марий Эл.
Рост значений данного показателя за период реализации Государственной программы будет достигаться на республиканском уровне за счет ассигнований из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Показатель определяется по формуле:
,
где:
А - среднемесячная заработная плата по Республике Марий Эл в отчетном году за год, рублей;
В - среднемесячная заработная плата социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, по Республике Марий Эл в отчетном году за год, рублей.
Расчет показателя производится на основании данных Росстата о заработной плате работников, в том числе социальных работников на основе данных формы N П-4, утвержденной приказом Росстата от 20 июля 2010 г. N 256 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников", а также форм N ЗП-соц* и N ЗП-здрав**.
3. Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности.
Показатель отражает достигнутый в отчетном году уровень привлечения негосударственных учреждений к предоставлению услуг социального обслуживания.
В динамике характеризует развитие рынка услуг социального обслуживания за счет расширения сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в сфере социального обслуживания населения.
Рост значений показателя по годам реализации Государственной программы будет обеспечиваться, главным образом, за счет мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной базы социального обслуживания населения Республики Марий Эл.
Показатель определяется по формуле:
,
где:
А - общая численность граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности Республики Марий Эл за отчетный год, человек;
В - численность граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания Республики Марий Эл за отчетный год, человек.
Предлагаемая система показателей позволяет в интегрированном виде в динамике, на основе данных официальной статистической отчетности оценивать результаты реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
решение к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе;
обеспечение доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения Республики Марий Эл;
повышение престижа профессии "социальный работник", приток молодых специалистов, сокращение дефицита социальных работников в сфере социального обслуживания населения Республики Марий Эл. В ходе реализации будет производиться корректировка ее параметров и плана реализации в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития республики.
Сведения о составе и значениях показателей (индикаторов) подпрограммы представлена в приложении N 1 к Государственной программе.
Подпрограмма реализуется в один этап. Срок реализации подпрограммы 2013 - 2020 годы.
III. Основные мероприятия подпрограммы
В рамках подпрограммы будут реализованы следующие основные мероприятия:
1. Расходы на социальное обслуживание населения во всех видах и типах социальных учреждений, расходы на функционирование и содержание подведомственных учреждений.
Целью мероприятия является повышение доступности учреждений и качества социальных услуг.
Основное мероприятие включает в себя:
обеспечение доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения;
выполнение государственных заданий по оказанию государственных услуг (выполнению работ);
совершенствование нормативной правовой базы;
организацию различных форм ухода и помощи гражданам пожилого возраста и инвалидов на дому.
Ожидаемые конечные результаты проведения основного мероприятия:
повышение обеспеченности населения стационарными учреждениями и, как следствие, снижение очередности в стационарные учреждения;
повышение доступности учреждений социального обслуживания населения и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;
предоставление социальных услуг на основе стандартов качества и повышение качества социальных услуг, что позволяет достигнуть выполнения в полном объеме государственных заданий по оказанию государственных услуг (выполнению работ);
предоставление социальных услуг, соответствующих социально-экономическим условиям;
повышение удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых государственных услуг.
2. Повышение качества жизни пожилых людей.
Целью основного мероприятия является активизация участия пожилых людей в жизни общества.
Основное мероприятие включает в себя:
обеспечение мер по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей;
кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами.
Ожидаемые конечные результаты основного мероприятия:
увеличение численности граждан пожилого возраста, обученных навыкам работы на ПЭВМ.
3. Повышение квалификации работников учреждений социальной защиты и социального обслуживания.
Целью основного мероприятия является повышение эффективности и профессионализма работников системы социальной защиты населения Республики Марий Эл.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить систематическое повышение квалификации работников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения, что позволит сформировать кадровый состав системы социальной защиты населения, а также удовлетворить потребность в получении новых знаний работниками учреждений для их применения в профессиональной деятельности.
4. Улучшение условий и охраны труда в Республике Марий Эл.
Целью основного мероприятия является сохранение жизни и здоровья работников организаций в Республике Марий Эл в процессе трудовой деятельности, улучшение условий труда на рабочих местах работников организаций в Республике Марий Эл.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:
реализацию мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл по обеспечению охраны труда;
организационно-техническое обеспечение охраны труда;
усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда;
санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия в организациях в Республике Марий Эл;
обучение и подготовку кадров по охране труда;
информационно-аналитическое обеспечение охраны труда.
5. Формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Марий Эл.
Целью основного мероприятия является реализация государственной социальной политики в области создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие мероприятия:
формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
совершенствование системы предоставления услуг инвалидам и ресурсное обеспечение специализированных учреждений для инвалидов;
организационно-методическое обеспечение реабилитации инвалидов;
поддержка социальных программ общественных организаций инвалидов.
6. Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Целью основного мероприятия является реализация государственной политики в организации системы административных, социально-экономических, медицинских и социально-психологических мероприятий, направленных на комплексную реабилитацию и адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Ожидаемые конечные результаты проведения основного мероприятия:
создание необходимых условий для обеспечения социально полезных связей лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
повышение уровня профессионального обучения лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
своевременное выявление и лечение лиц, больных социально опасными заболеваниями.
7. Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг.
Целью основного мероприятия является снижение административных барьеров; оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг в Республике Марий Эл.
В результате проведения основного мероприятия ожидается оптимизация порядка предоставления государственных социальных услуг, а также повышение качества и доступности государственных услуг для физических лиц на территории Республики Марий Эл.
8. Профилактика бродяжничества и социальная реабилитация лиц без определенного места жительства в Республике Марий Эл.
Целью основного мероприятия является социальная поддержка лиц без определенного места жительства, а также создание условий для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.
Ожидаемые конечные результаты проведения основного мероприятия:
снижение количества преступлений, совершенных ранее лицами без определенного места жительства;
улучшение социального положения и повышение уровня адаптации лиц без определенного места жительства и занятий;
снижение количества лиц с социально опасными заболеваниями;
снижение количества лиц без определенного места жительства, не имеющих документов, удостоверяющих личность.
9. Мероприятия по укреплению материально-технической базы.
Цель основного мероприятия - создание комфортных условий для проживания граждан старшего поколения, инвалидов и детей на основе дальнейшего развития сети учреждений социального обслуживания, их модернизации и доступности, способствующих активному участию граждан в жизни общества.
Основное мероприятие включает в себя реализацию перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Марий Эл на период до 2020 года.
Ожидаемым конечным результатом проведения основного мероприятия является улучшение состояния материально-технической базы учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения Республики Марий Эл.
Перечень основных мероприятий подпрограммы с описанием ожидаемых результатов их реализации приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
IV. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы в 2013 - 2020 годах составит 5 990 651,02 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 682 968,00 тыс. рублей
2014 год - 810 318,22 тыс. рублей
2015 год - 676 371,50 тыс. рублей
2016 год - 683 644,30 тыс. рублей
2017 год - 787 162,00 тыс. рублей
2018 год - 775 321,00 тыс. рублей
2019 год - 785 261,00 тыс. рублей
2020 год - 789 605,00 тыс. рублей;
из них за счет средств:
республиканского бюджета Республики Марий Эл - 5 945 973,8 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 682 968,00 тыс. рублей
2014 год - 765 641,00 тыс. рублей
2015 год - 676 371,50 тыс. рублей
2016 год - 683 644,30 тыс. рублей
2017 год - 787 162,00 тыс. рублей
2018 год - 775 321,00 тыс. рублей
2019 год - 785 261,00 тыс. рублей
2020 год - 789 605,00 тыс. рублей;
федерального бюджета - 44 677,22 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 0,00 тыс. рублей
2014 год - 44 677,22 тыс. рублей
2015 год - 0,00 тыс. рублей
2016 год - 0,00 тыс. рублей
2017 год - 0,00 тыс. рублей
2018 год - 0,00 тыс. рублей
2019 год - 0,00 тыс. рублей
2020 год - 0,00 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по годам ее реализации представлено в приложении N 4 к Государственной программе.
Прогнозная оценка расходов на реализацию целей подпрограммы на период до 2020 года приведена в приложении N 5 к Государственной программе.
V. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
Реализация подпрограммы сопряжена, прежде всего, с финансовыми, социальными, информационными и непредвиденными рисками.
Финансовые риски связаны с сокращением в ходе реализации подпрограммы предусмотренных объемов бюджетных средств, что потребует внесения изменений в подпрограмму, пересмотра целевых значений показателей, и, возможно, отказа от реализации отдельных мероприятий подпрограммы. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности подпрограммы. Управление данными рисками будет обеспечено в рамках организации мониторинга и аналитического сопровождения реализации подпрограммы.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности среди населения из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях. Управление данной группой рисков будет обеспечено за счет открытости и прозрачности планов мероприятий и практических действий, информационного сопровождения подпрограммы.
Информационные риски связаны с отсутствием или недостаточностью отчетной информации, используемой в ходе реализации подпрограммы. С целью минимизации информационных рисков в ходе реализации подпрограммы будет проводиться работа, направленная на мониторинг и оценку исполнения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы.
Непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Марий Эл, с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Наибольшее отрицательное влияние на реализацию подпрограммы может оказать реализация финансовых и непредвиденных рисков, которые содержат угрозу срыва реализации подпрограммы.
Поскольку в рамках реализации подпрограммы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками за счет: ежегодного уточнения финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в зависимости от достигнутых результатов; определения приоритетов для первоочередного финансирования; привлечения внебюджетных источников финансирования.
------------------------------
* Форма федерального статистического наблюдения N ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала".
** Форма федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.