Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 12 декабря 1997 г. N 415
Положение
о Марийской республиканской поисково-спасательной службе
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, принципы деятельности Марийской республиканской поисково-спасательной службы (далее - МРПСС), руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), права, обязанности МРПСС, регулирует отношения в этой области между предприятиями, учреждениями, организациями (далее - организации) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, расположенными на территории республики.
2. Правовые основы создания и деятельности МРПСС составляют Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Марий Эл, федеральные законы и законы Республики Марий Эл, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Республики Марий Эл, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл, директивы начальника гражданской обороны Российской Федерации и начальника гражданской обороны Республики Марий Эл, приказы и директивы Lинистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, приказы и распоряжения начальника Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ПРЦ) и настоящее Положение.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.1. МРПСС создана в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 мая 1993 г. N 174.
Служба входит в систему поисково-спасательной службы России и ПРЦ. В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 1996 г. N 131 МРПСС включена в состав территориальной подсистемы РСЧС Республики Марий Эл для ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
4. МРПСС является юридическим лицом, действует на основе устава, имеет расчетные счета в банках, самостоятельный баланс, обладает основными фондами и оборотными средствами, может быть истцом и ответчиком в судебных и арбитражных органах, совершать сделки, разрешенные законодательством и соответствующие целям деятельности ПСС.
МРПСС имеет печать установленного образца со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации.
5. МРПСС являясь структурным подразделением МЧС Российской Федерации и ПРЦ осуществляет свою деятельность на территории республики под руководством начальника гражданской обороны - Президента Республики Марий Эл, его первого заместителя - председателя КЧС Республики Марий Эл. Прямым руководителем службы в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера является председатель Комитета Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Марийская республиканская поисково-спасательная служба непосредственно подчиняется ПРЦ.
6. Комплектование МРПСС осуществляется на добровольной основе.
7. Порядок приема и увольнения спасателей определяется действующим законодательством Российской Федерации.
8. МРПСС подлежит обязательной регистрации и аттестации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
II. Основные задачи МРПСС
9. Основными задачами МРПСС являются:
1) обеспечение постоянной готовности органов управления к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
организация круглосуточного дежурства;
организация системы информации, связи и оповещения;
создание и накопление информационного банка данных по вопросам, связанным с деятельностью МРПСС;
участие сил МРПСС в мониторинге окружающей среды;
выявление потенциально опасных для здоровья и жизни людей зон местности, участков туристических маршрутов, объектов промышленности и другой антропогенной деятельности;
разработка вариантов планов организации и технологии проведения поисково-спасательных работ с участием штатных и привлекаемых сил и средств общего и специализированного назначения в условиях различных чрезвычайных ситуаций (ЧС), проведение профилактических мероприятий в зоне ответственности;
2) контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) обследование и ремонт подводных переходов магистральных трубопроводов;
4) организация и проведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, к ведению которых они аттестованы:
проведение поисково-спасательных работ в завалах, разрушенных зданиях и сооружениях на объектах промышленного производства, использующего в своей деятельности сильнодействующие ядовитые вещества и взрывоопасные вещества;
работы по спасению и эвакуации людей, оказавшихся в зоне сплошных лесных пожаров;
спасение и эвакуация людей при наводнениях, паводках, катастрофических затоплениях, при отрыве прибрежных льдов, водолазные работы;
оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и эвакуация поврежденной техники;
организация службы спасения на воде;
поиск и спасение людей, заблудившихся или терпящих бедствие в условиях природной среды (леса, болота);
5) организация и проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди населения;
6) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, специалистов, штатных и общественных спасателей, их аттестация, работа с юными спасателями;
7) организация взаимодействия с органами управления и силами РСЧС Республики Марий Эл, ежегодное заключение (пролонгация) договора со всеми взаимодействующими министерствами и ведомствами с уточнением задач и обязанностей сторон в соответствии с конкретной обстановкой в республике;
8) осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников МРПСС и членов их семей;
9) создание материально-технической базы для выполнения задач по предназначению.
III. Основные права и обязанности МРПСС
10. МРПСС имеет право:
привлекать по согласованию с руководителями министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений квалифицированных специалистов для участия в выполнении возложенных на нее задач;
вносить в КЧС Республики Марий Эл предложения о проведении неотложных мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности населения;
привлекаться к работе комиссий по расследованию обстоятельств ЧС и вырабатывать меры по устранению причин, способствующих их возникновению;
использовать на основании статьи 6 пункта 14 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закона) средства связи организаций, находящихся в зоне ЧС, при проведении поисково-спасательных и неотложных работ;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 14 пункт 6
привлекать в случае необходимости спасателей общественных спасательных формирований, имеющих соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке, а также граждан с их согласия к участию в поисково-спасательных и неотложных работах;
приобретать, хранить и перевозить в установленном порядке ракетницы, сигнальные патроны и иные приспособления для подачи сигнала при проведении поисково-спасательных, транспортировочных, профилактических работ и учебных мероприятий;
осуществлять обслуживание объектов и территорий, эвакуацию поврежденной техники на договорной основе;
получать полную и достоверную информацию от государственных и иных организаций, а также граждан о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации;
осуществлять в установленном порядке систему по правовой и социальной защите сотрудников МРПСС и членов их семей, а также спасателей общественных формирований;
осуществлять на основании пункта 3 статьи 16 Закона беспрепятственный проезд, первоочередную заправку горючими и смазочными материалами, а также специальными жидкостями при следовании к месту проведения поисково-спасательных работ;
восполнять в установленном Законом порядке расходы на ликвидацию ЧС;
осуществлять иную деятельность, соответствующую задачам ПСС МЧС России;
аттестованным спасателям МРПСС выдавать удостоверения установленного образца, книжки спасателя, жетоны и другую атрибутику МЧС России. Штатные работники МРПСС обеспечиваются специальной одеждой и обувью, питанием при несении дежурства и в ходе работ по ликвидации ЧС;
получать в установленном порядке безвозмездную финансовую помощь, оборудование, средства связи, транспорт и другое имущество, а также здания и сооружения от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, необходимые для деятельности службы;
приобретать в установленном порядке движимое и недвижимое имущество,е оборудование, снаряжение, получать на правах застройщика или аренды земельные участки, а также арендовать или приобретать по согласованию с МЧС России строения для обеспечения своей деятельности;
списывать в установленном порядке материальнотехнические средства, находящиеся на балансе МРПСС, имущество, полученное из частей ГО, списывать через службы ПРЦ;
осуществлять, в установленном порядке, взаимный обмен опытом работы с различными, в том числе международными спасательными службами и формированиями;
вступать в правовые, экономические и другие договорные отношения в установленном порядке с государственными и общественными, кооперативными и коммерческими, благотворительными и иными организациями, юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, соответствующие целям и задачам работы Марийской республиканской поисково-спасательной службы;
создавать в установленном порядке собственную атрибутику с символикой МЧС России для награждения участников соревнований спасательных отрядов;
совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Республики Марий Эл, а также нормативным актам районов, городов, способствующие выполнению задач, стоящих перед МРПСС.
11. МРПСС обязана:
организовывать дежурство исходя из имеющейся штатной численности и утвержденного штатного расписания;
обеспечивать готовность формирований к проведению поисково-спасательных работ, к ведению которых они аттестованы;
проводить поисково-спасательные работы, к ведению которых они аттестованы;
изучать зоны ответственности и составлять описания потенциально опасных объектов и природных явлений;
обеспечивать подготовку, переподготовку и повышение квалификации штатных сотрудников МРПСС и общественных спасателей;
проходить регистрацию и аттестацию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479;
информировать органы местного самоуправления, руководителей предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений о фактах нарушений мер безопасности при проведении мероприятий в условиях природной среды;
принимать участие в подготовке к действиям в условиях ЧС;
осуществлять мероприятия по правовой и социальной защите работников МРПСС и членов их семей, а также их реабилитации;
осуществлять взаимодействие службы с министерствами и ведомствами Республики Марий Эл и органами управления в области защиты населения и территорий от ЧС;
организовывать разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность МРПСС;
контролировать выполнение подведомственными подразделениями выполнение приказов и указаний МЧС России, ПРЦ и местных органов исполнительной власти, отнесенных к ее компетенции.
IV. Состав МРПСС
12. Состав и структура МРПСС определяются МЧС России и Правительством Республики Марий Эл исходя из возложенных на нее задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл.
13. В состав МРПСС входят органы управления службы, поисково-спасательные отряды, группы, обеспечивающие выполнение задач, стоящих перед МРПСС.
14. Предельная штатная численность спасателей, содержащихся за счет федерального бюджета определяется МЧС России, а за счет республиканского бюджета Правительством Республики Марий Эл в соответствии с фондом оплаты труда.
15. Штатное расписание МРПСС составляется с учетом специфики деятельности и дислокации. Утверждается штатное расписание начальником ПРЦ и Правительством Республики Марий Эл.
16. Повседневное руководство деятельностью МРПСС осуществляет начальник службы на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение решаемых задач.
17. Начальник МРПСС назначается начальником ПРЦ по представлению Правительства Республики Марий Эл.
V. Основные принципы деятельности МРПСС
18. Основными принципами деятельности МРПСС и спасателей являются:
принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;
принцип единоначалия руководства МРПСС;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
принцип постоянной готовности МРПСС, аварийноспасательных формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
VI. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций
19. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации ЧС.
20. Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Президентом Республики Марий Эл в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Председатель КЧС как руководитель ликвидации ЧС в республике вместе с личным составом МРПСС несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач и организацию действий МРПСС в ЧС и ее готовность.
22. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
23. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
24. В случае крайней необходимости руководитель ликвидации ЧС имеет право самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях, находящихся в зонах ЧС;
об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
о привлечении к проведению работ по ликвидации нештатных общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
25. Руководители ЧС, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.
26. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации ЧС может принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
VII. Финансирование деятельности МРПСС и ее материально-техническое обеспечение
27. Финансирование МРПСС осуществляется за счет:
средств федерального бюджета;
средств республиканского бюджета;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
финансовых средств, поступающих от реализации договоров a организациями об их обслуживании;
резервов финансовых средств, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации для ликвидации ЧС;
общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований граждан и организаций на защиту и спасение людей, оказание им помощи в ЧС;
страховых фондов.
28. Финансовая деятельность МРПСС осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а также нормативными актами МЧС России, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Марий Эл.
29. Материально-техническое обеспечение МРПСС осуществляется за счет:
материально-технических ресурсов МЧС России, ПРЦ;
материально-технических ресурсов Правительства Республики Марий Эл;
иных источников не запрещенных законодательствами Российской Федерации и Республики Марий Эл;
безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
30. Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, полигонов для учебных и тренировочных занятий производится МРПСС как за счет централизованных капиталовложений МЧС России, так и за счет собственных и привлеченных средств.
31. Утраченное или испорченное при ликвидации ЧС снаряжение, оборудование, техника, средства связи и транспорт пополняются в первоочередном порядке исходя из имеющихся возможностей.
32. МРПСС обеспечивает рациональное использование основных фондов и оборотных средств, сохранность имеющегося имущества и несет за него материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
33. Оперативные транспортные средства МРПСС и ее структурных подразделений относятся к транспортным средствам оперативных служб, имеют соответствующую окраску, надписи, приборы для подачи специальных световых и звуковых сигналов, средства связи, а также другое оборудование, необходимое для ведения профилактических и поисково-спасательных работ.
VIII. Ликвидация и реорганизация МРПСС
34. Прекращение деятельности МРПСС осуществляется в виде ликвидации или реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) по решению МЧС России, ПРЦ и Правительства Республики Марий Эл или по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо иными нарушениями закона или иных нормативных правовых актов.
35. Ликвидация МРПСС осуществляется ликвидационной комиссией, состав которой определяет ПРЦ и Правительство Республики Марий Эл.
36. Претензии к ликвидируемся МРПСС удовлетворяются в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.