Руководствуясь Лесным кодексом Российской Федерации, статьями 6 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", и в целях повышения экологического потенциала городских лесов Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о городских лесах Республики Марий Эл.
2. Главам администраций городов Республики Марий Эл обеспечить:
придание городским лесам статуса особо охраняемых природных территорий местного (муниципального) значения;
соблюдение установленного режима пользования городскими лесами;
выполнение необходимого комплекса работ по благоустройству и санитарной очистке лесных насаждений.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет по лесному хозяйству Республики Марий Эл и Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
В. Кислицын |
Положение
о городских лесах Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 1998 г. N 304)
I. Основные понятия
1. Городские леса - это участки леса, находящиеся на территориях городов, а также переданные для нужд городов в постоянное рекреационное пользование и закрепленные за муниципальными предприятиями коммунального хозяйства соответствующими документами.
2. Рекреация - вид хозяйственной деятельности, связанный с организацией и проведением отдыха.
3. Рекреационная нагрузка - количество отдыхающих, одновременно находящихся на территории городских лесов в наиболее посещаемые дни, в пересчете на 1 гектар леса.
4. Малые архитектурные формы - это павильоны, беседки, диваны, скамейки и другие сооружения, создающие необходимый комфорт для посетителей.
5. Охрана городских лесов - комплекс организационных и практических мероприятий, обеспечивающих сохранение и воспроизводство насаждений, необходимых для нормализации экологической обстановки в городах и создания для населения благоприятной окружающей среды.
II. Общие положения
6. Целью настоящего Положения о городских лесах Республики Марий Эл (далее - Положение) является установление правовых основ рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, повышения их экологического потенциала и благоустройства.
7. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
8. Настоящее Положение не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения данного Положения в действие.
9. Отношения в области использования древесины, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании городскими лесами, регулируются гражданским законодательством и иным законодательством Российской Федерации.
10. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в городские леса, не входящие в лесной фонд, а также древесно-кустарниковой растительности в парках культуры и отдыха, баз и домов отдыха, санаториев-профилакториев и на землях городов, предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства, регулируются гражданским, лесным, земельным и водным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением.
11. Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов.
12. Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве городских лесов, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
13. Административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве городских лесов, регулируются лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с административным и финансовым законодательством Российской Федерации.
14. Городские леса являются одной из категорий объектов растительного мира, они не входят в лесной фонд Российской Федерации.
15. В городские леса не входят:
ботанический сад Марийского государственного технического университета;
парки культуры и отдыха гг.Йошкар-Олы и Волжска;
другая древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на территориях городских муниципальных образований (скверы, бульвары и т.д.).
16. Допускается наличие лесов лесного фонда на территориях городов, если они не переданы из ведения лесхозов муниципальным предприятиям коммунального хозяйства.
III. Роль и значение городских лесов
17. Городские леса предназначены для:
создания полноценного отдыха населения;
проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
поддержания и сохранения благоприятной экологической обстановки.
18. Роль зеленых насаждений в городских лесах заключается в поглощении пыли, копоти, дыма и газов, насыщении атмосферы кислородом и фитонцидами, защите от шума, сохранении почвенного покрова от водной эрозии.
19. Городские леса регулируют тепловой режим и смягчают климат, защищают водоисточники и водозаборы от загрязнений.
20. Лесные насаждения в сочетании с другими элементами городского ландшафта (рельеф, водоемы, здания, сооружения) формируют живописные архитектурно-планировочные композиции микрорайонов.
IV. Правовой статус городских лесов
21. Правовыми основами функционирования городских лесов являются: Лесной, Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральные законы "Об охране окружающей природной среды", "Об особо охраняемых природных территориях" и "Об экологической экспертизе", а также настоящее Положение.
22. Городские леса являются муниципальной собственностью, за исключением памятников природы республиканского значения, которые являются государственной собственностью.
23. Городские леса используются строго по назначению. Они не могут быть приватизированы или сданы в аренду юридическим лицам и гражданам.
24. Нахождение в обороте участков городских лесов, право пользования ими допускаются в той мере, в какой это предусмотрено федеральным законодательством и настоящим Положением.
Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков городских лесов, не допускаются.
Сделки с правами пользования участками городских лесов осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, неурегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на городских землях, может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
25. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" городские леса имеют статус особо охраняемых природных территорий местного значения.
V. Категории зон отдыха и режим пользования участками городских лесов
26. В зависимости от территориальных особенностей размещения лесных массивов в городских лесах выделяются лесопарковые и санаторно-курортные зоны рекреации.
Лесопарковые зоны включают в себя "Дубовую рощу", "Сосновую рощу" и лесопарк "Нагорный" в г.Йошкар-Оле, а также лесопарки в городах Волжске, Звенигово и Козьмодемьянске.
Санаторно-курортные зоны включают в себя участок леса "Сосновый бор" вокруг озера Карась и лесной участок "Коллектив" вокруг баз отдыха у пос.Кокшайск.
27. Исходя из транспортной доступности и антропогенной нагрузки рекреационные зоны подразделяются на функциональные зоны:
активного отдыха: с единовременной посещаемостью более пяти человек на гектар;
прогулочные: с единовременной посещаемостью до пяти человек на гектар.
28. В зону активного отдыха выделены лесопарковые участки, наиболее близко расположенные к жилым массивам городов и наиболее часто посещаемые горожанами. Сюда относятся "Дубовая роща" и "Сосновая роща" (кварталы 7-14) г.Йошкар-Олы, а также лесопарки городов Волжска, Звенигово и Козьмодемьянска.
В зоне активного отдыха лесное хозяйство направлено на выращивание и формирование лесонасаждений, устойчивых к высоким рекреационным нагрузкам, создание четкой ландшафтно-планировочной системы территории, повышение декоративности лесных пейзажей, благоустройство территории.
29. В прогулочную зону включены участки городских лесов, менее посещаемые населением. Она состоит из участков "Нагорный", "Сосновый бор", "Коллектив" и "Сосновая роща" (кварталы 15-20).
В этой зоне лесохозяйственная деятельность направлена на выращивание и формирование высокопроизводительных насаждений, имеющих высокие санитарно-гигиенические свойства. В прогулочной зоне проводятся мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия для роста и развития насаждений, а также благоустройство рекреационных маршрутов и прилегающих к ним полос леса.
30. В городских лесах запрещены:
хозяйственная деятельность, вызывающая нарушение экологического равновесия лесного комплекса, снижение выполняемых лесами рекреационных и природоохранных функций, а именно:
рубки главного пользования, заготовки лекарственных растений, соков, живицы, технического сырья;
пастьба скота и сенокошение на неотведенных для этого местах;
безлицензионная добыча полезных ископаемых и местных строительных материалов, самовольное занятие земель и недр в хозяйственных и иных целях;
строительство зданий и сооружений, линейных объектов и других коммуникаций без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
применение химических средств защиты растений от болезней и вредителей;
проезд авто- и мототранспорта вне дорог, а также стоянка, остановка и мойка его в неустановленных местах;
организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, устройство бивуаков и палаток, разведение костров;
всякая охота, сбор биологических коллекций;
посещение лесов населением при наступлении чрезвычайной пожарной опасности.
31. На территории городских лесов в установленном порядке допускаются:
рубки ухода, необходимые противопожарные и санитарные мероприятия;
мероприятия по сохранению природных ландшафтов, рекреационному устройству территории и благоустройству мест отдыха;
любительский лов рыбы с соблюдением правил рыболовства, сбор грибов, лесных плодов и ягод для личного потребления без нарушения целостности лесной среды;
организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов;
научно-исследовательская деятельность.
VI. Охрана, защита и благоустройство городских лесов
32. Городские леса подлежат охране от пожаров, самовольных рубок, загрязнения, захламления и других нарушений установленного режима пользования, а также защите от болезней и вредителей.
33. Охрана, защита и благоустройство городских лесов включают в себя комплекс мер, направленных на сохранение их рекреационных функций с учетом биологических и ландшафтных особенностей лесных участков.
34. Осуществление мероприятий по охране, защите и благоустройству городских лесов возлагается на специалистов ведомственной лесной охраны муниципальных предприятий городского коммунального хозяйства.
При отсутствии в штатном расписании предприятий квалифицированных специалистов лесного хозяйства охрана и защита городских лесов обеспечивается государственной лесной охраной на основании договоров, заключенных муниципальными предприятиями городского коммунального хозяйства с пригородными лесхозами.
35. Для охраны городских лесов от пожаров может использоваться на договорных условиях авиаотряд Комитета по лесному хозяйству Республики Марий Эл.
36. Правительство Республики Марий Эл и администрации городов запрещают на период высокой пожарной опасности посещение гражданами городских лесов и въезд в них транспортных средств, а также привлекают для тушения лесных пожаров необходимое количество людей, транспорта и противопожарной техники.
37. Предприятия и организации, имеющие санатории, дома и базы отдыха в городских лесах, обязаны поддерживать установленный санитарный порядок и соблюдать требования противопожарной безопасности в лесах.
38. Защита городских лесов от вредителей и болезней обеспечивается систематическим контролем ведомственной лесной охраны за состоянием лесных участков, своевременным выявлением очагов вредителей и болезней, их локализацией и ликвидацией.
Мероприятия по защите городских лесов от вредителей и болезней регламентируются санитарными правилами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством.
39. Благоустройство территории способствует наиболее полному и рациональному использованию лесных насаждений и созданию оптимальных условий для полноценного отдыха горожан.
40. Дорожно-тропиночная сеть является основным элементом благоустройства территории. Она предназначена для распределения отдыхающих по определенным маршрутам и для посещения наиболее живописных ландшафтов, а также предохраняет растительный покров от вытаптывания, а почву - от уплотнения.
С целью создания максимальных удобств для посетителей устраиваются места отдыха и прочие малые архитектурные формы.
41. Для содержания городских лесов в благоустроенном состоянии муниципальными предприятиями коммунального хозяйства регулярно проводятся мероприятия по уходу за насаждениями, очистке и уборке территории от мусора, выкашиванию газонов и полян, ремонту малых архитектурных форм, очистке водоемов.
VII. Управление и финансирование лесохозяйственных работ
42. Управление городскими лесами, находящимися в границах соответствующих административно-территориальных образований, и лесами, переданными из лесного фонда для нужд городов в постоянное рекреационное пользование, осуществляется администрациями городов.
43. При недостаточной нормативной обеспеченности городскими лесами, администрации городов вносят в Правительство Республики Марий Эл предложения об отводе дополнительных лесных площадей под городские леса.
44. Финансирование лесохозяйственных работ и мероприятий по благоустройству городских лесов производится за счет:
соответствующей сметы расходов городского бюджета;
лесопродукции, других товаров и услуг;
средств экологического фонда в целях сохранения особо охраняемых природных территорий;
безвозмездной помощи от государственных, коммерческих и иных организаций, предприятий, учреждений и граждан;
других разрешенных законом источников и средств.
VIII. Контроль и ответственность за нарушение установленного режима городских лесов
45. Государственный контроль за соблюдением установленного режима городских лесов осуществляется Комитетом по лесному хозяйству Республики Марий Эл, Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл.
46. Ответственность за нарушение режима городских лесов устанавливается в соответствии с нормами лесного, земельного, водного, природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл.
47. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях городских лесов влечет за собой наложение административного наказания в соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
48. Граждане и юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный городским лесам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 1998 г. N 304 "Об утверждении Положения о городских лесах Республики Марий Эл"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 23 сентября 1998 г. N 9 ст.295
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 декабря 2007 г. N 296
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 апреля 2007 г. N 88
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 декабря 2006 г. N 262
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 ноября 2006 г. N 233
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2005 г. N 308
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 мая 2005 г. N 128
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2003 г. N 364