Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 23 января 1995 г. N 12
Целевая программа
развития и совершенствования службы медицины катастроф Республики Марий Эл на 1995-1996 годы
1. Обоснование
Программа разработана Министерством здравоохранения Республики Марий Эл совместно с администрацией лечебно-профилактических учреждений и главными специалистами здравоохранения во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", а также постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 887 "Об утверждении федеральной целевой программы развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф на 1994-1996 годы", при разработке программы были приняты во внимание следующие особенности:
сложная и многообразная проблема сохранения жизни и здоровья человека при чрезвычайных ситуациях определяет необходимость обеспечения своевременной высококвалифицированной медицинской помощи населению соответствующими учреждениями и формированиями здравоохранения Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, координации и оперативного управления всей службой медицины катастроф;
в сложившихся социально-экономических условиях необходимо определить приоритетные направления и мероприятия по развитию службы медицины катастроф, требующие первоочередной государственной поддержки на федеральном и республиканском уровнях;
вопросы финансирования мероприятий, направленных на эффективное оказание экстренной лечебно-профилактической помощи населению в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, должны решаться наряду с важнейшими народнохозяйственными задачами с использованием и привлечением всех имеющихся источников финансирования, необходимых для достижения этих целей.
В Республике Марий Эл развитие и совершенствование лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и эпидемиями, приобретают все большее значение в условиях наличия на территории республики большого числа опасных производств и технологий с устаревшим или исчерпавшим проектный ресурс оборудованием, в том числе:
транспортные аварии на автомобилньых# дорогах, воздушных линиях, железнодорожных и водных путях;
аварии на промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектах, имеющих сильнодействующие ядовитые вещества:
затопление части территории республики в случае аварии на Чебоксарской ГЭС;
лесные пожары;
аварии на магистральных нефтегазопроводах;
аварии на промышленных предприятиях.
Прогнозируемые санитарные потери на объектах с хлором могут составить до 25 тысяч пораженных, аммиаком - около трех тысяч, а при авариях с соляной кислотой - до 23 тысяч.
Прямому воздействию огня от лесных пожаров могут подвергнуться около 10 населенных пунктов.
Взрыв на одной из нефтеперекачивающих станций может привести к людским потерям от 15 до 30 человек.
В г.Йошкар-Оле на заводе полупроводниковых приборов емкости с водородом при взрыве могут создать зону сплошных разрушений и пожаров с площадью 3740 кв.м, предполагаемые потери составят около 180 человек в дневное время и 12 ночью.
В результате разрушения плотины Чебоксарской ГЭС площадь прогнозируемого катастрофического затопления на территории Республики Марий Эл составит 292 кв.км с общей численностью населения 4227 человек. Санитарные потери среди населения при катастрофическом затоплении составят 783 человека, из них тяжелой степени 378, средней 225 и легкой 150 человек. Население, оказавшееся в зоне катастроф, вызванных стихийными бедствиями, в 50% случаев подвергается инфекционным заболеваниям.
При стихийных бедствиях, авариях и катастрофах выходят из строя расположенные в районе их возникновения лечебно-профилактические учреждения, что значительно осложняет возможности оказания помощи пострадавшим и заболевшим без привлечения дополнительных медицинских сил и средств. Так в Звениговском районе в зону затопления попадают пять фельдшерско-акушерских пунктов и 2 участковые больницы на 50 коек, Кокшайская и Кокшамарская, по 25 коек каждая.
Приведенные данные свидетельствуют, что жизнь и здоровье населения Республики Марий Эл при чрезвычайных ситуациях в значительной степени зависят от своевременности и качества оказания лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению.
В Республике Марий Эл для оказания экстренной лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях создана и функционирует служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Основу ее работы с 1990-94 гг. составляет режим повседневной деятельности - по санитарной авиации, оказание индивидуальной скорой медицинской помощи пострадавшим и больным. Опыт работы службы показал, что в организации и оказании медицинской и санитарно-эпидемиологической помощи населению имеются недостатки, которые связаны со слабым материально-техническим оснащением учреждений и формирований службы, прекращением финансирования инфекционной бригады в горбольнице, сокращением вакантной должности директора Центра экстренной медицинской помощи в республиканской больнице, низком уровне подготовки ее медицинского персонала.
Решение вопросов совершенствования организационной структуры службы медицины катастроф Республики Марий Эл путем функционального объединения соответствующих сил и средств заинтересованных министерств и ведомств, обеспечение учреждений и формирований здравоохранения медикаментами, перевязочными средствами, медицинской техникой и другим оборудованием позволит более оперативно и эффективно осуществлять мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями.
2. Цели и задачи
Целью настоящей программы является предупреждение и ликвидация медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности, развитие и совершенствование деятельности сил и средств службы медицины катастроф Республики Марий Эл по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.
Для достижения поставленных целей программой предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение развития и совершенствования службы медицины катастроф Республики Марий Эл;
экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях;
научное, кадровое и материально-техническое обеспечение службы медицины катастроф.
3. Обеспечение развития и совершенствования службы медицины катастроф Республики Марий Эл
В настоящее время силы и средства службы медицины катастроф ведомственно разобщены, требуется координация управления деятельностью всеми учреждениями и формированиями, входящими в состав этой службы, независимо от их ведомственной подчиненности и расположения.
Основными направлениями развития и совершенствования структуры службы медицины катастроф являются:
обеспечение функционирования формирований постоянной готовности службы медицины катастроф;
разработка характеристик территорий Республики Марий Эл по вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций различного масштаба и характера, рационального привлечения сил и средств медицины катастроф в случае возникновения таких ситуаций;
прогнозирование медико-санитарных последствий при чрезвычайных ситуациях различного характера.
4. Экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях
Экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях имеют свои особенности, обусловленные внезапностью возникновения такой ситуации, ее характером и масштабом последствий, тяжестью и разнообразием форм заболеваний и поражений населения.
В сложившихся социально-экономических условиях осуществление возложенных на службу медицины катастроф Республики Марий Эл задач и функций по организации и своевременному оказанию населению экстренной медицинской помощи и лечению в условиях чрезвычайных ситуаций затруднено из-за недостаточного финансирования учреждений и формирований службы, их неудовлетворительного материально-технического снабжения, а также обеспечения лекарственными и другими средствами.
В связи с вышеизложенным возникают серьезные проблемы как в системе организации медицинской помощи, так и качестве ее оказания населению в этих условиях.
Основными направлениями работ по обеспечению оказания экстренной медицинской помощи и лечению населения в чрезвычайных ситуациях являются:
обеспечение и содержание Центра медицины катастроф Республики Марий Эл;
содержание медицинских формирований, входящих в службу медицины катастроф;
формирование и функционирование многопрофильных медицинских формирований при различных ведомствах;
обеспечение системы реанимационно-анестезиологических мероприятий в детской республиканской больнице;
обеспечение реабилитационных мероприятий заболевшим и пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;
психофизиологическая поддержка населения, а также персонала аварийно-спасательных служб и службы медицины катастроф при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создание средств защиты медперсонала и спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение динамического врачебного наблюдения за лицами, перенесшими поражение в очаге катастроф.
Вопросы финансирования указанных направлений в работе службы медицины катастроф должны осуществляться из средств республиканского и федерального бюджетов в соответствии с таблицами 1, 2, 3, а также других источников финансирования (прилагаются).
5. Научное, кадровое и материально-техническое обеспечение службы медицины катастроф
В целях научного, кадрового и материально-технического обеспечения службы медицины катастроф Республики Марий Эл планируется:
внедрение единой системы подготовки и усовершенствования кадров службы медицины катастроф, а также профессиональных немедицинских контингентов и населения на базе медучилища, колледжа, Йошкар-Олинского филиала Казанского государственного медицинского университета;
разработка системы реабилитационных мероприятий для пострадавших в результате аварий, катастроф различного характера и масштаба;
обеспечение учреждений и формирований службы медицины катастроф необходимым материально-техническим оснащением, приборами и оборудованием;
оснащение Центра медицины катастроф модемной связью.
6. Санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
В последние годы в Республике Марий Эл осложнилась санитарно-эпидемиологическая обстановка вследствие увеличения чрезвычайных ситуаций, вызванных деятельностью человека, а также возникновения групповых заболеваний инфекционной и неинфекционной природы. Активизировались природные очаги по заболеваемости населения сибирской язвой, туляремией, гемморагической лихорадкой, заболеваемости животных бешенством, лептоспирозом.
Не решены вопросы предупреждения санитарно-эпидемиологического неблагополучия в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой и продуктами питания гарантированного качества. В неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии более 60% водозаборных сооружений.
Экономические затраты по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной санитарно-эпидемиологической ситуации могут составить от 10 до 100 млн. рублей.
Основными направлениями работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях чрезвычайных ситуаций являются:
обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья человека и среды его обитания при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создание регистра объектов, потенциально опасных в отношении возникновения возможных неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий их деятельности;
предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций путем санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе лабораторного контроля на объектах с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих здоровью населения и санитарно-эпидемиологической обстановке.
Мероприятия по реализации указанных направлений осуществляются в рамках "Региональной комплексной программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения Республики Марий Эл на 1993-1996 годы", а также в соответствии с настоящей программой медицины катастроф Республики Марий Эл.
На республиканском уровне для этих целей предусматривается:
создание и функционирование одной бригады постоянной готовности в Центре госсанэпидемнадзора Республики Марий Эл;
обеспечение необходимого объема санитарно-гигиенических и санитарно-бактериологических экстренных исследований в очагах возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создание регистра объектов, потенциально опасных в отношении возможного возникновения неблагоприятных экологических и санитарно-эпидемиологических последствий их деятельности.
7. Социально-экономический эффект
Реализация настоящей программы позволит к 1997 году за счет развития и совершенствования организации службы медицины катастроф Республики Марий Эл, обеспечения этапного лечения пораженных а чрезвычайных ситуациях, совершенствования методов и средств оказания медицинской помощи и лечения различных контингентов пораженных и заболевших, обеспечения медицинских формирований и учреждений этой службы необходимым медицинским оборудованием, а также создания материально-технического потенциала службы, предупреждать и сокращать медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций, эффективно оказывать квалифицированную и специализированную медицинскую помощь населению при различных патологических состояниях, травмах и поражениях.
Мероприятия программы будут носить медико-социальный и экономический характер.
Медико-социальные показатели будут определяться характером санитарно-эпидемиологической обстановки, качеством медицинской помощи и лечения на всех этапах ее оказания, что позволит предотвратить возможные осложнения заболевания, снизить инвалидность и смертность в Республике Марий Эл.
Экономический эффект от реализации программы ожидается в виде сокращения экономических потерь в республике, что приведет к улучшению состояния здоровья населения и среды его обитания.
Кроме того, разработка организационных основ взаимодействия сил и средств службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях позволит обеспечить эффективную работу медицинских учреждений, избежать дублирования и сократить материальные расходы на эти цели.
к целевой Программе развития
и совершенствования службы
медицины катастроф
Республики Марий Эл
на 1995-1996 годы
Объем финансирования Программы из республиканского бюджета
(в ценах ноября 1994 г.)
Таблица N 1
(млн.руб.)
Наименование мероприятий | 1995-1996 гг. | В том числе 1995 г. |
1 | 2 | 3 |
Объем финансирования по экстренной медицинской помощи и лечению населения Научное и кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение службы медицины катастроф Республики Марий Эл |
502,4 34,996 |
256,2 20,648 |
Итого | 537,396 | 276,848 |
Объем финансирования Программы из Федерального бюджета
(в ценах ноября 1994 года)
(млн.руб.)
Наименование мероприятий | 1995-1996 гг. | В том числе 1995 г. |
1 | 2 | 3 |
Объем финансирования по экстренной медицинской помощи и лечению населения Научное и кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение службы медицины катастроф Республики Марий Эл |
25,6 1,72 |
12,8 0,86 |
Итого: | 27,32 | 13,66 |
Таблица N 2
Объем финасирования# по экстренной медицинской помощи и лечению населения в чрезвычайных ситуациях за счет республиканского бюджета
(млн.руб.)
Наименование мероприятий | 1995-1996 гг. | В том числе 1995 г. |
Исполни- тели |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Обеспечение и содержание управления Центра медицины катастроф Республики Марий Эл 2. Создание и содержание медицинских формирований (специализированных бригад) постоянной готовности хирургической токсико-терапевтической инфекционной врачебной бригады от республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы 3. Создание средств защиты для медперсонала и спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях 4. Обеспечение реанимационно-анестезиологических мероприятий в республиканской детской больнице на 12 дополнительных коек |
13,8 85,4 98,2 99,0 173,6 6 26,4 |
6,9 47,7 49,1 49,5 86,8 3 13,2 |
Минфин Минздрав Минфин Минздрав Минздрав КЧС |
Итого: | 502,4 | 256,2 |
Объем финансирования по экстренной медицинской помощи и лечению населении в чрезвычайных ситуациях за счет Федералнього# бюджета
(млн.руб.)
1 | 2 | 3 | 4 |
Создание и содержание санитарно-противоэпидемической бригады |
25,6 | 12,8 | Минфин РЦГСЭН |
Итого: | 25,6 | 12,8 |
Таблица N 3
Объем финансирования мероприятий по научному и кадровому обеспечению и материально-техническому оснащению службы медицины катастроф Республики Марий Эл за счет республиканского бюджета
NN п.п. |
Наименование мероприятий | 1995-1996 гг. | В том числе 1995 г. |
Исполни- тели |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 2. 3. 4. |
Подготовка профессиональных (медицинских) и немедицинских контингентов в филиале колледже медучилище Подготовка учебно-методических пособий и инструктивных материалов по вопросам лечебно-профилактической помощи в чрезвычайных ситуациях Обеспечение Центра медицины катастроф Республики Марий Эл модемной связью Обеспечение формирований постоянной готовности лекарственными препаратами, перевязочными средствами, наборами и другим оборудованием хирургическая бригада токсико-терапевтическая бригада инфекционная бригада врачебная бригада от республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы |
- 0,896 - 8 4,52 1,2 0,58 0,6 19,2 |
- 0,448 с 1.09.95 г. - 4 4,52 0,9 0,58 0,6 9,6 |
Минфин Минздрав Минздрав Минфин Минздрав Минфин Минздрав |
Итого. | 34,996 | 20,648 |
Объем финансирования мероприятий по научному и кадровому обеспечению и материально-техническому оснащению службы медицины катастроф Республики Марий Эл из Федерального бюджета
(млн.руб.)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обеспечение формирований постоянной готовности лекарственными препаратами, перевязочными средствами, наборами н другим оборудованием санитарно-противоэпидемическая бригада |
1,72 |
0,86 |
||
Итого: | 1,72 | 0,86 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.