В целях осуществления и защиты законных прав и интересов граждан республики:
1. Утвердить прилагаемый Порядок работы с обращениями граждан в Администрации Президента Республики Марий Эл (далее именуется - Порядок).
2. Руководителям министерств и ведомств Республики Марий Эл, главам местного самоуправления городов и районов в месячный срок пересмотреть существующие локальные правовые документы, регламентирующие работу по рассмотрению и разрешению предложений, заявлений, ходатайств и жалоб граждан, и при необходимости внести соответствующие изменения и дополнения.
3. Признать утратившим силу распоряжение Президента Республики Марий Эл от 9 октября 1999 г. N 1098-рп "О Порядке работы с обращениями граждан в Администрации Президента Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1999, N 11, ст.350), кроме пункта 3.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на управление делопроизводства Администрации Президента Республики Марий Эл.
Президент
Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
г.Йошкар-Ола,
15 мая 2001 года,
N 254-рп
Порядок
работы с обращениями граждан в Администрации Президента Республики Марий Эл
(утв. распоряжением Президента Республики Марий Эл от 15 мая 2001 г. N 245-рп)
I. Общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл граждане в Республике Марий Эл имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и получать мотивированный ответ в сроки, установленные законом. Данному конституционному праву граждан корреспондирует закрепленная в действующем законодательстве обязанность государственных служащих своевременно рассматривать обращения граждан и разрешать их в пределах своих полномочий.
1.1. Работа с обращениями граждан в Администрации Президента Республики Марий Эл проводится управлением делопроизводства Администрации Президента Республики Марий Эл (далее именуется - управление делопроизводства) во взаимодействии с другими структурными подразделениями Администрации Президента Республики Марий Эл (далее именуются - структурные подразделения) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Марий Эл.
1.2. Обращения граждан (далее именуются - обращения) поступают в виде писем и телеграмм, а также в устной форме, где авторами высказываются предложения, заявления, жалобы и ходатайства.
Предложение - такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан. Предложение направлено на улучшение порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.
Заявление - обращение в целях реализации прав и законных интересов, предусмотренных действующим законодательством.
Ходатайство - обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод.
Жалоба - обращение по поводу нарушенного права или законного интереса действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и т.д.).
1.3. Организация работы с предложениями, заявлениями, жалобами и ходатайствами граждан регламентируется настоящим Порядком, который предусматривает очередность и последовательность операции, проводимых при рассмотрении письменных и устных обращений граждан.
II. Прием, регистрация и рассмотрение письменных обращений граждан
2.1. Письменные обращения граждан, поступившие в адрес Президента, Главы Правительства Республики Марий Эл, заместителей Главы Правительства Республики Марий Эл (далее именуются - заместители Главы Правительства), Руководителя Администрации Президента Республики Марий Эл, регистрируются в управлении делопроизводства.
На зарегистрированном письме проставляется штамп установленного образца с указанием даты поступления и регистрационного номера, состоящего из буквенного индекса и порядкового номера письма.
2.2. Прием и учет корреспонденции осуществляется работниками управления делопроизводства в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл, Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Республики Марий Эл и настоящим Порядком.
2.3. Письменные обращения рассматриваются работниками управления делопроизводства с обязательным заполнением на каждое обращение регистрационно-контрольной карточки.
Регистрационная карточка заполняется машинописно или от руки разборчивым почерком, все реквизиты указываются точно, двойные толкования не допускаются.
В целях оперативного знакомства с содержанием обращения работники управления делопроизводства могут выделять наиболее значимые части текста письма путем подчеркивания.
2.4. Зарегистрированные обращения граждан в зависимости от содержащихся в них вопросов передаются управлением делопроизводства Президенту, Главе Правительства Республики Марий Эл, заместителям Главы Правительства, Руководителю Администрации Президента Республики Марий Эл, а также направляются руководителям органов исполнительной власти и местного самоуправления или иных организаций, в ведении которых находятся поставленные вопросы. Передача и направление обращений осуществляется не позднее 5 дней со дня регистрации в управлении делопроизводства, за исключением тех, в которых поставленные вопросы требуют дополнительной проработки.
Обращения, поступившие с сопроводительными письмами из органов государственной власти Российской Федерации, направляются Президенту, Главе Правительства Республики Марий Эл, заместителям Главы Правительства или Руководителю Администрации Президента Республики Марий Эл.
Обращения, поступившие от депутатов на бланке депутата с приложенными письмами граждан, а также обращения, поступившие из средств массовой информации, подлежат регистрации и рассмотрению в установленном порядке.
Не допускается передача обращений из одного структурного подразделения в другое, минуя управление делопроизводства.
2.5. Повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившее обращение. На письме в свободном от текста месте проставляется штамп "Повторно". О повторности делается отметка в регистрационной карточке.
Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если:
заявитель не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;
со времени подачи первого обращения истек установленный срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.
Письма одного и того же автора и по одному и тому же вопросу, поступившие до истечения срока рассмотрения, считаются первичными.
Не считаются повторными письма одного и того же автора, но по разным вопросам, а также неоднократные - по одному и тому же вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы соответствующими компетентными органами.
2.6. Обращения, адресованные Президенту, Главе Правительства Республики Марий Эл с грифом "лично", в том числе во время его отсутствия, направляются работниками управления делопроизводства для визирования непосредственно Президенту Республики Марий Эл в управление делами Президента Республики Марий Эл.
2.7. Обращения, адресованные заместителям Главы Правительства или Руководителю Администрации Президента Республики Марий Эл, направляются на рассмотрение адресатам и рассматриваются ими или по их поручениям руководителями структурных подразделений с участием органов исполнительной власти или местного самоуправления, которые компетентны решать поставленные гражданами вопросы.
Авторам обращений за подписью Заместителя Главы Правительства, Руководителя Администрации Президента Республики Марий Эл или по их поручению за подписью руководителя органа исполнительной власти, к компетенции которого отнесены изложенные в письме вопросы, даются ответы в письменной форме в сроки, установленные действующим законодательством.
2.8. Непосредственно в управлении делопроизводства подлежат рассмотрению:
обращения, в которых отсутствуют просьбы, жалобы, предложения или содержатся общие рассуждения по известным проблемам внутренней и внешней политики, или поднимаются уже решенные вопросы, не требующие дополнительного рассмотрения. Такие обращения подлежат списанию работниками управления делопроизводства в архив;
письменные обращения о личном приеме у должностных лиц. При необходимости авторам направляются сообщения о порядке работы Приемной Администрации Президента Республики Марий Эл, а заявления оформляются "В дело" как исполненные.
2.9. Не подлежат рассмотрению:
обращения, которые содержат выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения;
обращения, не поддающиеся чтению;
обращения, бессмысленные и нелогичные по содержанию, если они не имеют личных просьб;
повторные обращения, не содержащие новых данных, если все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно рассматривались и ответ был дан компетентным органом;
обращения, в которых отсутствует фамилия заявителя, его адрес и личная подпись (анонимные);
обращения, рассматриваемые в порядке конституционного, гражданского> уголовного судопроизводства или арбитражными судами;
обращения, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанные обращения регистрируются и в установленном порядке оформляются "В дело" с уведомлением автора обращения о принятом мотивированном решении.
Не уведомляются, как правило, авторы писем, если:
по содержанию письмо является некорректным или бессмысленным;
отсутствует полный адрес заявителя;
письмо анонимное.
2.10. Переписка может быть прекращена в случае неоднократного поступления обращений, оставленных без рассмотрения по основаниям, перечисленным в пункте 2.9, с составлением мотивированного заключения, утверждаемого Руководителем Администрации Президента Республики Марий Эл. О прекращении переписки сообщается заявителю (за исключением лиц, признанных психически больными).
2.11. Запрещается направлять жалобы граждан на рассмотрение тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
III. Сроки рассмотрения обращений граждан
3.1. Обращения рассматриваются в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. Обращения направляются на рассмотрение в соответствующие органы государственной власти, организации не позднее чем в 5-дневный срок со дня их регистрации. Исключение могут составлять те обращения, в которых поставленные вопросы требуют дополнительной проработки по их рассмотрению.
О принятом решении авторы обращений извещаются по телефону или при личном приеме работниками управления делопроизводства.
3.3. Обращения рассматриваются исполнителями в срок до одного месяца со дня поступления обращения к ним на рассмотрение, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не более 15 дней.
В отдельных случаях, когда обращения требуют неотложного исполнения, срок их исполнения может быть сокращен.
В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений и жалоб необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их исполнения могут быть в порядке исключения продлены руководителем, давшим поручение исполнителю, но не более чем на один месяц, о чем сообщается автору письма и управлению делопроизводства.
3.4. Поручения по обращениям, поступившим из органов государственной власти Российской Федерации с пометкой "срочно", исполняются в 3-дневный срок, с пометкой "оперативно" - в 10-дневный срок, остальные - в срок не более одного месяца.
IV. Обязанности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан
4.1. При рассмотрении обращений органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение изложенных в обращениях вопросов, обязаны:
внимательно разобраться по существу обращений, в случае необходимости истребовать документы, проводить проверки с выходом (выездом) на место, принимать все возможные меры для объективного разрешения вопросов;
не допускать волокиты и бюрократического подхода при рассмотрении обращений, преследования их авторов за содержащуюся в обращении критику;
принимать обоснованные решения и обеспечивать своевременное и правильное их исполнение;
сообщать гражданам в установленные сроки в письменной или устной форме о результатах рассмотрения обращений и принятых решениях;
в случае неудовлетворения требований, изложенных в обращениях, отразить мотивы отказа с указанием органа или должностного лица, которым можно обжаловать принятое по обращению решение.
V. Осуществление контроля
5.1. Контроль за работой с обращениями, поступившими в Администрацию Президента Республики Марий Эл, осуществляется управлением делопроизводства.
5.2. Цели контроля:
устранение недостатков в работе органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл;
оказание помощи автору обращения в удовлетворении его законной просьбы или восстановлении нарушенных прав;
выяснение принимавшихся ранее мер по обращениям или получение справки по вопросу, с которым автор обращался неоднократно;
получение материалов для аналитических справок.
5.3. Контролю подлежат обращения граждан, в которых сообщается о конкретных нарушениях их законных прав и интересов, а также обращения, направленные исполнителю с резолюцией: "Доложить" или "Проинформировать".
На контрольном обращении работниками управления делопроизводства проставляется штамп "Подлежит возврату в Администрацию Президента Республики Марий Эл" (за исключением обращений, направляемых в органы прокуратуры и судебные инстанции).
С контрольных обращений при необходимости снимаются копии.
5.4. Контроль осуществляется за:
выполнением поручений Президента, Главы Правительства Республики Марий Эл на обращения граждан;
исполнением обращений, направленных на рассмотрение в структурные подразделения, в органы государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл;
сроками рассмотрения писем граждан.
5.5. Текущий контроль за своевременным рассмотрением обращений, направленных в структурные подразделения, иные органы государственной власти, местного самоуправления, осуществляется лицом, давшим поручение по обращению (руководителем, его заместителем или должностным лицом, ответственным за работу с обращениями).
5.6. Исполненные контрольные письма с поручениями Президента, Главы Правительства Республики Марий Эл, заместителей Главы Правительства, Руководителя Администрации Президента Республики Марий Эл снимаются с контроля лицом, давшим поручение, на основании информации или иных документов, подтверждающих их исполнение, и направляются по завершении работы со всеми материалами в управление делопроизводства.
5.7. На каждом обращении после окончательного решения и исполнения должна быть поставлена надпись "В дело" и личная подпись должностного лица, принявшего это решение.
5.8. В целях контроля за сроками и качеством исполнения обращений и представления аналитической информации, доклада Президенту, Главе Правительства Республики Марий Эл, заместителям Главы Правительства и Руководителю Администрации Президента Республики Марий Эл работники управления делопроизводства проводят проверки состояния работы с письмами, жалобами и заявлениями граждан в органах дополнительной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл.
VI. Организация работы по личному приему граждан
В целях оперативного и эффективного рассмотрения обращений в Администрации Президента Республики Марий Эл организовывается личный прием граждан.
6.1. Рассмотрение устных обращений осуществляется в Приемной Администрации Президента Республики Марий Эл и в администрациях городов и районов республики.
Прием граждан ведут:
по предварительной записи - Президент, Глава Правительства Республики Марий Эл, заместители Главы Правительства, Руководитель Администрации Президента Республики Марий Эл, руководители структурных подразделений;
ежедневный - работники управления делопроизводства.
Граждане, имеющие льготы и преимущества, установленные действующим законодательством, а также беременные женщины и посетители с малолетними детьми принимаются вне очереди.
Лица в нетрезвом состоянии на прием не допускаются.
При нарушении посетителями общественного порядка работниками управления делопроизводства принимаются меры к пресечению указанных действий и вызываются представители органов внутренних дел, а в случаях, когда посетитель совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, вызывается врач-психиатр для оказания ему медицинской помощи.
Посетитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, сообщает адрес постоянного места жительства, место работы и должность, излагает суть обращения.
Данные о посетителе, краткое содержание обращения заносятся в журнал учета приема граждан и в систему электронных средств регистрации, учета и обработки обращений.
6.2. Запись на прием к руководству Администрации Президента Республики Марий Эл (далее именуются - руководители) осуществляют работники управления делопроизводства ежедневно с 9.00 до 16 час. 30 мин. (кроме выходных и праздничных дней), в пятницу - с 9.00 до 16.00.
Запись на прием прекращается, если число записавшихся к руководителю составляет 10 человек. В исключительных случаях заместитель начальника управления делопроизводства по работе с обращениями граждан может рассмотреть вопрос о досрочном прекращении записи посетителей на прием.
Управлением делопроизводства составляются график приема граждан в Приемной Администрации Президента Республики Марий Эл (ежеквартально до 20 числа предшествующего кварталу месяца) и график выездного приема граждан в администрациях городов и районов Республики Марий Эл, утверждаемые Президентом Республики Марий Эл или Первым заместителем Главы Правительства.
Графики доводятся до сведения руководителей, осуществляющих прием граждан, глав местного самоуправления городов и районов республики и посетителей Приемной Администрации Президента Республики Марий Эл.
6.3. Президент, Глава Правительства Республики Марий Эл, заместители Главы Правительства, Руководитель Администрации Президента Республики Марий Эл, руководители структурных подразделений осуществляют прием граждан в соответствии с утвержденными графиками приема граждан.
Материалы по личному приему в Приемной Администрации Президента Республики Марий Эл (список граждан установленной формы, документы, представленные гражданами по рассматриваемым вопросам, и т.п.) в 1 экземпляре представляются не позднее чем за 7 дней до даты его проведения из управления делопроизводства в структурное подразделение, обеспечивающее деятельность руководителя, проводящего личный прием граждан, для подробной проработки вопросов к личному приему, подготовки проектов решений по ним.
Второй экземпляр материалов остается на контроле в управлении делопроизводства.
Личный прием граждан в Приемной Администрации Президента Республики Марий Эл проводится руководителями в строго назначенное время при участии работника структурного подразделения, проработавшего вопросы к личному приему посетителей, и работника управления делопроизводства, ответственного за организацию личного приема граждан в Администрации Президента Республики Марий Эл. На прием граждан могут быть приглашены руководители заинтересованных органов исполнительной власти республики.
Выездной прием граждан в администрациях городов и районов республики проводится руководителями самостоятельно с участием органов местного самоуправления.
По результатам приемов в управление делопроизводства в 5-дневный срок представляется письменная информация по установленной форме.
Контроль за рассмотрением и исполнением устных обращений осуществляется структурными подразделениями.
6.4. Работники управления делопроизводства проводят личный прием граждан в Приемной Администрации Президента Республики Марий Эл ежедневно с 9.00 до 16 час ЗО мин., в пятницу - с 9.00 до 16.00 (кроме праздничных и выходных дней).
Прием граждан осуществляется в порядке очередности.
Выслушав посетителя, работник управления делопроизводства рассматривает и анализирует представленные материалы по вопросам, не требующим дополнительного рассмотрения и проверок, дает квалифицированные разъяснения и ответы. Во время приема работник управления делопроизводства вправе, по договоренности, направить заявителя в соответствующее структурное подразделение, министерство или ведомство для разрешения вопроса по существу обращения.
По просьбе заявителя он может быть принят руководителем соответствующего подразделения по согласованию с последним.
При необходимости для рассмотрения поставленных заявителем вопросов в Приемную Администрации Президента Республики Марий Эл может быть приглашен работник структурного подразделения.
6.5. При невозможности разрешения на личном приеме обращения по существу от посетителя принимается письменное заявление, предложение, жалоба.
Письменные обращения, поступившие от граждан в ходе личного приема, регистрируются в управлении делопроизводства и направляются на рассмотрение руководителю, к компетенции которого отнесены изложенные в письме вопросы. На таких письмах проставляется специальный штамп "Личный прием".
Корреспонденция, полученная во время личного приема, рассматривается в первоочередном порядке, ставится на контроль, который осуществляется управлением делопроизводства.
Запечатанные в конверте письма вскрываются в управлении делопроизводства в присутствии сдающего обращение гражданина. Проверяется наличие в обращении фамилии, имени, отчества заявителя, полного адреса, личной подписи. Далее работа с такими обращениями осуществляется в установленном порядке.
документы, отправляемые курьером экспедиции управления делопроизводства, передаются в экспедицию до 14.00;
документы, отправляемые по почте, передаются в экспедицию управления делопроизводства до 16.00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Президента Республики Марий Эл от 15 мая 2001 г. N 254-рп "О Порядке работы с обращениями граждан в Администрации Президента Республики Марий Эл"
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 июня 2001 г. N 6 (78) ст.288
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжением Президента Республики Марий Эл от 31 марта 2003 г. N 79-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу, кроме пункта 3