2. Органам исполнительной власти Республики Марий Эл руководствоваться Порядком и Типовым макетом при разработке проектов республиканских целевых программ.
3. Рекомендовать муниципальным образованиям Республики Марий Эл при разработке проектов целевых программ, финансируемых из местных бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей, руководствоваться Порядком и Типовым макетом.
4. Возложить методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл на Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
5. Министерству экономики и промышленности Республики Марий Эл ежегодно до формирования проекта закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл проводить анализ и представлять отчет о ходе реализации республиканских целевых программ в Правительство Республики Марий Эл.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
Порядок
разработки и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2003 г. N 92)
I. Общие положения
1. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики республики, активного воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в Республике Марий Эл.
2. Основные понятия, применяемые в настоящем Порядке.
Республиканская целевая программа Республики Марий Эл (далее именуется - программа) - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Республики Марий Эл.
Руководитель программы - государственный заказчик программы или дирекция программ.
Государственный заказчик программы - ответственный за организацию разработки и реализации программы орган исполнительной власти Республики Марий Эл.
Дирекция программ - организационная структура, осуществляющая текущее управление программами, 'формируемая в соответствии с действующим законодательством по решению Правительства Республики Марий Эл.
3. В работе с программами выделяются следующие основные этапы:
отбор проблем для программной разработки;
принятие решения о разработке программы и ее формирование;
утверждение программы;
управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения.
II. Отбор проблем для программной разработки
4. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на республиканском уровне могут выступать Правительство Республики Марий Эл, органы исполнительной власти республики, муниципальные образования республики, предприятия и организации независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, граждане.
5. Отбор проблем для их программной разработки и решения на республиканском уровне определяется следующими факторами:
значимость проблемы;
невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
взаимоувязанность программных мероприятий, обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств в ходе их решения.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами на республиканском уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Республики Марий Эл, определенные программой экономического и социального развития Республики Марий Эл, прогнозы развития общереспубликанских потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния республики и внешнеэкономические условия.
6. Предложения с развернутой пояснительной запиской о программной разработке проблемы с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованием направляются инициатором в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
Предложения должны содержать:
наименование проблемы и анализ причин ее возникновения;
способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы, возможные сроки их реализации;
потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения;
предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации программы, соответствия программных мероприятий экологическим и иным требованиям;
наименования предполагаемых государственных заказчиков и разработчиков программы.
7. Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл совместно с заинтересованными органами исполнительной власти республики на основе представленных материалов подготавливает в месячный срок заключение по ним и направляет его в Межведомственную комиссию по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл, утвержденную постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 марта 2001 г. N 87 (далее именуется - Межведомственная комиссия), с уведомлением инициатора.
Межведомственная комиссия по результатам рассмотрения направленных материалов и заключений по ним принимает решение о необходимости формирования соответствующей программы и определяет ее руководителя.
8. На основании решения Межведомственной комиссии руководитель программы приступает к разработке проекта программы и несет ответственность за своевременную и качественную его подготовку.
9. Проект программы оформляется по Типовому макету республиканской целевой программы Республики Марий Эл.
10. К проекту программы прилагаются:
пояснительная записка, включающая социально-экономическое и технико-экономическое обоснование целесообразности реализации программы;
предварительная бюджетная заявка на ассигнования из соответствующего бюджета для финансирования программы на очередной год;
лист согласования с заинтересованными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Марий Эл с указанием возможных объемов финансирования за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования (обязательным является согласование с Министерством финансов Республики Марий Эл и Министерством экономики и промышленности Республики Марий Эл);
положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду).
В проекте программы необходимо обеспечить взаимоувязанность мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. Программные мероприятия, их финансирование должны быть конкретизированы на ближайшие 1-2 года.
11. Согласованный проект программы с указанными в пункте 10 приложениями руководитель программы направляет в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
III. Утверждение программы
12. Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл проводит экспертизу качества подготовки проекта программы, при необходимости его доработку совместно с руководителем программы, подготавливает и вносит на согласование в Правительство Республики Марий Эл проект постановления Правительства Республики Марий Эл об одобрении программы и подготовке проекта закона Республики Марий Эл об утверждении программы.
13. Проект закона Республики Марий Эл об утверждении программы вносится Правительством Республики Марий Эл на рассмотрение в Государственное Собрание Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством до принятия закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий год начала реализации программы или с предложением о внесении изменений в проект закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл в объемах финансирования программы в текущем финансовом году.
IV. Финансирование программ
14. Финансирование утвержденных программ может осуществляться как за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, так и за счет средств федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований республики, целевых бюджетных фондов и внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, в том числе целевые кредиты банков под государственные гарантии; средства фондов и общественных организаций, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие.
Предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
15. После принятия закона о программе ее руководитель подает в срок до 1 июля текущего года бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы, подлежащих реализации в очередном финансовом году, в Министерство финансов Республики Марий Эл, а копию бюджетной заявки с отметкой о регистрации в Министерстве финансов Республики Марий Эл - в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
16. На основании бюджетных заявок, представленных руководителями уже реализуемых и вновь принятых программ, с учетом мер по привлечению внебюджетных источников финансирования Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл совместно с Министерством финансов Республики Марий Эл на основе прогнозируемых средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований республики и возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл формируют сводный перечень программ (до 1 августа текущего года), принимаемый к финансированию из республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год, с указанием возможного объема финансирования мероприятий программ в очередном финансовом году.
17. Объемы средств федерального бюджета, направляемые на реализацию программы в очередном финансовом году, уточняются исходя из защищенных лимитов по федеральным целевым программам.
18. Для принятия решения о включении в перечень программ, финансируемых совместно с муниципальными образованиями республики, необходимо решение представительного органа соответствующего муниципального образования о выделении средств бюджета муниципального образования республики для финансирования программы в предстоящем финансовом году с указанием его объемов.
Объемы средств муниципальных бюджетов республики, направляемых на реализацию программы в очередном финансовом году, подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджетов муниципальных образований Республики Марий Эл.
19. Сводный перечень программ с указанием объемов финансирования мероприятий, подлежащих реализации в очередном финансовом году, рассматривается в 2-недельный срок Межведомственной комиссией.
На основании рекомендаций Межведомственной комиссии Правительством Республики Марий Эл принимается решение об объемах финансирования мероприятий программ для включения в расходную часть проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
Перечень программ с указанием объемов финансирования мероприятий по их реализации в очередном финансовом году оформляется отдельным приложением к закону о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
По программам, не обеспеченным источниками финансирования, принимается решение о приостановлении их реализации.
20. Закон Республики Марий Эл, утверждающий программу, является основанием для финансирования мероприятий программы. После утверждения программы ее руководитель заключает с исполнителями программы государственные контракты на ее выполнение с учетом объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
21. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по программе ее руководитель разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для реализации мероприятий программы в установленные сроки.
В случае сокращения объемов бюджетного финансирования программы со стороны участвующих в ее реализации муниципальных образований республики Правительством Республики Марий Эл может быть внесено на рассмотрение в Государственное Собрание Республики Марий Эл предложение по сокращению объемов финансирования соответствующих мероприятий данной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
V. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
22. Руководитель программы несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств.
23. Формы и методы управления реализацией программы определяются ее руководителем.
24. Руководитель программы ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств.
25. Подготовка программы с продленным сроком реализации, который истекает в текущем году, а также включение в программу новых подпрограмм и их утверждение осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации программ.
26. Руководители программ ежеквартально и по итогам года направляют в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл доклады о ходе работ по программам и эффективности использования финансовых средств.
27. Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл совместно с руководителями программ до 1 марта каждого года представляет в Правительство Республики Марий Эл информацию о ходе реализации программ за отчетный год.
28. Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл совместно с Министерством финансов Республики Марий Эл с участием руководителей программ, заинтересованных органов исполнительной власти Республики Марий Эл организует экспертные проверки хода реализации отдельных программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования, конечные результаты программы.
По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении для внесения в Правительство Республики Марий Эл, которое, в свою очередь, вносит соответствующие предложения в Государственное Собрание Республики Марий Эл.
Типовой макет республиканской целевой программы Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2003 г. N 92)
Общие положения
Типовой макет республиканской целевой программы Республики Марий Эл (далее именуется - программа) обеспечит методологическое единство программ, согласование их с республиканской стратегией экономического и социального развития и эффективность использования финансовых средств.
Основной целью программы является решение ключевых социально-экономических проблем республики и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала Республики Марий Эл.
Решение республиканских проблем основывается на использовании программно-целевого метода с учетом основных направлений стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл, программы экономического и социального развития Республики Марий Эл на среднесрочный период, прогнозов социально-экономического развития Республики Марий Эл, а также основных положений федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации" на 2002-2010 годы и до 2015 года.
Структура программы
Типовой макет программы включает в себя следующие разделы:
I. Паспорт программы.
II. Основное содержание.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы.
3. Система программных мероприятий.
4. Ресурсное обеспечение программы.
5. Механизм реализации программы.
6. Организация управления программой, контроль за ходом ее реализации и оценка эффективности от реализации программы.
III. Приложения к программе.
I. Паспорт программы
Паспорт программы содержит краткие сведения о программе, включая ее
основные параметры, по следующей форме:
Наименование программы ______________________________
Основание для разработки программы ______________________________
(наименование, номер и дата
нормативного акта)
Руководитель программы
______________________________
Основные разработчики программы ______________________________
Основные цели программы, важнейшие
целевые показатели ______________________________
Основные задачи программы ______________________________
Сроки и этапы реализации программы ______________________________
Перечень подпрограмм и основных
мероприятий ______________________________
Исполнители подпрограмм и основных
мероприятий ______________________________
Объемы и источники
финансирования программы ______________________________
Система организации управления и
контроля за исполнением программы ______________________________
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы ______________________________
II. Основное содержание
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Для характеристики рассматриваемой проблемной ситуации, сложившейся в отрасли, и полной объективной ее оценки следует привести набор анализируемых показателей в сравнении с показателями по Российской Федерации в целом, Приволжскому федеральному округу Российской Федерации и регионам, сходным с Республикой Марий Эл по специализации и типу хозяйства в соответствующей отрасли.
Перечень и характеристику основных проблем отрасли, решение которых и должно составить основное содержание программы, рекомендуется отразить в форме таблицы 1.
Необходимо рассмотреть и дать оценку действующим формам и методам управления со стороны органов государственной власти Республики Марий Эл, органов муниципальных образований республики на состояние развития и основные проблемы рассматриваемой отрасли.
По видам управления рассматриваются:
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл.
Оценка действующих форм и методов управления должна быть сопоставлена с основными проблемами отрасли.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализаций программы
Формируемые в данном разделе цели и задачи программы должны соответствовать положениям программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на среднесрочный период, другим программным и прогнозным документам Правительства Республики Марий Эл.
Основные направления программы должны быть ориентированы на долгосрочный период и направлены на улучшение положения в отрасли экономики Республики Марий Эл.
Реализацию программы целесообразно осуществлять поэтапно, при этом этапы реализации программы должны определяться сложившимися условиями в отрасли, поставленными целями и задачами, характером выполнения мероприятий программы.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных, экологических, других) мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом.
Все программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с целями программы.
Каждое мероприятие должно характеризоваться: целью, конкретным планом действий по достижению заданной цели, планируемым физическим объемом производства (для инвестиционных проектов), объемом и источниками финансирования, показателями эффективности, результатами от реализации мероприятий и т.д.
К программным мероприятиям следует относить деятельность, направленную на организацию финансовых институтов в экономике и социальной сфере, развитие рынка товаров и услуг и др. Эффективность их реализации следует оценивать по степени их влияния на процессы в экономике и социальной сфере.
Перечень программных мероприятий с содержанием и результатами их реализации рекомендуется отразить в форме таблицы 2 "Система программных мероприятий".
Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам реализации программы.
4. Ресурсное обеспечение программы
В данном разделе определяется общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования: средства федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов муниципальных образований республики, целевых бюджетных фондов и внебюджетных источников.
Указываются сроки и способы выделения средств: безвозмездные субсидии, кредиты, гарантии, дотирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, страхование и др.
Значения объемов и источников финансирования с разбивкой по годам реализации указываются в форме таблицы 3 "Объемы и источники финансирования Программы".
Объем финансирования программных мероприятий по источникам и годам реализации программы представляется согласно форме таблицы 4 "Объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий".
В соответствии с поставленными целями программы возможно софинансирование конкретных проектов за счет средств федерального бюджета в рамках перечня федеральных целевых программ исходя из защищенных по ним лимитов.
5. Механизм реализации программы
В данной главе должно быть описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации программы.
Необходимо отметить базовый принцип, определяющий построение механизма реализации программы, - принцип "баланса интересов" всех участников. Выступая как субъект хозяйственных отношений, республиканские органы управления, обеспечивая свои интересы, одновременно создают условия для эффективного функционирования организаций, улучшения инвестиционного климата региона и т.п. Деятельность органов исполнительной власти Республики Марий Эл по реализации программы заключается не в прямом участии в работе отдельных организаций, а в создании благоприятных условий для их функционирования.
Реализация программы должна осуществляться на основе четкого выполнения всех программных мероприятий в соответствии с разработанной программой.
6. Организация управления программой, контроль за ходом ее реализации и оценка эффективности ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет руководитель программы, который определяет формы и методы управления ее реализацией.
К основным функциям руководителя программы относятся: подготовка проекта программы, его согласование с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Марий Эл; координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности; непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий; подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в органы исполнительной власти Республики Марий Эл.
В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации программы должны быть представлены качественные, а также количественные результаты ее выполнения.
В качестве основных индикаторов изменения положения в отрасли экономики республики в результате реализации программных мероприятий могут быть, к примеру, такие показатели, как увеличение числа созданных и количество сохраненных рабочих мест в целом и в отраслевом разрезе, снижение заболеваемости, увеличение объема промышленного производства и другие.
Таблица 1. Основные проблемы отрасли экономики Республики Марий Эл, затрагиваемые разрабатываемой программой
N п/п |
Наименование, краткое описание проблемы |
Количественная характеристика проблемы | |||
значение в республике |
в среднем по Приволжскому федеральному округу |
в среднем по России |
в субъекте Российской Федерации (по выбору) |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | |||||
2. | |||||
... |
Таблица 2. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия | Объем финансирования мероприятия - всего (тыс. рублей) |
Ответственный исполнитель |
Срок испол- нения |
Ожидаемые качественные, количественные и стоимостные эффекты от мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | |||||
2. | |||||
... | |||||
Общий объем финансирования, предусмотренный по програм- ме на весь период реализации |
X | X | X |
Таблица 3. Объем и источники финансирования программы
(тыс. рублей, в ценах года утверждения программы)
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по программе на весь период реализации |
В том числе | ||||||
первый год реализации |
год | год | год | год | ... | последний год реализации |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | n | |
Всего | ||||||||
в том числе: | ||||||||
федеральный бюджет* | ||||||||
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
||||||||
муниципальный бюджет*** | ||||||||
внебюджетные источники | ||||||||
Капитальные вложения | ||||||||
в том числе: | ||||||||
федеральный бюджет* | ||||||||
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
||||||||
муниципальный бюджет*** | ||||||||
внебюджетные источники | ||||||||
НИОКР | ||||||||
в том числе: | ||||||||
федеральный бюджет | ||||||||
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
||||||||
муниципальный бюджет*** | ||||||||
внебюджетные источники | ||||||||
Прочие нужды | ||||||||
в том числе: | ||||||||
федеральный бюджет* | ||||||||
республиканский бюджет Республики Марий Эл** |
||||||||
муниципальный бюджет*** | ||||||||
внебюджетные источники |
* Подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов федерального бюджета и федеральной программы исходя из возможностей федерального бюджета и устанавливаемых защищенных лимитов по федеральным целевым программам.
** Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей.
*** Подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета муниципального образования Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей.
Таблица 4. Объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия, этапы его реализаци |
Объем финанси- рования - всего |
В том числе | |||||
федераль- ный бюджет - безвоз- вратная основа* |
республи- канский бюджет Республики Марий Эл |
бюджеты муници- пальных образо- ваний |
собствен- ные средства пред- приятия |
кредиты коммер- ческих банков |
другие источники финансиро- вания (по видам) |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Итого по всем мероприятиям | ||||||||
1 год | ||||||||
2 год | ||||||||
3 год | ||||||||
... | ||||||||
1. | ||||||||
1 год | ||||||||
2 год | ||||||||
З год | ||||||||
... | ||||||||
2. | ||||||||
1 год | ||||||||
2 год | ||||||||
3 год | ||||||||
... | ||||||||
... |
* Только для проектов, претендующих на поддержку из федерального бюджета, а также для объектов, входящих в утвержденные федеральные целевые программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2003 г. N 92 "О порядке разработки и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 апреля 2003 г. N 4 ст.144
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 января 2006 г. N 16
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 июня 2004 г. N 156