2. Министерству финансов Республики Марий Эл предусмотреть в проекте республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2000 год финансирование мероприятий Программы по строке "Развитие рыночной инфраструктуры".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления осуществить разработку и реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства и предусмотреть выделение средств на указанные цели из соответствующих бюджетов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы Правительства, министра экономики Республики Марий Эл Васильева И.Ф.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
В.Кислицын |
Республиканская программа
государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2000-2001 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 декабря 1999 г. N 494)
Паспорт
Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2000-2001 годы
Наименование Программы - Республиканская программа государственной
поддержки малого предпринимательства в
Республике Марий Эл на 2000-2001 годы.
Основание для разработки - Закон Республики Марий Эл "О государственной
Программы поддержке малого предпринимательства в
Республике Марий Эл".
Государственный заказчик - Правительство Республики Марий Эл.
Программы
Основные разработчики - Министерство экономики Республики Марий Эл,
Программы Марийское территориальное управление
Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства,
Республиканский фонд поддержки малого
предпринимательства,
Учебно-методический центр "Лидер",
ОАО "Марийский региональный инновационный
центр",
Марийская республиканская общественная
организация "Предприниматели за возрождение
Марий Эл".
Цель Программы - обеспечение условий для развития малого
предпринимательства в качестве источника
создания новых рабочих мест,
социально-экономическая и политическая
стабилизация в республике за счет становления
среднего класса собственников.
Задачи Программы - создание правовых, экономических и
организационных условий устойчивого развития
малого предпринимательства. Развитие
прогрессивных финансовых технологий. Поддержка
малого предпринимательства, преимущественно в
приоритетных отраслях, с учетом
социально-экономического развития республики,
поощрение конкуренции и преодоление
монополизма отдельных хозяйствующих субъектов
на местном рынке. Формирование целостной
системы государственной поддержки малого
предпринимательства и инфраструктуры на
республиканском и местном уровнях.
Формирование системы обучения бизнесу.
Сроки реализации - 2000-2001 годы.
Программы
Основные направления - 1. Нормативное правовое обеспечение малого
Программы предпринимательства.
2. Развитие прогрессивных финансовых
технологий поддержки малых предприятий:
развитие лизинга для малых предприятий;
создание системы гарантий для малых
предприятий;
формирование механизмов и структур взаимного
финансирования малых предприятий;
развитие франчайзинга;
формирование новых механизмов привлечения
инвестиций и ресурсов для малого
предпринимательства;
обеспечение участия малых предприятий в
госзаказе.
3. Реализация приоритетных направлений
развития малого предпринимательства:
развитие малого предпринимательства в
агропромышленном комплексе и
сельскохозяйственной переработке;
развитие малого промышленного производства (в
том числе легкой промышленности) и
производства импортозамещающих товаров
народного потребления;
развитие малых форм предприятий в
инновационной сфере, в том числе на базе
привлекаемых высоких технологий; развитие
малых форм предприятий по глубокой переработке
природных ресурсов;
развитие малой строительной индустрии;
развитие системы быстрого питания и
современной сферы услуг;
развитие информационных систем обеспечения
малого предпринимательства;
развитие малого предпринимательства в сфере
ремесел и народных промыслов.
4. Формирование целостной системы
государственной поддержки малого
предпринимательства и инфраструктуры на
республиканском и местном уровнях.
5. Формирование системы обучения
предпринимательству.
6. Механизм реализации Программы.
Ответственные за - Министерство экономики Республики Марий Эл,
исполнение основных Марийское территориальное управление
мероприятий Программы Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства,
Министерство финансов Республики Марий Эл,
Министерство юстиции Республики Марий Эл,
Министерство государственного имущества
Республики Марий Эл,
Министерство промышленности, транспорта и
связи Республики Марий Эл,
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Марий Эл,
Министерство торговли и потребительских услуг
Республики Марий Эл,
Министерство строительства и архитектуры
Республики Марий Эл,
Министерство здравоохранения Республики Марий
Эл,
Министерство образования и воспитания
Республики Марий Эл,
Министерство социальной защиты населения и
труда Республики Марий Эл,
Министерство экологии и природопользования
Республики Марий Эл,
Министерство физической культуры, спорта и
туризма Республики Марий Эл,
Министерство культуры Республики Марий Эл,
Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Марий Эл,
Государственный комитет Республики Марий Эл по
пищевой и перерабатывающей промышленности,
Управление Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Республике Марий Эл,
Департамент лесопромышленного и
топливно-энергетического комплекса Республики
Марий Эл,
Комитет природных ресурсов по Республике Марий
Эл,
Государственный комитет Республики Марий Эл по
делам молодежи,
администрации городов и районов Республики
Марий Эл,
Республиканский фонд поддержки малого
предпринимательства,
Учебно-методический центр "Лидер",
Торгово-промышленная палата Республики Марий
Эл,
ОАО "Марийский региональный инновационный
центр",
МРОО "Предприниматели за возрождение Марий
Эл",
Ассоциация крестьянских хозяйств и
кооперативов Республики Марий Эл,
Республиканский центр народного творчества,
Национальный банк Республики Марий Эл
Центрального банка Российской Федерации,
Научно-технологический парк Марийского
государственного технического университета,
ООО Центр информационных технологий "Телеком
Софт"
Введение
Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2000-2001 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1995, N 11, ст.251).
Программа сформирована с учетом основных мероприятий проекта федеральной комплексной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы и исходя из принципа преемственности по отношению к Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 1996-1997 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 апреля 1996 г. N 157. Анализ результатов выполнения предыдущей Программы показывает, что в Республике Марий Эл положено начало формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Программа рассчитана на решение основных проблем социально-экономического развития малого предпринимательства в республике, должна содействовать объединению усилий и средств организаций, предприятий, государственных и негосударственных структур республики в поддержке, стимулировании и становлении малого предпринимательства всех форм собственности.
Программа устанавливает цели, задачи, основные направления и приоритеты поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл, учитывает специфику ее социально-экономического развития и содержит комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие социально ориентированной предпринимательской деятельности.
Программа должна содействовать решению таких социально-экономических задач, как:
формирование благоприятной среды для развития малого предпринимательства;
решение проблем занятости трудоспособного населения за счет сохранения и создания новых рабочих мест;
насыщение рынка потребительскими товарами и услугами за счет развития соответствующих производств в регионе;
структурная перестройка экономики на основе демонополизации и развития конкуренции.
Разработка Программы осуществлялась под общим руководством руководителя Марийского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Салихова И.А. временным творческим коллективом в следующем составе:
Бакуменко М.Л. - заместитель директора Учебно-методического центра "Лидер", руководитель временного творческого коллектива;
Анцыгина Г.В. - специалист 1 категории Марийского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
Добин А.В. - директор Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства;
Ефремов Н.П. - заместитель председателя комитета по экономике администрации г.Йошкар-Олы;
Попов И.И. - генеральный директор ОАО "Марийский региональный инновационный центр";
Сысун К.В. - и.о. исполнительного директора Марийской республиканской общественной организации "Предприниматели за возрождение Марий Эл";
Шабалина Н.В. - директор Учебно-методического центра "Лидер";
Якупова З.Г. - ведущий экономист Министерства экономики Республики Марий Эл.
При разработке Программы использованы методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства (Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, г.Москва, 1997 г.) с учетом предложений министерств и ведомств Республики Марий Эл.
Цели программы
Целями Программы являются:
1. Социально-экономическая и политическая стабилизация в республике за счет становления среднего класса собственников.
2. Обеспечение условий для развития малого предпринимательства в качестве источника создания новых рабочих мест, формирования и эффективного функционирования местных товарных рынков.
В рамках поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
создание правовых, экономических и организационных условий для развития малого бизнеса;
развитие прогрессивных финансовых технологий;
поддержка малого предпринимательства, преимущественно в приоритетных отраслях, с учетом социально-экономического уровня развития Республики Марий Эл, поощрение конкуренции и преодоление монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке;
формирование целостной системы государственной поддержки малого предпринимательства и инфраструктуры на республиканском и местном уровнях;
формирование системы обучения предпринимательству.
Принципы развития малого предпринимательства
1. Обеспечение на основе действующего законодательства свободы и равноправия хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
2. Активное содействие органов государственного управления и местного самоуправления развитию малого предпринимательства в республике.
3. Развитие малого предпринимательства с учетом социальных, природно-географических и демографических особенностей районов и городов республики.
Приоритеты программы
1. Развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и сельскохозяйственной переработке.
2. Развитие малого промышленного производства (в том числе легкой промышленности) и производства импортозамещающих товаров народного потребления.
3. Развитие малых форм предприятий в инновационной сфере, в том числе на базе привлекаемых высоких технологий.
4. Развитие малых форм предприятий по глубокой переработке природных ресурсов.
5. Развитие малой строительной индустрии.
6. Развитие системы быстрого питания и современной сферы услуг.
7. Развитие информационных систем обеспечения малого предпринимательства.
8. Развитие малого предпринимательства в сфере ремесел и народных промыслов.
Формы и методы осуществления программы
1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства.
2. Формирование позитивного общественного отношения к предпринимательской деятельности.
3. Создание сети специализированных институтов (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, инновационно-технологические центры, технологические парки, бизнес-инкубаторы, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры).
4. Организация и проведение конкурсов проектов на получение государственной поддержки.
5. Освоение новых финансовых технологий поддержки малого предпринимательства.
6. Разработка новых механизмов привлечения инвестиций и ресурсов для малого предпринимательства.
7. Постоянное взаимодействие государственных органов власти и местного самоуправления с предпринимательскими кругами, общественными организациями в целях координации усилий по развитию малого предпринимательства.
8. Развитие различных форм межрегионального и международного экономического сотрудничества.
Финансовое обеспечение программы
Учитывая значение финансового обеспечения Программы, при ее реализации могут быть использованы:
собственные средства предпринимателей;
средства и ресурсы министерств и ведомств-соисполнителей отраслевых подпрограмм;
средства и ресурсы различных предприятий и организаций, направляемые на поддержку и развитие малого предпринимательства;
средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства;
средства Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства;
средства фонда занятости населения, других специализированных фондов;
кредиты коммерческих банков под гарантии Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства;
природные и иные неиспользуемые ресурсы, включаемые в хозяйственный оборот в целях социально-экономического развития и поддержки предпринимательства;
использование лизинга;
средства республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделяемые на поддержку и развитие малого предпринимательства;
средства международных финансовых организаций;
средства населения.
Общий объем финансирования Программы - 9500 тыс.рублей,
в том числе бюджет Республики Марий Эл - 3460 тыс. рублей
и прочие источники - 6040 тыс. рублей.
Малое предпринимательство в Республике Марий Эл
Характеристика малых предприятий по сферам деятельности и численности занятых
По состоянию на 1 января 1999 г. по данным Госкомстата Республики Марий Эл на территории Республики Марий Эл было задействовано 2817 малых предприятий и обеспечено работой 21,8 тыс. человек, из них на постоянной основе - 18,9 тыс. человек. Доминирующая часть малых предприятий (более 76% от общего их количества) расположена в г.Йошкар-Оле, где сосредоточены основные источники трудовых и сырьевых ресурсов, шире потребительский рынок, лучше развита производственная и социальная инфраструктура.
Отраслевая структура малого предпринимательства республики на 1 января 1999 г. представлена в таблице 1 и на диаграмме 1.
Таблица 1
Распределение малых предприятий по отраслям экономики
/-----------------------------------------------------------------------\
| Отрасли экономики | Число малых | Доля в общем |
| | предприятий | объеме, % |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Промышленность | 536 | 19,0 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Сельское хозяйство | 77 | 2,7 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Транспорт | 87 | 3,1 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Строительство | 397 | 14,1 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Торговля и общественное питание | 1186 | 42,1 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Жилищно-коммунальное хозяйство | 26 | 0,9 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Наука и научное обслуживание | 49 | 1,7 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Материально-техническое снабжение | 133 | 4,7 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Финансы, кредит, страхование | 48 | 1,7 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------| |
|Прочие | 278 | 10 |
|-----------------------------------------+--------------+--------------|
|Всего | 2817 | 100 |
\-----------------------------------------------------------------------/
Отраслевая структура малых предприятий свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается более благоприятной для развития бизнеса. На 1 января 1999 г. большее количество малых предприятий было задействовано:
из непроизводственной сферы - в торговле и общественном питании (42,1%);
из производственной сферы - в промышленности (19%) и строительстве (14,1).
Малые предприятия представлены различными формами собственности. Преобладающей является частная форма собственности - 83% всех малых предприятий, из них в отрасли торговли - 90% (от всех малых предприятий, занятых в торговле), аналогично в отраслях транспорта - 91%, промышленности - 79% и строительстве - 77%.
Структура малых предприятий на 1 января 1999 г. по отраслям экономики
Торговля и общественное питание 42,1%
Промышленность 19%
Строительство 14,1%
Материально-техническое снабжение 4,7%
Транспорт 3,1%
Сельское хозяйство 2,7%
Наука и научное обслуживание 1,7%
Финансы, кредит, страхование 1,7%
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,9%
Прочие 10%
В сфере малого предпринимательства уже сегодня занята значительная часть трудовых ресурсов республики. По итогам 1998 года среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, составила 18782 человека. Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях по отраслям экономики за 1995-1998 годы, представлена в таблице 2.
Структура численности работающих в динамике свидетельствует о благоприятных условиях развития предпринимательства в 1996 году, вовлечении трудовых ресурсов в малые предприятия. Это объясняется направленностью государственной политики в Республике Марий Эл на поддержку малого предпринимательства:
в 1993 году создан Республиканский фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
в октябре 1995 года принят Закон Республики Марий Эл "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл";
в апреле 1996 года принята Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 1996-1997 годы.
Таблица 2
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях по отраслям экономики
(человек)
/-----------------------------------------------------------------------\
| Отрасли экономики |1995 г.|1996 г.|1997 г.| 1998 г.|
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------Ѓ
|Всего | 21883 | 26022 | 24775 | 18782 |
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------|
|Промышленность | 6035 | 6642 | 6520 | 6542 |
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------|
|Сельское хозяйство | 297 | 369 | 428 | 312 |
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------|
|Транспорт | 1005 | 1108 | 980 | 742 |
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------|
|Строительство | 5384 | 6208 | 5692 | 4503 |
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------|
|Торговля и общественное питание | 5047 | 6776 | 7070 | 5012 |
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------|
|МТС и сбыт | 1149 | 1440 | 1412 | 425 |
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------|
|Наука и научное обслуживание | 108 | 108 | 87 | 323 |
|--------------------------------------+-------+-------+-------+--------|
|Жилищно-коммунальное хозяйство | 307 | 488 | 33 | 155 |
\-----------------------------------------------------------------------/
Численность работников, занятых на малых предприятиях республики, по всем отраслям в 1998 году составила 72,2% к соответствующей численности 1996 года. Одной из причин такого сокращения явились события августа 1998 года (финансово-экономический кризис).
Особенностью малого бизнеса является привлечение работников на условиях совместительства, договоров. В I полугодии 1999 года их численность составила 2745 человек, или 13% от общей численности работающих на малых предприятиях. В отраслях промышленности работающие по совместительству составили 7,9%, в строительстве - 21%, в торговле и общественном питании - 12,1%.
Частные или индивидуальные предприниматели являются составной частью малого предпринимательства. В 1997 году было зарегистрировано 20243 индивидуальных предпринимателя, количество которых, в связи с событиями августа 1998 года, к 1 июня 1999г. снизилось на 1,5% и составило 19935 человек.
В соответствии со статистическими данными по состоянию на 1 июля 1999 г. в Республике Марий Эл было зарегистрировано 3064 малых предприятий со средней численностью работающих 21049 человек. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 114%.
Однако говорить о прогрессивном росте количества малых предприятий преждевременно. После августа 1998 года увеличился удельный вес убыточных малых предприятий. Часть малых предприятий фактически свернула официальную бизнес-деятельность, остальные намерены сократить масштабы бизнеса за счет снижения численности наемного персонала, оплаты его труда, а также других мер сокращения издержек.
Большое количество совместителей и работающих по договорам подряда объясняется боязнью работников окончательно связывать свою трудовую деятельность с малым предпринимательством. По мере стабилизации экономики и укрепления позиций малого бизнеса число совместителей должно сокращаться.
Результаты деятельности малых предприятий
За первое полугодие 1999 года предприятиями малого бизнеса произведено товаров и услуг на сумму 466888 тыс. рублей.
Таблица 3
Результаты деятельности малых предприятий по отраслям экономики
Отрасли экономики | Выпущено това- ров и услуг, тыс.руб. |
Доля в общем объеме, % |
Численность работающих, человек |
Промышленность | 221012 | 47,3 | 8219 |
Сельское хозяйство | 4708 | 1,0 | 426 |
Транспорт | 5599 | 1,2 | 401 |
Строительство | 57701 | 12,4 | 3767 |
Торговля и общественное питание | 138499 | 29,7 | 5985 |
Наука и научное обслуживание | 6655 | 1,4 | 318 |
Материально-техническое снабжение | 15788 | 3,4 | 510 |
Прочие | 16926 | 3,6 | 1423 |
Всего | 466888 | 100 | 21049 |
В Республике Марий Эл с высоким научно-производственным потенциалом (и в то же время аграрной республике) остается низкий уровень количества малых предприятий, занятых в сельском хозяйстве (2%), науке и научном обслуживании (1,8%), и объема произведенной продукции (1% и 1,4% соответственно).
Развитие фермерства является важной частью структурной перестройки сельского, хозяйства республики. На 1 января 1999 г. в республике насчитывалось 1613 крестьянских хозяйств, по сравнению с 1997 годом их количество увеличилось на 10, однако объем выпуска произведенной продукции остался на уровне 1997 года.
Поступление налогов от субъектов малого предпринимательства
По данным Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Марий Эл сумма единого налога на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства за 1998 год составила 2882 тыс. рублей (доля г.Йошкар-Олы - 75,8%), в том числе по юридическим лицам - 1065 тыс. рублей, по физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - 1817 тыс. рублей. Указанный показатель не в полной мере отражает реальный вклад малых предпринимателей в экономику республики.
Инвестиции
Инвестиции малых предприятий республики в основной капитал составили 43,4 млн. рублей, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах они уменьшились на 25%. Динамика долей объема инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал всех предприятий республики свидетельствует о снижении инвестиционной активности предпринимателей в период после августа 1998 года (I полугодие 1998 г. - 5,1%, 1998 г. - 4,5%, I полугодие 1999 г. - 4,9%).
Структура поддержки малых предприятий
Задачи государственной поддержки предпринимательства, в том числе малого бизнеса в республике, призваны решать следующие государственные и уполномоченные государством органы и структуры:
Министерство экономики Республики Марий Эл;
Марийское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства;
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл;
органы местного самоуправления.
В Республике Марий Эл существуют элементы структуры поддержки предпринимательства: учебные центры, региональный инновационный центр, бизнес - инкубаторы, технопарк. Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл, общественные организации предпринимателей. Для формирования системы государственной и общественной поддержки предпринимательства необходимо создание органа исполнительной власти, осуществляющего координацию, выработку стратегии и тактики реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Формы содействия развитию малого предпринимательства
К числу основных форм содействия развитию малого предпринимательства относятся кредитно-финансовая поддержка, налоговое стимулирование приоритетных видов деятельности, развитие информационно-консультативной и обучающей инфраструктуры, помощь во внедрении инноваций.
Несмотря на огромный внутренний потенциал, основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в Республике Марий Эл, являются: несовершенство законодательной базы, административные барьеры при регистрации предприятий, финансово-кредитные барьеры, чрезмерное администрирование и неупорядоченность при осуществлении контроля со стороны государственных структур за деятельностью малого бизнеса, существующая система налогообложения.
Настоящая Программа предусматривает мероприятия по устранению существующих барьеров и способствует дальнейшему развитию малого предпринимательства, рыночной структуры экономики, налогооблагаемой базы и созданию новых рабочих мест.
Основные разделы программы
I. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
Целью данного раздела является совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения поддержки и развития малого предпринимательства в республике (таблица 4), предусматривающего:
реализацию преимущественно приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства;
необходимость упрощения долговременных и дорогостоящих "разрешительных" процедур, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства (государственная регистрация, лицензирование и т.п.);
сохранение преемственности с ранее изданными правовыми актами и недопущение положений, потенциально усложняющих или ухудшающих ситуацию для малого предпринимательства.
Таблица 4
к Республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2000-2001 годы
Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
Мероприятия | Срок испол- нения, год |
Объем финансирования в тыс. рублей |
Исполни- нитель |
|||
2000 год | 2001 год | |||||
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
|||
1. Развитие лизинга для малых предприятий 1.1. Первый этап - зак- лючение агентского сог- лашения с лизинговой компанией и отработка механизма предоставле- ния лизинговых услуг 1.2. Второй этап-прове- дение мониторинга про- мышленных предприятий Республики Марий Эл с целью выявления неза- действованного оборудо- вания и разработка ме- ханизма передачи этого оборудования в лизинг 1.2.1. Разработка меха- низма передачи в лизинг оборудования, произво- димого предприятиями Республики Марий Эл 1.3. Третий этап - соз- дание лизинговой компа- нии 2. Создание системы га- рантий для малых пред- приятий 2.1. Разработка меха- низма предоставления гарантий финансово-кре- дитным учреждениям для малых предприятий 2.2. Образование гаран- тийного фонда малого предпринимательства 3. Формирование меха- низмов и структур взаимного финансирова- ния предпринимателей 3.1. Разработка меха- низмов осуществления деятельности структур микрокредитования, вза- имного кредитования и страхования малых предприятий и частных предпринимателей 3.2. Формирование структур микрокредито- вания и взаимного кре- дитования, в том числе: кредитных потребитель- ских кооперативов; обществ взаимного кре- дитования и страхова- ния; касс взаимопомощи 4. Разработка новых мехинизмов привлечения инвестиций и ресурсов для малого предпринима- тельства 4.1. Разработка положе- ния о привлечении средств населения в ма- лое предпринимательство 4.2. Разработка органи- зационно-правовых мате- риалов по выпуску и ре- ализации акций 4.3. Разработка доку- ментов, регламентирую- щих условия создания и деятельности холдинго- вых временных творчес- ких компаний 4.4. Разработка меха- низма привлечения ре- сурсов промышленных предприятий в малое предпринимательство 4.5. Создание банка данных сырьевых ресур- сов 4.6. Создание банка данных технологических ресурсов промышленных предприятий 4.7. Проведение монито- ринга факторов социаль- ноэкономической напря- женности и привлечение малых предприятий к ее снижению 4.8. Проведение монито- ринга экологической обстановки в Республике Марий Эл и привлечение малых предприятий к ее улучшению 5. Развитие франчайзин- га 5.1. Изучение опыта применения франчайзинга 5.2. Популяризация опы- та использования систе- мы франчайзинга для ма- лых предприятий 6. Обеспечение участия субъектов малого предп- ринимательства в госу- дарственных и муници- пальных заказах Итого |
2000- 2001 2000 2000 2000 2001 2000- 2001 2000 2000 2001 2000- 2001 2000 2000- 2001 2000- 2001 2000- 2001 2000- 2001 2000- 2001 |
200 200 300 300 20 520 |
200 200 300 300 20 520 |
1200 200 1000 400 400 20 1620 |
1200 200 1000 400 400 20 1620 |
РФПМП, Минфин, Минсель- хозпрод Минпром- транс, Минторг, Минстрой, ТПП РФПМП, Минфин Мингос- имущество Минэконо- мики, Минпром- транс РФПМП, ТПП Минэконо- мики, Минфин, Минторг, Минпром- транс, Минстрой РФПМП, ТПП Минэконо- мики, Минфин, РФПМП Минэко- номики, Минфин, Мингос- имущество, РФПМП, админи- страции городов и районов Минэконо- номики, Мингос- имущество, РФПМП, админи- страции- городов и районов Минэконо- мики, Мингос- имущество, РФПМП, админи- страции городов и районов Минэконо- мики, РФПМП, МРОО Минэконо- мики, РФПМП РФПМП, МРОО ОАО "МРИЦ", Минэконо- мики, МТУ МАП России ОАО "МРИЦ" ОАО "МРИЦ", Минэконо- мики ОАО "МРИЦ", Минэконо- мики, Минпром- транс, Минстрой Департа- мент "Леспром- топэнер- го", Госком- пищепром Марком- природре- сурсы Минпром- транс, Минстрой, Депарра- мент "Лес- промтоп- энерго", Госкомпи- щепром, ТПП Минсоц- защиты, Минэконо- мики, ОАО "МРИЦ" Минэко- логии, ОАО "МРИЦ" МТУ МАП России, ТПП, СМИ, МРОО, РФПМП МТУ МАП России, ТПП, СМИ, МРОО, РФПМП МТУ МАП России, ТПП, СМИ, МРОО, РФПМП Минэконо- мики, МТУ МАП России, Минпром- транс, Минздрав, Минсоцза- щиты и труда, Минобра- зование |
II. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий
Данный раздел предусматривает внедрение новых и совершенствование существующих механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. Малые предприятия республики имеют ограниченный доступ к финансовым ресурсам, который обусловлен:
недостаточностью собственных средств для предоставления
гарантий финансовым учреждениям, особенно на этапе становления малых предприятий;
отсутствием кредитной истории малых предприятий;
высокими ставками процентов за пользование денежными средствами;
длительной процедурой оформления банковского кредита.
С целью оказания финансовой поддержки малым предприятиям предполагается осуществление комплекса мер:
1. Поэтапное создание структуры, осуществляющей предоставление в лизинг оборудования, автотранспорта, оргтехники и т. п.
2. Разработка механизмов осуществления и формирования структур микрокредитования малых предприятий, включающих кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и страхования малых предприятий, кассы взаимопомощи предпринимателей.
3. Создание, в том числе с участием малых предприятий, гарантийного фонда для предоставления гарантий финансово-кредитным учреждениям.
4. Организация и проведение конкурсного отбора инвестиционных проектов малых предприятий.
5. Определение порядка участия малых предприятий в исполнении государственного заказа.
6. Привлечение средств на развитие малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства из внебюджетных источников.
7. Разработка новых механизмов привлечения инвестиций и ресурсов для малого предпринимательства, включающая:
привлечение средств населения для инвестиций в малое предпринимательство и механизм защиты этих средств;
привлечение технологических и кадровых ресурсов промышленных предприятий республики;
привлечение малых предприятий к решению задач по снижению социально-экономической напряженности;
привлечение малых предприятий к разработке и использованию сырьевых ресурсов.
8. Популяризация системы франчайзинга для малых предприятий.
Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий представлено в таблице 5.
Таблица 5
государственной поддержки
малого предпринимательства в
Республике Марий Эл
на 2000-2001 годы
Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий
Мероприятия | Срок испол- нения, год |
Объем финансирования в тыс. рублей |
Исполни- нитель |
|||
2000 год | 2001 год | |||||
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
|||
1.Развитие лизинга для малых предприятий 1.1. Первый этап - зак- лючение агентского сог- лашения с лизинговой компанией и отработка механизма предоставле- ния лизинговых услуг 1.2. Второй этап-прове- дение мониторинга про- мышленных предприятий Республики Марий Эл с целью выявления неза- действованного оборудо- вания и разработка ме- ханизма передачи этого оборудования в лизинг 1.2.1. Разработка меха- низма передачи в лизинг оборудования, произво- димого предприятиями Республики Марий Эл 1.3. Третий этап - соз- дание лизинговой компа- нии 2. Создание системы га- рантий для малых пред- приятий 2.1. Разработка меха- низма предоставления гарантий финансово-кре- дитным учреждениям для малых предприятий 2.2. Образование гаран- тийного фонда малого предпринимательства 3. Формирование меха- низмов и структур вза- имного финансирования предпринимателей 3.1. Разработка меха- низмов осуществления деятельности структур микрокредитования, вза- имного кредитования и страхования малых предприятий и частных предпринимателей 3.2. Формирование структур микрокредито- вания и взаимного кре- дитования, в том числе: кредитных потребитель- ских кооперативов; обществ взаимного кре- дитования и страхова- ния; касс взаимопомощи 4. Разработка новых механимов для привле- чения инвесиций и ресурсов для малого предпринимательства 4.1. Разработка положе- ния о привлечении средств населения в ма- лое предпринимательство 4.2. Разработка органи- зационно-правовых мате- риалов по выпуску и ре- ализации акций 4.3. Разработка доку- ментов, регламентирую- щих условия создания и деятельности холдинго- вых временных творчес- ких компаний 4.4. Разработка меха- низма привлечения ре- сурсов промышленных предприятий в малое предпринимательство 4.5. Создание банка данных сырьевых ресур- сов 4.6. Создание банка данных технологических ресурсов промышленных предприятий 4.7. Проведение монито- ринга факторов социаль- ноэкономической напря- женности и привлечение малых предприятий к ее снижению 4.8. Проведение монито- ринга экологической обстановки в Республике Марий Эл и привлечение малых предприятий к ее улучшению 5. Развитие франчайзин- га 5.1. Изучение опыта применения франчайзинга 5.2. Популяризация опы- та использования систе- мы франчайзинга для ма- лых предприятий 6. Обеспечение участия субъектов малого предп- ринимательства в госу- дарственных и муници- пальных заказах Итого |
2000- 2001 2000 2000 2000 2001 2000- 2001 2000 2000 2001 2000- 2001 2000 2000- 2001 2000- 2001 2000- 2001 2000- 2001 2000- 2001 |
200 200 300 300 20 520 |
200 200 300 300 20 520 |
1200 200 1000 400 400 20 1620 |
1200 200 1000 400 400 20 1620 |
РФПМП, Минфин, Минсель- хозпрод, Минпром- транс, Минторг, Минстрой, ТПП РФПМП, Минфин Мингосиму- щество, Минэконо- мики, Минпром- транс, РФПМП, ТПП Минэконо- мики, Минфин, Минторг, Минпром- транс, Минстрой, РФПМП, ТПП Минэко- номики, Минфин, РФПМП Минэконо- мики, Минфин, Мингос- имущество, РФПМП, админи- страции городов и районов Минэконо- мики, Мингос- имущество, РФПМП, админи- страции городов и районов Минэконо- мики, Мингос- имущество, РФПМП, админи- страции городов и районов Минэко- номики, РФПМП, МРОО Минэко- номики, РФПМП РФПМП, МРОО ОАО "МРИЦ", Минэко- номики, МТУ МАП России ОАО "МРИЦ" ОАО "МРИЦ", Минэко- номики ОАО "МРИЦ", Минэко- номики, Минпром- ромтранс, Минстрой, Департа- мент "Леспром- топэнер- го", Гос- компище- пром Марком- природре- сурсы Минпром- транс, Минстрой, Департа- мент "Леспром- топэнер- го", Госкомпи- щепром, ТПП Минсоц- защиты, Минэко- номики, ОАО "МРИЦ" Минэко- логии, ОАО "МРИЦ" МТУ МАП России, ТПП, СМИ, МРОО, РФПМП МТУ МАП России, ТПП, СМИ, МРОО, РФПМП МТУ МАП России, ТПП, СМИ, МРОО, РФПМП Минэко- номики, МТУ МАП России, Минпром- транс, Минздрав, Минсоц- защиты и труда Минобра- зование |
III. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства
В соответствии с концепцией социально-экономического развития Республики Марий Эл (Кислицын В.А., Кураков Л.П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл. М.: Изд. Пресс-сервис, 1997) и Постановлением Попечительского совета Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства от 22 сентября 1999 г. N 2-99/3 приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в Республике Марий Эл на период 2000-2001 гг. определены:
развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и сельскохозяйственной переработке;
развитие малого промышленного производства (в том числе легкой промышленности) и производства импортозамещающих товаров народного потребления;
развитие малых форм предприятий в инновационной сфере, в том числе на базе привлекаемых высоких технологий;
развитие малых форм предприятий по глубокой переработке природных ресурсов;
развитие малой строительной индустрии;
развитие системы быстрого питания и современной сферы услуг;
развитие информационных систем обеспечения малого предпринимательства;
развитие малого предпринимательства в сфере ремесел и народных промыслов.
Развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и сельскохозяйственной переработке
Развитие аграрного сектора экономики имеет важное значение для социально-экономического развития республики. Сельскохозяйственное производство, в котором занята существенная доля экономически активного населения, составляет основу экономики республики. В ходе проводимой реформы агропромышленного комплекса сформировались основы многоукладной экономики и определенные предпосылки для рыночных отношений. В этой связи возрастает роль мелкотоварного производства, обуславливая развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и сельскохозяйственной переработке. В целях развития данного направления предусматривается:
обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности фермерского сектора как составной части многоукладной аграрной экономики. Для этого предполагается создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий и эффективных стимулов для развития крестьянских (фермерских) хозяйств с широким использованием современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, содержания животных, переработки продукции, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на рынке за счет снижения себестоимости и повышения качества продукции;
развитие предприятий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции для обеспечения производства высококачественных продуктов питания, удовлетворяющих потребности населения по объему, качеству и ценам, что предполагается достигнуть за счет создания благоприятных организационных и экономических условий для деятельности предприятий по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшая индустриализация сельского хозяйства и превращение агропромышленного комплекса в высокоразвитый сектор экономики республики с эффективной системой хозяйствования, основанной на органичном сочетании функционирования субъектов различных форм собственности, предполагает усиление взаимодействия и кооперирования крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
Основные направления развития кооперации крестьянских хозяйств:
совместное использование техники и обработки земли, ведение животноводства;
переработка, хранение и сбыт продукции;
материально-техническое обеспечение;
инженерно-технологическое обслуживание;
кредитование и страхование.
Развитие малого промышленного производства (в том числе в легкой промышленности) и товаров народного потребления
Развитие малого промышленного производства вызвано необходимостью изготовления небольших партий продукции, ассортимент и номенклатура которой постоянно обновляются, возможностью использования специфических, небольших источников сырья и материалов.
Целью развития данного направления является смещение центра тяжести деятельности малого предпринимательства в сторону производственной деятельности, главным образом развития малых промышленных предприятий, расширение производства импортозамещающей продукции.
Меры государственной поддержки предполагается сконцентрировать на привлечении инвестиционных ресурсов для реализации предпринимательских проектов в производственной сфере, в том числе в легкой промышленности, товаров народного потребления, создания системы гарантированного участия малых предприятий в реализации государственных заказов, организации доступа малых предприятий к незагруженным мощностям и неиспользуемым площадям крупных и средних предприятий.
Развитие малых форм предприятий в инновационной сфере, в том числе на базе привлекаемых высоких технологий
Целью данного раздела является активизация государственных усилий по поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, формирование новых сегментов рынка в высокотехнологичных отраслях и научно-технической сфере, повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Поддержка инновационной деятельности связана с освоением малыми предприятиями передовых технологий производственного характера. Привлечение новейших технологий в предпринимательскую практику позволяет постоянно формировать новые рыночные ниши взамен отмирающих.
Предусматривается также поддержка специализированных инновационных малых предприятий.
Развитие малых форм предприятий по глубокой переработке природных ресурсов
С целью более активного использования собственных природных ресурсов республики предусматривается развитие малого предпринимательства в сфере глубокой переработки природных ресурсов.
Более 50% площади Республики Марий Эл занимают леса. Для переориентации лесоперерабатывающей отрасли промышленности на выпуск конкурентоспособной продукции предусматривается развитие малых форм предприятий по созданию единой технологической цепи от добычи древесины, глубокой переработки и до ее реализации. Создание необходимых условий для развития малых предприятий по полной переработке древесины с применением новой техники и технологии позволит повысить отдачу от лесного комплекса республики.
Важнейшим направлением является и развитие малых предприятий по заготовке и переработке не древесных ресурсов леса, имеющиеся запасы которых дают возможность сделать реализацию продукции переработки населению одним из основных источников доходов предприятий лесного комплекса.
В республике имеются запасы строительных силикатных песков, кирпичных и керамзитовых глин, карбонатных пород для производства щебня, цемента, муки для известкования почв и строительной извести.
Разведаны запасы торфа для производства брикетов и удобрений, сапропеля для улучшения плодородных почв, пресных вод, минеральных вод и рассолов, имеются месторождения карбонатных пород.
Значительный экономический потенциал представляют водные ресурсы республики, которые можно использовать для решения энергетических и продовольственных проблем. С целью создания экологически чистого производства для обеспечения потребности рынка в столовой и лечебной минеральной воде предусматривается организация производства по ее розливу.
Для удовлетворения нужд агропромышленного комплекса республики в минерально-органических удобрениях и кормовых добавках планируется использовать сапропель, который по своим минеральным свойствам позволяет значительно улучшать структуру почвы, а по содержанию макро- и микроэлементов, азотосодержащих и белковых веществ способен влиять на привес животных и частично заменять комбикорма.
Одна из целей Программы - широкое привлечение малого предпринимательства к освоению и глубокой переработке природных ресурсов республики.
Основными задачами органов управления республики в достижении этой цели должны являться:
содействие оснащению, малых предприятий высокоэффективным технологическим оборудованием;
предоставление малым предприятиям производственных площадей и содействие их реконструкции;
проведение целенаправленной политики по разработке и производству малыми предприятиями импортозамещающих видов продукции.
Реализация данных мероприятий позволит создать условия для развития малого предпринимательства, повышения технического уровня производства и качества продукции.
Развитие малой строительной индустрии
Основной задачей дальнейшего развития строительного комплекса определено ускоренное развитие промышленности строительных материалов с преимущественным использованием местных видов сырья.
Основными направлениями развития промышленности строительных материалов определены:
производство вяжущих строительных материалов (строительный гипс, цемент, известь и др.);
производство стеновых материалов (кирпич, гипсовые, гипсоволокнистые, гипсостружечные, гипсокартонные плиты и др.);
производство теплоизоляционных строительных материалов (минеральная или стеклянная вата, изделия из пенобетона, кровельный материал, строительное стекло и др.);
развитие производства машин, оборудования, оснастки и инструментов для строительной индустрии и промышленности строительных материалов.
Малая строительная индустрия республики представлена предприятиями по производству железобетонных изделий, кирпича, асфальтобетонных смесей и других строительных материалов.
Дальнейшее развитие и стимулирование малой строительной индустрии предусматривается осуществить за счет разработки и реализации комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в промышленности строительных материалов.
Развитие системы быстрого питания и современной сферы услуг
Развитие малого предпринимательства в системе быстрого питания предусматривает создание полного технологического цикла изготовления продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности. Учитывая высокую капиталоемкость данной системы и нецелесообразность ее создания от нулевого цикла строительства, предполагается привязка деятельности малых предприятий к крупному действующему в городе предприятию общественного питания с цеховым делением и полным циклом производства кулинарной продукции и кондитерских изделий. Это предприятие дооснащается недостающим оборудованием, а сеть заготовочных малых предприятий развивается в приспособленных, высвобождающихся помещениях и частично во вновь построенных павильонах промышленного изготовления в различных районах города с высокой концентрацией населения.
Развитие системы быстрого питания предусматривает:
производство полуфабрикатов высокой степени готовности (быстрозамороженных) и кулинарных изделий быстрого приготовления;
реализацию продукции в оживленных местах города и на транспортных магистралях республики, рыночных площадях, вокзалах;
возможность создания такой сети питания на промышленных предприятиях, учебных заведениях, общежитиях, учреждениях.
Развитие сети таких предприятий создаст предпосылки для организации рабочих мест, обеспечит возможность предоставления полноценного питания населению.
Одной из наиболее динамично развивающихся сфер услуг в Республике Марий Эл в настоящее время является туризм.
Основными компонентами, определяющими спрос на рынке туристических услуг, являются: уровень услуг средств размещения (гостиницы, пансионаты, турбазы, дома и базы отдыха), уровень технологий туристического обслуживания и информационных технологий, эффективность работы маркетинговых служб (маркетинг мест отдыха).
Программой предусматривается активизация государственных усилий по поддержке субъектов малого предпринимательства в сфере туризма с целью формирования рынка туристических услуг на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе предприятий и организаций данной сферы.
Формирование современного туристического комплекса в Республике Марий Эл решает задачи увеличения доходов в республиканский бюджет, создания новых рабочих мест, стимулирует развитие торговли, народных промыслов и ремесел.
Развитие информационных систем обеспечения малого предпринимательства
Задачей данного раздела Программы является обеспечение доступа малых предприятий к комплексным информационным системам, развитие которых позволит решить следующие проблемы:
получение информации о перспективных направлениях развития бизнеса в республике;
получение информации о рынках товаров и услуг за пределами республики;
доведение до других регионов информации о республиканском рынке товаров и услуг;
получение информации о возможности привлечения инвесторов для расширения бизнеса;
подготовка методической и справочной литературы по проблемам малого предпринимательства.
Для решения этой задачи предусматривается создание:
1. Марийского республиканского агентства малого и среднего бизнеса (далее - МРА) как регионального отделения Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса.
Функции МРА - предоставление предпринимателям консультаций и услуг по вопросам:
выбора бизнеса;
регистрации, сертификации и лицензирования предпринимательской деятельности;
подготовки учредительных документов;
инвестиций и инвесторов;
оказания методической и консультационной помощи.
2. Межрегионального маркетингового центра (далее - ММЦ Марий Эл - Москва) с участием Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства, ЗАО "ММЦ Москва" и ООО Центр информационных технологий "Телеком Софт" (далее - ЦИТ "Телеком Софт")
Функции ММЦ - предоставление предпринимателям следующих услуг:
продвижение продукции, произведенной в республике, на российский и зарубежный рынки;
поиск необходимых товаров за пределами республики;
предоставление достоверной информации о рынках товаров и услуг в регионах, вошедших в систему ММЦ (более половины регионов Российской Федерации, Украина, Республика Белоруссия, страны Балтии, Германия).
Развитие малого предпринимательства в сфере ремесел и народных промыслов
Приоритетность этого направления определяется необходимостью создания сети малых предприятий по возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел как части многонациональной культуры Республики Марий Эл. Огромные ресурсы, благоприятные природные условия и творческий потенциал способствуют развитию малого предпринимательства в сфере художественных промыслов и ремесел, как в форме единоличного владения, так и владения промыслом на началах партнерства.
Реализация данного направления позволит решить задачу более полного насыщения потребительского рынка республики необходимыми товарами, эффективно использовать природные и вторичные сырьевые ресурсы (учитывая, что некоторые природные ресурсы могут быть освоены только ремесленным трудом), создать прочную основу для формирования конкурентной среды.
Данный раздел предполагает разработку мер по поддержке предпринимательства в сфере ремесел и народных художественных промыслов, основывающихся на возрождении местных традиций и восстановлении утраченных ремесленных навыков.
Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства представлена в таблице 6.
Таблица 6
государственной поддержки
малого предпринимательства в
Республике Марий Эл
на 2000-2001 годы
Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства
Мероприятия | Срок испол- нения, год |
Объем финансирования в тыс. рублей |
Исполни- нитель |
|||
2000 год | 2001 год | |||||
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
|||
1. Проведение комплекс- ного анализа по разви- тию кооперации кресть- янских хозяйств, подго- товка предложений по дальнейшему их развитию 2. Разработка комплекса мер по осуществлению и развитию непрерывного технологического про- цесса производства сырья, его переработки и выпуска готовой про- дукции малыми предприя- тиями перерабатывающей отрасли 3. Разработка комплекса мероприятий по совер- шенствованию системы взаимоотношений, коопе- рации субъектов малого предпринимательства с крупными и средними предприятиями Республи- ки Марий Эл 4. Определение потреб- ности субъектов малого предпринимательства в технологическом обору- довании и подготовка предложений по органи- зации централизованного заказа на его приобре- тение (изготовление) на оптимальных, приемлемых условиях 5. Разработка комплекса мер по поддержке и сти- мулированию малого предпринимательства в строительной индустрии и промышленности строй- материалов 6. Формирование банка данных неиспользуемого оборудования, произ- водственных площадей крупных и средних предприятий с использо- ванием его для передачи субъектам малого предп- ринимательства 7. Разработка комплекса мер по созданию условий для развития малых форм предприятий по глубокой переработке древесины, в том числе низкосорт- ной древесины и отхо- дов, и производству го- товой продукции 8. Разработка концепции развития малого предп- ринимательства в сфере туристического сервиса 9. Создание Националь- ного центра декоратив- ноприкладного творчест- ва, художественных про- мыслов и ремесел 10. Создание Союза мас- теров декоративно-прик- ладного творчества, ху- дожественных промыслов и ремесел 11. Создание на базе РФПМП регионального агентства малого и среднего бизнеса 12. Создание Межрегио- нального маркетингового центра 13. Разработка комплек- са мер по созданию и развитию системы быст- рого питания в Респуб- лике Марий Эл Итого |
2000 2000 2000- 2001 2000 2000 2000 2000 2000 2001 2000 2000 2000 2001 |
100 100 200 |
100 100 200 |
200 100 300 600 |
100 100 300 500 |
Минсель- хозпрод, АККОР Госкомпи- щепром, Минсель- хозпрод Минэко- номики, Минпром- транс, Минстрой, Департа- мент "Леспром- топэнер- го" РФПМП, Минпром- транс, Минэко- номики Минстрой Мингос- имущест- во, Мин- промранс, РФПМП Департа- мент "Леспром- топэнерго" Минспорт Минкуль- туры, Мингосиму- щество Минкуль- туры, Республи- канский центр народного творчества РФПМП РФПМП, ООО ЦИТ "Телеком Софт" Минторг |
IV. Формирование целостной системы государственной поддержки малого предпринимательства и инфраструктуры на республиканском и местном уровне
Задачи государственной поддержки предпринимательства, в том числе малого бизнеса в республике, призваны решать государственные и уполномоченные государством органы:
Министерство экономики Республики Марий Эл;
Марийское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства;
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл;
органы местного самоуправления.
В Республике Марий Эл существуют элементы структуры поддержки предпринимательства: учебные центры, региональный инновационный центр, бизнес - инкубаторы, технопарк, Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл, общественные организации предпринимателей.
Каждый из перечисленных органов решает задачи поддержки малого предпринимательства в пределах своих полномочий. Для формирования системы государственной и общественной поддержки предпринимательства необходимо создание органа исполнительной власти, осуществляющего выработку стратегии и тактики, координацию и контроль за реализацией государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Для решения этих задач предусматривается:
1. Создать при Правительстве Республики Марий Эл координационный совет по, развитию малого предпринимательства, осуществляющий координацию действий всех государственных структур по поддержке малого предпринимательства и определяющий приоритетные направления развития малого предпринимательства.
2. Создать республиканский орган исполнительной власти, отвечающий за проведение государственной политики по поддержке малого предпринимательства и координирующий деятельность существующих и вновь создаваемых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
3. Определить Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства в качестве финансового инструмента, аккумулирующего средства из различных источников (включая республиканский бюджет) для поддержки малого предпринимательства в республике.
4. Определить в качестве головных исполнителей соответствующих частей Программы:
Марийское региональное агентство по развитию предпринимательства - консультационные услуги;
Межрегиональный маркетинговый центр Марий Эл - Москва - информационные услуги;
УМЦ "Лидер" - бизнес-обучение и бизнес-инкубирование;
Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства - финансово-кредитная, имущественная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства, бизнес-планирование;
Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл - представление интересов малого предпринимательства.
5. Осуществление финансирования головных исполнителей предусматривается из средств Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства по решению его Попечительского совета.
6. Осуществление финансирования УМЦ "Лидер" по бизнесобучению безработных граждан предусматривается из средств Фонда занятости.
Формирование целостной системы государственной поддержки малого предпринимательства и инфраструктуры на республиканском и местном уровнях представлено в таблице 7.
Таблица 7
государственной поддержки
малого предпринимательства в
Республике Марий Эл
на 2000-2001 годы
Формирование целостной системы государственной поддержки малого предпринимательства и инфраструктуры на республиканском и местном уровнях
Мероприятия | Срок испол- нения, год |
Объем финансирования в тыс. рублей |
Исполни- нитель |
|||
2000 год | 2001 год | |||||
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
|||
Создание координацион- ного совета по развитию малого предприниматель- ства Внесение предложений по созданию республиканс- кого органа исполни- тельной власти Укрепление и развитие материальной базы биз- нес инкубатора УМЦ "Ли- дер" Укрепление и развитие материальной базы тех- нопарка МарГТУ Итого |
2000 2000 2000- 2001 2000- 2001 |
50 50 100 |
400 50 450 |
50 50 100 |
400 50 450 |
Правитель- ство Рес- публики Марий Эл, МТУ МАП России Минэконо- мики Минэконо- мики, РФПМП, ДФГСЗН по Республи- ке Марий Эл, УМЦ "Лидер" Минэко- номики, РФПМП, Технопарк МарГТУ |
V. Формирование системы обучения предпринимательству
В республике накоплен определенный опыт в области подготовки кадров для малого предпринимательства.
Практика показывает, что развитие малого предпринимательства в Республике Марий Эл в значительной степени сдерживается:
отсутствием позитивного отношения в обществе к предпринимательской деятельности;
недостаточностью уровня подготовки кадров, от деятельности которых зависит состояние малого предпринимательства в республике;
недостатком специалистов для малого бизнеса;
недостатком преподавателей, владеющих современными обучающими технологиями.
Создание системы обучения предпринимательству предусматривает:
подготовку и переподготовку служащих государственных и уполномоченных государством органов, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства в республике;
подготовку и переподготовку кадров для малого предпринимательства;
подготовку и переподготовку преподавателей, работающих в системе обучения предпринимательству.
Система обучения предпринимательству включает:
программное, методическое, научное аналитическое обеспечение учебного процесса;
организацию, проведение и контроль учебного процесса;
адаптацию предпринимателей к рыночным условиям, психологическую поддержку и сопровождение обучаемых на всех стадиях учебного процесса;
развитие системы бизнес-инкубирования, как специфической формы учебного процесса, когда объектом обучения является не отдельно взятый предприниматель, а малое предприятие (фирма);
содействие трудоустройству специалистов для малого бизнеса.
Реализация данных мероприятий позволит создать условия для удовлетворения потребности в высококвалифицированных кадрах для малого предпринимательства.
Формирование системы обучения предпринимательству представлено в таблице 8.
Таблица 8
государственной поддержки
малого предпринимательства в
Республике Марий Эл
на 2000-2001 годы
Формирование системы обучения предпринимательству
Мероприятия | Срок испол- нения, год |
Объем финансирования в тыс. рублей |
Исполни- нитель |
|||
2000 год | 2001 год | |||||
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
Респуб- ликан- ский бюджет |
Другие источ- ники |
|||
1. Разработка и реали- зация комплекса мер по формированию позитивно- го отношения общества к предпринимательской де- ятельности 2. Формирование заказа на подготовку и пере- подготовку государс- твенных служащих, ра- ботников малых предпри- ятий, преподавательских кадров и консультантов по основным направлени- ям предпринимательства 3. Формирование заказа на подготовку и пере- подготовку безработных граждан для сферы мало- го бизнеса 4. Подготовка и пере- подготовка государс- твенных служащих и кон- сультантов по направле- ниям предпринимательст- ва 5. Подготовка и пере- подготовка безработных граждан для сферы мало- го бизнеса 6. Подготовка препода- вателей для системы обучения предпринима- тельству 7. Обучение молодежи предпринимательству 8. Проведение краткос- рочных курсов, стажиро- вок, семинаров по повы- шению квалификации пре- подавателей 9. Разработка и авторс- кое сопровождение учеб- нопрограммной докумен- тации по малому предп- ринимательству 10. Разработка учеб- но-методической доку- ментации для обеспече- ния учебного процесса 11. Формирование и обеспечение деятельнос- ти системы социаль- но-профессиональной адаптации предпринима- телей к условиям рынка Итого |
2000- 2001 2000 2000- 2001 2000- 2001 2000 2001 2000- 2001 2000 2001 2000 2001 2000 2000 2001 2000 |
50 50 50 10 160 |
300 200 300 100 50 50 50 50 50 1150 |
50 50 50 10 160 |
300 200 300 100 50 50 50 50 50 1150 |
Минэконо- мики, МТУ МАП России, РФПМП, УМЦ "Ли- дер", МРОО, СМИ Минэконо- мики, Минобра- зование, Минэколо- гии, отрасле- вые минис- терства, УМЦ "Лидер", МРОО, ад- министра- ции горо- дов и районов Минэконо- мики, ДФГСЗН по Рес- публике Марий Эл, УМЦ "Лидер" УМЦ "Лидер", учебные учрежде- ния рес- публики ДФГСЗН по Республи- ке Марий Эл, УМЦ "Лидер" Минобра- зование, УМЦ "Лидер" Минобра- зование, Госкомо- лодежи, УМЦ "Лидер" Минобра- зование, УМЦ "Лидер" Минобра- зование, Минобра- зование, УМЦ "Лидер" УМЦ "Лидер" |
VI. Механизм реализации Программы
Программа направлена на создание условий государственной поддержки малого предпринимательства преимущественно в приоритетных отраслях экономики Республики Марий Эл путем совершенствования нормативно-правовой базы, создания гибкого финансово-кредитного и инвестиционного механизма, системы информационного и кадрового обеспечения, становления и развития объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущих к достижению намеченных целей. Механизм реализации Программы предполагает его дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий.
Контрольные функции и координацию деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных организаций по выполнению мероприятий Программы осуществляет Министерство экономики Республики Марий Эл.
Оценка ожидаемой эффективности
В результате реализации Программы должны быть созданы условия дальнейшего развития малого предпринимательства в республике, обеспечен рост числа малых предприятий и новых рабочих мест, должна существенно повыситься насыщенность потребительского рынка Республики Марий Эл качественными товарами и услугами.
Инвестиционные предложения малых предприятий Республики Марий Эл
Проект N 1
Реконструкция производства ОАО "Оршанский молочный завод"
Цель проекта: увеличение объемов производства и расширение ассортимента молочной продукции. Расфасовка продукции поточным способом производства
Необходимые инвестиции - 150 тыс. рублей
Срок окупаемости: 1 год
Исполнитель: ОАО "Оршанский молочный завод" Республика Марий Эл, пос. Оршанка, ул. Гагарина, 14
телефон: (241)2-27-27
Руководитель: Дмитриев Иван Михайлович
Проект N 2
Комплекс по оказанию гостиничных услуг
Цель проекта: создание высококлассного объекта по приему и размещению туристов
Необходимые инвестиции - 20 млн. рублей
Срок окупаемости: 4 - 5 лет
Исполнитель: ООО "Влада" г.Йошкар-Ола, пр.Ленина, 58
телефон: 12-22-35, 12-06-97
Руководитель: Власов Александр Иванович.
Проект N 3
Крупорушка (мельница по изготовлению крупяных изделий)
Цель проекта: переработка зерновых культур
Необходимые инвестиции - 450 тыс. рублей
Срок окупаемости: 3 года
Исполнитель: КФХ "Колос" Республика Марий Эл, пос. Новый Торъял, ул. Советская, 32
Руководитель: Егошин Григорий Яковлевич.
Проект N 4
Крупорушка (мельница по изготовлению крупяных изделий)
Цель проекта: переработка зерновых культур
Необходимые инвестиции - 185 тыс. рублей
Срок окупаемости: 3 года
Исполнитель: СХПХ "Трудовик" Республика Марий Эл, Новоторъяльский район, д. Токтар-Сола
телефон: (236) 9-44-71
Руководитель: Блинов Василий Гаврилович.
Проект N 5
Реконструкция цеха по производству фасованной цельномолочной продукции
Цель проекта: расширение объемов и ассортимента фасованной цельномолочной продукции
Необходимые инвестиции - 250 тыс. рублей
Срок окупаемости: 12,5 месяцев
Исполнитель: ОАО "Параньгинский маслозавод" Республика Марий Эл, пос. Параньга
телефон/факс: (239) 4-13-94
Руководитель: Липатников Василий Алексеевич.
Проект N 6
Добыча и переработка сапропеля (донных отложений) с целью производства минеральных органических удобрений и кормовых добавок
Цель проекта: обеспечение рынка экологически чистыми минеральноорганическими удобрениями и кормовыми добавками
Необходимые инвестиции - 1000 тыс. рублей.
Срок окупаемости: 1 год
Исполнитель: ООО "Компания Мерком Интертрейд" 424000 г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, 154
телефон: 55-23-27
Руководитель: Владимиров Юрий Петрович.
Проект N 7
Производство строительно-монтажной пены "Вилан-405"
Цель проекта: производство конкурентоспособного, современного тепло- и звукоизоляционного материала
Необходимые инвестиции - 150 тыс. рублей
Срок окупаемости: 12 месяцев
Исполнитель: МРООБСД "Луч" 424000 г. Йошкар-Ола, ул. К.Маркса, 110, каб. 412
телефон: 63-03-11
Руководитель: Просвиркин Вадим Алексеевич.
Проект N 8
Компактная линия по производству цементно-песчаной плитки и архитектурных облицовочных изделий под мрамор
Цель проекта: производство конкурентоспособных строительных материалов
Необходимые инвестиции - 200 тыс. рублей.
Срок окупаемости: 18-24 месяца
Исполнитель: АООТ "Горномарийский кирпичный завод" Республика Марий Эл, пос. Красногорский
телефон: (232) 7-13-05
Руководитель: Кудря Валерий Владимирович.
Проект N 9
Переработка сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо)
Цель проекта: производство высококачественной молочной, мясной продукции и ее расфасовка
Необходимые инвестиции - 700 тыс. рублей.
Срок окупаемости проекта: 1 год
Исполнитель: ООО "Лум Сем"
Республика Марий Эл, пос. Советский
тел. 63-14-04
Руководитель: Серебряков Владимир Петрович.
Проект N 10
Производство высококачественных изделий на основе дисперсно-упрочненных композиционных материалов
Цель проекта: насыщение рынка высококачественными изделиями
Необходимые инвестиции - 800 тыс. рублей
Срок окупаемости проекта: 1 год
Исполнитель: НПП "Кермет" 424015 г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 41
телефон: 11-42-99
Руководитель: Довыденков Владислав Андреевич.
Проект N 11
Термомассажер
Цель проекта: удовлетворение потребностей рынка в высококачественных, импортозамещающих товарах
Необходимые инвестиции - 80 тыс. рублей
Срок окупаемости: 2 года
Исполнитель: ОАО "МРИЦ" 424003 г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, 37
телефон: 12-55-94
Руководитель: Грачев Александр Сергеевич.
Проект N 12
Оптический театр
Цель проекта: удовлетворение потребностей рынка в высококачественных услугах
Необходимые инвестиции - 2 млн. рублей
Срок окупаемости: 1,5 года
Исполнитель: ОАО "МРИЦ" 424003 г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, 37
телефон: 12-55-94
Руководитель: Попов Иван Иванович.
Проект N 13
Телевизионная антенна
Цель проекта: удовлетворение потребностей рынка в высококачественных, импортозамещающих товарах
Необходимые инвестиции - 60 тыс. рублей
Срок окупаемости: 1,5 года
Исполнитель: ОАО "МРИЦ" 424003 г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, 37
телефон: 12-55-94
Руководитель: Тарасов Николай Петрович.
Проект N 14
Компьютерная технология и комплект оборудования для диагностики физического состояния человека
Цель проекта: создание перспективных средств диагностики человека
Необходимые инвестиции - 40 тыс. рублей
Срок окупаемости: 1,5 года
Исполнитель: ОАО "МРИЦ" 424003 г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, 37
телефон: 12-55-94
Руководитель: Гильмутдинов Тахир Сафеевич.
Проект N 15
Нанесение эмалевого покрытия на металлические изделия
Цель проекта: внедрение современной технологии изготовления упаковки
Необходимые инвестиции - 100 тыс. рублей
Срок окупаемости: 1 год
Исполнитель: ООО "АИР" 424000 г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, 76
телефон: 73-33-21
Руководитель: Сафин Ильдар Ильдусович.
Проект N 16
Разработка программного обеспечения, ориентированного на экспорт в промышленно-развитые страны
Цель проекта: создание конкурентоспособного программного обеспечения
Необходимые инвестиции- 140 тыс. рублей
Срок окупаемости: 1 год
Исполнитель: ООО "Цифровые технологии" 424015 г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 41
телефон: 72-02-12
Руководитель: Трифонов Андрей Валерьевич.
Проект N 17
Производство кровельных материалов
Цель проекта: насыщение рынка новыми кровельными материалами
Необходимые инвестиции - 500 тыс. рублей
Срок окупаемости: 1 год
Исполнитель: ООО "Премьер" 424015 г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 41
телефон: 73-30-72
Руководитель: Зиборев Виктор Гаврилович.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 декабря 1999 г. N 494 "О республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2000-2001 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 февраля 2006 г. N 38 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 мая 2001 г. N 188