В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Временные правила аудиторской деятельности в Республике Марий Эл согласно приложению N 1, Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности согласно приложению N 2, Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности согласно приложению N 3, Положение о независимой аттестационной комиссии согласно приложению N 4.
2. Министерству финансов Республики Марий Эл обеспечить выдачу лицензий на осуществление общего аудита, аудита внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
3. Назначить председателем независимой аттестационной комиссии Республики Марий Эл Свинцова Н.А. - министра финансов Республики Марий Эл, заместителем председателя Сидоркина В.И. - главного контролера-ревизора КРУ Минфина Российской Федерации по Республике Марий Эл, секретарем комиссии - Мухаметгазизову И.А. - начальника отдела рыночных структур Министерства финансов Республики Марий Эл.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на Министерство финансов Республики Марий Эл.
5. Признать постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 апреля 1993 г. N 128 "Об аудиторской деятельности в Республике Марий Эл" утратившим силу.
Первый заместитель
Главы Правительства
Республики Марий Эл |
А.Смирнов |
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 21 сентября 1994 г. N 300
Временные правила
аудиторской деятельности Республики Марий Эл
1. Настоящие Временные правила определяют правовые основы осуществления в Республике Марий Эл аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля.
Временные правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.
2. Для целей настоящих Временных правил под экономическими субъектами понимаются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.
3. Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
4. Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл специально уполномоченными на то государственными органами.
5. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации и Республике Марий Эл.
Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а до его принятия - нормативными актами Правительства Российской Федерации и в части бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений - нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
6. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная - по решению экономического субъекта.
Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов, определенных настоящими Временными правилами.
7. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
штрафа с экономического субъекта в сумме от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50 до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход соответствующего бюджета по принадлежности экономического субъекта.
8. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.
Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.
Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.
9. Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней, деятельности.
Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.
10. Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.
С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.
Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.
В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств соответствующего бюджета с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).
В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проводимой по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств соответствующего бюджета аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.
Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов производятся только за счет средств соответствующего бюджета и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.
11. Аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
б) аудиторскими фирмами:
в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта-заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
12. При проведении аудиторской проверки и составления заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.
13. Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, поучать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 11 настоящих Временных правил;
д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
14. Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл;
б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку:
о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящих Временных правил, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;
о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы). Аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию.
15. Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по поручению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения, проводимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:
понесенные убытки в полном объеме;
расходы на проведение перепроверки;
штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета Республики Марий Эл в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудиторской фирмы.
В рассмотрении дела по указанным искам не могут участвовать судьи принимавшие когда-либо ранее решение о поручении аудиторской проверки данному аудитору (аудиторской фирме).
16. Руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны:
а) создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
17. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, приравнивается к заключению экспертизы.
18. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой:
а) в вводной части указываются:
для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;
для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;
б) в аналитической части указываются:
наименование экономического субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;
результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц;
в) в итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
В случае если экономическим субъектом - заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью.
При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.
Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.
19. Организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Марий Эл осуществляется Министерством финансов республики.
20. Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий, а также порядок получения лицензий и размер лицензионного сбора на осуществление аудиторской деятельности утверждаются Правительством Республики Марий Эл. Состав независимой аттестационной комиссии утверждается министерством финансов республики.
Министерство финансов Республики Марий Эл обеспечивает организационно-методическое руководство лицензированием аудиторской деятельности, периодическую публикацию в печати соответствующих реестров аудиторов и аудиторских фирм Республики Марий Эл.
21. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое, бухгалтерское, финансовое, или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.
Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора единого образца.
Квалификационный аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
Лицо, не прошедшее аттестацию, в месячный срок с момента его уведомления о принятии такого решения вправе обжаловать отказ аттестационной комиссии в выдаче квалификационного аттестата в суд.
22. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании соответствующего заявления с приложением:
а) для аудитора, работающего самостоятельно, - квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной регистрации, копии платежного поручения об уплате лицензионного сбора;
б) для аудиторской фирмы - учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о ее руководителях, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат, копии платежного поручения об уплате лицензионного сбора.
Заявление о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента представления всех предусмотренных в настоящем пункте документов.
23. Лицензии выдаются Министерством финансов Республики Марий Эл на осуществление:
аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
общего аудита (аудита иных экономических субъектов).
24. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности и квалификационные аттестаты могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:
а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;
е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.
25. Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
полученных в результате незаконной деятельности доходов - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;
штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - в доход республиканского бюджета Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
26. Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
27. Аудиторы и аудиторские фирмы несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл при осуществлении аудиторской деятельности. Имущественные споры экономических субъектов и аудиторов (аудиторских фирм) разрешаются судом, арбитражным или третейским судом.
28. Аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и аудиторские фирмы ведут бухгалтерский учет и представляют данные статистической и бухгалтерской отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 21 сентября 1994 г. N 300
Порядок
проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Республике Марий Эл.
2. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности в Республике Марий Эл (далее именуется аттестация) проводится с целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей.
3. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном Законом порядке.
4. Организация проведения аттестации по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляется Министерством финансов Республики Марий Эл.
5. Аттестация проводится на базе научно-методического Центра по бухгалтерскому учету и аудиту, либо иного учебно-методического учреждения определяемого Министерством финансов Республики Марий Эл.
6. Для проведения аттестации Министерство финансов Республики Марий Эл создает независимую аттестационную комиссию, состав которой утверждается Министром финансов Республики Марий Эл.
Функции рабочего аппарата этой комиссии выполняет отдел рыночных структур Министерства финансов Республики Марий Эл.
7. В состав независимой аттестационной комиссии включаются работники Министерства финансов Республики Марий Эл, налоговой службы, ученые и специалисты учебных заведений экономического профиля, специалисты-практики, имеющие большой стаж экономической и бухгалтерской работы.
8. Заседания независимой аттестационной комиссии проводятся по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей членов комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос руководителя комиссии, а при его отсутствии - заместителя руководителя комиссии.
Независимая аттестационная комиссия:
утверждает по представлению учебно-методических Центров порядок проведения квалификационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов;
рассматривает и утверждает результаты квалификационных экзаменов и принимает их на основании решения о выдаче (отказе в выдаче) квалификационного аттестата аудитора.
9. Претендент представляет в Министерство финансов Республики Марий Эл следующие документы:
заявление по форме согласно приложению N 1;
нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) образовании и выписку из трудовой книжки;
две фотографии размером 4 х 6 см;
квитанцию о внесении платы за проведение аттестации.
10. Заявление рассматривается Министерством финансов Республики Марий Эл в срок не превышающий одного месяца с момента представления всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они возвращаются на переоформление.
Решение о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендента не менее чем за 15 дней до намеченной даты проведения.
11. Претендент допускается к квалификационному экзамену при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
Квалификационные экзамены проводятся в письменной форме. Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии.
12. При выявлении фактов представления в соответствующую комиссию недостоверных сведений по ее решению претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.
13. За проведение аттестации взимается плата в 10-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда, которая зачисляется на специальный бюджетный счет Министерства финансов Республики Марий Эл.
В случае отказа претендента от прохождения аттестации (неявки на экзамен), а также при неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.
14. Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на три года. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
15. По истечении срока действия квалификационного аттестата аудитор вправе подать в соответствующую комиссию заявление о его продлении.
16. При получении от аудитора заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата соответствующая комиссия вправе назначить повторную сдачу квалификационного экзамена в случае:
наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;
существенного изменения законодательства Российской Федерации, применяемого при осуществлении аудиторской деятельности.
17. Действие квалификационного аттестата аудитора может быть продлено на срок три года. За продление действия квалификационного аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации.
18. Взамен утерянного (утраченного) квалификационного аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации.
19. Министерство финансов Республики Марий Эл:
- извещает через средства массовой информации о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;
- выдает квалификационные аттестаты аудиторам;
- ведет соответствующие реестры выданных квалификационных аттестатов аудитора.
20. Решение независимой аттестационной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения.
Квалификационные аттестаты, выданные Министерством финансов Республики Марий Эл, действуют только на территории Республики Марий Эл.
Приложение N 1
к Порядку проведения
аттестации на право осуществления
аудиторской деятельности
В _______________________________________
_______________________________________
(наименование комиссии, проводящей
аттестацию)
от ______________________________________
(фамилия, имя, отчество, претендента)
Заявление
Прошу аттестовать меня для получения права на осуществление
аудиторской деятельности в области ______________________________________
(наименование вида аудиторской
_________________________________________________________________________
деятельности)
О себе сообщаю следующие сведения:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(год рождения, число, месяц и место рождения, гражданство)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(паспортные данные: номер, серия, кем и когда выдан)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(образование: учебное заведение, год окончания, специальность по диплому)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(домашний адрес)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(места работы и занимаемые должности в течение последних пяти лет)
_________________________________________________________________________
(лишался когда-либо приговором суда права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью в сфере
финансово-хозяйственных отношений (если да, то когда именно, каким
судом, снята или погашена судимость)
дата личная подпись
Приложение N 2
к Порядку проведения
аттестации на право осуществления
аудиторской деятельности
на специальном бланке
место для
фотографии
Квалификационный аттестат аудитора
N ____________
Решением ________________________________________________________________
(наименование комиссии, проводившей аттестацию)
от ______________ 199___ г. (протокол N ______)
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество аудитора)
предоставляется право осуществления аудиторской деятельности в области
_________________________________________________________________________
(наименование вида аудиторской деятельности)
с ____________ 199___ г. по ____________ 199___ г. включительно.
Руководитель комиссии (подпись)
Печать
Решением ___________________________________________________________
(наименование комиссии, продлившей квалификационный
аттестат аудитора)
от ______________ 199___ г. (протокол N _______) срок действия настоящего
квалификационного аттестата продлен до ____________________ 199_______ г.
включительно.
Руководитель комиссии (подпись)
Дата выдачи Печать
Приложение N 3
к Порядку проведения
аттестации на право осуществления
аудиторской деятельности
на специальном бланке
Лицензия
на осуществление аудиторской деятельности
N ____________
Решением ___________________________________________________________
(наименование комиссии, выдавшей лицензию)
________________________________ от ____________ 199___ года N __________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество аудитора, наименование аудиторской фирмы)
разрешается осуществление аудиторской деятельности в области ____________
_________________________________________________________________________
(наименование вида аудиторской деятельности)
на срок ______ года (лет) с момента выдачи настоящей лицензии.
Внесено в государственный реестр ____________ 199__ года.
Руководитель комиссии (подпись)
Дата выдачи Печать
Приложение N 3
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 21 сентября 1994 г. N 300
Порядок
выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности
1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Республике Марий Эл.
2. Лицензирование аудиторской деятельности проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл к аудиторской деятельности.
3. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности (далее именуется лицензия).
4. Лицензии выдаются отдельно на осуществление:
аудита внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и бирж;
общего аудита (аудита иных экономических субъектов).
Лицензии выдаются по единой форме согласно приложению.
5. Лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита осуществляется Министерством финансов Республики Марий Эл.
6. Лицензии выдаются в соответствии с заявлением аудитора (аудиторской фирмы) на срок от одного года до пяти лет.
За выдачу лицензии с аудиторов и аудиторских фирм взимается сбор, который зачисляется на специальный бюджетный счет Министерства финансов Республики Марий Эл.
Сбор за выдачу лицензий на осуществление аудиторской деятельности сроком на один год с аудиторов и аудиторских фирм устанавливается соответственно в 20-кратном и 100-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда (на дату подачи заявления). При выдаче лицензии на срок более одного года, размер сбора за ее выдачу пропорционально увеличивается.
7. Лицензия выдается аудитору, работающего самостоятельно, или аудиторской фирме на основании соответствующего заявления с приложением:
а) для аудитора, работающего самостоятельно, - нотариально заверенных копий квалификационного аттестата и свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; сведений о месте жительства; квитанций об уплате сбора за выдачу лицензии;
б) для аудиторской фирмы - нотариально заверенных копий учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, копий свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; справки банка либо иных документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда) и его структуру; сведений о ее руководителях, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах; квитанции (платежные поручения) об уплате сбора за выдачу лицензии.
Перечисленные документы представляются в двух экземплярах.
8. Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено в течение 30 дней с даты представления документов.
Решение о выдаче лицензии оформляется протоколом (заключением). Лицензия должна быть выдана в течение недели с момента принятия решения.
9. Министерство финансов Республики Марий Эл может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям Временных правил аудиторской деятельности в Республике Марий Эл, а также настоящего порядка. В этих случаях лицензирующий орган доводит до сведения аудитора (аудиторской фирмы) мотивированный отказ в выдаче лицензии в письменном виде.
Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензий в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
10. По заявлению заинтересованного субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению органов дознания Министерства финансов Республики Марий Эл может назначить проверку качества аудиторской проверки (перепроверку), проводимую собственными силами либо привлеченной аудиторской фирмой за счет средств заинтересованного экономического субъекта или Министерства финансов Республики Марий Эл.
Обнаружение неквалифицированного проведения аудиторской проверки в приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, является основанием для применения к аудитору (аудиторской фирме) мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 сентября 1994 г. N 300 "Об аудиторской деятельности в Республике Марий Эл".
11. Лицензии могут быть аннулированы в случае:
а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;
е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
Аннулирование лицензий по другим основаниям не допускается.
12. Аннулирование лицензии проводится выдавшей ее комиссией, которая в письменном виде сообщает о принятом решении аудитору (аудиторской фирме).
Аудитор (аудиторская фирма) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
13. Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии является основанием для применения к нему мер ответственности, установленных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 сентября 1994 г. N 300 "Об аудиторской деятельности в Республике Марий Эл".
14. Министерство финансов ведет реестр аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию.
В реестр включаются следующие данные:
по аудиторам, работающим самостоятельно, - фамилия, имя, отчество, юридический адрес, расчетный счет, номера средств связи, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов аудитора;
по аудиторским фирмам - наименование фирмы, юридический адрес, номера средств связи, расчетный счет, сведения о структуре уставного капитала (уставного фонда) фирмы и ее учредителях, сведения о руководителях фирмы, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах, (фамилия, имя, отчество, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов).
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны в недельный срок сообщать лицензирующему органу об изменениях в регистрационных данных для внесения уточнений в реестр. Нарушение этого требования рассматривается как представление недостоверных сведений.
15. Сведения о выдаче (аннулировании) лицензий, об аудиторах и аудиторских фирмах, включенных в реестр, публикуются в местных печатных органах Республики Марий Эл.
16. Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудитора (руководителя аудиторской фирмы) может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается сбор в размере 50 процентов от суммы сбора за выдачу лицензии.
17. Лицензия на право заниматься аудиторской деятельностью, выданная Министерством финансов Республики Марий Эл действительна на территории Республики Марий Эл.
Приложение N 4
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 21 сентября 1994 г. N 300
Положение
о независимой аттестационной комиссии Республики Марий Эл
Положение о независимой аттестационной комиссии регулирует порядок осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций независимо от форм собственности на территории Республики Марий Эл.
1. Независимая аттестационная комиссия Республики Марий Эл создана в целях внедрения аудиторских форм контроля осуществления координаций и аудиторов, а также изучения рынка аудиторских услуг.
2. Независимая аттестационная комиссия выполняет следующие функции:
- разработка и утверждение методических рекомендаций по проведению проверок и ревизий;
- прием экзаменов и выдача заключений на право заниматься аудиторской деятельностью;
- определение перечня вопросов, по которым сдаются экзамены;
- рассмотрение споров между аудиторами и их заказчиками по вопросам качества проведенных проверок.
3. Независимая аттестационная комиссия организует при необходимости экспертизу проведенной проверки, имеет право запрашивать у ревизуемых предприятий и организаций материалы по вопросам, относящимся к аудиторской деятельности.
4. Председатель независимой аттестационной комиссии, его заместитель и секретарь утверждаются постановлением Правительства Республики Марий Эл.
5. В состав Независимой аттестационной комиссии привлекаются специалисты финансовых и банковских органов, налоговых служб, бухгалтеров предприятий и организаций, юристы и другие специалисты.
Состав комиссии утверждается приказом министра финансов Республики Марий Эл.
6. Работа Независимой аттестационной комиссии осуществляется на платной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 сентября 1994 г. N 300 "Об аудиторской деятельности в Республике Марий Эл"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 июля 2003 г. N 231 настоящее постановление признано утратившим силу, кроме пункта 5