В связи с изменениями в институциональной структуре банковского сектора Республики Марий Эл, а также в целях совершенствования его функционирования, отвечающего современному социально-экономическому положению Республики Марий Эл, задачам и направлениям развития отраслей экономики на ближайшую перспективу, Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями (далее именуются - Основные направления).
2. Министерствам и ведомствам Республики Марий Эл в рамках их компетенции осуществлять взаимодействие с банковскими структурами на территории Республики Марий Эл с учётом Основных направлений.
3. Рекомендовать кредитным организациям, функционирующим на территории Республики Марий Эл:
осуществлять свою деятельность на территории Республики Марий Эл с учётом Основных направлений;
активизировать работу в Координационном совете по банковской деятельности при Правительстве Республики Марий Эл по подготовке и выполнению его решений, рекомендаций.
4. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 1998 г. N 433 "О создании Координационного совета по банковской деятельности при Правительстве Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1998, N 11, ст.380) следующее изменение:
в преамбуле слова "реализации постановления Правительства Республики Марий Эл от 16 августа 1998 г. N 326 "Об утверждении Концепции совершенствования функционирования банковской системы Республики Марий Эл", а также" исключить.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 ноября 1997 г. N 383 "О состоянии банковской системы в Республике Марий Эл и участии банков и филиалов иногородних банков в инвестировании средств в экономику республики";
постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 августа 1998 г. N 326 "Об утверждении Концепции совершенствования функционирования банковской системы Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1998, N 9, ст.302).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
Основные направления
взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 февраля 2003 г. N 45)
I. Институциональная структура и особенности банковского сектора Республики Марий Эл
Национальный банк Республики Марий Эл Центрального банка Российской Федерации с расчетной сетью из 16 расчетно-кассовых центров осуществляет деятельность на территории Республики Марий Эл на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Отношения Национального банка Республики Марий Эл Центрального банка Российской Федерации с органами государственной власти республики строятся на основе Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Положения о территориальном учреждении Банка России.
Для информационного сотрудничества между Правительством Республики Марий Эл и Национальным банком Республики Марий Эл Центрального банка Российской Федерации 11 ноября 1998 г. заключено Соглашение о взаимном обмене информацией о состоянии и деятельности банковского сектора с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), а также выработки мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
По состоянию на 1 января 2003 г. банковский сектор Республики Марий Эл включает в себя:
Банк "Йошкар-Ола" (ОАО) и его четыре филиала, расположенные на территории республики.
Филиалы инорегиональных банков:
Марийский филиал Банка Внешней торговли (ОАО) в г.Йошкар-Оле;
Марийский региональный филиал межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики "Связь-банк" (ОАО);
Филиал "Йошкар-Олинский" (ЗАО) Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности "Гута-Банк" в г.Йошкар-Оле;
Марийский региональный филиал (ОАО) "Российский сельскохозяйственный банк";
Йошкар-Олинский филиал Инвестиционного коммерческого банка "Судкомбанк";
Филиал "Йошкар-Олинский" (ЗАО) Международного промышленного банка "Идельбанк";
Филиал "Йошкар-Ола" коммерческого банка "Третий Рим" (ЗАО);
Филиал N 8614 акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - отделение Марий Эл;
Филиал акционерного коммерческого банка "Менатеп СПб" (ОАО) в г.Йошкар-Оле;
Филиал "Йошкар-Олинский" акционерного коммерческого банка "Мосстройэкономбанк" (ЗАО);
Филиал "БИН-Марий Эл" акционерного коммерческого банка "БИН" (ОАО);
Филиал акционерного коммерческого банка "Московский Деловой Мир" (ОАО) в г.Йошкар-Оле.
Кредитные организации согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" и в соответствии с нормативными актами Банка России, регламентирующими банковскую деятельность, осуществляют в республике банковские операции по привлечению и размещению средств юридических и физических лиц, расчетно-кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами и иностранной валютой, вложение средств в иные рыночные инструменты (векселя, облигации).
Сравнительно ограниченный выбор оказываемых банковских услуг объясняется невысоким спросом клиентов банков на услуги сверх оказываемого стандартного набора.
В структуре привлеченных средств банковского сектора республики на 1 января 2002 г. основное место занимали вклады населения - 1,1 млрд. рублей, что составляло 46 процентов ресурсной базы банковского сектора.
Одной из основных проблем функционирования в 1999-2001 годах банковского сектора республики, как и всей банковской системы Российской Федерации, являлось то, что банки специализировались, в основном, на проведении расчётов между предприятиями, а не на трансформации сбережений в инвестиции.
В 2002 году возросла роль банковского сектора в кредитовании реального сектора экономики республики. За 2001 год было предоставлено кредитов экономике на сумму около 3,8 млрд. рублей, что в 1,7 раза выше уровня 2000 года. При этом в промышленность республики направлено 916 млн. рублей, торговлю и общественное питание - 1 млрд. 429 млн. рублей, агропромышленный комплекс -223 млн. рублей, малый бизнес и потребительский сектор - 405 млн. рублей.
По состоянию на 1 октября 2002 г. данный показатель превысил уровень прошлого года на 970 млн. рублей. Реальному сектору предоставлено кредитов на сумму 3 млрд. 624 млн. рублей, из которых 1 млрд. 627 млн. рублей предоставлено предприятиям промышленности.
Таким образом, развитие банковского сектора республики в 2001-2002 годах происходило на фоне тенденции к позитивным изменениям в экономике Республики Марий Эл.
Размещение средств кредитными организациями, действующими на территории Республики Марий Эл, на 1 июля 2002 г. (в процентах)
Средства в расчётах между кредитными организациями 50,6
На корреспондентских счетах банков 2,0
Вложено в ценные бумаги 5,2
Кредиты предприятиям республики 37,4
Прочие активы 4,8
Структура предоставленных кредитов экономике, на 1 июля 2002 г. (в процентах)
Промышленность 45,3
Сельское хозяйство 5,9
Строительство 3,2
Торговля и общественное питание 28,5
Транспорт и связь 3,5
Прочие отрасли 2,9
Физические лица 10,7
Несмотря на то, что банковский сектор республики стал более кредитоориентированным, уровень кредитной активности банков не является достаточным. Как и другие российские банки, кредитные организации, расположенные на территории республики, недостаточно участвуют в предоставлении долгосрочных ресурсов реальному сектору экономики, уделяя большее внимание операциям с коротким сроком обращения.
Среди причин, препятствующих развитию банковского кредитования в республике, следует выделить основные:
сохранение высокого уровня кредитного риска;
отсутствие долгосрочной ресурсной базы;
высокая стоимость размещения банками кредитных ресурсов. средневзвешенная ставка - 26,2 процентов годовых по рублёвым кредитам (на 1 октября 2002 г).
Отличительной особенностью существующего в республике банковского сектора является доминирующее положение на рынке банковских услуг филиалов крупных инорегиональных банков.
Филиалы инорегиональных банков в своей работе зависимы от указаний головных банков и практически поставлены на самообеспечение. В случае неэффективной работы они могут быть закрыты головными банками.
Постоянное изменение институциональной структуры банковского сектора республики, когда на смену одним филиалам приходят другие, вновь образованные, не способствует установлению прочных многоуровневых экономических взаимоотношений, включающих в себя органы государтсвенной власти, субъекты кредитно-финансовой сферы, предприятия и организации.
Проводимая государственная политика по отношению к банковской системе Российской Федерации отразилась и на банковском секторе Республики Марий Эл: преодолены последствия финансового кризиса 1998 года - расчистка от обанкротившихся кредитных организаций, восстановлен докризисный уровень показателей банковской отрасли. Эти задачи к 2002 году, в основном, были выполнены.
Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, отраженная в совместном Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (далее именуется - Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации), положила начало процессу повышения роли и значения банковского сектора в экономике Российской Федерации в целом и Республики Марий Эл в частности.
II. Принципы взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями
Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации государственная политика в отношении банковского сектора должна базироваться на сохранении и развитии рыночных начал деятельности кредитных организаций и использовании, преимущественно, косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской среде.
Влияние государства на банковский сектор должно осуществляться путем формирования адекватной законодательной и нормативно-правовой базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг.
В свете данной основополагающей стратегии сотрудничества государства и банковского сектора необходимо выделить основные принципы взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями:
взаимовыгодное сотрудничество и стремление к достижению максимального эффекта от его реализации;
согласованность путей достижения поставленных целей и приоритетных направлений кредитной и инвестиционной политики;
неукоснительное соблюдение законодательства, в том числе финансового и антимонопольного;
свободный и равный доступ к информации, предоставляемой сторонами друг другу в порядке обмена при реализации Основных направлений взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями, действующими на территории республики, за исключением информации, отнесенной к государственной тайне, банковской тайне или являющейся конфиденциальной.
III. Основные цели и принципы функционирования банковского сектора Республики Марий Эл, его взаимодействия с Правительством Республики Марий Эл
Совершенствование структуры банковского сектора Республики Марий Эл должно способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего удовлетворению спроса на банковские услуги, качественному выполнению функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции, развитию внутриотраслевой конкуренции в банковском секторе и должно быть адекватным уровню развития экономики республики на текущий момент.
Функционирование и развитие банковского сектора Республики Марий Эл должно совпадать с основными стратегическими целями модернизации российской банковской системы.
Одним из основных условий повышения надежности и эффективности банковского сектора является принятие мер по увеличению его капитализации.
Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации в целях повышения требований к уровню капитализации кредитных организаций Правительство Российской Федерации и Банк России подготовят проекты федеральных законов, в соответствии с которыми, начиная с 2005 года, возрастет требование по достаточности капитала, невыполнение которого рассматривается как основание для отзыва лицензии на совершение банковских операций.
В целях укрепления финансовой устойчивости самостоятельной кредитной организации Банка "Йошкар-Ола" (ОАО) целесообразно обеспечить привлечение дополнительных финансовых ресурсов для увеличения уставного капитала, что позволит повысить статус данного банка и расширить возможности его деятельности.
Одно из основных направлений функционирования банковского сектора, которое ещё предстоит развивать, - это расширение спектра предоставляемых банковских услуг, в том числе за счет такого вида как внедрение системы расчетов через пластиковые карточки.
Наиболее полному удовлетворению потребности агропромышленного комплекса в кредитных ресурсах способствовало бы расширение сети дополнительных офисов Марийского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" и других кредитных организаций путём обслуживания большего числа муниципальных образований Республики Марий Эл.
Для формирования условий, способствующих развитию малого бизнеса, особенно его производственного сектора, необходимо внедрение в практику такого вида размещения средств, как лизинг, что даст субъектам малого предпринимательства возможность получать на условиях аренды оборудование, транспорт с правом последующего выкупа по остаточной стоимости с учетом ускоренной амортизации.
Активизация размещения финансовых ресурсов в экономику региона через филиальную сеть крупных банков может эффективно стимулироваться органами государственной власти и деловыми кругами путем создания на региональном уровне благоприятных коммерческих возможностей для приложения капиталов.
В 2001-2002 годах накоплен определённый потенциал сотрудничества Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями, функционирующими в республике:
заключены соглашения о сотрудничестве с шестью кредитными организациями, действующими в республике;
ряд банков активно участвует в совместном инвестировании проектов, прошедших технико-экономическую экспертизу в Правительстве Республики Марий Эл;
среди кредитных организаций идёт процесс размещения государственных ценных бумаг - облигаций Республики Марий Эл;
совершенствуются механизмы жилищного (ипотечного) кредитования граждан, а также кредитования на газификацию населения Республики Марий Эл с компенсацией за счёт средств республиканского бюджета процентной ставки.
В целях привлечения кредитных ресурсов в экономику Республики Марий Эл Правительством Республики Марий Эл был разработан и внедрён в практику механизм государственной поддержки предприятий, который заключается в субсидировании половины процентных расходов по кредитам, привлекаемым предприятиями в банках на развитие производства, за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В современных условиях социально-экономического развития республики основными принципами функционирования банковского сектора как составляющей части экономики Республики Марий Эл являются:
повышение роли банковского сектора в развитии экономики республики в целом и своевременное осуществление расчётов между хозяйствующими субъектами;
содействие более глубокому внедрению банковского капитала в реальный сектор экономики, с постепенной переориентацией к практике его долгосрочного кредитования;
реализация всех существующих возможностей для укрепления банковского сектора, наращивание его капитала и финансовой безопасности;
переориентация финансовых потоков на приоритетные направления развития экономики, в частности на производственный сектор.
Решению этих задач будет способствовать:
активизация филиалами инорегиональных банков работы с их головными отделениями по вложению средств в приоритетные отрасли экономики республики;
установление минимально возможных процентных ставок по кредитам, в том числе инвестиционным, направленным на финансирование отдельных приоритетных проектов;
увеличение видов предоставляемых банковских услуг;
привлечение на конкурсной основе банков к организации и обслуживанию государственных облигационных займов республики;
принятие мер по подготовке к внедрению системы государственного гарантирования вкладов граждан;
развитие вексельного обращения на территории республики;
внедрение и развитие современных технологий банковской сферы в области электронных расчётов и расчётов по пластиковым карточкам;
принятие необходимых мер для обеспечения перехода на международные стандарты бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, начиная с 1 января 2004 года;
укрепление служб экономической безопасности банков.
Так как основным стимулирующим фактором вложений банков в реальный сектор экономики является повышение платежеспособности предприятий, органам государственного управления Республики Марий Эл необходимо постоянно уделять внимание оздоровлению финансов предприятий и организаций.
Развитие кредитных операций банков с реальным сектором экономики во многом определяется темпами и характером структурных преобразований непосредственно в отраслях материального производства.
По мере совершенствования на федеральном уровне законодательства в области банковской деятельности одним из инструментов выявления рисков операций банков с субъектами хозяйствования может стать создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредитными организациями ("кредитные бюро"). Кредитные бюро могут формироваться как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов.
Совершенствованию платежной системы должно способствовать построение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени, предназначенной для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей. Перевод платежной системы Национального банка Республики Марий Эл Центрального банка Российской Федерации на централизованную систему обработки учетно-операционной информации позволит улучшить расчетно-кассовое обслуживание клиентов и расширить сеть участников электронного обмена платежными документами.
Применение более интенсивных мер надзора за деятельностью банков со стороны Банка России будет содействовать снижению рисков в банковском секторе.
Создание эффективно действующей системы гарантирования вкладов физических лиц будет способствовать укреплению доверия со стороны населения, позволит расширить ресурсную базу банков, в том числе и для кредитования экономики.
В свете основных принципов функционирования банковского сектора Республики Марий Эл целями его взаимодействия с Правительством Республики Марий Эл должны стать:
создание благоприятных условий для развития экономики и повышения благосостояния населения республики;
максимальное использование в республике формирующихся на её территории финансовых ресурсов;
консолидация финансовых ресурсов кредитных организаций и бюджетных средств для реализации приоритетных инвестиционных проектов;
участие коммерческих банков и филиалов в реализации мероприятий Правительства Республики Марий Эл по стабилизации финансово-экономической и инвестиционной деятельности;
развитие и совершенствование рынка финансовых услуг;
создание благоприятных условий для развития предпринимательства, деловой активности в целом.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
активизировать деятельность Координационного совета по банковской деятельности при Правительстве Республики Марий Эл, в том числе и за счёт создания в его рамках рабочих групп из числа специалистов для работы по перспективным направлениям деятельности;
шире использовать механизм взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями путём заключения соответствующих соглашений с каждой кредитной организацией, действующей на территории республики;
внедрить в практику проведение конкурсов среди кредитных организаций, действующих на территории Республики Марий Эл, на право финансирования приоритетных инвестиционных проектов, прошедших технико-экономическую экспертизу в Правительстве Республики Марий Эл;
рассмотреть возможность разработки механизма страхования организаций (финансовых) рисков, предусматривающего участие страховых организаций, действующих на территории Республики Марий Эл;
развивать систему софинансирования приоритетных инвестиционных проектов, прошедших технико-экономическую экспертизу в Правительстве Республики Марий Эл;
развивать жилищное (ипотечное) кредитование населения;
развивать информационное обеспечение рынка финансовых услуг.
IV. Результаты взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями
Реализация Основных направлений послужит развитию финансово-кредитной системы, росту социально-экономического развития республики, будет способствовать:
активизации деятельности реального сектора экономики, ускорению реализации инвестиционных проектов и республиканских целевых программ;
мобилизации бюджетных и внебюджетных средств, капитала коммерческих банков на финансирование инвестиционных и инновационных проектов;
расширению и активизации рынка финансовых услуг;
увеличению поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
увеличению экономической активности в сфере предпринимательства;
созданию условий, способствующих повышению материального благосостояния населения Республики Марий Эл.
Основные направления взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями должны стать очередным этапом скоординированных действий органов государственного управления и представителей кредитнофинансовой сферы в условиях рыночной экономики.
Развитие банковского сектора, связанное с положительными изменениями на макроэкономическом уровне, создаст необходимые условия роста социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 февраля 2003 г. N 45 "Об утверждении Основных направлений взаимодействия Правительства Республики Марий Эл с кредитными организациями"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 марта 2003 г. N 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 18 августа 2017 г. N 348
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 мая 2017 г. N 217
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2014 г. N 160
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 мая 2013 г. N 163
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 октября 2011 г. N 317
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 июня 2011 г. N 177
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 18 мая 2006 г. N 97