Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Йошкар-Олинского
городского Собрания
от 29 апреля 2004 г. N 492-III
Положение
о народных дружинах по охране общественного порядка на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности народных дружин по охране общественного порядка (далее дружины) на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
1.2. Дружины создаются по производственно-территориальному принципу в целях оказания населением муниципального образования "Город Йошкар-Ола" содействия органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, профилактики правонарушений.
1.3. Общее руководство дружинами осуществляет Администрация города Йошкар-Олы.
1.4. Органы местного самоуправления и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь дружинам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
1.5. Противодействие законным действиям дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство в связи с деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Правовая основа, принципы деятельности и задачи дружин
2.1. Правовую основу деятельности дружин составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и настоящее Положение.
2.2. Деятельность дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, комплектования на добровольной основе.
2.3. Основными задачами дружин являются:
- оказание содействия правоохранительным и иным уполномоченным органам в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;
- воспитание граждан в духе уважения к закону, создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.
2.4. Выполняя возложенные на них задачи, дружины:
а) совместно с работниками органов внутренних дел участвуют в охране общественного порядка на территории муниципального образования;
б) проводят профилактическую воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, ведут работу с неблагополучными семьями;
в) принимают участие в профилактике хулиганства, пьянства, хищений имущества, нарушений правил торговли и других правонарушений;
г) оказывают помощь государственным органам, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечении режима чрезвычайного положения.
3. Формы и методы работы дружин
3.1. Дружина осуществляет свою деятельность путем:
- совместного с милицией патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению и пресечению правонарушений;
- проведения профилактической работы с лицами, допускающими правонарушения, воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, бесед с их родителями и близкими родственниками, разъяснения гражданам норм действующего законодательства;
- использования средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;
- приема сообщений и иной информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности и немедленного информирования о них правоохранительных органов;
- выявления обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, принятия в пределах своих полномочий мер по устранению данных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;
- использования иных форм и методов, не противоречащих действующему законодательству.
4. Порядок создания и организация дружин
4.1 Дружины создаются по производственно-территориальному принципу на предприятиях, в учреждениях, организациях, (не зависимо от форм собственности), учебных заведениях и факультетах учебных заведений. С инициативой создания дружины в Городское Собрание вправе обратиться, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, руководители предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, общественные организации, милиция. Решение о создании дружины принимается Городским Собранием.
4.2. В дружину принимаются на добровольной основе граждане России, проживающие или работающие (обучающиеся) в муниципальном образовании "Город Йошкар-Ола", достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять поставленные перед дружиной задачи.
4.3. Прием в дружину производится на добровольных началах в индивидуальном порядке на основании письменного заявления и при наличии рекомендации с места работы, учебы гражданина, желающего вступить в дружину.
Руководитель предприятия, учреждения, организации, учебного заведения вручает дружиннику удостоверение установленного образца, подписанное Главой самоуправления города Йошкар-Олы.
4.4. При приеме в дружину устанавливается кандидатский стаж продолжительностью до 3 месяцев.
4.5. В дружине не могут состоять граждане:
- имеющие непогашенную судимость за совершенное преступление;
- состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- не зарегистрированные по месту жительства.
4.6. Дружинник, совершивший проступок, несовместимый с этим званием или не выполняющий свои обязанности, исключается из дружины руководителем предприятия, учреждения, организации, учебного заведения, сдает удостоверение дружинника.
4.7. Дружину возглавляет командир дружины, назначаемый руководителем предприятия, учреждения, организации, учебного заведения сроком на два года.
4.8. Деятельность дружинника по обеспечению охраны общественного порядка является выполнением им своего общественного долга.
5. Руководство деятельностью дружин
5.1. Администрация города, руководители предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, осуществляя в пределах своей компетенции руководство дружинами, организуют и направляют их деятельность, принимают меры к укреплению дружин и вовлечению в ряды дружинников граждан, организуют их взаимодействие с государственными и общественными организациями, участвующими в охране правопорядка, заслушивают отчеты командиров дружин, решают вопросы материальнотехнического и финансового обеспечения дружин.
5.2. Оперативное руководство работой дружинников осуществляет командир дружины, который:
а) проводит работу по сплочению и укреплению дружины, воспитывает у дружинников высокую дисциплинированность, чувство общественного долга, товарищества;
б) совместно с милицией организует изучение дружинниками основ законодательства, проведение занятий по физической подготовке дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями;
в) совместно с милицией планирует работу дружины, инструктирует дружинников и контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы дружины, готовит для обсуждения на собрании дружинников вопросы организации и деятельности дружины;
г) отчитывается не реже одного раза в квартал о своей работе перед руководителем предприятия, учреждения, организации, учебного заведения;
д) ходатайствует перед руководителем предприятия, учреждения, организации, учебного заведения о поощрении наиболее отличившихся дружинников.
6. Основания для прекращения деятельности дружины
6.1. Прекращение деятельности дружины осуществляется по решению Йошкар-Олинского городского Собрания по следующим основаниям:
а) в случае, когда деятельность дружины вошла в противоречие с действующим законодательством и устранение этих противоречий невозможно иными средствами;
б) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
7. Обязанности и права дружинников
7.1. Дружинник обязан:
а) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан; не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
б) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов, сообщать об этом в правоохранительные органы и принимать меры по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, охране места происшествия;
в) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев;
г) иметь нарукавную повязку (нагрудный знак) и удостоверение установленного образца, которое он обязан предъявлять по требованию граждан или должностных лиц.
7.2. Для обеспечения выполнения стоящих перед дружинами задач, дружинникам совместно с сотрудниками милиции при исполнении возложенных на них обязанностей по охране правопорядка предоставляется право:
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушения либо действий, препятствующих осуществлению полномочий дружинника, пресекать преступления и иные правонарушения;
- требовать от правонарушителей предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
- доставлять в органы милиции лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности правонарушителя;
- оказывать содействие органам внутренних дел в оцеплении (блокировании) участков местности, отдельных строений и других объектов при действиях в условиях правового режима чрезвычайного положения, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств, а также при проведении массовых мероприятий;
- использовать транспортные средства предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
- пользоваться бесплатно для связи с органами милиции телефонами и иными средствами связи, принадлежащими общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности), за исключением имеющих дипломатический иммунитет;
- исполняя обязанности по охране общественного порядка, пользоваться правом бесплатного проезда по предъявлении удостоверения дружинника всеми видами муниципального пассажирского транспорта (кроме такси);
-использовать предусмотренные законом средства самозащиты.
8. Лицо, полагающее, что действия дружинника привели к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в прокуратуру или суд.
8. Ответственность дружинника
8.1. За противоправные действия или бездействие дружинники несут установленную законом ответственность.
9. Финансирование и материально-техническое обеспечение дружин
9.1 Финансирование осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений (по решению руководителя), "Программы Правопорядок", средств, поступающих от организаций, общественных объединений, добровольных пожертвований граждан, а также за счет иных поступлений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.2. Для выполнения поставленных задач, дружины по согласованию с УВД города Йошкар-Олы используют пункты охраны общественного порядка.
10. Гарантии правовой защиты
10.1. Дружинник при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка находится под защитой государства. Его законные требования обязательны для выполнения всеми, кому они адресованы.
10.2. Неисполнение законных требований дружинника, участвующего в обеспечении общественного порядка, а также насилие или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
11. Гарантии социальной защиты и льготы
11.1. В случае гибели дружинника, участвующего в обеспечении общественного порядка на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола", семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств бюджета муниципального образования с последующей компенсацией из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.
11.2. При причинении дружиннику, участвующему в обеспечении общественного порядка на территории муниципального образования, тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, указанному гражданину из средств бюджета муниципального образования с последующей компенсацией из средств бюджета Республики Марий Эл выплачивается единовременное пособие в размере двухлетнего денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.
12. Формы поощрения и взыскания, применяемые к народным дружинникам
12.1. Для поощрения дружинников, активно участвующих в борьбе с правонарушениями, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций и их трудовые коллективы, в пределах своих полномочий могут применять следующие формы морального и материального поощрения:
- награждение ценным подарком или денежной премией;
- награждение Почетной грамотой.
12.2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм, дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.
12.3. К дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязанностям, допускающим нарушения дисциплины и действующего законодательства, могут применяться следующие виды взысканий:
- общественное порицание;
- исключение из дружины.
12.4. До решения вопроса о наложении взыскания дружинник может быть отстранен от работы в дружине ее командиром, а от отдельного дежурства - руководителем наряда дружинников с последующим докладом командиру дружины.
12.5. В случае грубого нарушения дисциплины, действующего законодательства, недобросовестного отношения к своим обязанностям, серьезных упущений в организации работы дружины руководителем предприятия, учреждения, организации, учебного заведения, при которых созданы дружины, полномочия командира, могут быть приостановлены до решения вопроса об освобождении его от занимаемой должности (общественных обязанностей) или о наложении взыскания.
13. Условия исключения из народной дружины
13.1. Исключение из дружины осуществляется в следующих случаях:
а) на основании личного заявления дружинника;
б) в связи с систематическим невыполнением дружинником обязанностей дружинника;
в) в случаях совершения дружинником противоправного действия либо бездействия.
<< Назад |
||
Содержание Решение Йошкар-Олинского городского Собрания Республики Марий Эл от 29 апреля 2004 г. N 492-III "О Положении о народных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.