В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Дифференцированные нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду по Республике Марий Эл;
Порядок определения и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Марий Эл.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 января 1993 г. N 25 "Об утверждении нормативов и порядка определения платы за загрязнение окружающей природной среды на территории Республики Марий Эл", кроме пункта 3;
пункт 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 25 декабря 2000 г. N 419 "Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды на 2001 год" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2001, N 1, ст.42).
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
Порядок
определения и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2003 г. N 405)
1. Общие положения
1.1. Порядок определения и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Марий Эл (далее именуется - Порядок) определяет форму платы за негативное воздействие на окружающую среду и регулирует отношения по ее взиманию при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Марий Эл.
1.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является компенсационным платежом, взимается с субъектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих любые виды деятельности в пределах территории Республики Марий Эл, в целях стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую среду.
1.3. Настоящий Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов производства и потребления.
1.4. Взимание платы за другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) осуществляется по мере разработок нормативов воздействия на окружающую среду, утверждения Правительством Российской Федерации соответствующих ставок платы и внесения изменений в настоящий Порядок.
1.5. Настоящий Порядок распространяется на физических и юридических лиц, в том числе иностранных, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются - плательщики), осуществляющих любые виды деятельности на территории Республики Марий Эл и оказывающих в результате этой деятельности негативное воздействие на окружающую среду.
2. Плательщики
2.1. Плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду признаются физические и юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Республики Марий Эл, в результате которой происходят выбросы, сбросы загрязняющих веществ и образование отходов.
2.2. Организации и учреждения, полностью финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Марий Эл, организации социальной и культурной сферы при условии соблюдения ими нормативов допустимых воздействий на окружающую среду освобождаются Департаментом природных ресурсов и экологической безопасности Республики Марий Эл по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл" от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
2.3. Плательщики в месячный срок после получения свидетельства о государственной регистрации подлежат постановке на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, и муниципальном органе по охране окружающей среды:
по месту нахождения производственных площадей плательщика, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
по месту государственной регистрации передвижных источников плательщика, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
по месту нахождения выпусков производственных сточных вод;
по месту нахождения объектов размещения отходов (свалки).
2.4. Плательщики перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Марий Эл для их последующего распределения между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
2.5. Плательщики - представительства и филиалы юридических лиц вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду на счета тех муниципальных образований, где они осуществляют производственную или иную оказывающую негативное воздействие на окружающую среду деятельность. В случае, когда плательщики, указанные в настоящем пункте, не имеют самостоятельных расчетных счетов, плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке производят создавшие их организации.
2.6. Плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками, работающими на территории Республики Марий Эл, которые приписаны к другим субъектам Российской Федерации, производится в органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Марий Эл за период времени их нахождения на территории республики.
3. Виды нормативов платы
3.1. Установлены два вида республиканских нормативов платы:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов;
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов.
3.2. Республиканские нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются по каждому загрязняющему веществу (отходу) на основании нормативов платы, утвержденных Правительством Российской Федерации с учетом региональных коэффициентов экологических факторов.
3.3. Индексация республиканских нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, производится в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым законодательством Российской Федерации на соответствующий год.
3.4. Ставки платы установлены:
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в рублях за тонну массы выброса загрязняющего вещества;
за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников в рублях за тонну (куб.м) использованного вида топлива;
за сброс загрязняющих веществ в поверхностные, подземные водные объекты в рублях за тонну массы сбрасываемого загрязняющего вещества;
за размещение отходов в зависимости от класса опасности размещаемого отхода в рублях за тонну (куб.м) массы отхода.
3.5. В отношении плательщиков, осуществляющих свою деятельность в границах особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, существующие ставки платы умножаются на коэффициент 2.
4. Определение размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду
4.1. Масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, поступающих в окружающую среду, подразделяется на следующие категории:
в границах предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов (ПДВ, ПДС);
в пределах установленных лимитов выбросов, сбросов (ВСВ, ВСС - временно согласованных нормативов), размещения отходов;
сверх установленных нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС) или временно согласованных (лимитных) выбросов, сбросов, размещений отходов.
4.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
4.3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на объем установленных лимитов.
4.4. Плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды определяется путем умножения соответствующих нормативов платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными нормативами и лимитами, умножения на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
4.5. Общая величина платы за негативное воздействие на окружающую среду складывается из платы:
за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ;
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.
4.6. В случае отсутствия по вине природопользователя оформленного в установленном порйдке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов На размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная за весь период отсутствия разрешительных документов, но не более срока исковой давности (3 года). Плата за загрязнение окружающей среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка.
4.7. При отсутствии у природопользователя разработанных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов плата за загрязнение окружающей среды рассчитывается с привлечением данных государственной статистической отчетности о фактической массе выброшенных, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов, данных контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля или иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории, данных о расходе топлива, сырья и материалов, о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования или расчетным методом в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.
4.8. Расчетный (плановый) годовой размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду, фактический размер платежей (с разбивкой по кварталам) в соответствии с условиями экономического регулирования в области охраны окружающей среды (приложение к настоящему Порядку) определяется плательщиком, утверждается руководителем и главным бухгалтером учреждения, организации и согласовывается с муниципальными природоохранными органами по месту ведения хозяйственной деятельности либо с республиканским природоохранным органом в установленные ими сроки.
4.9. Перечисление суммы платы за загрязнение окружающей среды плательщиками осуществляется не позднее даты, установленной территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
4.10. Отнесение платежей за нормативное и сверхнормативное природопользование к себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, производится в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
5. Меры стимулирования плательщиков к снижению негативного воздействия на окружающую среду
5.1. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной в соответствии с настоящим Порядком, может быть понижен на всю сумму средств или ее часть, направленных плательщиком на выполнение природоохранных мероприятий.
5.2. Понижение суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду производится Департаментом природных ресурсов и экологической безопасности Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством.
6. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
6.1. При расчете платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников платежная база определяется в соответствии с разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. При наличии у предприятия заключений аккредитованной лаборатории о количестве выбросов в качестве платежной базы берется фактическое количество выбросов загрязняющих веществ. Фактическое количество выбрасываемых веществ может служить платежной базой при расчете платы при наличии у плательщика документов учета времени и режима работы технологического и пылегазоочистного оборудования, расхода топлива, сырья и материалов, объема выпускаемой продукции, результатов отбора проб аттестованной лаборатории предприятия.
6.2. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками определяется по массе (количеству) сожженного топлива.
7. Определение размера платы при размещении отходов
7.1. Оплате за негативное воздействие на окружающую среду подлежит размещение (хранение, захоронение) всех видов отходов, образующихся у юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Республики Марий Эл.
7.2. Плата за размещение отходов осуществляется плательщиком, собственником размещаемых отходов. Право собственности на отходы производства и потребления устанавливается законодательством Российской Федерации.
7.3. Масса (объем) образованных, размещаемых и использованных (переданных) отходов определяется на основании- -утвержденных лимитов образования и размещения отходов, данных журналов и иных установленных документов первичного учета видов и масс (объемов) образовавшихся и использованных (переданных) отходов, государственной статистической отчетности, технических отчетов.
7.4. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих передачу отходов для использования или обезвреживания, считать данные массы образовавшихся отходов размещенными на свалке ТБО и подлежащими оплате.
7.5. При отсутстии у плательщика документов, в том числе финансовых, подтверждающих размещение отходов на полигоне (свалке), считать размещение сверхлимитным.
7.6. Хранение отходов на территории предприятия не более одного года (временное хранение) на оборудованных в соответствии с действующими требованиями площадках и помещениях в объемах, не превышающих установленные лимиты, оплате не подлежит.
7.7. При временном (не более 1 года) и длительном хранении отходов на территории предприятия в местах, не отвечающих установленным требованиям (наличие временно согласованного разрешения - ВСР), плательщик осуществляет плату за негативное воздействие по республиканским нормативам платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов за весь объем хранимых отходов, для которых установлено ВСР.
7.8. При длительном (более 1 года) хранении собственных отходов на территории предприятия, на площадках, оборудованных в соответствии с установленными; требованиями, и при соблюдении установленных лимитов хранения при расчете платы к региональным нормативам платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов применяется коэффициент 0,3.
7.9. Не включаются в платежную базу массы отходов животноводства и птицеводства при условии их переработки или использования на основе существующих технологий.
7.10. При размещении отходов на специализированном полигоне, обеспечивающем полную защиту окружающей среды от негативного воздействия, подтвержденную данными мониторинга, расчет платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов производится с применением коэффициента 0,3 к нормативам платы.
7.11. При размещении отходов на свалках*, имеющих утвержденный лимит на прием и размещение отходов, плательщик, имеющий утвержденный лимит на размещение отходов, осуществляет плату за негативное воздействие по республиканским нормативам платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов за весь объем размещаемых отходов. При вывозе отходов на свалку, не имеющую соответствующего лимита на их прием и захоронение, весь объем вывозимых плательщиком отходов считается сверхлимитным и плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется плательщиком в пятикратном размере.
7.12. При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов применяется класс опасности отхода в соответствий с утвержденными плательщику лимитами. При наличии у плательщика отходов, отнесенных действующими нормативно-правовыми актами к 5 классу опасности для окружающей среды, плата производится по ставкам платы для отходов 5 класса.
В случае установления плательщику лимитов на размещение отходов по упрощенной форме проекта для расчета платы применяется класс опасности отхода в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
При использовании данных лабораторных анализов об отнесении отхода к менее опасному классу, чем по действующим нормативно-правовым актам при расчете платы, лабораторное подтверждение меньшей опасности отходов должно производиться не реже одного раза в квартал.
7.13. Плательщик, принимающий отходы от сторонних организаций для размещения на собственном или арендуемом объекте:
освобождается от платы за размещение принимаемых отходов при наличии установленных лимитов.на прием и размещение отходов, лицензии на деятельность с отходами, при оборудовании объекта в соответствии с проектом, прошедшим государственную экологическую экспертизу, или выполнении мероприятий по доведению объекта до установленных требований, осуществлении мониторинга за воздействием объекта на окружающую среду. Плата за негативное воздействие в этом случае будет определяться величиной воздействия на отдельные компоненты окружающей среды;
осуществляет плату за весь объем принимаемых отходов производства и потребления по нормативам платы в пределах установленных лимитов с коэффициентом 0,1 при наличии установленных лимитов приема, размещения отходов, но неосуществлении установленного объема мониторинга и (или) невыполнении мероприятий по доведению объекта до установленных требований.
7.14. Нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей следует рассматривать как размещение отходов с нарушением правил хранения, и в этом случае применяется размер платы как за размещение отходов на несанкционированных свалках.
8. Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты
8.1. Плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты производится плательщиком в случаях сброса сточных вод:
непосредственно в водные объекты;
через систему городской (поселковой) канализации; через рельеф местности.
8.2. Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты через системы городских (поселковых) канализаций осуществляется владельцами (арендаторами) систем канализации.
Допускается взимание платы с абонентов городских (поселковых) систем канализации за сброс ими веществ, недоступных для биологической очистки. Расчет платы в этом случае производится с учетом степени очистки загрязняющих веществ на очистных сооружениях, а порядок взимания платы с абонентов канализации за загрязнение окружающей среды утверждается органом местного самоуправления.
8.3. Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты через рельеф местности осуществляется плательщиками, сбрасывающими промышленные, коммунально-бытовые, ливневые (в том числе при отсутствии организованного сброса), коллекторно-дренажные и другие сточные воды.
8.4. Плата за сброс сточных вод на поля фильтрации не взимается при соблюдении плательщиком установленных норм нагрузки сточных вод и правил эксплуатации сооружений.
При несоблюдении этих условий плата определяется по нормативам платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты в пределах установленных лимитов.
Если нарушение правил эксплуатации сооружений и несоблюдение норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитный сброс.
8.5. Плата за сброс сточных вод на земледельческие поля орошения при соблюдении установленных плательщику норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ рассчитывается по ставкам платы в пределах установленных нормативов. При несоблюдении правил эксплуатации и норм нагрузки, а также в случае загрязнения подземных вод платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
8.6. При сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т.д., через которые сточные воды попадают в водный объект, плата при наличии разрешения определяется как за сброс в пределах допустимых нормативов.
8.7. В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
9. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении платы за негативное воздействие на окружающую среду
9.1. Ответственность плательщиков за полноту, правильность исчисления и своевременность платы за негативное воздействие на окружающую среду регулируется законодательными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.
9.2. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает плательщиков от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью населения и имуществу граждан, юридических лиц загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
9.3. При неисполнении плательщиком в установленный срок обязанностей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду взыскание сумм платы производится в судебном порядке за счет имущества, в том числе денежных средств в банке и наличных денежных средств данного плательщика.
------------------------------
* Отнесение мест размещения отходов к категории (Свалка, полигон, специализированный полигон и пр.) производится в соответствии с республиканским реестром мест размещения отходов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.