26 ноября 2003 г., 16 мая 2005 г.
Руководствуясь Лесным кодексом Российской Федерации, статьями 6 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", и в целях повышения экологического потенциала городских лесов Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о городских лесах Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2003 г. N 364 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Марий Эл, на территории которых имеются городские леса, обеспечить:
придание городским лесам статуса особо охраняемых природных территорий местного (муниципального) значения;
соблюдение установленного режима пользования городскими лесами;
выполнение необходимого комплекса работ по благоустройству и санитарной очистке лесных насаждений.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
В. Кислицын |
Положение
о городских лесах Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 1998 г. N 304)
26 ноября 2003 г., 16 мая 2005 г.
I. Основные понятия
1. Городские леса - это участки леса, находящиеся на территориях городов, а также переданные для нужд городов в постоянное рекреационное пользование и закрепленные за муниципальными предприятиями коммунального хозяйства соответствующими документами.
2. Рекреация - вид хозяйственной деятельности, связанный с организацией и проведением отдыха.
3. Рекреационная нагрузка - количество отдыхающих, одновременно находящихся на территории городских лесов в наиболее посещаемые дни, в пересчете на 1 гектар леса.
4. Малые архитектурные формы - это павильоны, беседки, диваны, скамейки и другие сооружения, создающие необходимый комфорт для посетителей.
5. Охрана городских лесов - комплекс организационных и практических мероприятий, обеспечивающих сохранение и воспроизводство насаждений, необходимых для нормализации экологической обстановки в городах и создания для населения благоприятной окружающей среды.
II. Общие положения
6. Целью настоящего Положения о городских лесах Республики Марий Эл (далее - Положение) является установление правовых основ рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, повышения их экологического потенциала и благоустройства.
7. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
8. Настоящее Положение не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения данного Положения в действие.
9. Отношения в области использования древесины, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании городскими лесами, регулируются гражданским законодательством и иным законодательством Российской Федерации.
10. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в городские леса, не входящие в лесной фонд, а также древесно-кустарниковой растительности в парках культуры и отдыха, баз и домов отдыха, санаториев-профилакториев и на землях городов, предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства, регулируются гражданским, лесным, земельным и водным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением.
11. Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов.
12. Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве городских лесов, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
13. Административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве городских лесов, регулируются лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с административным и финансовым законодательством Российской Федерации.
14. Городские леса являются одной из категорий объектов растительного мира, они не входят в лесной фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2003 г. N 364 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения
15. В городские леса не входят:
ботанический сад Марийского государственного технического университета;
парки культуры и отдыха муниципальных образований "Город Йошкар-Ола" и "Город Волжск";
другая древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на территориях городских муниципальных образований (скверы, бульвары и т.д.).
16. Допускается наличие лесов лесного фонда на территориях городов, если они не переданы из ведения лесхозов муниципальным предприятиям коммунального хозяйства.
III. Роль и значение городских лесов
17. Городские леса предназначены для:
создания полноценного отдыха населения;
проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
поддержания и сохранения благоприятной экологической обстановки.
18. Роль зеленых насаждений в городских лесах заключается в поглощении пыли, копоти, дыма и газов, насыщении атмосферы кислородом и фитонцидами, защите от шума, сохранении почвенного покрова от водной эрозии.
19. Городские леса регулируют тепловой режим и смягчают климат, защищают водоисточники и водозаборы от загрязнений.
20. Лесные насаждения в сочетании с другими элементами городского ландшафта (рельеф, водоемы, здания, сооружения) формируют живописные архитектурно-планировочные композиции микрорайонов.
IV. Правовой статус городских лесов
21. Правовыми основами функционирования городских лесов являются: Лесной, Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральные законы "Об охране окружающей природной среды", "Об особо охраняемых природных территориях" и "Об экологической экспертизе", а также настоящее Положение.
См. также Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ
22. Городские леса являются муниципальной собственностью, за исключением памятников природы республиканского значения, которые являются государственной собственностью.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 мая 2005 г. N 128 в пункт 23 настоящего Положения внесены изменения
23. Городские леса используются строго по назначению. Они не могут быть приватизированы.
24. Нахождение в обороте участков городских лесов, право пользования ими допускаются в той мере, в какой это предусмотрено федеральным законодательством и настоящим Положением.
Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков городских лесов, не допускаются.
Сделки с правами пользования участками городских лесов осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, неурегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на городских землях, может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
25. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" городские леса имеют статус особо охраняемых природных территорий местного значения.
V. Категории зон отдыха и режим пользования участками городских лесов
26. В зависимости от территориальных особенностей размещения лесных массивов в городских лесах выделяются лесопарковые и санаторно-курортные зоны рекреации.
Лесопарковые зоны включают в себя "Дубовую рощу", "Сосновую рощу" и лесопарк "Нагорный" в г.Йошкар-Оле, а также лесопарки в городах Волжске, Звенигово и Козьмодемьянске.
Санаторно-курортные зоны включают в себя участок леса "Сосновый бор" вокруг озера Карась и лесной участок "Коллектив" вокруг баз отдыха у пос.Кокшайск.
27. Исходя из транспортной доступности и антропогенной нагрузки рекреационные зоны подразделяются на функциональные зоны:
активного отдыха: с единовременной посещаемостью более пяти человек на гектар;
прогулочные: с единовременной посещаемостью до пяти человек на гектар.
28. В зону активного отдыха выделены лесопарковые участки, наиболее близко расположенные к жилым массивам городов и наиболее часто посещаемые горожанами. Сюда относятся "Дубовая роща" и "Сосновая роща" (кварталы 7-14) г.Йошкар-Олы, а также лесопарки городов Волжска, Звенигово и Козьмодемьянска.
В зоне активного отдыха лесное хозяйство направлено на выращивание и формирование лесонасаждений, устойчивых к высоким рекреационным нагрузкам, создание четкой ландшафтно-планировочной системы территории, повышение декоративности лесных пейзажей, благоустройство территории.
29. В прогулочную зону включены участки городских лесов, менее посещаемые населением. Она состоит из участков "Нагорный", "Сосновый бор", "Коллектив" и "Сосновая роща" (кварталы 15-20).
В этой зоне лесохозяйственная деятельность направлена на выращивание и формирование высокопроизводительных насаждений, имеющих высокие санитарно-гигиенические свойства. В прогулочной зоне проводятся мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия для роста и развития насаждений, а также благоустройство рекреационных маршрутов и прилегающих к ним полос леса.
30. В городских лесах запрещены:
хозяйственная деятельность, вызывающая нарушение экологического равновесия лесного комплекса, снижение выполняемых лесами рекреационных и природоохранных функций, а именно:
рубки главного пользования, заготовки лекарственных растений, соков, живицы, технического сырья;
пастьба скота и сенокошение на неотведенных для этого местах;
безлицензионная добыча полезных ископаемых и местных строительных материалов, самовольное занятие земель и недр в хозяйственных и иных целях;
строительство зданий и сооружений, линейных объектов и других коммуникаций без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
применение химических средств защиты растений от болезней и вредителей;
проезд авто- и мототранспорта вне дорог, а также стоянка, остановка и мойка его в неустановленных местах;
организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, устройство бивуаков и палаток, разведение костров;
всякая охота, сбор биологических коллекций;
посещение лесов населением при наступлении чрезвычайной пожарной опасности.
31. На территории городских лесов в установленном порядке допускаются:
рубки ухода, необходимые противопожарные и санитарные мероприятия;
мероприятия по сохранению природных ландшафтов, рекреационному устройству территории и благоустройству мест отдыха;
любительский лов рыбы с соблюдением правил рыболовства, сбор грибов, лесных плодов и ягод для личного потребления без нарушения целостности лесной среды;
организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов;
научно-исследовательская деятельность.
VI. Охрана, защита и благоустройство городских лесов
32. Городские леса подлежат охране от пожаров, самовольных рубок, загрязнения, захламления и других нарушений установленного режима пользования, а также защите от болезней и вредителей.
33. Охрана, защита и благоустройство городских лесов включают в себя комплекс мер, направленных на сохранение их рекреационных функций с учетом биологических и ландшафтных особенностей лесных участков.
34. Осуществление мероприятий по охране, защите и благоустройству городских лесов возлагается на специалистов ведомственной лесной охраны муниципальных предприятий городского коммунального хозяйства.
При отсутствии в штатном расписании предприятий квалифицированных специалистов лесного хозяйства охрана и защита городских лесов обеспечивается государственной лесной охраной на основании договоров, заключенных муниципальными предприятиями городского коммунального хозяйства с пригородными лесхозами.
35. Утратил силу.
См. текст пункта 35
36. Правительство Республики Марий Эл и администрации городов запрещают на период высокой пожарной опасности посещение гражданами городских лесов и въезд в них транспортных средств, а также привлекают для тушения лесных пожаров необходимое количество людей, транспорта и противопожарной техники.
37. Предприятия и организации, имеющие санатории, дома и базы отдыха в городских лесах, обязаны поддерживать установленный санитарный порядок и соблюдать требования противопожарной безопасности в лесах.
38. Защита городских лесов от вредителей и болезней обеспечивается систематическим контролем ведомственной лесной охраны за состоянием лесных участков, своевременным выявлением очагов вредителей и болезней, их локализацией и ликвидацией.
Мероприятия по защите городских лесов от вредителей и болезней регламентируются санитарными правилами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством.
39. Благоустройство территории способствует наиболее полному и рациональному использованию лесных насаждений и созданию оптимальных условий для полноценного отдыха горожан.
40. Дорожно-тропиночная сеть является основным элементом благоустройства территории. Она предназначена для распределения отдыхающих по определенным маршрутам и для посещения наиболее живописных ландшафтов, а также предохраняет растительный покров от вытаптывания, а почву - от уплотнения.
С целью создания максимальных удобств для посетителей устраиваются места отдыха и прочие малые архитектурные формы.
41. Для содержания городских лесов в благоустроенном состоянии муниципальными предприятиями коммунального хозяйства регулярно проводятся мероприятия по уходу за насаждениями, очистке и уборке территории от мусора, выкашиванию газонов и полян, ремонту малых архитектурных форм, очистке водоемов.
VII. Управление и финансирование лесохозяйственных работ
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2003 г. N 364 в пункт 42 настоящего Положения внесены изменения
42. Управление городскими лесами, находящимися в границах соответствующих административно-территориальных образований, и лесами, переданными из лесного фонда для нужд городов в постоянное рекреационное пользование, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований.
43. При недостаточной нормативной обеспеченности городскими лесами, администрации городов вносят в Правительство Республики Марий Эл предложения об отводе дополнительных лесных площадей под городские леса.
44. Финансирование лесохозяйственных работ и мероприятий по благоустройству городских лесов производится за счет:
соответствующей сметы расходов городского бюджета;
лесопродукции, других товаров и услуг;
средств экологического фонда в целях сохранения особо охраняемых природных территорий;
безвозмездной помощи от государственных, коммерческих и иных организаций, предприятий, учреждений и граждан;
других разрешенных законом источников и средств.
VIII. Контроль и ответственность за нарушение установленного режима городских лесов
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2003 г. N 364 пункт 45 настоящего Положения изложен в новой редакции
45. Государственный контроль за соблюдением режима городских лесов осуществляется уполномоченными органами по охране природной среды в соответствии с федеральным законодательством.
46. Ответственность за нарушение режима городских лесов устанавливается в соответствии с нормами лесного, земельного, водного, природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл.
47. Утратил силу.
См. текст пункта 47
48. Граждане и юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный городским лесам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 1998 г. N 304 "Об утверждении Положения о городских лесах Республики Марий Эл"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 23 сентября 1998 г. N 9 ст.295
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 декабря 2007 г. N 296
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 апреля 2007 г. N 88
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 декабря 2006 г. N 262
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 ноября 2006 г. N 233
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2005 г. N 308
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 мая 2005 г. N 128
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2003 г. N 364