Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 12. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл
1. В поддержку выдвижения инициативы проведения референдума Республики Марий Эл инициативной группой собираются подписи участников референдума. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл, составляет 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Республики Марий Эл в соответствии с пунктом 3 статьи 25 настоящего Закона.
2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума Республики Марий Эл. Все расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
3. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл составляет 30 дней.
4. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Республики Марий Эл. В случае вынесения на референдум Республики Марий Эл проекта закона Республики Марий Эл лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта.
5. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме Республики Марий Эл. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
6. Право сбора подписей участников референдума Республики Марий Эл принадлежит дееспособному гражданину, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума Республики Марий Эл, созданный инициативной группой.
7. Участник референдума Республики Марий Эл ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума Республики Марий Эл, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
8. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.
9. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными группы в Центральную комиссию референдума Республики Марий Эл.
10. В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума Республики Марий Эл (подписном листе) указываются:
1) наименование района (города) Республики Марий Эл, где проводится сбор подписей;
2) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации и наименование комиссии (Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл), которая зарегистрировала инициативную группу;
3) формулировка вопроса (вопросов), предполагаемого для вынесения на референдум Республики Марий Эл;
4) фамилия, имя, отчество гражданина, год его рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серия и номер паспорта или заменяющего его документа, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, имеющего право на участие в референдуме Республики Марий Эл, его подпись и дата ее внесения.
11. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
12. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
13. Количество представляемых для назначения референдума Республики Марий Эл подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл, может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума Республики Марий Эл, но не более чем на 25 процентов.
14. При приеме подписных листов Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл заверяет каждый подписной лист печатью и выдает уполномоченному представителю инициативной группы подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов.
15. Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл проверяет соблюдение порядка сбора подписей, достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума Республики Марий Эл, содержащихся в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов.
16. Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл вправе обратиться с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона, в соответствующие органы, которые обязаны в установленный комиссией срок сообщить комиссии о результатах проверки.
17. Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл для проведения проверки достоверности подписей участников референдума и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий по проведению референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности указанных сведений Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) участников референдума.
18. Проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона количества подписей, необходимого для назначения референдума Республики Марий Эл, и соответствующих им сведений об участниках референдума Республики Марий Эл, содержащихся в подписных листах.
19. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей участников референдума, собранных в поддержку проведения референдума Республики Марий Эл. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется Центральной комиссией референдума Республики Марий Эл. Жеребьевка проводится непосредственно после выдачи подтверждения в письменной форме приема подписных листов. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать представители инициативной группы и иных групп участников референдума Республики Марий Эл. О времени проведения проверки подписных листов Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл обязана сообщить инициативной группе и иным группам участников референдума заблаговременно.
20. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума до представления подписей в Центральную комиссию референдума Республики Марий Эл, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
21. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума Республики Марий Эл может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
22. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку проведения референдума Республики Марий Эл, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
23. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Недостоверность их устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи.
24. Недействительными подписями считаются:
а) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме Республики Марий Эл;
б) подписи участников референдума Республики Марий Эл, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел Республики Марий Эл либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи;
в) подписи участников референдума Республики Марий Эл, внесенные в подписной лист до регистрации Центральной комиссией референдума Республики Марий Эл инициативной группы;
г) подписи участников референдума Республики Марий Эл, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи участников референдума Республики Марий Эл с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено участником референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума не собственноручно;
е) подписи участников референдума Республики Марий Эл с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи участников референдума Республики Марий Эл в подписном листе, в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо, если эта подпись недостоверна, либо, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, названным уполномоченными представителями;
з) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума Республики Марий Эл с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
и) подписи участников референдума Республики Марий Эл, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи;
к) все подписи участников референдума Республики Марий Эл в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложением к настоящему Закону.
25. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
26. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
27. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл отказывает в проведении референдума.
28. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 6 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
29. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в Государственное Собрание Республики Марий Эл. Копия указанного постановления направляется также инициативной группе.
30. В случае возникновения спора о компетенции в связи с назначением референдума Республики Марий Эл данный спор разрешается в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае подготовка референдума Республики Марий Эл приостанавливается Государственным Собранием Республики Марий Эл до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.
31. В случае отказа в проведении референдума Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю инициативной группы референдума Республики Марий Эл копию своего решения с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
а) отсутствие среди представленных документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для назначения референдума;
б) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен, если представленные в поддержку инициативы проведения референдума подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
в) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей участников референдума Республики Марий Эл, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
г) несоздание инициативной группой фонда референдума Республики Марий Эл;
д) использование инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума Республики Марий Эл, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
е) превышение инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума Республики Марий Эл, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, размера расходования из фонда референдума Республики Марий Эл более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
ж) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода инициативной группой пункта 1 статьи 40 настоящего Закона;
з) использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ должностного или служебного положения.
32. Перечень оснований отказа в проведении референдума Республики Марий Эл, установленный пунктом 31 настоящей статьи, является исчерпывающим.
33. В случае принятия Центральной комиссией референдума Республики Марий Эл решения об отказе в проведении референдума Республики Марий Эл по предложенному для вынесения на референдум вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума Республики Марий Эл по аналогичному вопросу.
34. В случае, если Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.