Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Закону Республики Марий Эл
"О межбюджетных отношениях
в Республике Марий Эл"
от 6 июля 2005 г. N 26-З
Методика
расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений Республики Марий Эл
Методика расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений (далее - Методика) включает следующие этапы:
1) расчет бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района;
2) расчет распределения дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений.
Основные понятия и определения, используемые в настоящей Методике
Бюджетная обеспеченность поселения - отношение индекса доходного потенциала к индексу бюджетных расходов поселения.
Индекс доходного потенциала поселения - отношение доходного потенциала поселения в расчете на одного жителя к аналогичному показателю в среднем по поселениям, входящим в состав данного муниципального района.
Доходный потенциал поселения - оценка доходов, которые могут быть получены бюджетом поселения исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы из налоговых источников, закрепленных за этим поселением, с учетом субвенций из бюджетов поселений в республиканский бюджет Республики Марий Эл и дотаций в бюджеты поселений из республиканского фонда финансовой поддержки поселений.
Индекс бюджетных расходов поселения показывает, насколько больше (меньше) средств бюджета поселения в расчете на душу населения по сравнению со средним по всем поселениям муниципального района уровнем необходимо затратить для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселения с учетом специфики социально-демографического состава обслуживаемого населения и иных объективных факторов, влияющих на стоимость предоставляемых бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
Расчет бюджетной обеспеченности поселения
Бюджетная обеспеченность поселения рассчитывается по следующей формуле:
БО = ИДП / ИБР ,
j j j
где:
БО - бюджетная обеспеченность j-го поселения;
j
ИДП - индекс доходного потенциала j-го поселения;
j
ИБР - индекс бюджетных расходов j-го поселения.
j
Расчет индекса доходного потенциала поселения
Индекс доходного потенциала поселения рассчитывается по следующей формуле:
ИДПj = {HПj - СПj + ДПj) / Hacj} / (НП / Нас),
где:
ИДПj - индекс доходного потенциала j-ого поселения;
HПj - налоговый потенциал j-ого поселения, входящего в состав данного муниципального района;
СПj - субвенции, перечисляемые из бюджета j-ого поселения муниципального района в республиканский бюджет Республики Марий Эл согласно приложению N 5 к Закону;
ДПj - дотации в бюджет j-ого поселения муниципального района из республиканского фонда финансовой поддержки поселений Республики Марий Эл;
Hacj - численность населения j-ого поселения, входящего в состав данного муниципального района;
НП - суммарный налоговый потенциал всех поселений, входящих в состав данного муниципального района;
Нас - суммарная численность населения муниципального района Республики Марий Эл.
Определение налогового потенциала бюджетов поселений производится с учетом действующего на момент расчета бюджета бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл и вносимых и предполагаемых изменений в законодательство.
Расчет налогового потенциала поселения производится по репрезентативной системе налогов в разрезе отдельных видов налогов исходя из базы налогообложения поселения, входящего в состав муниципального района, прогноза поступления данного налога с территории всех поселений, входящих в состав муниципального района, и в консолидированный бюджет Республики Марий Эл, а также нормативов отчислений от налогов в бюджеты поселения.
Репрезентативная система налогов включает основные налоги, зачисляемые в бюджеты поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Марий Эл "О регулировании бюджетных правоотношений в Республике Марий Эл".
К основным видам репрезентативных налогов в настоящей Методике относятся:
налог на доходы физических лиц;
налог на имущество физических лиц;
единый сельскохозяйственный налог;
земельный налог.
Прочие виды налогов и сборов не включены в репрезентативную систему и не учитываются при расчете бюджетной обеспеченности поселений.
Для оценки налогового потенциала по репрезентативным налогам используются показатели, представляемые администраторами указанных доходных источников - федеральными органами государственной власти (по согласованию), республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами, уполномоченными указанными органами, и центрами ответственности за реализацию функции государственного управления, определенными законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл на текущий год, а также данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, отчетные данные Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о фактических налоговых поступлениях, базах и ставках налогообложения в базовом и текущем периодах.
Таблица 1
Состав
репрезентативной системы налогов для оценки налогового потенциала поселений, входящих в состав муниципального района
Налог на доходы физических лиц | Фонд оплаты труда или среднедушевые доходы населения |
Налог на имущество физических лиц | Стоимость имущества физических лиц |
Земельный налог | Площадь земель с учетом их кадастровой стоимости |
Единый сельскохозяйственный налог | Совокупный доход или валовая выручка субъектов предприниматель- ской деятельности, объем выпуска сельскохозяйственной продукции, площадь земель с учетом кадастровой стоимости, численность сельского населения |
Прогноз поступлений по каждому виду репрезентативных налогов рассчитывается в соответствии с Методикой формирования прогноза доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл согласно приложению N 1 к Закону.
Оценка налогового потенциала по видам налогов по поселению производится исходя из предположения одинаковой собираемости налога с налоговой базы в среднем по муниципальному району республики или средней репрезентативной налоговой ставке.
Средняя репрезентативная налоговая ставка рассчитывается как отношение между прогнозируемыми налоговыми поступлениями и налоговой базой данного налога по формуле:
PCi = ПДi / HБi,
где:
PCi - средняя репрезентативная налоговая ставка по i-му налогу;
ПДi - прогноз доходов по i-му налогу с территории всех поселений данного муниципального района в консолидированный бюджет Республики Марий Эл;
НБi - суммарная по республике налоговая база i-го налога всех поселений данного муниципального района.
Расчет налогового потенциала по j-му поселению по i-му репрезентативному налогу производится путем умножения налоговой базы по i-му налогу на среднюю репрезентативную налоговую ставку и норматив отчислений в бюджет поселения по формуле:
НПij = HБij x Нормi х PCi,
где:
HПij - налоговый потенциал j-го поселения по i-му виду репрезентативного налога;
Нормi - норматив отчислений в бюджет поселения по i-му налогу в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В конечном итоге формула для расчета налогового потенциала поселения по каждому репрезентативному налогу будет иметь вид:
НПij = HБij х Нормi х ПДi / НБi.
Налоговый потенциал поселения равен сумме потенциалов по отдельным налогам и определяется по формуле:
HПj = сумма НПij,
где:
НПj - сумма налоговых потенциалов по видам налогов по j-му поселению.
Рассчитанный налоговый потенциал не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов поселения и используется только для расчета индекса доходного потенциала и сравнения бюджетной обеспеченности поселения в расчете на душу населения или в абсолютном размере в целях межбюджетного регулирования.
Расчет индекса бюджетных расходов поселений
Для оценки относительных различий в расходных обязательствах поселений используется репрезентативная система расходных обязательств, которая включает основные виды расходных обязательств, связанные с решением вопросов местного значения поселений. Указанные вопросы местного значения перечислены в таблице 2.
Индекс бюджетных расходов поселений рассчитывается по следующей формуле:
ИБР = сумма а х ИБР ,
j i i ji
где:
ИБР - индекс бюджетных расходов поселений;
j
сумма - знак суммирования;
i
a - доля i-го вида расходных обязательств, входящего в состав
i
репрезентативной системы расходов бюджетов поселений, согласно таблице 2;
ИБР - индекс бюджетных расходов j-го поселения по i-му виду
ji
расходов репрезентативной системы расходных обязательств.
Индекс бюджетных расходов поселения по отдельному виду расходных обязательств рассчитывается по следующей формуле:
1 n 1 n
ИБР = (П х K х ... х К / H ) / сумма (П x K x ... x К / H ),
ji ji ji ji j j ji ji ji j
где:
ИБР - индекс бюджетных расходов j-го поселения по i-му виду
ji
расходных обязательств;
П - численность потребителей бюджетных услуг j-го поселения по
ji
i-му виду расходных обязательств, входящему в состав репрезентативной
системы расходных обязательств, согласно таблице 2;
1 n
K , ..., К - коэффициенты удорожания стоимости предоставления
ji ji
бюджетных услуг, отражающие факторы, влияющие на стоимость
предоставляемых бюджетных услуг по i-му виду расходов репрезентативной
системы расходных обязательств в расчете на одного жителя в j-м
поселении;
H - численность постоянного населения j-го поселения, входящего в
j
состав данного муниципального района;
сумма - знак суммирования.
j
Для оценки относительных различий в расходных потребностях численность потребителей бюджетных услуг каждого поселения по видам расходных обязательств репрезентативной системы расходных обязательств корректируется на коэффициенты, отражающие социально-экономические, географические и иные объективные факторы, влияющие на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
В настоящей Методике применяются следующие коэффициенты удорожания:
1) коэффициент масштаба:
М
К = (0,6 х Н + 0,4 х Н ) / Н ,
j j ср j
где:
М
K - коэффициент масштаба в j-м поселении;
j
H - численность постоянного населения j-го поселения;
j
Н - средняя численность постоянного населения поселений, входящих
ср
в состав территории данного муниципального района;
2) коэффициент уровня урбанизации:
У
К = 1 + УВГ ,
j j
где:
У
K - коэффициент уровня урбанизации j-го поселения;
j
УВГ - удельный вес городского населения j-го поселения;
j
3) коэффициент стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг населению:
ЖКУ
К = СЖКУ / СЖКУ,
j j
где:
ЖКУ
К - коэффициент стоимости предоставления жилищно-коммунальных
j
услуг населению j-го поселения;
СЖКУ - региональный стандарт предельной стоимости предоставления
j
жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в
месяц в j-м поселении в планируемом году;
СЖКУ - федеральный стандарт предельной стоимости предоставления
жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в
месяц в Республике Марий Эл в планируемом году;
4) коэффициент стоимости предоставления коммунальных услуг бюджетным учреждениям:
КУ вод вод тепл тепл
K = 0,9 + 0,1 х (0,2 х Т / Т + 0,6 х T / Т + 0,2 х
j j j
электр электр
х Т / Т ),
j
где:
КУ
K - коэффициент стоимости предоставления коммунальных услуг
j
бюджетным учреждениям в j-м поселении;
вод
Т - тариф на водоснабжение для бюджетных учреждений,
j
рекомендуемый для j-го поселения;
вод
Т - тариф на водоснабжение для бюджетных учреждений,
рекомендуемый для соответствующего муниципального района;
тепл
Т - тариф на теплоснабжение для бюджетных учреждений,
j
рекомендуемый для j-го поселения;
тепл
Т - тариф на теплоснабжение для бюджетных учреждений,
рекомендуемый для соответствующего муниципального района;
электр
Т - тариф на электроэнергию для бюджетных учреждений,
j
рекомендуемый для j-го поселения;
электр
Т - тариф на электроэнергию для бюджетных учреждений,
рекомендуемый для соответствующего муниципального района.
Перечень вопросов местного значения поселений, определяющих структуру репрезентативной системы расходных обязательств, а также перечень показателей, определяющих потребителей бюджетных услуг и применяемые к ним коэффициенты удорожания, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Вопросы
местного значения, определяющие структуру репрезентативной системы расходных обязательств бюджетов поселений и показатели для расчета их индекса бюджетных расходов
Вопросы местного значения | Показатель, характери- зующий по- требителей бюджетных услуг |
Источ- ник инфор- мации |
Применяемый коэф- фициент удорожания |
Доля вида расхо- дов в репре- зента- тивной систе- ме, про- центов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Формирование, утвержде- ние, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюд- жета |
численность постоянного населения поселений |
Мари- стат |
коэффициент масшта- М ба, К |
А1 |
Организация в границах поселения электро-, теп- ло -, газо- и водоснабже- ния населения, водоотве- ния, снабжения населения топливом |
численность постоянного населения поселений |
Мари- стат |
коэффициент уровня У урбанизации, К ; коэффициент стои- мости предоставле- ния жилищно-комму- нальных услуг насе- ЖКУ лению, К |
А2 |
Организация библиотечного обслуживания населения |
численность постоянного населения поселений |
Мари- стат |
коэффициент масшта- М ба, К ; коэффициент стои- мости предоставле- ния коммунальных услуг бюджетным уч- КУ реждениям, К |
А3 |
Создание условий для ор- ганизации досуга и обес- печения жителей поселения услугами организаций культуры |
численность постоянного населения поселений |
Мари- стат |
коэффициент масшта- М ба, К ; коэффициент стои- мости предоставле- ния коммунальных услуг бюджетным уч- КУ реждениям, К |
А4 |
Обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физи- ческой культуры и спорта |
численность постоянного населения поселений |
Мари- стат |
коэффициент масшта- М ба, К ; коэффициент уровня У урбанизации, К |
А5 |
Организация благоустройс- тва и озеленения террито- рии поселения, использо- вания и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунк- тов поселения |
численность постоянного населения поселений |
Мари- стат |
коэффициент масшта- М ба, К ; коэффициент уровня У урбанизации, К |
А6 |
Организация освещения улиц и установки указате- лей с названиями улиц и номерами домов |
численность постоянного населения поселений |
Мари- стат |
коэффициент уровня У урбанизации, К |
А7 |
Иные вопросы местного значения поселений |
численность постоянного населения поселений |
Мари- стат |
коэффициент уровня У урбанизации, К |
А8 |
Рассчитанные оценки индекса бюджетных расходов не являются планируемыми или рекомендуемыми показателями, определяющими расходы бюджетов поселений, и используются только для расчета бюджетной обеспеченности поселений в целях межбюджетного регулирования.
Распределение средств районного фонда финансовой поддержки поселений
Структура районного фонда финансовой поддержки поселений представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура
районного фонда финансовой поддержки поселений
(процентов)
Наименование частей фонда | Годы | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (первая часть дотации) |
80 | 85 | 95 | 100 |
Компенсация потерь бюджетов поселений, возможных в связи с переходом к расчету дотаций в соответствии с настоящей Методикой |
20 | 15 | 5 | 0 |
Размер дотации поселению из районного фонда финансовой поддержки поселений рассчитывается по следующей формуле:
Дот(Р) = Дот(Р1) + Дот(Р2) ,
j j j
где:
Дот(Р) - общий размер дотации j-му поселению из районного фонда
j
финансовой поддержки поселений;
Дот(Р1) - размер первой части дотации j-му поселению из районного
j
фонда финансовой поддержки поселений;
Дот(Р2) - размер второй части дотации j-му поселению из районного
j
фонда финансовой поддержки поселений.
Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
Первая часть районного фонда финансовой поддержки поселений распределяется между поселениями, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень бюджетной обеспеченности, соответствующий среднему уровню расходных обязательств поселений в планируемом году.
Расчет размера дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений производится по следующей формуле:
Дот(Р1) = k х РФФПП х T / Т,
j j
где:
Дот(Р1) - размер первой части дотации j-му поселению из районного
j
фонда финансовой поддержки поселений;
k - доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
в общем объеме районного фонда финансовой поддержки поселений согласно
таблице 3;
РФФПП- общий объем районного фонда финансовой поддержки поселений в
данном муниципальном районе;
T - объем средств, необходимый для доведения бюджетной
j
обеспеченности j-го поселения до уровня, соответствующего среднему уровню
расходных обязательств поселений в планируемом году;
Т - суммарный объем средств, необходимый для доведения бюджетной
обеспеченности поселений, входящих в состав данного муниципального
района, до уровня, соответствующего среднему уровню расходных
обязательств поселений в планируемом году.
Объем средств, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности поселения до уровня, соответствующего среднему уровню расходных обязательств поселений в планируемом году, рассчитывается по следующей формуле:
пмр пмр
T = (ПД / Н) х (БО - БО ) х ИБР x Н ,
j j j j
где:
T - объем средств, необходимый для доведения уровня бюджетной
j
обеспеченности j-го поселения до уровня, соответствующего среднему уровню
расходных обязательств поселений в планируемом году;
пмр
ПД - прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджетов поселений,
входящих в состав данного муниципального района, в планируемом году;
Н - численность постоянного населения данного муниципального района;
пмр
БО - уровень бюджетной обеспеченности, соответствующий среднему
уровню расходных обязательств поселений, входящих в состав данного
муниципального района, в планируемом году;
БО - бюджетная обеспеченность j-го поселения;
j
ИБР - индекс бюджетных расходов j-го поселения;
j
Н - численность постоянного населения j-го поселения.
j
Уровень бюджетной обеспеченности, соответствующий среднему уровню расходных обязательств поселений, входящих в состав данного муниципального района, в планируемом году рассчитывается по следующей формуле:
пмр пмр пмр
БО = (ПД - СП + Дот(П) + РФФПП) / (ПД - СП + Дот(П)),
где:
пмр
БО - уровень бюджетной обеспеченности, соответствующий среднему
уровню расходных обязательств поселений, входящих в состав данного
муниципального района, в планируемом году;
пмр
ПД - прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджетов поселений,
входящих в состав данного муниципального района, в планируемом году;
СП - общий размер субвенций из бюджетов поселений, входящих в состав
данного муниципального района, в республиканский бюджет Республики Марий
Эл, утвержденный законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете
Республики Марий Эл на соответствующий год;
Дот(П) - общий расчетный размер дотаций бюджетам поселений, входящим
в состав данного муниципального района, из республиканского фонда
финансовой поддержки поселений, утвержденный законом Республики Марий Эл
о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий год;
РФФПП - общий объем районного фонда финансовой поддержки поселений в
данном муниципальном районе.
Расчет дотаций для компенсации потерь в связи с переходом к расчету дотаций в соответствии с настоящей Методикой
Вторая часть республиканского фонда финансовой поддержки поселений образуется только на период перехода к расчету дотаций в соответствии с настоящей Методикой и распределяется между поселениями, объем расчетных доходов которых с учетом распределения первой части районного фонда финансовой поддержки поселений ниже их расчетных расходов в текущем году.
Размер дотации, предназначенной для компенсации поселению, рассчитывается по формуле:
Дот(Р1)
Дот(Р2) = ПP х (K - РД / ПР ),
j j max j j
где:
Дот(Р2) - размер дотации, предназначенной для компенсации j-му
j
поселению;
ПР - прогнозируемые расходы j-го поселения, связанные с решением
j
вопросов местного значения поселения, в планируемом году;
К - максимальный уровень, до которого возможно обеспечение
max
компенсации снижения расчетных доходов поселений по отношению к их
расчетным расходам в текущем году;
Дот(Р1)
РД - расчетные доходы j-го поселения с учетом дотации на
j
выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Дотация на компенсацию поселению не предоставляется, если отношение его расчетных доходов в планируемом году с учетом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и расходов, связанных с решением вопросов местного значения поселений, в последнем отчетном году превышает указанный максимальный уровень.
Расчетные доходы поселения с учетом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений рассчитываются по следующей формуле:
Дот(Р1) п
РД = (ПД / Н) х БО х ИБР х Н + Дот(Р1) ,
j j j j j
где:
Дот(Р1)
РД - расчетные доходы j-го поселения с учетом дотации на
j
выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
п
ПД - прогноз суммарных налоговых и неналоговых доходов бюджетов
поселений, входящих в состав муниципального района, в планируемом году;
Н - численность постоянного населения Республики Марий Эл;
БО - бюджетная обеспеченность j-го поселения;
j
ИБР - индекс бюджетных расходов j-го поселения;
j
H - численность постоянного населения j-го поселения;
j
Дот(Р1) - размер первой части дотации j-му поселению из районного
j
фонда финансовой поддержки поселений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.