Настоящий закон определяет порядок лицензирования природопользования (объектов), а также выбросов (сбросов, размещения отходов), загрязняющих веществ в окружающую природную среду и распространяется на все субъекты хозяйственной деятельности на территории Республики Марий Эл независимо от форм собственности, места регистрации, включая юридические лица и граждан Российской Федерации и иностранных государств, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами и законодательными актами Республики Марий Эл и Российской Федерации.
I. Общие положения
Статья 1. Основные термины и определения
Лицензия - разрешение, выдаваемое Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл или другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды на право пользования природными ресурсами (природопользование).
Предельно допустимый выброс - это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающих приземную концентрацию, не превышающую их предельно допустимые концентрации для населения, растительного и животного мира.
Предельно допустимый сброс - это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.
Специальное водопользование - пользование водными объектами или их частью для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского и рыбного хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава и для иных государственных и общественных надобностей, а также для сброса сточных вод.
Под природопользованием понимается любая хозяйственная и иная деятельность, с использованием природных ресурсов или оказывающая влияние на состояние окружающей природной среды.
Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.) обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории.
Лицензия на отдельные виды природопользования устанавливает экологические требования и ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности природопользователем на соответствующей территории.
Лицензия на комплексное природопользование объединяет лимиты на отдельные виды природопользования в систему экологических ограничений, исходя из экологических, санитарно-гигиенических и иных требований.
Статья 2. Законодательство о лицензировании природопользования
Отношения между Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл, другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и природопользователем при выдаче лицензий на природопользование регулируется настоящим Законом, Законом Республики Марий Эл "О недрах", иными законодательными актами Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы лицензирования природопользования
Принципами лицензирования природопользования являются:
- приоритет охраны и воспроизводства природных ресурсов;
- сочетание экологических и экономических интересов республики;
- обеспечение рационального использования природных ресурсов;
- межреспубликанское, межобластное и международное сотрудничество в области охраны природной среды;
- строгое соблюдение требований природоохранного законодательства.
Статья 4. Право на пользование природными ресурсами
Право на пользование природными ресурсами возникает со дня получения лицензии на природопользование и заканчивается и указанный в лицензии срок.
Лицензия на право пользования природными ресурсами не может передаваться другому физическому или юридическому лицу.
До истечения установленного срока действия лицензии на природопользование (но не позднее чем за месяц до конца срока) пользователь обращается в Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл или специально уполномоченные государственные органы с ходатайством о продлении ее срока действия.
Статья 5. Виды природопользований, подлежащих лицензированию
Лицензированию подлежат следующие виды природопользования:
выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов;
пользование растительным и животным миром;
пользование рыбохозяйственными водоемами и рыбными запасами, за исключением находящихся в собственности колхозов, совхозов и других предприятий;
пользование недрами;
ввоз и вывоз сырья, материалов, ресурсов растительного и животного происхождения;
комплексное природопользование.
Статья 6. Специально уполномоченные государственные органы в области лицензирования природопользования
В соответствии с действующим законодательством специально уполномоченными государственными органами в области лицензирования природопользования являются:
Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл - выдает лицензии на выброс (сброс) загрязняющих веществ в окружающую среду, захоронение (складирование) промышленных и коммунально-бытовых отходов, специальное водопользование, пользование растительным и животным миром, ввоз и вывоз сырья, материалов и ресурсов растительного и животного происхождения, комплексное природопользование;
Министерство геологии Республики Марий Эл - выдает лицензии на право, пользования недрами;
Марийская республиканская инспекция рыбоохраны "Средневолжскрыбвод" - выдает лицензии на пользование рыбохозяйственными водоемами и рыбными запасами.
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Марий Эл
К компетенции Правительства Республики Марий Эл в области лицензирования природных ресурсов относятся:
определение лимитов на природопользование по административным районам по годам в соответствии с утвержденной программой на природопользование;
координация деятельности специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды в вопросах лицензирования природопользования;
осуществление реализации экологической политики в области лицензирования природопользования;
установление единого перечня лицензируемых товаров и природных ресурсов.
II. Порядок лицензирования использования природных ресурсов. Права и обязанности природопользователя
Статья 8. Порядок выдачи лицензий
Лицензию на природопользование выдают специально уполномоченные государственные органы в области лицензирования в соответствии со статьей 6 настоящего Закона по согласованию с администрациями районов и городов и соответствующими органами государственного надзора.
Природопользователь, заинтересованный в использовании природных ресурсов, обращается в специально уполномоченный государственный орган с заявкой на природопользование и прилагаемым к ней проектом намечаемой хозяйственной деятельности.
Министерство экологии и природопользования республики организует проведение экологической экспертизы, обеспечивает рассмотрение на конкурсной основе поданных заявок.
За выдачу лицензий взимается плата в порядке и размере, определяемом Правительством Республики Марий Эл.
Основанием для выдачи лицензии является положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Статья 9. Содержание лицензии
В лицензию на природопользование включаются:
перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы из расхода и изъятия;
нормативы платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов;
экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
сроки действия установленных экологических ограничений;
виды ответственности пользователей за нарушение требований и условий, содержащихся в лицензии.
Статья 10. Права и обязанности природопользователя
Юридические и физические лица, в том числе иностранные, имеют право на природопользование.
Природопользователи обязаны:
принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные в лицензии условия природопользования.
Природопользователь имеет право:
требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов;
требовать в административном или судебном порядке отмены незаконных решений об отказе в выдаче, приостановлении действия или лишения лицензии на природопользование;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суд иски о возмещении потерь при отказе в выдаче лицензий на природопользование.
Статья 11. Рассмотрение заявки на природопользование и выдачи лицензий
Заявки на природопользование рассматриваются в месячный срок при наличии согласований условий природопользования с соответствующими органами государственного надзора:
Марийским республиканским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерством геологии Республики Марий Эл;
Марийским управлением водных ресурсов;
Комитетом по лесному хозяйству Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл;
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Республики Марий Эл;
Управлением охотничьего хозяйства Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл.
Статья 12. Основания для отказа в выдаче лицензии
Основанием для отказа в выдаче лицензий являются:
1) на выброс загрязняющих веществ в атмосферу - отсутствие у заявителя утвержденного норматива предельно допустимых выбросов в атмосферу, систематическое невыполнение воздухоохранных мероприятий, неправильная эксплуатация пылегазоочистных установок;
2) на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов - сообщение недостоверных данных о составе отходов;
3) на специальное водопользование - не соблюдение водопользователем действующих норм и правил в области использования и охраны вод, забор воды свыше установленных лимитов, отсутствие или неэффективная работа очистных и других водоохранных сооружений, неудовлетворительное техническое состояние водохозяйственных и водоохранных сооружений, загрязнение водных объектов;
4) на пользование растительным и животным миром - отсутствие утвержденного лимита пользования растительным и животным миром, грубое нарушение правил добычи животных, заготовки растительного сырья, отнесение растений и животных к числу редких и исчезающих видов;
5) на пользование рыбохозяйственными водоемами и рыбными запасами в случаях:
передачи водоема или части в пользование другому природопользователю, освоения или распределения между природопользователями утвержденного лимита (квоты) вылова рыбы на данном водоеме, расположения водоема на охраняемой территории, придания водоему статуса памятника природы, отсутствие договора на аренду рыбохозяйственного водоема;
6) на ввоз и вывоз сырья, материалов, ресурсов растительного и животного происхождения - отсутствие гигиенического сертификата на качество вывозимого или ввозимого сырья, материалов, ресурсов растительного и животного происхождения, экологического сертификата на содержание тяжелых металлов, радиоактивных элементов, вредных для окружающей природной среды веществ, использование которых может привести к ухудшению качества природных ресурсов и окружающей природной среды;
7) на комплексное природопользование - отсутствие лицензии на отдельный вид природопользования, санитарно-гигиенических и иных требований по отдельным видам природопользования, искажение данных по использованию природных ресурсов.
Статья 13. Пересмотр условий природопользования, определенных лицензией
Условия природопользования, определенные лицензией, пересматриваются в случае:
катастрофического, аварийного ухудшения состояния окружающей среды в регионе по независящим от природопользователя причинам;
изменения номенклатуры продукции и технологий, вызывающие отрицательное воздействие на качество окружающей среды, не предусмотренного действующим разрешением, в месячный срок после представления подтверждающих материалов;
изменения действующих нормативов природопользования.
Условия природопользования пересматриваются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в двухмесячный срок.
Статья 14. Основания прекращения действия лицензий на природопользование
Основаниями прекращения действия лицензий на природопользование являются:
ликвидация или консервация предприятия, организации, учреждения;
истечение срока действия лицензии на природопользование;
нецелевое использование природных ресурсов;
отказ от надобности в природопользовании;
нарушение действующего законодательства, норм и правил эксплуатации объектов, условий природопользования, установленных лицензией.
В случаях, указанных в части I настоящей статьи, Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл или соответствующий уполномоченный орган выдает предписание о прекращении действия лицензии на природопользование. С момента выдачи предписания природопользователь приостанавливает пользование природными ресурсами до устранения указанных в предписании недостатков и возмещения пользователем причиненного ущерба.
При неустранении недостатков, указанных в предписании в течение трех месяцев, лицензия на природопользование изымается, природопользователь лишается права пользования природными ресурсами.
Статья 15. Контроль за выполнением условий природопользования
Контроль за выполнением условии природопользования, установленных в лицензии, осуществляется Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл, а также соответствующими уполномоченными органами в соответствии с законодательством.
Статья 16. Учет лицензии
Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, печатаются типографским способом, имеют серию и номер.
Корешки лицензий совместно с заявками на выдачу лицензии хранятся в органе, выдавшем лицензию.
III. Порядок согласования условий и выдачи лицензий на различные виды природопользования
Статья 17. Порядок выдачи лицензий на выбросы вредных веществ в атмосферу.
Лицензия на выброс загрязняющих веществ в атмосферу для действующих предприятий выдается Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл на основании утвержденных лимитов выбросов загрязняющих веществ:
- при достигнутых нормативах предельно-допустимых выбросов (если не планируется реконструкция, изменение технологии существующих производств и увеличение объема производства продукции) на срок до трех лет;
- с учетом выполнения мероприятий, необходимых для поэтапного достижения предельно допустимых выбросов - сроком до одного года;
- для предприятий, имеющих выбросы вредных веществ 3 и 4 классов опасности, создающих в приземном слое концентрации, значительно ниже предельно-допустимых концентраций с учетом фона (если не планируется реконструкция, расширение производств, изменение технологии) - на срок до пяти лет.
Разрешается выдача временной лицензии на выброс на срок в соответствии с планом-графиком разработки нормативов предельно-допустимых выбросов в случаях:
если предприятие еще не приступило к инвентаризации выбросов, но заключило договор на ее проведение с соответствующей организацией;
если предприятие приступило к проведению инвентаризации выбросов в атмосферу, но их качественный и количественный состав еще не определен;
если предприятием проведена инвентаризация выбросов и оно приступило к разработке нормативов предельно-допустимых выбросов.
Выдача лицензии на выброс загрязняющих веществ осуществляется на основании соответствующей заявки после представления предприятиями (объединениями) нормативов предельно допустимых выбросов и следующих материалов:
- утвержденных лимитов предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу на текущий год и на пятилетку с планом мероприятий по их достижению;
- плана мероприятий по предотвращению залповых выбросов (для предприятий, технология которых допускает такие выбросы);
- плана мероприятий по предотвращению возможных аварийных ситуаций или ликвидации их последствий;
- плана мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- плана (графика) ведомственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов) на предприятии, в котором должны быть отражены: привлекаемые силы и средства, наличие и оснащение точек отбора проб промышленных выбросов, оценка точности измерения метода, периодичность контроля и отчетности.
Статья 18. Порядок выдачи лицензий на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов
Выдача лицензий на захоронение (складирование) отходов на специально предназначенных для этого полигонах, хвосто-, золошламохранилищах и других накопителях, для промышленных, твердых бытовых и иных отходов производится Министерством экологии и природопользования, а при подземном захоронении - Министерством геологии Республики Марий Эл.
Для получения лицензии на захоронение (складирование) отходов предприятие обязано представить следующие документы:
заявку на захоронение (складирование) отходов;
перечень отходов, образующихся на предприятии;
договор с администрацией полигона - в случае, если отходы направляются на полигон, предназначенный для захоронения (складирования) отходов различных предприятий;
заключение специализированной научно-исследовательской организации о технической невозможности обезвреживания и использования отходов.
При рассмотрении заявки на захоронение (складирование) отходов определяются (учитываются) возможности предприятия по уменьшению количества или степени опасности отходов путем внедрения малоотходных и безотходных технологий и методов использования отходов.
В случае захоронения (складирования) отходов первого и второго классов опасности специально уполномоченные органы проводят экологическую экспертизу для установления возможности захоронения этих отходов на конкретном объекте с учетом предотвращения их вредного влияния на окружающую природную среду и состояние здоровья населения.
Лицензия на захоронение (складирование) отходов выдается по установленной форме сроком на три года.
Статья 19. Порядок выдачи лицензий на специальное водопользование
Выдача лицензии на специальное водопользование осуществляется Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл на основе схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов, правил и нормативов использования вод, удельных показателей на единицу продукции и сравнения их с зарубежными аналогами, данных государственного учета вод и их использования. В указанных лицензиях устанавливаются лимиты забора воды из водных объектов, предельно допустимый сброс загрязняющих воду веществ, утвержденный лимит сброса загрязняющих веществ.
Лимиты забора воды из подземных горизонтов определяются в лицензии, выдаваемой Министерством геологии Республики Марий Эл в соответствии с Законом Республики Марий Эл "О недрах".
Специальное водопользование по водным объектам, находящимся на территории двух или нескольких республик, областей осуществляется по соглашению между ними.
Лицензия на специальное водопользование выдается сроком на три года.
Статья 20. Порядок выдачи лицензий на пользование недрами
Порядок выдачи лицензий на пользование недрами устанавливается Законом Республики Марий Эл "О недрах".
Статья 21. Порядок выдачи лицензий на пользование растительными ресурсами
Растительные ресурсы могут предоставляться в постоянное или временное пользование.
Предоставление растительных ресурсов в постоянное пользование осуществляется в порядке отвода земель по согласованию с Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл и удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования землей, выданной районной или городской администрацией.
Во временное пользование растительные ресурсы предоставляются на условиях аренды или по выданным специальным разрешениям (лесорубочный билет, лесной билет, заготовительный билет на дикорастущее сырье, лицензия на заготовку дикорастущей продукции, промысловый билет на добывание водных растений и др.) республиканским органом лесного хозяйства.
Виды и сроки лесных пользований регламентируются статьями 38, 39 Лесного кодекса Республики Марий Эл.
В случае, когда природопользователь вводит земли государственного лесного фонда с целью комплексного ведения хозяйства (заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, побочное пользование, пользование лесным фондом в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных целях, пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства и рыболовства) право пользования землями лесного фонда наступает с момента получения лицензии на комплексное природопользование.
Лицензия на пользование, добывание и вывоз из Республики Марий Эл видов растений, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл, выдается Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл.
Статья 22. Порядок выдачи лицензий на пользование животным миром
Перечень видов пользовании# животным миром, на которые выдаются лицензии, утверждается Правительством Республики Марий Эл.
Лицензии выдаются Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл на:
- пользование животным миром в целях производства охоты;
- добывание животных, не относящихся к объектам охоты;
- добывание животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности;
- пользование животным миром в научно-исследовательских, культурно-просветительных, рекреационных и иных целях.
Пользование животным миром для нужд охотничьего хозяйства предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами осуществляется на основании предоставленного им в установленном порядке права ведения охотничьего хозяйства в соответствующих границах охотничьих угодий в форме аренды.
Предоставление угодий как среды обитания растений и животных с целью их хозяйственного использования, во владение и пользование осуществляется в порядке отвода на основании решений районных и городских администраций при согласовании с Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл.
Арендой ресурсов животного мира являются юридическое закрепление за арендатором территории как среды обитания диких животных, для целей их хозяйственного использования и охраны в форме ведения охотничьего хозяйства.
На территории (угодьях), закрепленной за первичным природопользователем, порядок предоставления вторичного пользования ресурсами животного мира регламентируется с учетом установленных экологических ограничений, самим владельцем, пользователем в соответствии с условиями владения пользования, указанным в удостоверяющих это право документах (государственный акт, договор аренды и др.).
Выдача лицензий на добычу диких животных осуществляется на основе правил и сроков соответствующего использования животных, данных государственного учета и нормативов (лимитов, квот и др.) добычи, устанавливаемых в качестве предельных экологических ограничений.
Перечень видов животных, подлежащих хозяйственному использованию с введением лимитов (квот), устанавливается Правительством Республики Марий Эл.
Лицензии на добывание и вывоз за пределы республики видов животных, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл, на добычу (в порядке регулирования численности и выбраковки) животных на территории государственных заповедников, республиканских заказников, природных национальных парков и других охраняемых природных объектов, вне зависимости от их ведомственной подчиненности, выдаются Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл.
Статья 23. Порядок выдачи лицензий на пользование рыбохозяйственными водоемами и рыбными запасами
Лицензии на пользование рыбохозяйственными водоемами в целях рыборазведения, ведения на них промыслового и любительского лова рыбы выдаются Республиканским органом рыбоохраны сроком на пять лет.
Основанием для выдачи лицензии является договор на аренду рыбохозяйственных водоемов между Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл и природопользователем в соответствии с лимитом (квотой) вылова рыбы, устанавливаемым на каждый календарный год.
Промысловый и любительский лов рыбы по лицензиям осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Порядок и условия промыслового и любительского лова рыбы сетными орудиями лова устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.
Лицензии на лов рыбы для научно-исследовательских и иных целей (акклиматизации, зарыбления, рыборазведения, контрольного лова и др.) выдаются Республиканским органом рыбоохраны по согласованию с Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл.
Статья 24. Порядок выдачи лицензии на ввоз и вывоз сырья, материалов, ресурсов растительного и животного происхождения
Лицензии на ввоз и вывоз сырья, материалов, ресурсов растительного и животного происхождения выдаются Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, по согласованию с органами госсанэпиднадзора.
На ввозимые и вывозимые сырье, материалы, ресурсы растительного и животного происхождения устанавливаются обязательные требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья людей, окружающей среды.
Перечень ввозимого и вывозимого сырья, материалов, ресурсов растительного и животного происхождения, подлежащих лицензированию, устанавливается Правительством Республики Марий Эл.
Статья 25. Ответственность за несоблюдение установленного порядка выдачи лицензий на природопользование#
Лицензии на комплексное природопользование выдаются Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл сроком на пять лет.
Основанием выдачи являются специальные лицензии на отдельные виды природопользования, выдаваемые в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Статья 26. Ответственность за несоблюдение установленного порядка выдачи лицензий на природопользование
Несоблюдение установленного порядка выдачи лицензий на природопользование должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
Статья 27. Порядок разрешения споров между природопользователем и органом, выдавшим лицензию
Разногласия, возникающие при выдаче, пересмотре условий природопользования, прекращения действия лицензии на природопользование рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных сторон.
Если комиссия не приходит к согласованному решению, то споры разрешаются в судебном порядке.
Статья 28. Платность использования природных ресурсов
В соответствии с лицензией на природопользование с предприятий, объединений, организаций и учреждений (вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности), а также с граждан, использующих природные ресурсы или оказывающих воздействие на окружающую природную среду, взимается в установленном порядке плата за использование природных ресурсов и платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.
Президент
Республики Марий Эл |
В.Зотин |
г.Йошкар-Ола
15 февраля 1994 года
N 28а-III
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Марий Эл от 15 февраля 1994 г. N 28а-III "О лицензировании природопользования"
Текст Закона опубликован в Ведомостях Государственного Собрания Республики Марий Эл, 1994 г., N 2, ст.32
Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2001 г. N 52-З настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Марий Эл от 30 июня 1997 г. N 31-З
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного Закона