Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 12. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл
1. В поддержку выдвижения инициативы проведения референдума Республики Марий Эл инициативной группой собираются подписи участников референдума. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл, составляет 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Республики Марий Эл в соответствии с пунктом 4 статьи 25 настоящего Закона.
2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума Республики Марий Эл, созданного инициативной группой по проведению референдума Республики Марий Эл. Все расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
3. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл составляет 30 дней.
4. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Республики Марий Эл. В случае вынесения на референдум Республики Марий Эл проекта закона Республики Марий Эл лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта.
5. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме Республики Марий Эл. В соответствии с федеральным законом участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
6. Право сбора подписей участников референдума Республики Марий Эл принадлежит дееспособному гражданину, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума Республики Марий Эл, созданный инициативной группой. Инициативная группа по проведению референдума Республики Марий Эл обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума Республики Марий Эл, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц. В список включаются следующие подлежащие нотариальному удостоверению сведения о каждом из лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, с указанием наименования и кода выдавшего его органа.
7. Участник референдума Республики Марий Эл ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума Республики Марий Эл, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
8. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл.
9. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл, список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 настоящей статьи, а также первый финансовый отчет инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл об использовании средств фонда референдума передаются уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл не позднее 18 часов по местному времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл.
10. В подписном листе в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл указываются:
1) номер регистрационного свидетельства, выданного инициативной группе по проведению референдума Республики Марий Эл Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл, и дата регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл;
2) дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Республики Марий Эл;
3) формулировка вопроса (вопросов) референдума Республики Марий Эл;
4) фамилия, имя и отчество гражданина, год его рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, имеющего право на участие в референдуме Республики Марий Эл, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина Российской Федерации, его подпись и дата ее внесения.
11. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей граждан, и одного из уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
12. Подписные листы изготавливаются инициативной группой по проведению референдума Республики Марий Эл по форме согласно приложению N 1 к настоящему Закону. Номер регистрационного свидетельства и дата регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл вносятся в подписной лист при его изготовлении.
13. Количество подписей участников референдума, содержащихся в подписных листах, представляемых в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл, может превышать необходимое количество подписей, установленное пунктом 1 настоящей статьи, не более чем на 10 процентов.
14. При приеме документов Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, и выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл документ в письменной форме, подтверждающий прием подписных листов, с указанием количества принятых подписных листов, заявленного количества подписей участников референдума, даты и времени приема подписных листов.
14.1. Если инициативной группой по проведению референдума Республики Марий Эл до 18 часов по местному времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, не выполнены действия, указанные в пункте 9 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума Республики Марий Эл.
15. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл проверяет соблюдение порядка сбора подписей, достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума Республики Марий Эл, содержащихся в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов, соблюдение инициативной группой по проведению референдума Республики Марий Эл порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума Республики Марий Эл.
16. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл вправе обратиться с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны в установленный комиссией срок сообщить комиссии о результатах проверки.
17. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл для проведения проверки достоверности подписей участников референдума и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий по проведению референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности указанных сведений Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) участников референдума.
18. Проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного пунктом 1 настоящей статьи количества подписей, необходимого для назначения референдума Республики Марий Эл, и соответствующих им сведений об участниках референдума Республики Марий Эл, содержащихся в подписных листах.
19. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл. При проведении проверки подписей участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл, представившей необходимое для назначения референдума Республики Марий Эл количество подписей участников референдума. Жеребьевка проводится в Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл непосредственно после выдачи уполномоченному представителю инициативной группы документа, подтверждающего прием подписных листов. Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. О времени проведения проверки подписных листов Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл обязана сообщить уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл, представившей установленное количество подписей участников референдума.
20. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума до представления подписей в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
21. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума Республики Марий Эл может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
22. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку проведения референдума Республики Марий Эл, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
23. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Недостоверность их устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи.
24. Недействительными подписями считаются:
а) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме Республики Марий Эл;
б) подписи участников референдума Республики Марий Эл, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел Республики Марий Эл либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи;
в) подписи участников референдума Республики Марий Эл, внесенные в подписной лист до регистрации Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл инициативной группы;
г) подписи участников референдума Республики Марий Эл, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи участников референдума Республики Марий Эл с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено участником референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума не собственноручно;
е) подписи участников референдума Республики Марий Эл с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи участников референдума Республики Марий Эл в подписном листе, в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо, если эта подпись недостоверна, либо, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, названным уполномоченными представителями;
з) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума Республики Марий Эл с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
и) подписи участников референдума Республики Марий Эл, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи;
к) все подписи участников референдума Республики Марий Эл в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложением N 1 к настоящему Закону;
л) все подписи участников референдума Республики Марий Эл в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктами 6 и 9 настоящей статьи.
25. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
26. Утратил силу.
См. текст пункта 26 статьи 12
27. При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл отказывает в проведении референдума.
28. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл не позднее чем за двое суток до заседания Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума Республики Марий Эл. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "в" пункта 32 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Республики Марий Эл вправе получить в Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл о результатах выдвижения инициативы проведения референдума Республики Марий Эл. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в протокол Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл после принятия ею указанного решения не допускаются.
29. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в Государственное Собрание Республики Марий Эл. Копия указанного постановления направляется также инициативной группе.
30. В случае возникновения спора о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл в связи с назначением референдума Республики Марий Эл подготовка такого референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.
31. В случае отказа в регистрации инициативной группы Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию своего решения с изложениями оснований отказа.
32. В соответствии с федеральным законом основаниями отказа в проведении референдума Республики Марий Эл являются:
а) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума Республики Марий Эл, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом для назначения референдума Республики Марий Эл;
б) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
в) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума Республики Марий Эл, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки;
г) несоздание инициативной группой фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума Республики Марий Эл;
д) использование инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума Республики Марий Эл, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
е) превышение инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума Республики Марий Эл, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 40 настоящего Закона;
з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ своего должностного или служебного положения.
В соответствии с федеральным законом перечень оснований отказа в проведении референдума, установленный настоящим пунктом, является исчерпывающим.
33. В случае принятия Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл решения об отказе в проведении референдума Республики Марий Эл по предложенному для вынесения на референдум вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума Республики Марий Эл по вопросу, имеющему такую же по смыслу или по содержанию формулировку.
34. В случае, если Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.