Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
г.Йошкар-Ола
9 ноября 2005 года
N 38-З
Республиканская целевая программа
"Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл на 2005-2010 годы"
(утв. Законом Республики Марий Эл от 9 ноября 2005 г. N 38-З)
Паспорт
республиканской целевой программы "Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл на 2005-2010 годы"
Наименование Программы - республиканская целевая программа
"Модернизация и развитие сети автомобильных
дорог общего пользования Республики Марий Эл
на 2005-2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки - письмо Правительства Республики Марий Эл от
Программы 21 января 2004 г. N 09/40-И-60
Государственные - Департамент дорожного хозяйства Республики
заказчики Программы Марий Эл и государственное учреждение
Республики Марий Эл "Марийскавтодор"
Разработчик Программы - Саратовский филиал открытого акционерного
общества "ГипродорНИИ" и государственное
учреждение Республики Марий Эл
"Марийскавтодор"
Цели Программы - определение стратегии развития дорожного
хозяйства, основных задач дорожной политики и
инструментов ее реализации, приоритетных
мероприятий по совершенствованию и развитию
сети автомобильных дорог Республики Марий Эл,
необходимого объема финансирования дорожных
работ и оценки эффективности программных
мероприятий
Сроки реализации - 2005-2010 годы
Программы
Основные мероприятия - содержание автомобильных дорог: 2005-2010
Программы годы - повышение уровня содержания опорной
сети автомобильных дорог с 30 до 45 процентов
от действующего норматива;
ремонт автомобильных дорог: к 2010 году
- доведение объемов ремонтных работ до
уровня, соответствующего 37 процентам
ежегодной потребности;
строительство автомобильных дорог: 2005-2010
годы - наращивание объемов строительных
работ, ликвидация грунтовых разрывов на
автомобильных дорогах приграничных участков с
Нижегородской и Кировской областями, начало
реконструкции автомобильной дороги Йошкар-Ола
- Уржум, реконструкция отдельных участков
основных республиканских дорог
Исполнители основных - Департамент дорожного хозяйства Республики
мероприятий Программы Марий Эл и государственное учреждение
Республики Марий Эл "Марийскавтодор"
Источники финансирования - республиканский бюджет Республики Марий Эл -
Программы 4365,7 млн. рублей,
финансовая помощь из федерального бюджета -
2602,0 млн. рублей
Контроль за исполнением - Департамент дорожного хозяйства Республики
Программы Марий Эл совместно с Министерством экономики
и промышленности Республики Марий Эл и
Министерством финансов Республики Марий Эл
Ожидаемые конечные - содержание автомобильных дорог на допустимом
результаты от реализации уровне с повышением уровня содержания с 30 до
Программы 45 процентов от действующего норматива;
доведение объемов ремонтных работ до уровня,
соответствующего 37 процентам ежегодной
потребности;
реконструкция наиболее проблемных участков
автодорог;
2005-2010 годы - строительство и
реконструкция 130,626 км автомобильных дорог
с твердым покрытием;
к 2010 году - достижение плотности дорог
общего пользования 204 км на 1000 кв.км
территории;
снижение отрицательного воздействия на
окружающую среду транспортных средств,
повышение безопасности движения на
автомобильных дорогах;
увеличение рынка дорожных работ, рост
производственных мощностей в дорожной
отрасли;
появление условий для организации
дополнительных рабочих мест в дорожной и
смежных с ней отраслях
Введение
Автомобильные дороги - важнейший элемент транспортной системы Республики Марий Эл, оказывающий существенное влияние на ее социальное и экономическое развитие.
Состояние и уровень развития автомобильных дорог непосредственно влияют на основные экономические показатели, валовый национальный продукт, уровень цен, доходы бюджета, уровень занятости населения.
Дальнейший подъем экономики неразрывно связан с развитием сети автомобильных дорог, увеличением объема работ по их ремонту и содержанию.
Целью разработки настоящей Программы является определение стратегии развития дорожного хозяйства, основных задач дорожной политики и инструментов ее реализации, приоритетных мероприятий по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог Республики Марий Эл, необходимого объема финансирования дорожных работ и оценки эффективности программных мероприятий.
Реализация Программы будет способствовать активизации межгосударственного и межрегионального сотрудничества, росту экономической активности, повышению эффективности функционирования транспортной системы, улучшению социального и экономического уровней жизни населения и обеспечению надежных транспортных связей между населенными пунктами Республики Марий Эл.
Понятия, используемые в настоящей Программе:
"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли.
"Автомобильная дорога общего пользования" - внегородская автомобильная дорога и сооружения на ней, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.
"Сеть автомобильных дорог Республики Марий Эл" - совокупность всех дорог на территории Республики Марий Эл.
"Основная республиканская автомобильная дорога общего пользования" - автомобильная дорога республиканского значения, связывающая крупные населенные пункты и районные центры Республики Марий Эл, которая по своему назначению относится к автомобильным дорогам общего пользования.
"Республиканская автомобильная дорога общего пользования местного значения" - автомобильная дорога местного значения, связывающая населенные пункты муниципальных образований Республики Марий Эл, которая по своему назначению относится к автомобильным дорогам общего пользования.
"Искусственные сооружения на автомобильных дорогах" - сооружения на автомобильных дорогах, устраиваемые при пересечении дорогами рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий. Основные искусственные сооружения на автомобильных дорогах - мосты, путепроводы, тоннели, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб, автопавильоны, стоянки, площадки отдыха, пескобазы, эстакады, трубы, водоотводные устройства и др.
"Категория дороги" - критерий, характеризующий интенсивность движения и народнохозяйственное значение автомобильной дороги в общей транспортной сети.
"Содержание автомобильной дороги" - выполняемый в течение года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
"Ремонт автомобильной дороги" - комплекс работ, связанных с устранением и исправлением отдельных деформаций и мелких повреждений дорожных одежд, земляного полотна и дорожных сооружений в целях предупреждения возможности появления более крупных разрушений.
"Капитальный ремонт автомобильной дороги" - комплекс работ по ремонту автомобильной дороги и сооружений на ней, при котором периодически производится восстановление прочности дорожной одежды с одновременной заменой конструктивных изношенных или потерявших прочность слоев.
"Строительство автомобильной дороги" - комплекс работ по возведению вновь автомобильной дороги.
"Реконструкция автомобильной дороги" - комплекс строительных работ на существующей дороге с целью повышения ее транспортно-эксплуатационного состояния, в том числе в целях перевода дороги в целом или ее отдельных участков в более высокую категорию.
I. Анализ современного состояния дорожной сети Республики Марий Эл
1. Характеристика современного состояния дорожной сети Республики Марий Эл
Дорожная сеть Республики Марий Эл включает в себя автомобильные дороги общего пользования общей протяженностью 4698,9 км, в том числе федеральные автомобильные дороги - 228,7 км, основные республиканские автомобильные дороги - 1169,0 км, республиканские автомобильные дороги местного значения - 1977,2 км, грунтовые автомобильные дороги - 1324,0 км.
Информация о состоянии сети автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл по состоянию на 1 июля 2005 г. приведена в таблице 1.
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 70,2 процента от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования.
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв.км территории составляет 141,7 км. Для сравнения: в Российской Федерации средняя плотность автомобильных дорог в 2003 году составляла 44 км на 1000 кв.км территории, в Приволжском федеральном округе - 121,9 км на 1000 кв.км территории.
По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в республике составляет около 4,3 км на 1000 жителей, что ниже средней по Российской Федерации - 5,3 км на 1000 жителей, но выше, чем в Приволжском федеральном округе - 4,0 км на 1000 жителей.
Информация об обеспеченности межпоселенческих связей автомобильными дорогами с твердым покрытием в Республике Марий Эл по состоянию на 1 января 2005 г. представлена в таблице 2.
Транспортно-эксплуатационное состояние федеральных и республиканских автомобильных дорог можно расценивать как удовлетворительное, однако некоторые их участки имеют недостаточную прочность дорожного покрытия и требуют проведения капитального ремонта и реконструкции. Состояние некоторых участков дорог не позволяет реализовывать технико-эксплуатационные показатели современных автомобилей.
Таблица 1
Информация
о состоянии сети автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл по состоянию на 1 июля 2005 г.
Наименование показателя | Показатели, характеризующие сеть дорог | ||||
всего | в том числе | ||||
феде- ральные |
республиканские | ||||
основные | местного значения |
грунтовые | |||
Протяженность дорог общего пользования - всего, км в том числе: с твердым покрытием: из них с покрытием: капитальным щебеночным и гравийным грунтовые дороги Искусственные сооружения: мосты, штук/пог.м, в том числе: путепроводы трубы, штук/пог.м Территория, кв.км Удельный вес дорог с твердым покрытием от дорог общего протяжения, процентов Наличие дорог с твердым покрытием на 1000 кв.км территории, км Численность населения, тыс. человек Наличие дорог с твердым покрытием на 1000 человек, км Всего населенных пунктов из них: имеют связь с республиканским центром не имеют связи по дорогам с твердым покрытием Населенные пункты, к которым необходимо строить автомобильные дороги Потребность в автомобильных дорогах общего пользования для обеспечения связей, км |
4698,9 3300,7 2973,5 327,2 1398,2 227/10826,2 4/252,1 2568/41919,1 23300 70,2 141,7 766,3 4,31 1592 871 721 618 1388 |
228,7 228,7 228,7 - - |
1169,0 1158,8 1126,3 32,5 10,2 |
1977,2 1913,2 1618,5 294,7 64,0 |
1324,0 - - - 1324,0 |
Таблица 2
Информация
об обеспеченности межпоселенческих связей автомобильными дорогами с твердым покрытием в Республике Марий Эл по состоянию на 1 января 2005 г.
Наименование муниципального образования |
Коли- чество насе- ленных пунктов |
Имеют связь по до- рогам с твердым покры- тием |
Процент обеспе- ченнос- ти |
Не имеют связи по дорогам с твердым покрытием |
Насе- ленные пункты, к кото- рым необхо- димо строить автомо- бильные дороги |
МО "Волжский район" МО "Горномарийский район" МО "Звениговский район" МО "Килемарский район" МО "Куженерский район" МО "Мари-Турекский район" МО "Медведевский район" МО "Моркинский район" МО "Новоторъяльский район" МО "Оршанский район" МО "Параньгинский район" МО "Сернурский район" МО "Советский район" МО "Юринский район" МО "Город Йошкар-Ола" |
74 242 76 78 92 121 137 151 155 72 51 152 139 42 10 |
53 129 54 45 50 53 104 71 69 43 33 70 66 21 10 |
72 53 71 58 55 44 76 47 45 60 65 46 48 50 100 |
21 113 22 33 42 68 33 80 86 29 18 82 73 21 - |
19 110 20 21 18 60 30 79 78 25 13 69 66 10 - |
Всего | 1592 | 871 | 55 | 721 | 618 |
Обеспеченность населенных пунктов республики транспортными связями составляет 55 процентов. Не имеет подъездных дорог с твердым покрытием 721 населенный пункт (45,2 процента от общего количества населенных пунктов), к 618 из них необходимо строить автомобильные дороги. Протяженность отсутствующих дорог составляет 1388 км.
Названные выше факторы увеличивают непродуктивные расходы производителей и потребителей, снижают конкурентоспособность отечественных товаров.
Отдельной проблемой является улучшение состояния дорожных покрытий с целью снижения степени их износа и повышения допустимой нагрузки. Часть автомобильных дорог общего пользования рассчитана на нагрузку 6 тонн на ось и не способна воспринимать нагрузки от современных большегрузных автомобилей (ограничение, предъявляемое европейскими странами, требует, чтобы дороги были рассчитаны на нагрузку 11,5 тонны). Рост доли большегрузных автомобилей и объемов перевозок на них, наблюдаемый в последнее время (большинство грузовых автомобилей и автобусов имеет нагрузку на ось 8-10 и более тонн), приводит к повышению износа покрытий, деформациям и разрушениям, ухудшая состояние дорог в дополнение к прочим факторам.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения находятся в худшем состоянии - 40 процентов из них не имеют покрытия. В связи с этим требуются значительные финансовые затраты для приведения их в удовлетворительное состояние.
В настоящее время на дорогах общего пользования эксплуатируется 227 мостов протяженностью 10826,2 пог.м, в том числе 4 путепровода протяженностью 252,1 пог.м.
Из общего количества мостов 23 моста (10 процентов) имеют недостаточные габариты, 12 мостов (5 процентов) имеют срок службы, равный или превышающий 25 лет.
На дорогах общего пользования имеется 20 железнодорожных переездов в одном уровне. Из них 1 расположен на федеральной автомобильной дороге Йошкар-Ола - Зеленодольск у пос.Куяр, 5 - на основных республиканских дорогах, остальные - на республиканских автомобильных дорогах местного значения.
2. Динамика выполнения и финансирования дорожных работ
Финансирование дорожного хозяйства в последние годы было нестабильным. В сравнении с 2000 годом расходы на финансирование дорожного хозяйства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета в целом по Российской Федерации сократилось более чем в 2 раза (с 389 млрд. рублей в 2000 году до 182 млрд. рублей в 2005 году), а доля этих расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2005 году сокращена до 3 процентов в сравнении с 5,5 процента в 2000 году.
Еще более значительно уменьшилась доля расходов на финансирование дорожного хозяйства за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме валового внутреннего продукта (далее - ВВП). В целом по Российской Федерации в 2005 году она составляет 1,1 процента, тогда как в 2000 году равнялась 2,9 процента.
Наметившаяся в период 1995-2004 годов тенденция роста автомобилизации и объема ВВП (рис.1) сопровождалась незначительным приростом объемов финансирования дорожного хозяйства и, соответственно, протяженности автомобильных дорог. Снижение практически вдвое объема суммарных доходов дорожной отрасли за 2000-2004 годы обусловлено, главным образом, отменой налога на пользователей автомобильных дорог.
"Рисунок 1. Динамика уровня автомобилизации, объема ВВП, протяженности автомобильных дорог и финансирования дорожного хозяйства Российской Федерации"
Республика Марий Эл по обеспеченности средствами дорожного хозяйства (республиканский бюджет Республики Марий Эл и финансовая помощь из федерального бюджета) находится в числе самых низко обеспеченных субъектов Российской Федерации (бюджет 2004 года 344,3 млн. рублей + 145 млн. рублей). Удельная обеспеченность средствами на 1 км сети в 2004 году составляла 86,24 тыс. рублей/км против 197,2 тыс. рублей/км в среднем по Российской Федерации. Собственные доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл - 53,79 тыс. рублей/км, или 27,3 процента от среднего уровня по России.
В течение 1993-2004 годов наблюдалась устойчивая тенденция к снижению эксплуатационно-технического состояния сети дорог. Происходило нарастание количества дефектов и разрушений по причине недостаточного восстановительного ремонта. Годовые объемы ремонтных работ снизились до 10 процентов от годовой нормативной потребности, составляющей 241 км. Аналитический межремонтный срок превышает 236 лет, при нормативном сроке 13 лет. Вследствие недостаточности финансирования в предшествующие годы накопленный "недоремонт" уже составляет более 2000 км, сметной стоимостью более 6 млрд. рублей. Динамика ремонтов автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл за период 1995-2005 годов представлена на рис.2.
"Рисунок 2. Динамика ремонтов автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл за период 1995-2005 годов"
Сохранение сложившейся тенденции уменьшения финансирования дорожного хозяйства без учета действующих нормативов содержания и ремонта автомобильных дорог приведет к следующим последствиям:
несоответствие к 2010 году свыше 80 процентов автомобильных дорог нормативным транспортно-эксплуатационным показателям, что неизбежно повлечет рост расходов на их ремонт и содержание;
уменьшение средней скорости движения автомобильного транспорта на 20 процентов и, соответственно, резкое падение рентабельности и конкурентоспособности местных товаропроизводителей;
утрата потребительских качеств части дорог и, как следствие, их списание;
сохранение тенденции к сокращению числа сельских населенных пунктов и выводу из оборота земель сельскохозяйственного назначения.
При аналогичной недостаточности финансирования дорожного хозяйства продолжится деградация дорожной сети республики с тенденцией ускорения вследствие нарастания разрушений дорог как по протяженности, так и по степени тяжести.
В настоящее время автомобильные дороги Республики Марий Эл и улично-дорожная сеть муниципальных образований практически не строятся, так как республиканский бюджет Республики Марий Эл и бюджеты муниципальных образований не имеют на это достаточных средств.
Динамика строительства автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл за период 1995-2005 годов представлена на рис.3.
"Рисунок 3. Динамика строительства автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл за период 1990-2005 годов"
3. Оценка уровня обеспеченности Республики Марий Эл сетью автомобильных дорог общего пользования
Сеть автомобильных дорог республики имеет неоднородную структуру. Более развитая сеть автомобильных дорог общего пользования размещается в северо-восточной, центральной и юго-западной частях республики, что складывалось под влиянием исторических, экономических и природных факторов.
Значительное влияние на развитие дорожной сети Республики Марий Эл оказала реализация программы "Дороги Нечерноземья", осуществляемая в 1986-1991 годах за счет бюджетных ассигнований.
Тесное взаимодействие транспорта со всеми отраслями народного хозяйства предопределяет влияние его на решение ряда крупных проблем социально-экономического развития республики. Состояние дорожной сети сказывается как в транспортной, так и в прочих сферах экономики.
По экспертным оценкам различных зарубежных организаций, минимальная плотность дорог для обеспечения хозяйственных и пассажирских связей освоенных территорий должна составлять 200-300 км на 1000 кв.км (141,5 км в Республике Марий Эл).
Научные исследования доказывают прямую зависимость между величиной валового национального продукта, уровнем цен, доходами бюджета, уровнем занятости населения, плотностью и состоянием дорожной сети.
Оценка обеспеченности Республики Марий Эл сетью автомобильных дорог общего пользования представлена в таблице 3.
Ввиду низкого технического уровня существующих республиканских автомобильных дорог общего пользования, подлежащих передаче муниципальным образованиям, а также несоответствия параметров некоторых участков республиканских дорог интенсивности движения транспорта средняя скорость движения по ним составляет 30-50 км/час, что приводит к увеличению стоимости перевозок на 20-30 процентов.
На 30-50 процентов дополнительно возрастает стоимость перевозок вследствие неудовлетворительного технического состояния и ровности покрытия. В 1,5 раза больше используется горючее, чем в зарубежных странах, из-за неудовлетворительного технического состояния дорожной сети; в 2,5-3,5 раза увеличивается стоимость обслуживания автомобилей; в 1,2-1,8 раза сокращается срок службы автопокрышек и на 30 процентов - срок службы автомобиля.
При сокращении объемов инвестиций на дорожные работы продолжают расходоваться огромные средства на производство и ремонт новых автомобилей, производство горючего и оплату всех издержек, связанных с возрастанием стоимости перевозок.
Таблица 3
Оценка
обеспеченности Республики Марий Эл сетью автомобильных дорог общего пользования
Наименование муниципального образования |
Протя- женность дорог общего пользо- вания, в том числе с твердым покрыти- ем, км |
Площадь терри- тории, тыс.кв.км |
Насе- ление, тыс. человек |
Плотность дорог общего пользова- ния с твердым покрытием, км на 1000 кв.км территории |
Плотность дорожной сети с твердым покрытием, км на 1000 жителей |
Населенные пункты | ||
всего | из них имеют связь по дорогам с твер- дым по- крытием |
удельный вес населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием, процентов |
||||||
МО "Волжский район" МО "Горномарийский район" МО "Звениговский район" МО "Килемарский район" МО "Куженерский район" МО "Мари-Турекский район" МО "Медведевский район" МО "Моркинский район" МО "Новоторъяльский район" МО "Оршанский район" МО "Параньгинский район" МО "Сернурский район" МО "Советский район" МО "Юринский район" |
234,9 ----- 185,3 347,4 ----- 294,1 520,9 ----- 229,4 423,8 ----- 290,2 233,8 164,6 384,8 ----- 189,6 524,7 ----- 463,4 431,4 ----- 250,7 391,7 ----- 213,2 224,4 ----- 157,6 204,9 ----- 160,5 348,3 ----- 229,3 393,7 ----- 306,1 232,1 ----- 149,9 |
0,94 1,72 2,75 3,25 0,85 1,51 2,77 2,27 0,9 0,89 0,79 1,03 1,42 2,15 |
84,7 53,6 48,7 14,6 17,2 26,1 331,9 37,7 17,7 16,9 19,2 27,7 32,7 11,6 |
197,1 171,0 83,4 89,3 193,6 125,6 167,3 110,4 236,9 177,1 203,2 222,6 215,6 69,7 |
2,2 5,5 4,7 19,9 9,6 7,3 1,4 6,6 12,0 9,3 8,4 8,3 9,4 12,9 |
74 242 76 78 92 121 137 151 155 72 51 152 139 42 |
53 129 54 45 50 53 104 71 69 43 33 70 66 21 |
71,6 53,3 71,0 57,7 54,3 43,8 75,9 47,0 44,5 59,7 64,7 46,1 47,5 50,0 |
Всего | 4696,8 ------ 3283,9 |
23,2 | 740,3 | 141,5 | 4,4 | 1582 | 861 | 54,4 |
Увеличение экономической активности населения и рост парка автотранспортных средств в последние годы привели к росту числа дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), количество которых с 249 в 2001 году увеличилось до 322 к 2004 году. При этом необходимо отметить, что хотя более 70 процентов ДТП происходит в городах и населенных пунктах, к 2004 году значительно выросло число ДТП вне городов и населенных пунктов.
В таблице 4 представлена динамика ДТП и пострадавших в них за период 2000-2004 годов.
Таблица 4
Динамика
ДТП и пострадавших в них за период 2000-2004 годов
Год | Количество ДТП | Последствия ДТП | ||||
штук | процентов к 2000 году |
ранено | погибло | |||
человек | процентов к 2000 году |
человек | процентов к 2000 году |
|||
2000 2001 2002 2003 2004 |
224 249 257 293 322 |
100 111 115 131 144 |
232 312 324 383 424 |
100 134 140 165 183 |
75 77 75 68 96 |
100 103 100 91 128 |
Увеличение количества ДТП в последние годы сопровождалось ростом числа раненых и погибших.
Дальнейшая автомобилизация населения и увеличение интенсивности эксплуатации автомобильного транспорта и автомобильных дорог будут обострять проблему безопасности дорожного движения. Развитие дорожного хозяйства должно учитывать эти тенденции и уделять внимание мерам по обеспечению безопасности дорожного движения.
II. Система программных мероприятий
1. Цели и мероприятия Программы
Целью настоящей Программы является определение стратегии развития дорожного хозяйства, основных задач дорожной политики и инструментов ее реализации, приоритетных мероприятий по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог Республики Марий Эл, необходимого объема финансирования дорожных работ и оценку эффективности программных мероприятий.
В ходе разработки Программы сформированы и определены:
стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог;
необходимые затраты на содержание, ремонт, строительство и реконструкцию дорожной сети;
приоритетные объекты строительства и реконструкции дорожной сети.
Программой предусматривается достижение конечных целей по следующим основным направлениям:
1. Содержание автомобильных дорог: 2005-2010 годы - содержание автомобильных дорог на допустимом уровне с повышением уровня содержания опорной сети автомобильных дорог с 30 до 45 процентов от действующего норматива.
2. Ремонт автомобильных дорог: к 2010 году - доведение объемов ремонтных работ до уровня, соответствующего 37 процентам ежегодной потребности.
3. Строительство автомобильных дорог: к 2010 году - наращивание объемов строительных работ, ликвидация грунтовых разрывов на пограничных участках автомобильных дорог, соединяющих Республику Марий Эл с Нижегородской и Кировской областями, реконструкция отдельных участков основных республиканских дорог.
В результате разработки Программы определена потребность в объемах работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, сформированы перечни республиканских автомобильных дорог, рекомендуемых к строительству и реконструкции на период до 2010 года. Сводная потребность в финансировании дорожных работ определена исходя из возможностей государственного финансирования.
В части улично-дорожной сети городов и населенных пунктов Республики Марий Эл планируется оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Источниками финансирования работ, обозначенных Программой, являются средства республиканского бюджета Республики Марий Эл и финансовая помощь из федерального бюджета.
Разработка настоящей Программы осуществлялась в соответствии с Порядком разработки федеральной, региональной и территориальных программ развития сети автомобильных дорог и Методическими указаниями по разработке национальной (федеральной) и региональной программ совершенствования и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации.
Основные положения Программы разработаны в соответствии с Государственной концепцией создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, с Программой модернизации и развития сети автомобильных дорог Приволжского федерального округа до 2025 года "Дороги Поволжья", которая является составной частью Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года, а также в соответствии с республиканской целевой программой развития сети автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл на 2001-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23 мая 2001 г. N 191.
Реализация настоящей Программы будет способствовать активизации межгосударственного и межрегионального сотрудничества, росту экономической активности, повышению эффективности функционирования транспортной системы, улучшению условий жизни населения и обеспечению надежных связей между населенными пунктами республики.
2. Республиканская дорожная и инвестиционная политика
Развитие сети автомобильных дорог и стратегические задачи дорожной политики в Республике Марий Эл неразрывно связаны с развитием экономики и транспортной системы Приволжского региона и России в целом.
Пересекающие территорию республики в меридиональном направлении федеральные автомобильные дороги наряду с обслуживанием межрегиональных транспортных связей удовлетворяют большую часть потребностей в местных перевозках. Фактическая интенсивность движения транспорта по ним на значительном протяжении уже превышает расчетную, на пропуск которой рассчитывались технические параметры дорог.
Сельское хозяйство региона обуславливает образование густой сети населенных пунктов. Из 1592 сельских населенных пунктов республики лишь 871 (54,7 процента) имеют связь по дорогам с твердым покрытием, что определяет длительный перерыв в движении в период весенне-осенней распутицы.
Исходя из изложенного выше, можно выделить следующие задачи инвестиционной политики:
сохранение существующей сети автомобильных дорог;
повышение технического уровня существующей сети автомобильных дорог, где главным является ликвидация участков, лишенных покрытия, изменение плана и профиля и уширение проезжей части на особо опасных и загруженных участках автомобильных дорог с целью обеспечения безопасного пропуска автомобильного транспорта, строительство объездных автомобильных дорог населенных пунктов;
завершение формирования сети основных автомобильных дорог общего пользования, строительство дорог, дополняющих сложившуюся структуру дорожной сети, с целью ликвидации перепробега и обеспечения связи между районными центрами по кратчайшим маршрутам;
создание сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности, обеспечивающей связь всех населенных пунктов с центрами сельских администраций и хозяйств, а также опорной сетью дорог;
на этапе прогнозируемого экономического роста в регионе необходимо приведение основных федеральных и межрегиональных автомобильных дорог, входящих в состав российских и международных транспортных коридоров, в соответствие с расчетной интенсивностью движения и требованиями СНиПа 2.05.02-85 по параметрам II и I технических категорий.
Настоящая Программа предполагает следующие приоритеты распределения финансовых средств:
1) завершение строительства переходящих объектов с высокой степенью готовности;
2) строительство автомобильных дорог, имеющих межрегиональное значение;
3) реконструкция основных республиканских автомобильных дорог под современные требования интенсивности движения и транспортных нагрузок;
4) строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения к населенным пунктам с численностью населения более 200 человек, не имеющим транспортной связи по дорогам с твердым покрытием.
3. Содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл
Обеспечение долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них в значительной степени определяется выполнением комплекса работ по содержанию автомобильных дорог.
В рассматриваемый период настоящей Программой предусмотрен комплекс мер по обеспечению функционирования устойчивой и эффективной системы содержания дорог, способной обеспечить уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
Финансовые затраты на реализацию перечисленных выше мероприятий в рамках Программы составляют 1 613,2 млн. рублей, в том числе:
содержание основных республиканских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них - 681,7 млн. рублей;
содержание республиканских автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них - 692,2 млн. рублей;
целевые программы по содержанию основных автомобильных дорог - 97,2 млн. рублей;
целевые программы по повышению безопасности дорожного движения на основных автомобильных дорогах - 142,1 млн. рублей.
Учитывая наличие продолжительного зимнего периода, особое внимание намечено уделять зимнему содержанию автомобильных дорог. Для устранения снежных заносов, уменьшения распространения вредных выбросов от автомобилей и улучшения эстетических качеств дорог, которые активно влияют на уменьшение утомляемости водителей и способствуют снижению аварийности на дорогах, будут активизированы работы по озеленению автомобильных дорог.
Объемы затрат на содержание республиканских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них приведены в приложении N 3.
3.1. Мероприятия по повышению безопасности движения
На дорогах республики совершаются сотни ДТП. Рост экономической активности населения и увеличение парка автотранспортных средств в последние годы привели к росту числа ДТП, количество которых с 249 в 2001 году увеличилось до 257 к 2002 году (прирост 15 процентов). При этом необходимо отметить, что хотя более 70 процентов ДТП происходит в городах и населенных пунктах, в 2002 году значительно выросло число ДТП вне городов и населенных пунктов.
Увеличение количества ДТП по Республике Марий Эл в последние годы сопровождалось ростом числа раненых и погибших. В связи с этим при осуществлении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог необходимо проведение мероприятий по организации и обеспечению безопасности движения, направленных на снижение уровня аварийности, улучшение качества обслуживания пользователей дорог и создание условий, обеспечивающих безопасность труда водителей.
Для сокращения количества ДТП и степени их тяжести предусматривается проведение следующих мероприятий по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, которые будут выполняться в процессе содержания автомобильных дорог:
упорядочение деятельности в придорожной полосе автомобильных дорог путем согласования с органом управления автомобильными дорогами мест торговли, размещения объектов дорожного сервиса и мест установки наружной рекламы;
изменение технических условий проектирования участков автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты;
оборудование автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм электроосвещением, барьерными ограждениями, дорожной разметкой, дорожными знаками, пешеходными переходами, канализированными и кольцевыми пересечениями в одном уровне, переходно-скоростными полосами на пересечениях и примыканиях и другими системами технического регулирования дорожного движения;
обеспечение круглогодичного нормативного содержания автомобильных дорог, особенно в зимний период, с ограничением скоростного режима в неблагоприятных условиях;
улучшение организации дорожного движения, оборудование автомобильных дорог автоматизированными системами управления дорожным движением, информационными табло с изменяемой информацией, контроль за скоростным режимом и условиями движения.
Реализация мероприятий позволит достичь снижения числа ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, на 20 процентов.
3.2. Мероприятия по сокращению отрицательных воздействий на окружающую среду
Коренное улучшение экологической ситуации на автомобильных дорогах намечено достигнуть осуществлением комплекса мер, среди которых существенное значение имеет повышение уровня содержания дорог, способствующее уменьшению на 20-30 процентов объемов вредных выбросов автомобильным транспортом.
Устройство и содержание шумозащитных сооружений на участках дорог с высокой интенсивностью движения, проходящих в непосредственной близости от застройки, а также на подходах к крупным городам даст возможность улучшить экологические характеристики, связанные с шумом от проходящего транспорта.
Комплекс мероприятий по очистке ливневых и сточных вод предусматривается по следующим направлениям:
строительство и поддержание работоспособности ливнестоков и очистных сооружений на крупных мостовых сооружениях позволит обеспечить защиту рек и водоемов от стоков с проезжей части;
оборудование производственных предприятий дорожной отрасли сооружениями для очистки ливневых и сточных вод с организацией оборотного водоснабжения сократит объемы потребления питьевой воды для технических целей и уменьшит сброс загрязненной воды на 3-4 тыс.куб.м в год в каждом дорожном производственном предприятии;
организация закрытого хранения химических противогололедных материалов и их использование в соответствии с нормативами позволит существенно уменьшить концентрацию вредных веществ в сточных водах;
сбор и утилизация отходов вдоль автомобильных дорог позволят не только улучшить внешний вид полос отвода и придорожных полос, но и исключить вывоз мусора на свалки, дополнительно увеличивая их объемы и занятые ими площади;
модернизация асфальтосмесительных установок и очистительного оборудования для улавливания взвешенных частиц в процессе их работы внесет наиболее существенный вклад в улучшение экологической ситуации на дорогах, что даст возможность снизить объемы выброса взвешенных частиц в атмосферу до 100 и более тонн в год на каждую установку.
Кроме того, намечено создание и функционирование системы экологического мониторинга, включающей в себя мероприятия по совершенствованию нормативной базы, созданию службы мониторинга, оборудованной современными передвижными лабораториям, подготовку квалифицированных кадров.
Осуществление перечисленных мероприятий позволит в полной мере выполнить требования Федерального закона "Об охране окружающей среды".
3.3. Мероприятия по развитию дорожного сервиса
Создание современной сети автомобильных дорог невозможно без коренного улучшения уровня обслуживания, обеспечения условий труда и отдыха пользователей дорог Республики Марий Эл.
Меры по совершенствованию системы дорожного сервиса направлены на приближение состояния автомобильных дорог к передовому уровню. Их осуществление будет способствовать повышению удобства и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, а также улучшению уровня обслуживания грузов и пассажиров.
Объекты дорожного сервиса, подлежащие размещению, эксплуатации на дорогах в рамках настоящей Программы, разделены на три основные группы в зависимости от источников финансирования, форм собственности и порядка функционирования.
Первая группа объектов - это объекты, входящие в комплекс автомобильной дороги и активно способствующие снижению утомляемости водителей и пассажиров, обеспечению оказания необходимой помощи участникам движения, повышению уровня удобства и безопасности движения, повышению долговечности автомобильных дорог, в том числе: площадки для кратковременной стоянки автомобилей и отдыха участников движения, автобусные остановки, пункты весового контроля, посты ГИБДД.
Количество и места расположения этих объектов будут определяться предпроектной документацией на строительство дорог. Финансирование строительства, ремонта и содержания этих объектов будет осуществляться из средств, выделяемых для развития, ремонта и содержания дорог, с долевым участием частных инвесторов, имеющих коммерческую заинтересованность.
Вторая группа объектов - объекты, образующие единую систему сервисного обслуживания пассажирских перевозок, к ним относятся: сеть автовокзалов и автостанций, пунктов медицинской помощи, как правило, расположенных в населенных пунктах вблизи дорог. Размещение, ремонт и содержание объектов этой группы предусмотрено финансировать из внебюджетных средств и средств местных бюджетов.
Третья группа объектов - объекты платного сервиса в пределах придорожной полосы для повышения уровня комфорта участников движения, создания условий для труда и отдыха в пути водителей и пассажиров. К объектам этой группы отнесены мотели, кемпинги, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, пункты питания, грузовые терминалы. Их предусмотрено создавать в виде коммерческих предприятий, как правило, малого бизнеса, эксплуатируемых за счет собственных средств. Развитие таких объектов дорожного сервиса будет определяться законом "спроса и предложения" и государственным регулированием в части обеспечения безопасного функционирования предприятий и защиты прав потребителей.
4. Ремонт автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл
Решение проблемы сохранения и повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в условиях их ускоренного старения при резком повышении интенсивности движения и доли тяжелых автомобилей в транспортном потоке возможно посредством изменения стратегии осуществления этих видов дорожной деятельности. Ремонтные работы будут предусматривать комплекс работ по восстановлению дорожных элементов и сооружений на них с применением разработанных прогрессивных технологий и материалов.
Особое значение будет уделяться капитальному ремонту автомобильных дорог, которые по размерам обслуживаемого движения не требуют реконструкции с переводом в более высокую категорию, но ввиду увеличения интенсивности движения транспорта и значительного увеличения в составе транспортного потока доли тяжелых автомобилей требуют проведения работ по усилению и уширению дорожной одежды и ремонту мостов для обеспечения пропуска большегрузных автомобилей, совершенствованию системы водоотвода, перестройки отдельных участков для обеспечения нормативных требований, устройству дорожной разметки, ограждений, другого инженерного обустройства дороги.
Всего за период 2005-2010 годов в ходе реализации настоящей Программы предусматривается отремонтировать 90,7 км автомобильных дорог на сумму 751,4 млн. рублей. Затраты на ремонт автомобильных дорог общего пользования включают в себя:
затраты на ремонт автомобильных дорог;
затраты на ремонт водопропускных труб;
затраты на ремонт мостов;
затраты на устройство автобусных остановок;
затраты заказчика на проектно-изыскательские работы, экспертизу проектно-сметной документации, отвод земельных участков.
В процессе выполнения Программы на основе результатов диагностики эксплуатируемых республиканских автомобильных дорог и данных об изменении их протяженности возможна корректировка объемов и сроков выполнения работ.
Объемы затрат на ремонт республиканских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них приведены в приложении N 4.
Объемы финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Марий Эл на ремонт улично-дорожной сети муниципальных образований Республики Марий Эл представлены в приложении N 5.
5. Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл
Наряду с сохранением существующих дорог необходимо обеспечить развитие дорожной сети.
При формировании перечня республиканских автомобильных дорог общего пользования, рекомендуемых к строительству и реконструкции, использовались следующие приоритетные критерии:
1. Завершение строительства переходящих объектов с высокой степенью готовности.
2. Устранение грунтовых разрывов на автомобильных дорогах, обеспечивающих межрегиональные связи, и на сети основных республиканских дорог.
3. Строительство подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам, не имеющим в настоящее время круглогодичной связи с районными центрами и опорной дорожной сетью, с численностью населения более 200 человек.
В ходе реализации Программы на основных автомобильных дорогах должна увеличиваться доля автомобильных дорог II-III категорий. Будет продолжено формирование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, строительство дорог, дополняющих сложившуюся радиальную структуру сети дорог, с целью ликвидации излишнего пробега транспортных средств и обеспечения связей между административными районами по кратчайшим маршрутам.
Всего в период 2005-2010 годов на реконструкцию и строительство республиканских дорог общего пользования республики предполагается израсходовать 3303,4 млн. рублей. Будет построено и реконструировано 130,626 км дорог.
Перечень республиканских автомобильных дорог общего пользования, рекомендуемых к строительству и реконструкции, представлен в приложении N 2.
6. Развитие производственных баз
Выполнение полного комплекса дорожных работ на автомобильных дорогах Республики Марий Эл требует развития индустрии дорожно-строительных материалов, строительства теплых стоянок и гаражей для дорожно-эксплуатационной техники.
Необходимость развития производственных баз на территории Республики Марий Эл обусловлена требованием постоянного наличия материалов для производства дорожных работ.
В 2006 году Программой предусмотрено начало строительства битумной базы в пос.Куяр. Ввод объекта в эксплуатацию - 2007 год.
Строительство битумной базы в пос.Куяр позволит:
решить вопрос хранения производимого или привозного битума;
снизить себестоимость асфальтобетонной смеси и, как следствие, удешевить дорожное строительство.
Общий объем финансирования строительства битумной базы в пос.Куяр составит 111 млн. рублей.
Кроме того, требуют модернизации асфальтобетонные заводы, находящиеся на балансе дорожных ремонтно-строительных государственных унитарных предприятий Республики Марий Эл.
С 2008 по 2010 год Программой ежегодно предусмотрена реконструкция асфальтобетонных заводов Республики Марий Эл на общую сумму 66 млн. рублей.
7. Приобретение дорожно-эксплуатационной техники
Недостаточная техническая оснащенность парка, значительный износ дорожно-эксплуатационной техники дорожных ремонтно-строительных государственных унитарных предприятий (далее - ДРСГУП) Республики Марий Эл - проблема, требующая незамедлительного решения для обеспечения дальнейшего развития дорожной отрасли Республики Марий Эл.
Расширение и модернизация парка дорожно-эксплуатационной техники ДРСГУП Республики Марий Эл позволит сделать значительный шаг к повышению качества содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог, что будет являться вкладом в подъем экономики Республики Марий Эл в целом и ее развитие в дальнейшем.
За весь период реализации Программы предусмотрено приобретение дорожно-эксплуатационной техники на сумму 285 млн. рублей.
III. Основные итоговые финансовые показатели программы
Итоговые финансовые показатели в ценах года реализации Программы приведены в приложении N 1.
IV. Оценка ожидаемой социально-экономической эффективности реализации программы
Экономическая эффективность дорожных работ обеспечивается прямым и косвенным экономическим эффектом.
Прямой эффект, характеризующий выгоду пользователей дорог от улучшения дорожных условий, достигается снижением себестоимости перевозок грузов и пассажиров за счет повышения скорости движения, снижением расхода горючего, повышением производительности подвижного состава автомобильного транспорта в результате улучшения дорожных условий и, как следствие этого, высвобождения части автомобилей, прежде работающих в плохих условиях.
Улучшение дорожных условий отражается на показателях работы автотранспорта, и сразу после ввода дороги в эксплуатацию начинается возвращение первоначальных инвестиций.
Косвенный эффект позволяет оценить влияние развития сети дорог на развитие других отраслей и экономику республики в целом.
Дополнительный эффект от развития сети дорог в сельской местности на дорогах с низкой интенсивностью движения определен на основе транспортных издержек и потерь от бездорожья в сельскохозяйственном производстве и социальной сфере.
Суммарные выгоды, получаемые пользователями автомобильных дорог в результате реализации Программы, складываются из:
снижения затрат в автомобильном транспорте по перевозке грузов и пассажиров;
сокращения потерь от ДТП;
сокращения потерь, связанных с необходимостью осуществления населением необходимых поездок, включая снижение транспортной усталости вследствие значительного улучшения комфортности и скорости движения транспорта;
дополнительных объемов грузоперевозок как результата ускорения транспортирования грузов и роста производительности автомобильного транспорта;
прочих показателей общественного эффекта, в том числе создания дополнительных рабочих мест, снижения себестоимости товаров за счет сокращения транспортных издержек, экологического эффекта, связанного с сокращением объемов вредных выбросов в атмосферу, и т.д.;
повышения культурного уровня жизни населения.
Реализация Программы наряду с экономическим эффектом будет иметь ощутимый эффект в социальной сфере.
К числу наиболее значимых социальных последствий можно отнести:
сокращение числа погибших и раненых в ДТП;
сокращение шумовых воздействий и эмиссии вредных веществ;
сокращение смертности в районах бездорожья по причине несвоевременного оказания медицинской помощи;
развитие международных и межгосударственных связей и торговли;
повышение культурного уровня жизни населения.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл, который в процессе ее реализации контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств. Информация о ходе выполнения программных мероприятий и об использовании финансовых средств ежеквартально и ежегодно, до 1 февраля, представляется в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл и соответствующий комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Модернизация и развитие сети
автомобильных дорог общего
пользования Республики Марий Эл
на 2005-2010 годы"
Итоговые финансовые показатели
в ценах года реализации Программы
Перечень мероприятий | Единица измерения |
Показатели | ||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2005-2010 гг. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Объем финансирования - всего в том числе за счет средств: финансовой помощи из федерального бюджета* республиканского бюджета Республики Марий Эл** в том числе: 1. Капитальные расходы из них: 1.1. Строительство и реконструкция республиканских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в том числе за счет средств: финансовой помощи из федерального бюджета республиканского бюджета Республики Марий Эл 1.2. Развитие производственных баз 1.3. Приобретение дорожно-эксплуатационной техники 2. Текущие расходы из них: 2.1. Ремонт республиканских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в том числе: 2.1.1. основные автодороги 2.1.2. автодороги местного значения 2.1.3. затраты заказчика на проектно-изыскательские работы, экспертизу ПСД, временные здания и сооружения, непредвиденные работы и затраты, отвод земельных участков и другие на основных автодорогах 2.2. Содержание республиканских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в том числе: 2.2.1. основные автодороги 2.2.2. автодороги местного значения 2.2.3. целевые программы по содержанию основных автодорог 2.2.4. целевые программы по повышению безопасности дорожного движения на основных автодорогах 2.3. Финансовая помощь из республиканского бюджета Республики Марий Эл на ремонт улично-дорожной сети муниципальных образований 2.4. Управление дорожным хозяйством 2.5. Резерв средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций |
млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей км млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей млн. рублей |
657,0 260,0 397,0 317,9 295,2 6,488 260,0 35,2 2,7 20,0 339,1 91,7 12,685 68,2 10,785 20,7 1,900 2,8 170,8 72,1 75,1 9,6 14,0 56,0 17,6 3,0 |
868,3 332,0 536,3 505,0 430,0 23,483 332,0 98,0 40,0 35,0 363,3 70,0 10,4 47,7 7,0 19,1 3,4 3,2 190,0 80,1 81,4 11,6 16,9 80,1 20,0 3,2 |
1047,0 400,0 647,0 631,5 518,5 21,613 400,0 118,5 71,0 42,0 415,5 62,7 8,5 42,7 5,6 17,2 2,9 2,8 229,4 96,9 98,1 14,0 20,4 95,3 24,2 3,9 |
1242,9 480,0 762,9 676,4 605,4 21,330 480,0 125,4 20,0 51,0 566,5 141,6 17,5 96,4 11,8 38,9 5,7 6,3 277,8 117,4 118,8 16,9 24,7 113,1 29,3 4,7 |
1455,8 530,0 925,8 770,5 686,5 15,372 530,0 156,5 22,0 62,0 685,3 173,0 19,9 117,8 13,1 47,5 6,8 7,7 336,8 142,5 144,0 20,4 29,9 134,4 35,5 5,6 |
1696,7 600,0 1096,7 866,8 767,8 42,340 600,0 167,8 24,0 75,0 829,9 212,4 21,7 144,9 14,6 58,1 7,1 9,4 408,4 172,7 174,8 24,7 36,2 159,4 43,0 6,7 |
6967,7 2602,0 4365,7 3768,1 3303,4 130,626 2602,0 701,4 179,7 285,0 3199,6 751,4 90,7 517,7 62,9 201,5 27,8 32,2 1613,2 681,7 692,2 97,2 142,1 638,3 169,6 27,1 |
-----------------------------
* Уточняется ежегодно после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
* * Уточняется ежегодно после утверждения республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Модернизация и развитие сети
автомобильных дорог общего
пользования Республики Марий Эл
на 2005-2010 годы"
Перечень
республиканских автомобильных дорог общего пользования, рекомендуемых к строительству и реконструкции
Наименование автомобильной дороги (участка) |
Вид ра- бот |
Протя- жен- ность участ- кa, до- роги, км |
Перс- пектив- ная ин- тенсив- ность дви- жения, автомо- биль/ сутки |
Кате- гория сущес- твую- щая/ перс- пек- тивная |
Ориентировочная стоимость строительства и реконструкции, млн. рублей/км (в ценах года реализации Программы) |
||||||||||||||
в том числе | |||||||||||||||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2005-2010 гг. | |||||||||||||
км | млн. руб- лей |
км | млн. руб- лей |
км | млн. руб- лей |
км | млн. руб- лей |
км | млн. руб- лей |
км | млн. руб- лей |
км | млн. рублей |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. |
Мостовой переход через р.Ветлугу на автомобильной дороге Коротни - Марьино Токтарсола - Большая Кемсола Подъездная автомобильная дорога к дер.Обипамаш Йошкар-Ола - Зеленодольск на участке обхода пос.Куяр Копорулиха - Подгорное - граница Нижегородской области Объездная автомобильная дорога г.Звенигово Участок автомобильной дороги Малиновка Первая - Барковка (Республика Марий Эл) - Васильсурск (Нижегородская область) 1 пусковой комплекс Тушнур - Нижняя Чуча Подъездная автомобильная дорога к дер.Верхний Кугенер Николашкино - Егорково Троицкий Посад - Сиухино Подъездная автомобильная дорога к дер.Солонер Малый Ашламаш - Петрушкино - Кунду- шумбал Йошкар-Ола - Уржум на участках: км 4+000 - км 10+000 км 12+860 - км 33+200 км 33+200 - км 39+200 км 131+890 - км 136+228 (на участке Сысоево - граница Кировской области) Татаренер - Шаваржаково в границах Республики Марий Эл Одобеляк - Куженер Параньга на участках: км 0+000 - км 5+700 км 5+700 - км 9+072 Йошкар-Ола - Чебокса- ры на участках: км 25+000 - км 49+500 км 49+500 - км 55+500 Морки - Русский Кугунур на участке Кульшит - Шордур Учейкино - Данил- кино - Чапейкино Подъездная автомобильная дорога к дер.Нурумбал Шой - Шудумарь - Ирмарь Подъездная автомобильная дорога к дер. Алмаметьево |
С* С С С Р** С С С С С С С С Р Р Р С С Р Р Р Р С С С С С |
1,950 2,950 1,588 6,640 8,806 1,918 1,900 1,400 0,850 1,969 4,394 3,465 2,520 6,000 20,340 6,000 4,338 1,396 5,700 3,372 24,500 6,000 6,120 2,590 0,420 2,500 1,000 |
1600 120 120 8900 300 1500 130 10 110 260 360 40 120 11500 1800 1800 4000 2500 120 160 140 270 |
-/III -/IV -/IV -/II V/IV -/IV -/IV -/IV -/IV -/IV -/IV -/IV -/IV II/I II/I II/I -/III -/IV IV/III IV/III IV/III IV/III -/IV -/IV -/IV -/IV -/IV |
1,950 2,950 1,588 |
128,1 20,8 11,8 92,8 17,0 3,0 10,0 1,3 2,3 1,6 1,4 1,4 3,0 |
6,640 8,806 1,918 1,900 1,400 0,850 1,969 |
225,5 95,6 17,2 15,9 6,7 3,5 17,6 5,0 5,4 3,0 25,0 6,0 |
4,394 3,465 2,520 1,000 4,338 1,396 4,500 |
48,4 23,9 29,3 90,5 41,5 62,9 11,2 86,3 111,1 9,0 |
2,500 3,500 1,500 1,200 6,120 2,590 0,420 2,500 1,000 |
100,0 146,5 41,0 21,8 38,0 111,6 71,1 26,6 7,6 25,6 10,3 |
1,500 6,000 4,500 3,372 |
98,5 241,4 110,6 52,3 177,3 |
1,000 10,840 24,500 6,000 |
36,0 529,3 51,1 143,7 |
1,950 2,950 1,588 6,640 8,806 1,918 1,900 1,400 0,850 1,969 4,394 3,465 2,520 6,000 20,340 6,000 4,338 1,396 5,700 3,372 24,500 6,000 6,120 2,590 0,420 2,500 1,000 |
128,1 20,8 11,8 318,3 112,6 20,2 25,9 8,0 5,8 19,2 54,8 30,7 35,3 325,0 958,7 151,6 87,9 17,2 108,1 90,3 451,1 143,7 80,1 26,6 7,6 25,6 10,3 |
Итого | 130,626 | 6,488 | 294,5 | 23,483 | 426,4 | 21,613 | 514,1 | 21,330 | 600,1 | 15,372 | 680,1 | 42,340 | 760,1 | 130,626 | 3275,3 | ||||
Затраты заказчика на проектно-изыскатель- ские работы, экспертизу ПСД***, временные здания и сооружения, непредвиденные работы и затраты, отвод земельных участков и другие на основных автодорогах |
0,7 | 3,6 | 4,4 | 5,3 | 6,4 | 7,7 | 28,1 | ||||||||||||
Всего | 130,626 | 6,488 | 295,2 | 23,483 | 430,0 | 21,613 | 518,5 | 21,330 | 605,4 | 15,372 | 686,5 | 42,340 | 767,8 | 130,626 | 3303,4 |
------------------------------
* Строительство.
** Реконструкция.
*** Проектно-сметная документация.
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Модернизация и развитие сети
автомобильных дорог общего
пользования Республики Марий Эл
на 2005-2010 годы"
Объемы
затрат на содержание республиканских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них
(млн. рублей, в ценах года реализации Программы)
Протя- женность сети, км |
Показатели | |||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2005-2010 гг. |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего в том числе: основные автодороги автодороги местного значения целевые программы по содержанию основных автодорог целевые программы по повышению безопасности дорожного движения на основных автодорогах По муниципальным образованиям: МО "Волжский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Горномарийский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Звениговский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Килемарский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Куженерский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Мари-Турекский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Медведевский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Моркинский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Новоторъяльский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Оршанский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Параньгинский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Сернурский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Советский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Юринский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Город Йошкар-Ола" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Город Козьмодемьянск" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения |
3146,2 1169,0 1977,2 154,4 60,2 94,2 290,3 71,4 218,9 238,7 108,0 130,7 236,1 96,1 140,0 171,5 80,8 90,7 209,4 81,6 127,8 360,2 105,7 254,5 262,7 150,8 111,9 216,2 71,2 145,0 139,0 36,6 102,4 159,8 78,1 81,7 231,1 80,6 150,5 290,4 57,1 233,3 159,0 80,0 79,0 23,3 6,7 16,6 4,1 4,1 |
170,8 72,1 75,1 9,6 14,0 7,0 3,4 3,6 14,5 7,1 7,4 11,7 5,7 6,0 10,2 5,0 5,2 8,1 4,0 4,1 10,0 4,9 5,1 18,6 9,1 9,5 11,6 5,7 5,9 9,0 4,4 4,6 6,3 3,1 3,2 7,8 3,8 4,0 10,4 5,1 5,3 14,7 7,2 7,5 7,3 3,6 3,7 |
190,0 80,1 81,4 11,6 16,9 8,3 4,1 4,2 16,0 5,6 10,4 12,6 8,2 4,4 12,7 8,0 4,7 9,0 5,8 3,2 10,5 5,3 5,2 18,4 7,7 10,7 13,2 8,7 4,5 9,9 4,4 5,5 6,5 2,5 4,0 9,0 5,3 3,7 12,2 6,1 6,1 14,4 3,5 10,9 7,3 4,1 3,2 1,2 0,5 0,7 0,3 0,3 |
229,4 96,9 98,1 14,0 20,4 10,1 5,0 5,1 19,4 6,8 12,6 15,1 9,9 5,2 15,4 9,7 5,7 10,7 7,0 3,7 12,6 6,4 6,2 22,2 9,3 12,9 15,9 10,5 5,4 12,0 5,3 6,7 7,8 3,0 4,8 10,9 6,4 4,5 14,8 7,4 7,4 17,4 4,2 13,2 8,9 5,0 3,9 1,4 0,6 0,8 0,4 0,4 |
277,8 117,4 118,8 16,9 24,7 12,4 6,2 6,2 23,4 8,2 15,2 18,4 12,0 6,4 18,6 11,7 6,9 13,0 8,5 4,5 15,2 7,7 7,5 26,9 11,3 15,6 19,2 12,7 6,5 14,5 6,4 8,1 9,4 3,6 5,8 13,1 7,7 5,4 18,0 9,0 9,0 21,1 5,1 16,0 10,8 6,1 4,7 1,7 0,7 1,0 0,5 0,5 |
336,8 142,5 144,0 20,4 29,9 15,2 7,6 7,6 28,5 10,0 18,5 22,4 14,6 7,8 22,6 14,3 8,3 15,7 10,3 5,4 18,4 9,3 9,1 32,6 13,7 18,9 23,3 15,4 7,9 17,5 7,7 9,8 11,4 4,4 7,0 15,8 9,3 6,5 21,8 10,9 10,9 25,6 6,2 19,4 13,1 7,4 5,7 2,0 0,8 1,2 0,6 0,6 |
408,4 172,7 174,8 24,7 36,2 18,4 9,2 9,2 34,5 12,1 22,4 27,1 17,7 9,4 27,3 17,3 10,0 19,2 12,6 6,6 22,3 11,3 11,0 39,7 16,6 23,1 28,2 18,6 9,6 21,3 9,3 12,0 13,8 5,3 8,5 19,2 11,3 7,9 26,4 13,2 13,2 31,0 7,5 23,5 15,9 9,0 6,9 2,5 1,0 1,5 0,7 0,7 |
1613,2 681,7 692,2 97,2 142,1 71,4 35,5 35,9 136,3 49,8 86,5 107,3 68,1 39,2 106,8 66,0 40,8 75,7 48,2 27,5 89,0 44,9 44,1 158,4 67,7 90,7 111,4 71,6 39,8 84,2 37,5 46,7 55,2 21,9 33,3 75,8 43,8 32,0 103,6 51,7 51,9 124,2 33,7 90,5 63,3 35,2 28,1 8,8 3,6 5,2 2,5 2,5 |
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Модернизация и развитие сети
автомобильных дорог общего
пользования Республики Марий Эл
на 2005-2010 годы"
Объемы
затрат на ремонт республиканских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них
(млн. рублей, в ценах года реализации Программы)
Единица измерения |
Показатели | |||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2005-2010 гг. |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего в том числе: основные автодороги автодороги местного значения затраты заказчика на проектно-изыскательские работы, экспертизу ПСД, временные здания и сооружения, непредвиденные работы и затраты, отвод земельных участков и другие на основных автодорогах По муниципальным образованиям: МО "Волжский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Горномарийский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Звениговский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Килемарский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Куженерский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Мари-Турекский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Медведевский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Моркинский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Новоторъяльский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Оршанский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Параньгинский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Сернурский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Советский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Юринский район" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Город Йошкар-Ола" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения МО "Город Козьмодемьянск" в том числе: основные автодороги автодороги местного значения |
млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей км млн. рублей млн. рублей км |
91,7 12,685 68,2 10,785 20,7 1,900 2,8 3,7 0,400 0,4 3,3 0,400 2,9 2,9 4,5 0,590 1,0 3,466 0,590 13,7 3,575 13,7 3,575 14,1 3,000 14,1 3,000 13,0 1,910 8,3 1,000 4,7 0,910 1,4 0,2 1,2 10,0 1,210 10,0 1,210 0,7 0,7 7,0 7,0 6,0 5,0 1,0 7,4 2,000 7,4 2,000 0,5 0,4 0,1 4,0 4,0 |
70,0 10,4 47,7 7,0 19,1 3,4 3,2 3,4 0,6 2,5 0,4 0,9 0,2 5,0 0,8 2,9 0,4 2,1 0,4 5,4 0,8 4,1 0,6 1,3 0,2 5,4 0,9 4,0 0,6 1,4 0,3 4,1 0,6 3,3 0,5 0,8 0,1 4,5 0,7 3,4 0,5 1,1 0,2 6,8 1,0 4,4 0,6 2,4 0,4 7,2 1,1 6,1 0,9 1,1 0,2 4,3 0,7 2,9 0,4 1,4 0,3 2,5 0,4 1,5 0,2 1,0 0,2 3,9 0,6 3,1 0,5 0,8 0,1 4,8 0,8 3,3 0,5 1,5 0,3 4,7 0,8 2,4 0,4 2,3 0,4 4,1 0,6 3,3 0,5 0,8 0,1 0,5 0,3 0,2 0,2 0,2 |
62,7 8,5 42,7 5,6 17,2 2,9 2,8 3,0 0,4 2,2 0,3 0,8 0,1 4,5 0,6 2,6 0,3 1,9 0,3 4,7 0,7 3,6 0,5 1,1 0,2 4,7 0,7 3,4 0,5 1,3 0,2 3,6 0,5 2,9 0,4 0,7 0,1 4,1 0,6 3,1 0,4 1,0 0,2 6,2 0,9 4,0 0,5 2,2 0,4 6,5 0,9 5,5 0,7 1,0 0,2 3,9 0,5 2,6 0,3 1,3 0,2 2,2 0,4 1,3 0,2 0,9 0,2 3,5 0,5 2,8 0,4 0,7 0,1 4,3 0,6 3,0 0,4 1,3 0,2 4,3 0,7 2,2 0,3 2,1 0,4 3,7 0,5 3,0 0,4 0,7 0,1 0,5 0,3 0,2 0,2 0,2 |
141,6 17,5 96,4 11,8 38,9 5,7 6,3 6,4 0,9 4,6 0,6 1,8 0,3 10,2 1,4 5,9 0,7 4,3 0,7 10,6 1,4 8,1 1,0 2,5 0,4 10,6 1,3 7,7 0,9 2,9 0,4 8,1 1,0 6,5 0,8 1,6 0,2 9,3 1,2 7,0 0,9 2,3 0,3 14,0 1,9 9,0 1,1 5,0 0,8 14,7 1,8 12,4 1,5 2,3 0,3 8,8 1,1 5,9 0,7 2,9 0,4 4,9 0,7 2,9 0,4 2,0 0,3 7,9 1,0 6,3 0,8 1,6 0,2 9,7 1,2 6,8 0,8 2,9 0,4 9,7 1,3 5,0 0,6 4,7 0,7 8,5 1,0 6,9 0,8 1,6 0,2 1,3 0,2 0,8 0,1 0,5 0,1 0,6 0,1 0,6 0,1 |
173,0 19,9 117,8 13,1 47,5 6,8 7,7 8,2 1,0 6,0 0,7 2,2 0,3 12,5 1,5 7,2 0,8 5,3 0,7 12,9 1,5 9,8 1,1 3,1 0,4 12,9 1,6 9,4 1,0 3,5 0,6 9,9 1,3 7,9 0,9 2,0 0,4 11,3 1,3 8,5 0,9 2,8 0,4 17,1 2,0 11,0 1,2 6,1 0,8 17,9 2,1 15,1 1,7 2,8 0,4 10,7 1,3 7,2 0,8 3,5 0,5 5,9 0,7 3,5 0,4 2,4 0,3 9,7 1,2 7,7 0,9 2,0 0,3 11,8 1,4 8,3 0,9 3,5 0,5 11,8 1,5 6,1 0,7 5,7 0,8 10,4 1,2 8,4 0,9 2,0 0,3 1,6 0,2 1,0 0,1 0,6 0,1 0,7 0,1 0,7 0,1 |
212,4 21,7 144,9 14,6 58,1 7,1 9,4 10,2 1,1 7,5 0,8 2,7 0,3 15,3 1,7 8,8 0,9 6,5 0,8 15,8 1,7 12,0 1,2 3,8 0,5 16,0 1,7 11,7 1,2 4,3 0,5 12,4 1,3 9,9 1,0 2,5 0,3 13,8 1,4 10,4 1,0 3,4 0,4 21,0 2,3 13,5 1,4 7,5 0,9 21,9 2,3 18,5 1,9 3,4 0,4 13,1 1,4 8,8 0,9 4,3 0,5 7,2 0,8 4,3 0,4 2,9 0,4 11,8 1,2 9,4 0,9 2,4 0,3 14,5 1,5 10,2 1,0 4,3 0,5 14,5 1,7 7,5 0,8 7,0 0,9 12,7 1,3 10,3 1,0 2,4 0,3 1,9 0,2 1,2 0,1 0,7 0,1 0,9 0,1 0,9 0,1 |
751,4 90,7 517,7 62,9 201,5 27,8 32,2 34,9 4,4 23,2 2,8 11,7 1,6 50,4 6,0 27,4 3,1 23,0 2,9 53,9 6,7 38,6 4,4 15,3 2,3 63,3 9,8 49,9 7,8 13,4 2,0 52,2 7,7 44,6 6,6 7,6 1,1 56,0 7,1 40,7 4,7 15,3 2,4 66,5 8,1 42,1 4,8 24,4 3,3 78,2 9,4 67,6 7,9 10,6 1,5 41,5 5,0 28,1 3,1 13,4 1,9 29,7 3,0 20,5 1,6 9,2 1,4 42,8 4,5 34,3 3,5 8,5 1,0 52,5 7,5 39,0 5,6 13,5 1,9 45,5 6,0 23,6 2,8 21,9 3,2 43,4 4,6 31,9 3,6 11,5 1,0 5,8 0,6 3,6 0,3 2,2 0,3 2,6 0,3 2,6 0,3 |
Приложение N 5
к республиканской целевой программе
"Модернизация и развитие сети
автомобильных дорог общего
пользования Республики Марий Эл
на 2005-2010 годы"
Объемы
финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Марий Эл на ремонт улично-дорожной сети муниципальных образований Республики Марий Эл
(млн. рублей, в ценах года реализации Программы)
Протя- женность сети, км |
Показатели | |||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2005-2010 гг. |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего в том числе: МО "Волжский район" МО "Горномарийский район" МО "Звениговский район" МО "Килемарский район" МО "Куженерский район" МО "Мари-Турекский район" МО "Медведевский район" МО "Моркинский район" МО "Новоторъяльский район" МО "Оршанский район" МО "Параньгинский район" МО "Сернурский район" МО "Советский район" МО "Юринский район" МО "Город Йошкар-Ола" МО "Город Волжск" МО "Город Козьмодемьянск" |
2885,8 142,1 281,6 137,0 43,7 465,6 207,2 327,1 211,0 132,5 102,2 154,0 218,7 79,5 50,3 145,5 124,6 63,2 |
56,0 0,1 0,4 0,2 0,2 0,8 0,4 0,3 1,0 0,2 0,2 0,3 0,4 0,1 49,5* 1,4 0,5 |
80,1 4,0 7,8 3,7 1,2 13,0 5,5 9,0 5,9 3,7 2,9 4,3 6,1 2,2 1,4 4,1 3,5 1,8 |
95,3 4,8 9,3 4,4 1,4 15,4 6,6 10,8 7,0 4,4 3,4 5,1 7,2 2,6 1,7 4,9 4,2 2,1 |
113,1 5,7 11,0 5,2 1,7 18,3 7,8 12,8 8,3 5,2 4,0 6,1 8,6 3,1 2,0 5,8 5,0 2,5 |
134,4 6,8 13,1 6,1 2,0 21,7 9,3 15,2 9,9 6,2 4,8 7,2 10,2 3,7 2,4 6,9 5,9 3,0 |
159,4 8,1 15,6 7,1 2,3 25,8 10,9 18,1 11,8 7,3 5,7 8,6 12,0 4,4 2,9 8,2 7,0 3,6 |
638,3 29,5 56,8 26,9 8,8 94,4 40,9 66,3 43,2 27,8 21,0 31,5 44,4 16,4 10,5 79,4 27,0 13,5 |
------------------------------
* В данную сумму включены затраты по целевой республиканской программе социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003-2008 годы "Столица".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Марий Эл от 9 ноября 2005 г. N 38-З "О республиканской целевой программе "Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Республике Марий Эл на 2005-2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 декабря 2005 г. N 12 (1) ст.441
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Марий Эл от 29 декабря 2008 г. N 77-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Марий Эл от 26 декабря 2007 г. N 79-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Марий Эл от 31 мая 2007 г. N 23-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона