Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
г.Йошкар-Ола
28 февраля 2007 года
N 4-З
Республиканская целевая программа
"Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с проблемами в развитии на 2007-2010 годы"
(утв. Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 г. N 4-З)
Паспорт
республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с проблемами в развитии на 2007-2010 годы"
Наименование Программы - республиканская целевая программа "Реабилитация
и комплексное сопровождение детей и подростков с
проблемами в развитии на 2007-2010 годы" (далее
- Программа)
Основание для - основные направления государственной, социальной
разработки Программы политики по улучшению положения детей в
Российской Федерации до 2010 года.
Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
Руководитель Программы - Министерство образования Республики Марий Эл
(государственный
заказчик)
Основные разработчики - Министерство образования Республики Марий Эл;
Программы Министерство здравоохранения Республики Марий
Эл;
Министерство социальной защиты населения и труда
Республики Марий Эл
Основные цели - разработка стратегии и тактики создания
Программы, важнейшие республиканской системы раннего выявления
целевые показатели отклонений в развитии детей и оказания ранней
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям и их семьям
Основные задачи - организация современного программного и
Программы учебно-методического сопровождения
образовательного процесса в специализированных
(образовательных) учреждениях (классах,
группах);
создание и развитие реабилитационных моделей с
ориентацией на раннюю коррекцию отклонений,
профессиональную абилитацию и интеграцию в
социум детей и подростков с проблемами в
развитии;
материально-техническое оснащение учреждений
системы реабилитации и комплексного
сопровождения детей и подростков с проблемами в
развитии;
оптимизация структуры управления и
финансирования республиканской системы
реабилитации и комплексного сопровождения детей
и подростков с проблемами в развитии;
повышение качества профессиональной подготовки и
переподготовки психологических и педагогических
кадров, осуществление профессиональной поддержки
специалистов, работающих в системе ранней
помощи;
создание республиканского ресурсного центра по
проблемам ранней помощи на базе лаборатории
ранней комплексной помощи ребенку и его семье на
базе государственного образовательного
учреждения Республики Марий Эл "Центр
психолого-педагогической реабилитации и
коррекции";
создание условий для профилактики и раннего
выявления нарушений в развитии детей в
образовательных и лечебно-профилактических
учреждениях;
разработка и внедрение новых организационных
форм и современных технологий
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям с проблемами в развитии и их семьям
Сроки и этапы - 2007-2010 годы,
реализации Программы I этап - 2007-2008 гг. - организационное,
материально-техническое и методическое развитие
механизмов системы реабилитации и комплексного
сопровождения детей и подростков с проблемами в
развитии;
II этап - 2009-2010 гг. - проектирование,
организация и развитие моделей ранней помощи
детям с проблемами в развитии в лаборатории
ранней комплексной помощи государственного
образовательного учреждения Республики Марий Эл
"Центр психолого-педагогической реабилитации и
коррекции";
совершенствование работы по реабилитации детей в
учреждениях системы комплексной реабилитации и
сопровождению детей и подростков с проблемами в
развитии
Перечень основных - осуществление организационных мероприятий по
мероприятий Программы развитию сети специализированных
реабилитационных учреждений, созданию единого
реабилитационного пространства;
разработка и осуществление научно-методического
обеспечения системы раннего выявления нарушений
развития и реабилитации в учреждениях системы
образования, здравоохранения и социальной
защиты;
формирование материально-технической базы
учреждений системы комплексной реабилитации и
сопровождение детей и подростков с проблемами в
развитии;
кадровое обеспечение системы комплексной
реабилитации детей и подростков с проблемами в
развитии
Исполнители основных - Министерство образования Республики Марий Эл,
мероприятий Программы Министерство здравоохранения Республики Марий
Эл, Государственный комитет Республики Марий Эл
по профессиональному образованию, Министерство
социальной защиты населения и труда Республики
Марий Эл
Объемы и источники - общий объем финансирования мероприятий - 15163,8
финансирования тыс. рублей - средства республиканского
Программы бюджета Республики Марий Эл.
Финансирование Программы осуществляется в
пределах средств, предусмотренных в
республиканском бюджете Республики Марий Эл на
соответствующий финансовый год
Система организации - государственный заказчик осуществляет общее
управления и контроля руководство и контроль за реализацией Программы.
за исполнением Исполнители основных мероприятий Программы
Программы представляют ежеквартально и по итогам года
государственному заказчику сведения о ходе
выполнения программных мероприятий.
Государственный заказчик ежеквартально и по
итогам года направляет в Министерство
экономического развития, промышленности и
торговли Республики Марий Эл доклад о ходе
реализации Программы и эффективного
использования финансовых средств.
Министерство экономического развития,
промышленности и торговли Республики Марий Эл
совместно с руководителем программы до 1 марта
каждого года представляет в Государственное
Собрание Республики Марий Эл и Правительство
Республики Марий Эл информацию о ходе реализации
Программы за отчетный год
Ожидаемые конечные - снижение численности детей школьного возраста с
результаты реализации проблемами в развитии;
Программы снижение доли детей с задержкой психического
развития в структуре нарушений развития детей
школьного возраста с 35 процентов до 18
процентов - 484 человека (2008 г. - на 200
человек (7 процентов), 2010 г. - на 284 человека
(10 процентов);
снижение контингента интернатных учреждений:
2008 г. - на 120 человек;
2010 г. - на 320 человек;
обеспечение доступности услуг по раннему
выявлению и коррекции отклоняющегося развития
детей и детей с множественными нарушениями;
создание в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях не менее трех
организационно-методических центров для оказания
методической помощи общеобразовательным
учреждениям;
значительное улучшение образовательной и
социальной адаптации детей-инвалидов;
увеличение не менее чем на 50 процентов
количества детей, возвращенных из
социально-реабилитационных учреждений в родные
семьи;
увеличение показателя реабилитированных
детей-инвалидов с 7,3 процента до 8,5 процента
от общего числа переосвидетельствованных детей;
снижение роста психических заболеваний к
дошкольному и школьному возрасту детей:
2008 г. - на 350 человек (3,5 процента);
уменьшение количества детей с тяжелыми
психоневрологическими заболеваниями;
снижение уровня детской сурдологической и
неврологической инвалидности (2009 г. - на 45
человек)
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Демографы и социологи отмечают, что в условиях современной жизни российского общества более всего страдает семья. Ослабляются сложившиеся нравственные и этические нормы, традиции семьи. Семейное неблагополучие становится важнейшей причиной возросшего количества детских и подростковых эмоциональных отклонений и нарушений. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи.
Другой серьезной проблемой становится ухудшение состояния здоровья детей. Доля здоровых новорожденных в течение последних 7 лет снизилась с 48,3 процента до 36,5 процента. Сегодня в Российской Федерации 80 процентов новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70 процентов имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы.
В результате принятых в последние годы органами здравоохранения неотложных мер удалось стабилизировать показатели младенческой и материнской смертности. Повысился процент выживаемости недоношенных детей, составляющих группу высокого риска по слуховой и зрительной патологии, интеллектуальной недостаточности, детскому церебральному параличу и сложным нарушениям развития. 17 процентов детей в возрасте от 0 до 3-х лет имеют выраженные нарушения психофизического развития, 40 процентов составляют дети "группы риска", которые при неблагоприятных условиях развития, отсутствии первичной педагогической, психологической профилактики и коррекции также перейдут в "группу патологии". В 2006 году среди детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство не имеет физических нарушений, но имеет отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой. Так, в специальных (коррекционных) школах из 235,4 тыс. учащихся 81,5 процента имеют нарушения в познавательной сфере. В специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ из 187,9 тыс. учащихся 93,4 процента (175,4 тыс.) - дети с задержкой психического развития (приложение N 1).
В настоящее время в Республике Марий Эл проживает около 15 тыс. детей (18 процентов) с ограниченными возможностями здоровья. Детей в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих выраженные отклонения в развитии, 3,8 процента, детей "группы риска" более 7 тыс. человек (32 процента). Эти данные свидетельствуют о выявлении детей с проблемами в развитии в период, когда они идут в школу. Анализ обращения родителей в различные службы показал, что возраст ребенка в момент первого обращения часто превышает 3-4 года, когда время эффективной коррекции во многом упущено. Основная причина позднего обращения за помощью недостаток информации, поскольку не обеспечен должный обмен информацией между организациями. Системой специального образования охвачено более 12 тыс. детей и подростков - около 8 процентов от общего числа детей в республике и 80 процентов от числа нуждающихся. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 13 процентов от общего количества детей школьного возраста. Специальную помощь они получают в 9 специальных (коррекционных) школах-интернатах, в республиканском Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, 142 специализированных группах в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, 157 специальных (коррекционных) классах, 86 логопунктах в общеобразовательных учреждениях, 3 специальных (коррекционных) школах. Около 400 детей школьного возраста находятся на индивидуальном обучении по медицинским показаниям.
По данным Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, на 1 июля 2006 г. в республике 2975 инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, из них:
от 0 до 3 лет - 259 человек (268 человек в 2004 г.);
от 4 до 6 лет - 358 человек (424 человека в 2004 г.);
от 7 до 18 лет - 2358 человек (2583 человека в 2004 г.).
Количество обучающихся детей данной категории составляет 2021 человек (67 процентов). Из них 370 - обучаются на дому, 926 - в образовательных учреждениях, 169 - в системе специального образования.
По данным Министерства здравоохранения Республики Марий Эл за 2005 год, число детей с проблемами в состоянии здоровья по республике среди новорожденных составило 199,7 человека на 1 тыс. человек, родившихся живыми. Растет число детей со множественными нарушениями в развитии.
Отсутствие своевременной коррекционной помощи детям приводит к тому, что имеющийся дефект у ребенка усложняется в школьном возрасте, на первое место выходят нарушения, связанные с проблемами в умственном развитии. Из обследованных на психолого-медико-педагогических комиссиях детей от 7 до 18 лет с умственной отсталостью выявлено 378 человек (30 процентов), с задержкой психического развития - 258 человек (20,5 процента).
Рост числа детей с проблемами в развитии за последние 4 года составил 24 процента. В связи с этим политика Министерства образования Республики Марий Эл направлена на консолидацию усилий специалистов различной ведомственной принадлежности по обеспечению комплексного подхода к реабилитации детей раннего возраста.
В республике разработаны методики обследования детей от 0 до 3-х лет. Совместно с государственным учреждением Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" и государственным учреждением Республики Марий Эл "Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" раз в месяц специалисты государственного образовательного учреждения Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" проводят диагностику отклонений в развитии детей раннего возраста, дают рекомендации родителям и педагогам, но дальнейшее сопровождение осуществлять не в силах. Не хватает ни кадровых, ни материальных ресурсов.
В связи с этим одной из первостепенных задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующего звена - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений развития ребенка. Научные эксперименты показали, что правильно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток, в том числе в дошкольное образовательное учреждение, на более раннем этапе возрастного развития в группах кратковременного пребывания, исключив необходимость дорогостоящего специального образования.
Учитывая опыт, накопленный в России и за рубежом, необходимо создание в республике научно-методической лаборатории ранней диагностики и коррекции детей с проблемами в развитии.
В основе деятельности республиканской лаборатории предполагается реализация методологической концепции педагогической реабилитации, а именно: раннее начало, индивидуальный подход, этапность и дискретность с определением направленности воздействия каждого реабилитационного метода в сочетании с организацией специальных развивающих условий окружающей среды.
Для обеспечения системного, комплексного подхода к организации реабилитации ребенка и его семьи в структурные подразделения учреждений ранней помощи должны войти специалисты учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты.
Эффективность работы указанных структур, на которые возлагаются функции осуществления ранней помощи, будет оцениваться по следующим критериям:
время включения ребенка в практику ранней помощи;
интенсивность ранней помощи - чем активнее оказывается поддержка, тем значительнее результаты развития ребенка;
создание всех необходимых навыков у малыша;
охват коррекционно-развивающей помощью различных сфер развития ребенка;
учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
Как показывает опыт работы в этом направлении городов Москвы, Самары, Санкт-Петербурга и других регионов, при раннем выявлении и оказании своевременной комплексной помощи детям уже к 1,5 годам 20 процентов детей достигают нормы развития; к 3-м годам - 60 процентов, а 20 процентов имеют не резко выраженные отклонения и могут быть включены в воспитательный процесс в дошкольных специализированных учреждениях и только 20 процентов имеют выраженную патологию, но и у них имеется положительная динамика в развитии. К 7 годам уже 80 процентов детей достигают нормы и идут в общеобразовательные школы. При отсутствии же своевременной помощи 100 процентов детей к школьному возрасту имеют различной степени отклонения в развитии.
Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.
Необходимо подчеркнуть, что реализация программы единой системы раннего выявления как нового приоритетного направления развития системы образования на уровне республики возможна только при скоординированном взаимодействии республиканских органов исполнительной власти, различных структур, учреждений науки, высших учебных заведений, групп исследователей и разных категорий специалистов.
Создание республиканской системы раннего выявления детей с нарушениями развития и обеспечение ее методами комплексной помощи не предусматривает полный отказ от ранее созданных учреждений, так как именно в них реализуется конституционное право на образование. Реформирование системы специального образования нуждается в государственной поддержке и направлено на создание в коррекционных учреждениях организационно-методических центров, которые смогут оказывать методическую помощь педагогам общеобразовательных школ, осуществляющих интегрированное образование.
В существующей системе учреждений системы образования имеется ряд проблем, существенно снижающих эффективность ее деятельности:
1. Программно-методическое оснащение коррекционных образовательных учреждений (классов, групп) не отвечает современным требованиям. От 30 до 90 процентов учебников в библиотеках образовательных учреждений составляют ветхий фонд.
2. Эффективное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков требует применения прогрессивных коррекционно-образовательных, воспитательных и развивающих технологий, которыми владеют педагоги узких специальностей. Однако получение второго высшего образования и переподготовка работников образования производятся на платной основе и недоступны работающим педагогам.
3. Специальное реабилитационное оборудование образовательных учреждений Республики Марий Эл морально и физически устарело. Необходимо переоборудование медицинских блоков специализированных образовательных учреждений, так как дети с отклонениями в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, подвержены различным заболеваниям. При этом воспитанники специальных (коррекционных) интернатных учреждений сельской местности не всегда имеют возможность получать своевременную медицинскую помощь вследствие удаленности от районных центров.
4. Сложившаяся система трудовой, профессиональной реабилитации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях ориентирована на подготовку воспитанников к профессиональной деятельности на оборудовании, которое уже не используется в современном пространстве, что приводит к несостоятельности в изменившихся экономических условиях. Оснащение учебных мастерских специализированных образовательных учреждений современным технологическим оборудованием и расходными материалами позволит своевременно включаться в рыночные отношения и предупредит формирование у них потребительского отношения к жизни. Оптимальной формой включения детей данной категории в производственные отношения является участие их в ежегодных республиканских ярмарках ремесел и реализация изделий воспитанников специализированных реабилитационных учреждений населению.
Помимо мероприятий по материально-техническому оснащению процесса социально-трудовой и профессиональной абилитации и реабилитации воспитанников специальных (коррекционных) учреждений Программа включает мероприятия по разработке и апробации специальных программ, методик реабилитационной работы с детьми и молодежью данной категории.
II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью настоящей Программы является разработка стратегии и тактики создания республиканской системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии, обеспечения равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод и успешной интеграции в общество.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
разработать организационно-методическую базу для осуществления модельной реализации создаваемой системы;
разработать и внедрить новые организационные формы и современные технологии ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии и их семьям;
разработать механизмы взаимодействия специалистов республиканских органов исполнительной власти, закрепленных на нормативно-правовом уровне;
повысить качество профессиональной подготовки и переподготовки педагогических и психологических кадров, осуществить профессиональную поддержку специалистов для эффективного функционирования создаваемой системы;
создать условия для сохранения психофизического здоровья, духовно-нравственного развития детей и подростков с проблемами в развитии;
создать условия для полноценной профессиональной и социально-трудовой абилитации и реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии.
Программа будет выполняться поэтапно в 2007-2010 годах.
На первом этапе (2007-2008 годы) будут осуществляться:
разработка и формирование финансовых, организационных, методических механизмов формирования системы реабилитации и комплексного сопровождения детей и подростков с проблемами в развитии;
организация республиканской системы ранней помощи ребенку и его семье;
внедрение указанных механизмов и отработка форм взаимодействия всех исполнителей Программы.
На втором этапе (2009-2010 годы) планируется:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Программы;
совершенствование работы по реабилитации и адаптации детей с проблемами в развитии в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий (приложение N 2) направлена на обеспечение реализации единой политики в области ранней помощи и комплексного сопровождения детей и подростков с проблемами в развитии. Приоритетным направлением является создание модели раннего выявления и оказания ранней помощи детям с проблемами в развитии и их семьям.
1. Развитие сети учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты
В систему мер по развитию сети включается:
организация и проведение комплексного анализа ресурсов по проектированию служб ранней помощи в городах и районах республики;
проведение анализа и систематизации информационных данных по предполагаемым учреждениям - партнерам служб ранней помощи из системы образования, здравоохранения и социальной защиты;
проведение и обработка данных социологического опроса по выявлению основных потребностей семей, имеющих детей раннего возраста, в городах и районах республики;
разработка содержания и форм взаимодействия семьи и специалистов, механизма включения родителей в процесс развития и коррекционного обучения детей.
2. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты
В систему мер по научно-методическому обеспечению включается:
разработка методических рекомендаций и пособий по вопросам семейного воспитания, детско-родительских отношений и повышению педагогической компетенции родителей;
разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей и подростков с проблемами в развитии в общеобразовательных школах;
разработка комплекса программ по повышению квалификации педагогов и специалистов учреждений образования и социальной защиты, работающих в системе ранней помощи;
изучение и обобщение передового опыта по реабилитации и комплексному сопровождению детей и подростков с проблемами в развитии.
3. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии
В систему мер по формированию материально-технической базы включается:
оснащение республиканского ресурсного центра - лаборатории ранней комплексной помощи ребенку и его семье необходимым оборудованием и развивающими материалами;
создание оптимальных условий, обеспечивающих качество предоставляемых услуг по обучению, воспитанию, оздоровлению и социальной адаптации в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты.
4. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии
В систему мер по кадровому обеспечению включается:
формирование принципов и практики подготовки и переподготовки кадров для учреждений, обеспечивающих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков с проблемами в развитии;
организация систематической и качественной профессиональной поддержки специалистов, осуществляющих раннее выявление и раннюю помощь детям и их семьям.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 15163,8 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Объемы и источники финансирования Программы на 2007-2010 годы приведены в приложениях N 3, 4, 6.
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл в целях обеспечения государственного влияния на процессы обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации граждан с проблемами в развитии.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Межведомственный координационный совет по вопросам раннего выявления, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков с проблемами в развитии, утвержденный трехсторонним приказом Министерства образования Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 13 сентября 2004 г. N 181/87/323.
Исполнители основных мероприятий Программы осуществляют следующие функции:
рассматривают на своих коллегиях вопросы реализации Программы;
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы;
проводят мероприятия по привлечению общественности к решению проблем детей и подростков с проблемами в развитии.
Государственный заказчик отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Организации, реализующие мероприятия Программы, определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
VI. Управление реализацией Программы, контроль за ходом ее выполнения и социальный эффект от ее реализации
Государственный заказчик:
осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы;
определяет с участием органов исполнительной власти Республики Марий Эл формы и методы управления Программой;
ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, до 1 февраля следующего за отчетным периодом года, направляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл отчет о ходе выполнения Программы с учетом положений Порядка представления отчетов о ходе реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 июня 2004 г. N 156.
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл совместно с руководителем программы до 1 марта каждого года представляет в Государственное Собрание Республики Марий Эл и Правительство Республики Марий Эл информацию о ходе реализации Программы за отчетный год.
Исполнители основных мероприятий Программы ежеквартально представляют государственному заказчику сведения о выполнении Программы.
Результативность реализации Программы оценивается степенью уменьшения в республике количества детей с проблемами в развитии, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация Программы при тесном взаимодействии всех исполнителей должна способствовать укреплению психофизического и духовно-нравственного здоровья детей, улучшению демографической ситуации в республике.
Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста детей дошкольного возраста, готовых к усвоению программ общеобразовательной школы, укрепление семейных, нравственных и этических норм.
Для оценки эффективности государственным заказчиком Программы ежегодно производится мониторинг следующих целевых показателей:
снижение количества детей с задержкой психического развития в структуре нарушений развития детей школьного возраста на 17 процентов (2008 г. - 200 человек, или 7 процентов, 2010 г. - 284 человека, или 10 процентов);
снижение количества детей с психическими заболеваниями на 3,5 процента к дошкольному и школьному возрасту (2008 г. - на 350 человек, или 3,5 процента);
снижение к 2009 году уровня детской сурдологической и психоневрологической инвалидности на 45 человек;
снижение количества детей в интернатных учреждениях к 2010 году на 320 человек;
увеличение не менее чем на 50 процентов количества детей, возвращенных из социально-реабилитационных учреждений в родные семьи;
рост численности реабилитированных детей-инвалидов с 7,3 процента до 8,5 процента от общего количества переосвидетельствованных детей;
увеличение количества педагогов-дефектологов к 2009 году на 10,6 процента (20 человек);
увеличение количества подготовленных специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста и их семьями на 120 человек к 2010 году, в том числе по годам:
2007 г. - 20 человек;
2008 г. - 20 человек;
2009 г. - 20 человек;
2010 г. - 60 человек.
Основные показатели эффективности реализации Программы с годовой динамикой представлены в приложении N 5
С первого года реализации Программы значения целевых показателей приводятся в процентах по отношению к базовому 2006 году.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей и подростков
с проблемами в развитии
на 2007-2010 годы"
Основные проблемы
отрасли экономики Республики Марий Эл, затрагиваемые разрабатываемой Программой
Наименование, краткое описание проблемы |
Количественная характеристика проблемы | ||
значение в республике | в среднем по России - 2006 г. |
в Республи- ке Марий Эл - 2006 г. |
|
Негативные демографические тенденции, сопровождающиеся ухудшением здоровья детского населения |
количество учащихся в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья - всего, тыс. человек в том числе в учреждениях для умственно отсталых для детей с задержкой психического развития количество учащихся, обучающихся в специальных (коррекционных) классах всего, тыс. человек в том числе в классах для детей с задержкой психического развития дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие выраженные отклонения в развитии, процентов дети "группы риска" от 0 до 3 лет, процентов доля детей с задержкой психического развития от общего количества детей, обучающихся в системе специального образования, тыс. человек/процентов |
235,4 162,0 19,2 187,9 175,7 17 40 194,6 82 |
1,452 1,195 - 1,670 1,660 3,8 32 2,375 19 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей и подростков
с проблемами в развитии
на 2007-2010 годы"
Система программных мероприятий
Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей | Срок исполне- ния |
Ожидаемые результаты | ||||
всего | в том числе | ||||||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I. Развитие сети учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты | |||||||||
Организация деятельности лаборатории ранней комплексной помощи ребенку и его семье в ГОУ Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" Создание банка данных о детях с проблемами в развитии в возрасте от 0 до 3-х лет Организация социального патронажа семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии Оказание социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей с проблемами в развитии Просвещение и консультирование родителей детей, имеющих проблемы в развитии Закупка лекарственных препаратов для стационарного лечения детей с отклонениями в развитии Организация и ведение совместных консультативных приемов педагогов-дефектологов, психологов в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях Создание школ для родителей при психолого-медико-педагогических комиссиях Организация консультирования детей в районах республики выездной бригадой ГУ Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" Проведение мониторинга выявления и эффективности коррекционно-развивающей и оздоровительной работы с детьми с проблемами в развитии |
Минобразование Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
без дополнительного финансирования без дополнительного финансирования республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл без дополнительного финансирования республиканский бюджет Республики Марий Эл без дополнительного финансирования без дополнительного финансирования республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл |
- - 100,0 300,0 - - 259,6 - - - - 616,8 - 570,0 |
- - - - - - - - - - - - - - |
- - 50,0 150,0 - - 129,8 - - - - 435,0 - 360,0 |
- - 25,0 75,0 - - 64,9 - - - - 171,8 - 210,0 |
- - 25,0 75,0 - - 64,9 - - - - 10,0 - - |
2007 г. 2007-2010 гг. 2008-2010 гг. 2008-2010 гг. 2007-2010 гг. 2008-2010 гг. 2007-2010 гг. 2007 г. 2008-2010 гг. 2008-2009 гг. |
сокращение количества детей с проблемами в развитии, в тяжелых случаях - снижение степени их выраженности получение унифицированных данных по результатам диспансеризации оказание практической помощи по социальной реабилитации детей и подростков улучшение материального положения нуждающихся семей обучение родителей основам знаний, умений и навыков проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях. Налаживание взаимодействия специалистов с родителями детей, имеющих проблемы в развитии, для непрерывных реабилитационных мероприятий и адаптации ребенка в социуме увеличение удельного веса положительных исходов психоневрологических заболеваний улучшение качества комплексной реабилитации нейропсихологических отклонений и первичной психолого-педагогической профилактики улучшение социальной адаптации детей с отклонениями в развитии. Профилактика отклонений в развитии детей раннее выявление нарушений нервно-психического развития патологии органов слуха и зрения. Увеличение количества получателей медицинских услуг выявление и учет детей и подростков с проблемами в развитии, оценка качества и эффективности проводимой работы по раннему выявлению и реабилитации детей с проблемами в развитии |
Итого по разделу I | 1846,4 | - | 1124,8 | 546,7 | 174,9 | ||||
II. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты | |||||||||
Разработка единых скрининг-карт по ранней диагностике Разработка и апробация программ для интегрированного обучения детей и подростков с проблемами в развитии Формирование банка программно-методических комплектов для специальных (коррекционных) учреждений образования Разработка и издание методических рекомендаций по организации интегрированного обучения детей с проблемами в развитии Разработка и внедрение технологии взаимодействия специалистов учреждений социального обслуживания по работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии Разработка программ повышения квалификации специалистов по работе с детьми с проблемами в развитии в системе ранней помощи Обобщение и распространение передового опыта работы по диагностике, коррекции, оказанию ранней комплексной помощи детям и подросткам с проблемами в развитии Выпуск методического пособия по работе с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии Выпуск методического материала по работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ДЦП Разработка и реализация индивидуальных программ психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков с проблемами в развитии Внедрение в деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений современных технологий по выявлению детей группы риска психоневрологической патологии Проведение скрининговых исследований нарушений слуха у детей раннего и младшего возраста на базе ГУ Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" Проведение республиканской научно-практической конференции по актуальным вопросам реабилитационной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии |
Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
без дополнительного финансирования республиканский бюджет Республики Марий Эл без дополнительного финансирования республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл |
40,0 20,1 - 399,5 50,0 - - 21,1 - - 45,0 - - 15,0 20,0 10,0 60,0 - - 28,5 300,0 49,0 - - |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
40,0 10,1 - - 50,0 - - 21,1 - - 15,0 - - 5,0 10,0 - 60,0 - - 28,5 280,0 - - - |
- 10,0 - - - - - - - - 15,0 - - 10,0 10,0 10,0 - - - - 20,0 49,0 - - |
- - - 399,5 - - - - - - 15,0 - - - - - - - - - - - |
2008 г. 2008-2009 гг. 2007 г. 2010 г. 2008 г. 2008 г. 2008-2010 гг. 2008-2009 гг. 2008-2009 гг. 2009 г. 2008 г. 2008 г. 2008-2009 гг. 2009 г. |
осуществление единого подхода по оказанию ранней комплексной помощи детям с проблемами в развитии повышение роли семьи в обучении детей с проблемами в развитии, преодоление социальной депривации обеспечение не менее 70% доступности учебной и методической литературы для педагогов и учащихся реабилитационных учреждений систематизация деятельности учреждений по социализации детей с проблемами в развитии обучение родителей навыкам ухода за младенцами, а также различным способам развивающей коммуникации. Профилактика социального сиротства создание условий для целенаправленной работы по обучению, повышению профессиональной работы специалистов, работающих с детьми раннего возраста повышение качества работы специалистов в вопросах диагностики, коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии обобщение и распространение опыта работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. совершенствование информационно-аналитической работы обобщение и распространение опыта работы с детьми раннего и дошкольного возраста на республиканском уровне обеспечение индивидуального подхода к проведению реабилитации и сопровождению детей и подростков, увеличение количества получателей бюджетных услуг снижение не менее чем на 3,5% роста психических заболеваний к дошкольному и школьному возрасту снижение уровня детской сурдологической и психоневрологической инвалидности на 3-4% отслеживание результатов реализации комплекса мероприятий Программы, внедрения системы единого коррекционно-развивающего пространства в республике, перспектив ее дальнейшего развития |
Итого по разделу II | 1058,2 | - | 519,7 | 124,0 | 414,5 | ||||
III. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии | |||||||||
Оснащение лаборатории ранней комплексной помощи ГОУ Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" комплектом диагностического коррекционно-развивающего оборудования Совершенствование системы реабилитационной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с психоневрологической патологией, находящимся в Доме ребенка Обеспечение специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений социальной защиты средствами информатизации образовательного процесса (компьютерная, аудиовидеоаппаратура) Оснащение специальных (коррекционных) образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений современным реабилитационным оборудованием Оснащение учебно-производственных мастерских специальных (коррекционных) учреждений, учреждений социальной защиты современным технологическим оборудованием Обеспечение транспортными средствами ГОУ Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" |
Минобразование Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл |
республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл |
2088,0 150,0 2813,0 765,0 1541,0 772,8 880,0 1312,0 610,0 300,0 |
- - - - - - - - - - |
1387,2 - 1063,0 400,0 672,8 400,0 320,0 705,0 490,0 300,0 |
499,2 150,0 1000,0 155,0 294,0 153,6 440,0 607,0 120,0 - |
201,6 - 750,0 210,0 574,2 219,2 120,0 - - - |
2008-2010 гг. 2009 г. 2008-2010 гг. 2008-2010 гг. 2008-2010 гг. 2008-2010 гг. 2008-2010 гг. 2008-2009 гг. 2008-2009 гг. 2008 г. |
обеспечение качественной эффективной работы специалистов по оказанию своевременной помощи детям с проблемами в развитии уменьшение количества воспитанников с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями повышение качества образовательного процесса. Совершенствование условий для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии повышение эффективности и качества работы с детьми и подростками с проблемами в развитии в ходе учебно-воспитательного процесса расширение возможностей допрофессиональной и трудовой подготовки воспитанников с проблемами в развитии осуществление механизмов взаимодействия специалистов по оказанию ранней комплексной помощи детям с проблемами в развитии, детям-инвалидам |
Итого по разделу III | 11231,8 | - | 5738,0 | 3418,8 | 2075,0 | ||||
IV. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии | |||||||||
Организация курсовой подготовки специалистов республиканской лаборатории ранней диагностики (стажировка в ИКП РАО) Организация курсовой подготовки специалистов служб ранней помощи ребенку и его семье муниципальных образований Республики Марий Эл Организация курсовой подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья Разработка и включение в программу подготовки студентов факультета ГОУ ВПО "Марийский государственный педагогический институт имени Н.К.Крупской" спецкурсов по методике работы с детьми раннего возраста Организация курсовой подготовки специалистов учреждений социальной защиты по совершенствованию форм и методов реабилитационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья |
Минобразование Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл Минобразование Республики Марий Эл Госкомпрофобр Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл без дополнительного финансирования республиканский бюджет Республики Марий Эл |
264,9 84,0 633,5 - 45,0 |
- - - - - |
195,0 42,0 312,7 - 40,0 |
69,9 - 218,6 - 5,0 |
- 42,0 102,2 - - |
2008-2009 гг. 2008, 2010 гг. 2007-2010 гг. 2007-2009 гг. 2008-2009 гг. |
повышение квалификации специалистов лаборатории. Обучение и распространение опыта в службах ранней диагностики муниципальных образований повышение уровня профессионализма специалистов по работе с детьми с проблемами в развитии наличие не менее 39% педагогов, имеющих дефектологическое образование Повышение профессиональной компетенции молодых специалистов по работе с детьми с отклонениями в развитии повышение уровня квалификации, совершенствование профессиональных знаний, методик работы с детьми и подростками с отклонениями в развитии |
Итого по разделу IV | 1027,4 | - | 589,7 | 293,5 | 144,2 | ||||
Всего | 15163,8 | - | 7972,2 | 4383,0 | 2808,6 |
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей и подростков
с проблемами в развитии
на 2007-2010 годы"
Объемы и источники финансирования Программы
(тыс. рублей, в ценах 2006 года)
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе на весь период реализации |
В том числе | |||
2007 год |
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Всего в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет Республики Марий Эл* бюджеты муниципальных образований внебюджетные источники (в случае выделения средств) Капитальные вложения в том числе федеральный бюджет республиканский бюджет Республики Марий Эл* бюджеты муниципальных образований внебюджетные источники НИОКР в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет Республики Марий Эл* бюджеты муниципальных образований внебюджетные источники Прочие нужды в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет Республики Марий Эл* бюджеты муниципальных образований внебюджетные источники (в случае выделения средств) |
15163,8 - 15163,8 - - - - - - - - - - - - 15163,8 - 15163,8 - - |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
7972,2 - 7972,2 - - - - - - - - - - - - 7972,2 - 7972,2 - - |
4383,0 - 4383,0 - - - - - - - - - - - - 4383,0 - 4383,0 - - |
2808,6 - 2808,6 - - - - - - - - - - - - 2808,6 - 2808,6 - - |
------------------------------
* Подлежит ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей.
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей и подростков
с проблемами в развитии
на 2007-2010 годы"
Объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий
(тыс. рублей, в ценах 2006 года)
Наименование мероприятия, этапы его реализации |
Объем финансирования | Республиканский бюджет Республики Марий Эл |
1 | 2 | 3 |
Итого по всем мероприятиям 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
15163,8 - 7972,2 4383,0 2808,6 |
15163,8 - 7972,2 4383,0 2808,6 |
1. Развитие сети учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты |
||
Итого 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
1846,4 - 1124,8 546,7 174,9 |
1846,4 - 1124,8 546,7 174,9 |
2. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в специализированных реабилитационных учреждениях |
||
Итого 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
1058,2 - 519,7 124,0 414,5 |
1058,2 - 519,7 124,0 414,5 |
3. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии |
||
Итого 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
11231,8 - 5738,0 3418,8 2075,0 |
11231,8 - 5738,0 3418,8 2075,0 |
4. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии |
||
Итого 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
1027,4 - 589,7 293,5 144,2 |
1027,4 - 589,7 293,5 144,2 |
Приложение N 5
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей и подростков
с проблемами в развитии
на 2007-2010 годы"
Основные показатели
эффективности реализации республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с проблемами в развитии на 2007-2010 годы"
Показатель | Годы | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Снижение количества детей с задержкой психического развития в структуре нарушений развития детей школьного возраста, процентов Снижение количества детей с психическими заболеваниями к дошкольному и школьному возрасту, процентов Снижение детской сурдологической и психоневрологической инвалидности, человек Снижение количества детей в интернатных учреждениях, человек Рост численности реабилитированных детей- инвалидов от общего количества переосвидетельствованных детей, процентов Увеличение количества педагогов-дефектологов, процентов Увеличение количества подготовленных специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста и их семьями, человек |
2,5 1,0 50 7,8 5,0 20 |
7,0 1,5 20 70 8,0 5,0 20 |
8,5 2,5 45 90 8,3 5,0 20 |
10,0 3,5 60 110 8,5 5,0 60 |
Приложение N 6
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей и подростков
с проблемами в развитии
на 2007-2010 годы"
Объемы
финансирования программных мероприятий по отраслям из республиканского бюджета Республики Марий Эл
(тыс. рублей)
Всего | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I раздел Минобразование Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
- 1446,4 400,0 |
- - - |
- 924,8 200,0 |
- 446,7 100,0 |
- 74,9 100,0 |
Итого II раздел Минобразование Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
1846,4 649,7 328,5 80,0 |
- - - - |
1124,8 151,2 308,5 60,0 |
546,7 84,0 20,0 20,0 |
174,9 414,5 - - |
Итого III раздел Минобразование Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
1058,2 8054,0 922,8 2255,0 |
- - - - |
519,7 4128,0 400,0 1210,0 |
124,0 2400,2 303,6 715,0 |
414,5 1525,8 219,2 330,0 |
Итого IV раздел Минобразование Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
11231,8 982,4 45,0 |
- - - |
5738,0 549,7 40,0 |
3418,8 288,5 5,0 |
2075,0 144,2 - |
Итого Всего по разделам I-IV В том числе: Минобразование Республики Марий Эл Минздрав Республики Марий Эл Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
1027,4 15163,8 9686,1 2697,7 2780,0 |
- - - - - |
589,7 7972,2 4828,9 1633,3 1510,0 |
293,5 4383,0 2772,7 770,3 840,0 |
144,2 2808,6 2084,5 294,1 430,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 г. N 4-З "О республиканской целевой программе "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007-2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Марийская правда" от 2 марта 2007 г. N 38 (22432), в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 марта 2007 г. N 3 ст.119
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Марий Эл от 27 ноября 2009 г. N 58-З
Действие настоящего Закона в части установления объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл было приостановлено на 2010 г.
Закон Республики Марий Эл от 1 декабря 2008 г. N 61-З (в редакции Закона Республики Марий Эл от 13 марта 2009 г. N 1-З)
Действие статьи 2 настоящего Закона было приостановлено на 2009 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Закон Республики Марий Эл от 25 октября 2007 г. N 57-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона