Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 26 октября 2001 г. N 351
"О силах и средствах территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в Республике Марий Эл"
В связи с изменениями в структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Республики Марий Эл постановляет:'
1. Установить, что к силам территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
силы сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по перечню согласно приложению N 1;
силы ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по перечню согласно приложению N 2.
2. Создать для ликвидации последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий территориального и регионального уровней, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, расположенных на территории республики, I и II эшелоны сил и средств постоянной и повышенной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Утвердить:
перечень сил и средств постоянной и повышенной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 3;
перечень сил и средств постоянной и повышенной готовности I эшелона территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установить им срок готовности к выезду на место ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ согласно приложению N 4;
перечень сил и средств постоянной и повышенной готовности II эшелона территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установить им срок готовности к выезду на место ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ согласно приложению N 5;
Положение о I и II эшелонах сил и средств постоянной и повышенной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 6;
перечень видов чрезвычайных ситуаций, на ликвидацию последствий которых могут использоваться подразделения I и II эшелонов сил и средств постоянной и повышенной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - I и II эшелоны), согласно приложению N 7;
Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях в Республике Марий Эл согласно приложению N 8.
4. Назначить:
командиром I эшелона - заместителя министра Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по оперативным вопросам);
заместителем командира I эшелона - начальника противопожарной службы гражданской обороны района чрезвычайной ситуации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Марий Эл;
командиром II эшелона - заместителя министра Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по защите);
командиром сводной спасательной команды республики генерального директора открытого акционерного общества "Управление механизации строительства" Союза проектно-строительных организаций "Марагрострой".
5. Возложить ответственность за оповещение о чрезвычайных ситуациях подразделений I и II эшелонов на дежурную службу Министерства Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Обязать:
Министерство Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
оказать методическую помощь главам муниципальных образований, руководителям предприятий, учреждений и организаций республики в создании I и II эшелонов сил и средств звеньев территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положений о них, сигналов оповещения, порядка проверки и сбора;
обеспечить автоматизированный учет, хранение и обновление данных о силах и средствах постоянной и повышенной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководителей организаций, предприятий и учреждений, поставляющих личный состав и технику в состав I и II эшелонов, в 3-месячный срок укомплектовать данные формирования личным составом, техникой, табельным имуществом, средствами индивидуальной защиты и приборами разведки в соответствии с нормами, установленными Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, утвержденными директивой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 3 апреля 2000 г. N 33-860-14;
руководителей предприятий, учреждений и организаций, перечисленных в приложениях N 4 и 5:
осуществлять подготовку, оснащение и содержание в готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
выделять силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий по указанию Президента - начальника гражданской обороны Республики Марий Эл, председателя Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Республики Марий Эл или министра Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - заместителя начальника гражданской обороны Республики Марий Эл;
ежегодно, в срок до 1 ноября, производить сверку состава сил и средств постоянной и повышенной готовности с Министерством Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сведения об изменениях в составе сил и средств постоянной и повышенной готовности представлять в Министерство Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий немедленно.
7. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Марий Эл в установленном порядке утвердить уточненный перечень сил и средств постоянной и повышенной готовности звеньев территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечить учет, хранение и обновление данных о них в органах управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий администраций городов и районов республики.
8. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 сентября 1994 г. N 281 "О реорганизации системы гражданской обороны Республики Марий Эл", кроме пункта 8;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 ноября 1996г. N 377 "О силах и средствах территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1996, N 12, ст.284).
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на службу Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Куклина Н.И.
И.о. Главы Правительства |
Н.Куклин |
Приложение N 8
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 26 октября 2001 г. N 351
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях в Республике Марий Эл
I. Общие положения
1. Основные понятия
Аварийно-спасательные работы.
Аварийно-спасательные работы (далее именуются - АСР). это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Виды аварийно-спасательных работ.
К АСР относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также АСР, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
Аварийно-спасательная служба (далее именуется - АСС) -это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательные формирования (далее именуются - АСФ) -это самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальным оборудованием, техникой, снаряжением, инструментом и материалами.
2. Государственная поддержка АСС и спасателей
Органы государственной власти оказывают всемерную поддержку АСС и АСФ, являющимся силами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего:
устанавливают систему налоговых и иных льгот для АСС и АСФ, а также для организаций, в инициативном порядке оказывающих финансовую и материально-техническую поддержку АСС и АСФ;
оказывают содействие организациям, общественным объединениям, органам местного самоуправления в подготовке и оснащении создаваемых ими АСС и АСФ, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей;
предусматривают систему мер по правовой и социальной защите спасателей и членов их семей;
оказывают финансовую поддержку АСС и АСФ, исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
отдают предпочтение при размещении государственных заказов на производство аварийно-спасательных средств, при прочих равных условиях, предприятиям АСС;
всесторонне обеспечивают ведение АСР, оказывают населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинскую и другие виды помощи;
оказывают всемерное содействие АСС и АСФ, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставляют им необходимые транспортные и материальные средства.
3. Руководство АСФ
В связи с особым характером деятельности профессиональных АСС, профессиональных АСФ руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных АСС, профессиональных АСФ приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные АСФ при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Аттестация АСС и АСФ
Все АСС и АСФ подлежат аттестации территориальными или ведомственными аттестационными комиссиями.
5. Требования, предъявляемые к АСФ
АСФ должно:
соответствовать утвержденной организационно-штатной структуре;
прибывать на место проведения работ в установленные сроки;
быть укомплектовано спасателями, знающими специфику ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
быть оснащено табельными техническими и транспортными средствами;
иметь помещение и оборудование, обеспечивающие несение круглосуточного дежурства, надежную связь с обслуживаемыми объектами и органами управления, систему оповещения личного состава формирования, помещение для размещения транспорта, имущества и установленных запасов материальных средств;
быть обеспечено учебно-тренировочной базой.
6. Ликвидация чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Республики Марий Эл, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной и территориальной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
7. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих управлений (отделов) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
II. Организация и проведение АСР
1. Этапы проведения АСР
АСР включают в себя следующие этапы:
рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение АСР;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
выдвижение и ввод на объект сил и средств, необходимых для выполнения работ;
проведение АСР;
вывод сил и средств по завершении работ и возвращение к месту дислокации.
2. Подготовка к проведению работ на объекте (территории)
АСР проводятся силами подразделений территориальной подсистемы РСЧС Республики Марий Эл.
До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (территорию) на нем должна быть проведена комплексная (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) разведка.
После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с определением объема и способов ведения АСР, необходимых для этого сил и средств. Объект (территория) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ.
К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители АСР.
При отсутствии времени на рекогносцировку АСР начинаются с проведения разведки. Разведка должна проводиться и после рекогносцировки, если есть в этом потребность.
3. Руководство АСР
Общее руководство организацией и проведением АСР на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта (территории).
Непосредственным руководителем АСР является председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям, которому подчиняются все подразделения, участвующие в проведении работ на объекте (территории). Он несет ответственность за организацию и проведение АСР, безопасность людей, участвующих в АСР.
Важнейшей задачей руководителя АСР является скорейшее начало АСР с целью спасения максимального количества людей, находящихся в беспомощном состоянии.
Руководитель АСР обязан:
провести разведку и оценить обстановку на месте проведения спасательных работ;
организовать сеть связи;
поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСР и принимать соответствующие решения;
при необходимости вызвать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, расстановку и максимальную загрузку работой;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, их питание и отдых;
назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;
организовать жизнеобеспечение населения;
по окончании работ заслушать командиров подразделений, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСР должен учитывать:
динамику развития чрезвычайных ситуаций, взаимодействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества;
необходимость привлечения специальных служб и средств.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСР, руководитель работ должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав, кому, куда и как производить перегруппировку.
4. Порядок применения формирований
Порядок применения формирований определяется планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, организаций
и объектов.
Формирования используются для решения задач только в соответствии со своим предназначением.
Готовность формирований проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях, а также при борьбе с природными пожарами, при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
5. Разведка
Разведка объекта (территории), где планируется проведение АСР, должна установить:
места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
состав и численность спасательных групп;
безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;
наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения сильнодействующих ядовитых веществ, наличия электросетей под высоким напряжением и т.д.;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе АСР;
состояние подъездных путей;
вид опасных факторов чрезвычайной ситуации, сложившейся на объекте (территории), способы ее локализации и ликвидации.
6. Технология АСР
Технологические приемы и способы ведения АСР зависят от состояния объекта (территории), подвергшегося разрушению, и наличия сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших. Руководителем АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
информации непосредственных свидетелей;
специально подготовленных поисковых собак;
специальных поисковых приборов и инструментов;
простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при смене спасателей. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
По возможности с самого начала спасательных операций с пострадавшими устанавливается разговорный контакт.
Руководителем АСР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийно-восстановительные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушной смеси, истечения сильнодействующих ядовитых веществ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.