24 ноября 2011 г., 27 мая 2013 г.
Об утверждении Порядка предоставления в 2011 - 2013 гг. субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов на модернизацию муниципальных систем общего образования и Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджету городского округа "Город Йошкар-Ола" на совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях" см. постановление Правительства Республики Марий Эл от 12 августа 2011 г. N 255
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы начиная с 2011 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра здравоохранения Республики Марий Эл Шишкина В.В.
Глава Правительства |
Л. Маркелов |
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 мая 2013 г. N 167 в Республиканскую целевую программу внесены изменения
Республиканская целевая программа
"Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2010 г. N 328)
24 ноября 2011 г., 27 мая 2013 г.
Паспорт
республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"; Закон Республики Марий Эл от 9 апреля 2001 г. N 9-З "О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл"; Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N Пр-271; постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2011 г. N 1064-р; постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2392-р; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 августа 2011 г. N 2184 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации в 2011 - 2013 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлениям "достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и "распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей"; постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл"; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 апреля 2012 г. N 258 "Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2012 год и уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий в 2012 году
|
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее - Минобрнауки Республики Марий Эл)
|
Основные разработчики Программы |
- |
Минобрнауки Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл (далее - Минздрав Республики Марий Эл) |
Основная цель Программы, важнейшие целевые показатели Программы |
- |
основная цель - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Марий Эл. Целевые показатели: доля обучающихся, охваченных республиканской системой выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности обучающихся 9-11-х классов; доля обучающихся общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса; доля государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл, отвечающих требованиям норм и правил пожарной безопасности; доля общеобразовательных учреждений, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл; доля обучающихся общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл, прошедших медицинское обследование на базе Центров здоровья, оснащенных современным скрининговым оборудованием; доля учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей
|
Основные задачи Программы |
- |
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; обеспечение инновационного характера базового образования; совершенствование республиканской системы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями
|
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2011-2015 годы: I этап (2011 - 2014 годы) - реализация комплекса мероприятий, внедрение и распространение результатов; II этап (2015 год) - завершение реализации мероприятий, анализ, обобщение и оценка эффективности реализации Программы
|
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
мероприятия, направленные на модернизацию общего и дошкольного образования; разработка и апробация республиканских организационных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей; совершенствование республиканской системы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями; поддержка педагогических работников образовательных учреждений |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Минобрнауки Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию)
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 220 998,1 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 47 316,2 тыс. рублей 2012 год - 53 521,9 тыс. рублей 2013 год - 58 980,0 тыс. рублей 2014 год - 30 590,0 тыс. рублей 2015 год - 30 590,0 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета): 2011 год - 35 124,2 тыс. рублей 2012 год - 29 940,9 тыс. рублей 2013 год - 28 390,0 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл: 2011 год - 12 192,0 тыс. рублей 2012 год - 23 581,0 тыс. рублей 2013 год - 30 590,0 тыс. рублей 2014 год - 30 590,0 тыс. рублей 2015 год - 30 590,0 тыс. рублей
|
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
- |
управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения осуществляет Минобрнауки Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" с участием координационного совета по реализации Программы, положение о котором, регламент работы и его состав утверждаются Минобрнауки Республики Марий Эл
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
увеличение доли обучающихся общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, до 75 процентов; увеличение доли общеобразовательных учреждений, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл до 90 процентов; увеличение доли обучающихся, охваченных республиканской системой выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности обучающихся 9 - 11-х классов до 5 процентов; проведение медицинского обследования не менее 73 процентов обучающихся общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл на базе Центров здоровья, оснащенных современным скрининговым оборудованием; увеличение доли учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей до 54 процентов |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В области образования в Республике Марий Эл осуществлены системные изменения, позволяющие при сохранении и развитии достоинств существующей системы обогащать и активизировать ее инновационный потенциал.
Реализация республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы", приоритетного национального проекта "Образование" на территории Республики Марий Эл, в том числе основных направлений комплексного проекта модернизации образования, участие в мероприятиях Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы позволили достичь определенных качественных результатов в системе образования Республики Марий Эл:
функционируют образовательные учреждения (гимназии, лицеи, общеобразовательные школы, реализующие профильное обучение и профессиональную подготовку, центры дистанционного образования, Центр по работе с одаренными детьми государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат" и т.п.), обеспечивающие удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (доля старшеклассников, обучающихся по программам повышенного уровня, составляет 78,4 процента, доля проходящих профессиональную подготовку на базе общеобразовательных учреждений - 10,8 процента обучающихся 10-х-11-х классов, доля обучающихся 9-х классов, охваченных предпрофильной подготовкой, - 89,8 процента; доля обучающихся по развивающим программам на начальной ступени общего образования - 64 процента);
развивается сеть республиканских экспериментальных площадок (18 общеобразовательных учреждений ведут исследования в области здоровьесбережения, развивающего обучения, развития одаренности, предшкольной подготовки, сохранения и развития этнокультурного образования, совершенствования форм обучения), действует сеть ресурсных центров (21) и базовых (опорных) школ (62), представляющих собой инновационные площадки распространения передового педагогического опыта;
сохранена система обеспечения образовательных интересов национальностей и этнических групп, проживающих на территории Республики Марий Эл (марийский (родной) язык изучают 17,6 процента обучающихся, марийский (государственный) язык - 44,4 процента, предмет "История и культура народов Марий Эл" - 78 процентов обучающихся); издаются учебники и учебные пособия, обеспечивающие реализацию языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся (в 2009 году изданы 10 наименований учебников, в 2008 году - 20);
достигнут высокий уровень информатизации и автоматизации системы управления общим образованием (функционирует сайт Минобрнауки Республики Марий Эл, все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, показатель обеспеченности компьютерной техникой составляет 18 обучающихся на 1 компьютер, действуют электронные протоколы сбора отчетной информации);
усовершенствована республиканская система оценки качества общего образования, разработаны и утверждены административные регламенты по процедурам лицензирования, государственной аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров, обеспечен переход к внешним формам государственной (итоговой) аттестации на ступени основного общего (96 процентов выпускников сдают экзамены территориальной экзаменационной комиссии) и среднего (полного) общего образования (100 процентов выпускников сдают экзамены экзаменационным комиссиям Республики Марий Эл);
усовершенствована система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ежегодно курсовой подготовкой на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Марийский институт образования" охвачено до 20 процентов педагогов, при этом 30 процентов от общего числа слушателей проходят курсовую подготовку по накопительной системе с правом выбора учебных модулей (77,4 процента от общего количества курсов строится по модульному принципу), доля педагогов, участвующих в различных формах посткурсового сопровождения, составляет 15 процентов; успешно реализован проект "Современный образовательный менеджмент", в рамках которого обучено 256 руководящих работников республики);
усовершенствованы экономические механизмы функционирования системы образования: осуществлен плавный переход от принципа "управления затратами" к принципу "управление по результатам", введена отраслевая система оплаты труда, позволившая дифференцировать заработную плату педагогов по результатам их труда;
выполнен значительный объем работ по обеспечению комплексной безопасности, в том числе пожарной безопасности (в 55 образовательных учреждениях в республике установлены системы видеонаблюдения, все муниципальные и государственные образовательные учреждения в республике оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией, произведены работы по дооборудованию систем автоматической пожарной сигнализации устройствами передачи сигнала на пульты связи вневедомственной охраны, школьные автобусы оборудованы комплектами навигационно-телематического оборудования);
апробируются новые механизмы формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл, в том числе инициирована разработка концепции здоровьесберегающей образовательной среды; создаются центры реабилитации и восстановления здоровья детей на базе общеобразовательных учреждений - ресурсных центров, повышается доля общеобразовательных учреждений, активно внедряющих здоровьесберегающие технологии;
расширяются возможности для участия общественности в управлении образованием (97,2 процента общеобразовательных учреждений имеют действующие органы самоуправления), традиционной становится практика представления публичных отчетов образовательных учреждений;
создана система грантовой поддержки инновационного опыта лучших учреждений и педагогов на республиканском и муниципальном уровнях (общий фонд грантовой поддержки в республике в 2008-2010 годах составил 4275,0 тыс. рублей, свыше 80 грантов присуждены победителям всероссийских и республиканских конкурсов);
обеспечена преемственность целевых программ развития образования на республиканском и муниципальном уровнях. В муниципальных районах и городских округах республики реализуется от 5 до 10 целевых программ, направленных на решение актуальных проблем в отрасли. За счет внедрения программно-целевых методов управления удалось создать основные институциональные механизмы модернизации системы образования, сформировать сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы.
В то же время системе образования в республике не удалось преодолеть некоторые проблемы и противоречия, затормаживающие ее инновационное развитие.
Демографические процессы обусловили асимметрию спроса на образовательные услуги в республике, что проявляется в дефиците мест в дошкольных образовательных учреждениях (количество очередников достигает 102 человека на 100 мест, в городской местности - 109 детей на 100 мест) при неполной загруженности учреждений общего образования, обусловленной сильным влиянием демографического спада. За 10 лет сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 140 единиц, а контингент на 53,7 тыс. человек. Наметившиеся в 2008 году тенденции роста количества первоклассников достигнут оптимальных для системы темпов лишь в 2015 году. Учитывая данные демографического прогноза, с целью сохранения существующей сети образовательных учреждений республиканской системе образования предстоит активнее развивать технологии дистанционного образования.
Проведенные в республике мероприятия по реструктуризации сети образовательных учреждений позволили снизить количество малокомплектных школ с 28 до 20 единиц и несколько повысить наполняемость классов в городской местности с 23,3 человека в 2008 году до 23,8 человека в 2009 году, что выше общероссийского показателя (22 человека), при сохранении наполняемости классов в сельской местности 13,6 человека (в Российской Федерации -12 человек). Оснащение общеобразовательных учреждений школьными автобусами привело к изменению транспортной структуры подвоза (доля обучающихся, подвозимых к месту учебы на школьном автобусе, выросла с 57,6 процента в 2007 году до 72,2 процента в 2009 году) и повышению уровня безопасности и комфорта при перевозках обучающихся. Вместе с тем увеличение парка школьных автобусов, отвечающих современным требованиям к безопасности перевозок детей (на начало 2009/2010 учебного года - 139, 2008/2009 учебного года - 136, 2006/2007 учебного года - 63), требует своевременного регулярного обновления. Необходимо приобретение транспортных единиц для замены автобусов в связи с окончанием срока их эксплуатации, а также для открытия новых маршрутов.
Обеспечение пожарной безопасности участников образовательного процесса потребует дополнительного привлечения бюджетных средств на осуществление работ по приведению путей эвакуации в образовательных учреждениях в соответствие с нормативными требованиями. Необходимо завершить дооборудование систем автоматической пожарной сигнализации устройствами передачи сигнала на пульты связи вневедомственной охраны в муниципальных образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием людей. С целью обеспечения требований трудового законодательства и надлежащих условий труда в образовательных учреждениях необходимо проведение в полном объеме аттестации рабочих мест.
Проблемными в республике остаются вопросы обеспечения современных условий обучения по основным образовательным программам общего образования. Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, составляет 40,2 процента. Приоритетным направлением в рамках Программы является оснащение общеобразовательных учреждений - ресурсных центров, базовых школ современным учебно-наглядным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
Система поддержки одаренных детей в республике при ведущей роли олимпиадного движения продолжает характеризоваться раздробленностью отдельных ее элементов, в частности, отсутствуют эффективные механизмы поддержки постолимпиадного (конкурсного) сопровождения выявленных одаренных детей. Сетевое взаимодействие учреждений общего, профессионального и дополнительного образования при подготовке одаренных детей отличается нестабильностью и неустойчивостью связей, не созданы условия, обеспечивающие индивидуальные траектории образования одаренных детей. Созданный в 2009 году Центр по работе с одаренными детьми на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат" нуждается в оснащении учебно-наглядным оборудованием в соответствии с углубленным уровнем реализуемых центром образовательных программ.
Незначительный спрос на технологические профили (агро-технологический (1,5 процента обучающихся), индустриально-технологический (2,9 процента обучающихся) обусловлен в том числе недостаточной оснащенностью общеобразовательных учреждений по технологическим профилям и отсутствием стабильной поддержки внедрения разработанных моделей сетевого взаимодействия с учреждениями начального и среднего профессионального образования. В целях поддержки интереса детей школьного возраста к инженерно-техническим специальностям и работе в высокотехнологичных отраслях промышленности необходимо обеспечение стабильной поддержки учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы технической и естественно-научной направленности.
Несмотря на массовый характер оснащения общеобразовательных учреждений республики компьютерной техникой, комплектами специализированного учебно-наглядного оборудования (интерактивные доски, презентационное оборудование, интерактивные карты и т.д.) оснащены 40 процентов общеобразовательных учреждений. Недостаточными для современного уровня информатизации общества являются технические характеристики компьютерных классов образовательных учреждений, не все специальные (коррекционные) общеобразовательные школы оснащены специальной компьютерной техникой, обеспечивающей работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Недостаточно организована переподготовка и повышение квалификации специалистов по новым направлениям для нужд образования: системные администраторы, инженеры-электроники, консультанты, специалисты по информационной безопасности. В системе общего образования республики организация дистанционного обучения не носит системного характера и является результатом отдельных инициатив. Доля учреждений, в которых используются информационные системы управления деятельностью, составляет 60 процентов. Перечисленные недостатки имеют четко выраженный системный характер, что свидетельствует о необходимости решения проблемы информатизации общего образования Республики Марий Эл программно-целевым методом.
Общесистемной проблемой является сложная кадровая ситуация в образовании. Несмотря на рост заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений, переведенных на отраслевую систему оплаты труда, наблюдается некоторое отставание среднемесячной начисленной заработной платы в образовании от среднего уровня заработной платы в экономике Республики Марий Эл. Это приводит к трудностям привлечения в образовательные учреждения республики квалифицированных кадров, способных обеспечить высокое качество образовательных услуг. В Республике Марий Эл сохраняется большая численность преподавателей пенсионного возраста (10,6 процента). Средний возраст педагогических работников отрасли образования в Республике Марий Эл 43 года. В результате принятых в 2009 году мер социальной поддержки молодых специалистов путем присвоения им второй квалификационной категории в первый год работы в общеобразовательном учреждении, позволяющей обеспечить ставку заработной платы молодого специалиста на уровне ставки заработной платы педагога с 20-летним стажем работы, удалось привлечь в образовательные учреждения свыше 200 молодых педагогов, или 1,6 процента от общего количества работающих в отрасли педагогических работников. В субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации комплексного проекта модернизации образования, обновление педагогического состава за счет молодых специалистов составляет около 10 процентов.
Улучшение демографической ситуации на территории республики привело к дефициту мест в дошкольных образовательных учреждениях.
С целью увеличения охвата детей услугами дошкольного образования на территории Республики Марий Эл принимаются меры по расширению сети дошкольных учреждений: осуществляется возврат перепрофилированных ранее дошкольных образовательных учреждений, строительство и реконструкция детских садов, увеличение количества мест при дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также развитие вариативных форм дошкольного образования. Однако 26,9 процента детей от рождения до 7 лет стоят в очереди на получение места в дошкольных образовательных учреждениях.
Развитие вариативных форм дошкольного образования приведет к увеличению охвата детей в возрасте от 2 до 7 лет, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрение новых форм повышения квалификации сдерживается низким уровнем материально-технической оснащенности учреждений дополнительного профессионального образования. Дефицит финансирования научно-исследовательских разработок приводит к оттоку квалифицированных кадров из системы дополнительного профессионального образования. Переходу на дистанционные формы повышения квалификации препятствует отсутствие современного программного обеспечения и соответствующего компьютерного оборудования.
Продолжает оставаться актуальной проблема организации здоровьесберегающей образовательной среды. В настоящее время сохраняются высокие уровни алиментарно-зависимых заболеваний обучающихся (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет), отмечается ухудшение показателей физического развития детей. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Наблюдается снижение охвата обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными образовательными услугами в муниципальных образовательных учреждениях. Существующая система специального образования в общеобразовательных учреждениях не удовлетворяет в полной мере имеющиеся сегодня образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация муниципальных целевых программ по развитию школьного питания на 2007-2010 годы позволила добиться стабильно высоких показателей по охвату детей горячим питанием (всеми формами питания охвачено 97,3 процента обучающихся) и улучшить материально-техническую базу пищеблоков образовательных учреждений (проведена реконструкция и перепланировка пищеблоков, которые подсоединены к централизованным сетям водоснабжения и канализации, приобретено более 93 единиц технологического и холодильного оборудования). Однако, несмотря на постоянную замену оборудования школьных пищеблоков, изношенность теплового оборудования составляет 79 процентов, механического - 80 процентов, холодильного - 70 процентов, что требует масштабной замены технологического оборудования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл (далее - местные бюджеты).
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечит единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Основные проблемы системы общего образования в Республике Марий Эл, затрагиваемые настоящей Программой, приведены в приложении N 1 к Программе.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Настоящая Программа обеспечивает преемственность целевых установок по отношению к целям и задачам республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы" и учитывает основные положения Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития Республики Марий Эл.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
обеспечение инновационного характера базового образования;
совершенствование республиканской системы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями.
Для решения задачи модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития необходимо обеспечить комплекс мероприятий по реализации основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в сфере общего образования, а также мероприятия по развитию вариативных форм дошкольного образования, включая организацию дошкольных групп на базе государственных учреждений общего и дополнительного образования.
Обеспечение инновационного характера базового образования потребует реализации комплекса мероприятий по обновлению содержания и технологий образования посредством внедрения республиканских организационных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей.
Решение задачи совершенствования республиканской системы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями будет направлено на разработку, апробацию и внедрение прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, а также механизмов независимой оценки учебных и внеучебных достижений учащихся, широкого участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Сроки реализации Программы 2011-2015 годы.
На первом этапе реализации Программы (2011-2014 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с организационно-методическим обеспечением реализации Программы, и осуществление комплекса основных мероприятий, обеспечивающих достижение основных показателей Программы, внедрение и распространение полученных результатов.
На втором этапе (2015 год) предусмотрено завершение реализации мероприятий, анализ, обобщение и оценка эффективности реализации Программы.
Целевые индикаторы и показатели Программы, позволяющие оценить ход ее реализации по годам, приведены в приложении N 2 к Программе.
3. Система программных мероприятии
Настоящая Программа включает в себя комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, объединенных по следующим направлениям:
I. Мероприятия, направленные на модернизацию общего и дошкольного образования.
II. Разработка и апробация республиканских организационных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей.
III. Совершенствование республиканской системы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями.
IV. Поддержка педагогических работников образовательных учреждений.
В рамках первого направления предполагается:
развитие вариативных форм дошкольного образования, включая организацию дошкольных групп на базе учреждений общего и дополнительного образования;
обеспечение реализации основных образовательных программ общего образования (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
развитие системы поддержки одаренных детей;
повышение кадрового потенциала отрасли, в том числе формирование кадрового ресурса консультантов по вопросам развития общего образования, обеспечение деятельности стажировочной площадки для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования, а также выявление и поощрение лучших педагогических работников системы общего образования в Республике Марий Эл;
изменение школьной инфраструктуры, в том числе распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, развитие транспортной сети доставки обучающихся к месту обучения;
создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам;
формирование здоровьесберегающей образовательной среды, осуществление скринингового мониторинга здоровья обучающихся образовательных учреждений в Республике Марий Эл;
реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в Республике Марий Эл;
обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений в Республике Марий Эл.
Второе направление включает мероприятия:
по поддержке сетевых моделей сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования, реализующих программы технической и естественнонаучной направленности;
по реализации научно-исследовательского проекта "Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях" на базе одного из муниципальных районов в Республике Марий Эл;
увеличение охвата детей услугами дошкольного образования на территории Республики Марий Эл.
Третий комплекс мероприятий направлен на совершенствование республиканской системы оценки качества образования посредством разработки и внедрения адекватных механизмов оценки и стимулирования деятельности педагогических работников и обучающихся, в том числе на ступени начального общего образования; на реализацию научно-исследовательского проекта по разработке и апробации механизмов процедуры аттестации педагогических и руководящих работников Республики Марий Эл с участием профессионально-педагогических сообществ.
Четвертый раздел мероприятий направлен на поддержку педагогических работников системы образования.
Обязательным условием реализации мероприятий Программы является осуществление руководителем - основным разработчиком Программы их экспертно-аналитического, научно-методического и информационного сопровождения.
Система программных мероприятий приведена в приложении N 3 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Расчет потребности в ресурсном обеспечении реализации Программы основан на оценке объемов финансовых средств, необходимых для выполнения каждого мероприятия.
Общий объем средств, предусмотренный на реализацию Программы, составляет 220 998,1 тыс. рублей, в том числе 93 455,1 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета), 127 543,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период.
В Программе предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам.
См. Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов на выполнение мероприятий республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Марий Эл на 2011-2015 годы" по направлению "Создание условий для информатизации образования", утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2011 г. N 167
Субсидии местным бюджетам предоставляет Минобрнауки Республики Марий Эл в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Марий Эл в пределах выделенных ассигнований на соответствующий финансовый год, установленных Законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период.
Минобрнауки Республики Марий Эл перечисляет денежные средства в установленном порядке в местные бюджеты на счета Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий Программы, в местные бюджеты осуществляется из республиканского бюджета Республики Марий Эл на основании Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на проведение мероприятий Программы, заключаемого между Минобрнауки Республики Марий Эл и администрацией муниципального района или городского округа Республики Марий Эл.
Условием предоставления средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам на финансирование мероприятий Программы является наличие муниципальной целевой программы развития образования либо иных соответствующих направлениям Программы целевых программ, реализуемых за счет местных бюджетов.
Доля средств, направляемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл в местные бюджеты на софинансирование мероприятий Программы, рассчитывается по формуле:
ДСР = (100 - 20 х КБО),
где:
ДСР - доля средств в процентах, направляемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл в местный бюджет на софинансирование мероприятий Программы;
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего муниципального района (городского округа) (далее - муниципальное образование) после распределения средств из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов.
При расчете доли средств, направляемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл в местный бюджет на софинансирование мероприятий Программы, полученное значение указанного показателя округляется до целого числа в соответствии с правилами математического округления.
Размер субсидий, направляемых на реализацию Программы из республиканского бюджета Республики Марий Эл в местные бюджеты, рассчитывается исходя из количества мероприятий Программы, запланированных в соответствующем финансовом году, и объема лимитов денежных средств, выделенных на реализацию Программы из республиканского бюджета Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
Размер субсидии, перечисляемой в местный бюджет из республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию Программы в соответствующем финансовом году, рассчитывается по формуле:
,
где:
Cj - размер субсидии j-му муниципальному образованию из республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий Программы;
Cyбji - общий объем средств по j-му муниципальному образованию, предусмотренный в соответствующем финансовом году в республиканском бюджете Республики Марий Эл и бюджете j-го муниципального образования на реализацию i-го мероприятия Программы;
n - количество мероприятий Программы, запланированных в соответствующем финансовом году j-м муниципальным образованием;
Mji - объем средств, предусмотренный в соответствующем финансовом году в бюджете j-ого муниципального образования по муниципальной целевой программе развития образования либо соответствующей направлениям Программы иной целевой программе на софинансирование i-го мероприятия Программы.
Объем средств, предусмотренный в соответствующем финансовом году в бюджете j-ого муниципального образования по муниципальной целевой программе развития образования либо соответствующей направлениям Программы иной целевой программе на софинансирование i-го мероприятия Программы, рассчитывается по формуле:
.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложениях N 4-5.
5. Механизм реализации и управления Программой
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления при условии четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы.
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Минобрнауки Республики Марий Эл.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
координацию деятельности исполнителей по реализации мероприятий Программы;
содействие органам местного самоуправления в разработке муниципальной целевой программы развития образования либо иных соответствующих направлениям Программы целевых программ, реализуемых за счет местных бюджетов;
подготовку предложений на финансовый год по уточнению объемов средств и условий их предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию Программы;
корректировку целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации Программы, состава исполнителей Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств;
мониторинг хода выполнения программных мероприятий;
подготовку и направление в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл квартальных и по итогам года отчетов о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств;
контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы.
Задачами соисполнителей Программы являются:
определение конкретных работ и затрат на выполнение мероприятий Программы и источников их финансирования;
организация и обеспечение реализации в полном объеме предусмотренных Программой мероприятий;
осуществление мониторинга исполнения целевых показателей и эффективности выполнения мероприятий Программы;
представление в Минобрнауки Республики Марий Эл информации о ходе реализации Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и по итогам года, до 20 января года, следующего за отчетным периодом.
В целях обеспечения взаимодействия исполнителей Программы, определения перспективных направлений реализации Программы на очередной финансовый год Минобрнауки Республики Марий Эл создает координационный совет по реализации Программы, который является коллегиальным совещательным органом управления реализацией Программы.
В его состав входят представители государственного заказчика Программы, других органов исполнительной власти, ученые и специалисты в соответствующих областях, а также представители общественных, в том числе молодежных, объединений. Положение о координационном совете, регламент работы и его состав утверждаются Минобрнауки Республики Марий Эл.
В Программе предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам Республики Марий Эл на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Программные мероприятия и объемы финансирования, определяемые в настоящей Программе, могут уточняться на каждый финансовый год в порядке, установленном законодательством Республики Марий Эл.
6. Контроль за ходом реализации и оценка эффективности Программы
Контроль за ходом реализации Программы возлагается на государственного заказчика Программы - Минобрнауки Республики Марий Эл.
Качественные и количественные результаты выполнения Программы в соответствии с поставленными целями и задачами Минобрнауки Республики Марий Эл представляет ежеквартально и по итогам года в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Информация о ходе реализации Программы за отчетный год представляется в Правительство Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл".
Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально ориентированного развития Республики Марий Эл.
При этом будет обеспечено:
создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех ступенях общего образования и для различных категорий граждан;
внедрение и эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для различных категорий граждан;
внедрение процедур независимой оценки учреждений и процессов системы образования;
создание ресурсов и программ для одаренных детей.
В ходе Программы предполагается достичь следующих основных показателей:
увеличение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, до 50 процентов;
увеличение доли обучающихся, охваченных республиканской системой выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности обучающихся 9-11-х классов до 5 процентов;
увеличение доли образовательных учреждений, отвечающих требованиям норм и правил пожарной безопасности, до 100 процентов.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 ноября 2011 г. N 379 в приложение внесены изменения
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике
Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 24 ноября 2011 г. N 379)
Основные проблемы
системы общего образования в Республике Марий Эл, затрагиваемые республиканской целевой программой "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
24 ноября 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 мая 2013 г. N 167 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике
Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 27 мая 2013 г. N 167)
Целевые индикаторы и показатели
республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
24 ноября 2011 г., 27 мая 2013 г.
|
Наименование мероприятий (комплекса мероприятий Программы), обеспечивающих достижение конечного результата |
Наименование показателей конечных результатов |
Фактическое значение показателя в 2010 году |
Изменение значений показателя по годам реализации Программы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I. Мероприятия, направленные на модернизацию общего и дошкольного образования | ||||||||
1. |
Развитие вариативных форм дошкольного образования, включая организацию дошкольных групп на базе учреждений общего и дополнительного образования |
доля детей, охваченных услугами дошкольного образования на территории Республики Марий Эл (отношение численности детей в возрасте 2-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе) |
82,0 |
82,6 |
84,8 |
86,0 |
87,0 |
88,0 |
2. |
Обеспечение реализации основных общеобразовательных программ общего образования (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) |
доля учебников и учебно-методической литературы, изданных в целях обновления (пополнения) библиотечного фонда учебниками и учебно-методической литературой по предметам, обеспечивающим языковые права и этнокультурные потребности обучающихся, процентов |
11,4 |
18,0 |
18,0 |
20,0 |
18,0 |
18,0 |
3. |
Развитие системы поддержки одаренных детей |
доля обучающихся, охваченных республиканской системой выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности обучающихся 9-11-х классов, процентов |
3,0 |
3,5 |
3,8 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
4. |
Повышение кадрового потенциала отрасли, в том числе формирование кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития общего образования, обеспечение деятельности стажировочной площадки для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования |
доля учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей, процентов |
35,0 |
38,0 |
42,0 |
46,0 |
50,0 |
54,0 |
количество учителей, получивших денежное поощрение по результатам участия в республиканских конкурсах педагогического мастерства |
17 |
25 |
22 |
25 |
25 |
26 |
||
5. |
Изменение школьной инфраструктуры, в том числе распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, развитие транспортной сети доставки обучающихся к месту обучения |
доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, процентов |
40,2 |
65,0 |
70,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
доля общеобразовательных учреждений, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл, процентов |
60,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
||
6. |
Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам |
доля общеобразовательных учреждений, использующих автоматизированные системы управления образованием и электронного документооборота, процентов |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
7. |
Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, осуществление скринингового мониторинга здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл |
доля центров содействия укреплению здоровья школьников, оснащенных соответствующим медицинским оборудованием не менее 50 процентов, процентов |
10,0 |
10,0 |
20,0 |
30,0 |
40,0 |
40,0 |
доля обучающихся общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл, прошедших медицинское обследование на базе центров здоровья, оснащенных современным скрининговым оборудованием, процентов |
0 |
73,0 |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
||
8. |
Реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в Республике Марий Эл |
охват школьников двухразовым горячим питанием, процентов |
70,0 |
72,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9. |
Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений в Республике Марий Эл |
доля государственных образовательных учреждений в Республике Марий Эл, отвечающих требованиям норм и правил пожарной безопасности, процентов |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
99,0 |
99,0 |
100,0 |
II. Разработка и апробация республиканских организационных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей | ||||||||
10. |
Реализация научно-исследовательского проекта "Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях" |
доля детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих интегрированное образование по месту жительства, процентов |
0 |
0 |
10,0 |
15,0 |
20,0 |
25,0 |
11. |
Поддержка сетевых моделей сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования, реализующих программы технической и естественнонаучной направленности |
уровень оснащенности учреждений общего и дополнительного образования учебно-наглядным оборудованием естественнонаучного и технического цикла, процентов |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
25,0 |
30,0 |
32,0 |
III. Совершенствование республиканской системы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями | ||||||||
12. |
Реализация научно-исследовательского проекта по разработке и апробации механизмов общественно-профессиональной процедуры аттестации педагогических и руководящих работников Республики Марий Эл |
доля педагогических и руководящих работников Республики Марий Эл, прошедших общественно-профессиональную процедуру аттестации, процентов |
0 |
0 |
0 |
5,0 |
8,0 |
10,0 |
13. |
Обеспечение системы открытой внешней оценки качества образования |
охват выпускников начальной школы внешними формами оценки учебных достижений, процентов |
20,0 |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
IV. Поддержка педагогических работников образовательных учреждений | ||||||||
14. |
Поощрение лучших педагогических работников системы общего образования в Республике Марий Эл |
количество учителей, получивших денежное поощрение |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
15. |
Предоставление педагогическим работникам общеобразовательных учреждений субсидий на оплату первоначального взноса за приобретаемое жилье в связи с предоставлением ипотечного кредита |
количество молодых педагогических работников, получивших субсидию на оплату первоначального взноса за приобретаемое жилье |
1 |
- |
19 |
70 |
75 |
80 |
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 мая 2013 г. N 167 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике
Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 27 мая 2013 г. N 167)
Система программных мероприятий
24 ноября 2011 г., 27 мая 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 мая 2013 г. N 167 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике
Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 27 мая 2013 г. N 167)
Объемы и источники
финансирования республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
24 ноября 2011 г., 27 мая 2013 г.
(тыс. рублей, в ценах года утверждения Программы)
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе на весь период реализации (тыс. рублей) |
В том числе по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
220 998,1 |
47 316,2 |
53 521,9 |
58 980,0 |
30 590,0 |
30 590,0 |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
127 543,0 |
12 192,0 |
23 581,0 |
30 590,0 |
30 590,0 |
30 590,0 |
федеральный бюджет** |
93 455,1 |
35 124,2 |
29 940,9 |
28 390,0 |
|
|
Капитальные вложения |
|
|
|
|
|
|
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет** |
|
|
|
|
|
|
НИОКР |
115,0 |
|
|
|
100,0 |
15,0 |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
115,0 |
|
|
|
100,0 |
15,0 |
федеральный бюджет** |
|
|
|
|
|
|
Прочие нужды |
220 883,1 |
47316,2 |
53 521,9 |
58 980,0 |
30 490,0 |
30 575,0 |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
127 428,0 |
12 192,0 |
23 581,0 |
30 590,0 |
30 490,0 |
30 575,0 |
федеральный бюджет** |
93 455,1 |
35 124,2 |
29 940,9 |
28 390,0 |
|
|
------------------------------
* Подлежит ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на финансовый год и плановый период исходя из его возможностей.
** При условии выделения средств из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 мая 2013 г. N 167 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 5
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике
Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 27 мая 2013 г. N 167)
Объемы и источники
поэтапного финансирования мероприятий республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы"
24 ноября 2011 г., 27 мая 2013 г.
(тыс. рублей)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2010 г. N 328 "О республиканской целевой программе "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 1 (часть II), ст. 49
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 мая 2014 г. N 249 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2014 г. N 126
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 18 декабря 2013 г. N 397
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 мая 2013 г. N 167
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 ноября 2011 г. N 379