2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 21 марта 2011 г. N 72 "Об утверждении Административного регламента Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги "Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений";
приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 29 июня 2012 года N 435 "О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 21 марта 2011 г. N 72".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название названного приказа следует читать как "Об утверждении административного регламента Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги "Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений"
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра В.М. Жирнова.
Министр |
Н.В. Климина |
Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 30 декабря 2015 г.
Регистрационный N 120820150066
Административный регламент
Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги "Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений"
(утв. приказом Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 21 декабря 2015 г. N 681)
I. Общие положения
1.1. Предмет регулирования регламента
Административный регламент Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл "Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений" (далее - Административный регламент) регулирует вопросы предоставления государственной услуги "Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений" (далее - государственная услуга).
1.2. Круг заявителей
1.2.1. Государственная услуга предоставляется работодателю, представителю работодателя (работодателей).
1.2.2. В процессе предоставления государственной услуги работодатель, представитель работодателя (работодателей), претендующие на предоставление государственной услуги, именуются заявителями (далее - заявители).
1.3. Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
1.3.1. Государственную услугу предоставляет Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл (далее - Министерство), расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, наб. Брюгге, д. 3.
График работы Министерства:
понедельник - пятница (за исключением нерабочих праздничных дней);
прием граждан с 12.00 до 13.00;
суббота, воскресенье: выходные дни.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой указанной статьи.
Телефон Министерства для консультаций по вопросам предоставления государственной услуги: (8-8362) 42-54-99, (8-8362) 45-56-44.
Адрес электронной почты Министерства: minso@mari-el.ru.
Адрес доступа к официальному сайту Министерства: www.portal.mari.ru/minsoc.
1.3.2. Информация о порядке предоставления государственной услуги представляется:
непосредственно в Министерстве путем устного и письменного информирования;
посредством использования средств телефонной связи, по указанным номерам в пункте 1.3.1. настоящего Административного регламента;
в информационных материалах, размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru), в республиканской информационной системе "Портал государственных услуг Республики Марий Эл" (www.pgu.gov.mari.ru), на официальном сайте Министерства (www.portal.mari.ru/minsoc):
посредством размещения публикации в средствах массовой информации.
1.3.3. В помещениях Министерства размещаются информационные стенды, содержащие информацию о процедуре предоставления государственной услуги.
На информационных стендах размещается следующая обязательная информация:
перечень документов, предусмотренных в подпункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, необходимых для предоставления государственной услуги;
форма заявления о предоставлении государственной услуги и образец его заполнения;
порядок предоставления государственной услуги;
основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
1.3.4. На официальном сайте Министерства и в республиканской информационной системе "Портал государственных услуг Республики Марий Эл" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация о предоставлении государственной услуги:
настоящий Административный регламент;
форма заявления о предоставлении государственной услуги и образец его заполнения;
перечень документов, предусмотренных в подпункте 2.6.1. настоящего Административного регламента;
основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
1.3.5. Заявитель в случае подачи заявления в форме электронного документа имеет возможность получать информацию по вопросам предоставления государственной услуги и сведений о ходе предоставления государственной услуги с использованием личного кабинета информационной системы "Портал государственных услуг Республики Марий Эл".
1.3.6. Консультации (справки) по вопросам предоставления государственной услуги в Министерстве предоставляются специалистами отдела трудовых отношений и оплаты труда и специалистами отдела охраны и экспертизы условий труда (далее - специалисты Министерства), в рамках своих полномочий согласно должностному регламенту в соответствии с графиком работы Министерства.
1.3.7. Предоставление государственной услуги заявителям является безвозмездным. Предоставленные специалистами Министерства гражданам в ходе консультаций формы заявлений являются бесплатными.
1.3.8. Основными требованиями к консультированию граждан являются:
актуальность;
своевременность;
четкость в изложении материала;
полнота консультирования;
наглядность форм подачи материала;
удобство и доступность.
1.3.9. Консультирование осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Специалисты Министерства, осуществляющие прием и консультирование (по телефону или лично), должны корректно и внимательно относиться к заинтересованным лицам, не унижая их чести и достоинства.
1.3.10. При ответе на телефонные звонки специалист Министерства, предоставляющий консультации, сняв трубку, обязан:
представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, наименование структурного подразделения Министерства, специалистом которого он является;
выслушать и уточнить, при необходимости, суть вопроса;
вежливо, корректно и лаконично дать ответ по существу вопроса;
во время разговора произносить слова четко, избегать параллельных разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.
В конце консультации специалист Министерства, представляющий консультации, должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда, и что должен сделать).
При невозможности в момент обращения ответить на поставленный вопрос предложить собеседнику перезвонить в конкретный день и в определенное время, подготовив к назначенному сроку ответ по вышеуказанным вопросам.
Время разговора не должно превышать 10 минут.
Специалист Министерства при осуществлении консультирования вправе предложить собеседнику представиться.
1.3.11. При осуществлении консультирования на личном приеме специалист Министерства обязан:
представиться, указав фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, наименование структурного подразделения Министерства, специалистом которого он является;
дать ответы на заданные посетителем вопросы, в конце разговора кратко подведя итоги;
вести разговор в вежливой форме, лаконично, по существу вопроса.
Если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию Министерства, специалист Министерства информирует посетителя о невозможности предоставления сведений и разъясняет ему право обратиться в орган, в компетенцию которого входят ответы на поставленные вопросы.
1.3.12. Специалист Министерства при осуществлении консультирования обязан ответить на следующие вопросы:
о порядке обращения за получением государственной услуги, включая информацию о графике работы и местонахождении Министерства;
о требованиях к заявителям;
о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги, и требованиях к их применению;
о перечне нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги;
о сроках предоставления государственной услуги.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги
Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений.
2.2. Наименование органа исполнительной власти Республики Марий Эл, предоставляющего государственную услугу
2.2.1. Государственная услуга предоставляется Министерством.
2.2.2. Министерство не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги, связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утверждаемый Правительством Республики Марий Эл.
2.3. Описание результата предоставления государственной услуги
2.3.1. Результатом предоставления государственной услуги является:
уведомительная регистрация коллективного договора, соглашения;
отказ в уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения;
2.3.2. Юридическим фактом, заканчивающим предоставление государственной услуги, является принятие решения Министерством о предоставлении государственной услуги или об отказе в предоставлении государственной услуги и последующее уведомление заявителя о принятом решении.
2.4. Срок предоставления государственной услуги
2.4.1. Министерство на основании представленных документов, предусмотренных в подпункте 2.6.1. настоящего Административного регламента, в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении государственной услуги принимают решение о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги.
2.4.2. Заявитель извещается специалистом Министерства, ответственным за прием и регистрацию документов, об отказе в предоставлении государственной услуги в письменной форме с указанием оснований для отказа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
2.4.3. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 25 рабочих дней со дня регистрации в Министерстве.
2.5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 4, ст. 445);
Конституцией Республики Марий Эл (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1997, N 11, ст. 402);
Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 3);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179);
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036);
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 февраля 2006 г. N 22 "Вопросы Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2006, N 3, ст. 116).
2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления
2.6.1. Для получения государственной услуги заявитель подает в Министерство следующие документы:
заявление о предоставлении государственной услуги;
коллективный договор, соглашение;
копию коллективного договора, соглашения.
2.6.2. Документы для предоставления государственной услуги предоставляются в Министерство.
Заявители подают документы для предоставления государственной услуги в Министерство.
2.6.3. Заявление о предоставлении государственной услуги оформляется заявителем по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту.
Форма заявления предоставляется заявителю при личном обращении в Министерство, а также при обращении посредством электронной почты в Министерство.
Заявителю предоставляется возможность распечатки формы заявления, размещенного на едином портале государственных и муниципальных услуг, в республиканской информационной системе "Портал государственных услуг Республики Марий Эл" (www.pgu.gov.mari.ru), официальном сайте Министерства.
2.6.4. Заявитель обращается за предоставлением государственной услуги самостоятельно либо через законного представителя в соответствии с графиком работы Министерства.
Заявитель вправе обратиться за предоставлением государственной услуги лично или посредством почтовой связи.
При поступлении заявления в форме электронного документа, документы, указанные в подпункте 2.6.1. настоящего Административного регламента, должны быть представлены заявителем лично либо посредством почтовой связи.
2.6.5. Заявитель, представивший в Министерство документы, содержащие недостоверные сведения, в случае если это повлекло необоснованное предоставление государственной услуги, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.7. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления
Специалисты Министерства не вправе требовать от заявителя:
предоставления документов и информации или осуществление действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
предоставление документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, представляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, муниципальными правовыми актами.
2.8. Перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
непредставление заявителем документов, перечисленных в подпункте 2.6.1 настоящего Административного регламента.
2.9. Перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
2.9.1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
документы не соответствуют перечню, предусмотренному подпунктом 2.6.1. настоящего Административного регламента;
заявитель не относится к категориям заявителей, указанным в подпункте 1.2.1. настоящего Административного регламента.
2.9.2. Оснований для приостановления предоставления государственной услуги нет.
2.10. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги
2.10.1. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги:
предоставление коллективного договора, соглашения.
2.11. Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
Государственная услуга и информация о ней предоставляются бесплатно.
2.12. Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги
Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, и информация о них предоставляются бесплатно.
2.13. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, и при получении результата предоставления таких услуг
2.13.1. Время ожидания заявителем в очереди при подаче документов на предоставление государственной услуги не должно превышать 15 минут.
2.13.2. Время ожидания заявителем в очереди при получении результата предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.
2.14. Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме
Заявление, в том числе поступившее посредством информационной системы "Портал государственных услуг Республики Марий Эл", регистрируется специалистами Министерства, ответственными за прием документов, в журнале регистрации обращений граждан и электронной базе данных заявителей в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявления в Министерство.
2.15. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, услуга, предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг
2.15.1. Помещение, в котором предоставляется государственная услуга, обеспечивается необходимым оборудованием (компьютерами, средствами электронно-вычислительной техники, средствами электронного информирования, средствами связи, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", оргтехникой), канцелярскими принадлежностями информационными и справочными материалами, наглядной информацией, стульями и столами, а также средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
2.15.2. Вход в помещение, в котором предоставляется государственная услуга, оформляется вывеской, содержащей наименование и график работы Министерства.
При предоставлении государственной услуги обеспечиваются условия беспрепятственного доступа для получателей государственных услуг - инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, в частности, обеспечивается:
возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по помещению, в котором предоставляется государственная услуга, а также при обращении за государственной услугой;
возможность для самостоятельного передвижения по помещению, в котором предоставляется государственная услуга, входа, выхода и перемещения (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение помещения, в котором предоставляется государственная услуга знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией в помещении для предоставления государственной услуги, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.
оказание работниками, предоставляющими государственные услуги, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами, в том числе помощи при подаче заявления на предоставление государственной услуги.
В целях удобной парковки автомобилей граждан у здания, в котором предоставляется государственная услуга, оборудуется автостоянка. Доступ граждан к парковочным местам является бесплатным.
На автостоянках выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Места предоставления государственной услуги оборудуются комфортными местами ожидания, предназначенными для граждан.
В местах предоставления государственной услуги предусматривается оборудование доступных мест общего пользования (туалетов) и хранения верхней одежды посетителей.
2.15.3. Рабочие места специалистов, осуществляющих предоставление государственной услуги, оснащаются настенными вывесками или настольными табличками с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалиста.
2.15.4. Места для информирования оборудуются визуальной, текстовой информацией, размещаемой на информационных стендах, обновляемой по мере изменения действующего законодательства, регулирующего предоставление государственной услуги, и изменения справочных сведений.
2.16. Показатели доступности и качества государственной услуги
2.16.1. Показателями доступности и качества предоставления государственной услуги являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость изложения информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации;
соблюдение сроков предоставления государственной услуги;
отсутствие обоснованных жалоб по предоставлению государственной услуги.
2.16.2. При предоставлении государственной услуги заявитель взаимодействует с одним специалистом Министерства, при этом продолжительность взаимодействия не должна превышать 15 минут.
2.17. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме
Обращение за получением государственной услуги, а также предоставление государственной услуги могут осуществляться с учетом электронных документов, подписанных электронной подписью (с использованием в том числе универсальной электронной карты) в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Такие документы признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе, за исключением случаев, если федеральным законом установлен запрет на получение государственной услуги в электронной форме.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
3.1. Перечень административных процедур при предоставлении государственной услуги
3.1.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрацию документов;
принятие решения о предоставлении государственной услуги либо принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги;
уведомительная регистрация коллективного договора, соглашения.
3.1.2. Блок-схема предоставления государственной услуги приводится в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.
3.2. Прием и регистрация документов
3.2.1. Основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в Министерство с документами, указанными в подпункте 2.6.1 настоящего Административного регламента.
3.2.2. Специалисты Министерства, ответственные за прием документов осуществляют наличие и проверку документов, предусмотренных подпунктом 2.6.1 настоящего Административного регламента на предмет соответствия установленным требованиям.
Специалисты Министерства, ответственные за прием документов, сличают представленные экземпляры оригиналов и копий документов друг с другом.
Продолжительность действия составляет 1 минуту на документ, состоящий не более чем из 2 страниц. При большем количестве страниц время проверки увеличивается на 1 минуту для каждых 2 страниц представляемых документов.
3.2.3. Критериями принятия решения о приеме документов для предоставления государственной услуги являются наличие (отсутствие) основания, указанного в пункте 2.8. настоящего Административного регламента.
3.2.4. При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении специалист Министерства, ответственный за прием документов, заполняет его самостоятельно (с последующим представлением на подпись заявителю) или помогает заявителю собственноручно заполнить заявление.
3.2.5. Специалисты Министерства, ответственные за прием документов:
а) подтверждают правомочность обращения заявителя за предоставлением государственной услуги, принимают документы и регистрируют заявление в журнале регистрации обращений граждан и электронной базе данных заявителей с внесением записи о приеме документов, содержащей следующие сведения:
порядковый номер записи;
дату обращения;
данные о заявителе;
цель обращения заявителя;
б) отказывают заявителю в приеме документов в соответствии с пунктом 2.8. настоящего Административного регламента.
3.2.6. Специалисты Министерства, ответственные за прием документов, разъясняют заявителю причины, по которым им было отказано в приеме документов, и предлагают принять меры по их устранению.
Продолжительность действия составляет 10 минут.
3.3. Принятие решения о предоставлении заявителю государственной услуги или об отказе в ее предоставлении
3.3.1. Основанием для начала административной процедуры является подтверждение правомочности обращения заявителя за предоставлением государственной услуги, прием документов и регистрация документов.
3.3.2. Специалисты Министерства, ответственные за подготовку решения о предоставлении государственной услуги, формируют пакет документов и готовят проект решения о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги.
Продолжительность действия составляет 2 рабочих дня.
3.3.3. Специалисты Министерства, ответственные за подготовку решения о предоставлении государственной услуги, представляют заместителю министра сформированный пакет документов и проект решения о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги для принятия решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в предоставлении государственной услуги.
Продолжительность действия составляет 1 рабочий день.
3.3.4. Заместитель министра принимает решение о предоставлении государственной услуги либо об отказе в ее предоставлении.
Продолжительность действия составляет 1 рабочий день.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.3.6. Результатами административной процедуры являются:
принятие решения о предоставлении государственной услуги;
принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.3.7. Критериями принятия решения о предоставлении заявителю государственной услуги или об отказе в ее предоставлении является соответствие или несоответствие заявителя кругу лиц, указанных в подпункте 1.2.1. настоящего Административного регламента и соответствие или несоответствие документов перечню, предусмотренному подпунктом 2.6.1. настоящего Административного регламента.
3.3.8. Заявителю, в отношении которого принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, специалистами Министерства, ответственными за подготовку решения о предоставлении государственной услуги, направляется письменное уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием оснований для отказа. Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги оформляется в соответствии с приложением N 7 к настоящему Административному регламенту.
Продолжительность действия составляет 3 рабочих дня.
3.4. Уведомительная регистрация коллективного договора, соглашения
3.4.1. Основанием для начала административной процедуры является принятие решения о предоставлении государственной услуги.
3.4.2. Специалисты Министерства, ответственные за проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, выявляют условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Продолжительность действия составляет 15 рабочих дней.
3.4.3. Информация о выявленных условиях коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников, и уведомление о регистрации коллективного договора, соглашения оформляется специалистами Министерства, ответственными за проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, в соответствии с приложением N 5 к настоящему Административному регламенту.
Продолжительность действия составляет 3 рабочих дня.
Письменное сообщение о выявленных условиях коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников, направляемое в Государственную инспекцию труда в Республике Марий Эл, оформляется специалистами Министерства, ответственными за проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, в соответствии с приложением N 6 к настоящему Административному регламенту.
Продолжительность действия составляет 3 рабочих дня.
3.4.4. Специалисты Министерства, ответственные за проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, заносят соответствующую информацию в Журнал уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений, оформленный в соответствии с приложением N 3 к настоящему Административному регламенту и направляют заявителю письменное уведомление о регистрации коллективного договора, соглашения с указанием даты регистрации, регистрационного номера коллективного договора, соглашения в соответствии с приложением N 5 к настоящему Административному регламенту.
Продолжительность действия составляет 2 рабочих дня.
3.4.5. Специалисты Министерства, ответственные за проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, ежеквартально, до 10 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, направляют сведения о зарегистрированных за отчетный квартал коллективных договорах и соглашениях в Государственную инспекцию труда в Республике Марий Эл.
IV. Формы контроля за исполнением регламента
4.1. Основными задачами системы текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги являются:
обеспечение своевременного и качественного предоставления государственной услуги;
своевременное выявление отклонений в сроках и качестве предоставления государственной услуги;
выявление и устранение причин и условий, способствующих ненадлежащему оказанию государственной услуги;
предупреждение не предоставления или ненадлежащего оказания государственной услуги,
обеспечение руководства Министерства информацией о ходе оказания государственной услуги;
систематическое повышение общего уровня исполнительской дисциплины и поощрения качественной работы специалистов Министерства.
4.2. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и исполнением настоящего Административного регламента осуществляется заместителем министра. Текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами Министерства положений настоящего Административного регламента и иных документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственной услуги.
4.3. Периодичность осуществления текущего контроля полноты и качества предоставления государственной услуги устанавливается Министром.
4.4. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение обращений заявителей на действия (бездействие) должностных лиц Министерства, специалистов Министерства при предоставлении государственной услуги.
4.5. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. При плановой проверке рассматриваются все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки) и отдельные вопросы (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя (внеплановые).
4.6. Должностные лица, ответственные за предоставление государственной услуги, несут персональную ответственность за соблюдением порядка предоставления государственной услуги в соответствии с должностными регламентами и требованиями законодательства.
4.7. Контроль за предоставлением государственной услуги может осуществляться со стороны работников и работодателей (их представителей) и общественных организаций.
В случае поступления обращений от стороны работников и работодателей (их представителей), общественных организаций, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие), должностными лицами Министерства, по решению министра социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл специалистами Министерства проводится проверка с целью контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги, а также выявления и устранения нарушений прав заявителей должностными лицами Министерства.
По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав заявителей, осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и принимаются меры по устранению выявленных нарушений.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) Министерства, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих Министерства
5.1. Информация для заявителя о его праве подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Министерства и (или) его должностных лиц, государственных служащих при предоставлении государственной услуги
5.1.1. Заявитель вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Министерства, его должностных лиц, государственных служащих, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной услуги (далее - жалоба), в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде путем обращения в Министерство.
5.2. Предмет жалобы
5.2.1. Жалоба должна содержать:
1) наименование Министерства, должностного лица Министерства, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Министерства, должностного лица Министерства, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Министерства, должностного лица Министерства, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5.4. Порядок подачи и рассмотрения жалобы
5.4.1. Жалоба подается в Министерство в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме заявителя или в электронном виде. Жалоба в письменной форме может быть также направлена в виде почтового отправления.
5.4.2. Время подачи жалоб совпадает с графиком работы Министерства, указанного в подпункте 1.3.1 настоящего Административного регламента.
5.4.3. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть предоставлена:
а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным лицом (для юридических лиц);
в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
5.4.4. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4.5. Заявитель вправе подать жалобу по электронному адресу Министерства, указанному в подпункте 1.3.1. настоящего Административного регламента.
5.4.6. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в подпункте 5.4.3. настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным Законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", при этом документ, удостоверяющий личность заявителя (получателя), не требуется.
5.4.7. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
6) затребование от заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
7) отказ Министерства, должностного лица Министерства, предоставляющих государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.4.8. В Министерстве определяются должностные лица, уполномоченные на рассмотрение жалоб, которые обеспечивают:
прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями настоящего раздела Административного регламента;
направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в соответствии с пунктом 5.8. настоящего Административного регламента.
5.5. Сроки рассмотрения жалобы
5.5.1. Жалоба, поступившая в Министерство, подлежит регистрации не позднее следующего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования отказа Министерства, должностного лица Министерства, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
5.5.2. В случае если в компетенцию Министерства не входит принятие решения по жалобе, поданной в его адрес заявителем (получателем), Министерство в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы направляет ее в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
5.6. Результат рассмотрения жалобы
5.6.1. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Министерство принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Министерством опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
5.6.2. Министерство отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации;
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями раздела V настоящего Административного регламента в отношении того же заявителя (получателя) и по тому же предмету жалобы.
5.6.3. Министерство вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя (получателя), указанные в жалобе.
5.7. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
5.7.1. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.
5.7.2. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
а) наименование Министерства, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
г) основания для принятия решения по жалобе;
д) принятое по жалобе решение;
е) в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок представления результата государственной услуги;
ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
5.7.3. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается министром.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть предоставлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Министерства.
5.7.4. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 18.3. Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 г. N 43-З "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл", или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
5.8. Порядок обжалования решения по жалобе
Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
5.9. Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
Заявитель имеет право получать в Министерстве информацию и документы, необходимые для обоснования своего обращения, в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 октября 2012 г. N 399 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Республики Марий Эл и их должностных лиц, государственных гражданских служащих Республики Марий Эл".
5.10. Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы
Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на информационном стенде, на официальном сайте Министерства, на Портале государственных услуг Республики Марий Эл.
Приложение N 1
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл
по предоставлению государственной
услуги "Уведомительная регистрация
коллективных договоров и соглашений"
ЗАЯВЛЕНИЕ
о предоставлении государственной услуги
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. работодателя, представителя работодателя (работодателей))
Прошу предоставить государственную услугу "Уведомительная
регистрация коллективных договоров и соглашений":
_________________________________________________________________________
(наименование организации, отрасль, форма собственности организации,
численность работников)
_________________________________________________________________________
Почтовый адрес __________________________________________________________
Номер телефона __________________________________________________________
___________________ ___________________ "__" ____________ 20__ г.
(Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Приложение N 2
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл
по предоставлению государственной
услуги "Уведомительная регистрация
коллективных договоров и соглашений"
Блок-схема
общей структуры последовательности действий по предоставлению государственной услуги
ЗАЯВИТЕЛЬ |
Министерство |
/-----------------------------------------------------------------\ |
| Прием и регистрация документов о предоставлении государственной | |
| услуги | |
\-----------------------------------------------------------------/ |
|
/---------------------------------\ /-------------------\ |
| Уведомительная регистрация | | Принятие | |
| коллективных договоров, | | Министерством | |
| соглашений с занесением | |решения об отказе в| |
| соответствующей информации в | | предоставлении | |
|Журнал уведомительной регистрации| | государственной | |
| коллективных договоров и | | услуги | |
| соглашений | \-------------------/ |
| | | |
\---------------------------------/ | |
| |
/-----------------\ | /-------------------\ |
| Направление | | Направление | |
| уведомления | /----------------------\ | заявителю | |
| заявителю о | | Направление в | | письменного | |
| регистрации | | Государственную | | уведомления об | |
| коллективного | | инспекцию труда в | | отказе в | |
| договора, | | Республике Марий Эл | | предоставлении | |
| соглашения | |письменного сообщения | | государственной | |
| | |о выявленных условиях | | услуги | |
\-----------------/ | коллективного | \-------------------/ |
| |договора, соглашения, | |
| | ухудшающих положение | |
| | работников | |
| \----------------------/ |
|
/------------------------------------------------------------------\ |
| Контроль за исполнением предоставления государственной услуги |-/
\------------------------------------------------------------------/
Приложение N 3
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл
по предоставлению государственной
услуги "Уведомительная регистрация
коллективных договоров и соглашений"
ЖУРНАЛ
уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений
N п/п |
Наименование организации, почтовый адрес, номер телефона |
Дата и входящий номер обращения об осуществлении регистрации |
Представители сторон |
Отрасль, форма собственности организации, численность работников |
Дата принятия коллективного договора, соглашения |
Дата регистрации, регистрационный номер |
Даты и исходящие номера уведомлений о регистрации либо отказе в осуществлении государственной услуги |
Подпись заявителя о получении уведомления, дата получения |
|
сторона работников |
сторона работодателей |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 4
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл
по предоставлению государственной
услуги "Уведомительная регистрация
коллективных договоров и соглашений"
На бланке письма
Министерства социальной защиты
населения и труда
Республики Марий Эл
___________________________________
(адрес представителя стороны социального
партнерства, заключившей коллективный
договор, соглашение)
УВЕДОМЛЕНИЕ
о регистрации
_________________________________________________________________________
(полное наименование коллективного договора, соглашения)
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
сообщает, что
_________________________________________________________________________
(полное наименование коллективного договора, соглашения)
зарегистрированы ___________________________________________________
(дата регистрации)
Регистрационный номер ________________________
Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение
работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не выявлены.
Руководитель ________________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 5
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл
по предоставлению государственной
услуги "Уведомительная регистрация
коллективных договоров и соглашений"
На бланке письма
Министерства социальной защиты
населения и труда
Республики Марий Эл
________________________________________
(адрес представителя стороны социального
партнерства, заключившей коллективный
договор, соглашение)
УВЕДОМЛЕНИЕ
о регистрации
_________________________________________________________________________
(полное наименование коллективного договора, соглашения)
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
(орган социальной защиты населения) сообщает, что
_________________________________________________________________________
(полное наименование коллективного договора, соглашения)
зарегистрировано ________________________________________________________
(дата регистрации)
Регистрационный номер ________________________.
При регистрации коллективного договора, соглашения Министерством
социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл выявлены
следующие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права:
N п/п |
Условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (номер пункта, статьи, раздела и т.п. в зависимости от структуры коллективного договора, соглашения) |
Нормативный правовой акт, по сравнению с которым условия коллективного договора, соглашения ухудшают положение работников (номер пункта, статьи нормативного правового акта) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, недействительны и не подлежат применению.
Руководитель ________________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 6
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл
по предоставлению государственной
услуги "Уведомительная регистрация
коллективных договоров и соглашений"
На бланке письма
Министерства социальной защиты
населения и труда
Республики Марий Эл
Государственная инспекция труда
в Республике Марий Эл
СООБЩЕНИЕ
о выявленных условиях коллективного договора, соглашения,
ухудшающих положение работников
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
сообщает, что
_________________________________________________________________________
(полное наименование коллективного договора, соглашения)
зарегистрировано ________________________________________________________
(дата регистрации)
Регистрационный номер ________________________.
При регистрации коллективного договора, соглашения Министерством
социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл выявлены
следующие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права:
N п/п |
Условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (номер пункта, статьи, раздела и т.п. в зависимости от структуры коллективного договора, соглашения) |
Нормативный правовой акт, по сравнению с которым условия коллективного договора, соглашения ухудшают положение работников (номер пункта, статьи нормативного правового акта) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, недействительны и не подлежат применению.
Руководитель ________________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 7
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл
по предоставлению государственной
услуги "Уведомительная регистрация
коллективных договоров и соглашений"
На бланке письма
Министерства социальной защиты
населения и труда
Республики Марий Эл
________________________________________
(адрес представителя стороны социального
партнерства, заключившей коллективный
договор, соглашение)
УВЕДОМЛЕНИЕ
об отказе в исполнении Министерством социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл государственной услуги
по уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения
Руководствуясь нормами законодательства Российской Федерации и
положениями Административного регламента Министерства социальной защиты
населения и труда Республики Марий Эл по предоставлению государственной
услуги по уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений,
отказать в исполнении государственной услуги по уведомительной
регистрации
_________________________________________________________________________
(полное наименование коллективного договора, соглашения)
_________________________________________________________________________
(наименование работодателя, представителя работодателя (работодателей),
заключивших коллективный договор, соглашение)
по следующему основанию (нужное подчеркнуть):
юридический статус представителей одной из сторон соглашения
(коллективного договора) не соответствуют требованиям Трудового кодекса
Российской Федерации;
непредставление заявителем документов, указанных в настоящем
Административном регламенте.
Руководитель ________________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 21 декабря 2015 г. N 681 "Об утверждении Административного регламента Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги "Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений"
Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 30 декабря 2015 г.
Регистрационный N 120820150066
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 12 января 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социального развития Республики Марий Эл от 26 января 2016 г. N 23