13 мая, 30 октября, 10 декабря 2014 г.
Во исполнение Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Марий Эл.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Куклина Н.И.
Председатель Правительства |
Л. Маркелов |
Порядок
организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Марий Эл
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 2012 г. N 107)
13 мая, 30 октября, 10 декабря 2014 г.
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", статьей 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьей 25 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 24 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и регламентирует организацию и осуществление регионального государственного экологического надзора на территории Республики Марий Эл (далее - региональный государственный экологический надзор).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2014 г. N 231 в пункт 2 внесены изменения
2. Региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, включает в себя:
организацию и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами производства и потребления на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
организацию и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;
осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2014 г. N 231 пункт 3 изложен в новой редакции
3. Целями регионального государственного экологического надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами, в том числе иностранными гражданами - пользователями недр (далее - граждане), при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Марий Эл, за исключением деятельности, связанной с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
4. Региональный государственный экологический надзор осуществляется Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл (далее - Департамент).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2014 г. N 652 пункт 5 изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
5. Перечень должностных лиц Департамента, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, - государственных инспекторов Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды (далее - должностные лица Департамента) утверждается постановлением Правительства Республики Марий Эл.
6. Региональный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (далее - проверка), а также посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении лицами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, своей деятельности.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2014 г. N 572 пункт 7 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных указанным выше Федеральным законом, и за исключением осуществления регионального государственного экологического надзора в отношении граждан.
8. В рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утверждаемыми руководителем Департамента.
Внеплановые проверки проводятся при наличии оснований, предусмотренных статьей 10 Федерального закона.
9. Плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, установленном статьями 9 - 12 Федерального закона.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2014 г. N 231 в пункт 10 внесены изменения
10. Должностные лица Департамента при осуществлении регионального государственного экологического надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, за исключением граждан, информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Департамента о назначении проверки посещать и обследовать территории, здания, помещения, сооружения и иные объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения; объекты, расположенные на особо охраняемых территориях республиканского значения Республики Марий Эл; очистные сооружения), используемые лицами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности;
обследовать обезвреживающие устройства, средства контроля, технические устройства и транспортные средства, оборудование и материалы;
проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации;
выдавать лицам, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований;
совершать иные действия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации в области осуществления регионального государственного экологического надзора.
11. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица Департамента, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации применительно к лицам, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, за исключением граждан, обязаны:
выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, Департамент обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
12. Должностные лица Департамента при проведении проверок в отношении лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, за исключением граждан (далее - проверяемые лица), обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, проверка которых проводится;
проводить проверку на основании приказа (распоряжения) руководителя Департамента (заместителя руководителя Департамента) о проведении проверки в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;
проводить выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии приказа (распоряжения) руководителя Департамента (заместителя руководителя Департамента), а в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона, и при наличии копии документа о согласовании проведения проверки с соответствующим органом прокуратуры;
не препятствовать проверяемым лицам, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять лицам, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить проверяемых лиц с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, доказывать обоснованность своих действий при обжаловании их проверяемыми лицами;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом;
не требовать от проверяемых лиц документы и иные сведения, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе проверяемых лиц ознакомить их с положениями административного регламента по исполнению государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Республики Марий Эл, утверждаемого приказом Департамента, в соответствии с которым проводится проверка;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2014 г. N 572 в пункт 13 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
13. Проверяемые лица имеют следующие права:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от Департамента, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Департамента;
обжаловать действия (бездействие) Департамента, должностных лиц Департамента, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл к участию в проверке.
14. Региональный государственный экологический надзор в отношении граждан осуществляется посредством проведения внеплановых проверок.
15. Основаниями для проведения внеплановых проверок граждан являются:
а) поступление в Департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) приказ (распоряжение) руководителя Департамента, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
в) истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
16. Внеплановая проверка в отношении граждан проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
17. Департамент и должностные лица Департамента в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Решения, действия (бездействие) Департамента и должностных лиц Департамента могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 2012 г. N 107 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Марий Эл"
Текст постановления опубликован в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 4 мая 2012 г. N 17 (117)
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 сентября 2021 г. N 412 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2018 г. N 134
Изменения вступают в силу с 29 марта 2018 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 июня 2017 г. N 267
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2017 г. N 53
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 марта 2016 г. N 127
Подпункт "б" пункта 5 названного постановления вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2014 г. N 652
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2014 г. N 572
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Подпункт "б" пункта 5 раздела I названного постановления вступает в силу с 1 января 2015 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2014 г. N 231