В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл (далее - Положение);
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 2012 г. N 107 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2012, N 5 (часть I), ст. 181);
постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 сентября 2013 г. N 294 "О вопросах регионального государственного экологического надзора на территории Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 11 сентября 2013 г., N 11092013040286);
пункт 3 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2014 г. N 9 "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 22 января 2014 г., N 22012014040012);
пункт 4 постановления Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2014 г. N 231 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 14 мая 2014 г., N 13052014040225);
пункты 5 и 6 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2014 г. N 572 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Марий Эл от 23 августа 2012 г. N 307" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 30 октября 2014 г., N 30102014040470);
пункты 2 и 3 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2014 г. N 652 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 11 декабря 2014 г, N 10122014040527);
пункт 5 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 марта 2016 г. N 127 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 28 марта 2016 г., N 28032016040064);
пункты 4 и 5 постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2017 г. N 53 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 13 февраля 2017 г., N 10022017040033);
пункт 5 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 июня 2017 г. N 267 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 19 июня 2017 г., N 19062017040175);
пункты 2 и 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2018 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 30 марта 2018 г., N 29032018040112).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 58 Положения, утвержденного пунктом настоящего постановления, который вступает в силу с 1 января 2023 г.
И.о. Председателя Правительства |
А. Сальников |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 30 сентября 2021 г. N 412
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления на территории Республики Марий Эл регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - региональный государственный экологический контроль).
2. Предметом регионального государственного экологического контроля являются:
а) соблюдение контролируемыми лицами, указанными в частях 1 - 3 статьи 31 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 248-ФЗ, контролируемые лица), обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - обязательные требования);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
подпункта 11.3 пункта 11 статьи 5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769;
пунктов 32 и 59 приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823;
пунктов 1.3 и 1.4 статьи 1, пункта 3.8 статьи 3, пункта 4.1 статьи 4 технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (TP ТС 030/2012), принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 59.
3. К разрешительным документам, указанным в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
временно разрешенные выбросы;
временно разрешенные сбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы регионального уровня;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет;
свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения;
разрешение на использование объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл;
разрешение на использование объектов растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях республиканского значения Республики Марий Эл.
4. Региональный государственный экологический контроль осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство).
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля, являются:
а) министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - министр), являющийся главным государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды;
б) заместитель министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по региональному государственному экологическому контролю (далее - заместитель министра), являющийся заместителем главного государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды;
в) начальник отдела государственного экологического контроля и надзора Министерства (далее - отдел), заместитель начальника отдела, ведущий консультант, консультант, старшие государственные инспектора, государственные инспектора отдела, являющиеся старшими государственными инспекторами Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды.
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются министр и заместитель министра (далее - уполномоченное должностное лицо).
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
7. Взаимодействие контролируемого лица с Министерством, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, указанного в части 5 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
8. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ.
Права и обязанности указанных в пункте 5 настоящего Положения должностных лиц Министерства (далее - должностные лица Министерства) установлены Федеральным законом N 248-ФЗ, а также статьей 66 Федерального закона N 7-ФЗ.
9. Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль в отношении следующих объектов регионального государственного экологического контроля (далее - объекты контроля):
а) деятельность (действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения;
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования.
10. При осуществлении контролируемым лицом хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю, в отношении всех таких объектов и таких контролируемых лиц осуществляется федеральный государственный экологический контроль.
11. Учет объектов контроля осуществляется:
а) при ведении в соответствии со статьей 69 Федерального закона N 7-ФЗ регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
б) при ведении государственного водного реестра;
в) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой Министерству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
12. Региональный государственный экологический контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
13. Министерство при осуществлении регионального государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
14. Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска осуществляется Министерством на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл, к категориям риска причинения вреда (ущерба) согласно приложению к настоящему Положению.
Министерство ведет перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план), с указанием категории риска.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении на территории Республики Марий Эл хозяйственной и (или) иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), утверждается постановлением Правительства Республики Марий Эл (далее - индикаторы риска).
Перечни ключевых и индикативных показателей регионального государственного экологического контроля и их целевые значения, утверждаются постановлением Правительства Республики Марий Эл.
15. Региональный государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
16. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 15 настоящего Положения. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах "д" - "е" пункта 15 настоящего Положения, проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
17. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий установлены статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
18. При осуществлении регионального государственного экологического контроля проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
19. Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
20. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения каждого планового контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в пункте 19 настоящего Положения, составляет:
а) для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска:
инспекционный визит - 1 раз в 3 года;
рейдовый осмотр - 1 раз в 3 года;
документарная проверка - 1 раз в 3 года;
выездная проверка - 1 раз в 3 года;
б) для объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 4 года;
рейдовый осмотр - 1 раз в 4 года;
документарная проверка - 1 раз в 4 года;
выездная проверка - 1 раз в 4 года;
в) для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска:
инспекционный визит - 1 раз в 5 лет;
рейдовый осмотр -1 раз в 5 лет;
документарная проверка - 1 раз в 5 лет;
выездная проверка - 1 раз в 5 лет;
г) для объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 6 лет;
рейдовый осмотр - 1 раз в 6 лет;
документарная проверка - 1 раз в 6 лет;
выездная проверка - 1 раз в 6 лет.
21. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана.
22. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся:
в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
23. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
24. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
25. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
26. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
27. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
введения режима чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
административного ареста;
избрания в отношении контролируемого лица (индивидуального предпринимателя, гражданина), подозреваемого в совершении преступления меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
временной нетрудоспособности;
нахождения в служебной командировке или отпуске;
смерти близких родственников.
В случаях, указанных в абзацах втором - седьмом настоящего пункта, Министерство принимает решение об отмене прежнего решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в иной срок с учетом необходимости устранения обстоятельств, послуживших поводом для указанного в настоящем пункте обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
28. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении регионального государственного экологического надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия: инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, определяются поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора. В случае, если указанные в настоящем абзаце виды контрольных (надзорных) мероприятий не определены поручением Президента Российской Федерации или поручением Правительства Российской Федерации, проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
29. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется:
в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержанием сведений об отклонении объекта контроля от параметров, утвержденных индикаторами риска, или о соответствии таким параметрам;
в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора;
в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием предписания контрольного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
30. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами Министерства могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований.
Способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
31. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом Министерства самостоятельно.
32. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении Министерства технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
33. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
34. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица, в том числе устно.
35. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
По результатам фотосъемки составляется фототаблица, которая подписывается на каждом листе должностным лицом Министерства, проводившим фотосъемку.
36. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
37. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
38. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждается Министерством ежегодно до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
При осуществлении регионального государственного экологического контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) профилактический визит;
д) консультирование.
Профилактические мероприятия проводятся Министерством с соблюдением требований, установленных частями 3 и 4 статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ.
39. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
40. Министерство в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад), утверждает его приказом Министерства и размещает доклад на официальном сайте Министерства в срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии регионального государственного экологического контроля.
41. В случаях, предусмотренных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Министерство, в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, объявляет (направляет) контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения вправе подать в Министерство возражение на предостережение (далее - возражение).
В возражении указываются:
наименование контролируемого лица;
идентификационный номер контролируемого лица;
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережений действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность возражения.
Возражение в отношении предостережения может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в таком предостережении способами.
Возражение в отношении предостережения рассматривается Министерством в течение 30 календарных дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением (далее - ответ).
Ответ контролируемому лицу направляется Министерством на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты контролируемого лица, указанный в возражении, или иными указанными в возражении способами.
Министерство:
осуществляет учет предостережений путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации;
использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
42. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи с соблюдением положений, установленных статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится (в том числе по письменному обращению контролируемого лица) с целью сбора сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
В ходе профилактического визита должностным лицом Министерства может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
По ходатайству должностного лица Министерства, проводящего профилактический визит, министр (заместитель министра) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
43. В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах негативного воздействия, отнесенных к II категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", проводится обязательный профилактический визит.
Обязательный профилактический визит проводится с соблюдением положений, установленных статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ, в форме и в сроки, установленные в пункте 42 настоящего Положения.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
44. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование, в том числе в письменной форме, осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, содержащих обязательные требования;
разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, регулирующих порядок осуществления регионального государственного экологического контроля;
о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства.
Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства по телефону, на личном приеме, посредством видео-конференц-связи, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
45. Консультирование осуществляется в рабочие дни по месту нахождения Министерства и по справочным телефонам, указанным на официальном сайте Министерства, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) и (или) в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Марий Эл" (далее - Портал государственных услуг Республики Марий Эл).
46. Консультирование посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже 1 раза в квартал в соответствии с планом-графиком, утверждаемым министром (заместителем министра), размещенным на официальном сайте Министерства.
План-график должен содержать:
дату, время проведения консультирования;
номер телефона (номера телефонов) и (или) указание на сервис видео-конференц-связи;
фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица Министерства, осуществляющего консультирование.
47. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 15 минут.
48. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
49. Правом на досудебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
50. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) должностных лиц Министерства при осуществлении регионального государственного экологического контроля (далее - жалоба) рассматривается:
в отношении должностных лиц Министерства, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения, - министром (заместителем министра);
в отношении заместителя министра - министром;
в отношении министра - Правительством Республики Марий Эл.
51. Сроки и условия подачи жалобы определены частями 5 - 9 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
52. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с пунктом 50 настоящего Положения (далее - уполномоченный орган), в электронном виде с использованием Единого портала и (или) Портала государственных услуг Республики Марий Эл, за исключением случая, предусмотренного пунктом 53 настоящего Положения.
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
53. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный орган без использования Единого портала и (или) Портала государственных услуг Республики Марий Эл, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
54. Жалоба подается по форме и содержанию, установленным статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
55. Жалоба рассматривается Министерством в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
56. Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации Министерством.
В исключительных случаях (при направлении Министерством запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов) министр (заместитель министра) вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 20 рабочих дней, уведомив контролируемое лицо о продлении сроков ее рассмотрения с указанием причин.
57. Основания для принятия решения Министерством об отказе в рассмотрении жалобы, сроки принятия Министерством такого решения и правовые последствия отказа в рассмотрении жалобы определены статьей 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 58 Положения вступает в силу с 1 января 2023 г.
58. Судебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Приложение
к Положению о региональном
государственном экологическом
контроле (надзоре), осуществляемом
на территории Республики Марий Эл
Критерии
отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл, к категориям риска причинения вреда (ущерба)
1. Объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл (далее - объекты контроля), относятся к следующим категориям риска:
а) категория среднего риска - объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - критерии), к объектам II категории;
б) категория умеренного риска - объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с критериями к объектам III категории;
в) категория низкого риска - объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с критериями к объектам IV категории.
2. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящего приложения к категориям среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска соответственно, если объект контроля размещается:
в границах особо охраняемой природной территории республиканского значения Республики Марий Эл;
в водоохранных зонах водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
3. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приложения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), указанными в части 1 статьи 23.23 и в части 1 статьи 23.29 КоАП Российской Федерации, вынесенного должностным лицом Министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицом Министерства;
б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица, организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246 - 248, 250 - 253, 259 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего приложения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно после устранения выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 15 Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл.
5. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящего приложения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно по истечении 3 лет после вступления в законную силу обвинительного приговора, указанного в подпункте "б" пункта 3 настоящего приложения, и при одновременном соблюдении обязательных требований.
6. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приложения к категориям значительного риска, среднего риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска, умеренного риска соответственно при отсутствии в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящего приложения, и при одновременном соблюдении обязательных требований.
7. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящего приложения к категории умеренного риска, подлежат отнесению к категории низкого риска при отсутствии в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу одного из решений, предусмотренных пунктом 3 настоящего приложения, и при одновременном соблюдении обязательных требований.
8. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 7 настоящего приложения к категории низкого риска, подлежат отнесению к категории умеренного риска в случае вступления в законную силу одного из решений, указанных в пункте 3 настоящего приложения, либо в случае непредставления отчетности и иной информации в области охраны окружающей среды, предоставление которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 30 сентября 2021 г. N 412
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл
При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл, устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
1. Получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем:
осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения о которых отсутствуют в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, в результате которой образуются отходы I - III классов опасности;
эксплуатируются источники выбросов загрязняющих веществ;
осуществляются (осуществлялись) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;
осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность с использованием объектов, расположенных (находящихся) в водоохранных зонах и (или) прибрежных защитных полосах водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю.
2. Получение в течение одного года обращений не менее чем от 15 граждан, либо коллективного обращения не менее чем от 15 граждан, либо обращений не менее чем от 15 организаций (в том числе информации от органов государственной власти, органов
местного самоуправления, в средствах массовой информации), содержащих информацию, указывающую на нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
3. Получение в ходе предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, информации, содержащей сведения об изменении по сравнению со сведениями, содержащимися в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в декларации о воздействии на окружающую среду, в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за предыдущий год более чем на 10 процентов:
объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
объемов сбросов загрязняющих веществ;
массы образовавшихся и размещенных отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 сентября 2021 г. N 412 "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл"
Вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 58 Положения, который вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 1 октября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 октября 2021 г. N 1200202110040008
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 мая 2022 г. N 209
Изменения вступают в силу с 5 мая 2022 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2021 г. N 578
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 67 и 68 Положения, которые вступают в силу с 1 марта 2022 г.